Рисунок к рассказу ашик кериб 4 класс литературное чтение

Тем временемв блогах... еще... комментарии еще... сегодня провела занятие, татьяна владимировна. за верные ответы дети получали же... ольга викторовна! спасибо
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Сегодня провела занятие, Татьяна Владимировна. За верные ответы дети получали же…

Ольга Викторовна! Спасибо за внимание к моим работам! Вам тоже творческих успехов!

Елена Владимировна, большое спасибо за замечательную работу. Это правило необход…

Надежда Георгиевна, спасибо Вам за добрые слова и внимание к работе! Сейчас я за…

Люблю смотреть на ёлочки в Новый год, эта ёлка просто чудо!!! Спасибо вам, Ольга…

Уважаемые коллеги! Спасибо Вам за добрые слова в адрес моей работы!

Готовые разработки уроков, конспекты, презентации, видео, рабочие программы, календарно-тематические планирования, контрольно-измерительные материалы, тесты, тренажеры, игры, викторины, олимпиады по литературному чтению для 4 класса.

Категория Литературное чтение 4 класс содержит материалов: 357

Страницы: 1 2 3 17 18 »

Тест по произведению В.Ю. Драгунского «Главные реки»

59761730

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению В.Ю. Драгунского «Главные реки», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№80010 |
15.12.2021 |
valyusha

| 1.1Mb

Тест по произведению Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

10780145

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010

№79950 |
12.12.2021 |
valyusha

| 1.9Mb

Интерактивный тест к уроку по теме «Делу время- потехе час»

s14891766

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса «Делу время- потехе час». Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Учителю не надо проверять результат, программа сама проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79943 |
12.12.2021 |
NLA

| 35Kb

Итоговый тест по литературному чтению 4 класс

s42443317

Предлагаемая тестовая работа предназначена для итогового контроля знаний выпускников 4 класса по курсу «Литературное чтение» по ГОСО РК. Цель: проверить знания учащихся по предмету, умение воспроизводить необходимую информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Учащимся необходимо выбрать ответ из нескольких вариантов.

№79824 |
06.12.2021 |
Cerg68

| 35Kb

Тест по разделу «Литературные сказки»

58435061

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по разделу «Литературные сказки», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010

№79816 |
05.12.2021 |
valyusha

| 1.0Mb

Тест к уроку по теме » С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

01574328

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79689 |
28.11.2021 |
valyusha

| 2.5Mb

Тест к уроку по теме «П.П.Бажов «Серебряное копытце»

52837149

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по произведению П.П.Бажова «Серебряное копытце», УМК «Школа России». Презентация содержит 13 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79685 |
28.11.2021 |
valyusha

| 3.9Mb

Тест-презентация «Кошки-мышки» по произведениям русских писателей

s78647213

Сказки и рассказы про животных близки и интересны детям. Они с удовольствием читают истории о том, как привычный домашний питомец преображается в ловкого дельца, путешественника или плута. Эти герои чаще всего вызывают симпатию, даже после проказ они умеют вновь завоевать расположение хозяев. В программе по литературному чтению произведений, в которых героями стали кошки и мышки немало.

№79646 |
26.11.2021 |
Беленинка

| 10.6Mb

Проверочный тест по теме «Поэтическая тетрадь»

s61091746

Цели и задачи презентации: обобщение знаний учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь»; расширять знания учащихся о жизни и творчестве поэтов-классиков, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

№79603 |
23.11.2021 |
Беленинка

| 2.4Mb

Тест по рассказу Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш»

s68187690

Интерактивный тест по литературному чтению для 4 класса по рассказу Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», УМК «Школа России». Презентация содержит 11 вопросов с выбором одного ответа. Тест создан на основе шаблона PowerPoint в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

№79554 |
21.11.2021 |
valyusha

| 0.9Mb

Интерактивный тест по теме «Чудесный мир классики»

s43400930

Интерактивный тест-презентация «Чудесный мир классики» создан к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России». Он даст возможность быстро проверить, как дети усвоили изученный материал по теме. Тест можно использовать в качестве разминки на уроке или на его заключительном этапе.

№79559 |
21.11.2021 |
Беленинка

| 2.4Mb

Интерактивный тест по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

s01556946

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 20 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Материал к уроку по теме «Там на неведомых дорожках»

s41556113

Цель: Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении сказок. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.

№79351 |
03.11.2021 |
дети

| 6.7Mb

Интерактивный тест по произведению В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

s28888023

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 22 вопроса с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Интерактивный тест по сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

s04853452

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 19 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Интерактивный тест по рассказу А.П.Чехова «Мальчики»

s81156297

Презентация с тестовой работой к уроку литературного чтения в 4 классе по рассказу А.П.Чехова «Мальчики» поможет учителю быстро проверить знания детей по содержанию данного произведения. Тест содержит 10 вопросов с выбором одного правильного ответа. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.


М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихо­творений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориен­тироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязан­ностей. составление плана совместных действий, умение догова­риваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность поло­жительных качеств характера), проявление интереса к произве­дениям М.Ю. ЛермонтоваОборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писа­теля, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказ­кой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), геогра­фическая карта Турции.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по частям.)

Сообщение темы и постановка целей урока

(На магнитной доске выложены буквы.)

ИМХАЛИ ЧИВЬЮРЕ ВЛОЕТРМНО

Переставьте буквы так, чтобы у вас получилось имя писа­теля. (Михаил Юрьевич Лермонтов.)

Как вы думаете, почему именно это имя звучит на нашем уроке?

Верно, мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством этого замечательного писателя.

Определите задачи урока.

Как мы можем получить ответы на вопросы к уроку? (Вучебнике, в Интернете, от учителя, из справочников.)

Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

Ребята, откройте учебник на с. 92—93. Рассмотрите иллюст­рации и фотографии. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы учеников.)

(Затем о писателе рассказывает учитель.)

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший сти­хотворение «Смерть Поэта» — скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой…

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотво­рение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава М.Ю. Лермонтова Впервые М.Ю. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя.

Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Не торопитесь отвечать на этот вопрос. Еще раз посмотри­те на текст и составьте по нему вопросы своим однокласс­никам.

(Дети ставят вопросы. Учитель следит за правильным форму­лированием. Учащиеся находят ответы в тексте.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Дары Терека»

Прочитайте на с. 96 название стихотворения, которое мы будем изучать. Как вы думаете, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впада­ет в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стреми­тельный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и ши­рокой.)

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер, и следят по учебнику.)

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.)

Какое средство художественной выразительности исполь­зует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)

Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.)

Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — плакать может только че­ловек.) Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляе­мая, опасная.)

Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)

Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.)

(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чте­нию в классе. Выразительное чтение вслух.)

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

Подведение итогов урока

Чему вы учились на уроке?

В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до нас автор?

В учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Мо­жете найти его и прочитать.

Домашнее задание

Найти интересные факты из жизни поэта. Подготовить вы­разительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова

Открытый урок
Литературное чтение
4 класс
М. Ю. Лермонтов

«Ашик-Кериб»

Учитель начальных классов:
Захарова Людмила Сергеевна

Солнечногорск 2015 год


Тема. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (Моделирование- как способ развития творческих способностей дошкольников и мл. школьников)

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи.
Образовательные.
-Продолжить работу со сказкой.
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.
Развивающие.
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные.
— Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД
Личностные. 
— Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные.
 Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
Коммуникативные. 
— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;   
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные. 
— Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты.
Предметные.
— Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-Называть основные события сказочного текста;
-Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
-Проявлять интерес к чтению сказок;
-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм», «Синквейн».
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1

Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
Работа с партнером по плечу. 
 — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.  
Слайд 1
1. Игра «Доскажи словечко».  
Тексты будем мы …  (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)
Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 
Слайд 2-3 
2. Игра «Произнеси верно»
— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).

Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.

— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?  (Безударная гласная, звонкие и глухие согласные)
— На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать,
3. Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.
— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени.  Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Продолжаем работать.                             правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.
III. Сообщение темы и целей урока.
— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Слайд 4
Почему звучит именно восточная мелодия?   (Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку. Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает «влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является мест-
ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.
Слайд 5
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете.   Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы Слайд 6
1. Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.
2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям. Методом исследования мы найдем ответы на поставленные вопросы.
IV. Проверка домашнего задания.
1.
Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.
Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.  
Слайд 7 
На какие 2 группы делятся все сказки? Сказки авторские и народные.
Слайд 8
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Слайд № 9
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян.
Слайд № 10
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.  Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?  Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии),  Арзурум – Эрзурум,  Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Ребята, давайте сформулируем вывод.
     Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
2. — Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали. 
—  Для этого вы решите кроссворд, который готовили дома (Дима Ращевцев у доски)

     Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.
3.Чтобы вспомнить сюжет сказки и охарактеризовать героев, предлагаю посмотреть небольшой отрывок из сказки- инсценировку.
(После просмотра сценки перечисляют основных героев сказки)-
-Перечислите героев сказки.
(Ашик Кериб, Магуль –Мегери, Куршуд-Бек, сестраАшик –Кериба, его мать, Св.Георгий (Хадерлиаз), купец.)
4.Работа с иллюстрациями:
— Как называются рисунки к произведениям? (Иллюстрации)
— Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
— Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
(Художники-иллюстраторы)  
Второй этап исследовательской работы. Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске). Вот получился картинный план произведения. (Вступают Егор, Вика Иваничева, Кристина, Аня)
V. Работа по теме урока

1. Работа по содержанию сказки.
а) Выборочное чтение.
Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
(стр.104) Слайд 13    
     Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в дверь дрожащею рукою, говоря:
— Ана, ана, отвори: я Божий гость; я холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня… Но дочь, не внимая её упрёкам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба. 
(стр.107) Слайд 14  
    Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.
(стр.110) Слайд 15
    Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза, промовля:
-Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз.
Физкультминутка       Слайд 16
б) Фронтальный опрос
Вернемся к героям сказки. Слайд 17
— Зашифрованы имена героев. Добавьте гласные звуки и назовите имена главных героев произведения.
Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные?
Ашик-Кериб бедный   музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;
Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная.  Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,
обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?  
VI. Обобщение и закрепление знаний.
б) Творческая работа в группах
Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд 20
Какие части речи используются? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
1. Ашик-Кериб   1 группа
1. Магуль-Мегери   2 группа
1. Куршуд-бек.  3 группа
VII. Рефлексия. Итог. Оценивание. Слайд 21
— Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?
— Подходит ли наш эпиграф к сказке?
— Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?
— Что главное поняли на уроке?
— Чему учит сказка в наше время?
— Оцените свою работу на уроке с помощью рук!

VIII. Домашнее задание    
По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.

2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.    

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

Скачать: Открытый урок Литературное чтение 4 класс «Ашик-Кериб»

Т1680903 1 ехнологическая карта урока Литературное Чтение

по теме М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Студентка: Перминова Екатерина Владимировна

Класс 4 «б»

Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.

Тип урока: изучение нового материала

Дата урока: 21.10.2019 г.

Цель урока: знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».

Задачи:

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять

его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Сопоставлять и отбирать информацию,

полученную из различных источников (словари, энциклопедии,

справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять характеристику героев.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Средства обучения: учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1, кружочки для рефлексии, презентация. мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Давайте начнем сегодняшний урок литературного чтения с улыбки. Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь. Садитесь.

Жужжащее чтение. (5-7 минут)

Ребята, открываем свои книжечки, начинаем читать.

Приветствуют учителя, друг друга

Читают книги

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Работа с партнером по плечу.

 — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.

Слайд 1

1. Игра «Доскажи словечко».

Тексты будем мы … (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

2. Игра «Произнеси верно» Слайд 2-3

— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).

Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.

— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?

— На уроке вам понадобится умение  слушать, слышать, выразительно читать, 

3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Молодцы! У всех листочки улетели.

А теперь продолжаем работать правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

Заполняют, затем читают по одному

Безударная гласная, звонкие и глухие согласные

Отвечают

Выполняют упражнения

3. Сообщение темы и целей урока.

— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Слайд 4

Почему звучит именно восточная мелодия?

У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую

роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз

был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой

природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю

свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,

слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской

природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё

это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.

Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова

4. Проверка домашнего задания.

Перед тем как приступить к изучению нового произведения М.Ю. Лермонтова, давайте вспомним, что вам было задано на прошлом уроке?

Слушание подготовленного чтения стихотворения.

Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть?

Молодцы

Прежде, чем мы начнем изучение нового произведения, давайте немного отдохнем

стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». 

Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

5. Физкультминутка

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Молодцы, а теперь разомнем наш язычок

Речевая разминка Слайд 5

6. Работа по теме урока

Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова вы уже знакомы. Слайд 6

А еще М.Ю. Лермонтов писал сказки и сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Слайд 7

Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.

Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что

среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический

певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк.

– В сказке вам будут встречаться непонятные слова, слова из турецкого языка, но рядом, в скобках, вы найдёте пояснения, которые даёт М. Ю. Лермонтов.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. Слайд 8

Стихи

7. Итог урока. Рефлексия

–Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?

— Что хотите сказать о сказке?

— Кто главные герои сказки?

– Кто вам больше всего понравился?

– Чем?

– Кто не понравился?

– Почему?

– Что особенно удивило?

Молодцы

— Что главное поняли на уроке?

— Чему учит сказка в наше время?

— Оцените свою работу на уроке (Кружочки)

После прочтения отвечают на вопросы

1680903 21680903 31680903 4 Оценивают свою работу

Домашнее задание

перечитать ещё раз сказку «Ашик-Кериб» (с. 99–113);

подготовиться отвечать на вопросы, данные на странице 113 учебника Слайд 9

Записывают домашнее задание

К проведению урока допускаю:

Учитель начальных классов _______________

Дата ___________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

  • Скачать презентацию (1.09 Мб)


  • 8 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.09 Мб). Тема: «Презентация к уроку литературного чтения 4 класс. М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб». Предмет: литература. 16 слайдов. Для учеников 4 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    16

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Презентация к уроку литературного чтения 4 класс. М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб

    Слайд 1

    М.Ю. Лермонтов«Ашик–Кериб»Турецкая сказка

    Урок по литературному чтению
    в 4 классе

  • Slide2

    Слайд 2

    Михаил Юрьевич Лермонтов(1814—1841)

  • Slide3

    Слайд 3

    Эпиграфы

    Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. (И. Стравинский)
    Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л. Толстой)
    Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

  • Slide4

    Слайд 4

    Актуализация ранее изученного

    Дополнение к известным биографическим фактам
    В отличие от Пушкина, которому с ранних лет рассказывала сказки и пела песни Арина Родионовна, Лермонтова воспитывала немка Христиана Ремер, а гувернером был француз. Позднее поэт писал: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская: я не слыхал сказок народных». Только позднее, познакомившись с ними, нашел он, что в русских народных сказках «больше поэзии, чем во всей французской поэзии».
    С первого появления в печати она входит в круг чтения детей, привлекая их занимательностью сюжета, необыкновенными коллизиями, благородством характеров, возвышенными чувствами, нравственной чистотой и преклонением перед искусством.

  • Slide5

    Слайд 5

    Толковый словарь

    Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других стран.
    Оглан — мальчик, парень.
    Аян-Ага — знатный господин.
    Чауш — сторож, рассыльный.
    Ашик — балалаечник.
    Ана — мать.
    Хадерилиаз — святой Георгий.

  • Slide6

  • Slide7

    Слайд 7

    История создания сказки

    Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка».
    В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

  • Slide8

    Слайд 8

    Любовь матери

    — Своими речами ты изрезал сердце моё в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слёз. Скажи мне ты, который имеет его голос, когда мой сын придёт?
    И дважды со слезами она повторила ему просьбу.

  • Slide9

    Слайд 9

    Любовь сестры

    Когда Ашик-Кериб уходил странствовать, его сестра была ещё маленькой девочкой. За семь лет отсутствия брата, она превратилась в прекрасную девушку.
    Несмотря на то, что годы изменили её брата, сердце подсказывало ей, что это он. Она даже ослушалась несколько раз мать и впустила странника в дом, дала ему сааз, позволила на нём играть и первая сообщила матери о том, что её сын действительно вернулся живым.

  • Slide10

    Слайд 10

    Любовь Магуль-Мегери

    Возвышенными, кристально чистыми чувствами, верностью и благородством отличается и его возлюбленная Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Несмотря на социальное неравенство, красавица всем сердцем полюбила бедного юношу. Нарушая строгие правила поведения, предписанные женщинам Востока, она сама пришла в дом возлюбленного. Магуль-Мегери смела, сообразительна, находчива, умеет добиваться своих целей. Она ни на йоту не отступила от клятвы, не потеряла веры в любовь. Девушка нашла способ напомнить юноше о сроке возвращения и не поверила в известие о его гибели, хотя были представлены ей вещественные доказательства. Все препятствия рушатся перед влюбленными.
    Магуль-Мегери «поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека». Значит, выдавали ее замуж насильно… Мы видим свадебный обряд, когда невеста сидит за занавеской, в то время как жених с гостями пирует.

  • Slide11

    Слайд 11

    Ашик-Кериб

    Противоречив образ главного героя. Он беден, но обладает любящим, благородным сердцем, чудесными музыкальными способностями, лишен тщеславия и зависти. Несмотря на скромное положение, Ашик-Кериб полон чувства собственного достоинства, выше всего ценит свободу и самостоятельность.
    Его чувства к Магуль-Мигери притупились от богатства и славы, в результате чего он чуть не пропустил срок возвращения к своей возлюбленной.

  • Slide12

    Слайд 12

    Прощение

    Даже соперник Ашик-Кериба коварный Куршуд-бек в конце концов смиряется с судьбой и не позволяет брату причинить зло счастливым влюбленным, ибо понимает, что чистым и влюбленным сердцам ничто не может помешать соединиться.
    Ашик-Кериб на радостях прощает Куршуд-бека и предлагает ему в жёны свою прекрасную сестру, обещая дать за ней богатое приданое.

  • Slide13

    Слайд 13

    ИскушенияНа чужом несчастье счастья не построишь.

  • Slide14

    Слайд 14

    Любовь Аллаха, пославшего святого Георгия

  • Slide15

    Слайд 15

    Любовь подругик Магуль-Мегери

    Подруга Магуль-Мегери переживала за свою подругу, зная о её любви. Она разбудила спящего в саду Ашик-Кериба, чтобы влюблённые смогли поговорить. Именно тогда решилась их дальнейшая судьба.

  • Slide16

    Слайд 16

    Итог

    Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Рисунок герои русских народных сказок
  • Рисунки русских народных сказок для детей 1 класса
  • Рисунки к сказке черная курица или подземные жители 5 класс
  • Рисунки к сказке путешествие нильса с дикими гусями
  • Рисунки к сказке про храброго зайца длинные уши