Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Куйгорож мордовская сказка у старика буланого большая трубка была. достал он из одного кармана огниво величиной с сошник, из другого

Куйгорож (мордовская сказка)


У старика Буланого большая трубка была. Достал он из одного кармана огниво величиной с сошник, из другого кармана кремень величиной с кулак, приладил к нему дубовый трут и ударил огнивом по кремню. Брызнул сноп огня, как из горна, и запалился трут. Старик Буланый раскурил трубку и кашлянул:

– Акуля, доченька, хотя я сам тебя научил, а ты больше меня знаешь. Может быть, ты думаешь жизнь свою устроить, как ваши соседи?
– Отец, свою жизнь я могу устроить еще лучше. Только мне придется посидеть на яйце и вывести Куйгорожа. Он все сделает и принесет нам с мужем богатство.
– Доченька, вам за соседями не угнаться. У них три рабочих лошади, да овцы, да много другого добра.
Баба Акуля забила свой нос табаком, громко чихнула и ответила:
– Терпеть не могу этих соседей, отец. Я оставлю им во дворе только дубовый кол. Больше об этом нечего говорить, отец. Что я задумала, то и сделаю.
Стемнело. Старик Буланый нахлобучил на голову большой, из телячьей шкуры, малахай и, выходя за дверь, сказал:
– Зятек Сергей, захаживай ко мне, а также и ты, Акуля, приходи на Пасху похристосоваться.
Старик Буланый медленно побрел в свою избушку.Куйгорож
Прошло шесть недель Великого поста. Стало теплее. Зазеленели луга, почернели поля. Все сельчане отправились пахать, а Сергей Пятань о пахоте и не думает – ждет, когда жена Акуля выведет Куйгорожа, который все сделает и принесет богатство.
Настала Страстная пятница. Баба Акуля выбрала первое снесенное курицей яйцо, на котором углем нарисовала змею, сунула его под левую мышку и забралась на печь. Так и просидела на печи, пока муж выезжал в поле пахать и сеять. Посеял он просо и другой хлеб. Целую неделю не было дома Сергея. Ковырял он землю и думал: «Вроде как сегодня старуха должна высидеть Куйгорожа. Высидит ли?»

Не дождался Сергей Пятань вечера, бросил в поле соху, сел верхом на лошадь и поскакал домой. Войдя в избушку, спросил:
– Высиживаешь?
– Высиживаю!
– Ну, если ладком-рядком выведешь, то заживем!
– Да, старик, он будет таким сильным, что прикажешь ему, то и сделает. А если не дать дела, он тебя может извести.
– Ого, старуха, да ты, видно, знаешь, что надо делать с ним!
– Если бы не знала, не стала бы и высиживать. Старик, ты выйди на улицу, я под мышкой «кик-кик» слышу.
Только муж вышел на улицу, у Акули под мышкой как будто что-то взорвалось. Вздрогнула она от испуга и на бок повалилась: «Какая у нечистого сила!» Посмотрела под мышку – цело ли яйцо? Оно оказалось пустым и разбитым. Наверное, Куйгорож сам вышел. Собрала Акуля скорлупу, завернула в черную тряпицу, положила под дверной косяк, подумала: «А где же Куйгорож? Не ошибиться бы, не сказать как-нибудь Божье слово, а то плохо будет. Он ведь сразу погубить может». И говорит ласково:
– Куйгорож кормилец, Куйгорож желанный, я сама тебя высидела. Что скажу тебе, то и делать будешь.
Только вымолвила эти слова, тут же к ней приполз змей и говорит:
– Я с тобой рядом. Дай мне работу, а сама ложись спать, я все сделаю.
– Чего-чего, а дел у нас невпроворот, – обрадовалась старуха. – Сделай такое дело: у старика в поле осталась земля – не пахана, не сеяна, а у людей уже всходы зеленые.
– Ладно, мать, – отвечает Куйгорож, – к завтрашнему утру хлеба взойдут и будут прополоты.
Утром поехал старик в поле и удивился: не сеял, не пахал, а с урожаем! Обрадовался Пятань. Прискакал рысцой к старухе:
– Теперь, Акуля, мы не пропадем! Вот если бы еще новую избу сделал нам Куйгорож, тогда и вовсе зажили бы мы на славу.
И то правда: дом у Сергея был по-черному – трубы не было, не было и керосиновой лампы, освещался березовой лучиной. А в селе у всех были лампы, дома были с печами и высокими трубами.
Под вечер явился с полей Куйгорож:
– Кик-кик! Что делать? Давай работу!
– Новую избу сделай к утру, – приказывает Акуля. – И чтоб лавки новые были, и печка новая с высокой трубой.
Легли спать муж с женою, утром просыпаются и глазам своим не верят: стены в избе новые – еловые, лавки новые – дубовые, столешница березовая, печка узорами расписана, а в сенях кадки липовые, полные меда и масла. Весь день Пятань с Акулей любовались новой своей избой, насмотреться на нее не могли. Вечером старик говорит:
– Не хуже людей теперь живем. Вот только хлев у нас старый, а в хлеву никакой скотины нет. Пусть нынешней ночью Куйгорож сделает новый хлев, чтоб в нем полно было всякой скотины.
Утром хлев был готов, а в нем и лошади, и коровы, и свиньи, и овцы.
– Добра в избе хватает, не стыдно людям показать, – говорит Акуля. – Давай гостей созовем, пир устроим, а Куйгорожу велим, чтобы на столе были такие кушанья, каким соседи угощаются только на Пасху. Чтоб жареного-пареного вдоволь было да штоф вина.
– Ладно, Акуля, – соглашается старик. – Зови нашего кормильца.
На следующий день столы в доме Сергея Пятаня ломились от разных кушаний. Созвал хозяин гостей. Пришел на пир и сельский богатей Петр Иванович.
– Сергей Петрович! Теперь ты стал жить богато, большое у тебя хозяйство, да сколько всего засеяно. Давай осенью вместе начнем торговать.
– Что же, Петр Иванович, давай! – согласился с ним старик, а сам себе подумал: «Надо же! Нашел мое имя и род, а раньше звал меня попросту – Пятань Сергей».
В деревне Сергея теперь звали Сергеем Петровичем, а жену его – Акулиной Степановной. У них был не только новый дом, но и выездной жеребец. Если приходилось куда-нибудь ехать, Сергей Петрович запрягал жеребца и садился рядом с Акулиной Степановной.
Жил теперь Сергей Петрович на диво людям. Все богатеи стали его с женой приглашать к себе в гости. С Петром Ивановичем завел совместную торговлю. Стали ездить на лошадях в Астрахань за рыбой, а также торговать гречихой и закупать гусей. А Куйгорож не давал покоя бабе Акуле, каждый вечер требовал новую работу. Баба Акуля уже не знала, что и поручить.
Накануне воскресенья, поздно вечером, Акулина спала в своей спальне. Появился в образе человека Куйгорож и говорит ей:
– Если хочешь жить, так живи, а коль меня высидела, то дай мне работу. Да и про соседей ничего не говоришь.
На это Акуля ответила:
– Что я скажу?
– Как что? Ты мне говорила, когда я еще в яйце был, что ты своему соседу оставишь только дубовый кол. Я вижу, ты заставляешь меня работать только на себя.
– Да я, дитятко, из-за того и высидела тебя, чтобы нажить богатство.
После такого ответа Куйгорож сдавил горло старухи и долго-долго мял ее. Когда Акулина пришла в себя, сказала:
– Не убивай меня, дитятко Куйгорож, а оставь жить. Ты без дела не будешь. Как я поклялась, что соседу оставлю только дубовый кол, так и сделаем. Иди, дитятко, умертви у соседа трех лошадей.44
– Будет сделано, – сказал Куйгорож.
Встал сосед Павел Иванович, пошел в свою конюшню, глядит: три самые хорошие лошади подохли. Сначала он подумал, что они спят, а потом посмотрел – мертвые. Всплеснул руками, во весь голос стал реветь:
– Это не иначе как жена Пятань Сергея так сделала! Что ж теперь делать? Придется искать выход, а то она, пожалуй, остальную скотину изведет.
Павел Иванович поехал в другое село. Там был старик Карп. Спрашивает его:
– Что мне делать, дядя Карп, ведь задумала соседка меня разорить.
– А как, Павел Иванович?
– Да в прошлую ночь подохли три лошади, а остальные болеют.

Тогда Карп говорит:
– Если напала твоя домовая – Юртава, то я смогу ее задержать, а если напал Куйгорож, это трудно. Да вот что, Павел Иванович! Я дам тебе три восковые свечи, ты их свей в одну и положи под колоду, а сам втащи в конюшню борону с двадцатью пятью зубами и прислони к колоде. Выверни наизнанку свою шубу, надень ее и полезай под борону. Когда начнут драться Юртава и Куйгорож, и Куйгорож скажет: «Мне нужно дело, оно поручено моей матерью, я сделаю его, тебе меня не удержать», и твою Юртаву Куйгорож прогонит в сторону, ты, Павел Иванович, в это время скажи: «Я дам тебе дело». – «Какое?» – он спросит. «Да вот какое: свей из песка веревку». Он тогда во весь голос крикнет: «Догадались, погубили, погубили!» А ты, Павел Иванович, смотри за ним и слушай, в какую сторону пойдет голос. Так и сделай, Павел Иванович, иначе погубит тебя эта ведьма.
Павел Иванович вернулся домой. Настала ночь. Куйгорож у Акули опять попросил работу. Старуха Акуля послала его к соседу уморить остальную скотину. Павел Иванович приготовил все, что наказал ему старик Карп, и спрятался под борону. Долго лежал Павел Иванович и слышит скрип – конюшня отворилась. Вошел человек. Лошади ели. Вошедший начал гладить их и говорит: «Ах, девушки, мальчики, придет от соседей нечистая сила и погубит вас», а сам начал плести лошадям гривы. Павел Иванович понял, что это не Куйгорож, а Юртава. Она немного поговорила с лошадьми – вдруг через окно ворвался сноп огня. Павел Иванович подумал, что загорелась конюшня, а потом понял, кто это идет. Куйгорож стал драться с Юртавой и говорит ей:
– Мне дано дело, я выполняю его, а тебе меня не удержать.
У Павла Ивановича волосы дыбом встали, но он не струхнул:
– Куйгорож, я дам тебе дело.
Куйгорож свистнул:
– Дай!
– Иди свей из песка веревку.
Куйгорож огнем выскочил в окно, а сам кричит:
– Догадались, догадались! Пропал я, пропал я!
Павел Иванович заметил, что голос удалился в сторону соседа – Сергея Пятани. Лошади успокоились, опять подошли к колоде и стали есть корм. А Павел Иванович украдкой вернулся в свою избу и лег спать…
Прибежал Куйгорож обратно к старухе Акуле, разбудил ее:
– Встань, матушка, давай мне дело!
Вскочила спросонок старуха, испугалась:
– Ты ходил к соседу, выполнил, что я тебе говорила?
Куйгорож понял, что не погубить ему старуху. Еще громче крикнул:
– Дай дело!
– Иди из болота вычерпай воду.
Куйгорож вычерпал из болота воду и пришел обратно:
– Дай мне работу!
Акуля отмахнулась:
– Отдохни!
– Меня высидела не отдыхать, а работать.
Акуля стояла у печки, Куйгорож взял и свалил печку на Акулю, а сам вырвал из потолка звено и вылетел. Утром встал Сергей Пятань: ни старухи, ни печки, никакого богатства.


— КОНЕЦ —

МБДОУ «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок»

Мы в Мордовии живем.

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Подготовила :Челнокова В. В.

Кадошкино

Автор: Челнокова Валентина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок», Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.

Цель:

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, мордовского национального костюма, мордовским сказкам, развитие речи и эмоционально – эстетической сферы ребенка.

Задачи:

Образовательная: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, Республики Мордовия, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о городе Саранск; знакомство с мордовским национальном костюмом, закрепление мордовских сказок.

Развивающая: развивать связную речь, активизировать словарь по теме.

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество»

Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Саранска, достопримечательности республики и природы родного края, запись гимна Мордовии и гимна РФ.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Проведение экскурсий в музей детского сада, библиотеку, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой. Знакомство с литературой о Мордовии.

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.

1. Вводная беседа и постановка учебной задачи.

Звучит песня: «С чего начинается Родина? »

— О чем поется в песне? (о Родине)

— Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть.

Беседа о Родине

— Скажите, что такое Родина?

(Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наша республика Мордовия, Саранск, наш поселок Кадошкино, место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. И, конечно, наш любимый детский сад.

Люди обычно скучают по своей Родине, находясь в далеком краю.

— Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном! »

— Родина – это страна, в которой мы живем.

— Как она называется? (Россия)

— Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

— Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

— В России много городов. Ребята, скажите, а какой город столица Мордовии?

(город Саранск)

(показываю карту Мордовии и г. Саранска)

— Посмотрите – это карта Мордовии. Как вы думаете, наша республика большая или маленькая? (ответы детей)

— Наша республика большая и живут в Мордовии разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, мордва) Все они живут в мире и согласии.

Ребёнок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

1.Государственные символы России.

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

— Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

— Посмотрите – это герб России.

Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой — державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

— Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

— Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) .

— А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

— Третий символ – это гимн.

— Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России.

— Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

2. Государственные символы Республики Мордовия.

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

У нашей республики Мордовия есть свои герб, флаг и гимн. Давайте прослушаем гимн Мордовии. (слушаем гимн Мордовии в аудиозаписи).

-Флаг республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов.

Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 14 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1: 2.

В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак маренового цвета, — символ солнца, тепла, доброты.

Флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.

-Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.

Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:

— древнее происхождение этносов — мокши и эрзи, проживающих на

нашей территории;

— красоту природы, духовную красоту народа;

— достаток, богатство.

На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов — административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага Мордовии. Колосья в современной геральдике означают экономическую мощь государства, занятия земледелием, национальное единство. Завершается герб солярным знаком в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.

— Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.

Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

— Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Ребенок:

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

3. Игра «Наш город Саранск какой? »

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Железнодорожный вокзал.

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Площадь Тысячелетия.

— Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .

— Вы любите наш город? (ответы детей)

— За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады)

Вспомним какие достопримечательности имеет город Саранск.

4. Мордовский национальный костюм.

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.

Мужской костюм отличается простотой. Он состоит из рубахи и пояса. В старину пояс служил украшением. К нему подвешивали оружие и другие предметы. Чем больше мужчина совершал военных подвигов, тем богаче становился его пояс.

Женский костюм состоял из рубахи, разнообразных деталей и украшений. Женскую рубаху носили с украшением пулай. На голову надевали панго– это женский головной убор. На уши надевали серьги из гусиного пуха с бусиной или монетой. В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.

5.«Мордовские народные сказки».

Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Любите сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и сказки». Направо пойдем – мордовские сказки услышим, налево пойдем – татарские, прямо – русские. Так как мы сегодня говорим о культуре мордовского народа, то и отправимся направо. Дети, отгадайте загадку о герое из мордовской сказки:

-Он рожден у бабки с дедом,

Из прекрасного яйца.

Да чего же хорош, малютка!

Знаете, как звать мальца? (Ответ: Куйгорож)

Мы с вами сказку «Куйгорож» читали, смотрели мультфильм. Вспомните, дети, чем закончилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель – Да, ребята, бабушка с дедушкой остались без дома, без крыши над головой. Какую помощь мы можем предложить бабушке и дедушке?

Ответы детей

Рефлексия .

— Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

— А именно: ваша семья, ваш дом находится в республике Мордовия.

— А Мордовия – в России.

— Молодцы, Девочки и мальчики!

Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Литература.

Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;

Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. — Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;

Мы в Мордовии живем — примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. http://www.google.ru/.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476535-my-v-mordovii-zhivjom

О.П.Радайкина

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Изучая устное народное творчество на уроках литературы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утерянные ценности. В этом нам помогает фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения.

В 5 классе при изучении устного народного творчества, мы обращаемся к народным сказкам. В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

Изучив фольклор мордовского народа, в частности мордовскую народную сказку, я решила включить этот краеведческий материал в  изучение темы «Сказка как жанр устного народного творчества». Целью моей работы является формирование интереса и стремления к познанию глубинного содержания устного — народного творчества мордвы, формирование представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

        В школах Республики Мордовия обучаются дети разных этнических культур, но большинство детей мордовской национальности. 

          Сказка в мордовском фольклоре — один из самых распространённых жанров. Этому способствовали  географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы.

            Систематическое изучение мордовской сказки началось только в ХХ веке. Огромную работу в этом направлении проделал доктор филологических наук А.И.Маскаев — известный исследователь мордовского эпоса. Опираясь на его теоретические положения, я провела изучение сюжетов некоторых мордовских сказок, сопоставила их с сюжетами русских народных сказок, доказав близость сказочного эпоса мордовского и русского народов.

          Изучая русскую народную сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», на уроке литературы в 5 классе, я представила для сравнения мордовскую сказку «Чудо-богатырь» и предложила учащимся выяснить, что между ними общего и в чём различие.

Сюжет мордовской сказки «Чудо-богатырь» («Оцязоронь цёра-богатырь») схож с сюжетом русской сказки только в кульминационной сцене — битва царевича-богатыря со змеями и в расправе с женами змеев и с их матерью. Оба героя проявляют в этой сцене смелость, решительность, находчивость, смекалку, предусмотрительность. Но на этом общее заканчивается.

В чём же различие?

Во-первых, герои — представители разных сословий: в мордовской сказке — царевич, в русской — крестьянский сын. Во-вторых, разные цели, по которым герои отправляются из родного дома. В-третьих, спутниками главного героя  в мордовской сказке являются богатыри, с которыми он братается в пути, а в русской сказке спутники — старшие братья. В-четвёртых, различны концовки сказок.

            Проведя сравнение русской и мордовской сказок, дети приходят к выводу, что сюжеты сказок близки. Но русская сказка носит героический характер, она воспитывает у читателя чувство патриотизма, гордости за свой народ, вступивший в схватку со злом. А мордовская сказка больше носит приключенческий характер, раскрывает стороны личной жизни главного героя.

         Но среди мордовских сказок есть сказки, в сюжетах которых прослеживаются национальные особенности, обычаи, обряды мордовского народа.

           Наглядным примером в этом отношении может быть мокшанская сказка «Офтонь цёра» («Медвежий сын»). В ней есть сцены борьбы со змеем и сватовство героя, которому помогают чудесные помощники.  Сватовство, изображаемое в этой сказке, отражает обряды мордовской свадьбы, отдельные стороны её ритуала.

             Интересна для изучения и эрзянская сказка «Дуболго Пичай», названная по имени главной героини (Пичай — сосна). Сюжет этой сказки довольно распространён в фольклоре разных народов. Но в данной сказке находят отражение некоторые формы былых похоронных обрядов, детали быта, например, неземного погребения у языческой мордвы и обкладывание покойника зерном.

Русско-мордовская общность в мордовских сказках появляется как за счёт типологического сходства, так и за счёт большого влияния русской сказки. По жанру как русские, так и мордовские сказки бывают: бытовые, волшебные, о животных.

Бытовые сказки

Изучая русские народные бытовые сказки «Каша из топора», «Солдатская шинель» дети познают народный повседневный быт и действительность давних времен. Из бытовых мордовских сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Мордовские женщины носили «панар» — вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были мордовские женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги. Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» — хмельной квас. Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».

Герои мордовских бытовых сказок очень трудолюбивы, хорошо владеют своим ремеслом, занимаются охотой, бортничеством, разведением домашнего скота, выращивают хлеб. Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

Бытовые народные мордовские сказки: «Горячие сани»«Батрак Фока и поп»«Собачка Хвостик кренделем»«Пахарь, кузнец и плотник»«Быки провалились».

Сказки про животных

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

Можно назвать такие мордовские сказки о животных, как «Лиса и медведь»«Как собака себе друга искала»«Пугливая мышь»«Благодарный медведь»«Петушок и кошечка».

        Русские народные сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и Котофей Иванович», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки.   Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на протяжении многих лет. Русские народные волшебные сказки «Царевна-Лягушка», «Волшебное кольцо», «Иван-царевич и серый волк», «Баба-Яга» и другие.

В мордовских сказках много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.

В мордовских сказках самыми распространенными сказочными мифологическими героями являются: Вирява, Ведява, Варда, Юртава, Куйгорож и другие.

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа: «Дуболго Пичай»«Звериное молоко»«Мальчик с пальчик»«Три царства»«Вирява»«Ведява»«Варда» и другие. Даже из перечисленных названий можно понять, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают богатыри, царевичи, сыновья купцов, крестьян. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и другие. Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, занимают большое место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.

Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни. Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!

 «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны,- писал Леонид  Андреев. —  Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры». 

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия мира, будет средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок народов мира.

В результате сравнения сказок ребята приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить ответить на вопрос: «Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”

Анализ опыта работы по внедрению краеведческого материала на уроках литературы показывает, что изучение культуры и традиций своего народа повышает познавательную активность учащихся.

Литература

  1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. — Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  2. Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. — М.: Элиста, 2001. — 95 с.
  3. Мордовские народные сказки. Сост. К.Самородов. Худ. П.Алексеев. Саранск, Мордов.кн.изд. Управления по печати при Совете Министров Мордовской АССР, 1971.416 стр.
  4. Маскаев А. И. Мордовская народная сказка – Саранск: Морд. кн. изд – во, 1987.
  5. Ефимова М. Ф. Устное народное творчество. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Морд. кн. изд – во, 2004.

  • Рисунок избушка на курьих ножках из сказки
  • Рисунок к восточной сказке 4 класс
  • Рисунок из сказки о царе салтане нарисованный детьми
  • Рисунок золотая рыбка из сказки пушкина 2 класс
  • Рисунок к бытовой сказке