Рисунки сказок башкирского народа

Общие положения республиканский онлайн-конкурс сказочников бабушкины сказки проводится в целях сохранения и развития национальных словесно-поэтических традиций, башкирского устного народного творчества

Общие положения Республиканский онлайн-конкурс сказочников «Бабушкины сказки» проводится в целях сохранения и развития национальных словесно-поэтических традиций, башкирского устного народного творчества (прежде всего народных сказок), выявления талантливых мастеров-сказочников, популяризации жанра әкиәт-сказка. Конкурс проводится в рамках подготовки к Всемирной Фольклориаде. В современный период развития общества характеризуется возрастанием интереса людей к исторической памяти, наследию предков, стремлением к сохранению своего языка и культуры. Фольклор как огромный пласт коллективной духовной культуры этноса насыщен педагогическим опытом и мудростью. Активация этого фонда предоставляет новые пути эффективного гражданского, патриотического воспитания. В произведениях устного творчества наиболее рельефно репрезентируются национальная языковая картина мира, быт, история и философия народа. Образно-символическая природа устного творчества является эффективным средством эстетического воспитания, воспитания патриотизма, толерантности и уважения к старшему поколению среди молодежи. В связи с тем, что с каждым годом все меньше и меньше становится знатоков местной истории, сказаний и сказок старины, народных песен и прибауток, необходимость пропаганды и записывания их исполнения очевидна. Многие жанры фольклора с каждым годом претерпевают изменения. Например, предания и устные рассказы лишаются прежней установки на достоверность содержащейся в них информации и объяснительной функции; реже встречаются в репертуаре пожилых людей, в связи с преклонным возрастом и ослаблением памяти последних. Оскудение фольклорной среды связано с приоритетами письменной передачи знаний, передовых технологий, удобствами пользования готовыми информациями СМИ. В результате личность теряет логико-мыслительные, творческие, импровизаторские и исполнительские навыки. Сила личности связана с силой и действенностью его творческой мысли, импровизаторских способностей. Организация фольклорных мероприятий по сказительскому мастерству и сохранению традиционных сказок башкирского фольклора поможет передаче их следующему поколению, в чем заключается не только теоретическая, но и практическая ценность данного проекта.Основная идея проекта заключается в проведении онлайн-конкурса по выявлению современных мастеров-сказочников «Бабушкины сказки», в рамках которого будут проведены состязания среди исполнителей народных сказок и исследования фольклорных текстов, как одного из важных составляющих духовной культуры народа. В рамках заявленного проекта будут записаны и обработаны башкирские народные сказки как один из популярных жанров башкирского фольклора с сохранением лексических, фонетических и морфологических особенностей местного говора населения, и будет подготовлен сборник, который впоследствии станет хорошим подспорьем в изучении башкирского языка, истории и культуры в дошкольных и образовательных учреждениях республики.Организатором Конкурса является Региональная общественная организация развития статуса женщины и активизации ее роли в обществе «Общество башкирских женщин» Республики Башкортостан. Конкурс проводится при поддержке Регионального Исполкома БРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан. Цель конкурсаПроект направлен на сохранение и популяризацию языков, этнокультурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.Основная цель конкурса – укрепление и развитие межпоколенческих отношений в семье и обществе, привлечение внимания как взрослой, так и детской аудитории к народному творчеству, родному языку, традициям и обычаям. Задачи конкурса– выявление талантов и развитие исполнительского мастерства населения;– стимулирование интереса населения к изучению, сохранению, развитию устного народного творчества;– создание творческой среды общения и обмена опытом, повышение мастерства участников-сказочников;– выявление и поддержка талантливых исполнителей башкирских народных сказок среди молодежи;– выявление мастеров-сказочников среди взрослого поколения;– объединение усилий административных органов и общественных организаций для актуализации народного творчества в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде;– создание банка данных о мастерах сказывания жанров устного народного творчества и фольклорных творческих коллективов;– проведение научно-аналитической работы по исследованию современного состояния исполнительских практик, импровизаторского, творческого дарования сказочников;– проведение мастеров-классов по исполнительскому мастерству;– изучение и научно-теоретическое обобщение сюжетно-композиционных особенностей и лингвопоэтики башкирских народных сказок современности. Условия конкурса Конкурс сказочников «Бабушкины сказки» проводится в онлайн-формате. Участвующие коллективы и сольные исполнители отправляют на электронный адрес оргкомитета видеоролик с исполнением текстов башкирских народных сказок на государственных языках и на родном языке народов Республики Башкортостан с последующим переводом их на русский язык. Приветствуются видеоролики выступлений на фоне мини-экспозиций в народном стиле, в национальных костюмах и с использованием народных музыкальных инструментов. Для участия в проекте необходимо подготовить видеозапись (видеоролик) на 15-20 минут. Расположение камеры – строго горизонтальное. Не допускается чтение с листа, подсказки со стороны, а также использование фонограмм. Приветствуется ролевое исполнение сказки (в коллективном выступлении).Видеозаписи роликов принимаются с 15 марта по 15 апреля 2021 года. Все видеоролики участников конкурса будут размещены в социальной сети Общества башкирских женщин Республики Башкортостан.К видеоролику прилагается текст выступления, оформленный по следующим требованиям: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине. Абзацный отступ 1,25 задаётся автоматически. Параметры страницы: поля со всех сторон – 2,0 см. Страницы не нумеруются. В конце текста сказки указываются следующие сведения:ФИО, год рождения исполнителя.Место проживания исполнителя.Контактные данные исполнителя: электронный адрес и телефон.Полные сведения об информанте, от кого был записан или услышан исполняемый фольклорный текст (ФИО, год рождения, место проживания информанта (фольклороносителя)). Для участия на конкурсе приглашаются: частные лица, семьи; коллективы дошкольных образовательных и средних общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений, дополнительных детских образовательных учреждений; творческие коллективы учреждений культуры, предприятий, организаций городов и районов Республики Башкортостан и регионов России; фольклористы, языковеды, научные сотрудники и другие специалисты, работающие в области исследования башкирского фольклора. Порядок присуждения призовых мест и зрительских симпатий конкурсных работ Победители конкурса определяются по следующим номинациям:«Лучший исполнитель башкирских народных сказок» за мастерство в сольном исполнении по следующим возрастным категориям:– среди участников дошкольного возраста;– среди участников школьного возраста;– среди участников – обучающихся среднеспециальных учебных заведений;– среди участников – студентов высших учебных заведений;– среди участников от 25 до 55 лет;– среди участников от 55 лет и выше.«Лучший коллектив-исполнитель башкирских народных сказок» за мастерство коллективного исполнения народных сказок по следующим возрастным категориям:– среди участников дошкольного возраста;– среди участников школьного возраста;– среди участников-студентов;– среди участников старшего поколения.«Лучшая семья-исполнитель башкирских народных сказок». Призовые места присуждаются строго после обсуждения конкурсных работ членами жюри.Приз зрительских симпатий присуждается по количеству отметок «like» («лайк») просмотревших видеоролик. Жюри конкурса Для оценки конкурсных выступлений участников проекта формируется компетентное жюри, состоящее из известных ученых-фольклористов, языковедов и исследователей духовной культуры башкирского народа. В состав жюри также будут включены члены Совета Общества башкирских женщин Республики Башкортостан. Награждение победителей По итогам конкурса жюри определяет Гран-при, лауреатов и дипломантов. Коллективы и отдельные участники награждаются дипломами и сертификатами участника конкурса. Оргкомитет предусматривает возможность жюри перемещать количество награждений из одной номинации в другую, а также вносить изменения в содержательную часть названия специальных дипломов. Участие в конкурсе автоматически предполагает, что участник даёт разрешение на издание сборника фольклорных текстов, на выпуск альбомов и буклетов конкурсных работ с фото- и видеоматериалом в целях популяризации башкирского народного творчества в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде – 2021. Заявка и материалы для участия в конкурсе (видеоролик, текст сказки) принимаются по электронному адресу: konkursskazok2021@mail.ru

c447dd100918f25812aeca8ceaa2e275

Республиканский онлайн-конкурс сказочников «Бабушкины сказки» проводится в целях сохранения и развития национальных словесно-поэтических традиций, башкирского устного народного творчества (прежде всего народных сказок), выявления талантливых мастеров-сказочников, популяризации жанра әкиәт-сказка. Конкурс проводится в рамках подготовки к Всемирной Фольклориаде.

В современный период развития общества характеризуется возрастанием интереса людей к исторической памяти, наследию предков, стремлением к сохранению своего языка и культуры. Фольклор как огромный пласт коллективной духовной культуры этноса насыщен педагогическим опытом и мудростью. Активация этого фонда предоставляет новые пути эффективного гражданского, патриотического воспитания. В произведениях устного творчества наиболее рельефно репрезентируются национальная языковая картина мира, быт, история и философия народа. Образно-символическая природа устного творчества является эффективным средством эстетического воспитания, воспитания патриотизма, толерантности и уважения к старшему поколению среди молодежи. В связи с тем, что с каждым годом все меньше и меньше становится знатоков местной истории, сказаний и сказок старины, народных песен и прибауток, необходимость пропаганды и записывания их исполнения очевидна. Многие жанры фольклора с каждым годом претерпевают изменения. Например, предания и устные рассказы лишаются прежней установки на достоверность содержащейся в них информации и объяснительной функции; реже встречаются в репертуаре пожилых людей, в связи с преклонным возрастом и ослаблением памяти последних. Оскудение фольклорной среды связано с приоритетами письменной передачи знаний, передовых технологий, удобствами пользования готовыми информациями СМИ. В результате личность теряет логико-мыслительные, творческие, импровизаторские и исполнительские навыки. Сила личности связана с силой и действенностью его творческой мысли, импровизаторских способностей. Организация фольклорных мероприятий по сказительскому мастерству и сохранению традиционных сказок башкирского фольклора поможет передаче их следующему поколению, в чем заключается не только теоретическая, но и практическая ценность данного проекта.

Основная идея проекта заключается в проведении онлайн-конкурса по выявлению современных мастеров-сказочников «Бабушкины сказки», в рамках которого будут проведены состязания среди исполнителей народных сказок и исследования фольклорных текстов, как одного из важных составляющих духовной культуры народа. В рамках заявленного проекта будут записаны и обработаны башкирские народные сказки как один из популярных жанров башкирского фольклора с сохранением лексических, фонетических и морфологических особенностей местного говора населения, и будет подготовлен сборник, который впоследствии станет хорошим подспорьем в изучении башкирского языка, истории и культуры в дошкольных и образовательных учреждениях республики.

Организатором Конкурса является Региональная общественная организация развития статуса женщины и активизации ее роли в обществе «Общество башкирских женщин» Республики Башкортостан. Конкурс проводится при поддержке Регионального Исполкома БРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ГБУ Дом дружбы народов Республики Башкортостан.

Проект направлен на сохранение и популяризацию языков, этнокультурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Основная цель конкурса – укрепление и развитие межпоколенческих отношений в семье и обществе, привлечение внимания как взрослой, так и детской аудитории к народному творчеству, родному языку, традициям и обычаям.

– выявление талантов и развитие исполнительского мастерства населения;

– стимулирование интереса населения к изучению, сохранению, развитию устного народного творчества;

– создание творческой среды общения и обмена опытом, повышение мастерства участников-сказочников;

– выявление и поддержка талантливых исполнителей башкирских народных сказок среди молодежи;

– выявление мастеров-сказочников среди взрослого поколения;

– объединение усилий административных органов и общественных организаций для актуализации народного творчества в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде;

– создание банка данных о мастерах сказывания жанров устного народного творчества и фольклорных творческих коллективов;

– проведение научно-аналитической работы по исследованию современного состояния исполнительских практик, импровизаторского, творческого дарования сказочников;

– проведение мастеров-классов по исполнительскому мастерству;

– изучение и научно-теоретическое обобщение сюжетно-композиционных особенностей и лингвопоэтики башкирских народных сказок современности.

Конкурс сказочников «Бабушкины сказки» проводится в онлайн-формате. Участвующие коллективы и сольные исполнители отправляют на электронный адрес оргкомитета видеоролик с исполнением текстов башкирских народных сказок на государственных языках и на родном языке народов Республики Башкортостан с последующим переводом их на русский язык. Приветствуются видеоролики выступлений на фоне мини-экспозиций в народном стиле, в национальных костюмах и с использованием народных музыкальных инструментов.

Для участия в проекте необходимо подготовить видеозапись (видеоролик) на 15-20 минут. Расположение камеры – строго горизонтальное. Не допускается чтение с листа, подсказки со стороны, а также использование фонограмм. Приветствуется ролевое исполнение сказки (в коллективном выступлении).

Видеозаписи роликов принимаются с 15 марта по 15 апреля 2021 года. Все видеоролики участников конкурса будут размещены в социальной сети Общества башкирских женщин Республики Башкортостан.

К видеоролику прилагается текст выступления, оформленный по следующим требованиям: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине. Абзацный отступ 1,25 задаётся автоматически. Параметры страницы: поля со всех сторон – 2,0 см. Страницы не нумеруются. В конце текста сказки указываются следующие сведения:

  • ФИО, год рождения исполнителя.
  • Место проживания исполнителя.
  • Контактные данные исполнителя: электронный адрес и телефон.
  • Полные сведения об информанте, от кого был записан или услышан исполняемый фольклорный текст (ФИО, год рождения, место проживания информанта (фольклороносителя)).
  • Для участия на конкурсе приглашаются: частные лица, семьи; коллективы дошкольных образовательных и средних общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений, дополнительных детских образовательных учреждений; творческие коллективы учреждений культуры, предприятий, организаций городов и районов Республики Башкортостан и регионов России; фольклористы, языковеды, научные сотрудники и другие специалисты, работающие в области исследования башкирского фольклора.

    Порядок присуждения призовых мест и зрительских симпатий

    Победители конкурса определяются по следующим номинациям:

  • «Лучший исполнитель башкирских народных сказок» за мастерство в сольном исполнении по следующим возрастным категориям:
  • – среди участников дошкольного возраста;

    – среди участников школьного возраста;

    – среди участников – обучающихся среднеспециальных учебных заведений;

    – среди участников – студентов высших учебных заведений;

    – среди участников от 25 до 55 лет;

    – среди участников от 55 лет и выше.

  • «Лучший коллектив-исполнитель башкирских народных сказок» за мастерство коллективного исполнения народных сказок по следующим возрастным категориям:
  • – среди участников дошкольного возраста;

    – среди участников школьного возраста;

    – среди участников-студентов;

    – среди участников старшего поколения.

  • «Лучшая семья-исполнитель башкирских народных сказок».
  • Призовые места присуждаются строго после обсуждения конкурсных работ членами жюри.

    Приз зрительских симпатий присуждается по количеству отметок «like» («лайк») просмотревших видеоролик.

    Для оценки конкурсных выступлений участников проекта формируется компетентное жюри, состоящее из известных ученых-фольклористов, языковедов и исследователей духовной культуры башкирского народа. В состав жюри также будут включены члены Совета Общества башкирских женщин Республики Башкортостан.

    По итогам конкурса жюри определяет Гран-при, лауреатов и дипломантов. Коллективы и отдельные участники награждаются дипломами и сертификатами участника конкурса. Оргкомитет предусматривает возможность жюри перемещать количество награждений из одной номинации в другую, а также вносить изменения в содержательную часть названия специальных дипломов. Участие в конкурсе автоматически предполагает, что участник даёт разрешение на издание сборника фольклорных текстов, на выпуск альбомов и буклетов конкурсных работ с фото- и видеоматериалом в целях популяризации башкирского народного творчества в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде – 2021.

    Заявка и материалы для участия в конкурсе (видеоролик, текст сказки) принимаются по электронному адресу: konkursskazok2021@mail.ru

    Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.

    В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.

    Норштейн о себе

    Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).

    Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.

    фото 1


    Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)

    «Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.

    Ёжик в тумане: и шут, и святой

    «Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.

    фото 2


    Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)

    Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».

    фото 3


    Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)

    фото 4

    Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

    Мир вокруг Ёжика

    Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.

    фото 5


    Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)

    фото 6


    Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

    Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».

    фото 7


    Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)

    фото 8


    Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

    Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.

    фото 9


    Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)

    фото 10


    Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

    Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.

    Всем сказкам сказка

    Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.

    Продолжение — на Diletant.media

    Читайте также:

    Заговор против Габсбургов

    Мятеж на «Баунти»

    На лыжах через Гренландию

    Шевцова Марина Дмитриевна,

    воспитатель

    МБДОУ Аскизский ЦРР – д/с «Тополек»,

    с.Аскиз, РХ

    Конспект образовательной деятельности старшая группа по теме

    «Нарисуй сказку».

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе изобразительной
    деятельности «Нарисуй сказку».

    Задачи: создать условия для знакомства детей с таким видом книжной
    графики как  иллюстрация; со  средствами выразительности, которые используют в
    своём творчестве художники-иллюстраторы, работая над произведениями писателей,
    дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать  графические навыки в
    передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения
    рисунка; воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок,
    сопереживание настроениям героев сказки.

    Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; цветные
    карандаши;

    иллюстрации к русским народным сказкам.

    Ход занятия.

    Организация детей. (Психологический настрой на занятие)

    Приветствие.

    Педагог:  — Начнём мы сегодня с загадки.

    Страну чудес откроем мы,

    И встретимся с героями.

    В строчках на листочках,

    Где станции на точках.

                                                         (Книга)

     — Что за страна чудес нас ждёт сегодня?

    Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).

    Основная часть

    Педагог: — Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно
    должно присутствовать в книге?

    Ответы детей: — Картинки.

    Педагог: — Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как
    называются картинки в книге?

    Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.

    Педагог: — Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?

    Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты:  — Мы
    сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её
    основа

    Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое
    изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это
    произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом,
    способствующие восприятию текста.

     Затем педагог обращает внимание детей на слайд:

    — Как выдумаете, ребята,  что объединяет все эти иллюстрации?

    Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам

    Педагог: — Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего
    придумали сказки?

    Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать
    сказки?

     Ответы детей

    Педагог:

    В мире много сказок грустных и смешных.

    И прожить на свете нам нельзя без них.

    Пусть герои сказок дарят нам тепло,

    Пусть добро навеки побеждает зло.

     — Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг?

    Ответы детей: иллюстратором.

    Педагог: — Я предлагаю Вам попробовать  себя в этом качестве и
    проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой
    задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили
    сказки, особенно русские народные.

    Рассказ педагога  о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков
    — иллюстраций.

    Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.

     Педагог: — Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал
    свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на
    иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).

    Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой.
    Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для
    того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не
    только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

    Дети рассматривают иллюстрации.

    Педагог: — У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его
    герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами
    выразить характер каждого зверя, передать  радость общения с живым. Е.И.
    Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не
    контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами.
    Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается
    и настороженность позы, и характерность движения.

    Индивидуальные ответы детей.

    Педагог: — Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с
    тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка,
    чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

    По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует
    композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует
    иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль
    дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.)
    Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

    Педагог: — Определим расположение главных героев рисунка. Рисование
    сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на
    листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь
    сюжет.  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем
    места, где будут располагаться остальные предметы, герои.

    Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .

    Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов,
    соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше
    тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть
    выше деревьев.

    Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.

    Педагог: — Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими
    художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие?
    Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?

    Ответы детей

    Педагог: — Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были
    художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки, которые вы
    превратите в настоящие  иллюстрации к сказкам на следующем занятии.

    Спасибо за творчество!

                         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

            Детский сад №169 городского округа город Уфа Республики Башкортостан            

                                 План кружковой работы на 2020-2021г.

                                      группы «Ягодка»

                « Литературное наследие русских и башкирских                                     писателей»

                                                                                      Воспитатель:

                                                                                      Нуркаева З.К.

                                                        Уфа-2020

       Цели:

    • Продолжать работу по формированию интереса к произведениям русских и башкирских писателей.
    • Познакомить детей с новыми произведениями. Учить различать жанровое разнообразие литературных произведений.
    • Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
    • Воспитывать чуткость к художественному слову.
    • Пополнять литературный багаж детей.
    • Учить детей чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

    Литература:

    1. Агишева Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана: Учебная хрестоматия для дошкольного и младшего школьного возраста. – Уфа, Китап 2011.

    2. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и учителей начальных классов. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011г.

    3. Гасанова Р.Х. Я Родину свою познать хочу: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа – Уфа: Издательство БИРО, 2007г.

    4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е издание, М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    5. Гриценко З.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. М.: Изд.Центр «Академия, 2012.

    6. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом (электронный ресурс).

                                  Пояснительная записка.

    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

    Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

    В нашу кружковую работу входит:

    * произведения устного творчества русского и башкирского  народов;

    * классическая детская литература (русская и башкирская);

    * современная литература (русская и башкирская).

    Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

    Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

    Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

    Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

    У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

    В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.

    Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому нами была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. НОД в кружке проводится один раз в неделю во второй половине дня по подгруппам. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Мы старались охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений.

    Перспективный план занятий кружка «Литературное наследие»

    (произведения русских и башкирских писателей, башкирский фольклор). Подготовительная группа.

    Сентябрь.

    1. Чтение стихотворения М.Волошина «Осенью».

    Цель: Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Прививать детям любовь к поэзии. Обратить внимание на выразительные средства (эпитеты, сравнения).

    2. Чтение стихотворения Радифа Тимершина «Осень»

    Цель: Закрепить представление об осенних природных явлениях. Формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное поэтом в литературном произведении, упражнять в подборе определений, сравнений, синонимов, антонимов.

    3. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    Цель: Познакомить детей со сказкой Пушкина. Обогащать словарный запас детей. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

    4. Рассказывание башкирской народной сказки «Лиса-сирота»

    Цель: Формировать умение детей воспринимать содержание произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказок; подвести к пониманию образных выражений. Воспитывать нравственные качества: дружбу, чувство товарищества.

    Октябрь.

    1. Чтение литературной сказки А.Ремизова «Хлебный голос».

    Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе. Формировать умение пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев. Воспитывать чувство сострадания.

    2. Чтение рассказа М.Буракаевой «Бабушка-солнышко»

    Цель: Знакомство с литературным наследием М. Буракаевой. Воспитывать у детей любовь и уважение к близкому человеку: бабушке. Формировать умение слушать внимательно и учить кратко пересказывать содержание рассказа.

    3. Чтение сказки В.И.Даля «Старик-годовик».

    Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, формировать умение выделять главную мысль сказки, составлять рассказ-описание. Уточнять знания о временах года. Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение отвечать развернуто, обосновывая свой ответ. Воспитывать желание познавать новое.

    4. Чтение стихотворения Анисы Тагировой «Березовая рощица – красавица из сказки»

    Цель: Развивать образную речь,  память. Учить находить образные выражения в тексте. Воспитывать чувство красоты, умение наслаждаться природой.

    Ноябрь.

    1. Знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

    Цель: Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника. Формировать умения осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки, обращать внимание на поэтические образы. Развивать речетворческие способности детей. Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

    1. Чтение башкирской народной сказки «Ленивый сын».

    Цель: Формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг, ответственность, стыд, гордость). Развивать умение понимать смысл, литературную идею произведения. Воспитывать любовь и уважение к матери.

    1. Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза».

    Цель: Помочь запомнить и выразительно читать произведение. Способствовать образному восприятию стихотворения. Развивать поэтический слух, речь, память, любовь к родной природе. Помогать детям почувствовать образный язык стихотворения.

    1. Знакомство с башкирской сказкой «Заяц и еж».

    Цель: Знакомство с башкирским народом и его творчеством. Развивать театральные способности детей. Приобщать к литературе через инсценирование сказки.

    Декабрь.

    1. Рассказывание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

    Цель: Знакомство с произведением писателя. Создать условия для ознакомления детей с его творчеством. Формировать умение строить высказывания (что понравилось, почему).

    1. Заучивание стихотворения А. Игебаева «Курай».

    Цель: Через поэтическое слово показать красоту звучания башкирского музыкального инструмента – курая. Развивать образную речь, память. Воспитывать умение наслаждаться музыкой курая.

    1. Чтение сказки «Белая уточка» из сборника сказок А. Афанасьева.

    Цель: Познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать ее. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, стимулировать воображение, воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

    1. Чтение башкирской народной сказки «Сарбай».

    Цель: Познакомить с башкирской сказкой. Актуализировать знания детей о дружбе. Развивать слуховое восприятие, литературную речь. Воспитывать доброту, дружелюбие.

    Январь.

    1. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

    Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, о ее основных особенностях. Формировать умение находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. Развивать память, воображение.

    1. Рассказывание башкирской народной сказки «Клубок». Сравнение с русской народной сказкой «Хаврошечка».

    Цель: Формировать умение находить сходства и различия в построении идеи, характере героев обеих сказок, выделять выразительные средства, характеризующие главных героев. Воспитывать такие качества, как: трудолюбие, взаимопомощь, уметь ценить эти качества в человеке.

    1. Чтение и беседа по главам из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

    Цель: Формировать запас литературных художественных впечатлений, умение пересказывать содержание, давать характеристику героям, обогащать и расширять кругозор ребенка, словарный запас.

    1. Чтение стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку».

    Цель: Знакомство с творчеством поэта. Активизировать в речи детей слова, обозначающие чувства, настроение. Воспитывать доброжелательное отношение детей к птицам, желание заботиться о них.

    Февраль.

    1. Чтение произведения М. Зощенко «Великие путешественники».

    Цель: Познакомить с литературным произведением и с творчеством М. Зощенко. Формировать умение определять характер персонажей, отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умение слушать произведение. Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. Расширить знания детей о воде, познакомить с процессами очистки воды разными способами. Развивать умение сопереживать героям. Воспитывать патриотизм, чувство народного единства.

    1. Чтение башкирской народной сказки «Шумбай».

    Цель: Знакомство с башкирской народной сказкой. Формировать умение понимать иносказательный смысл произведения: обличение жадности. Активизировать словарь детей.

    1. Чтение рассказа М. Пришвина «Курица на столбах».

    Цель: Уточнить и расширить словарный запас по теме: «Домашние птицы». Развивать навыки планирования пересказа текста с опорой на наглядность; закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

    1. Рассказывание башкирской народной сказки «Как собака нашла себе хозяина».

    Цель: Формировать умение воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; различать части текста: начало, середина, конец; понимать переносное значение слов. Развивать интерес детей к художественной литературе. Формировать нравственные качества: доброту, заботу о близких.

    Март.

    1. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

    Цель: Формировать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений.

    1. Чтение башкирской народной сказки «Петух-батыр».

    Цель: Формировать умение воспринимать образное содержание сказки; ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

    1. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».

    Цель: Познакомить детей с новым произведением. Формировать у детей умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.

    1. Рассказывание башкирской народной сказки «Заяц и лев».

    Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, умение пересказывать сказку последовательно. Развивать память, образную речь.

    Апрель.

    1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

    Цель: Уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии его от других литературных жанров. Формировать умение понимать юмор, комичность ситуации. Помочь детям вспомнить известные им рассказа такого жанра.

    1. Заучивание стихотворения Р. Тимершина «Пчела».

    Цель: Формировать у детей умение интонационно передавать содержание произведения. Развивать память, речь.

    1. Чтение стихотворения З. Александровой «Родина».

    Цель: Познакомить с новым произведением. Развивать эмоционально-нравственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

    1. Чтение рассказа М. Карима «В березовом лесу».

    Цель: Формировать умение осмысливать литературный текст, закрепить представления о богатстве леса. Воспитывать чувство красоты, умение наслаждаться природой.

    Май.

    1. Чтение стихотворения В. А. Жуковского «Жаворонок» (в сокращении).

    Цель: Прививать детям любовь к поэзии, обогащать активный словарный запас, развивать слуховое внимание. Воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного.

    1. Чтение рассказа Г. Зайцева «Цветы и пчелы».

    Цель: Через познавательный рассказ дать представление о том, как пчелы добывают нектар, какие цветы помогают пчеле добывать нектар. Развивать чуткость к восприятию образного языка рассказа.

    1. Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон».

    Цель: Познакомить с произведением Куприна «Слон», его творчеством. Формировать уумение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Воспитывать у детей чувство сопереживания к больным людям. Развивать связную речь. Воспитывать литературный художественный вкус.

    1. Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

    Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста, упражнять в подборе антонимов, синонимов. Дать представление о ценности продукта – меда. Воспитывать чувство благодарности, заботы.

    Пещера Шульган-Таш (Капова пещера) входит в состав природного заповедника «Шульган-Таш», расположенного в республике Башкортостан. Капова пещера является одной из самых больших среди многоэтажных карстовых пещер на Урале. Она была образована в результате деятельности реки Подземный Шульган. Капова пещера на Южном Урале известна, в первую очередь, обнаруженными здесь артефактами: это наскальная живопись и культурный слой палеолита.

    Капова пещера: описание характеристик

    Общая длина ходов в комплексе — 3,3 км.

    Площадь пола — 20,2 тыс. кв. м.

    Количество высотных уровней — 3.

    В комплексе Каповой пещеры Башкортостана имеются подземные озера, подводные и надземные ходы, полости без воздуха, заполненные водой, — «сифоны». Вход в пещеру — это большая арка, возле нее — глубокое «Голубое озеро».

    Капова пещера (Шульган-Таш)

    По одной из версий, название «Капова» происходит от слова «капище», по другой — от того, что здесь слышно, как падают капли. Заповедник пещеры Шульган-Таш является не просто геологическим памятником природы и археологическим объектом. Пещера Шульган-Таш в башкирском эпосе играет важную роль: ее рисунки отсылают к одному из главных мифов башкирского народа — «Урал-Батыр». В этом произведении имя «Шульган» носит брат Урала, перешедший на сторону зла. С древних времен пещера являлась культовым местом, и сегодня сюда стремятся многие паломники.

    Бальзам «Капова пещера»В честь известной достопримечательности назван башкирский бальзам «Капова пещера», полезные свойства которого заключаются в укреплении сил.

    Капова пещера (Шульган-Таш)

    Цены в пещере Капова 2022

    На территории заповедника проложены различные тропы для туристов, в том числе, можно совершить ознакомительные туры в Капову пещеру. Экологические тропы благоустроены: дорожки отсыпаны гравием или покрыты плиткой, проложены мосты и металлические трапы, установлены урны, туалеты.

    Сколько стоит вход в Капову пещеру?Заплатить нужно будет за экскурсии и проживание в домах на территории заповедника пещеры Шульган-Таш, если вы решите остаться на несколько дней.

    Экскурсии

    Пещера Шульган-Таш может принять до 25 человек в ходе экскурсии. Тропы проходят через ряд других объектов (пасека, фотозона, игровая площадка, музей Каповой пещеры и др.) и ведут к концу Главной галереи Каповой пещеры. Подробнее ознакомиться с историей пещеры Капова и увидеть залы, которые недоступны в ходе экскурсии, можно в музее пещеры. Сюда можно попасть в течение всего года в рамках организованной экскурсии.

    Во время прохождения маршрутов к Каповой пещере запрещено заходить внутрь без сопровождения, касок и фонарей. В самой пещере будет возможность рассмотреть копии обнаруженных здесь наскальных рисунков, так как уникальные оригиналы являются очень уязвимыми и не доступны для просмотра. Экскурсии в Капову пещеру проводятся каждые два часа, с 11:00 до 17:00 часов.

    Музей пещеры Шульган-Таш

    Капова пещера входит в несколько экскурсионных программ заповедника:

    • «Земля заповедная»: 2–3 часа пешком, длина — 2,2 км. Тропа начинается от контрольно-пропускного пункта заповедника. Подходит для тех, кто приезжает к заповеднику на автомобиле, также к КПП можно прибыть по воде.
    • «В ожидании чуда»: 2 часа пешком, протяженность — 1,7 км. Маршрут начинается со стороны причала реки Белая около музея Каповой пещеры, идет до пещеры и возвращается обратно к причалу.

    Почитать подробнее об экскурсионных турах в Капову пещеру и оформить заявку можно на официальном сайте пещеры Капова (Шульган-Таш) в Башкортостане.

    Стоимость экскурсии в Капову пещеру:

    • Дети до 8 лет — бесплатно.
    • Взрослые: с 1 ноября до 1 мая — 250 руб.; с 1 мая — 350 руб. в выходные дни, 280 руб. — по будням.
    • Детям 8–16 лет, пенсионерам, инвалидам, ветеранам предоставляется скидка 50%.

    Стоимость экскурсий в Капову пещеру на официальном сайте, также узнавать актуальные цены можно в группе заповедника ВКонтакте.

    Многочисленные турфирмы организуют экскурсии в Капову пещеру из Уфы, цены начинаются от 2–2,5 тысяч рублей за однодневный тур.

    Схема пещеры Шульган-Таш

    Схема пещеры Шульган-Таш, © SaganZ

    Проживание у пещеры Капова

    В путешествии к пещере Капова проживание может быть организовано на территории самого заповедника. Везде можно заказать растопку бани. Предлагаются следующие варианты жилья у Каповой пещеры:

    • Гостевые дома, рассчитанные на 4, 5 и 6-местное проживание. Цены на такие домики у Каповой пещеры отличаются в зависимости от сезона (май—октябрь, ноябрь—апрель), а также дня недели (выходные или будни). Предоставляется постельное белье, вода, холодильники, кухонный инвентарь. Цены: от 400 до 4 000 руб.
    • Туристические стоянки, оборудованные всем необходимым для путешественников. Они доступны с мая по октябрь — это следует учесть при планировании поездки в Капову пещеру. Стоимость: 200 руб. — в будние дни, 300 руб. — в выходные.

    Бронировать жилье у пещеры Капова рекомендуется заранее из-за большого количества посетителей спелеокомплекса. Сделать это можно по номеру телефона: +7 (34755) 33573.

    Базы отдыха

    Капова пещера расположена совсем недалеко от турбазы «У Каповой», в паре километров находится «Акбузат». Предлагаются номера различной вместимости и уровня комфорта, проживание — в деревянных домах, в некоторых турбазах есть зона для палаток, большие комплексы сдают номера в гостиницах.

    Базы у Каповой пещеры Башкортостана оснащены минимальными необходимыми удобствами. Многие предлагают свой трансфер из Уфы. Цены на базы отдыха возле Каповой пещеры можно найти на официальных сайтах турбаз.

    Капова пещера (Шульган-Таш)

    Отдых

    Капова пещера (Шульган-Таш) знаменита не только наскальными рисунками, но и природой. Отдых здесь — это пешие прогулки по экологическим тропам и дегустация местного меда. Любители водного отдыха могут отправиться в путешествие по реке Белая: сплав «Капова пещера — Старосубхангулово (село)» очень популярен среди путешественников. Туристы обычно выделяют на путешествие пару дней.

    Тем, кто планирует отдых в пещере Шульган-Таш в апреле — мае, рекомендуется следить за новостями, так как в это время может происходить затопление привходовой части пещеры. Еще следует знать, что только в летний сезон работают магазины и кафе, при путешествии в другое время года всю еду нужно брать с собой. В теплый сезон для похода к пещере Капова на Южном Урале следует подготовить репелленты от клещей. Для самостоятельных туристов на территории заповедника «Капова пещера» работают скважины с питьевой водой.

    Наскальные рисунки в пещере Капова

    На данный момент обнаружено 204 рисунка в Каповой пещере, в том числе реликтовые пятна. Живопись Каповой пещеры была сделана в XV–XVII веках до н. э. Чтобы обезопасить оригиналы от повреждений, сделаны копии наскальной живописи в пещере Шульган-Таш. Выполненные в натуральную величину рисунки размещены на входе в пещеру.

    Благодаря результатам регулярного мониторинга и современным технологиям удалось оптимизировать микроклимат пещеры. Но угроза сохранности рисунков пещеры Шульган-Таш еще остается. Большинство наскальных рисунков пещеры Капова выполнены красной охрой. Изображены на них разные знаки и животные, например, мамонты, лошади и неопознанные антропоморфные существа.

    Капова пещера (Шульган-Таш)

    История

    В 1959 году было сделано важнейшее открытие в истории пещеры Шульган-Таш — найдены наскальные рисунки. Из-за повышенного интереса рисунки, хранившиеся в пещере на протяжении тысяч лет, начали тускнеть: присутствие большого количества туристов изменяло окружающий климат.

    К какому историческому периоду относится Капова пещера?Палеолит — это время создания рисунков древних людей на стенах пещеры.

    В 2003 году сотрудники Эрмитажа изготовили копии наскальных изображений в главной галерее пещеры. Более подробная информация доступна на сайте пещеры.

    Отзывы

    Туристы пишут о живописных природных пейзажах, открывающихся со смотровых площадок по дороге к Каповой пещере в Башкирии. Если посмотреть на потолок пещеры, то там можно увидеть много летучих мышей.

    Отзывы туристов содержат некоторые рекомендации: нужно взять с собой теплые вещи, так как внутри — довольно прохладно, а также надеть удобную обувь, здесь может быть грязно и сыро. На месте выдают фонарики, но можно взять с собой свои для лучшего освещения дороги. Самое большое количество посетителей пещера Шульган-Таш (Капова) принимает летом. Те, кто выбирает для путешествия зиму, рассказывают, что в Каповой пещере Башкортостана можно увидеть большие сосульки. Не рекомендуется брать в поездку маленьких детей.

    Некоторых расстраивает небольшая длина экскурсионного маршрута по пещере Капова. В отзывах о Каповой пещере часто можно встретить замечания о плохом качестве грунтовой дороги, ведущей в заповедник Шульган-Таш. Поэтому стоит рассчитывать дополнительное время на ее преодоление по пути к пещере.

    Музей пещеры Шульган-Таш

    Как добраться до Каповой пещеры

    Пещера Шульган-Таш находится в заповеднике по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, ул. Заповедная, 14. Капова пещера находится в паре километров от контрольно-пропускного пункта, где нужно будет оставить машину. Доехать сюда можно на автомобиле, в ходе сплава по реке Белая от села Старосубхангулово (40 км от пещеры) или купить экскурсию с организованным трансфером. Добраться до Каповой пещеры в Башкортостане можно из разных городов.

    Как добраться в Капову пещеру из Магнитогорска

    Расстояние от Магнитогорска до пещеры Капова — 190 км, по ул. Зеленая, через село Старосубхангулово. От села идет дорога, покрытая щебенкой. Путь займет от 3,5 часов.

    Магнитогорск — Капова пещера: маршрут проезда на автомобиле:

    Как добраться в Капову пещеру из Уфы

    Расстояние от Уфы до пещеры Шульган-Таш (Капова) составляет 380 км. Ехать нужно по трассе Р-316, время в пути: 5–6 часов.

    Маршрут «Уфа — Капова пещера» на машине:

    Как добраться из Стерлитамака

    Расстояние от пещеры Капова до Стерлитамака — 230 км. Дорога через трассу Р-240 займет чуть больше 4 часов. Ехать до села Пчелка, свернуть налево и направляться к заповеднику пещеры Шульган-Таш через Иргизлы и Максютово.

    Как доехать из других городов

    Можно также добраться сюда следующими маршрутами:

    • По трассе Р-316 доехать из Белорецка: расстояние по маршруту до Каповой пещеры — 170 км (2,5 часа).
    • От Оренбурга до пещеры Капова расстояние составит около 290 км. Можно следовать до села Мраково тремя разными дорогами: Р-240 (самый быстрый путь), Р-361, Р-239. Дальше ведет одна дорога до пещеры Шульган-Таш в Башкирии.
    • Маршрут из Нефтекамска до пещеры Капова лежит через автодорогу Волга (М-7): расстояние около 600 км можно преодолеть примерно за 8 часов с проездом мимо Уфы.
    • Дорога из Мелеуза в пещеру Капова проходит по дороге Р-361. Город расположен в 150 км от историко-культурного музея-заповедника пещеры Шульган-Таш. Путь займет около 2,5–3 часов.

    Маршрут «Мелеуз — Капова пещера» на карте:

    Панорамный вид на Капову пещеру (Бурзянский район, Башкортостан):

    Пещера Шульган-Таш: видео

    Смотреть отзывы наtripadvisor

    Куда сходить и что посмотреть в Старосубхангулово

    Полезные ссылки:

     ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

     ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

     ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

  • Рисунки сказки разных народов
  • Рисунки шемякина к сказкам гофмана
  • Рисунки по сказке о мертвой царевне и о семи богатырях поэтапно
  • Рисунки про сказки пушкина
  • Рисунки по сказкам чуковского для детей 1 класса