Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.
Возраст: средняя группа, дети 5-6 лет.
Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
- Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
- Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
- Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
- Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).
Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».
ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.
ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.
Оборудование и материалы: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .
Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.
Методы и приемы:
Виды детской деятельности | Методы и приемы | Содержание |
Познавательная | Наглядный | Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина. Внесение портрета. Выставка его книг и рисунков. |
Игровая | Игровой метод и прием | Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки. |
Двигательная | Практический Игровая физкультминутка. | «Жили были серый ёж и его ежиха. Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них Очень тихий ёжик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек. Ёж – отец, Ежиха – мать И ребенок ёжик. (Выполнение движений согласно текста физкультминутки). |
Речевое развитие | Словесный метод. Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный. | Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М. Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных. Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине. Рассказы детей о своих нарисованных рисунков. |
Художественно-эстетическое развитие | Метод музыкального сопровождения. Практический | Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей. Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги. |
Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.
Ход
Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.
С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.
Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.
Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».
И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .
Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».
Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.
Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.
Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .
Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.
Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.
Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.
Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .
Физ. минутка.
«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.
Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.
Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.
Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область
Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016
Актуальность:
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. С.Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить свою Родину, может стать подлинным патриотом». Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего детства.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребенка.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, она увлекает и развлекает, учит плакать и смеяться, развивает мышление и расширяет горизонты нашего мира. Прочитанная в детстве книга оставляет наиболее глубокий след в сознании, нежели книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить образцы поведения, воплощенные в образах героев. Книга развивает фантазию и учит мыслить. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, формируется чувство патриотизма.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6–7 л), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Вид проекта: Долгосрочный (сентябрь — апрель), информационный, творческий, познавательный.
Цель проекта: Ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Развивать у детей любознательность, творческое воображение, память;
2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей;
3. Научить оценивать поступки героев, анализировать произведения;
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за страну в которой мы живем.
Этапы работы над проектом:
I. Поисковый этап
- Определение темы проекта, постановка цели и задач
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Подготовка методической литературы
II. Аналитический этап
- Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о писателях представленных на выставке? Что хотим узнать? Как узнать?)
- Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий
- Составления ООД, сценариев и развлечений
- Создание презентаций
Сотрудничество с родителями:
- Помощь в подборе библиотеки;
- Проведение акции «Подари книгу в группу»;
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;
- Изготовление книжки совместно с ребенком «Моя сказка»;
III. Практический этап.
Комплексно тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.
Перспективный план реализации проекта
Ф.И.О. автора | Дата проведения | Практическая деятельность с детьми |
С. Я. Маршак | 25.09 – 06.11 | 1. . Беседа с использованием презентации «Знакомство с С.Я.Маршаком»; ООД «В гостях у писателя С.Я.Маршака»; ООД «Литературная викторина по сказкам С.Я.Маршака» 2.Чтение произведений: «Кошкин дом» (отрывки) — чтение в лицах;«Перчатки» ;«Откуда стол пришел?» ; «Двенадцать месяцев»; «Кот и лодыри»; «Пограничники»; «Почта»;Рассказ о неизвестном герое. 3.Прослушивание произведений 4.Разучивание понравившихся отрывков 5.Совместные работы по художественным произведениям |
А.Л.Барто | 09.10 – 20.10 | 1. Беседа с использованием презентации – «Знакомство с биографией А. Барто»; ООД «Замечательные стихи великой поэтессы» 2.Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т.д. 3.Познакомить с новыми произведениями «Помощница», «Девочка — ревушка», «Девочка — чумазая», «Первый урок». 4.Разучивание стихотворений по желанию. 5.Литературный вечер по стихотворениям А. Барто. |
К.И.Чуковский | 23.10 – 03.11 | 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у Корнея Чуковского»; ООД «Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей»; 2.Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И.Чуковского” 3.Чтение произведений: Сказки:«Тараканище»;«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце»; «Лимпопо»; «Крокодил»; «Федорино горе»; «Муркина книга»; «Доктор Айболит»; «Топтыгин и лиса»;«Топтыгин и луна»; «Цыпленок» Стихи: «Бутерброд»;«Черепаха»;«Чудо-дерево»; «Туфелька»; «Путаница»; «Закалялка»; «Бебека»; «Храбрецы»; «Котауси и Мауси»; «Обжора»; «Радость»; «Слониха читает»;«Поросенок»;«Федотка» 4. Практическая мастерская: “Посуда бабушки Федоры” 5. Создание книги «Детские высказывания» (по аналогии книги К.Чуковского «От двух до пяти») |
В.А. Осеева | 06.11 – 17.11 | 1. Беседа с использованием презентации «Открывая книгу, открываем мир!»; ООД «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» 2.Чтение произведений: «Добрая хозяюшка»;«Кто всех глупее?»; «Плохо»;«До первого дождя»;«Печенье»; «Волшебное слово», «Девочка с куклой»; «Весенний дождик»; «Волшебная иголочка» (сказка); «Волшебное слово» и др. 3. Совместные работы для художественной галереи 4.Совместное просматривание мультфильмов с детьми |
Э.Н.Успенский | 20.11 -01.12 | 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у писателя Э.Успенского»; ООД «Посылка от друзей»; 2.Чтение произведений: «Крокодил Гена и его друзья»; «Дядя Федор, кот и пес». ; «Колобок идет по следу: Повести-сказки»;«Вниз по волшебной реке»;«Вера и Анфиса» 3. Конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой». 4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми |
В.Ю.Драгунский | 04.12 -15.12 | 1. Беседа с использованием презентации «Интересная жизнь В.Ю.Драгунского»; ООД «Веселое творчество» 2.Беседы по рассказам 3.Чтение произведений:Денискины рассказы 4.Создание стенгазеты в технике коллаж «Герои Денискиных рассказов» |
В.Г.Сутеев | 18.12 -29.12 | 1. Беседа с использованием презентации «Детский художник – писатель Владимир Сутеев»; ООД «Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева » 2. Чтение произведений:«Разные колёса»; «Яблоко»; Мешок; «Мышонок и карандаш»;«Палочка-выручалочка»; «Дядя Миша» 3.Просмотр мультфильмов по его сценариям. 4. Беседа о прочитанных произведениях (по книгам, принесенным из дома). 5. Совместные работы для художественной галереи |
Л.Н.Толстой | 08.01 – 19.01 | 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»; ООД «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». 2.Чтение произведений: «Старик сажал яблони»; «Старый дед и внучек»; «Филиппок»; «Котенок»; «Бабушка и внучка»; «Косточка»; «У Вари был чиж»; «Липунюшка»;«Святогор-Богатырь» 3. Придумывание различных окончаний к произведениям Л.Н. Толстого 4. Домашнее задание: подбор иллюстраций, загадок, пословиц к произведениям Толстого |
Н.Н.Носов | 22.01 – 02.02 | 1. Беседа с использованием презентации «Творчество Н.Н.Носова»; ООД «Волшебник и друг детей» 2.Чтение произведений: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. 3.Беседы по рассказам 4.Создание стенгазеты «Самый интересный рассказ» 5.Инсценировка по произведениям |
И.А.Крылов | 05.02 – 16.02 | 1. Беседа с использованием презентации «Баснописец И.А.Крылов»; ООД «Знакомство с творчеством И.А.Крылова» 2.Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам. 3.Инсценирование басен И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др. 4.Просмотр презентаций по басням. 5.Инсценировка басни «Ворона и лисица» 6.Прослушивание фоновой музыки |
А.С.Пушкин | 19.02 – 02.03 | 1. Беседа с использованием презентации «А. С. Пушкин – великий русский поэт»; ООД «Путешествие по сказкам Пушкина» 2.Просмотр мультипликационных фильмов 3. Чтение литературных произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде» 4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. 5.Прослушивание музыки Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» |
В.В.Бианки | 05.03 – 16.03 | 1. Беседа с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки»; ООД «По страницам книг В. Бианки» 2.Оформление с детьми книг-самоделок 3. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» 4.Чтение произведений: «Хвосты»; «Снежная книга» ;«Кто чем поет»; «Сова»; «Чей нос лучше»; «Лесные домишки»; «Чьи это ноги?»; «Рыбий дом»; «Теремок»; «Мастера без топора»;«Латка»; «Где раки зимуют?; «Приключения муравьишки»; «Как Муравьишка домой спешил»; «Лис и мышонок»; «На великом морском пути» «Лесные происшествия» ; «Лесные сказки и были»; «Небесный слон»; «Лесные детеныши»; «Музыкант»; «Синичкин календарь»; «Первая охота» 5.Изготовление книжек малышек «Забавные животные» |
Е.И.Чарушин | 19.03 – 30.03 | 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Евгения Чарушина»; ООД «Лесные сказки» 2.Чтение художественной литературы по произведениям Е.И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций: — «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами». — «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок». — «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут». рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении. 3.Пересказ произведений по опорным схемам. 4.Слушание «Голоса леса» |
Социально – коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гостях у писателя»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сказки на ночь. Мы читаем с мамой»
Дидактические игры
- «Собираем сказку»
- «Литературное лото»
- «Волшебные предметы»
- «Волшебный сундучок»
- «Писатели и книги»
IV.Контрольный этап
Создание альбома «Мой любимый герой»
Создание книжки совместно с родителями «Моя сказка»
Фотовыставка «Я и моя любимая книга»
Презентация проекта.
Результативность проекта:
В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.
Родители наших воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми,подборе иллюстраций к уже проситанным произведениям, создании и приобритении атрибутов для театрализованной деятельности, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы, созданные по тем или инным произведениям, так же провели акцию «Подари книгу в группу», благодаря чему, библиотека нашей группы пополнилась интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.
Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.
Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Использованная литература:
1. Ушакова О.С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.: Просвещение, 1984. — 240с.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа ДО/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
4. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009
Рисунок фасада и чертеж разреза деревянной церкви Сергия Радонежского возле дачной платформы Шереметевка Казанской железной дороги. 1901 год. Главархив Москвы
Они представлены в совместном проекте Главархива и Госинспекции по недвижимости, который появился год назад.
Исполнился год проекту Главного архивного управления Москвы и столичной Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости «Уникальные документы». Сегодня здесь доступно уже 365 материалов.
«Одним из важных достижений 2021 года стал проект “Уникальные документы”, который мы запустили с Госинспекцией по недвижимости ровно год назад. Благодаря нашей совместной работе удалось сохранить ценнейшие исторические материалы, среди которых чертежи, акварельные рисунки фасадов утраченных церквей и монастырей, нереализованные планы грандиозных советских построек. Все эти документы могут быть интересны архитекторам, историкам и всем горожанам, которые хотят узнать, как могла бы выглядеть столица. Кроме того, за это время мы включили в реестр уникальных документов гравюры XVIII века известных художников и военные материалы, которые также доступны на нашем сайте», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
Начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский отметил, что 2021 год ознаменовался для ведомства началом нового этапа плодотворного сотрудничества с Главархивом.
«Нам удалось провести масштабную работу с коллегами по выявлению документов, связанных с историческим обликом столицы, и открыть к ним свободный доступ. Теперь горожане могут узнать новые интересные факты об истории великого города, увидеть удивительные архитектурные проекты и чертежи Москвы, которые когда-то считались утерянными», — пояснил он.
За первые несколько месяцев работы Главархива и Госинспекции по недвижимости были обнаружены все сохранившиеся до наших дней уникальные документы о 118 храмах, монастырях и часовнях Москвы. Эти архитектурные объекты были утрачены в 1920–1930-х годах, но их планы, чертежи, цветные акварельные рисунки фасадов теперь можно увидеть онлайн. Среди наиболее значимых опубликованных документов чертежи царских врат и план церкви Святой Екатерины Вознесенского девичьего монастыря в Кремле, возведенной в начале XIX века по проекту итальянского архитектора Карла Росси.
Также с помощью проекта можно узнать о деревянной церкви Преподобного Сергия Радонежского, построенной в 1903 году в имении графа Сергея Шереметева.
Документы об утраченных в начале XX века храмах и часовнях Москвы теперь доступны онлайн
Удалось обнаружить и редкие материалы о грандиозных, но не реализованных проектах советского времени. На сайте Главархива появились документы, связанные с восьмой сталинской высоткой, пантеоном и Домом колхозника на Каланчевской улице. Всего среди ценных материалов оказалось 47 чертежей, 89 фотографий и 39 листов текстовых документов. Они помогут пользователям представить, какой могла бы быть Москва, если бы эти идеи реализовали.
В числе выявленных документов проект пантеона — памятника вечной славы великих людей СССР, куда должны были переместить тела Владимира Ленина, Иосифа Сталина и других государственных деятелей, захороненных у Кремлевской стены. Для размещения пантеона предлагались самые разные места: Красная площадь, Поклонная гора, Ленинские (сейчас — Воробьевы) горы, Парк Горького, Софийская набережная, Рублевское шоссе, парк «Сокольники», Нескучный сад.
Ко Дню партизан и подпольщиков Главархив опубликовал документы 1941–1967 годов, сохранившиеся в фондах партийных организаций Москвы и посвященные Великой Отечественной войне. Наибольший интерес представляет отчет Московского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков о деятельности партизанских отрядов и истребительно-диверсионных групп в районах Московской области, подвергшихся временной оккупации немецкими войсками. В документе есть сведения об организации партизанских отрядов, обеспечении их оружием и боеприпасами, о работе партизан на оккупированной территории Московской области, а также о том, как помогали им местные жители.
Главархив Москвы открыл доступ к уникальным гравюрам французских и итальянских мастеров
В сентябре Главархив Москвы совместно со специалистами Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина признал уникальными гравюры XVIII века. Их создали Жак-Филипп Леба, Томмазо Пироли и Джованни Баттиста Пиранези. В Главархив гравюры поступили в составе личного фонда архитектора Александра Власова, автора проектов Парка Горького, Крымского моста и спорткомплекса «Лужники». С 1950 по 1955 год он был главным архитектором Москвы.
Больше всего гравюр, которые оказались в распоряжении Главархива, — авторства Джованни Баттисты Пиранези, итальянского гравера, художника и архитектора, одного из самых известных мастеров офорта. В коллекцию вошли такие работы, как «Пейзаж с храмом Бахуса», «Вилла Памфили вблизи ворот Сан-Панкрацио» и «Руины портика храма Зевса» из серии «Виды Рима». Эту серию, над которой Пиранези работал на протяжении почти 30 лет, называют главным портретом Рима. Все последующие изображения Вечного города создавались с оглядкой на его гравюры.
Кроме того, в разделе «Уникальные документы» можно увидеть и другие материалы, которые хранятся в Главархиве. В их числе уникальные документы с актовыми записями о рождении и бракосочетании Александра Пушкина, рождении Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Николая Пирогова, Сергея Соловьева, Бориса Пастернака, смерти Николая Гоголя, а также нотной рукописью Дмитрия Шостаковича.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Буратино»
Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой
во второй младшей групп
«Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Составила воспитатель ДавыдоваТ.В.
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.
Образовательные задачи: познакомить с произведением Е. Чарушина «Про зайчат». Развивать познавательные интересы Учить детей понимать смысл произведения — домашнее животное кошка выкормила диких животных — зайчат. Закрепить знания детей о детенышах разных животных.
Развивающие задачи: развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать наблюдательность
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.
Методы и приемы:
Словесные (загадки, беседа, художественное слово, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснения);
Наглядные (рассматривание портрета Е. И. Чарушина и иллюстраций с изображением зайчат к рассказу «Про зайчат)
Игровые (физкультминутка, пальчиковая игра);
Материалы и оборудование:
Картина с изображением зайчат, картинки — кошка, заяц, портрет Е. И. Чарушина, книга слайдовая презентация к рассказу Е. И. Чарушина.
Индивидуальная работа: развивать внимательность у Вики, Антона; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Ксюшу, Женю.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина; Н. Сладкова, В. Бианки рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
Ход образовательной деятельности
Мы нашли зайчонка. Какой маленький милый зайчонок, как пушистый комочек. Посмотрите, какая у него шерстка, ушки, хвостик. (Торчат, хвостик поджат). Вам нравится этот зайчонок? Почему? (Маленький, хорошенький, на…….. похож). Зайчонок маленький, пушистый. А ещё можно сказать, что он похож на мохнатый, пушистый шарик.
Он в красивой корзинке. У него, наверное, есть хозяин. Может его ищет?
Надо написать объявление о нашем найденыше. Я буду писать, а вы подбирайте слова, по которым хозяин сразу узнает своего зайчонка. (Дети описывают, составляют объявление )
Слушайте, что у нас получилось. «Найден зайчонок. У него шерстка ….. цвета. Мягкие лапки с белами носочками. Розовый нос … .. глаза. Он очень красивый, пушистый, ласковый, забавный. Любит играть.»
. Некому о зайчонке позаботиться. Как вы думаете, как он себя сейчас чувствует? ( страшно без мамы) Страшно ему, бедняжке. Как вы думаете, что могло с ним случиться на улице? Зайку испугала стрекоза. У нее вот такие большущие глаза. Покажите, какие. Над ухом жужжала пчела. Покажите, как. А в траве ползали жуки рогатые. Какие покажите. Зайка каждый раз вздрагивал и говорил «Ой!» и делал лапками вот так.
Игра
Ах как жутко на лужайке
Бедненькому малениькому зайке
Кружится над зайкой стрекоза
И глядит глядит во все глаза
И пчела все уши прожужжала
У нее ужаснейшее жало
И жуки рогатые ползут
Ахнуть не успеешь загрызут
Бегают по зайчику мурашки
Ах как страшно зайчиу бедняжке
Молодцы, ребята, успокоили и развеселили зайку. Смотри, зайка, сколько у тебя теперь друзей много! Больше никого и ничего не бойся! Здесь тебя все любят и никогда не обидят!
Поиграли мы с зайчонком здорово, но что дальше с ним делать я совершенно не знаю. И мама его куда-то пропала, и хозяйка А маленькому зайчонку хочется есть. Как бы вы помогли ему? (Погладили, поласкали, дали морковку). Угощают, а он ничего не ест.
Очень маленький и есть сам не умеет.
Я слышала историю, которая случилась на самом деле, о том, как деревенские мальчишки нашли зайчат и затем принесли их домой. Совсем крошечными были эти зайчата, очень похожие на маленькие «мохнатые шарики». Они самостоятельно совершенно не умели есть, пить. Для них нашли кошку -кормилицу, чтобы с голоду не умерли бедняжки.. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин в своём рассказе, который называется — «Про зайчат».
Чтение рассказа Евгения Ивановича Чарушина- «Про зайчат».
— Какие были зайчата в этом рассказе? Как их описывает Евгений Чарушин?
(Зайчата были, как мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие.)
— Какие у зайчат были лапки?
(Лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.)
Как зайчата оказался у Никиты ?
Как они вел себя в доме?
Почему зайчата тыкались мордочками в сапоги и наскочили на томку?
Почему не стали пить молочко и есть травку?
Что же могло произойти, если бы не придумали как накормить зайчат ? — Как же спасли зайчат, кто им помог?
( Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей.)
— Почему только четвертая кошка согласилась покормить зайчат?
(Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.)
— А почему же зайчата убежали в лес?
Как вы думаете, хорошо или плохо, что зайчата убежали в лес?
Как вы думаете, с кем они там, встретились? Куда побежали?
Обобщение
Так, благодаря неравнодушным людям, а также выкормившей зайчат своим молоком кошке благополучно закончилась эта история.
Важно не оставаться равнодушным к беде других, а помогать им.
Если дети решат оставить себе зайчонка, спросить, будут ли петь ему песенки, говорить ласковые слова, станут ли кормить, лечить, играть, гулять? Давайте сделаем ему что- нибудь приятное (предложения детей) .