Рисунок к рассказу петька на даче

Краткое содержание петька на даче андреева герой рассказа андреева мальчик петька десяти лет от роду. в семь лет он

Краткое содержание Петька на даче Андреева

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они сами о себе позаботиться не могут.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Петька на даче. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Хорошо сложенный молодой инженер Аларин едет домой. В одном купе вместе с ним едут, неприглядная молодая девушка и мужчина с кавказкой внешностью. Спустя немного времени этот мужчина пристаёт к девушке

Автор начинает свое повествование с детского воспоминания. Это было в день Нового Года, когда 19 век переходил в 20. Автору в тот момент было 7 лет, в доме наряжали ёлку, а мальчика отправили на улицу, чтобы он не радовался раньше времени

Четверть закончилась. Учительница, похвалив ребят, сказала, что на каникулах состоится карнавал. Всем полагалось прийти в карнавальных костюмах, ведь за самый лучший костюм дадут приз.

Школьная учительница решила однажды организовать встречу учащихся своего класса с одним известным писателем. Раиса Ивановна – так звали учительницу – пригласила этого писателя в школу, и он принял приглашение.

Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках – и это в прямом смысле.

Петька на даче

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».

Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.

Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».

Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.

Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.

Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.

Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.

Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.

Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».

Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».

Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.

На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».

Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.

На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.

Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».

А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Леонид Андреев — Петька на даче:
Краткое содержание

Москва, конец XIX века. Петьке десять лет. Три года назад мать, кухарка Надежда, отдала его служить и жить в парикмахерскую Осипа Абрамовича. Самый маленький из всех работников, Петька без конца подает мастеру горячую воду, даже в праздники и воскресенья.

Среди клиентов парикмахерской – простой люд, рабочие, приказчики да дворники. Один день мальчика похож на другой. Единственное развлечение – смотреть в окошко на посетителей домов «дешевого разврата». Опустившиеся люди, мужчины и женщины, кучкуются на бульваре, там же пьют, обнимаются, дерутся.

Приятель Петьки, тринадцатилетний Николка, со дня на день должен перейти в подмастерья. Совсем как взрослый, он курит, смеется над драчунами с бульвара, матерится и задирает перед Петькой нос. Впрочем, если никто не видит, Николка на пальцах учит мальчика стричь.

Петька, и так худенький, тает на глазах. Его все время клонит в сон. Лицо у Петьки – как у маленького старичка, на руках грязь, шея немытая. Он то и дело разливает воду или вообще не реагирует на сердитые команды хозяина. Мать воспитывает его одна. И надеется, что Осип Абрамович научит ее сына уму-разуму, и будет у нее кормилец, опора в старости.

На лето господа, у которых стряпала Надежда, перебрались на дачу в Царицыно. Они разрешили кухарке взять с собой сына. Отпустил и Абрам Осипович. Петька ни разу не был за городом, но чувствовал, что дача – это то самое место, о котором он так долго мечтал. Николка провожал его завистливым взглядом. У него матери вовсе не было, даже такой толстой, как Надежда. И на дачу его некому позвать.

Вокзал Петьку поразил. А из окна поезда открылся такой вид – совсем иной, чем в парикмахерской. Земля и небо, вся цветущая природа окружили Петьку. Лицо мальчика прояснилось, разгладились горькие морщинки.

Первые дни на даче Петька, «современный дикарь», всего боялся. Робел перед величественным лесом, ласковым ясным небом, яркими цветами, тихой гладью пруда. «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

Но однажды все переменилось. Петька подружился с вихрастым гимназистом Митей. Тот всюду был свой – научился этому и Петька. Они удили рыбку в пруду, копали червяков, босиком шли в несусветную даль, чтобы искупаться, изучали развалины какого-то дворца.

Петьке казалось, что парикмахерская ему приснилась, не было ее никогда. Он нашел место, где хотел бы жить. Так прошла неделя. И как-то раз, когда Петька осваивал игру в «классики», барин и мать объявили ему, что «ехать надо».

Оказывается, пришло письмо: разболелся подмастерье Осипа Абрамовича. Некому подавать горячую воду. Выходит, удочка ему завтра не пригодится… И Петька зашелся в крике, кинулся на землю. Барыне было жаль бедняжку. А барин ей напомнил, что «есть люди, которым живется и хуже», чем этому Петьке. После чего они вместе ушли на танцевальный вечер.

Утренний поезд привез притихшего мальчонку в город. Расставаясь с матерью, он просил сберечь его удочку. Жизнь вошла в свою колею. «Мальчик, воды!» – кричал парикмахер. И мальчик, спотыкаясь, бежал на зов. Только ночами он удивлял Николку рассказами о дачных чудесах. Николка жалел Петьку, понимал, с чем тому пришлось разлучиться. А под окнами опять кто-то бил пьяную женщину.

Читательский дневник по рассказу «Петька на даче» Андреева

Сюжет

Петьке 10 лет, его мать – кухарка Надежда. Уже три года мальчик помогает в парикмахерской Осипа Абрамовича, подносит мастеру воду. И видит только клиентов-дворников да уличных забулдыг. Однажды мать берет его на дачу к своему барину.

Бледный городской мальчик восхищен и напуган красотой природы. Вместе с другом Митей неделю он рыбачит, играет, купается. А потом парикмахер письмом зовет его обратно. Несчастного Петьку возвращают в город. Ночами он пересказывает приятелю постарше, сироте Николке, свои приключения. Вместе они вздыхают, засыпая под пьяные крики за окном.

Отзыв

Тема бедности, детского труда, маленьких неприметных людей, украденного детства. История о первом детском горе, семье, сиротстве. Город как средоточие пороков.

Взрослые вторгаются в мир ребенка, лишают его радости, игры. Счастливое детство – залог счастливой взрослой жизни. Природа – как лекарство для души и тела.

Главные герои

Анализ «Петьки на даче» будет неполным без главных героев. В центре сюжета — Петька, сын повара Надежды. Его основные черты характера:

  • ловкость;
  • жизнерадостность;
  • назло.

Петька на даче резюме

Но из-за работы Петька стал угнетенным, напуганным, бездействующим. Ее мама — добрая и заботливая женщина. Он растил сына как мог. Пришлось привязать мальчика к учебе, так как это позволило бы ему получить профессию.

Другой главный герой «Петьки на даче» — Митя, школьник, общительный и веселый мальчик. Он великий мечтатель. В рассказе есть и другие персонажи. Например, владельцем парикмахерской является Осип Абрамович, онемевший и равнодушный мужчина. Ученица — Николка. Ему 13 лет, грубый и злой, разочарованный в жизни.

Основная идея рассказа Андреева заключается в том, что у каждого ребенка должно быть детство, и его нельзя отнимать от него. Дети не могут работать наравне со взрослыми. Если этого лишить, возникнут проблемы со здоровьем и психикой.

Отзывы читателей

Андреев не ограничился описанием жизни простого мальчика из рабочей семьи. Он смог передать, как тяжелый труд повлиял на ребенка. Петю считали дураком, ленивым и бесполезным мальчиком. Фактически, он был измотан тяжелой работой. Жизнь на даче снова его обрадовала, но как только Петя оказался в городе, все вернулось в исходное состояние. Эту историю должен прочитать каждый.

Анастасия

Рассказ посвящен проблеме детского труда. Кабальный труд вынуждает детей рано вырастать и бросать детство. Это плохо для их состояния, они становятся вялыми и апатичными. Школьников не сделаешь полноценными работниками. История сильная и грустная. В нем скрыт глубокий смысл, который показывает острую социальную проблему.

Мария

это печальная история, которая показывает, насколько несправедливым может быть мир. Ранний подневольный труд убивает детство и лишает ребенка радости. Петя был вынужден работать, что негативно сказалось на ее здоровье. Лишь на короткое время он стал счастливым. Эту историю стоит прочитать тем, кто не ценит современный мир.

Лидия

Андреев «Петька на даче» очень краткое содержание

Краткое содержание «Петьки на даче» для читательского дневника:

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, находилась рядом с кварталом, полным «домов дешевого разврата». В грязной комнате, полной мух и запаха дешевых духов, стриглись нетребовательные люди: швейцары, санитары, клерки, рабочие и «пугающе красивые, но подозрительные люди».

Петька был самым молодым работником, убирал комнату и давал горячую воду. Другой мальчик, Николка, был на три года старше. Он считался студентом, ругался, курил сигареты и был очень тщеславным. Десятилетняя Петька не курила, не ругалась и ревновала своего партнера. Оказавшись наедине с Петькой, Николка стал добрее и объяснил своему другу, «что значит отрезать польку, бобра или часть».

Иногда друзья сидели у окна «возле женского воскового бюста» и смотрели на горячий пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с усталыми, сердитыми, распутными лицами. «Ярко-синий страж» шел по дороге с тростью и следил, чтобы никто не решил лечь на скамейку или в свежую траву.

Женщины <…> говорили хриплым и резким голосом, ругали, обнимали мужчин так же просто, как если бы они были совсем одни на бульваре, иногда пили водку и тут же перекусывали.

Иногда пьяный мужчина бил пьяную женщину. Никто не заступился за нее, действительно, толпа стала свидетелем драки. Потом появился страж, разделил драку, а избитую женщину куда-то увезли.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька был поражен его умом и смелостью и думал, что станет таким же. Но пока Петька «очень хотел поехать в другое место».

Грязные и однообразные дни Петьки тянулись. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или сбивал их с толку. Отдыха не было: парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька похудел и сгорбился, на его сонном лице «мелкие морщинки», превратившие его в пожилого карлика.

Когда Петьку навестила ее мама, толстая повар Надежда, она попросила, чтобы ее подобрала парикмахерская, но потом забыла о своей просьбе и поприветствовала их небрежно. Надежда с грустью думала, что ее единственный сын дурак.

Как только скучная жизнь Петкиной изменилась, ее мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда его господа переехали на лето. Николка ревновал и Петьку, потому что у нее не было матери и она никогда не была в деревне.

Петька потрясла шумная станция, наполненная людьми и звуками. Они с матерью сели в поезд, и мальчик прижался к окну. Куда-то исчезла вся Петкина-сонливость. Он никогда не уезжал из города, «все здесь было для него велико, новое и странное» — и удивительно огромный мир, и высокое чистое небо.

Петька бегал от окна к окну, не любя зевающего с газетой господина. Надежда хотела ему сказать, что парикмахер, с которым ее сын прожил три года, пообещал сделать Петьку человеком, и тогда он станет ее опорой в старости. Но, глядя на сердитое лицо джентльмена, повар ничего не сказал.

Первые впечатления от дачи обрушились на Петьку со всех сторон и «задавили ее застенчивую душку».

Этот современный дикарь, вырванный из каменных объятий городских масс, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Здесь все было для него живым, чувствующим и имеющим волю.

Петька боялся темного, грозного и устрашающего леса, но любил ярко-зеленые луга и бездонное небо. Несколько дней он «серьезно, как старик» шел по опушке леса и ложился в густую траву, после чего «полностью слился с природой».

Привыкнуть к этому Петьке помог старшеклассник Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в разговор и на удивление быстро поладил». Неиссякаемый изобретениями, Митя научил Петьку ловить рыбу и плавать, ведя его исследовать руины дворца. Постепенно Петька забыла о парикмахере, стала ходить босиком, освежилась, и старые морщины исчезли с ее лица.

В конце недели мастер привез Надежде письмо из города — Осип Абрамович попросил Петьку вернуться. Сначала мальчик не понимал, зачем и куда ему идти, потому что «уже найдено другое место, куда он всегда хотел пойти», а здесь у него было столько чудесных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — мираж, а Осип Абрамович — неоспоримый факт, и «он плакал не только как плачут городские дети, худые и истощенные, — он кричал громче самого громкого человека и покатился дальше земля, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и педагог, готовясь к танцевальному вечеру, сказал жене, что «боль у ребенка недолговечна» и «есть люди, которые живут хуже».

Утром Петька вернулась в поезд, но в окна уже не смотрела, а сидела молча, добросовестно скрестив руки на коленях.

Торопясь среди торопливых пассажиров, они вышли на шумную дорогу, и большой жадный город равнодушно пожирал свою маленькую жертву.

После разлуки Петька попросила маму спрятать новую удочку — она ​​все еще надеялась вернуться.

Петька остался в грязной и душной парикмахерской и снова получил приказ: «Мальчик, вода!» Вечером он шепнул Никольке «про дачу, и он говорил о том, чего никогда не бывает, чего никто никогда не видел и не слышал», а его друг по-детски, грубо, энергично и непонятно выругался: «Блин!».

А на бульваре пьяный мужчина избил пьяную женщину.

Герои произведения

В рассказе Андреева есть только один главный герой. Это был десятилетний мальчик Петя. Его можно описать следующим образом:

  • работал помощником в парикмахерской;
  • не спал все время;
  • бутерброд.

Помимо главного героя, в книге много других персонажей. Каждый из них по-своему интересен и способствует развитию сюжета. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской и глава Petit;
  • Николка — единственный друг главного героя, скоро станет подмастерьем;
  • Прокопий и Михайла — сотрудники Осипа Абрамовича;
  • Надежда — мама Пти, добрая женщина, повар;
  • Хозяин — хозяин дачи, на которую работала мама главного героя;
  • Митя — друг Пети на даче, школьник.

На протяжении всей истории персонажи постоянно взаимодействовали друг с другом. Обзор работы поможет проанализировать их отношения.

Будни Петьки

Жизнь Пети не была насыщена яркими событиями, ему очень часто было скучно. Новый день мало чем отличался от предыдущего. Обычно он подавал людям воду с утра до вечера, стараясь сделать это как можно быстрее, чтобы хозяин не наказал его.

Петька никогда не спал, и все, что происходило вокруг него, казалось страшным сном. Клиенты парикмахера не одобряли его за низкий рост, чрезмерную худобу и густо покрытое веснушками лицо. Кроме того, его руки и шея всегда были в грязи. Даже мелкие морщинки вокруг глаз производили на него странное впечатление: в них он походил на пожилого карлика.

Иногда мама Надежда навещала Петю. Он никогда не жаловался на жизнь и лишь изредка просил взять ее с собой.

Приятный сюрприз

Однажды судьба преподнесла главному герою сюрприз. Надежда попросила Осипа Абрамовича отпустить Петю с ней на дачу в Царицыно. После этого ее скучная и однообразная жизнь засияла яркими красками.

Мальчик еще не знал, что такое дача, но в глубине души понимал, что это то место, о котором он давно мечтал. В тот момент Петьке завидовал ее партнер Николка. У него не было матери и он никогда не был в деревне.

Леонид андреев петька на даче ненадолго

Когда Петя прибыл на шумный вокзал, его охватило чувство нетерпения. Оказавшись в поезде, мальчик вцепился в окно и стал разглядывать сверкающие пейзажи. Все это было для него внове, потому что раньше он никогда не был на природе. Мальчик перебегал из одной стороны вагона в другую, пытаясь разглядеть все изображения. Надежде даже пришлось извиняться перед пассажирами за чрезмерную активность сына.

Во время короткой поездки у мальчика исчезли морщинки под глазами, и он больше не казался таким сонным. Приехав на дачу, Петька почувствовал себя настоящим дикарем. Он понимал свое бессилие перед природой. Весь день мальчик гулял у пруда, ложился на мягкую траву и смотрел на голубое небо.

Петя смог в полной мере ощутить все прелести природы после знакомства со школьником Митей. Вместе с ним главный герой впервые искупался в реке. Мальчики пошли на рыбалку и прогулялись по заброшенному зданию.

Петя быстро забыл о городской жизни с начальницей и парикмахером.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Петька — десятилетний мальчик, помощник парикмахера, всегда сонный, угнетенный, «старичок».

Другие персонажи:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской, владелец Петьки.
  • Прокопио и Михаила учатся в парикмахерской.
  • Николка — единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
  • Надежда — мама Петьки, повар, добрая и отзывчивая женщина.
  • Барин — хозяин, на которого работала владелица дачи Надежда.
  • Митя — школьник, дружит с Петькой на даче.

Источники

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/petka-na-dache.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/264791-kratkoe-soderzhanie-rasskaz-petka-na-dache-l-andreeva.html
  • https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-l-n-andreeva-petka-na-dache.html

На чтение 21 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Автор: · Опубликовано 20.12.2020 · Обновлено 24.12.2020

Одним из представителей Серебряного века среди писателей является Л.Н. Андреев. Хотя его произведения изначально печатались только в журналах и газетах, они пользовались большой популярностью. Одним из интересных произведений автора является рассказ «Петька на даче».

История создания рассказа

Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.

Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.

Жанр, композиция, направление

«Петька на даче» со сути своей детский остросоциальный рассказ. Он нравится многим и особенно тем, кто в детстве испытал бедность. Писатель настолько хорошо вникал во внутренний мир детей, понимал их ощущения, что казалось, что это рассказ о нем самом. Все чувства и эмоции героя читатель глубоко переживает и примеряет на себя, настолько реалистично написан этот рассказ.

Сюжет рассказа можно охарактеризовать как кольцо. Точка начала сюжета в парикмахерской заканчивается в той же точке в конце. Этот прием придает объемность повествованию.

Сюжет рассказа

Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.

По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.

Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.

Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.

Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.

На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.

Характеристика главных героев

  • Петька. По натуре этот мальчик меланхолик. Он постоянно ощущает недосыпание. А почему у читателя создается такое впечатление, что он грустный и меланхоличный от рождения? Как он преображается, попав на свободу в Царицыно, там его просто не узнать. Жизнь в городе не по нему. Единственный человек, с кем он общается, это Николка. Петька некурящий, непьющий, но уже приобщился к нецензурной брани. Да откуда ему набраться хороших манер? Вообще, мальчик добрый, но замкнутый.
  • Николка. Мальчику 13 лет. Он ходит в подмастерьях у Осипа Абрамовича. Матери у него нет. Как завидовал он Петьке, когда узнал, что тот с мамой едет на дачу. Мальчик в свои тринадцать лет уже курит, пробовал водочку. Вместо изучения наук он слушает местные сплетни от посетителей парикмахерской и передает их Петьке. Мальчики очень разные, но волей судьбы связаны постоянным общением. У Николки одно развлечение: сходить на драку посмотреть.
  • Осип Абрамович. Строгий и грубый Петин попечитель. Он не рассматривает его как ученика. Он считает его слугой, который по первому окрику должен бежать и выполнять все его прихоти.
  • Надежда. Петина мама. Она просто одинокая женщина, которой не на кого опереться. Она любит и жалеет сына, но не может ничего сделать для него, кроме как отдать Осипу Абрамовичу в услужение. Она надеется хоть так поднять мальчика. Сама она работает кухаркой у господ. Единственно, что она может, повкуснее и посытнее покормить Петю на даче. Это очень одинокий человек, которому даже поделиться нес кем и получить сочувствие. В поезде она готова рассказать все о себе незнакомому человеку, случайному попутчику.
  • Митя. Это мальчик-гимназист, с которым Петя познакомился на даче. С ним Петя узнал, что такое детство, рыбалка, окунулся в незнакомый ему мир природы и игр. Митя дружелюбен, остроумен, ужасный фантазер. Неудивительно, что Пете с ним намного интересней, чем с Николкой. Вся его внешность говорит о том, что он постоянно находится на природе.

Основные темы рассказа

  • Детство. В этом рассказе явно прослеживается превращение маленького мальчика в старичка. Он даже внешне приобретает старческие черты. У Петьки явно намечаются морщины. Постоянное желание спать тоже напоминает старость. Как пожилые люди впадают часто в дрему, так и десятилетний мальчик постоянно хочет спать. Сон для него спасение, уход от постылой реальности. Разве такая жизнь для ребенка должна быть? Грязная опостылевшая парикмахерская с вечно орущим Осипом Абрамовичем. Такая картина закладывается в его сознании с детства. А это очень страшно. Однако в душе мальчик не старик. Это раскрывается, когда он приезжает в деревню. Здесь он ребенок, даже морщинки разгладились.
  • Противопоставление: деревня и город, бедность и богатство. Николка представлен в рассказе как обиженный на всех и вся подросток. Он сам карабкается по жизни как может. Черствость стала основной чертой его характера. Брошенный всеми, оставшись без матери, он изо всех сил старается выжить, понимая, что хорошего ждать нечего. Единственную надежду он видит в Осипе Абрамовиче, который сделал его подмастерьем.
  • Тема материнской любви предстала в образе Надежды. Она, как всякая мать, переживает за своего сына, уговаривает хозяев приютить его на даче, старается дать ему повкуснее кусочек. Она бы все сделала для его счастья, но ее возможности ограничены.

«Петька на даче» – рассказ о маленьком мальчике, чье детство прошло в грязной парикмахерской, среди грубых, злых, бездушных людей.

petka-na-dache-chitatelskiy-dnevnik-65735.jpg

Краткое содержание «Петька на даче » для читательского дневника

ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич

Название: Петька на даче

Число страниц: 11. Андреев Леонид Николаевич. «Петька на даче». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1899 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Вывод и свое мнение

В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.

Главная мысль

Каждый ребенок имеет право на счастливое, беззаботное детство. Ранний подневольный труд и лишения убивают в нем личность, интерес и радость к жизни.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Браниться – ругаться.

Пролетка – легкий открытый четырехколесный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наемный экипаж с кучером.

Новые слова

Физиономия – лицо.

Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.

Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Петька на даче»?</h3>

    • <label>Леонид Андреев</label>
    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Максим Горький</label>

(новая вкладка)

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1899 год.

Жанр и литературное направление

В ранних рассказах Леонида Андреева (как не раз отмечали критики и как заявлял и он сам) очевидны традиции Диккенса и Достоевского. Именно в этих реалистических традициях в целом выдержано повествование о маленьком обитателе городского дна (тема для реализма ХІХ века отнюдь не новая).

Однако уже и в этом незатейливом рассказе Леонид Андреев обнаруживает то свойство своего таланта – современность поворачивать к читателю гранями и гримасами обречённого мира, – за которое при жизни писателя его причисляли то к «декадентам», то к «символистам», а посмертно даже пытались объявить отцом русского экспрессионизма.

Тема, идея, персонажи, сюжет, композиция

Чудовищный разрыв современной городской жизни с природой и необходимость вернуться к ней – тема и идея скорее для просветителя XVIII, чем для реалиста конца ХІХ века. Но поскольку Андреев начинал свой писательский путь в эпоху расцвета русского символизма и, как было сказано, многими воспринимался в его контексте, постольку абстрактные темы и глобальные идеи отнюдь не чужды природе его дарования.

Указанные тема и идея обозначены уже в самом названии рассказа. Главный его герой Петька – десятилетний мальчик, который до описываемого события ни разу не был за пределами Москвы и небо, «ясное и широкое», за все годы своей жизни видел только с крыши, куда изредка забирался тайком от взрослых. А дача, о которой до описываемого события Петька тоже ничего не слышал, – предмет его смутной и никак не называемой тоски в течение всех его десяти лет. В экспозиции рассказа «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно». А ближе к развязке, после недели, проведённой на даче, «про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено». Для любителей символизма можно добавить, что Петька – тёзка того самого императора, который в своё время загнал россиян в каменные стены «мегаполисов»: не только сотворил на болотах искусственный, «выморочный» (с точки зрения большинства символистов) Санкт-Петербург, но также инициировал превращение Москвы (в его время вполне деревенской) в «европейский город» в худшем смысле этого слова.

Кроме Петьки, в рассказе есть ещё Надежда – его мать, кухарка у богатых нанимателей. Её имя также вполне символично. В конце рассказа у Петьки всё же ещё остаётся надежда, что мать приедет за ним и снова отвезёт его на дачу. Но, так сказать, в большом времени эта Надежда тяжким бременем должна лечь на душу и жизнь самого Петьки, который, как рассуждает и надеется его мать, «уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки, на случай болезни или старости, у неё нет».

Остальные персонажи чётко делятся на две группы: те, с кем Петька живёт в городе, и те, кого он встречает на даче.

Городские – парикмахер Осип Абрамович, его больная жена, его подмастерья Прокопий и Михайла и мальчик на побегушках, тринадцатилетний Николка. Сам Петька – младший мальчик на побегушках, которого Николка, по его собственной инициативе, не только наставляет в парикмахерском деле, но и воспитывает личным примером, причём Николкино воспитание тесно связано с жизнью нынешних и будущих парикмахеров, трудящихся близ «квартала, заполненного домами дешёвого разврата»: «Николка знал по именам многих женщин и мужчин, рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы». И пока Петька не попал «в другое место», у него около глаз и под носом «прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

На даче Петька сразу подружился с гимназистом Митей. Митя был опытный дачник, он показал Петьке дачные достопримечательности и научил его всем премудростям рыбалки. И Петька «изумительно помолодел». Но «в исходе недели барин привёз из города письмо», в котором парикмахер извещал Надежду, что один из его подмастерьев заболел, и срочно требовал Петьку назад.

И они отправились в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы под военный оркестр. Да и каждый вечер в этом саду, как мы знаем из его истории, бурлила светская и театральная жизнь. Пользуясь близостью к Москве (дело происходит в Царицыне, где в то время живёт и сам Леонид Андреев), сюда летом приезжали с концертами певец Шаляпин, дрессировщик Дуров и даже давались спектакли актёрами Малого и Художественного театров… Но эта, «культурная» Москва, саркастически, хоть и мельком, изображённая в рассказе, не чувствует себя ничем обязанной Надежде, Петьке и тем, которым ещё хуже. Мол, скажите нам спасибо, что мы даже позволили нашей кухарке взять сына с собою на дачу…

В финале рассказа вновь постаревший Петька («Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом») рассказывал Николке «о даче и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Николка реагировал так:

Комментируя этот рассказ, даваемый детям в сокращении (под сокращение попадало всё относящееся к «дешёвому разврату»), учителя советской школы обычно говорили: «Прошло лет семнадцать – и им повылазило». И разве так уж были они неправы?

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Андреев Л., рассказ «Петька на даче» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Петька на даче» и их характеристика

  1. Петька. Мальчик 10 лет. Забитый и запуганный. Апатичный, равнодушный. На природе веселый и жизнерадостный, бойкий и смелый.
  2. Николка. Мальчик 13 лет. Грубый и злой. Разочарованный в жизни, несчастный.
  3. Надежда. Мать Петьки. Кухарка. Любит своего сына и надеется, что тот выйдет в люди.
  4. Митя. Гимназист. Веселый, общительный, заводила всех игр.
  5. Осип Абрамович. Парикмахер. Черствый и равнодушный.

План пересказа рассказа «Петька на даче»

  1. Мальчик, воды!
  2. Николка знает жизнь
  3. Апатия мальчика
  4. Редкие визиты матери
  5. Мать берет Петьку на дачу
  6. Чудеса в поезде
  7. Страшный мир природы
  8. Гимназист Митя
  9. Детские забавы
  10. Роковое письмо
  11. Истерика
  12. Обратно в Москву
  13. Наказ матери
  14. Ночные рассказы

Кратчайшее содержание рассказа «Петька на даче» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петька служил в парикмахерской и казался апатичным, равнодушным дурачком.
  2. Его друг Николка, был старше, пил водку и ругался матом.
  3. Мать увезла Петька на дачу и Петька был поражен поездом и природой.
  4. Он познакомился с Митей, который научил его играть и рыбачить.
  5. Петька закатил истерику, не желая возвращаться в город.
  6. В Москве он снова стал апатичным, и только ночами рассказывал о чудесах дачи Николке.

Главная мысль рассказа «Петька на даче» Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства.Чему учит рассказ «Петька на даче» Рассказ учит тому, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на забавы и игры. Учит тому, что дети не должны работать наравне со взрослыми. Учит ценить те права и свободы, которыми мы обладаем. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим отвратительна.Отзыв на рассказ «Петька на даче» Меня очень тронул этот рассказ про бедного мальчика, который вынужден был с малых лет работать, чтобы не умереть с голода. Только на даче Петька ожил и стал нормальным, веселым ребенком. Но его счастье было так кратковременно и потом снова начались тяжелые будни. Мне жаль Петьку и жаль Николку, дети не должны так жить никогда.Пословицы к рассказу «Петька на даче» Где веселое детство, там радость. Два раза молодым не бывать. Дерево стало кривым, когда было молодым. Труд кормит и одевает. Всякий труд ценен, да не всякий полезен.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Петька на даче» Любой посетитель парикмахерской Осипа Абрамовича, слыша грозное «Мальчик, подай воды», замечал в зеркале грозный взгляд парикмахера, обращенный на что-то маленькое или слышал угрозы его подмастерьев. Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воды и нуждается в наказании. Это была дешевая парикмахерская, расположенная среди грязных домов. И самым маленьким служащим в ней был десятилетний мальчик Петька, который не ругался и не пил водку, а потому сильно завидовал своему чуть более старшему товарищу Николке, которому подмастерья иногда доверяли стричь клиентов. Николка иногда объяснял Петьке как надо делать ту или иную стрижку, и мальчики часто сидели у окна и смотрели на грязный бульвар, где на скамейках сидели грязные люди с озлобленными или равнодушными лицами. Люди по большей части были пьяными, и пьяные мужчины часто били пьяных женщин. Петькины дни тянулись однообразно. Он подавал и подавал воду, много спал и даже все окружающее воспринимал как страшный сон, который никогда не кончается. Петька худел и посетители брезгливо смотрели на мальчика, похожего на сгорбленного карлика. Иногда Петьку навещала его мать, кухарка Надежда. Тогда Петька лениво ел сладости и равнодушно прощался с матерью, которая считала, что ее единственный сын дурачок. Но вот однажды Надежда поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала Петьке. что забирает его на выходные на дачу в Царицыно, где живут ее господа. Петька ожил, стал торопить мать, и даже забыл про Николку, который с тоской стоял рядом. У Николки не было матери и он никогда не был на даче. Вокзал наполнил Петьку чувством возбужденности и нетерпения. Он сел в вагон и сразу прилип к окну. Все вокруг было для него внове и Петька бегал по вагону от одного окна к другому. Глаза Петьки перестали казаться сонными и даже морщинки куда-то пропали. Первые два дня на даче Петька чувствовал себя слабым и беспомощным. Он боялся леса, вздрагивал и бледнел, но много гулял вдоль опушки, иногда зарываясь в густую траву. А на расспросы матери отвечал только одним словом: «Хорошо!» Через два дня Петька познакомился с гимназистом Митей и у него произошло полное единение с природой. Они вместе ловили рыбу, потом купались до посинения, потом обследовали развалины старого замка. Мать отмечала, что Петька потолстел, но тот напротив ел очень мало. Ведь у него было столько важных дел — выкупаться, накопать червей, вырезать удочку. Свою гимназическую куртку Петька надевал только вечером, когда ходил смотреть, как господа катаются на лодках. На исходе недели барин привез из города письмо кухарке Надежде и та расплакалась. Барин вышел из дома и сказал Петьке, который в одиночестве прыгал в классики, что пора ехать. Петька долго не мог понять, о чем речь, ведь Осип Абрамович уже успел стать для него призраком, а когда понял, дико закричал и стал кататься по земле. Впрочем он быстро успокоился. На следующий день Петька уже ехал обратно в Москву. Он не смеялся и не смотрел в окно. Руки его были аккуратно сложены на коленях, а глаза стали сонными и апатичными. По дороге к парикмахерской Петька попросил мать спрятать удочку. И вот уже снова в парикмахерской Петька носил воду и слышал ругань и угрозы. Но ночами он взахлеб рассказывал Николке про дачу, а тот энергично ругал всех и вся: «Вот черти! Чтоб им повылазило!»Рисунки и иллюстрации к рассказу «Петька на даче»

Главная мысль рассказа «Петька на даче» Леонида Андреева понятна каждому, после ознакомления с кратким пересказом. Какую мысль автор хотел донести до читателей рассмотрим ниже.

Главная мысль «Петька на даче» Андреев

Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства. Такая главная мысль произведения.

Идея рассказа проста и понятна – взрослые не имеют права отнимать у ребёнка детство, они должны окружать его любовью и нежностью, заботой и пониманием. Андреев — призывает быть гуманными по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Леонид Андреев на примере Петьки показывает, как окружающая среда влияет на человека и оказывает на него или пагубное или благотворное влияние — в зависимости от того, в чьем обществе и в каких условиях он окажется. Работая в парикмахерской Петька был На даче, в здоровой среде и здоровом обществе Петька ожил от губительного влияния условий и людей, среди которых работал. Он был счастлив, хотя и непродолжительное время.

Автор описывает трагедию ребенка, которого лишили детства. Петька по-детски реагирует на необходимость вернуться на работу: кричит и плачет. Но спустя некоторое время мальчик успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям в парикмахерской. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают только о том, что кому-то сейчас живется еще хуже.

Смысл произведения заключается в социальной несправедливости общества того времени, в котором ребенок вынужден с малого возраста зарабатывать себе на пропитание тяжелым трудом, который не подразумевает счастливого детства.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/kratkij-analiz-rasskaza-petka-na-dache-l-andreev/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/na-dache.html
  • https://goldlit.ru/andreyev/1574-petka-na-dache-analiz
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/02/blog-post2.html
  • https://kratkoe.com/petka-na-dache-glavnaya-mysl/

Урок литературного чтения по теме:

Л. Андреев   «Петька на даче»,  4 класс

Учитель     начальных  классов

Малкова Марина Альбертовна

Цель урока:  создание
условий по изучению     композиции рассказа, определению идейно-тематического
содержания.

Метапредметные
задачи:

Регулятивные: создавать
условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих
действий.

Познавательные: содействовать
развитию  умения  исследовать  и анализировать  полученную информацию по теме,
с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и
классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать
условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на
принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Личностные:
способствовать созданию условий для осознания  значимости своей деятельности в
учебном процессе;  умения высказывать и  отстаивать свою точку зрения,
готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Задачи предметные:

Содействовать
формированию представления о композиционном строении рассказа.

Способствовать
формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным  проявлениям делать
выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание
произведения.

Совершенствовать
навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть
возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Оборудование:
презентация; карточки для кластера,  карточки
для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые
результаты:

Научить сравнивать
«два мира, два детства»: уютный мир деревни (дачи) и жестокий мир города (парикмахерской).

1.Организационный момент

-Откройте  учебник
в начале новой главы и внимательно рассмотрите рисунок. Что вы видите?

-Как вы думаете,
чему будет посвящена эта глава? (детям)

-Совершим
небольшое путешествие в прошлое.

-Как можно
оказаться в прошлом?

 сходить в музей

в  галерею

прочитать
литературу

запустить машину
времени

2.Вступительное
слово учителя

-И так, нам
предстоит окунуться в прошлое вместе с героями рассказа «Петька на
даче»

-Как вы думаете,
чему может быть посвящен рассказ?

-Кто является 
главным героем рассказа?  (мальчик Петя)

— Какие вопросы вы
хотели бы задать автору перед прочтением?

·       
как
он жил?

·       
были
ли у него друзья?

·       
чем
возможно занимался?

·       
сколько
ему лет?

·       
кем
были  его родители?       

   3. Знакомство
с биографией.

-Ну а чтобы
правильно понять задумку автора и верно ответить на поставленные вопросы, нам
нужно узнать немного о жизни Л. Андреева. Для этого совершим виртуальное
путешествие в дом-музей Леонида Андреева открытый в 1991г.

Наш же рассказ был
напечатан в «Журнале для всех» в 1899г. Перед вами на доске портрет
писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза,
черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Родился
Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские
годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея,  здесь был
открыт музей. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец
получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за
необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной
малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям
выдуманные истории,  и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова
Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у
друзей,  взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи
и  с увлечением занимался рисованием. Был студентом юридического факультета.

-Подскажите,
сколько лет прошло со дня первого опубликования рассказа?

4. Работа над
текстом рассказа.

-Давайте
поподробней остановимся на образе главного героя. Проследим за его изменением в
городе и на даче. Обратим внимание на внутреннее и внешнее переживание.

-Откуда будем
черпать информацию?

-Что Петя  делает
в парикмахерской?  (Обучается ремеслу)

-Какие чувства
вызывает образ Петьки? Почему?  (жалость)

-Разве та работа,
которую выполняет Петька, является трудной и непосильной? Он вынужден выполнять
одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского дела. 
Жизнь его бесцветна и однообразна.

-Как бы вы описали
жизнь мальчика? Какая она? Набросайте прилагательные.

(Скучная, серая,
однообразная, неинтересная, беспросветная)

 Подтвердите
словами из текста.

-Кто работает и
живёт с Петькой в парикмахерской?

-Какой он ?
Опишите его.

-Сравните свое
описание с описанием автора. Зачитайте.

-Кто ближе вам?
Почему?

-Можно ли Николку
назвать отрицательным героем?

-Но ведь в каждом
человеке есть положительные  качества. Какие качества были у Николки?

(Оказывает
покровительство Петьке, в Николке нет безразличия к жизни, как у Петьки.)

-Попробуйте
представить себя в этой парикмахерской. Опишите её. Какие чувства вы
испытываете,  находясь в ней?

 •       зеркало с
трещиной

•        грязная
простынка

•        подзеркальники,
а на них стоят жестяные баночки

•        другое
зеркало было кривое и потешное

•        грязная и
душная

-Как выдумаете,
бывал ли Петька на даче?

-С какого момента
Петька стал ощущать себя по- другому?   ( на вокзале)

-Как Петька стал
осваиваться на новом месте? (Медленно, постепенно проникая в тайны этого мира)

-А какие чувства
испытывает сам  Петька? Зачитайте отрывки из текста. (Другое место, куда ему
всегда хотелось уйти, уже найдено)

-Чем занимался на
даче? Прочитайте.

-Чем закончилось
пребывание на даче?

-Почему не хотел
уезжать?

Мир мечты на даче:

Сияющий, светлый,
яркий, удивительный.

счастливый, интересный,
живой

новый, светлый,
яркий, удивительный.

5.Составление
композиционного плана

-Давайте, 
озаглавим  смысловые части в соответствии с движением  сюжета

Жизнь в
парикмахерской.

В поезде.

Петька на даче.

Возвращение домой.

6.Творческая
работа: составление итоговой таблицы

-Почему автор
назвал рассказ « Петька на даче»? Ответим в конце урока.

Учитель предлагает
остановиться на составлении художественного портрета главного героя.

2.-Работа в
группах. Заполнение таблицы: « Описание художественного портрета героя».
Учитель предлагает использовать цветовую гамму для характеристики образа
главного героя.
Группы
получает задание. Учащиеся читают инструкцию по выполнению задания и приступают
к поисковой деятельности.

-Жизнь в городе.

-Петька в поезде.

-Петька на даче.

-Возвращение в
город.

                 Художественный
портрет главного героя (Петьки).

Описание
внешности

Внутреннее состояние

Поведение

Отношение
окружающих

В
парикмахерской

В поезде

На даче

Возвращение в
город

-Дача окончательно
сломила Петьку или вселила в него надежду?

-Проверим ваши
знания содержания текста рассказа.

-Какой художественный
прием использует автор?

-Какое образное
сравнение помогает представить Петькины дни в парикмахерской?

-На что похож
сердитый голос Осипа Абрамовича?

-На что похож
голос больной жены?

-Какое сравнение
подобрал к облачкам?

-Что хотел
приласкать, как сестер?

Во время отчета
групп о своей работе, учащиеся заполняют  таблицу: «Художественный портрет
главного героя».

После отчета
групп, учащиеся делают вывод: используя прием контраста, автор
противопоставляет два мира: реальный и сказочный. Дача оставляет надежду на
лучшую жизнь, воспоминания.

Подведение итогов
работы по рассказу.

Учащиеся приходят
к выводу:

Под влиянием новых
впечатлений происходит возрождение личности. Петька вернулся с дачи другой. В
нём теплится надежда вернуться на дачу. Петька ночами взволновано рассказывал
Николке про дачу, поэтому он другой с яркими необыкновенными переживаниями.

Теперь мы можем
ответить на  вопрос, поставленный в начале урока о названии рассказа?

-Андреев назвал
рассказ «Петька на даче»  так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно
дало ему надежду на лучшую жизнь.

 Давайте пополним
нашу копилку знаний.

-Тяжелая доля
выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать
родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом
безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в
чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди
верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет
накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных
условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень
много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих
детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то
прокормить себя. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное
детство.

.
Итог.

У:
Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д: —
Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без
друзей.

— Я
думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает,
назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину
жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.

— Я согласна. Мама
ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь. И Петьке я бы
посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его жизнь.

О чем автор
заставил нас задуматься?
(О том, как люди
должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном  детстве своего
героя , автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных
проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость
души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным
качествам, как  : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость,
доброжелательность, милосердие. («Цветик-семи цветик»)
– На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот такие волшебные

 Цветики-
семи цветики .
А
если вдруг вы забудете,- вспомните о нашем уроке. И чудо произойдет, оно к вам
вернется!

http://festival.1september.ru/articles/583747/img1.jpg

Домашнее
задание:

Прочитать
рассказ, подумать, как меняются Петька, его харак­тер и отношение к окружающему
миру.

По желанию,
может кто-то захочет нарисовать рисунок к прочитанному.

Самоанализ урока.

Урок литературного
чтения был проведен в 4 классе по программе « Перспективная начальная школа» В
данном классе присутствовало 19 человека. Дети имеют разные уровни подготовки.
На уроках дети работали активно, охотно вступают в диалог, с уважением
относятся к чужому мнению. Не все дети обладают развитой речью. Это урок
продолжения работы с произведением, он был построен в соответствии с
программными требованиями.

Цели и задачи
урока:

Предметные: учить анализировать художественное
произведение, выделяя основную мысль.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения,
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать
информацию,

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели
урока,

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою
точку зрения, слушать и слышать других.

Личностные: видеть точность и красоту языка
автора, развивать сознательное усвоение сокровищ родного языка, развивать воображение,
речь, оценивать поступки героев. Создать атмосферу эмоционального отклика на
произведение.

Урок построен
согласно методике Чураковой,  целью которого является обучение детей вдумчивой
работе с художественным текстом. Урок начался с речевой разминки, целью которой
была работа над правильностью и четкостью произношения звуков. Далее шла работа
с текстом до чтения, ребята показали результаты своей поисковой деятельности.
Работа с текстом во время чтения (чтение вслух, самостоятельное чтение, ответы
на вопросы учителя, беседа по содержанию текста, работа над языком, характерами
героев).

Работа с текстом
после чтения (ответ на проблемный вопрос к тексту в целом, ведущий к пониманию
замысла автора, сведения о писателе, беседа по проблеме раздела). На уроке
осуществляется реализация меж предметных связей уроков чтения. Такая форма
урока способствует творческой деятельности, доброжелательности отношения всех
участников урока, реализует принцип комфортности.  Для организации учебной
деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и
приемы:

1.Словесные.

2.Наглядные.

3.Практические.

4.Метод
самостоятельной работы.

Считаю, что урок
чтения по формированию правильной читательской деятельности и создания
эмоционального отклика на произведение — достиг своей цели. Дети не
перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу,
побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но
основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация.

  • Рисунок к рассказу осеевой волшебное слово
  • Рисунок к рассказу осеева до первого дождя
  • Рисунок к рассказу ночь исцеления
  • Рисунок к рассказу о неизвестном герое маршак
  • Рисунок к рассказу носова фантазеры 2 класс