Рисунок к рассказу муму 5 класс

: жестокая, капризная и властная барыня разлучила глухонемого слугу с любимой женщиной и заставила утопить собачку его единственного друга.

: Жестокая, капризная и властная барыня разлучила глухонемого слугу с любимой женщиной и заставила утопить собачку — его единственного друга. Выполнив приказ барыни, слуга вернулся в родную деревню.

Деление на главы — условное.

Знакомство с барыней и Герасимом

На одной из глухих московских улиц, в доме с колоннами, полном дворни, лакеев и приживалок, жила старая барыня.

Рисунок к рассказу муму 5 классБарыня — старая и богатая вдова, деспо­тичная, властная, капризная и жестокая само­дурка.

Дочери её давно вышли замуж, и барыня уединённо доживала последние годы «своей скучающей и скупой старости».

День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи.

Самым «замечательным лицом» в её доме был Герасим.

Рисунок к рассказу муму 5 классГерасим — дворник в доме барыни, глухо­немой с рождения, не стар, рост 195 см., могучий, добрый, верный, трудо­лю­бивый, строгий и серьёзный, любит порядок.

Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим жил в своей избушке отдельно от братьев и считался лучшим работником. Выросший на земле, Герасим долго тосковал и с трудом привыкал к городской жизни. После тяжёлого деревенского труда работа у барыни казалась ему слишком лёгкой. Сделав всё за полчаса, он в тоске «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

Вскоре Герасим привык к новому дому. Обязанности свои он исполнял исправно, двор содержал в чистоте, а окрестные воришки обходили дом барыни стороной. Дворня тоже побаивалась глухонемого, но Герасим их не трогал, считал за своих и научился общаться с ними жестами.

Жил он в отдельной каморке над кухней. Герасим сам смастерил прочную мебель, способную выдержать даже такого, как он, богатыря. Каморку свою он запирал и не любил, чтобы к нему заходили.

Барыня разлучает Герасима с любимой женщиной

Прошёл год. Барыня, имевшая неограниченную власть над дворней, решила женить Капитона Климова.

Рисунок к рассказу муму 5 классКапитон Климов — башмачник барыни, горький пьяница, считает себя обра­зо­ванным, столичным, неоце­нённым и обижен на весь свет.

Барыня считала, что после свадьбы Капитон бросит пить и остепенится. В жёны ему она выбрала Татьяну и поручила Гавриле довести дело до свадьбы.

Рисунок к рассказу муму 5 классТатьяна — прачка барыни, 28 лет, худенькая и бело­курая, робкая и забитая.

Рисунок к рассказу муму 5 классГаврила Андреич — дворецкий барыни, трус­ливый, услуж­ливый, хитрый, с жёлтыми глаз­ками и утиным носом.

Из родни у Татьяны было несколько старых дядек, оставшихся в деревне, и защитить её было некому. С раннего детства она работала за двоих и одевалась в отрепья. Когда-то Татьяна была красива, но от непосильной работы «красота с неё очень скоро соскочила». Женщиной она была пугливой, к себе относилась безразлично и мечтала только об одном: закончить работу вовремя.

Татьяна нравилась Герасиму. Дворник неуклюже ухаживал за ней, защищал от издёвок, она же очень боялась огромного немого мужика. Рассказ об ухаживаниях Герасима дошёл до барыни, но «причудливая старуха» только рассмеялась и наградила дворника. Герасим побаивался барыню, но всё равно собирался просить у неё разрешения жениться на Татьяне.

Гаврила долго раздумывал над проблемой: барыня жаловала Герасима, но какой муж из глухонемого? Капитон был не прочь жениться, но боялся могучего дворника и называл его «зверем» и «идолом». Татьяна послушалась приказа барыни со смиренным безразличием, лишь на миг почувствовала слабость и оперлась рукой о верхний косяк двери.

Дворецкий втайне надеялся, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако барыня спрашивала о свадьбе каждый день. Наконец Гаврила вспомнил, что Герасим терпеть не мог пьяных, и придумал хитрость: подговорил Татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. Хитрость удалась — Герасим отказался от Татьяны, и та вышла замуж за башмачника.

Прошёл ещё один год. Капитон окончательно спился, и барыня отправила его с Татьяной в дальнюю деревню. Перед отъездом Герасим подарил Татьяне красный платок, купленный для неё же год назад. Татьяна прослезилась и «по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом». Немой собрался её проводить, но на полпути повернул назад.

Герасим спасает собачку и привязывается к ней

Немного проводив Татьяну, Герасим возвращался домой вдоль реки, увидел в воде тонущего щенка, выловил его, отнёс в свою каморку и выходил.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Щенок вырос в «очень ладную собачку». Герасим назвал её Муму: это было единственное слово, которое он мог произнести.

Рисунок к рассказу муму 5 классМуму — маленькая собачка с длин­ными ушами, пуши­стым хвостом и боль­шими выра­зи­тель­ными глазами, умная и преданная.

Муму была очень умной и ласковой. Герасим любил её без памяти, и дворня тоже любила Муму. Собачка всюду сопровождала глухонемого, сторожила двор по ночам и никогда не лаяла понапрасну. В господский дом Муму никогда не заходила.

Встреча барыни с Муму

Год спустя барыня выглянула в окно и заметила Муму. В тот день на барыню нашёл «весёлый час»: она смеялась, шутила и требовала того же от своих приживалок. Те боялись такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа».

Муму понравилась барыне, и она велела привести её в покои, но собачка, испуганная незнакомой обстановкой и людьми, забилась в угол, начала рычать на старуху и скалить зубы. Настроение у барыни быстро испортилось, и она велела увести Муму.

Барыня плохо спала, проснулась в мрачном расположении духа, заявила, что ей мешал заснуть собачий лай, и велела Гавриле избавиться от Муму. Гаврила велел лакею продать собачку на рынке.

Герасим сразу обнаружил, что его любимица исчезла, и начал спрашивать о ней у слуг. Многие знали, что стало с Муму, но немому не сказали и только посмеивались над ним. Герасим забросил свои дела и долго искал Муму, но так и не нашёл. Вечером он вернулся домой усталый и несчастный, и на этот раз над ним никто не смеялся.

Барыня велит утопить любимицу Герасима

Герасим затосковал. Через сутки собачка вернулась к нему сама с обрывком верёвки на шее.

Герасим успел сообразить, что Муму пропала по приказу барыни: жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. Он решил на день запирать собачку в своей каморке и выпускать только по ночам. Вскоре все поняли, что Муму вернулась, но не стали выдавать Герасима.

Ночью Муму учуяла в переулке чужого и залаяла. Барыня в этот момент засыпала после слишком обильного ужина. От громкого лая у неё случился нервный припадок, барыня стонала и жаловалась, «что её, бедную старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят её смерти». Испуганный Гаврила поклялся, что скоро собаки «в живых не будет», после чего барыня напилась успокаивающих капель и крепко уснула.

Утром барыня велела избавиться от собачки. Гаврила отправился к Герасиму и жестами объяснил ему, что Муму надо убить, иначе быть беде. За исполнение приказа дворник взялся сам.

Гибель Муму

Надев свой лучший кафтан, он сытно накормил Муму в трактире, затем взял лодку и выплыл на середину реки. Попрощавшись с единственным другом, Герасим обвязал шею Муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросил в воду.

Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас.

Дворовые решили, что Герасим «чудной»: разве можно так убиваться из-за какой-то собачонки?

Герасим возвращается в родную деревню

Вернувшись домой, Герасим быстро собрал вещи и ушёл пешком в родную деревню. Там его никто не ждал, но он торопился «с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью».

Через три дня Герасим был уже на месте, и староста с радостью его принял. В Москве же Герасима долго искали. Обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хотела выписать его назад, но передумала: «такой неблагодарный человек ей вовек не нужен». Вскоре после этого барыня умерла, а её наследникам было не до Герасима.

Герасим поселился бобылём в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядел и собак у себя не держал.

Повесть «Муму», написанная Тургеневым в начале 50-х, не принимала цензура. Критики посчитали сюжет безобидного произведения щекотливым, неуместным в печати. Читатели могли проникнуться жалостью к главному герою, мужику темному, необразованному, а это недопустимо. Тем не менее повесть вышла в 1854 году.

Молчаливый великан

Барыню окружала многочисленная дворня. Среди челяди примечательных личностей не было. Исключением стал Герасим, характеристику которому автор дает весьма подробную. Сложен он был по-богатырски: высок, крепок. Однако глухонемой с рождения. Герасим отличался от прочих дворовых невиданной силой, благодаря чему и попал к барыне. Когда-то она забрала его из деревни, где он жил одиноко в маленькой избушке. Трудился Герасим за четверых. Постоянное молчание придавало рабочему процессу некую торжественность.

Одиночество

Не родись Герасим глухим, всякая девка пошла бы за него. Но такой изъян поставил крест на семейной жизни. Это очень важный момент в характеристике Герасима. Герой повести обречен на одиночество.

Итак, мужика, отличавшегося небывалой силой и старательностью в работе, привезли в Москву, переодели и определили дворником. Городская жизнь ему не понравилась: он привык к деревенскому быту.

Характеристика Герасима: молчаливый, трудолюбивый. И, как уже было сказано, очень одинокий. Любой другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой возможности не было. Он за два-три часа выполнял всю свою работу, которая по сравнению с крестьянской казалась ему слишком легкой, а затем растерянно останавливался посреди барского двора и глядел на проходящих.

Давая характеристику Герасиму, автор говорит: «он был похож на степенного гусака». Дворник любил порядок, всегда блестяще выполнял свои обязанности, но без лишней суетливости. Примерно спустя год после того, как Герасим прибыл в Москву, произошел случай, который лег в основу сюжета повести «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации. Но прежде стоит рассказать об одной из героинь произведения Тургенева.

Татьяна

Среди дворни была маленькая, пугливая женщина, не видевшая за свою жизни ничего хорошего. Герасима она боялась. А тот проникся к ней глубоким чувством. И появился у Татьяны, на ее же беду, заступник.

Будучи, как и все немые, весьма догадлив, Герасим чувствовал, когда над Татьяной насмехались. Дворовые боялись его, а потому и при нем не позволяли себе шуток в адрес безобидной, пугливой женщины. Герасим уже мечтал о том, как женится на Татьяне. Однако барыне однажды пришло в голову выдать Татьяну замуж за Капитона — горького пьяницу и бездельника. Что и было исполнено.

816081 1520776817

Муму

Вероятно, в тот день, когда Татьяна вышла замуж за башмачника Капитона, Герасим распрощался с мечтой о женитьбе. И позже нашел у пруда маленького щенка. Не каждая мать заботится так о своем ребенке, как Герасим заботился о собачонке.

В его душе, видимо, было немало нерастраченной любви и нежности. Сперва Муму являла собой болезненную, слабую дворняжку. Но стараниями Герасима превратилась в ладную собачонку с длинными ушами и пушистым хвостом. Стоит сказать, что это была очень умная собака. Оно попусту не лаяла и не скулила, была со всеми приветлива. Однако любила только Герасима.

932461 1520776818

Старая барыня

Однажды она увидела на своей клумбе собачонку и тут же потребовала принести ее в дом. Но Муму, в отличие от приживалок и лакеев, лицемерить не умела. Она не стала вилять хвостом перед барыней, забилась в самый дальний угол, а когда та подошла к ней, зарычала. Это, казалось бы, незначительное событие изменило судьбу Герасима.

Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше от дома. Хозяин долго искал свою собаку, обошел чуть ли не всю Москву. Но не нашел. Муму сама вернулась к своему благодетелю. Однако Барыня настаивала, требовала избавиться от собаки раз и навсегда. Тогда глухонемой взял своего питомца, отнес к реке и утопил.

172899 1520776818

Как изменился Герасим после гибели Муму

Он вернулся в свою каморку, что недалеко от барского дома, но надолго здесь не задержался. Спешно собрал свои пожитки и отправился в деревню. Беглого дворового не стали возвращать в Москву. В деревне Герасим работал так же исправно. Однако крестьяне говорили, что после Москвы он сильно изменился. Отныне он не интересовался женщинами и никогда не заводил собак.

Открытый урок литературы в 5 классе

Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Канина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:

Образовательные:

проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения:
компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Презентация (слайд 1)
Учитель: Сегодня у нас особенный урок, мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом «Муму».
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) слайд 2.
Учитель: Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в группах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки – «3». Проверка слайд 3.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус слайд 4.
Учитель: Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
Учитель: Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты). Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму).
2. Составление кластера.


Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1–9.
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
Учитель: Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).
Выстраивается схема.
Учитель: Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
Учитель: Теперь посмотрите на экран — у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герасима.
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Учитель: Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Учитель: Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной).

Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
Учитель: Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».
(«Замечательный» – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
Учитель: Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа (неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).
Учитель: Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 11.
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной)
Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа

(историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 9
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином «сравнение».
Чтение текста.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
Учитель: Что такое сравнение? (сравнение

– это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим). Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
Карточка

«вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»
Учитель: Продолжите мою фразу: Эти сравнения помогают подчеркнуть…..(его любовь к свободной жизни)
5. Знакомство с новым термином.

Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…»
Слайд 10
Учитель: Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).
Учитель: Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Слайд 11 + рисунки на доске
Учитель: А теперь посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках? Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
Слайд 12, 13
Учитель: И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста (значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
Учитель: Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.
Учащиеся читают текс из учебника «…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Учитель: Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»)
Что она была за человек? (учащиеся ищут ответ в учебнике)
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
Учитель: Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? Что решила причудливая старуха?
10. Выразительное чтение эпизода
«Опьянение Татьяны» (учащиеся читают текст из учебника)
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу… Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза… Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку…»
Учитель: Как ведет себя Герасим после этого случая?
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели».
Учитель: Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам).
Учитель: Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки».
Слайд 14
Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок…».
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Слайд 15
Учитель: А теперь попрошу вас составить небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока.

VII. Рефлексия деятельности.


Учитель: Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Учитель: Спасибо за ответы. Все мы имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 16
Учитель: Вам необходимо составить рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).

Заместитель директора МБУ «Школа № 88» Л.В. Тулупова

Слайд 1

Слайд 2

2

Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов.
Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.

Слайд 3

3

Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, — а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка.
Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, — лжив, хитёр, жесток и порочен.

Слайд 4

4

Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, — а коротких: он принимал их за своих.

Слайд 5

5

Слайд 6

6

В. М. Максимов. Всё в прошлом.

Слайд 7

7

История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.

Слайд 8

8

Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.

Слайд 9

9

Капризы барыни – для всех закон.

Слайд 10

10

Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.

Слайд 11

11

Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.

Слайд 12

12

Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.

Слайд 13

13

Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость.
Пейзаж – художественное описание природы.
Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?

Слайд 14

14

Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836

Слайд 15

15

Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим:
А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом
2. В городе он стал:
А)сапожником Б)дворником В)портным
Жил Герасим у барыни:
А)вместе с другими
Б)отдельно от всех
В)у него не было своего угла
Дворня относилась к нему с:
А)любовью Б)уважением В)ненавистью
На какую степенную птицу походил Герасим?
А)петух Б)индюк В)гусак
По характеру он был:
А)общительным Б)добродушным В)замкнутым
7. Что подарил он Татьяне в первый раз?
А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха
Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:
А)было одиноко жить в каморке
Б)полюбилась Татьяна
В)было трудно справляться с домашними делами

Появление Муму в жизни Герасима:
А)отдалило его от людей
Б) не изменило его жизнь
В) позволило отдать всю невостребованную любовь
В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются:
А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением
Слова «решимость» и «отвага» – это:
А)синонимы Б)омонимы В)антонимы
Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал:
А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение
Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А)соскучился по дому
Б)устал от городской жизни
В)эта жизнь ему стала невыносима
В основе произведения лежит:
А)художественный вымысел
Б)историческая реальность
В)фантастическое событие

За свою жизнь писателя Иван Васильевич Тургенев, смог написать множество произведений, но читатели хорошо приняли не многие. Одним из лучших произведений, по мнению читателей, является «Муму».

Главный герой этого произведения глухонемой человек, которого звали Герасим. Он был один и жил в старой избе. Но не все было так просто. Он был как и все крестьяне крепостным. Он трудился у хозяйстве Московской барыне. Он всегда выполнял самую трудную и тяжелую работу.

Все крестьяне, которые работали вмести с Герасимом дали ему прозвище Богатырь. Это было совсем не случайно, так как он был высокого роста и был очень сильным. От работы он не чувствовал усталости и очень часто помогал другим крепостным. Он работал со дня до ночи, выполняя очень большой объем работы в поместье. Он и пахал и колол дрова.

Однажды барыня заметила Герасима, как хорошего работника и подумала перевести его в Москву. Она его забрала из его деревни и увезла с собой в Москву. Это наверное из-за того, что он был настоящим честным работником. По приезду в новый дом он получил новую одежду и новую работу. Раньше он был пахарем, а теперь он сторож и дворник.

Работа ему давалась легко, так как он был привыкший к тяжелому физическому труду. Здесь он делал малое количество дел. Он убирал двор, возил воду и колол дрова, а ночью охранял поместье. Сделать все свои дела, он успевал за два часа и получалось так, что почти весь день у него был свободный. Каждую ночью в своей сторожки он скучал по своей деревни. Пусть его изба была не в самом хорошем состояние, но все ровно он привык к ней.

Городские крепостные с самого начала не полюбили Герасима. Они боялись его из-за его силы и постоянного молчания. И из-за этого они прозвали Герасима Лешим.

Однажды он нашел щенка, которого взял себе на воспитание. Он его выкормил и приютил. Этот щенок стал для лучшим другом. Он дал ей кличку Муму, так как нечего кроме этого сказать немок. Тогда все крепостные увидели, какой Герасим заботливый. Он одарил ее своей любовью, а Муму всегда и везде слушала его.

Вариант 2

В рассказ русского писателя И.С.Тургенева «Муму», по данным исследователей, легли реальные события, которые происходили в московском доме матери писателя В.П.Тургеневой. Герасим, который занимает в произведении центральное место, был взят на основе реально существующего человека.

Прототипом этого персонажа послужил крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Интересно отметить их главное и существенное отличие друг от друга. Так, если Герасим после исполнения приказа барыни утопить собачку исполняет его, и сразу уходит от неё, то Андрей Немой продолжает после этого и дальше верно служить своей хозяйке. Это все усиливает интерес к рассказу писателя.

Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву. Он быстро и умело, с большим усердием выполнял всю порученную ему работу. Постоянно содержать порядок во дворе ему не составляло труда, ведь в деревне, будучи ещё крестьянином, он выполнял и не такую работу. Персонаж очень сильно тосковал по деревне, в городе он ощущал себя заточенным в клетку. Жилье его соответствовало этому чувству. Это была тесная каморка над кухней, которую он постоянно запирал на ключ. И вот он-то оказывается глухонемым человеком. Он может только мычать, по сути отчасти из-за этого рассказ и имеет такое название. Муму – это кличка щенка, данная ей Герасимом в силу недуга её хозяина.

Тургенев любил показать, как порой за грубой и жесткой внешностью, скрывается добрейшая и чувствительная душа. Рассказ «Муму» тоже можно отнести к этой любви писателя. Для окружающих Герасим — угрюмый, черствый и бесчувственный; его все сторонятся, хоть и уважают. Но благодаря собаке, мы видим сострадательного человека, с большим сердцем.

При прочтении меня очень поразило, как по велению барыни, главный герой собственноручно избавляется от самого дорого для него, от бедной собачки Муму…очень трогательная сцена. После этого трагического события Герасим окончательно замыкается в себе, и уезжает обратно в деревню. Больше к себе он так и не подпустит никого.

Сочинение про Герасима

В основе рассказа И. С. Тургенева, лежит реальное событие, имевшее место в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя.

В рассказе «Муму», описывается московский дом, в котором живет престарелая барыня. Она имела многочисленную дворню, среди которой выделялся Герасим, работающий дворником. Герасим – это здоровый, сильный мужик, настоящий русский богатырь. С рождения Герасим обладал одним недугом – он был глухонемой. Родом этот богатырь был из деревни, где считался самым исправным из деревенских мужиков. Обладая непомерной силой, Герасим трудился за четверых, исполняя всю крестьянскую работу. На него было приятно смотреть, когда он работал, такова была его сила и мощь, казалось, что он все делает играючи, не прилагая усилий.

Все изменилось после того, как из деревни Герасима забрали в город. Ему сшили новую одежду, дали метлу, и поставили работать дворником. Город не понравился Герасиму, с детства он привык дышать вольным воздухом, любил простор, тяжелый крестьянский труд, к которому был с детства привычен. Его тяготила городская обстановка, а работа, выполняемая Герасимом у барыни, казалась шуточной. Попав в город, он долго скучал и тосковал, но со временем человек привыкает ко всему, привык и Герасим. Он усердно и тщательно исполнял свою работу, он был приучен к порядку, и от всех требовал того же. С остальными дворовыми людьми Герасим объяснялся с помощью жестов, а так как он был строгим и серьезным мужчиной, все его побаивались и уважали. Жил он отдельно от всех в каморке, которую сам обустроил, и всегда закрывал ее на ключ, потому что не любил, чтобы кто-то к нему ходил.

Среди прислуги у барыни жила девка Татьяна, к которой Герасим начал проявлять чувства. Но барыне вдруг взбрело в голову, выдать ее замуж за Капитона, тоже из челяди. Побоявшись непредсказуемых действий немого, управляющий и дворня, сделали все возможное, чтобы отвратить Герасима от девушки. Через год, после ее отъезда, немой спас из воды щенка, которого принес в свою каморку. Всю свою любовь и нежность, Герасим отдал этой собачонке, он прикипел к ней всем сердцем. Муму, так Герасим назвал собаку, платила ему такой же любовью и привязанностью. Но и тут Герасима поджидало несчастье: барыня взъелась на собачонку, и приказала от нее избавиться. Настолько глубоко крепостничество въелось в души крестьян, что Герасим беспрекословно выполнил волю барыни, и утопил свою собаку. И только после такого поступка в его душе произошел перелом, и он взбунтовался. Герасим собрал свои вещи и ушел в деревню, выразив, таким образом, свой протест против системы.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

  • Сочинение Что такое родной край (мой родной край)

    «Край родной, навек любимый», поётся в знаменитой песне. А что такое – родной край. И почему он такой любимый? Одни говорят, что это то место, где ты родился, другие скажут, что такое, где вырос.

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ

    Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека. Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков

Герасим – главный герой рассказа Тургенева И.С. «Муму». В образе Герасима в рассказе «Муму» автор воплотил лучшие человеческие черты. Доброта, любовь к труду, сила, сочувствие к слабым и беззащитным, любовь к животным, чуткость. Всеми этими чертами был наделен герой Тургенева. Когда читаешь рассказ, понимаешь, что автор и сам восхищается своим созданным героем, его жадностью к труду, его душевной добротой, силой. Тургенев сравнивает Герасима с большим деревом, что выросло на плодородной почве.

Образ Герасима в рассказе Муму

Герасим вырос в деревне и был крепостным. От природы глухонемой, этот богатырь был хозяйственным и имел большое сердце. Все, что он ни делал, выполнял искренне, старательно и от души. Очень любил деревню и землю, на которой работал. Но, волей судьбы его привозят в столицу, где ему приходится выполнять работу дворника. Эта должность была ему не по душе, как не по душе был город. Ему хотелось обратно, к природе, к земле, но так как изменить ничего нельзя, Герасим смирился и выполнял работу тщательно и ответственно. Из-за грозного вида, его все побаивались, но в то же время и уважали.

Герасим очень тоскует, скучает по деревне, за полевыми работами. Единственной отрадой были появившиеся чувства к Татьяне, но барыня выдает прачку замуж за другого, чем причиняет Герасиму боль, делая его несчастным. Но вскоре в его жизни появляется глоточек счастья в виде маленькой собачонки, которой мужчина дает кличку «Муму». Этого щенка он случайно находит у реки, и уже не смог пройти мимо. Он пригрел у себя собаку, откормил ее и стал ей другом. С появление четвероногого, жизнь Герасима стала ярче, радостней. Собака также полюбила мужчину и была всегда рядом. Но не долгим было счастье, так как барыня, увидев собаку, захотела с ней поиграть, а услышав в свой адрес рыканье, приказала убить. Как ни пытался Герасим спасти своего верного друга, все равно впоследствии ему пришлось собственноручно убить животное, поле чего оставаться в городе он уже не мог и самовольно, наплевав на всех, возвратился обратно в деревню.

Злая барыня сумела отобрать дорогое его сердцу, это Татьяну и собаку, однако ей так и не удалось сломить его, его силу духа, его чувство собственного достоинства.

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».

Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.

Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.

А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.

Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.

Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.

Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:

За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)

Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:

«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>

Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».

Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.

Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.

Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?

Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.

Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.

А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.

Наталия Соляник

В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»

_______________________________________

Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:

Муму. Рассказы и сказки »

Муму: рассказы и повести »

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Характеристика и образ Герасима

Главным персонажем, вокруг которого разворачивается сюжет рассказа писателя Ивана Сергеевича Тургенева под названием «Муму», является Герасим.

Центральный герой работает дворником в поместье капризной и очень состоятельной женщины преклонных лет, которую боится и Герасим, и остальная прислуга в доме. У него нет родственников и друзей. Он имеет суровый и упрямый нрав. Герасим глухонемой, из-за этого ведёт отшельнический образ жизни и мало общается с окружающими, которые уважают его, но, в то же время, немного боятся. Мужчина даже запирает дверь скромной каморки, в которой живёт, чтобы к нему не приходили посторонние люли. Персонаж не обладает чувством юмора и не любит, когда другие шутят. Он всегда серьёзный и угрюмый.

Герасим является мужчиной среднего возраста. Его внешность автор произведения описывает следующим образом: очень высокий рост, крепкое телосложение, широкие плечи, имеет густую бороду.

У Герасима остро развито чувство собственного достоинства. Также, он обладает сострадательностью к другим. Автор отмечает, что главный герой рассказа не любит пьющих людей.

Герасим является очень работящим и хозяйственным человеком. Он имеет множество обязанностей в поместье барыни. Свою работу он выполняет добросовестно и старательно. Но, ранее Герасим жил в деревне и тяжёлый крестьянский труд для него привычен, поэтому ведение хозяйства в поместье не доставляет ему огромных хлопот.

Главный герой был влюблён в девушку Татьяну. Она же его даже немного боялась и не сразу поняла его добрые намерения. Но, Татьяна, как и Герасим, была крепостной, поэтому барыня выдала её замуж за другого мужчину против воли девушки.

Единственным существом, к которому Герасим проявлял нежность, теплоту и заботу, была его собака Муму. Он приютил её ещё щенком, проводил с ней очень много времени и сильно привязался. Наверное, она была его единственным другом. Но, его хозяйка была капризной и заносчивой, она приказала Герасиму прогнать собаку из поместья. Когда же она сама вернулась к нему обратно, барыня заставила мужчину утопить Муму. Герасим выполнил её приказ, хотя для него это было очень тяжёлым моральным испытанием. Мужчина самовольно убегает из поместья назад в деревню, так как не хочет больше служить вздорной барыне, хотя понимает, что его уход не останется безнаказанным, ведь он крепостной и обязан подчиняться своей хозяйке.

Все герои рассказа Муму Тургенева

Вариант 2

Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени. Обладая всеми перечисленными качествами были у него и врождённые проблемы со здоровьем : глухота и немота. С самого детства он не слышал ни звука и не сказал ни слова, но и без этого все его уважали, и следовательно очень сильно боялись. Когда другие крестьяне видели его, они прекращали свои глупые шутки и ухмылки и занимались делом, им было стыдно, что он видит как по свински они себя ведут.

Что касается работы Герасима, так можно сказать, что столь хорошего рабочего очень трудно отыскать. Всю работу он выполнял спокойно, от души, уверенно. Имел огромные руки, большие, как у великана ладони. Этот человек был очень суров, злостью были наполнены его глаза. Также очень сильно любил чистоту и порядок, всё всегда было сделано им очень добротно и качественно.

Люди, которые работали с ним, не сильно любили Герасима, так как очень сильно боялись и никогда точно не могли знать о чём он там думает, ведь высказать своих мыслей он не мог. Был очень упрям, груб, с ним было практически невозможно договориться и найти компромисс. Также особое отношение он имел к алкоголю: он брезговал им и ненавидел пьяных людей. Но будучи даже таким твёрдым мужчиной сердце у него было доброе, это мы можем понять по его отношению к маленькому щенку, которого он приручил. Не каждый человек настолько заботится о своём собственным чаде, как Герасим заботился о полюбившейся ему собачке.

И всё же, несмотря на всю свою силу и мощь, Герасим являлся крестьянином, то есть рабом своей хозяйки. Он не имел права на возмущение и должен был всегда выполнять то, что приказано госпожой. А ей не понравилось то, что человек нашёл себе какую-то отдушину в этом щенке. Барыня начала возмущаться, что собака ведёт себя неподобающе, и что её стоит убрать. Она не отдавала приказа убить щенка, но Герасим решил, что он не может беспокоить барыню и что если его полноправная хозяйка не хочет, чтобы с ним жила собака, то так и будет. Он вдоволь её накормил перед смертью, что ещё раз говорит о широте его души, и утопил. И боль на душе от этого навсегда осталась с ним.

Сочинение про Герасима

Меня в рассказе Тургенева «Му-му» поразила до глубины души трагичность образа глухонемого Герасима. Большой и физически сильный мужчина, который представляется исполином среди остальных крепостных, вынужден терпеть прихоти взбалмошной барыни.

Тургенев описывает Герасима только с положительной стороны — большой и сильный человек, честный, старательный, добрый и работящий. Такое описание героя уже должно вызвать у читателя положительное отношение и уважение к личности Герасима. Но не только уважение вызывает этот работящий крепостной. У него есть серьезный физический недостаток, который вызывает жалость и сочувствие к главному герою рассказа. Герасим глухонемой с рождения, но этот дефект, который допустила по отношению к нему природа, никоим образом не повлиял на его добрый характер.

Ущербный в своей немоте Герасим однажды даже полюбил девушку, но не смог с ней объясниться. Шальная барыня выдала ее замуж за незнакомого человека, не спросив, хочет ли этого человека в мужья ее прислуга. Удовлетворив этим свою барскую прихоть, барыня равнодушно наблюдала за страданиями Герасима. Своих крепостных барыня за людей не считала, ей было совершенно безразлично, что чувствуют эти подневольные люди.

Герасим пришел на свадьбу к своей возлюбленной, даже сделал ей подарок — подарил новый красивый платок на память, чтобы девушка хоть иногда вспоминала о нем и не думала, что он на нее как-то злится. Расстроенный, Герасим брел потом по болотам и спас там маленького щенка, которого назвал «Му-му». Из-за немоты звать щенка по другому у Герасима просто не было физической возможности…

И тогда жизнь Герасима вновь обрела смысл. Он стал заботиться о собачке, холил и лелеял ее, выводил гулять лишь по ночам и прятал от чужих глаз. Просто он хотел, чтобы о собаке знали как можно меньше людей, чтобы не донесли барыне о том, что он без ее дозволения завел собаку. Но барыня все же узнала и очень разозлилась.

Повествование о несчастной собачке и не менее несчастном ее хозяине происходит в те страшные времена, когда народ стонал под игом крепостного права. Барин считался вершителем судеб и ни один крепостной не мог осушаться его воли, будь то даже воля преступная или шальная. За ослушание барской воле крепостных жестоко наказывали, даже могли убить. Периодически вспыхивали бунты, которые устраивали крепостные, потому что уставали от тирании своих хозяев.

Но глухонемой Герасим не был идейным борцом за свободу. Не было в нем ни лидерской жилки, ни желания бороться с несправедливостью. Когда барыня велела убить собачку, то Герасим покорился ее воле. Не посмев ослушаться барского приказа, он вывез на лодке свою обожаемую Му-му на самую середину реки и бросил ее в воду.

И снова его жизнь потеряла всякий смысл…

Короткий пересказ «Муму» Тургенева

На одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами жила вдовствующая барыня, окруженная многочисленными слугами. Среди ее челяди особенно выделялся дворник Герасим – глухонемой от рождения мужчина. Он был одарен необычайной, богатырской силой, работал за четверых, и любое дело «спорилось в его руках».

Когда-то барыня привезла Герасима из деревни. Сначала он тосковал по родным местам, но вскоре привык к городской жизни. Дворовые люди уважали и побаивались Герасима. Мужчина жил в отведенной для него каморке над кухней, которую он обустроил по-своему и всегда запирал на замок.

Спустя год старая барыня решила женить горького пьяницу Капитона на прачке Татьяне, надеясь, что женитьба сможет его исправить.

Татьяна была девушкой несчастной судьбы, она с ранних лет много работала за гроши, всех и всего боялась. Особенно Татьяну пугал «громадный» Герасим. Посмеиваясь над ее пугливостью, мужчина вскоре влюбился в девушку. С тех пор Герасим старался всегда быть с ней рядом, дарил ей подарки, помогал делать трудную работу, не давал дворовым смеяться над тихой Татьяной. Мужчина уже собирался жениться на девушке, но ждал, когда ему пошьют новый кафтан, чтобы предстать со своей просьбой перед барыней в приличном виде.

Дворецкий Гаврила, которому барыня поручила устроить свадьбу Татьяны и Капитона, боялся, что, узнав о предстоящей свадьбе, Герасим в приступе гнева может разрушить весь дом. Посоветовавшись с дворовыми, дворецкий решил обмануть глухонемого. Зная, что Герасим не переносит пьяных, Гаврила уговорил Татьяну пройтись мимо него, изображая «хмельную». Увидев девушку пьяной, Герасим тут же отвел ее к Капитону, а сам ушел в свою каморку и не выходил оттуда целые сутки, став после этого еще более угрюмым.

Спустя год после свадьбы Капитон окончательно спился, и барыня отправила его вместе с женой в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне красный бумажный платок. Женщина прослезилась и по-христиански три раза поцеловала мужчину.

Герасим проводил их до Крымского Брода и, уже возвращаясь домой, заметил барахтающегося в воде щенка. Мужчина взял собачонку с собой, сделал для нее в своей каморке лежанку из соломы и накормил молоком. Как оказалось, это была собачка испанской породы с длинными ушами и выразительными глазами. Мужчина к ней сильно привязался и назвал ее Муму. Собачку полюбили все люди в доме, но Герасим старался никого к ней не подпускать, видимо, ревновал.

Как-то барыня заметила лежащую под кустом Муму и приказала привести собачку к ней. Муму была очень напугана новой обстановкой, поэтому, когда женщина попыталась ее погладить, оскалила зубы. Настроение барыни тут же ухудшилось, и она приказала Гавриле как можно быстрее избавиться от животного. Пока Герасим был занят, лакей Степан по распоряжению дворецкого отвез Муму в Охотничий ряд, где продал ее покупщику, попросив неделю держать собаку на привязи. После исчезновения собаки лицо Герасима «и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело». Однако в одну из ночей Муму сама прибежала к нему с обрывком веревки на шее.

С этого момента Герасим начал прятать собаку в своей каморке. Все слышали доносившиеся из его комнаты звуки, но из жалости не докладывали о появлении Муму барыне. Однако, как-то, ночью собака начала громко лаять на приблудившегося пьяницу. Проснувшаяся от лая барыня была возмущена происходящим и снова потребовала избавиться от собаки.

Чувствуя опасность, Герасим закрылся с Муму в каморке и только утром открыл дверь дворецкому. Гаврила передал знаками приказ барыни. Герасим, осознав, что от него требуется, в ответ дал понять, что сам решит вопрос с Муму.

Через час Герасим, одетый в праздничный кафтан, повел собаку в трактир, где накормил ее щами с мясом. Пока Муму ела, «две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз». После этого Герасим повел собаку к Крымскому броду, взял два кирпича и сел вместе с Муму в одну из лодок, стоящих на берегу. Отплыв далеко от берега, он «с каким-то болезненным озлоблением на лице» окутал веревкой кирпичи, приделал петлю и повязал ее на шею собаке. Ничего не подозревающая Муму доверчиво поглядывала на него. «Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды».

После этого Герасим ушел со двора, вернулся в родную деревню. Узнав о пропаже мужчины, барыня сначала разгневалась и приказала его отыскать, но, когда ей передали, что глухонемой вернулся в родную деревню, «объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен».

«И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе». Со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит».

Заключение

Главный герой рассказа «Муму» – глухонемой крепостной Герасим является воплощением в произведении представлений Тургенева о свободолюбивом, отважном русском народе. По воле барыни Герасим сначала лишился родины, затем возлюбленной Татьяны и даже любимицы Муму – все это привело к внутреннему бунту внутри героя. В конце произведения мужчина разрывает крепостные узы. Он возвращается домой и становится человеком, живущим по собственной воле.

Краткий пересказ «Муму» позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего понимания произведения, рекомендуем прочесть его полностью.

Это интересно: Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году. Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн. Очерк вошел в цикл рассказов автора «Записки охотника».

Произведение Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Вариант 4

Произведение И. С. Тургенева «Муму» является многообразным. Все герои рассказа не случайны, просмотрев их жизнь можно увидеть жизнь людей тог времени.

Одним из главных героев является Герасим. Является добрым, работящим, настоящим русским мужиком, хоть на вид суров, но имеет доброе сердце. Которое умеет любить. На вид он богатырь, но его внутренний мир разнообразен и богат.

Он яркий образ крепостного крестьянина. Живет он в имении барыни, он боится разочаровать её, боится, что его могут выгнать с имения. Он работает дворником, он добросовестно выполняет свою работу.

Хоть с виду он грозен, и те, кто его не знают бояться, но на самом деле он мягкий человек. С самого своего рождения он служит в барском доме. Все к нему хорошо относятся, работа в его руках вся спориться. Он всем помогал, не давал слабых в обиду.

Его жизнь прошла в служении и выполнении приказов своей сумасбродной хозяйки. Его хорошо воспитали, он уважительно относится к людям, всегда помогал всем, кто об этом просил

Но Герасим особенный – он немой. Писатель в этом недуге хотел показать всю сущность крепостничества. Зависимые люди не имели право глосса, они обязаны были работать, что бы угодить своим хозяевам. В случае с Герасимом, он дважды не смог возразить, своей хозяйке, когда она насильно выдала замуж его любимую девушку Татьяну, и когда приказала утопить его любимую собачку Муму.

Герасим, человек который имеет свои чувства. И может переживать из – за потери любимого человека и существа, которое было его преданным другом. Герой не смог дальше служить у барыни, поэтому без её разрешения уезжает в на родину, в деревню. Исполнение приказа показывает. Что крепостные не имели права владеть, даже животными.

В его жизни произошла трогательная история. В которой проявилась глубина его натуры, он живет в гармонии с природой. У него появляется друг, собачка, которая с ним играет, и любит его искренне. Но его хозяйка решила, что собаке не место на её дворе и приказала её утопить, а сделать это приказала Герасиму.

Герасим долго мучается, не знает, как ему быть, но все, же выполняет приказ и топит своего друга. Он страдает, считает, что предал своего единственного друга.

После совершенного, он не может больше жить в городском доме. В его уходе лежит вся суть рассказа. Что бы ни произошло в жизни надо сохранять достоинство. Уход героя из дома был протестом против такого отношения к нему со стороны барыни.

История создания рассказа

Рассказ «Муму» — одно из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева, оно было написано в 1852 году, а впервые опубликовано в 1954 в журнале «Современник».
Замечание 1

Известно, что в основе сюжета лежит реальная история, которая имела место быть в доме матери И. С. Тургенева.

В 1952 году И. С. Тургенев попал под арест, причиной стала публикация некролога Гоголю, который был запрещен к публикации цензурой. Находясь под арестом, он написал рассказ «Муму». Затем писателя сослали в усадьбу его матери, Варвары Петровны Тургеневой, в Спасское-Лутовиново. Тургенев был вынужден проживать там до тех пор, пока не будет дано иное распоряжение. Находясь в усадьбе, Тургенев выслал своему издателю рассказ «Муму». На издателя он произвел большое впечатление, и он собирался опубликовать его в «Московском сборнике», однако книгу не пустили в печать из-за цензуры.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Тургенев И.С., «Муму», краткий анализ 400 руб.
  • Реферат Тургенев И.С., «Муму», краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Тургенев И.С., «Муму», краткий анализ 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Впервые рассказ «Муму» был опубликован только в 1854 году в журнале «Современник». На публикацию сразу отреагировал отдел цензуры. Официальный рецензент «Современника» Николай Родзянко отправил в министерство народного просвещения рапорт, в котором было указано, что данное произведение «неуместно в печати». В министерстве признали, что рассказ написан на неоднозначную тему.

Проблемы были и с тем, чтобы поместить это произведение в собрание сочинений Тургенева, которое подготавливалось к публикации. Прежде чем получить разрешение, издателям пришлось столкнуться с множеством проблем. В 1856 году произведение было разрешено опубликовать в собрании сочинений Тургенева.

  • Рисунок к рассказу главные реки драгунский
  • Рисунок к рассказу ашик кериб 4 класс литературное чтение
  • Рисунок герои русских народных сказок
  • Рисунки русских народных сказок для детей 1 класса
  • Рисунки к сказке черная курица или подземные жители 5 класс