Рисунки на тему пушкин сказки

Урок литературы в 5 классе по теме сказка о мртвой царевне и о семи богатырях: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение
написанию домашнего сочинения.
Цели урока:
— создать условия для развития у
школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих
способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое
мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
— на материале сказки донести мысль писателя, что « в человеке главное – его
душа».

Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, проектор;
раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А. С. Пушкина.

Ход работы:

Организационный момент.

1)Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А. С. Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
2) Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Игра «Кто это? Что это?» с комментариями по тексту сказки.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи;
солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки,
содержащие данные предметы.

Сообщение темы и целей урока.
Работа над темой урока.
1)Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт,
спрос не грех).
Образы каких героев пришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота
Месяца?
Объясните выражение «молва трезвонить стала».
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?

2)Путешествие по «картинной галерее».
На экране проектора представлена презентация известных картин В. М. Васнецова
по мотивам народных сказок. Обращается внимание учащихся на картину художника
«Сказка о спящей царевне».

Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны,
косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь,
лисичка).
Какое настроение создаёт картина?

3)Теория литературы.
Учащиеся слушают сообщение учителя о законе «Трёх Р»: размер, ритм, рифма.
Работа с учебником (стр. 114 — 117). Запись в тетрадь:
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки.
В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются
ударные и безударные слоги.
— Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк. Строчки могут рифмоваться
парами, а могут – через одну. Бывают и более сложные «рисунки» рифмовки.
— Наблюдалась ли рифма в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина? Докажите.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?

4)«Творческая лаборатория».
Работа с карточками.

Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы.
Спишите текст стихотворными строчками.

Карточка № 1.

Жил маленький мальчик: был ростом он с пальчик, лицом был красавчик, как искры
– глазёнки, как пух – волосёнки. Он жил меж цветочков; в тени их листочков. В
жары отдыхал он и ночью там спал. (В.А. Жуковский. «Мальчик-с-пальчик»).

Карточка № 2.

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

5)Обучение написанию сочинения.

Беседа.
— Представьте, что перед вами тема сочинения «Какие известные тебе элементы
волшебной сказки использует в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкин? Что бы вы написали в своём сочинении? О каких
элементах идёт речь?
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка,
волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
— Какое вопросительное слово использовано в теме? Чтобы ответить на вопрос,
«потяните за ниточку, спрятанную в вопросе».

 Устное сочинение с опорой на образец.

Образец сочинения.

А.С.Пушкин в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
использует такие элементы сюжета волшебной сказки, как: __________ .
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке
А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках
используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________
богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам
же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и
_______ .

Рефлексия.
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?

-Понравился ли вам урок?

-Что показалось трудным, а с чем справиться было легко?

Домашнее задание.
1)Написать сочинение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» —
литературная сказка с «бродячим сюжетом».
2) Прочитать сказку А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
(с.120 — 148).

Тема. Руслан и Людмила А.С. Пушкин

Цель: дать понятие о специфике стихотворной
речи, ритме и рифме на материале вступления в

поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»;
совершенствовать навыки текстуального анализа по

посредством введения элементов сравнения
оригинала и перевода; развивать навыки выразительного

чтение стихотворных произведений: расстановку
пауз, логических ударений, соблюдение темпа и тембра

чтение; развивать память, внимание, умение
оценивать собственную выразительность чтения и чтения

товарищей.

Оборудование: рисунки учащихся к поступлению в
поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила», текст вступления

к поэме » Руслан и Людмила.

Тип урока: урок обобщения и контроля.

Течение урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, мотивация
учебной деятельности.

На предыдущем уроке мы окунулись в
удивительный мир народной сказки, который предстал перед нами

с точки зрения выдающегося русского поэта
Александра Сергеевича Пушкина. Дань любви и

уважения к народному творчеству наполняет
вступление в поэму «Руслан и Людмила». Следующая наша работа

будет уже связана с литературными сказками.
Первой среди них станет » сказка о мертвой царевне

и семерых богатырей » А. Пушкина.
Предлагаю поработать над произведением на языке оригинала, чтобы лучше

понять содержание сказки и насладиться
очарованием авторского языка. А чтобы Вы были готовы к

выполнение этой нелегкой задачи, ведь
«сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 

написана стихами, сегодня мы не только
проверим, как хорошо вы умеете читать наизусть стихи,

но и узнаем о некоторых тайнах перевода, о
том, чем стихотворный язык отличается от

прозаической, в чем заключается секрет ее
музыкальности. Попробуем овладеть важнейшими секретами

выразительного чтения стихотворных текстов.

Актуализация опорных знаний, проверка
домашнего задания.

— К какой поэме написано Пушкиным вступление
» Край Лукоморья дуб зеленый…»? Что

подтолкнуло поэта к его созданию?

— Что общего вы заметили между вступлением к
поэме Пушкина «Руслан и Людмила» и

народными сказками? Чем они отличаются?

— Герои каких народных сказок, известных вам,
названы Пушкиным во вступлении к поэме » Руслан и

Людмила»? Подтвердите цитатами из текста.

— Как вы думаете, чем стихотворная речь (или
поэзия) отличается от прозаической (или прозы)?

IV. Основная часть урока, выяснение
осо-особенностей стихотворного языка и секретов

выразительного чтения поэтических произведений

Работа над понятиями «рифма», «ритм», «темп»,
«логическое ударение»

Главным отличием стихотворной речи от
прозаической является ее музыкальность, песенность, которая возникает

благодаря рифме и ритму.

Рифма (от греческого rhythmos —
«размеренность», «плавность») — это повтор звуков, что

связывают окончание двух или более строк в
поэтическом произведении.

Прочитайте начало вступления в поэму Пушкина
«Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

— Какие строки созвучны? (Созвучные окончания
Первой и третьей строк (»зеленый» —

«ученый») и второго и четвертого («том» —
«кругом»). Такую созвучность и называют рифмой.)

Ритм — это упорядоченное чередование
безударных и ударных слогов в строке.

Для примера возьмем еще один фрагмент из
вступления в «Руслана и Людмилы» и проследим, как в

нем чередующиеся безударные и ударные слоги:

Изб’ушка т’ам на к’урьих н’ожках

Сто’итбез ‘окон, бъездверъей…

Существует определенная схема обозначения
чередования безударных и ударных слогов в поэзии.

Важно понять, что в разных стихах эта
равномерность будет разной: как отличается колыбельная

песня от бравурного марша, так отличаются и
поэтические произведения разных жанров. Каждый стих имеет

свой собственный ритм, в соответствии с
которым читатель добирает темп его прочтения.

Темп чтения стихов — это скорость, с которой
читаются стихи. Он зависит не только от рифмы и

ритма стиха, но и от его жанра и содержания.
Стихи о природе, любви полны лиризма,

утонченных чувств и ощущений. Поэтому такие
стихи читаются размеренно, даже замедленно. Это

касается и стихов, которые имеют
повествовательный характер, как вступление к поэме «Руслан и Людмила». Вирши

героические должны читаться
торжественно-возвышенно, в своеобразном маршевом темпе.

Выразительности чтению поэтических
произведений придает и логическое ударение-то есть прочтение

слова или фразы с особым возвышением тона.
Например, в строке » У лукоморья дуб

зеленый «логический ударение выделяет
слово «дуб». Оно должно быть произнесено с повышением голоса.

Это своеобразная постановка определенного
акцента на слове, которое имеет важное смысловое значение.

— Сравните рифмы оригинала и перевода
вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».

Насколько, по-вашему, переводчику М. Терещенко
удалось сохранить авторские рифмы? Наведите

пример из перевода, где, на ваш взгляд,
утратилась выразительность авторского текста.

Работа над памятником » Правила
выразительного чтения стихов наизусть»

1. Назовите имя автора и название
стихотворения.

2. Читайте наизусть текст стихотворения, четко
произнося слова и правильно воспроизводя смысл

(следите за дикцией).

3. Расставьте логические ударения в тексте.

4. Попробуйте передать мысли и чувства,
наполняющие текст. Помните, что своим чтением

вы показываете, насколько поняли произведение.

5. Помните про паузы, о высоту вашего голоса
при чтении, не спешите и не кричите.

6. Будьте искренними, в меру эмоциональными,
старайтесь раскрыть глубину мыслей и чувств автора и

его лирического героя.

7. Уместно используйте жесты и мимику.

8. Старайтесь при чтении воспроизвести
интонационный рисунок стихотворения.

9. Не забывайте о Риме и ритме стиха — они
делают поэзию музыкальной.

V. выразительное чтение наизусть вступления в
поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила»

VI. Сравнение оригинала и перевода

Учитель. Мы уже неоднократно отмечали важную и
ответственную работу переводчиков,

благодаря чему имеем возможность читать на
родном нам украинском языке произведения художников мировой

литературы. Попробуем стать на некоторое время
сами переводчиками.

Класс делится на три-четыре группы, каждая из
которых, пользуясь российско-украинским

словарем, попытается сделать собственный
буквальный перевод отрывка стихотворения и сравнить со строками

вступления к поэме «Руслан и
Людмила», написанного на языке оригинала, и их соответствиями

перевода М. Терещенко.

Вопросы к ученикам:

— Удалось ли переводчику сохранить содержание
оригинала? (Сравнение смыслового значения

слов.)

— Удалось ли переводчику сохранить ритм и
рифмы оригинала?

— Удалось ли переводчику передать настроение
оригинала?

— Как и почему изменилось ваше отношение к
переводу и переводчику после проведенной работы?

VII. Подведение итогов урока. Аргументация и
выставление оценок

Вывод. Переводчику М. Терещенко удалось
сохранить содержание оригинала, его ритм и рифмы,

передать соответствующее настроение, увлечение
автора народной сказкой.

Переводы имеют большое значение в приобщении
читателей разных стран к лучшим образцам

национальных литератур, вошедших в
сокровищницу мировой литературы. Но передать

стопроцентно точно авторский текст средствами
другого языка невозможно. Работа переводчика

кропотливая, ответственная и творческая. Он
должен хорошо знать не только язык, но и особенности того

произведения, которое переводит. Не мешало бы
знать несколько языков и нам, читателям, чтобы наслаждаться

общением с писателем через его произведения на
языке оригинала.

VIII. Домашнее задание

Прочитать «сказку о мертвой царевне и
семи богатырях» А. С. Пушкина, устно составить впечатление

о сочинении. По желанию нарисовать иллюстрации
к сказке Пушкина и прочитать немецкую народную

сказку » Белоснежка и семеро гномов».

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель: 
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                    
                                                                           Сказка
ложь, да в ней намек!

  
Добрым молодцам урок.

А.С.
Пушкин

I Слово
учителя.

Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина

— Чтение учеником
наизусть «Пролога»

Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

— Какие народные 
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь
с царицею простился,

В
путь дорогу снарядился

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 — Есть ли в «Сказке»
зачин?

— О каких событиях
узнаем в начале?

— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)

б) Сбор
материала о мачехе.

— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)

— С кем была
приветлива?

— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор
материала о царевне.

— Можно ли  их
сравнить?

— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)

— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?

— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?

— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?

III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского
происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ
учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

1.      Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.      Отношение
к ней других персонажей сказки:

а)
Чернавки;

б) пса
Соколки;

в) семи
богатырей;

г)
королевича Елисея.

3.      Поведение
царевны:

а) в
тереме богатырей;

б) по
отношению к окружающим ее людям.

4.      Отношение
автора к героине.

V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные
слова

путь-дорога

месяц
ясный

правду
молвить

ждет-пождет

дева
красная

издалече

красавица-девица

красно
солнце

тяжелешенько

нет как
нет

молодцы
честные

белешенька

черная
зависть

спознали

люди
добрые

воротился

яблочко
наливное

сыскался

злая
мачеха

снарядился

величать
(звать)

перемолвилась

тужит

VIII Подведение
итогов урока

а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)

 
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске

— Сказки
Пушкина похожи на……….

— Они
полны………..

— Сказки
Пушкина учат нас………..

В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).

г)
Выставление оценок.

Вывод:  Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

  • Рисунки на тему бурятских сказок
  • Рисунки к сказке храбрый заяц
  • Рисунки к сказке щелкунчик
  • Рисунки колобка из сказки для детей
  • Рисунки к сказке у страха глаза велики 2 класс карандашом