Рисунок к рассказу капитанская дочка

Краткий анализ перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самой работой капитанская дочка.год написания 1833 1836 гг история

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самой работой «Капитанская дочка.
Год написания — 1833 — 1836 гг

История создания — Пушкин работал над историей в период с 1833 по 1836 год. Изначально поэт хотел создать документальный очерк, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания произведения искусства.

Тема — Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция — Повесть построена в виде записок молодого дворянина, в которых он рассказывает историю восстания Пугачева.

Жанр — Остается открытым вопрос о жанре «Капитанской дочки». Произведение охватывает длительный период времени, этапы взросления главного героя, документальные исторические данные, все это позволяет отнести данное произведение к жанру романа. Во времена писателя многотомные произведения считались романами, а «Капитанская дочка» получила жанр рассказа.

Направление — Реализм и Романтизм.

Анализ произведения

История ясно показывает контраст между честностью и предательством. Действие происходит во время восстания Пугачева, а сюжет основан на реальных событиях.

Краткий пересказ

Работа основана на записках Петра Гринева. С 5 лет за ним ухаживал Савельич. Его учителем был французский Бопре. В 16 лет отец решил отправить Петра на службу, но не в Петербург, как планировалось, а в армию в селе Оренбург.

По дороге в Оренбург молодой человек вместе с Савельичем попал в метель. Им помог случайный человек, за которого Гринев поблагодарил, подарив дубленку. В пункте назначения молодой человек встретил семью командира и вскоре стал его «семьей». У них родилась дочь — Маша Миронова.

Рисунок к рассказу капитанская дочка

Служба Петру понравилась, увлекся книгами, писал стихи. Через некоторое время молодой человек подошел к лейтенанту Швабрину. Но позже они поссорились, так как позволили себе грязные намеки в отношении Маши Мироновой, а также раскритиковали песню, которую написал Петр. Выяснилось, что Швабрин ухаживал за девушкой, но ему отказали. Раздор закончился поединком и травмой Гринева.

Марья позаботилась о раненом Петре. Они влюбились друг в друга. Через некоторое время молодой человек отправил отцу письмо с просьбой о благословении. У Маши было приданое, поэтому отец запретил ему жениться, а также пообещал переехать в другое место. Питер был разочарован этим ответом.

Затем начались пугачевские беспорядки. Вскоре в Белогорской крепости появились повстанцы. Пугачев захватил жителей, он хотел, чтобы они присягнули ему. Родители Марии погибли из-за отказа от присяги. Та же участь ждала и Гринева, но его помиловали. Выяснилось, что именно Пугачев оказался тем человеком, которому молодой человек подарил дубленку во время шторма. После откровенного разговора начальник уволил Питера. Гринев бежал в Оренбург. Швабрин был назначен командующим крепостью. Это волновало главную героиню, ведь Маша была рядом.

Петру было отказано в помощи в городе, и осада затянулась. Некоторое время спустя Петр получает письмо от Марьи, в котором говорится, что Швабрин заставляет ее выйти замуж под угрозой сдаться повстанцам.

По пути к крепости Гринев и Савельич встретили Пугачева. С его помощью Петр спасает Машу. Он отправляет девочку к родителям, а сам остается служить. Война подходила к концу, но Гринев был арестован. Швабрин оклеветал героя, сделав его шпионом.

Теперь Петр ожидал изгнания, но его спасла возлюбленная. Марья пошла к царице просить прощения. Он рассказал ей о своем несчастье, и Питер был прощен.

Действующие лица

История названа в честь возлюбленной главного героя — Маши Мироновой. Это дочь коменданта крепости, где служил Петр Гринев. Среди всех персонажей выделяются следующие:

  • Петр Гринев — главный герой. Он добрый, чуткий и щедрый человек. Он держит свое слово. Для него важны такие качества, как честь, достоинство, верность, преданность, справедливость.
  • Маша Миронова — девушка, в которую влюбился главный герой. Она была доброй, сдержанной, милосердной и благосклонной.
  • Пугачев — атаман крестьянского восстания. Этот персонаж очень смелый и решительный.
  • Савельич — верный слуга и учитель Петра, безобидный и добрый старик.
  • Швабрин — отрицательный персонаж повести. Он не знаком с такими понятиями, как честь, однако, отвага. Он примкнул к врагу, часто клевещет на порядочных людей.

Основная мысль

На примере героев автор показал, что долг и честь — важные понятия для русского офицера. Его оппонент Пугачев тоже восхищался положительными качествами главного героя.

До службы Петр мечтал о бурной жизни в Петербурге, но случайно оказался в другом месте. Там молодой человек нашел в себе любовь, развил и раскрыл в себе достойные качества. Изменилось в лучшую сторону. Мальчишкой Петр превратился в мужчину. Гринев стал настоящим патриотом, защищал слабых и оставался верным своей стране и народу.

Автор просит о сохранении чести с самых ранних лет. Это также показывает, что добро всегда возвращается. Об этом свидетельствует эпизод, в котором Гринев отдал свою дубленку незнакомцу. Этот жест спас героя от гибели в будущем.

Поэтому можно выделить несколько основных мыслей:

  1. «Береги честь с юных лет».
  2. Важными моральными качествами являются честь, верность и справедливость. Человек ни при каких обстоятельствах не должен терять своего достоинства.

История создания

История создания «Капитанской дочери» имеет множество причин, некоторые из которых писатель извлек из романов Вальтера Скотта, произведения которого содержали исторические факты. Поэт много изучал историю государства Российского, и фигура Емельяна Пугачева вызвала у него большой интерес. Пушкин собирал исторические факты, вел беседы с участниками событий Пугачевского восстания. Изначально его решением было создать документально-историческое произведение. Писатель собрал много материала и пришел к мысли написать художественный рассказ, в котором наиболее ярко проявился образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, последний год написания истории — 1836 год.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной идеи данного рассказа. Любая сила работает на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к выводу: «Не дай бог увидеть русский бунт бессмысленным и беспощадным».

Это центральный момент его истории.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для более рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых нетерпеливых — Краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для более общительных — главные герои «Капитанской дочки»
  • для более преданных — Читательский дневник «Капитанская дочка»
  • для самых крутых — прочтите «Капитанскую дочку» полностью

Суть и конфликт

Молодой дворянин Петр Гринев был отправлен строгим отцом на официальную службу в Оренбургскую область. По дороге главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачев.

Прибыв на место службы, Петр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке приводит героя на дуэль с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Вскоре крепость была захвачена повстанцами во главе с Пугачевым. Выживших просят присягнуть лидеру повстанцев. Командир умирает, отказываясь предать свою честь. Швабрин изменяет присягу. Гринев отказывается и готовится принять смерть, но Емельян узнает его и отпускает из личной симпатии.

Гринев возвращается в свою команду и участвует в обороне Оренбурга. Во время блокады она узнает, что ее любимая Маша находится в Белогорской крепости и мучается голодом от предателя Швабрина. Петр идет в лагерь врага и просит помощи у Пугачева. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару домой.

После разгрома восстания Пугачева казнят, а Швабрин сообщает правительству о связях Гринева с лидером повстанцев. Петра арестовывают, но Маша просит у него прощения в личной беседе с императрицей Екатериной II и выходит замуж за Гринев. Вы можете узнать больше обо всех этих поворотах из краткого содержания главы Many Wise Lytrecon.

Действующие лица

  • Петр Андреевич Гринев — главный герой; молодой русский дворянин. История рассказывается сама по себе. Добрый, справедливый, неуверенный и застенчивый.
  • Емельян Пугачев — донский казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «невероятно красивый злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан на дуэль в Белогорскую крепость. Сначала он вступает в дружеские отношения с Гриневым, но затем становится его противником. В решающий момент он нарушает присягу и вступает в армию Емельяна Пугачева. Он пытается жениться на Марии Мироновой против ее воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и респектабельная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядя» Петра Гринева, во времена истории — его верный слуга. Набожный, но не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — командующий Белогорской крепостью. Он во всем повинуется своей мудрой жене. Расстрелян армией Пугачева.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Расстрелян армией Пугачева.

Жанр, направление

В этом романе сочетаются элементы романтики и реализма. Несмотря на некоторую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя он мог достичь своей цели и без брака, будучи единственным и суверенным хозяином крепости), Пушкин в основном пытается создать достоверную атмосферу тех событий и органично вплетая своих персонажей.

«Капитанская дочка» — достойный образец исторического романа XIX века. Повествование органично вписано в реальные исторические события (крестьянская война 1773-1775 годов, основной причиной которой стало усиление власти казаков и крестьян), а реальные исторические персонажи часто появляются и упоминаются в страницы романа: Емельян Пугачев, Екатерина II и другие.

Однако до сих пор ведутся споры о жанре произведения: некоторые литературоведы относят его к рассказу. Действительно, книга находится на границе двух жанров, потому что героев не так много, это не такой большой объем, нет разветвления сюжета, как в типичных романах, но в то же время он слишком велик. — в масштабе рассказа, описывает целую эпоху… Поэтому сложно однозначно сказать, сложен ли роман «Капитанская дочка» или даже рассказ. Но в большинстве источников указывается название «роман», поэтому «Литрекон» многие мудрецы будут называть его именно так.

Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»

Исторический роман — чрезвычайно интересный повествовательный жанр. На фоне величайших событий отечественной и мировой истории раскрываются не только характеры героев, но и дается авторский ответ на определенные реалии. Это тоже эпохальное произведение, без преувеличения, А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это последнее великое произведение поэта, художественное завещание Гения, в котором он в завуалированной аллегорической форме выразил свое мнение по всем своим опасениям.

примечательно, что автор создавал роман несколько лет. Все это время он изучал архивы, документы, связанные с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева, несколько раз менял сюжет и идею рассказа. В результате из-под пера национального гения вышел удивительно емкий, несмотря на относительно небольшой объем, роман, несомненно, актуален и в наше время.

На мой взгляд, «Капитанская дочка» — это произведение, которое нельзя читать, что означает лишение себя не только удовольствия смаковать искусный язык автора, но и потерять его более глубокий смысл. Пушкин органично сочетает фольклорные мотивы (например, именно от народа «пришли» все эпиграфы к главам книги) и яркий образный литературный язык. Благодаря особой подаче текст воспринимается очень легко и приятно, доступно — невозможно пропустить что-то важное!

Особого внимания заслуживают герои. Даже те из них, которые появляются более эпизодически, например мать Петруши Гриневой, оказываются реальными личностями со своим внутренним миром, своим характером. Меня очень заинтересовал образ Емельяна Пугачева. Мне кажется, что это самый противоречивый персонаж в романе: когда он отдает приказ казнить капитана Миронова и его жену Василису Егоровну, он кажется невероятно жестоким, почти омерзительным, потому что отрицает самую суть человечности, он становится похожим на дикий зверь.

Однако он жалеет и Петрушу, и его невесту — герои идут против воли вождя восстания, но вместо раздражения эта смелость вызывает у него добродушную улыбку и даже уважение. На смену кровожадному чудовищу внезапно приходит суровый, но единственный воин — даже правитель! Мне сложно сказать, могу ли я как-то охарактеризовать этого героя — мои чувства к нему слишком противоречивы.

Безмерное уважение у меня вызывает, как ни странно, не главный герой Петр Андреевич Гринев, а Маша Миронова, капитанская дочка, безымянная девушка, слабая здоровьем, ранимая и нежная, по словам «трусиха» его матери. Мне нравится эта героиня, потому что она смогла полностью изменить себя, чтобы справиться со всеми невзгодами. Марии Ивановне предстали страшные испытания.

Она увидела смерть родителей, была вынуждена скрываться, а затем с трудом спасла свою честь, на которую вторгся гнусный поручик Швабрин. Несмотря на это, Маша осталась верна себе. Она нашла защиту у Пугачева и даже сумела спасти своего возлюбленного Петрушу от ссылки. На мой взгляд, это Маша Миронова, а не Петр, главный герой романа.

Остальные герои служат лишь шагом к популяризации образа героини. Именно на их фоне процветают безграничная отвага, благородство и моральная сила девушки. Позже критики напишут Масенку как образец христианской любви, ее квинтэссенцию.

Роман «Капитанская дочка» очень поразил меня простой и понятной мудростью, которую можно прочесть в строках. Эта книга пробуждает в читателе все самое лучшее, что есть в его душе, еще раз напоминает о том, как важно оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Главные герои и их характеристика

Вот главные герои романа «Капитанская дочка».

  1. Петр Гринев — молодой дворянин и офицер. Больше всего она ценит свою честь. Он знал Пугачева лично и питал к нему уважение, оставаясь при этом стойким противником вооруженного восстания. Пушкин позиционирует себя как образец. Этот образ раскрывается в метаморфозе возраста: вначале Петр был безответственным и очень ограниченным дураком, даже на пути к фронту он совершает детские ошибки и попадает в любопытные ситуации; тогда любовь преображает героя, становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают настоящего Петра: мужественного, мужественного и честного; в итоге мы сталкиваемся не с подлеском, а с ответственным солдатом, готовым на все, не понаслышке знающим, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Она отказалась выйти замуж за Швабрина, она была готова умереть с голоду, оставаясь верной Петру. Он приложил все усилия, чтобы спасти свою возлюбленную, даже после того, как отец помахал ему. Идеал женщины (по Пушкину). Ее характер украшает самоотверженность, отвага, преданность и стойкость. Хотя возможность выйти замуж без приданого была минимальной, она не согласилась стать женой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет своей жизни. Честный, добрый, исполнительный, но в повседневной жизни добросердечный и самодовольный человек (поэтому многие его не были готовы к осаде, а некоторые даже перешли на сторону повстанцев). Он самоотверженно защищал крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присягу. Вот эссе, которое поможет вам лучше узнать капитана.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена командира. Почтенная старушка. Заботливая мать и сознательная жена, отказавшаяся покидать крепость, так как не хотела уходить от мужа. Ее безжалостно убили повстанцы. Эссе расскажет вам больше о его персонаже.
  5. Емельян Пугачев — мятежный казак, лидер восстания, самопровозглашенный император Петр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Он не лишен благородства, он умеет помнить хорошее. Респект Петру Гриневу за его честность и простоту. Первоначально понимая мрачные перспективы своего приключения, он доходит до конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристиками и изображением.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гриневым оказывается его полной противоположностью. Подлый, скромный человек, который стремится только к собственному благополучию и выживанию. Он предает свою клятву, истязает Марию Миронову, клевещет на Петра в мелком желании причинить вред тому, кто лучше него, после ареста.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и отзывчивая женщина. Он милосердно снимает с Гринева все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным товарищем и другом. Это дешевый и сварливый старик, привыкший копить деньги и во всем заботиться об интересах джентльмена. При этом этот мужчина искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его выступление о раскрытии своего имиджа.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает широкий круг проблем того непростого периода. Основные проблемы «Капитанской дочки» — это проблема власти, нравственного выбора человека, его места в истории и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что значение имени «Капитанская дочка» воплощает суть всего произведения. Все действие повести разворачивается на фоне темы любви. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее он готов к делу. Чувство любви, которое испытывает Гринев, играет важную роль в формировании ее характера, это выражается как в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь, защищает честь девушки, так и в эпизоде ​​с Пугачевым, когда снова дворянин пытается защитить Марию и спасти ей жизнь.

Пугачев, видя такую ​​целеустремленность и смелость Гринева, адекватно оценивает его поведение. А сама Мария, эта застенчивая и беспомощная девушка, из любви к Гриневу осмелилась обратиться за помощью к самой Екатерине II.

Благодаря пробудившемуся в нем чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, противостоял Пугачеву, но сумел сохранить честь и достоинство, и достойное воспитание юноши сыграло в этом немаловажную роль.

Швабрин с его бездуховностью, подлым и подлым характером не выдержал испытания и легко совершил предательство. Ее причудливая натура готова любыми способами лишь спасти ей жизнь.

Смысл названия и эпиграфа

Название «Капитанская дочка» явно относится к дочери капитана Миронова Марии. Это неудивительно, ведь личные отношения героев романа связаны именно с этой девушкой. Из-за него разворачиваются все основные события произведения: дуэль, прибытие Петра в захваченную крепость, арест по клевете на Швабрина. Также можно предположить, что таким образом Пушкин ярко проявляет симпатию к героине. В этой книге автор снова описывает «идеальный десерт», как в «Евгении Онегине».

Эпиграф в начале романа: «Береги честь с юных лет» — обозначает ценности, которые Пушкин считает высшим приоритетом для любого человека, находящегося в одном положении с главным героем. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые нам продемонстрировал Петр Гринев. Это роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Другие персонажи

  • Швабрин — благородный перебежчик, влюбленный в Машу. Главный отрицательный персонаж рассказа
  • Иван Кузьмич Миронов — командующий Белогорской крепостью, отец Маши
  • Василиса Егоровна — жена Миронова
  • Зурин — капитан, которому Гринев теряет 100 рублей, а позже служит под его командованием во время восстания
  • Родители Гринева

Глава I. Сержант гвардии

Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода на пенсию жил в селе Симбирске, мать происходила из небогатой дворянской семьи. У Петруши было 8 братьев и сестер, но все умерли в младенчестве.

Еще до рождения его призвали сержантом в Семеновский полк. Петрушу воспитывают дядя Савельич и месье Бопре, бывший парикмахер, француз, который пил и больше интересовался женщинами, чем обучением бархону. Однажды отец Гринева поймал пьяного француза — на уроке он спал, а молодой Гринев лепил воздушного змея по географической карте. Бопре выгнали. Воспитание Гринева окончено. На семнадцатом году его отправили на военную службу, но не в Семеновский полк: отец желает ему настоящей военной практики и отправляет в Оренбург. Отец благословляет его:

«До свидания, Питер. Верно служите тем, кто ругается; подчиняться своему начальству; не гонитесь за их привязанностью, не просите об услугах; не извиняйся за услугу и помни пословицу: «Береги опять свое платье, но уважай с юных лет»

поручения Гриневу от отца

На нем заячья дубленка, лисья шуба, уезжает с Савельичем. В первый вечер в Симбирске Гринев напивается по неопытности, проигрывает капитану Зурину 100 рублей на бильярде и грубит Савельичу. Несчастный дядя винит во всем французского Бопре. Зурин требует выплаты долга, а Гринев приказывает Савельичу раздать деньги: он сожалеет о хамстве и высокомерии, но пытается избавиться от опеки и показать свою зрелость. Они покидают.

Глава II. Вожатый

Гринев извиняется перед Савельичем. Водитель предупреждает о снежной буре, Петр Андреевич приказывает им спешить на вокзал, но они не успевают и попадают в метель. Видя впереди темное пятно, кучер управляет им, пятно оказывается мужчиной. Незнакомец показывает им дорогу к дому. Гриневу приснился сон: как будто по дороге домой мать сказала, что отец умирает, и попросила его зайти поздороваться. Входит Петруша, но вместо отца на кровати лежит человек с черной бородой и весело смотрит. Мать утверждает, что это его посаженный отец, но Гринев отказывается поцеловать его руку и попросить его благословения. Мужчина хватает топор и выпрыгивает из постели:

«Я хотел бежать .. и не мог; комната была полна трупов; Я споткнулся о трупы и поскользнулся в кровавых лужах… Страшный человек мягко позвал меня и сказал: «Не бойся, пройди под мое благословение…»

мечта Гринева

Герой в ужасе просыпается. Они попадают в трактир, который больше похож на логово разбойников, за ними ухаживает казачье войско, а проводник устраивается на верхние этажи.

«Ему было за сорок, среднего роста, с тонкими и широкими плечами. Его черная борода поседела, большие яркие глаза мерцали. У его лица было довольно приятное, но злобное выражение»

Гринев о «советнике»

Петр Андреич велит отнести советнику чай, но тот отказывается и просит вина. Хозяин и советник ведут странную аллегорическую беседу, смысл которой для Петруши неясен. Угадайте, это умиротворенное казачье войско 1772 года. Наутро после стихания бури герои готовятся к путешествию, Гринев приказывает Савельичу дать советнику полдоллара. Он против, поэтому Петруша дает незнакомцу тулуп, несмотря на возражения Савельича. Советник носит, тулуп лопается, и бородатый незнакомец благодарит Петрушу: Никогда не забуду твоих милостей

В Оренбурге Гринев доставляет отцовское письмо своему товарищу и поручает его полку *** в Белогорской крепости на границе Кыргызско-Кайсакских степей под командованием капитана Миронова.

Глава III. Крепость

Белогорская крепость оказывается простой деревней, обнесенной забором с одиночной пушкой. Гриневу останавливают дома, в зал без жалоб приглашают внутрь. Номер был просто чистым, с популярными гравюрами на стенах. Гринев видит старуху в стеганой куртке и с платком на голове, разматывающую нити. В этом ей помогает кривый старик. Командующего крепостью Ивана Кузьмича нет дома. Кривой старик пытается выяснить, каким полком Гринев вошел в эту пустыню, и предполагает, что его разжаловали. Старуха встает перед гостем, говоря, что Алексей Иванович Швабрин находится в крепости за убийство и исправно служит пятый год. Разочарованный простой деревенской жизнью, Гринев ложится спать без ужина. На следующее утро он встречает офицера Швабрина, который говорит с ним по-французски, как будто он из столицы. Он был не очень глуп. Его разговор был резким и забавным. На улице Гринев видит командира, проводит упражнения для двадцати инвалидов пожилого возраста. За обедом Гринев знакомится с дочкой капитана Маши, девушкой лет восемнадцати, пухлой, румяной, со светло-русыми волосами, зачесанными назад за уши, которые так горели. Швабрин охарактеризовал ее как дурочку, поэтому Гринев поначалу ее не любил. Командир жалуется, что Маша — плохая невеста. Это возможное нападение башкир, которое командир отрицает.

Глава IV. Поединок

Гринев подходит к семье командира и с Марей Ивановной, в которой он находит предусмотрительную и чуткую девушку, производится чин офицера. Он много читает, иногда сам пишет стихи. Швабрин для него все менее и менее привлекателен. В крепости течет спокойная и размеренная жизнь.

Гринев пишет романтическую песню о некой Маше, показывает ее Швабрину и заставляет его смеяться, жестко критикуя стихи и пытаясь узнать, посвящены ли они дочери командира. При этом он оскорбляет Машу, говоря, что по опыту знает ее нрав и привычки. Разъяренный Гринев вызывает его на дуэль, избрав своим секундантом инвалида Ивана Игнатьевича. Он напуган и обещает сообщить об этом командиру, но Гринев его убеждает. Они решают обойтись без секунд. За обедом, видя разговор Гринева со Швабриным, Иван Игнатьевич радуется их «примирению» и рассказывает Василисе Егоровне о ссоре. Швабрин поет грязную песню:

«Дочь капитана
Не гуляй в полночь»

Утром они встречаются, но их арестовывают. Василиса Егоровна в присутствии командира и его дочери ругает их, просит восполнить и отпускает домой. Гринев разговаривает с Марьей Ивановной, и она признается, что Швабрина ей не очень нравится: он ухаживал за ней, но она отказалась. Гринев понимает, почему Швабрин плохо отзывался о ней.

Дуэль возобновляется на следующий день. Гринев и Швабрин прикрываются, Петруша начинает сокрушать врага, но Савельич зовет его, и Швабрин его ранит.

Глава V. Любовь

Петр Андреевич травмирован, Савельич беспокоится о своем здоровье, за ним ухаживает Марья Ивановна. Однажды утром девушка его целует.

«Ее ангельский голос приветствовал меня. Я не могу выразить то сладкое ощущение, которое охватило меня в тот момент. Я взял ее за руку и прижался к ней, проливая слезы любви…»

Гринев

Гринев ухаживает за капитанской дочерью. Она соглашается и продолжает заботиться о любимом. Он пишет письмо отцу о разрешении жениться: он опасается, что его отец не примет это решение.

Швабрин находится под арестом, и счастливый и влюбленный Гринев просит его простить. Они примиряются. Приходит письмо от отца: в нем Гринев находит холодный и жестокий отказ, к тому же отец знает о дуэли. Петруша подозревает, что Швабрин доложил его родителям. Честно сообщает Маше о решении отца, девушка грустит и отвергает его. С тех пор он избегает Гринева.

Глава VI. Пугачевщина

Гринев рассказывает о крепостях вокруг Белогорской: за время службы он становился все более беспокойным, казаки время от времени восставали. Однажды в октябре командующий получает секретное письмо с сообщением о побеге опасного казака Емельяна Пугачева, который провозгласил себя царем Петром III и замышлял мятеж среди яицких казаков. Командир жалуется, что у него всего 130 солдат и он отдает приказы. Чистят пистолет. Казаки, живущие в крепости, взволнованы. От башкир в степи узнают, что Пугачев идет с войском к Белогорской крепости.

Через молчаливого башкира Пугачев отправляет в крепость письменное обращение: набирает казаков и солдат и объявляет о штурме. Через некоторое время они узнают, что ближайшая к Белогорску крепость уже взята. Офицеры и солдаты готовятся к атаке. Василиса Егоровна отправляет Марью Ивановну в Оренбург к крестной.

Глава VII. Приступ

Петр Андреевич не может заснуть — это его первое нападение, к тому же он переживает за Машу. Утром узнает, что не успел выехать, дорога перекрыта. Крепость находится в осаде, и на белом коне виден сам Емельян Пугачев. Повстанцы призывают солдат присоединиться к армии Пугачева. Штурм начинается, но длится недолго: казаки захватывают крепость, ранят командира, арестовывают Гринева.

Пугачев сидит на стульях на крыльце дома Мироновых. Его лицо кажется Петруше знакомым. Командир и Иван Игнатьевич отказываются признавать Пугачева и присягать ему. Их вешают публично. Гринев ждет казни и замечает Швабрина в казачьей одежде среди толпы бунтовщиков. «Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов».

Гринева тащат на виселицу, но Савельич его защищает: он бросается к ногам Пугачева и обещает выкуп от родителей бархона. Самозванец прощает Петрушу.

Глава VIII. Незваный гость

Гринев больше всего заботится о Марье Ивановне: разрушен дом, где она неизвестна. Оказывается, Маша живет со священником и выдает ее за внучку. Савельич признает Пугачева «советником» — тем, кому Петруша подарил заячью тулуп. Петр Андреевич понимает, за что его помиловал Пугачев. Он не решается покинуть крепость, пока Маша здесь.

Самозванец зовет его к себе: в командирском доме группа казаков. Пугачев предлагает Гриневу принять присягу. На вопрос, признает ли он его царем, Гринев отвечает: Бог вас знает; но кем бы вы ни были, вы шутите над опасной шуткой. Он честно отказывается присягать: уже дал — императрице, и даже не может обещать не драться с Пугачевым: это служебное дело, мол воевать — пойдет. Честность настолько поражает бунтаря, что он отпускает Гринева.

Глава IX. Разлука

Пугачев отправляет Гринева в Оренбург, чтобы сообщить губернатору и генералам, что через неделю он появится в городе с армией. Швабрина назначили новым командующим Белогорской крепости, и эта новость ужаснула Гринева: Маша остается во власти Швабрина! Савельич подает жалобу Пугачеву на уничтоженное казаками имущество со списком потерь, но самозванец сердится, но отпускает.

Гринев идет здороваться с Машей, но она в бреду, у нее температура. Он поручает попу заботу о своей возлюбленной и идет пешком в Оренбург с Савельичем.

Глава X. Осада города

Гринев подходит к генералу и рассказывает о случившемся. Его приглашают на военный совет. Петр Андреевич убеждает перейти в наступление, но остальные против. Кто-то предлагает объявить цену за голову Пугачева.

В Оренбург поступает известие о приближении к городу армии повстанцев. Гринев получает письмо от Марьи Ивановны: девушка страдает в захваченной Белогорской крепости, и Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. Он просит помощи у Гринева. Сбитый с толку, он обращается к генералу, но отказывает ему: атаковать Белогорскую при наступлении армии рискованно.

Глава XI. Мятежная слобода

Гринев отправляется спасать Машу в одиночку. Он прорывается через повстанческую гвардию, но казаки хватают Савелича. Петр Андреевич возвращается, и обоих забирают к Пугачеву.

«Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, которое привело меня во второй раз к Пугачеву, дало мне возможность претворить в жизнь мое намерение»

Гринев

Гринев просит самозванца о помощи: он честно рассказывает о жестоком обращении Швабрина с сиротой Машей, которую называет своей невестой, но скрывает ее происхождение. Пугачев доволен. На следующее утро вместе с Гриневым он отправляется в Белогорскую крепость: намеревался лично жениться на молодом человеке.

Глава XII. Сирота

Швабрин льстит Пугачеву и не признает, что держит Машу в плену. Самозванец просит показать ему сироту, его отговаривает болезнь, затем заявляет, что он на ней женат, но когда Гринев и Пугачев видят его внешность и его жизнь, они понимают, что все это ложь. Маша отрицает, что вышла замуж за Швабрина. Затем Швабрин сообщает Пугачеву, кто эта девушка, и Гринев снова честно раскрывает свои намерения: Пугачев никогда не пойдет спасать дочь погибшего командира, а его приспешники растерзают сироту. Бунтарь сжалился над Машей и Гриневым:

«Делай это так, делай это так, оказывай столько одолжений: это моя привычка. Возьми свою красоту; бери, куда хочешь, и дай Бог любви и совета!»

Пугачев

Прикажите проехать им через все заставы и отпустить.

Глава XIII. Арест

Под Оренбургом их останавливают часовые. Гринев снова встречает Зурина: поговорив с ним, он решает отправить Машу к родителям, а сам остается в капитанском отряде (Зурин уговаривает Гринева не жениться, так как это прихоть). Пошлите Савельича с Машей, заверив, что родители ее полюбят.

В конце февраля они переходят в наступление, затем Голицын разбивает армию Пугачева, но лидер повстанцев убегает. Он снова собирает банды на заводах Симбирска, берет Казань и теперь угрожает штурмом Москвы. Под руководством Зурина Гринев борется с восстанием:

«Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Гринев

Пугачев взят в плен, восстание подавлено. Петр Андреич собирается уйти, но Зурин получает документ об аресте: кто-то сообщил о связи Гринева с Пугачевым.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о героях произведения: главных героях «Капитанской дочки».

Композиция

Используемые писателем композиционные характеристики позволили ему преодолеть цензурные барьеры. Своими художественными средствами выражения, как бы очерчивая суть событий, разворачивающихся устами Гринева, автор достоверно и связно излагает исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении рассказа описаны два противостоящих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян — Екатерина II.

Методом контраста великий русский поэт дает понять, что это за противоборствующие силы на самом деле. Описание ландшафтов имеет большое историческое значение. Созданные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные выше факты анализа, можно сделать вывод, что моральная зрелость человека проходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в формировании характера зависит от воспитания, от среды, в которой человек жил и вырос. Важную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердая вера в свою праведность, целеустремленность и непоколебимость.

Понимая, чему учит это произведение, становится ясно, что автор требует, чтобы честь человека поднималась с юных лет, и только твердые убеждения и твердыня позволят сделать правильный нравственный выбор.

Экранизации

«Сержант гвардии» (СССР, 1928); Волга в огне (Франция, 1934 г.); Дочь капитана (Италия, 1947 г.); Буря (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телепрограмма); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005 г., мультфильм).

Жанр

Многие критики высоко оценили жанровую самобытность повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении сумел дать достоверную историческую окраску, сославшись на непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга принадлежит направлению реализма, отражающему реальные события, но описания на исторических материалах, центральной фигурой которого является романтический герой Пугачев, придают ей черту романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет — все это делает историю «Капитанской дочки» популярной сегодня.

Источники

  • https://MyBagazh.ru/sochineniya/chemu-uchit-proizvedenie-kapitanskaya-dochka.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kapitanskaya-dochka-pushkin/
  • https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquokapitanskaya_dochkaraquo_a_pushkin.html
  • https://nukadeti.ru/kratkoe-soderzhanie/kapitanskaya-dochka
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21065-kapitanskaia-dochka-analiz-proizvedeniia-pyshkina-tema-plan-smysl-nazvaniia-i-janr-rasskaza.html

Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по разделу синтаксис, актуализировать знания по синтаксической стилистике; показать мастерство писателя в создании художественного образа, выявить особенности стиля А.С.Пушкина, способствовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенции, формировать профессиональную компетентность обучающихся, воспитывать внимательное отношение к языку и слову писателя, уважение к родной культуре.

Тип урока: интегрированный урок-исследование.

Технологии, применяемые на занятии: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», презентация.

Используемая литература

  1. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.Е. Русский язык. ч.2, М.: АльянС, 2020.
  2. Твардовский А.Т., Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). Собрание сочинений Т. 5 — 1980

Ход урока

Работа с эпиграфом

Сегодня мы с вами проведём необычный урок — урок русской словесности, а эпиграфом к нему предлагаю взять слова Александра Трифоновича Твардовского о Пушкине.

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!»

Создание проблемной ситуации

— Почему повесть А.С.Пушкина произвела на К.Г.Паустовского такое сильное впечатление? (на слайде)

— В этом нам предстоит разобраться.

Анализ текста

— Вспомните, как называется глава, в которой автор воссоздает картину снежной бури? («Вожатый»).

— Какой смысл заложен в ее названии?

Глава «Вожатый» связана со всей повестью. Пушкин дает понять, что вожатый — это не просто человек, который помог Петру Гриневу выйти из бури, он вожатый в широком смысле слова, Пушкин предвещает, что этот человек будет вождем, то есть самым главным в восстании.

— Вожатый неожиданно возникает в повествовании. В чем же необычность его появления?

Вожатый появляется как бы из бури, несшей смерть путникам; его появление кажется необыкновенным, символическим в снежной степи, когда кружит буран.

— Что такое «буран»? Подберите синоним к этому слову.

Снежная буря, метель в степи, вьюга (на слайде).

— Давайте прочитаем описание бурана и попытаемся понять, в чем заключается и как достигается сила воздействия пушкинского слова.

Выразительное чтение отрывка из текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

— Каков стиль данного текста?

Художественный.

— На чем сосредоточено внимание автора? Что для него является главным в изображении?

Показано изменение состояния природы, главное здесь — действие, динамика.

— Слова, какой части речи преобладают в описании? Приведите примеры.

Глаголы (на слайде).

— Какое изобразительно-выразительное средство усиливает ощущение снежной стихии?

Метафора «небо смешалось со снежным морем».

— Найдите другие известные вам средства изобразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения.

— Их мало. Тогда за счет чего создается столь выразительная картина?

За счет синтаксиса.

Пушкин использует сначала пространные, затем и короткие предложения, что создает эффект внезапности, стремительности происходящего.

— Посмотрите, каких предложений, простых или сложных, больше в прочитанном отрывке?

Простых (на слайде).

— Почему автор использует именно простые предложения, отрывистые фразы?

Для динамичности сюжета, для передачи быстроты изображаемых явлений.

— Приведите примеры, прочитайте.

— Но простые предложения Пушкин чередует со сложными. Давайте их найдем и прочитаем.

— Прочитайте предложение на слайде: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». «Ветер завыл, сделалась метель».

— Какие это сложные предложения?

СПП, БСП.

— Вспомните, что называется логическим ударением?

Средство выделения важного в сообщении слова.

— Каким может быть порядок слов в предложении?

Прямым и обратным.

— Какова его роль?

Средство усиления выразительности речи.

— Какой порядок слов в предложениях, вынесенных на доску?

В первом — прямой: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран»; а во втором прямой порядок слов сменяется обратным: «Ветер завыл; сделалась метель»(на слайде).

— Заметьте, что со сменой порядка слов меняется и состояние природы. Если до этого описание лишь предвещает бурю, то после него буран изображён со всей силой, мощью. То есть изменение порядка слов способствует усилению выразительности речи, меняет картину изображаемого, а следовательно, и интонацию.

— Попробуем прочитать этот отрывок выразительно, так, чтобы обратный порядок слов отразился в вашей интонации при чтении.

Работа в группах

Первая группа

— Найдите в отрывке предложения с однородными членами. Какие однородные члены встречаются чаще? С какой целью их использует Пушкин?

Сказуемые — придают речи динамизм и напряженность.

Вторая группа

— Найдите и прочитайте предложения с деепричастными оборотами. Для какой речи характерны такие предложения? В чем их достоинство?

Для книжной. Краткость, лаконичность, энергичность.

— Также в данном отрывке вы видите прямую речь. Для чего Пушкину это нужно? Какова роль предложений с прямой речью?

Для передачи душевного состояния людей, попавших в буран.

Прочитаем.

— Но передача душевного состояния путников лишь дополняет картину, а что же придает картине законченность? Какая фраза? Она находится не в конце, а в середине отрывка.

(«Все было мрак и вихорь» на слайде). После этого Пушкин возвращается к своим героям.

Обобщение наблюдений. Выяснение роли описания в художественной структуре текста.

— Для чего же автору понадобилось столь подробное изображение бури? Каково значение описания? Зафиксируем это в таблице (на слайде).

1. Для создания фона, на котором разворачиваются события (в степи привычны бураны, это придает рассказу достоверность).

2. Композиционное (благодаря бурану встречаются Петруша Гринев и Пугачев и проникаются друг к другу симпатией).

3. Аллегорическое (буран — символ грядущих событий, разгула мятежа. Буря — не снежная, народная буря. Вожатый как бы сливается с природой, но в шуме стихии слышится его твердый голос: «Дорога-то здесь, стою на твердой полосе»).

— Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Ощутили ли вы теперь магическую силу пушкинского слова? В чем эта сила?

Слово учителя: Сила воздействия пушкинского слова мы ощущаем всякий раз, когда обращаемся к его произведениям. А сегодня мы с вами провели небольшое исследование и попытались понять, как, за счет чего достигается это воздействие. Вы ответили на этот вопрос. Это простота, динамизм, лаконизм, мастерское владение словом, точность отбора языковых средств.

Творческая работа

— А теперь я предлагаю вам, используя полученный опыт, написать сочинение-миниатюру на тему «Бушует стихия» или изложение по тому отрывку, над которым мы сегодня работали, используя разнообразные синтаксические конструкции.

Рисунок к рассказу капитанская дочка


2

Тест по произведению Пушкина «капитанская дочь»

Вопросы:

Вопрос 1

Укажите жанр произведения.

рассказ

повесть

роман

Вопрос 2

Готовясь к написанию «Капитанской дочки», Пушкин ездил:

на Урал

на Кавказ

на Кубань

Вопрос 3

Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

«Честь лучше бесчестья»

«Долг платежом красен»

«Береги честь смолоду»

Вопрос 4

Повествование в «Капитанской дочке ведется от лица:

Петра Гринева

автора

Емельяна Пугачева

Вопрос 5

Тон повествования в главе I, рассказывающей о домашнем воспитании Петра Гринева:

нейтральный

сатирический

иронический

Вопрос 6

В оскорбительных словах Гринева, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

омонимы

синонимы

антонимы

Вопрос № 7

Сон Гринева, который он увидел по дороге на постоялый двор, представляет собой:

отражение событий, которые произойдут в его жизни, печальное предзнаменование

отображение в сознании героя происшедших с ним событий

не связанный с жизнью героя сказочный сюжет

Вопрос № 8

Истинные причины дуэли Гринева и Швабрина:

любовь героев к Маше Мироновой и желание выяснить отношения

клевета Швабрина, оскорбленного равнодушием к нему Маши

защита чести дворянина

Вопрос № 9

Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринева, потому что:

она не достигла совершеннолетия

ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию

родители Гринева не дали своего благословения на брак

Вопрос 10

Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:

не была уверена в боеготовности защитников крепости

не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу

ей некуда было уезжать

Будут благодарен?

Рисунок к рассказу капитанская дочка

А.С. Пушкин «Дубровский». Ответы на вышеуказанные вопросы:

1.Как звали отца Маши?

Кирила Петрович

2.В чем обвиняют Владимира Дубровского?

в поджоге и убийстве

3.Кого убивает учитель-француз?

ручного медведя

4.Каким образом Дубровский попал в дом Троекурова?

под видом учителя, Дубровский купил за большие деньги документы у настоящего учителя и велел ему молчать

5.Как был раскрыт Дефорж-Дубровский?

он ограбил Спицина в доме Троекурова

6.За кого сосватали Машу?

за князя Верейского

7.Каким образом Маша могла связаться с Дубровским?

с помощью кольца

8.В чем признался Антон Пафнутьич Спицын на обеде у Троекурова?

Он дал ложные показания против Дубровского-отца

9.Из-за чего была ускорена свадьба Маши?

она написала письмо жениху, в котором сказала, что не любит его

10.После венчания Маша …

Остается с Верейским, с которым к тому времени уже была обвенчана

  • Пушкин Дубровский. Какой жанр?

социальный реалистический роман

  • Какие проблемы поднимает автор?

Пушкин поднимает множество социальных проблем, в том числе беззащитность бедных перед продажным правосудием, защита собственного достоинства, конфликт отцов и детей.

  • Кто такой антон?

Антон — это второстепенный персонаж романа, лжесвидетель, который под присягой давал лживые показания против Дубровских.

  • Кто такой Владимир Дубровский?

Единственный сын Андрея Гавриловича, главный герой романа Пушкина «Дубровский»,дворяни­<wbr />н, ставший впоследствии разбойником

  • Почему Владимир не смог спасти отца?

он поздно узнал о болезни отца и его ссоре с Троекуровым

  • Зачем Пушкин переставил события в романе Дубровский?

Пушкин нарушил последовательность событий в романе, для того, чтобы сохранить интригу и дать возможность читателю догадаться самому о том, что француз-учитель и Дубровский — это одно и тоже лицо

  • Где происходят события?

События романа происходят в России в начале 19 века во время крепостного права, в окрестностях двух помещичьих усадеб.

Рисунок к рассказу капитанская дочка

Честно говоря не припоминаю, чтобы в повести Пушкина «Метель» речь шла о брате отца Марии. Во всяком случае точно знаю, что ни у кого просить помощи влюбленные не собирались. Если родители невесты оказались против их брака, то они решили сами взять судьбу в свои руки.

Правда оказалось, что судьба еще капризнее, чем родители Маши, и выкинула такой фокус, которого молодые люди совсем не ждали, но это было уже позже.

А пока они даже не думали о том, чтобы уехать в другую страну. Европа в то время была в огне войны, на восток еще не принято было ездить, Америка тоже была штатным захолустьем.

Мария не возражала жить на средства Владимира, об этой стороне жизни, она кажется мало задумывалась. Не стали возражать против бедности жениха и ее родители, но опоздали со своим согласием.

Потому что ранее влюбленные решили обвенчаться тайно, а к чему это привело — известно.

Верный ответ 2: Тайно венчаться.

Рисунок к рассказу капитанская дочка

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Ответы на вопросы как узаканы в вопросе по порядку:

  1. Онегин родился в Петербурге
  2. Онегин и Татьяна Ларина познакомились в доме Лариных
  3. за генерала
  4. на именинах Татьяны Онегин танцевал с Ольгой
  5. Дмитрий
  6. своего слугу
  7. Ленский закончил Геттингенский университет
  8. Имя няни Татьяны — Филипьевна
  9. в саду у Лариных
  10. секундантом Ленского был Зарецкий
  11. Ольга
  12. княжна Алина
  13. брусничною водою
  14. 18 лет
  15. в Москву
  16. воротник из бобра
  17. французкий
  18. зеркало
  19. княгиня
  20. в комнате у Татьяны
  21. ямб
  22. именнины Татьяны
  23. 26 года
  24. за офицера
  25. семья Лариных принадлежала к дворянам
  26. реалистическое
  27. нельзя сказать однозначно
  28. и то и другое
  29. портрет Байрона
  30. предсказывает смерть Ленского от руки Онегина

Какие проблемы поднимает автор?

Автор поднимает одновременно житейские и филосовские проблемы.

Кто такая Ольга?

Ольга — младшая сестра Татьяны, возлюбленная Ленского.

Кто старше Ольга или Татьяна?

Татьяна старше.

Что ожидало Онегина в деревне?

Встреча и дружба с Ленским и с Лариными.

Почему состоялась дуэль?

из-за ревности Ленского

Зачем Пушкин включает в текст романа лирические отступления?

лирические отступления являются размышлениями автора о событиях в романе

Где и когда происходит действие?

Действие романа происходит в России

Какая композиция?

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» —

2gzZhW2B0nG4LgbUzSQzPhTOYlk747.png

Пушкин Евгений Онегин. Какая тема?

тема неразделенной любви

Пушкин Евгений Онегин. Почему пропущены главы? Почему пропущены строфы?

для усиления сказанного, для того, чтобы дать читателю время поразмышлять

а так же пропущенные строфы обозначают пропущенное время.

Время идет —

TzaIGucrter5OrlrzYcWzNMOjZ0PdJs.png

, но событий не происходит, ведь

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему герои не находят счастья?

Потому что зависят от общественного мнения и условностей того времени

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

seWVc7DViQH0sqAFysmHSB2W07GiSiEG.png

Потому что жила в глуши и молодые образованные городские парни были редкими гостями там, ну и плюс, как сказал сам Пушкин

LXi56ayD7bCe9TCH1BAG2IHv9oCCvU.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна вышла замуж?

Мама настояла

Пушкин Евгений Онегин. Почему Онегин оставляет петербургский свет?

скучно ему

Пушкин Евгений Онегин. Почему Пушкин описывает лишь один день Онегина?

Потому что у Онегина все дни однообразны и пусты:

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин так подробно рассказывает о ярмарке невест?

потому что это был один из популярных обычаев того времени

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин вводит в роман сцены с гаданием Тани?

усилить ее образ деревенской девушки, воспитанной в глуши и в старославянских обычаях.

Рисунок к рассказу капитанская дочка

QTHsMEgJqmJspcd28DGhjRf0PKY97.png

а) В 1824 году.

8u0CdGCtseAyc7ONfVXboyvii4vfEO.png

б) Его привела Земфира.

smV6S04IgpGaxhywV1mksjQUMHyCRcfU.png

в) Преследуемым законом юношей.

RnOcx0NxKEmhr83UW446WWy78UuQIH1G.png

а) Радушно принял его, разрешил остаться в таборе.

cMYuVlWK6UEZqLEmN5kYZOFu1vaDrpKH.png

в) О древнеримском поэте Овидии.

jZpdGxFkcLe3Lm4DVGD8mJAY7oJd66A.png

б) Участвовал в представлениях, с пением водил за собой медведя.

G1wKCU03jDy0QN769FZz13dMlxfq4ro.png

в) О ненависти к старому грозному мужу и любви к смелому юноше.

SKmRjrs9JvUUEQMZklOFYrEfiuvHPge.png

а) Мать Земфиры.

kahFItRGvBiH9fiemyEHoZF7AJH00hh1.png

в) Убил возлюбленного молодой цыганки, а затем и её саму.

R1ge96FbZEtbFKOgNHfltI7kDSrJwgs.png

б) Отцу Земфиры.

SYLHWoUoAnQqPDjvG9NA0e2RS3MKUwH6.png

а) Цыганского.

YV3rwCMiKbHuK0DzaMqiNI344BDX4Av.png

б) В Бессарабии.

88oAior8txaULywGI4hWdtIj8edNvs.png

а) Земфира.

sDlDyJcq4KeGBmlhHF0tRRh34HdEZrN.png

в) Измену Земфиры.

kjGeaZKb6ivgArX46bqhaKSWW4uYwmOZ.png

а) Историю своей молодости.

m7qBx1b2iXzoltALEPyGYUFSyf7GsI2j.png

б) С тем, кто «для себя лишь хочет воли».

zHHIeWncdV6sWXT7oRmwv8CrG1e83y.png

в) Уехали, оставив его одного.

tVMV82CRIb7TY1lAPCsvpWvNBAJTth5.png

б) Романтизму.

yFiBYlmqm6ZR7pKa2pNEu1uwrU6ypNV.png

в) О Дунае.

vBYqHCXpsS21G5b2cvKYLNbacfVrZH4V.png

б) Мать Земфиры ушла с другим табором.

mZtSSSieQpArodNEX9HUgFa5tDF9FF7.png

а) Два лета.

BXMrq0wnoUvJjwsyHW1YQU1Cqvxh7gK.png

б) В цыганском таборе.

xYgmCkwJMPOQy6UcKE9q4MphMUOfEurD.png

в) Его разлюбила Земфира.

WlgbRw2s2SND84FCtUcQI868eqNs78.png

б) Старик.

3weYQQmSUhETbaTvAQ9ZNMglCgjM31Z9.png

в) 1825 год (частично), 1827 год (полностью).

yKwCgUvPTjd2ro7TW3luvLEOi6Vc3g5.png

б) 1825 год.

2QlFYtERBr45nVKfRrCgkUxA1wBKvFX9.png

а) Овидия.

5hZCGEVKUnP8qQS2YSxFZBF6qhRi.png

в) Известному литературоведу, князю Дмитрию Петровичу Святополк-Мирскому.

0k86WAeeEXFHi8ANdRrWnUUdfNu1vzHV.png

События разворачиваются в цыганском таборе.

hhIVbuzieQHS2ldWnvgdKT0egTD4bWU.png

Поэма.

D89tomqUSFLIlKTpJ1GJzM4MTXA6DSA.png

Человек и общество, городская и кочевая жизнь, внутренняя и внешняя свобода, любовь и ревность, преступление и наказание.

ZxSv7kaYMet4nS953JJWBc8IZHfz.png

Жизнь без забот и обязательств. Земфира ничего не требует от других и хочет, чтобы к ней относились так же.

Рисунок к рассказу капитанская дочка

Рисунок к рассказу капитанская дочка

Произведение Александра Пушкина «Медный всадник» проходят больше в 10 классе, и ответы на вопросы этого теста будут большим подспорьем для школьников.

Итак, 1.Автором произведения “Медный всадник” является конечно же а) Пушкин.

  1. Литературный жанр произведения — б) поэма.
  2. Написан «Медный всадник» в в) Болдине.

4.Годом и временем написания мы поставим правильный ответ — а) осень 1833 года

5.Тема поэмы достаточно сложная и распространенная в те времена — это тема в) «маленького человека»

  1. Кто читал поэму, тот сразу же скажет, что б) нет. Действия происходят не в Москве.
  2. Евгений не был студентом — ответ здесь в) нет.
  3. Конечно же нет, Евгений не спасался на скульптуре льва, ответ здесь б.

9.Ответ б) такого персонажа вообще нет.

10.Гривенник представлял собой б) 10 копеек.

  1. Невесту Евгения звали а) Параша

12.Главный конфликт произведения — б) противостояние личности и власти

  1. События происходят в а) Петербурге

14.Под «кумиром на бронзовом коне» скрывается в) Петр I

15.Коль действие происходит в Петербурге, то и река здесь одна — а) Нева

  1. Возлюбленная Евгения умерла — б) ее лачугу смыло Невой, и девушка погибла

17.В канун дня наводнения был в) ветер

  1. В канун дня наводнения был б) дождь
  2. В поэме не упоминается а)Петрополь

20.Царь Пётр на берегу Невы видел б) чёлн на реке

  1. и а) ветхие избы
  2. и а) болото
  3. Евгений пережил страшное мистическое явление — в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

24.Состав семьи Параши — б) мать — вдова, Параша

25.За неимением хозяина комнату Евгения дали в) поэту

  1. финны — это б) чухонцы

27 когда-нибудь — это а) ужо

28.широкие улицы, площади — это в) стогны

  1. неверно здесь — а) “кумир на бронзовом коне” и Евгений дружески беседовали
  2. И мертвого Евгения обнаружили б) у порога ветхой лачуги, которую занесло на безлюдный остров. Это был по иронии судьбы дом Параши.

Ответив на тестовые вопросы по следующему эталону вы непременно получите пятерку.

Вопросы к 10 —  14 главам романа А. С.
Пушкина «Капитанская дочка»

№ 1. О каких двух
военных тактиках говорил оренбургский генерал? Какой тактики придерживался Петр
Гринев? Каково окончательное решение военного совета?

— Оренбургский
генерал говорил о двух военных тактиках – наступательной и оборонительной. Петр
Гринев придерживался наступательной тактики.

— На военном
совете было принято следующее решение (стр. 175): «…всего благоразумнее
и безопаснее внутри города ожидать осады, а нападения неприятеля силой
артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками – отражать.

№ 2. Почему в
качестве эпиграфа к 10-й главе Пушкин взял отрывок из стихотворения Хераскова?

— Эпиграф к 10
главе (стр. 172): «Заняв луга и горы, / С вершины, как орел, бросал / на
град он взоры. / За станом повелел соорудить раскат / И, в нем перуны скрыв, /
в нощи привесть под град».

— В качестве
эпиграфа к 10-й главе Пушкин взял отрывок из стихотворения Хераскова, потому
что в этих строках содержится намек на обещание Пугачева прийти к Оренбургу и
начать его осаду.

№ 3. Опишите
внутреннее состояние Петра Гринева и его занятия во время осады Оренбурга.

Стр. 176:
Во время осады «…жизнь в Оренбурге была самая несносная. …Я умирал от скуки.
…Писем из Белогорской крепости я не получал. …Разлука с Марьей Ивановной
становилась мне нестерпима. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное
развлечение мое состояло в наездничестве».

№ 4. Как правительственные
войска отражали наступление пугачевской армии?

— Осада
затянулась: жители привыкли к ядрам, залетавшим на их дворы, даже приступы
Пугачева уже не привлекали общего любопытства.

— В перестрелке
перевес был на стороне Пугачева.

— Правительственная
пехота не могла удачно действовать из-за глубокого снега.

— Изнуренные
лошади не могли возить пушки.

№ 5. Что Маша
Миронова сообщает в письме Петру Гриневу? О чем она просит?

— В письме Маша
Миронова сообщает, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж, иначе обещает
выдать Пугачеву. Марья просит Петра о помощи.

№ 6. Почему
генерал отказался помочь спасти дочь капитана Миронова? Как это характеризует
его?

— Генерал
отказался помочь спасти дочь капитана Миронова, потому что был уверен в разгроме
небольшой группы солдат и казаков сторонниками Пугачева.

Стр. 179:
«Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять ее на свою
ответственность», — говорит оренбургский генерал Петру Гриневу.

Такое решение
характеризует генерала как человека, который очень осторожен и не торопится
принимать опрометчивые решения.

№ 7. В чем смысл
эпиграфа к 11 главе? Кто истинный автор этих стихотворных строк?

— Эпиграф к 11
главе (стр. 179): «В ту пору лев был сыт, / хоть с роду он свиреп. / «Зачем пожаловать
изволил в мой вертеп?» — / Спросил он ласково».

— В эпиграфе
косвенно обыгрываются события, произошедшие с Петром Гриневым после отъезда из
оренбургской крепости: он попадается в руки Пугачеву, когда едет мимо Бердской
слободы, пристанища Пугачева и его сообщников.

— Настоящий автор
этих стихотворных строк не А. П. Сумароков, а А. С. Пушкин.

№ 8. По какой
причине Гринев снова встретился с Пугачевым?

— Гринев поехал в
Белогорскую крепость освободить Машу Миронову. Его и Савельича захватили
караульные Пугачева и привели к своему атаману.

№ 9. За что Петр
Гринев обещал Пугачеву молиться каждый день о спасении его души?

—  Пугачев, узнав,
что Швабрин обижает в вверенной ему Белогорской крепости девушку-сироту, поехал
наказать его. Пугачев согласился отпустить Машу Миронову вместе с Петром
Гриневым, хотя узнал, что повешенный им капитан Миронов – ее  отец. Петр
Гринев, благодаря Пугачева, обещает каждый день молиться о спасении его, пугачевской,
грешной души.

№ 10. Что советует
Гриневу Иван Иванович Зурин?

— Иван Иванович
Зурин советует Петру Гриневу избавиться от мысли о женитьбе (стр. 197):
«…одно нехорошо: зачем тебя черт несет жениться? Я, честный офицер, не захочу
тебя обманывать: поверь же ты мне, что женитьба блажь. Ну, куда тебе возиться с
женою да нянчиться с ребятишками? Эй, плюнь. Послушай меня: развяжись ты с
капитанскою дочкою». Зурин советует Гриневу оставаться в крепости под его
командой, а Марью отправить одну к его родителям, в Симбирск.

№ 11. Кто
освободил Оренбург от осады Пугачева?

— Оренбург
освободил от осады Пугачева князь Голицын: под крепостью Татищевой он разбил
его отряды.

№ 12. О каком
секретном приказе узнал Петр Гринев перед отправкой домой?

— Перед самой
отправкой домой Петр Гринев получил неприятное известие: его направляли в
Казань, в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева, как сообщника
государственного преступника.

№ 13. Почему в
качестве эпиграфа к 14 главе Пушкин использует пословицу «Мирская молва –
морская волна»?

— В качестве
эпиграфа к 14 главе Пушкин использует пословицу «Мирская молва – морская
волна», потому что Петр Гринев попал под арест из-за слухов о том, что он
наперсник Пугачева.

№ 14. Какого
знакомого увидел Петр Гринев во время допроса?

— Во время допроса
Гринев увидел Швабрина, которого тоже посадили под арест. Швабрин
свидетельствовал против Гринева.

№ 15. Как приняли
Машу в родительском доме Петра Гринева?

Стр. 205:
«Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое
отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай
приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренне привязались,
потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

№ 16. Какую роль в
освобождении Петра Гринева сыграла Маша Миронова?

— Маша Миронова
поняла, что Петр Гринев не оправдался, так как не рассказал всей правды: он
просто не захотел ее впутывать в следственное дело. Маша поехал в Петербург к
самой императрице и рассказала ей всю правду. Та поняла, что Гринев невиновен,
и распорядилась освободить его. Гринев вышел из заключения в конце 1774 года.

Вопросы к 10 —  14 главам романа А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»

№ 1. О каких двух военных тактиках
говорил оренбургский генерал? Какой тактики придерживался Петр Гринев? Каково
окончательное решение военного совета? № 2. Почему в качестве эпиграфа к
10-й главе Пушкин взял отрывок из стихотворения Хераскова? № 3. Опишите
внутреннее состояние Петра Гринева и его занятия во время осады Оренбурга.
4.
Как правительственные войска отражали наступление пугачевской армии?
5.
Что Маша Миронова сообщает в письме Петру Гриневу? О чем она просит?
6.
Почему генерал отказался помочь спасти дочь капитана Миронова? Как это
характеризует его? № 7. В чем смысл эпиграфа к 11 главе? Кто истинный
автор этих стихотворных строк? № 8. По какой причине Гринев снова
встретился с Пугачевым? № 9. За что Петр Гринев обещал Пугачеву молиться
каждый день о спасении его души? № 10. Что советует Гриневу Иван
Иванович Зурин? № 11. Кто освободил Оренбург от осады Пугачева? № 12.
О каком секретном приказе узнал Петр Гринев перед отправкой домой? № 13.
Почему в качестве эпиграфа к 14 главе Пушкин использует пословицу «Мирская
молва – морская волна»? № 14. Какого знакомого увидел Петр Гринев во
время допроса? № 15. Как приняли Машу в родительском доме Петра Гринева?
№ 16. Какую роль в освобождении Петра Гринева сыграла Маша Миронова?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задания к роману А. С. Пушкина
«Капитанская дочка» (урок № 1) (8 класс)

Вопросы к вступительной статье из
учебника

№ 1. Когда А. С. Пушкин заинтересовался
событиями Пугачевского бунта?

— А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского
бунта в 1824 году, во время михайловской ссылки.

№ 2. Когда А. С. Пушкин создал первый план
романа «Капитанская дочка»?

— А. С. Пушкин создал первый план романа «Капитанская
дочка» летом 1832 года.

№ 3. С какой просьбой А. С. Пушкин
обращается к военному министру в феврале 1833 года?

— В феврале 1833 года А. С. Пушкин обращается к
военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении
пользоваться военным архивом, чтобы узнать историю восстания под руководством
Емельяна Пугачева.

№ 4. Какие исторические материалы изучил А.
С. Пушкин, прежде чем создать произведение?

— Прежде чем создать произведение, А. С. Пушкин
познакомился с материалами Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными
материалами Главного штаба.

№ 5. В каких городах побывал А. С. Пушкин,
чтобы лучше изучить историю пугачевского бунта?

— Чтобы лучше изучить историю пугачевского бунта, А.
С. Пушкин побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске.

№ 6. Когда вышла в свет «История
Пугачевского бунта»?

— «История Пугачевского бунта» вышла в свет в декабре
1834 года.

№ 7. Как отнесся к появлению книги министр
народного просвещения С. С. Уваров?

— Министр народного просвещения С. С. Уваров называл
«Историю Пугачевского бунта» возмутительным сочинением.

№ 8. В чем заключается значение
исторического труда А. С. Пушкина «История Пугачевского бунта»?

— Книга А. С. Пушкина – первое научно-художественная
летопись событий Пугачевского бунта. Писатель обратился к имени Емельяна
Пугачева, хотя его имя подлежало забвению. Он использовал не только официальные
исторические источники, но и неопубликованные, в том числе мемуарные.

№ 9. В чем, по мнению А. С. Пушкина,
заключается причина пугачевщины?

— Причины бунта А. С. Пушкин видел в произволе
чиновников, утеснявших казаков, в непродуманных и жестоких действиях
правительственной администрации, в отсутствии законов, несвободе закрепощенного
народа.

Задание
№ 1
:
угадайте
героя по его описанию (работа по 1 — 2 главам романа А. С. Пушкина «Капитанская
дочка»
):

№ 1. «Он
был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

— Мосье Бопре.


2.
«…в
молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в
17… году».


Андрей Петрович Гринев.

№ 3.
«…стремянному (), за трезвое поведение пожалованному мне в
дядьки».

— Савельичу.

№ 4. «…которого
выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла».

— Мосье Бопре.

№ 5. «…жил
недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

— Петр Андреевич
Гринев.

№ 6. «…он
ротмистр гусарского полка и находится в Симбирске при приеме рекрут».

— Иван Иванович
Зурин.

№ 7. «…у окна
читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый».

— Андрей Петрович
Гринев.

№ 8. «…обязан
он был учить по-французски, по-немецки и всем наукам».

— Мосье Бопре.

№ 9. «()
отыскала … паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой
крестили, и вручила его батюшке дрожащей рукою».

— Мать Петра
Гринева, Авдотья Васильевна.

№ 10. «(…)
сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся
начальников…».

— Андрей Петрович
Гринев.

№ 11.
«Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват».

— Савельич.

№ 12. Барин
«лет тридцати, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в
зубах».

— Иван Иванович
Зурин.

№ 13. «…угрюмо
сидел на облучке … и молчал, изредка только покрякивая».

— Савельич.

№ 14. «Тут
вызвался он выучить меня играть на биллиарде».

— Иван Иванович
Зурин.

№ 15. «Он
мало-помалу успокоился, хотя всё еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто
рублей! Легко ли дело!»

— Савельич.

№ 16. «Строгая
немецкая экономия царствовала за его столом».

— Андрей Карлович
Р., генерал.

№ 17. «()
ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь».

— Ямщик.

№ 18. «()
вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны».

— Мужик из сна
Петра Гринева.

№ 19. «(),
родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый».

— Хозяин
постоялого двора.

№ 20. «Он
был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его
проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали».

— Вожатый, он же
Емельян Пугачев.

№ 21. «Однако он
кое-как умудрился и надел его, распоров по швам».

— Вожатый, он же
Емельян Пугачев.

№ 22. «Старый
полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его
речи сильно отзывался немецкий выговор».

— Андрей Карлович
Р., генерал.

№ 23. «…в
отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в
Россию…».

— Мосье Бопре.

№ 24. «Матушка
была еще мною брюхата, как я уже был записан в Семеновский полк
сержантом».

— Петр Андреевич
Гринев.

№ 25. «Волоса
были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

— Вожатый, он же
Емельян Пугачев.

Задания к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
(урок № 1) (8 класс)

Вопросы к вступительной статье из учебника


1.
Когда
А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта? № 2. Когда А.
С. Пушкин создал первый план романа «Капитанская дочка»? № 3. С какой
просьбой А. С. Пушкин обращается к военному министру в феврале 1833 года?
4.
Какие исторические материалы изучил А. С. Пушкин, прежде чем создать
произведение? № 5. В каких городах побывал А. С. Пушкин, чтобы лучше
изучить историю пугачевского бунта? № 6. Когда вышла в свет «История
Пугачевского бунта»? № 7. Как отнесся к появлению книги министр
народного просвещения С. С. Уваров? № 8. В чем заключается значение
исторического труда А. С. Пушкина «История Пугачевского бунта»? № 9. В
чем, по мнению А. С. Пушкина, заключается причина пугачевщины?

Задание
№ 1
:
угадайте
героя по его описанию (работа по 1 — 2 главам романа А. С. Пушкина «Капитанская
дочка»
):

№ 1. «Он был
добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». № 2. «…в молодости
своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году».
№ 3. «…стремянному (), за трезвое поведение пожалованному
мне в дядьки». № 4. «…которого выписали из Москвы вместе
с годовым запасом вина и прованского масла». № 5. «…жил недорослем,
гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». № 6. «…он
ротмистр гусарского полка и находится в Симбирске при приеме рекрут». № 7. «…у
окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый». № 8. «…обязан
он был учить по-французски, по-немецки и всем наукам». № 9. «()
отыскала … паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой
крестили, и вручила его батюшке дрожащей рукою». № 10. «(…) сказал
мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников…».
11.
«Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват».
12.
Барин «лет тридцати, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке
и с трубкой в зубах». № 13. «…угрюмо сидел на облучке … и молчал,
изредка только покрякивая». № 14. «Тут вызвался он выучить
меня играть на биллиарде». № 15. «Он мало-помалу успокоился, хотя всё
еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! Легко ли дело!».
16.
«Строгая немецкая экономия царствовала за его столом».
17.
«() ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь».
18.
«() вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и
стал махать во все стороны». № 19. «(), родом яицкий
казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». № 20. «Он
был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его проглядывала
проседь; живые большие глаза так и бегали». № 21. «Однако он
кое-как умудрился и надел его, распоров по швам». № 22. «Старый
полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его
речи сильно отзывался немецкий выговор». № 23. «…в отечестве своем был
парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…». № 24.
«Матушка была еще мною брюхата, как я уже был записан в
Семеновский полк сержантом». № 25. «Волоса были обстрижены в кружок; на
нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

  • Рисунок к рассказу зайчие лапы
  • Рисунок к рассказу журавль и цапля
  • Рисунок к рассказу заботливый цветок
  • Рисунок к рассказу звездочка зухра
  • Рисунок к рассказу живая шляпа карандашом