Рисунок к рассказу чехова хамелеон

Автор на чтение 6 мин. просмотров 367 опубликовано 10.03.2021 составить план рассказа мальчики чехова можно использовав предоставленные варианты краткий,

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

                  МКОУ
«Лебяжинская ООШ» имени Бухаева Ю.Р

           Конспект
урока по теме: «Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова     «Хамелеон»

           К
уроку литературы в 7 классе

Выполнила: Капанова Д.Б

                                                               
2021 год

                           
Урок
по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема:
«Средства создания комического

в
рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Цель
урока:

организовать
деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного
произведения

Задачи
урока:

·       
Показать
мастерство писателя в изображении «хамелеонства»;

·       
Обратить
внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе
«Хамелеон»;

·       
Познакомить
с идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;

·       
Углубить
понятие о сатире и юморе.

Место
урока в учебном плане.

В
календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

Словарная
работа:

Юмор;
сатира; художественная деталь; хамелеон.     

                                
                       ХОД УРОКА.

1.Организационный
момент

2.Вступительное
слово учителя:

-Вначале
я хочу вам напомнить, что каждая книга, любое  произведение – это УРОК. Урок
доброты , мудрости, патриотизма.  Одним словом, это урок жизни. В таком случае
КТО становится УЧИТЕЛЕМ?  (Писатель)

-Правильно.
Давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке,
назовите автора. Поэтому сегодня нашим учителем будет прекрасный человек,
великий писатель — …………  (А.П. Чехов), а его уроком станет рассказ…… («Хамелеон»).

-Героями
рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События,
о которых рассказывает писатель, тоже  бытовые. Иногда рассказ представляет
собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы
поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его
интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди
в зависимости от обстоятельств.

Чехов-писатель
неразрывно соединяет в содержании произведения авторскую мысль (идею) и
авторскую эмоцию (в данном случае — смех).
Во время чтения
рассказов Чехова в классе часто раздается смех. Но всегда ли мы смеемся над
тем, что действительно смешно? Тема нашего урока «Средства создания комического
в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Попробуем сформулировать цель урока.

(Сегодня,
обращаясь непосредственно к тексту, мы попытаемся понять, каков характер
смешного в рассказе «Хамелеон», какие средства для создания комического
использует автор.
)


Что показалось вам смешным в рассказе? (сама история, название, поведение
Очумелова и Хрюкина)

Вся
ситуация в «Хамелеоне» может вызвать у нас смех,  но за смехом порой
просматривается печальный порядок вещей.

3.
Определение и толкование отдельных слов
.

Итак,
есть смех безобидный и смех злобный. О каких понятиях идет речь? (сатира и
юмор).

У
вас было домашнее задание – выписать определение этих понятий.

Юмор
– изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный. То
есть юмор – безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора
– частные недостатки, внешность, привычки.

Сатира
– беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека,
явления. Сатира – злобный смех, высмеивающий социальные пороки общества. Сфера
сатиры  —  преимущественно явления общественной жизни. Большинство произведений
Чехова  сатирические.

Составление
схемы.
Вывешивается
на доску.

Юмор
смех
весёлый и доброжелательный.

Сатира
негодующий, злобный смех, направленный на обличение  пороков

4.
Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте
вспомним героев произведения. Вам предложен кроссворд, в котором нужно написать
фамилии героев.

Очумелов
– полицейский надзиратель

Елдырин
– городовой

Хрюкин

Жигалов
— генерал

Вопрос: С чего
начинается рассказ?  

Кругом
тишина и покой.  Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке.  И
вдруг:


Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её!
Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая
же картина предстаёт перед Очумеловым?

 («Очумелов
глядит в сторону и видит:…»)

Вопрос: Кто
оказался виновником скандала?

Учитель:
Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся
глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким
образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

 («…шагает
к сборищу.»)

Вопрос: Ну а
сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в
рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?

Работа
в группах:


работа со статьёй из учебника биологии (найти основные характеристики этого
животного) – 1 группа


работа с толковым  словарём (выписать переносное значение слова) – 2 группа

1.
Статья из учебника (ответы детей)

Хамелеон.
Даже мельком взглянув на это животное, поймешь, что

оно
– необычное, удивительное. Еще больше убеждаешься в этом, познакомившись с его
образом жизни и строением. Широкую известность получила свойственная хамелеонам
способность быстро изменять окраску и рисунок тела, откуда произошло и само
название «хамелеон» — по имени мифического существа, меняющего свой облик. Кожа
хамелеона принимает цвет предмета, на котором он сидит. В зеленой листве он
становится зеленоватым, на фоне темной коры темнеет. Изменения окраски
происходят под действием внешних раздражителей – температуры, света и
влажности, так и в результате голода, испуга, жажды, раздражения. Окраска
хамелеонов хорошо гармонирует с окружающим фоном, скрывая животное от глаз
многочисленных врагов. 

Узнаем
переносное значение слова «хамелеон».

2.
Работа с толковым словарем Ожегова (ответы детей)

Хамелеон (перен.) –
человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение,
взгляды, симпатии.
Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в
зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое
значение этого слова раскрывается в рассказе?

Учитель: Имя
героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в
русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и
моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Послушаем
отрывок из рассказа и проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости
от обстоятельств, сосчитаем, сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов
и как это проявлялось внешне?


звучит рассказ «Хамелеон» в исполнении Игоря Ильинского

(
Ответы детей: меняется поведение 6 раз, а зависит от чина предполагаемого
хозяина собаки.)

Вопрос: Как
меняется тон его высказываний?

(
6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски – трусливой).
Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить
собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и
виновником оказывается Хрюкин.

Учитель: Откройте
учебник. Заполним таблицу примерами из текста, доказывающими  разную интонацию
героя.


Работа по таблице (выписать цитаты):

                
не генеральская

                     
генеральская

1.
«А собаку истребить надо. Немедля!»

3.
«Ни шерсти, ни вида…Нужно

проучить!»

5.
«Она бродячая! Истребить, вот и все.»

2.
«Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял
палец гвоздиком.»

4.
«Собака – нежная тварь…А ты,

болван,
опусти руку!»

6.
«Собачонка ничего себе…Шустрая

такая…»

Вопрос: Есть ли в
рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями?
Их роль в повествовании?

Ответы:
Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть,
как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание
генерала  действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое
решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.

Учитель: Сделаем
вывод, для этого попробуем вставить недостающие слова в текст: Итак, Чехов
показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах ………….(Очумелова).
Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к …………(Хрюкину),
который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание,
трусость перед сильными мира сего.

Правда
и справедливость для полицейского надзирателя не имеют …………………(никакого
значения). Он  вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и ………..(прав).
Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От
одного сознания, что он может вызвать недовольство…………….( генерала), его
бросает то в……….(жар), то в ………..(холод).


чтение получившегося вывода

Вопрос: Только ли
Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос:
Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя
текст.

Варианты
ответов:

1.
Хамелеон – Очумелов.

2.
Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То
он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по –
холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)

3.
Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся
толпа  сочувствует  мастеровому  в начале рассказа, а в конце – смеется и
злорадствует.)

В
состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной
площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.

Учитель. Какое
настроение от этого у вас?

(
От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ
смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Когда нам
становится страшно, глядя на такую картину, заканчивается ЮМОР и начинается ….
(САТИРА).
 Автор
использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки.
Писатель указывает нам на то, как унизительно в человеке угодничество и
лицемерие (лексический комментарий на слайде:
угодничество
— излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать
благосклонность, расположение к себе; лицемерие).
Как важно
сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность.

5.
Работа над художественной деталью.

Чехов
рисует очень яркую и точную картину, используя особую, присущую только ему
форму изложения: отсутствуют описания, какие-либо рассуждения, длинные монологи.
Но для создания комического автор использует художественные детали, которые
акцентируют наше внимание на самом главном .

Деталь
художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная
подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную
нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки,
внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется,
чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.


Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные
детали в  тексте и определить их роль?

-Что
несут служители закона?

1)
Решето
,
доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы
понимаете слово конфискованный? (Конфискованный — отобранный.) Очень важная
деталь: крыжовник — мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

2)
Узелок.

Учитель. Узелок и
конфискованный крыжовник, что означают эти детали?
Но
«конфисковать» — это принудительно изъять деньги или имущество у частного лица
в пользу государства

Как
вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?

Описание
Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом свидетельствует о
том, что представители власти пользуются своим служебным положением и
обязанности свои выполняют небескорыстно. Скорее всего,  в этом узелке что-то,
что дали Очумелову как взятку.  

Учитель. Таким
образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением
законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.


Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».

Учитель. Вот
таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3)
Следующая деталь?  Шинель.

Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов
не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко
.
(Шинель — это форменная одежда, символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и
новая, он чувствует себя всемогущим. Отними у Очумелова шинель – кто признает
за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать).

А
теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над
людьми.)

Учитель.
Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и
надевает ему Елдырин — пальто?

Слово
«шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в
Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит
«пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную
художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его
бросает то в жар, то в холод.

4)
Следующая деталь?  Палец.

Окровавленный
палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер
Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. Поднятый
вверх палец, который «имеет вид знамения победы», придает внешности Хрюкина
особый комизм.

5)
А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите
внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна
людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

6)Перед
вами фамилии героев: Очумелов, Хрюкин. Попробуйте “расшифровать” фамилии героев
рассказа, т.е. какие ассоциации вызывают они?

Очумелов 
(«очуметь», «чумной») – потерявший рассудок, дурной человек.

Хрюкин
– («хрюкать», «свинья») – хам, невежа.

Елдырин
— сварливый, корыстный человек.

Жигалов
— пройдоха, плут

Вопрос:  Приём
“говорящих имён и фамилий” — юмористический или сатирический?

Почему
в конце рассказа толпа хохочет над  Хрюкиным? ( Хрюкин повержен. Его палец
опущен. А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена
над толпой, и сам Очумелов  готов лично  доставить ее брату генерала Жигалова.)

Учитель:
Итак,
делаем выводы. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за
которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие,
самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской
действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это
люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от
мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя –
особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все
глобальные проблемы России конца XIX века.

Учитель.
Первоначально
рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его изменил.
Почему?

Слово
«сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив
заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь
русского человека, приобрело всеохватывающий характер.

5.
Подведение итогов.

Сегодня
мы познакомились с понятием «хамелеонство». Что же это такое? Чему нас учит
рассказ? Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

А
как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас
хамелеоны, подобные Очумелову?

Во
все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и лести. Поэтому
рассказ интересен и современен читателю.

Выберите
пословицы, которые характеризуют поведение Очумелова.

1.    
Как хочу, так и ворочу.

2.    
Верь не правде, а силе.

3.    
Наглому дай волю, захочет и боле.

4.    
Дело знай, а правду помни.

5.    
Дай волю на ноготок, а он возьмет на локоток.

6.
Домашнее задание.

Написать
сочинение-рассуждение на тему «Почему рассказ Чехова назван «Хамелеон?»

Инсценировка
(чтение по ролям)

Литература

1.      Ланин
Б.А. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.:
просвещение, 2017

2.     Чехов А.
П. Рассказы (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) / А. П.
Чехов; (сост., примеч., учеб. материал Е. М. Стручковой).- М.: Айрис-пресс,
2006

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Чинарская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок литературы в 7 классе

Смысл названия и художественные
особенности рассказа.
(по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

phpxoP4C8 7 kl

Провела : учитель русского языка и литературы

Гаджиахмедова Маида Агамирзоевна

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

           « Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

            обратить внимание учащихся на художественные средства  

            изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

  1. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».

  2. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II  Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство — это та проблема, которая в той или

 иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

    — О каком событии повествует рассказ?

— Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

— С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

— Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

    -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет

 свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

 то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

 У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

 человеческое хамелеонство )  (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

 ( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

 вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

 тишина… На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем  

   смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

 Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «… а ежели каждый свинья…») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

— Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

— Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

 ( Определение детали. Слайд.)

 Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

 Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

 свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

 внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

 в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

 доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

 выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.

III. 1. Обобщение.

Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.   Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.

Открытый урок по русской литературе в 7 классе
на тему:

 «А.П.Чехов «Хамелеон»

Цель: создать условие для углубления знаний учеников о
творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова
«Хамелеон», раскрыть смысл его названия.

Задачи урока:

образовательные:

познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»

— продолжать знакомить учащихся с творчеством
А.П.Чехова;

— дать понятие юмористического и сатирического
рассказа;

— повторить литературоведческие термины: юмор, сатира,
художественная деталь;

— проводить словарную работу (афоризм, хамелеонство,
лаконизм);

— помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова.

  развивающие:

— способствовать развитию навыка анализа
художественного произведения, в том числе и сопоставительного;

— развивать
познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и фантазию;

— развивать речевую
культуру и речевое творчество;

— развивать умения
читать по ролям и инсценировать эпизоды.  воспитывающие:

— формирование четких нравственных критериев,
жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”;

— воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;

— формировать умение корректно и доказательно
обосновывать свою точку зрения;

— воспитывать сознательную дисциплину в решении
поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

— учащиеся познакомились с рассказом А.П.Чехова
«Хамелеон»;

— учащиеся осознали понятие юмористического и
сатирического рассказа; 

Личностные УУД:

— формированы навыки самостоятельной исследовательской
работы с текстом и выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформулировано умение осмысливать учебную задачу,
составлять план и последовательность действий;

— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке
информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

— сформировано умение работать в группах;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих
товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать
её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить
понятные высказывания.

Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь
рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему,
структурировать тексты.

   Оборудование: портрет А.П.Чехова, таблицы,
тесты, магнитофон, аудиокассета, иллюстрации к рассказу, иллюстрации с
изображением хамелеона.

Эпиграф к уроку, записанный на доске: «Никто не понимал так ясно и тонко, как
Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно
правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их

жизни…»

                                                                                              
М.Горький.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: работа в группах, индивидуальная работа.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Ход урока

I
Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний (3 мин)

Ребята, и вновь темой нашего урока становится
творчество писателя Антона Павловича Чехова – непревзойдённого мастера
короткого рассказа.

Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с
некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. В 5 классе это был
рассказ «Хирургия». В 6 класс вы прочитали еще один рассказ Чехова. Назовите
его («Толстый и тонкий»)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Чехова
«Хамелеон». Но прежде, чем приступить к его анализу, поговорим о личности
писателя, его жизни (слайд 1)

image001

Писатель прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей,
их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное –
высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже
добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, одновременно понимая
и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была
запоминающаяся.

Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он
привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с
достоинством.

Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с
весёлыми светло-карими глазами. Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь,
потому что он сделал её сам.

И свой характер он сформировал тоже сам.

Как это произошло, мы поймем, поговорив о детстве,
юности и периоде становления Чехова, как писателя.

3. Работа над новой темой (21 мин)

3.1.Где
и когда родился Чехов?

(В 17
января 1860 году в городе Таганроге. Сейчас этот город находится в Ростовской
области
.)

Расскажите
о семье Чехова. В какой семье он родился? Кем были его предки ? Чем занимался
его отец? Какими нравами обладали отец и мать Чехова?

Чехов
родился в семье купца. Его дед был крепостным крестьянином, который выкупил
себя с семьей на волю.

Отец
служил в приказчиках, потом открыл в Таганроге бакалейную лавку, где
продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты. Павел Егорович,
отец Чехова, играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками –
словом, искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Причем хор
был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он
заставлял петь в хоре.

(Посещать
все спевки почти каждый вечер. Очень сложный и противоречивый характер отца
сочетал в себе доброту и вспыльчивость. Часто его наказания были жестоки. Это
выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство
собственного достоинства. По воспоминаниям сестры писателя. Марии Павловны
Чеховой, он был человеком «требовательным и взыскательным. Не обходилось иной
раз и без наказания ремнем провинившихся братьев… Доставалось иногда от отца и
Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по
натуре…Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания

Мать,
тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта
часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал:
«Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».)

Какое
образование получил Антон Павлович в детстве?

(Отец
знал цену образованию, поэтому стремился учить детей. Отец хотел дать своим
сыновьям религиозное воспитание, заставлял петь в церковном хоре. В школе,
которую посещал Антон, содержащий её грек, заставлял детей зазубривать уроки,
бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. С 1868 года
братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Ф.Н. Покровский,
законоучитель, вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо
Священной истории рассказывал о литературе – о Пушкине, Гете и Шекспире. У
Покровского были свои странности: он давал ученикам смешные прозвища. Он
прозвал будущего писателя Антоша Чехонте – это имя стало позднее одним из
литературных псевдонимов молодого Чехова.)

Сколько
детей было в семье Чеховых? И какими талантами они обладали?

(Шестеро
детей: пять сыновей и дочь. Семья Чеховых была очень талантливой.

Старший
брат Александр стал писателем.

Николай
– художником.

Михаил
– литератором.

Иван –
выдающимся педагогом.

Сестра
Мария обладала незаурядными художественными способностями.

О себе,
о своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а
душа со стороны матери».)

Какое
семейное обстоятельство подвергло юного Чехова испытаниям?

(У его
отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно
стоял за прилавком, безотказно помогая отцу, обучался ремеслам, исполнял разные
домашние обязанности.

Когда
Антону было 16 лет, его отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву.
Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои
средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть
заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было
купить необходимое. В эти трудные годы он выдерживает первое испытание
характера. Не удовлетворенный казенной системой преподавания в гимназии, он
много читает. Становится одним из самых первых читателей городской библиотеки,
увлекается описаниями путешествий, читает произведения Сервантеса, Тургенева,
Шекспира и других. Его интересуют юмористические журналы.)

Кем был
Чехов по образованию?

(В 1879
году в Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета.

Он
по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. В 1884 году Чехов закончил
университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А.П. Чехов».
Родители были счастливы. Но вскоре он почти отошел от врачебной работы,
литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее.)

Как
начиналась литературная деятельность? Первые публикации.

(Чехов
начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие юмористические
рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) : «Брат
моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов»,
«Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».

Своим
именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления
в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как
писатель.

Первые
произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах
юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика
ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные
стороны русской жизни. Число рассказов было огромно. В течение 5 лет А.П. Чехов
написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников.)

Чем был
обусловлен небольшой объем чеховских рассказов?

 (По
условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк.
Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. Его стиль: «Писать
талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». «Краткость
– сестра таланта», — часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень
емкими по со держанию
)

Учитель. Чехов стал творцом нового
вида литературы — маленького рассказа, вбирающего в себя и повесть, и роман. Он
был большим мастером «малой формы».

3.2. Рассказ
«Хамелеон». Время создания.

Слово
учителя.

Наряду с
рассказами-анекдотами, смешными диалогами и сценками в творчестве Чехова 80-
гг. появляются рассказы, заставляющие читателя глубоко и серьезно задуматься
над тем, что его окружает и почему так неприглядна жизнь.

Осмеивая
людей и обстоятельства, вызывающие жалкие поступки человека, чехов тем самым
осмеивал порядки, лишающие человека чувства собственного достоинства.

Все чаще в
рассказах Антоше Чехонте беззаботный юмор незаметно перерастал в сатиру.

Сатира
звучит в рассказе «Хамелеон» », созданном им в 1884 году, в этот год Чехов
закончил Московский университет, где учился на врача.

После
окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать и себя, и мир
вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это
было очень непростое время для России.

1 марта
1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки
за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт
журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки».

А.П. Чехов
остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и
культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Гордость,
самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость
процветали.

Люди
боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов
занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости,
подхалимству во всех видах.

Этой же
цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.

Об этом
нам говорит его рассказ «Хамелеон. Обратимся к рассказу.

image002

Физкультминутка.
(1мин)

Поворот
вправо – если автор произведения Чехов, влево – другой автор.

«Левша»
(Лесков), «Лошадиная фамилия» (Чехов), «Заколдованное место»(Гоголь),
«Хирургия» (Чехов), «Бежин луг» (Тургенев), «Розовый конь» (Астафьев), «Толстый
и тонкий» (Чехов), «Злоумышленник» (Злоумышленник), «Муму» (Тургенев),
«Каштанка» (Чехов).

3.3. Беседа
по тексту рассказа.

Понравилось
ли вам произведение и о чем оно?


рассказе описывается происшествие на базарной площади
. Через неё шел полицейский надзиратель в
сопровождении городового. Увидев толпу, он направился к ней, чтобы выяснить, по
какому поводу собрались люди. Узнав, что золотых дел мастера Хрюкина укусила
собака, он пытается выяснить, чья это собака.)

Учитель. В основе сюжета рассказа
«Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая
занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа
занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ
можно представить, как драматургическое произведение – сценку.

Действия в
рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский
надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера»
Хрюкина — от этого зависит его решение. Вот, собственно, и все. Чехов делает из
этого обыденного, в общем, сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей
провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события –
колебания психологического состояния людей.

Какие
образы вам запомнились больше всех?

(Образы
Очумелова (полицейский надзиратель), Елдырина (нижний чин полицейской охраны в
городе).

1.Способы
характеристики персонажа. Вспомните, какие существуют
способы характеристики образа?

(Говорящая
фамилия, художественная деталь, речь, поступки, заголовок, авторская оценка.)

Учитель. Я предлагаю разделиться вам
на группы. Каждая группа получит задание. Заданием послужат перечисленные
способы характеристики персонажа, которые вы осветите более подробно.

1 группа –
говорящие фамилии;

2 группа –
художественная деталь;

3 группа –
речевая характеристика;

4 группа –
поступки героя;

5 группа –
заголовок рассказа;

6 группа –
авторская позиция.

Давайте
сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П. Чехов знакомит
читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца)

Первая
группа.

2.Говорящие
фамилии

Учитель. Первое, на что мы обращаем
внимание, это фамилия полицейского надзирателя – Очумелов.

Как
называется этот прием в литературе? Назовите еще такие фамилии в рассказе?

(Этот
прием называется говорящая фамилия. Это излюбленный художественный прием Чехова
. Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой
характеристикой персонажа – его сущность. Так в рассказе «Хамелеон» подобными героями
являются еще Хрюкин, Елдырин, Жигалов
.

Очумелов – главный герой рассказа,
фамилия отражает его характер, он буквальным образом
«очумел», одурел, то есть вышел из себя,
потерял соображение, самообладание из-за непорядка на базарной
площади.

Хрюкин – золотых дел мастер,
укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но
решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она
его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин
от слова хрюкать.

Елдырин – рыжий городовой, с решетом
полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий,
раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не
думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.

Жигалов – генерал, предполагаемый
хозяин собаки. Его фамилия произошла от слова жигало, то есть тот, кто
поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не
присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение
самого полицейского надзирателя и всей толпы. Эта фамилия также оправдывает
себя.) 

Учитель. Говорящие фамилии отражают
не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. Об этом
мы поговорим в контексте авторской позиции.

Вторая
группа.

3.Художественные
детали.

Учитель. Впервые мы видим Очумелова,
идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает
рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Как вы
думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь?
Какова её роль в произведении?

 (Художественная
деталь (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность
в произведении, которая несет смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная
деталь используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их
среду обитания.)

Как вы
думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали?

(Чехова
называют мастером художественной детали.

Говоря
об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали:
новая шинель и узелок, ничего не говоря о его портрете: внешности, фигуре,
выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.

Под
стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом, доверху наполненным
конфискованным крыжовником.)

Как вы
понимаете значение слова «конфисковать»?

(Принудительное
и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица (в пользу
государства
)

Как вы
думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?

Нет.

Почему
фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично?

(Крыжовник
— очень важная деталь: это всего лишь ягода, мелочь, которая не представляет
особой ценности, но он конфискован!)

В руках
у надзирателя узелок. Как вы думаете, что в узелке?

(Наверное,
тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Скорее
всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

Что
говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? 

 (Помогают
увидеть лицо блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский
надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку,
сам нарушает закон.)

Какую
еще художественную деталь, помимо узелка в руках, подмечает Чехов у идущего
через базарную площадь Очумелова?

(Он
идет через базарную площадь в новой шинели.)

Обратите
внимание, что шинель обозначается в тексте и как пальто.

Определите
лексическое значение этих слов.

(Шинель
— это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то
чина. Пальто — это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает
принадлежность к власти
.)

Очумелов
приходит на площадь и уходит в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин –
пальто. Подумайте, почему?

(Слово
«шинель» употребляется в авторской речи, значит, для Чехова в
Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит
«пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет другую
художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его
бросает то в жар, то в холод).

Судя по
поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей
шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.

(Шинель
для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя
всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова
шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться,
командовать, конфисковывать. Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и
узелка в руке)

Третья
группа.

4.Речевая
характеристика

Способом
характеристики образа героя является так же речь.

Какая
речь у персонажей рассказа и как это их характеризует?

(Очумелов изъясняется грубо (ко всем
обращается на «ты») и косноязычно (его предложения незаконченные): «По
какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут?
Это ты зачем палец?.. Кто кричал?».

В его речи
звучат слова разных стилей: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не
желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С
одной стороны, в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкая
грубая брань: «Я ему покажу кузькину мать!» К тому же Очумелов говорит тоном
мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Грубое хамство,
вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему
только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается
подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Мошенник Хрюкин сначала
пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а
затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его
речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы
подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.)

Четвертая
группа.

5.Поступки
героя. 

 Еще одним
способом раскрытия образа героя являются его поступки.

Проследим
по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение
относительно собаки? От чего это зависит?

Графически
покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция –
стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка
вниз.                 

«А собаку
истребить надо».

Виноват
Хрюкин.

«Чёрт
знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»

«Собака –
нежная тварь».

«Она
бродячая… Истребить, вот и всё».

«Собачонка
ничего себе… Шустрая такая».

6 раз, а
зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.

Как
меняется тон его высказываний?

(6 смен
интонаций — от начальственно — повелительных до рабски — трусливой.
Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить
собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и
виновником оказывается Хрюкин.)

Учитель.
Вывод:
  
Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз
изменил своё мнение. Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро
меняется, оно зависит от реплик в толпе. Он то угодник, то хам, то полицейский
надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.

В чем
сущность характера Очумелова?

 (Правда и справедливость для
полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает как символ
беззакония: кто сильнее, тот и прав. У Очумелова нет человеческого достоинства
и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его
бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на
плечи Очумелова новую шинель.)

Как
ведет себя Хрюкин?

 (Хрюкин
– подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня
у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он
умолкает.)

Пятая
группа.

6.Заголовок
рассказа

Обратимся
к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в рассказе. Почему же
возник такой заголовок, оправдан ли он?

(Да.
Лексически значение слова «Хамелеон» — ящерица, которая меняет свою
окраску в зависимости от окружающей среды.)

Достаточно
ли знать только прямое значение слова?

(Нет,
Чехов употребляет это слово в переносном значении. «Беспринципный человек,
легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Хамелеоном обычно
называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам
менять свои взгляды на противоположные. Таков Очуме­лов, меняющий
свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки. Подбирая название
рассказу, Чехов выбрал переносное значение этого слова и подобрал невероятно
точно.)

Как
одним словом можно назвать такого человека? 

(Лицемер,
двуличный человек.)

Только
ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

(Нет.)

Кого
еще из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»


состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной
площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.)

Почему
писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”?
Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
(Тем самым
Чехов как бы утверждает, что хамелеонство — всеобщее явление, за которым
кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.)

Учитель. В собравшейся толпе
любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых холопски исполнять все
прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь несчастной собачонки висит на
волоске и зависит от того, чья она, генеральская или бродячая. Выразительны не только
говорящие фамилии героев: Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение
хамелеонствующей толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них
законное проявление власти и порядка.

Первоначально
рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял.
Почему?

(Слово
«сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив
заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и
ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Сам
А.П. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба.)

3.4.
Работа с терминами.

Учитель. В своем творчестве Чехов,
высмеивая какие-либо недостатки человека или просто показывая смешную ситуацию,
ярко использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа. Иногда он юмористический,
иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что есть сатира и
юмор.

Сатира – беспощадное, уничтожающее
осмеяние, критика действительности, человека явления. Это смех обличающий.

Юмор – изображение героев в
смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.

Итак,
смех бывает разный: доброжелательный, веселый, беспощадный, уничтожающий,
обличающий. Каким пользуется автор?

(Обличающим.)

Обличающий
смех – это юмор или сатира? 

(Сатира.)

image003

Определите,
«Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?

 (Рассказ
«Хамелеон» — сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое
негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.

Именно
сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем
рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)

Учитель. Так смешной рассказ становится
гневным обличением российской действительности времён писателя.

А как
вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас
хамелеоны, подобные Очумелову? Есть ли в современном обществе подобные
пороки?

(Этот
рассказ на все времена. Нам не всегда хватает смелости, решительности отстоять
свою точку зрения. Надо стремится преодолевать внутренний страх перед теми, кто
выше и сильнее тебя. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба
.)

IV. Итог урока (2 мин)

Сегодняшний
урок познакомил нас с еще одним рассказом А.П. Чехова, с его мастерством в
создании литературных характеров. Мы еще раз увидели в художественном
произведении такие выразительные средства, как название рассказа, говорящие
фамилии, речевая характеристика, художественные детали. Несмотря на то, что он
очень короткий, его содержание никого не оставляет равнодушным. В своём
рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е.
приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, –
результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой,
становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались
особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными.
Эти пороки и приводят к хамелеонству. К сожалению, это свойственно и реальным
людям.

V. Домашнее задание (2 мин)

1.
Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

2. Написать
мини-сочинение на одну из тем: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не
стать хамелеоном?», «Случаи хамелеонства в нашей жизни».

VI.
Выводы (2 мин)
Рассказы
Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме,
Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества.
Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не
подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы
писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после
Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и
миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и
вас.

VII. Рефлексия «Одним словом» (3 мин)

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые
наиболее точно передают их состояние на уроке:

•        Раздражение

•        Злость

•        Радость

•        Равнодушие.

•        Удовлетворение

•        Вдохновение

•        Скука.

•        Тревога.

•        Покой.

•        Уверенность

•        Неуверенность.

•        Наслаждение.

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в
том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа.

Герои
рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»:


полицейский надзиратель Очумелов,


городовой Елдырин,


золотых дел мастер Хрюкин,


собака,


генеральский повар Прохор,


толпа любопытных горожан.

2. Назовите тему
рассказа (о чем он?)


Тему рассказа можно сформулировать так: «Суд над собакой»: собака укусила
золотых дел мастера Хрюкина, и полицейский надзиратель и городовой пытаются
выяснить, кто же является хозяином собаки, чтобы определить ее дальнейшую
судьбу: казнить или помиловать.

3. Опишите
место, в котором происходит действие.


Действие происходит в небольшом городке. (301): «Кругом тишина… На
площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло,
как голодные пасти; около них нет даже нищих»… Из лавок высовываются «сонные
физиономии». Оживление вызывает разыгравшаяся сценка, участниками которой
являются полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел
мастер Хрюкин, толпа людей и собака. Автор создает скучную, будничную,
затрапезную картину жизни города, где оживление вызывает даже такой пустяковый
случай.

4. Охарактеризуйте речь героев: какая лексика в ней преобладает?
Почему?

Очумелов: «окаянная», «не пущай», «не велено»,
«а… а» (междометие), «Это ты зачем палец?» (вместо полного предложения – его
часть – анаколуф), «мерзавец», «бродячий скот», «покажу Кузькину мать»,
«немедля», «черт знает что», «подлость», «ежели», «шельма», «цуцык».

Елдырин: «морда».

Хрюкин: «с Митрий Митричем», «пущай», «тварь»,
«нешто», «здоровила», «врешь».

Люди в толпе: «харя», «дура», «тяпни»,
«вестимо».

Прохор, генеральский повар: «намеднись»,
«ихний», «охоч».

В
речи героев преобладает разговорная и бранная лексика. Это необходимо для того,
чтобы правдивее изобразить характер героев, их низкий культурный уровень.

5. Как меняется поведение Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»?


Как только Очумелов узнаёт, что собака генерала Жигалова, его даже бросает в
жар, и он просит Елдырина снять с него пальто: он опасается последствий от
своих слов, так как очень нелестно отзывался и о самой собаке (велел ее
истребить), и об ее хозяине. Как только говорят, что собака бродячая, Очумелов
снова становится грозным и сердитым. Потом, когда узнает, что собака
принадлежит генералову брату, опять становится верноподданным и подобострастным.


Рассказ называется «Хамелеон», потому что Очумелов, как хамелеон, в зависимости
от обстоятельств внешней среды постоянно изменяется: то добрый, то сердитый.

6. Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С
какой целью?


Автор использует говорящие фамилии: Очумелов (от слова «очумел»: он не
понимает, чья собака, никак не может разобраться в ситуации); Хрюкин:
затевает скандал, как свинья, которая любит грязь, мусор. Фамилия Елдырин
вызывает ассоциации с чем-то наглым, беспринципным, пробивным: будучи
городовым, он очень нуждается в этих качествах. Говорящие фамилии помогают
лучше понять характер героев, их внутренний мир.

7. Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?


Люди, подобные Очумелову, вызывают презрение, так как они нечестны, не имеют
твердого внутреннего нравственного стержня, непостоянны. Это приспособленцы,
которые во главу всего ставят личную выгоду.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен?


Злоумышленником назван герой рассказа Денис Григорьев. Судебный следователь
обвиняет его в противозаконных действиях: мужик отвинчивает гайки на рельсах
для того, чтобы сделать грузило на удочку, и из-за этого случается крушение
поездов. Сам Денис не понимает и не признает своей вины.

2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления?


Железнодорожного сторожа зовут Иван Семенович Акинфов.

3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он отвинчивал гайку?


Денис Григорьев отвинчивает гайки на рельсах для того, чтобы сделать грузило на
удочку, иначе не ловится рыба.

4. Чем опасно «злодеяние» мужика?


Из-за отвинчивания гаек с рельсов сходят поезда, и гибнут люди.

5. Достоин ли «злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь?


Денис Григорьев глуп, он не понимает своей вины. Сначала нужно добиться, чтобы
Денис понял преступность своих действий и уяснил для себя последствия
отвинчивания гаек. После этого, в случае повторных противозаконных действий,
его можно будет наказывать. А пока его всё-таки нельзя сажать в тюрьму.

6. Назовите еще «злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем
рассказе следователю.


Денис Григорьев упоминает своих знакомых, которые тоже отвинчивают гайки:
Игнашку, сына Семена Кривого, Митрофана Петрова, которому для изготовления
неводов требуется много гаек.

7. Как в итоге наказывают «злоумышленника»?


Дениса Григорьева отводят в тюрьму; ему грозит каторга.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он виновен?
2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

  • Рисунок к рассказу хромка
  • Рисунок к рассказу чарушина про томку
  • Рисунок к рассказу у страха глаза велики
  • Рисунок к рассказу цветок на земле
  • Рисунок к рассказу хвосты бианки