Бесплатные мероприятия для детей и их родителей пройдут с 2 по 7 января в 160 городских библиотеках.
Столичные библиотеки приглашают детей и их родителей на специальную программу в новогодние праздники. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, с 2 по 7 января в 160 читальнях пройдут сотни мероприятий — творческие занятия, квесты, спектакли, викторины, конкурсы, встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. На все события необходима предварительная регистрация.
«Новогодние мероприятия пройдут в 160 городских библиотеках. Программа ориентирована на горожан разных возрастов. Самых маленьких посетителей ждут интерактивные спектакли по мотивам любимых сказок. Для ребят постарше проведут творческие мастер-классы, квесты и музыкальные представления», — рассказала Наталья Сергунина.
Ознакомиться с полным расписанием новогодней программы и зарегистрироваться на понравившееся мероприятие можно на портале «Онлайн. Библиогород», а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посетить мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе. Ребята от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать на сайте.
Узнать о новогодних традициях и посмотреть мюзикл
Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 2) 2 января приглашает москвичей на интерактивную программу «Новый год в разных странах». Гости смогут принять участие в творческих и познавательных занятиях. Например, сделать яркую рождественскую открытку, познакомиться с новогодними традициями народов мира, послушать сказочные истории со всего света и вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой придумать и нарисовать иллюстрации к волшебной книге. Начало в 13:00. Посмотреть расписание всех мероприятий и зарегистрироваться на них можно по ссылке.
3 января в Центральной библиотеке № 52 (улица Коненкова, дом 23) состоится спектакль «Домовенок Кузя. Новогоднее приключение в одном действии». Главная героиня в канун Нового года находит у себя в комнате маленького домового. Вместе им предстоит справиться с домашними делами, подготовиться к празднику. Начало спектакля в 14:00, необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:00 Центральная детская библиотека № 46 имени И.З. Сурикова (улица Михалковская, дом 15) ждет детей и взрослых на мюзикл «Две Бабы-яги». Вместе с артистами зрители перенесутся в тридевятое царство и помогут главному герою Федору-кузнецу победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-ягу, справиться с кознями Кощея Бессмертного и найти свое счастье. Представление подготовлено совместно с Пушкинским музыкальным театром, зарегистрироваться на его посещение можно здесь.
Выполнить задания Деда Мороза и подготовить подарки к Рождеству
Проявить смекалку и вспомнить лучшие произведения мировой литературы все желающие смогут на празднике в Центральной городской деловой библиотеке (улица Бориса Галушкина, дом 19, корпус 1). Там 4 января пройдет квест «Новогодние приключения в стране литературных героев». Участникам игры предстоит посетить несколько тематических локаций и выполнить ряд заданий, например решить задачу, найти спрятанные вещи, ответить правильно на вопрос викторины, поучаствовать в конкурсе, угадать по описанию и костюму имя литературного героя. Игроки, которые справятся со всеми испытаниями, получат от Деда Мороза памятные призы. Квест пройдет по сеансам, начало в 12:00 и 14:30. Необходима предварительная регистрация.
В Доме А.Ф. Лосева (улица Арбат, дом 33) 4 января детям и взрослым помогут подготовить подарки родственникам и друзьям к Рождеству. Творческие занятия по фелтингу, или валянию из шерсти, проведет художник Александра Мошковская. Мастер объяснит основные принципы этого искусства и покажет, как свалять милую игрушку-снеговика или пингвина. Все материалы для творчества участникам выдадут на месте. Занятия пройдут в читальном зале на третьем этаже, присоединиться к ним можно будет с 12:00 до 16:00. Необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:15 в Доме А.Ф. Лосева состоится выступление солистов ансамбля «Русская рапсодия», посвященное сказкам народов мира. Музыканты исполнят произведения композиторов Петра Чайковского, Игоря Красильникова, Габриэля Форе, Виктора Малярова и прочтут рождественские истории разных народов мира, например итальянскую сказку «Сны Гуальтьеро», ирландскую народную сказку «Семейная распря» и другие. А в 17:30 там же начнется показ советских новогодних мультфильмов и художественных кинокартин. Регистрация на оба мероприятия по ссылке.
Насладиться любимыми новогодними хитами Last Christmas, Jingle Bells, All I Want For Christmas Is You и другими приглашает всех желающих библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (улица Спартаковская, дом 9, строение 3). Музыкальные композиции под аккомпанемент гитары, синтезатора и кахона (ударный музыкальный инструмент родом из Перу) исполнят выпускницы Московского губернского колледжа искусств и студентка Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт Let it snow состоится 4 января в 19:00, необходима регистрация.
Еще одно новогоднее представление состоится 7 января в библиотеке № 129 (улица Перерва, дом 56/2). Гостей ждет музыкальный моноспектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Это история о том, как предпраздничный вечер для девочки Мари превращается в настоящее приключение. Деревянная игрушка оказывается заколдованным принцем, а дом захватывает мышиная армия. Начало представления в 16:00, необходима регистрация.
Однажды мне стало интересно, откуда появился
такой сказочный герой, как Колобок, и встречается ли такой персонаж в сказках других
стран и народов. Оказывается, что наш Колобок и сюжет сказки про него, имеет
аналоги в фольклорном творчестве многих стран. Именно поэтому я решила заняться
этой работой.
Цель проекта:
— объяснить сходства и различия сказочного
известного фольклорного персонажа Колобок в сказках разных народов мира.
Задачи:
Образовательные:
— помочь детям понять содержание сказки
«Колобок», побуждать проговаривать слова и фразы из произведения;
— учить отвечать на вопросы по содержанию
сказки;
— закреплять и расширять знания детей
о сказках народов мира;
— обогащать духовный мир детей посредством
прослушивания добрых сказок народов мира.
Развивающие:
— развивать познавательные способности;
— развивать и обогащать речь детей;
— развивать творческое воображение и
мышление;
— развивать у детей коммуникативные
навыки.
Воспитательные:
— воспитывать любовь к русским народным
сказкам;
— формировать у детей интерес к художественному
творчеству.
Ожидаемые результаты:
— Дети проявляют интерес к участию в
совместном рассматривании иллюстраций к сказке «Колобок», участвуют в её
обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию сказки, проявляют эмоциональную
заинтересованность, следят за развитием действия в играх-драматизациях;
— у детей обогатился словарный запас,
расширилось представления об окружающем мире;
— развиваются артистические способности
посредством участия в простых инсценировках сказок.
Вся работа по решению поставленных
задач была разбита на этапы:
1. Подготовительный этап
— Найти и изучить сказки народов мира,
где встречается персонаж Колобок.
— Найти сходства и различия в сюжете
и главном персонаже.
Ввести игровую ситуацию (выявить проблему):
к детям приходит сказочный герой игрушка – Колобок, он просит детей о помощи:
«Хочу сходить в гости, но боюсь ходить по лесу, научите меня не бояться».
Второй этап — содержательный
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы:
— Чтение русской народной сказки «Колобок»,
сказок других народов;
— Разучивание песенки колобка;
— Отгадывание загадок про героев сказки
«Колобок»
Игровые упражнения:
«Пройти по дорожке колобка» — упражнять
в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость,
глазомер.
«Колобок» — закреплять у детей умение
становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
«Догони колобка» — приучать бегать в разных
направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и
выдержку.
Коммуникативная:
— рассказывание сказки «Колобок» по
мнемодорожке;
— беседы по ОБЖ (не брать предметы и угощения
у незнакомых людей, не брать ничего с пола – грязно, не убегать из дома, не
разговаривать с незнакомыми людьми).
Игровая, музыкальная:
— играем в сказку «Колобок», театр на
фланелеграфе, настольный театр,
магнитный театр, резиновый театр;
— игра-имитация движений сказочных
героев;
— разучивание пальчиковой гимнастики
«Тесто ручками помнём, колоб-
ков мы напечём…».
Познавательно-исследовательская:
— «Катится Колобок или нет?» (сравнение
куба и шара, что покатится, а что нет).
— «Башенки из колобков» (сравнение куба
и шара, что будет стоять).
Продуктивная:
— рисование дорожки для Колобка;
— лепка друзей Колобку);
— лепка колобков из теста;
— аппликация «Колобок покатился по
лесной дорожке.
Практический выход:
— проведение досуга «Поможем Колобку»;
Данный проект, я считаю, будет интересен
как детям, так и взрослым. Не
одно
поколение выросло на русской народной сказке про Колобка, и даже не догадывалось,
откуда появилось названия главного героя. А также, я думаю,
будет
интересно узнать, на примере Колобка, что фольклорное творчество
многих
стран и народов оказывается имеет много общего. И конечно же, полученная
информация, расширит наш кругозор, пополнит запас информации в области русского
языка и литературы.
2. Основная часть
Как появилось название главное ге-
роя сказки «Колобок»
Знакомство детей с Колобком начали с
прочтения сказки «Колобок». Мною был изготовлен магнитный театр по сказке.
Посмотрели сказку при помощи резинового театра. Посмотрели видео в старой и
новой версии.
В сказке этот персонаж представлен в
виде хлеба круглой формы. Он сбежал от бабушки и от дедушки, которые его испекли,
перехитрил зайца, волка и медведя, но всё-таки был съеден лисой.
Так что же за персонаж такой — этот Колобок?
Разве бывает хлеб шарообразной формы?
Оказывается, колобок — это традиционная
круглая лепёшка в древней Руси. Другие названия колобка — колобуха, калабушка. Колобуха
или колобок — круглая лепёшка, которая имела шарообразную форму. Такая форма
достигалась в процессе готовки хлеба из смеси муки различных сортов.
Оказывается, что калабушки пекли именно из остатков разной
муки
(пшеничной, ржаной, овсяной и так далее) и остатков квашни. Хлеб получался
чрезвычайно пышный, ноздристый, мягкий, пропеченный. Лепешка к концу готовки
превращалась в настоящий шар. Такой хлеб обладал особенным вкусом и долго не
черствел. Именно на основе этого изделия и была придумана сказка про ожившего
Колобка.
Мы решили слепить свою лепешку Колобок.
Для лепки мы взяли: дрожжи, муку, сахар, воду. После того, как тесто приготовили,
обратили внимание на размеры теста, накрыли полотенцем и поставили в теплое
место.
Периодически приподнимали полотенце и
наблюдали за увеличением теста, задавая наводящие вопросы: «Почему тесто поднялось?»
Вспомнили, что в состав теста входят — дрожжи. Пыталась объяснить детям, что
дрожжи расщепляют сахар, превращая его в спирт и углекислый газ.
Чтобы продемонстрировать как дрожжи
превращают сахар в углекислый газ, провели еще один эксперимент.
В бутылочку налили теплую воду, добавили
сахар, дрожжи и перемешали. Затем надели на горлышко бутылки воздушный шарик.
Определили бутылку с шариком в теплое место и наблюдали за шариком.
Наблюдая за этим процессом, мы возвращались
к содержимому бутылочки: вода + сахар + дрожжи. Рассказала, что в тепле грибки
быстрее превращают сахар в углекислый газ. В результате газы скапливаются в
бутылочке, с каждым разом их становится все больше и больше, и мы видим, как
шарик надувается.
Нам с детьми стало интересно, встречается
ли наш колобок в сказках
других
народов? Так появилась тема для проекта.
Мы выяснили, что Колобок имеет аналоги
в фольклорном творчестве многих стран.
Почти во всех странах мира есть своих
мучные беглецы: Пампусик в Словакии, Маленький Клецке в Венгрии, Баурсак у
казахов. Колобок есть даже в Японии, но он, скорее, не сметанный, а — рисовый.
В Англии есть Джонни-пончик – вылитый
Колобок! Но в отличие от нашего он бросал вызов не только лесным зверям и бабке
с дедом, но еще землекопам. Обхитрила и съела его также лиса.
В Америке есть сказка об Имбирном мальчике.
В качестве героя выступило бисквитное тесто с молотым имбирем. Мальчик вышел
хорошеньким. Глазки — черные смородинки, ротик-вишенка, курточка из
шоколадной глазури и пуговки-изюминки. Только появившись из печки, Имбирный
мальчик тут же сбегает от родителей. Увещевания и уговоры ни старика со
старухой, ни косарей, ни домашнего скота в лице поросенка и коровы, не
подействовали: Его съела так же хитрая лиса. Она откусывала по кусочку, а
пряничный человечек в это время кричал: «Ой, четверть меня съели!», потом
«Половинку меня съели!», «Три четверти меня съели!» и, наконец, «Всего меня
съели!
В Германии брат Колобка – Толстый блин,
оказался куда более благородным, чем его коллеги из других стран. Быть съеденным
тремя немолодыми фрау, зайцем, волком, лошадью, свиньей и козой он не желает.
Зато в конце добровольно запрыгивает во рты трех голодных малышей, которые с
утра не ели ни кусочка.
В Норвегии брат Колобка, пирог. Сбежал
от семьи с семерыми детишками, курицы с петухом, гуся и утки. Но обхитрила и
съела его свинья.
Заключение
Как вы уже поняли, сказка, известная на
Руси как «Колобок», имеет своих
«близнецов-братьев»
в фольклорном творчестве многих народов разных стран и континентов. Филологи
насчитывают до 40 вариантов сюжета сказки.
Колобок, соответственно немало и вариантов
персонажей в данных сюжетах.
Я рассказала лишь о некоторых. Конечно,
мы не будем отрицать возможность заимствования, но изначально схожие сказки и
сюжеты, я думаю, встречаются именно потому, что желания людей разных
народностей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления
об окружающем мире и его законах.