Рисунок к рассказу иван царевич и серый волк

Конспект урока литературное чтение, 3 класс урок 5. сказка иван-царевич и серый волк перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: русская народная

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и
    Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к
    сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное
творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о
необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные
персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит
нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых
событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный
сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж,
призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных
признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того
в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник,
который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое
помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные
сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный
повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к
событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
    общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
    М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил.
    С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А.
    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для
    учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
    2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к
    учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.
    [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск
    (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов.
    Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа :
    http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike,
    свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об
особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных
сказок;

Научимся 
характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст;
определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать
сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная
    волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте
    прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается
с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич
был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище –
яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то
похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом
отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные
испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак
волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный
признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто:
три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три
испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в
конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют
положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой,
конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, 
готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья,
ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк»
происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня
златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет
при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют
волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк,
который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый
волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о
необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми
яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада
Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски
Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который
становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его
послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали
за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить
у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его
оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой
Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк»
встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние
времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских
народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает,
озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли;
служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех
происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю.
Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они
жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается
добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых
советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не
верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо
уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают
пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому
другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная
сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и
испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали
    художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из
    наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В
    1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером
    волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник
поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал
лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на
лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён
эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где
верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим,
что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения
своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах:
бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные
сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж
златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы
героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине
Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в
1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв
Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося
перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица
Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит
вокруг.        Измученная скачкой Елена
Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди
защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.  
Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и
высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время
мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают
непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как
в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого
предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М.
Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён
сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами,
насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина
 более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти
отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более
реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы
тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки,
груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды,
армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать.
Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич
и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную
яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную
    яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Многих пугает сама идея создания многофигурных композиций, особенно если опыт в рисовании небольшой. Но все не так плохо, особенно если руководствоваться пошаговой инструкцией. Итоговые результаты, вполне возможно, удивят.

Рисунок

Инструменты и материалы для рисования волка и Ивана Царевича

Еще до начала работы необходимо представлять себе, какими материалами будет создаваться рисунок Царевича. Вот некоторые из них, а также их сочетаемость друг с другом:

  • тонкая бумага для офисных нужд: вполне подходить для эскиза, а вот сама работа карандашом может не так выигрышно смотреться на ней;
  • крафтовая бумага: коричневый оттенок смотрится уже интереснее, но не всякий тип карандаша будет на нем виден;
  • толстая бумага для чертежей или бумага для акварели: прекрасный вариант, если не хочется работать по белой бумаге, можно также попробовать цветную бумагу для пастели;
  • твердые карандаши с маркировкой Т (российского производства) или Н (зарубежные): не размазываются, но выглядят бледно-серыми, на цветных сортах бумаги едва различимы;
  • карандаш средней мягкости, ТМ (или НВ): может незначительно размазываться, все еще плохо различим на тонированной бумаге;
  • мягкие карандаши с маркировкой М (российского производства) или В (зарубежные): очень насыщенный оттенок, особенно у карандашей 8В-9В, но очень легко смазываются.

Инструменты

Важно! Чтобы рисунок не смазывался в процессе работы, под руку подкладывают тонкую бумагу и следят за тем, чтобы кожа оставалась чистой.

Как создать эскиз и для чего это нужно

После выбора материалов приступают к созданию эскиза. Для этого берется небольшой лист, можно даже писчей бумаги. Цель эскиза: понять, как волк и Цесаревич будут взаимодействовать друг с другом на рисунке, сколько места будет занимать каждый из персонажей.

Эскиз помогает понять, как лучше расположить фигуры. В старину художники делали не один эскиз перед работой, а десятки, а в исключительных случаях – сотни, добиваясь наилучшего взаимоотношения фигур на будущем полотне.

Эскиз

Не нужно рисовать персонажей с высокой степенью детализации. На первом этапе поиска позы хватит палочек или овалов, обозначающих туловища и головы, вместо ног и лап можно добавлять просто черточки.

Важно, чтобы все эти несложные фигуры примерно отражали пропорции Царевича и волка. Это поможет скомпоновать рисунок лучшим образом.

Как нарисовать волка карандашом

Волк кажется более простой задачей, чем фигура Царевича. Мелкие огрехи в пропорциях скроет штриховка, означающая шерсть. Потрудиться над приближенностью к реализму придется только с головой и лапами былинного зверя. Для этого лучше потренироваться на отдельном листке в копировании очертаний волчьей головы с открытой пастью с фотографий.

Стоит выбрать наиболее удавшийся ракурс и использовать его в дальнейшей работе, то же и с лапами. Но начинать, конечно, придется с разметки основных масс и пропорций.

Нарисуйте основные формы и контуры тела

Многие начинающие рисовальщики делают одну и ту же ошибку. Они начинают срисовывать с фотографии с одной точки: от кончика носа или кончика левой задней лапы. А после удивляются, почему в финале волк не выходит «как настоящий».

Три кружочка

А для начала стоит вспомнить об эскизе. Без сильного нажима карандаша, очень легкими линиями переносят примерные формы персонажей с эскиза. Не стоит переносить формы волка, затем заканчивать его вплоть до штриховки шерсти, а потом приниматься за Царевича – нужно вести проработку персонажей одновременно. Если перенос изображения на лист с эскиза кажется трудной задачей, то стоит разбить все на клетки.

В итоге должны получиться овалы и круги, соответствующие реальным пропорциям тел и голов всех персонажей. Затем приступают к уточнению контуров. Для начала стараются сделать реалистичными контуры тел и голов, уже после рук и прочих конечностей. Черты лица на этой стадии не прорисовывают. Пасти тоже.

Контуры тела

Тело

Нарисуйте лапы

Когда готовы реалистичные очертания волка, стоит заняться деталями. Можно вдохновляться фотографиями, чтобы понять, как и в какой именно части сгибаются лапы волка. Очень важно поймать эти характерные сгибы, движения – так волк будет смотреться живым, нападающим. К прорисовке пальцев и когтей приступают в последнюю очередь.

Лапы

Лапы волка

Нарисуйте клыкастую пасть

Важно! Заранее стоит продумать мимику персонажей. Будет ли волк нападать на Царевича, разинув пасть? Будет ли он скалить зубы? Все это должно быть отражено еще на стадии эскиза.

Мелкие детали: глаза волка, зубы, уши добавляют в последнюю очередь. Морда волка не должна напоминать вытянутую морковку. Лапы не должны смотреться ватными. Туловище – не мешок картошки. Важно вдохнуть в «серого» жизнь, уловив характерные движения по фото.

Волк

Совет! Необходимо помнить о перспективных сокращениях. Лапы волка, которые находятся дальше от зрителя, не могут располагаться на одной линии с лапами, которые находятся ближе.

Тот же прием работает и с зубами: если волчья пасть показана в профиль, то ряд зубов, который находится дальше от зрителя, не будет на одной линии с передним. Двойной ряд зубов, как акуле, волку рисовать не следует, но еще раз взглянуть на фото открытой волчьей пасти определенно стоит.

Сотрите ненужные линии

Когда все линии контуров точно определены, все лишнее стирают. Все кружки, линии, которые использовались без нажима при построении. Наступает момент штриховки. Он может производиться:

  • только простым карандашом: кончики шерсти волка должны быть чуть менее яркими, чем средняя часть шерсти, так она будет казаться живой; плюс не стоит делать штрихи слишком длинными, нужно попытаться имитировать волчью шерсть
  • угольным карандашом: он будет плохо ложиться поверх простого карандаша, обычно рисунок им начинают и доводят до конца без использования простого; за счет разного нажима создаются разные оттенки, от серого до черного; также этот карандаш можно слегка растушевывать;
  • угольным и белым пастельным карандашом: сочетание черного и белого позволяет получить очень реалистичное изображение шерсти с разным нажимом и растушевкой, но оба эти карандаша плохо ложатся на линии простого карандаша.

Волк

Воющий волк

Детали волка

Злой волк

Как нарисовать волка

Красивый рисунок

Морда волка

Рисунок волка

Этапы рисунка

Как нарисовать Ивана Царевича — пошаговая инструкция

Человеческая фигура – непростая задача для рисования. Лучше заранее найти картинки с позой, близкой к задуманной позе Царевича. Эскиз человеческой фигуры переносят на лист одновременно с фигурой волка. А после приступают к уточнению контуров.

Как нарисовать Ивана Царевича и серого волка для детей карандашом - пошаговая инструкция

Туловище, голова и пропорции

В сети есть множество схем пропорций мужской фигуры. В среднем нарисованная голова должна 7 раз укладываться по высоте в изображение мужской фигуры. Дважды голова должна укладываться по высоте на промежутке от верхней части шеи до талии. От талии до бедер – еще одна голова. Ширина мужских бедер составляет 1,5 длины головы. Плечи – чуть шире.

По центру фигуры можно провести линию, если фигура согнута и искривлена – то и линию нужно искривлять в соответствии с этим. Левая и правая часть тела и головы постоянно сверяется по этой срединной линии. Сначала нужно намечать фигуру схематически: черточками, кружками, овалами, трапециями и другими простыми фигурами.

Туловище

Ноги и руки, а также одежда и обувь

Это уже детали, которые стоит рисовать, только когда контуры примерно похожи на мужскую фигуру, а пропорции верны. Сначала намечают места сгибов конечностей: локти, запястья, колени. Затем стараются реалистично передать движения Царевича и контуры рук и ног.

Пальцы вырисовывают в последнюю очередь. Складки одежды – тоже. Она не должна слишком плотно облегать фигуру Царевича, раньше тканей с эластаном не было. Он мог использовать ремешки, чтобы одежда и обувь держались на его фигуре.

Руки и ноги

Лицо и прическа

Пропорции лица замеряют по фото в схожем ракурсе и стараются передать эти отношения на рисунке. Между двумя глазами помещается один глаз по длине. Линия глаз делит лицо примерно на две половины.

Не нужно давить на карандаш при прорисовке первых контуров деталей. Лицо стоит оставить без штриховки, а одежду Царевича можно тронуть очень легко, затеняя места как на фото какой-либо человеческой фигуры: с левой или правой стороны.

Лицо

Голова

Как видно из статьи, нарисовать Ивана Царевича и серого волка – задача хоть и непростая, но очень интересная. Для вдохновения можно посмотреть картинки в интернете, некоторые из них можно скачать и распечатать для срисовки. Определившись с изображением, нужно поэтапно и вдумчиво реализовать свою задумку на бумаге или помочь это сделать ребенку.

Рисовать

Яркий рисунок

  • Рисунок к рассказу детство суворова
  • Рисунок к рассказу белая цапля
  • Рисунок к рассказу в стране вечных каникул
  • Рисунок к любой русской народной сказке
  • Рисунок к няниной сказке чайковского в школу