Рисунки карандашом к сказке черная курица или подземные жители

Главный научный сотрудник воронежского областного литературного музея имени и.с. никитина дворядкина ольга викторовна,старший научный сотрудник воронежского областного литературного музея имени

Главный научный сотрудник Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина Дворядкина Ольга Викторовна,

старший научный сотрудник Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина Якович Маргарита Юрьевна

    Выставка представляет картины русских художников-графиков второй половины XX века, работавших в жанре книжной иллюстрации.

    Книжная иллюстрация уникальна по своей природе. В ней соединены изобразительное искусство и литература. Рисунок продолжает и дополняет текст, иногда объясняет его, обращает внимание читателя на облик героев, на происходящее действие, погружает в другую эпоху.

Раздел «Детская книга. Сказки»

Иллюстрация украшает книгу, особенно если эта книга – детская. В изданиях  для детей иллюстратор равноправный соавтор книги, а зачастую и главный автор. Ещё не умея читать, ребенок листает книгу, рассматривает картинки, которые с детства отпечатываются в памяти и остаются в ней навсегда. Особенно красочно оформлялись издания русских народных сказок. Над их иллюстрированием работали такие замечательные русские художники, как Виктор Васнецов, Иван Билибин, Татьяна Маврина. Каждый из них создал свою неповторимую сказочную серию.

Русские народные сказки – самое лучшее пространство для художника-иллюстратора. В них больше всего возможностей проявить себя, больше поля для эксперимента. На выставке представлены иллюстрации к сказкам художника-графика Татьяны Добровинской.

Уникальный стиль художницы, особенная экспрессивная пластика, превращает ее работы в своеобразные арт-объекты. В ее иллюстрациях отражены знакомые каждому с детства сказочные образы: Калинов мост, перекинутый через реку Смородину, многоголовый Змей Горыныч, выезжающий на битву с Иваном-царевичем, избушка Бабы-Яги, яблонька, прячущая девочку от гусей-лебедей, медведь, любящий играть в прятки, мышка с колокольчиком. 

Картины художницы находятся в частных собраниях России, Швейцарии, Австрии, Германии, Испании, Нидерландов и США.

Если собиратель русских народных сказок Александр Николаевич  Афанасьев очень бережно относился к тексту оригиналов, стараясь сохранять стиль, язык, даже своеобразную неправильную орфографию (т.к. считал, что она передает особенный говор той или иной губернии), то Петр Павлович Ершов, записав народную сказку о Коньке-Горбунке, существенно переработал (в частности, перевел в стихотворную форму) и дополнил её. Своеобразный слог, народный юмор, удачные образы сделали эту сказку широко известной и любимой в народе. «Конёк-горбунок» был переведён на 27 языков и неоднократно переиздавался. На выставке представлена иллюстрация к сказке художника Игоря Ершова, ученика Ивана Билибина, созданная в 1962 году. Цветная литография, выполнена на плотной бумаге и обрамлена широкими внешними полями по периметру. Изображение двухчастное: вверху изображены Луна и скачущий по небу Конек-горбунок, внизу — корабли, кит на море. Игорь Ершов создавал иллюстрации и другим русским сказкам, таким как «Летучий корабль», «Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «Емеля», «Теремок». Художник работал в технике литографии, линогравюры, шелкографии, акварели, занимался живописью. Произведения И.И. Ершова находятся в собраниях многих музеев: в Государственном Русском музее, Музее истории города Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Всероссийском музее А. С. Пушкина, Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.

В жанре литературной сказки создано первое авторское произведение литературы для детей на русском языке – «Черная курица, или подземные жители». Автор сказки Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) написал ее для своего маленького племянника – будущего писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Сказка рассказывает о том, как калечат душу неблагодарность, заносчивость, незаслуженный успех, но она и о том, что спасенная от ножа кухарки черная курица может обернуться министром милого маленького народа. Исследователи отмечали «романтическое двоемирие» сказки, повествование которой распределяется по двум основным линиям – волшебной и реалистической.

В иллюстрации к сказке художнице Нике Гольц замечательно удалось передать сочетание реального, будничного мира и волшебного – на фоне зимнего, сурового, серого Петербурга изображены яркие образы сражающихся синего и оранжевого рыцарей, созданных воображением главного героя сказки, мальчика Алеши. Иллюстрации художницы получили высокую оценку – в 2006 году она была награждена Дипломом Андерсена Международного Совета по детской книге.

Раздел «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве»

Сказочные и фольклорные мотивы можно найти и в драгоценном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», посвященном неудачному походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 году. Едва мы начинаем читать первые строки «Слова», как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир этой книги. За 200 лет с момента находки «Слова» его десятки раз перелагали стихами и художественной прозой. Его переводы создавали Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий и многие другие. «Слово» иллюстрировали известные художники: Васнецов, Перов, Фаворский. И действительно, красочный язык этого произведения, его богатый образный строй дают огромный простор для творческой фантазии художника-иллюстратора. Художественные образы «Слова» оживают перед нами в иллюстрациях Георгия Якутовича. В его офортах отражены важные события повествования – солнечное затмение, дурной знак, которым пренебрег князь Игорь, все же выступивший в поход. Диск черного солнца довлеет над полем битвы, где погибли русские воины. На другом офорте – жена Игоря, Ярославна оплакивает павших воинов и своего мужа, попавшего в плен, обращается к силам природы с призывом спасти Игоря. Справа на офорте – диск утреннего солнца над землей в облачной дымке – представляет яркий контраст с картиной, на которой изображено черное солнце.  Иллюстрации вошли в книгу «Слово о полку Игореве», изданную в 1977 году в Киеве и переизданную в 1982 и 1985 годах. Эти иллюстрации снискали Г. Якутовичу славу художника-мыслителя.

Раздел «Русская сатирическая проза XIX век»

В разделе «Русская сатирическая проза XIX века» представлены иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» была написана в 1833 – 1835 годах и опубликована в 1842 году. Персонажи гоголевской комедии запечатлены в черно-белых литографиях Галины Волхонской. Герои комедии (невеста Агафья Тихоновна, сваха, женихи Подколёсин, Яичница, Анучкин) в иллюстрациях художницы драматизированы, экспрессивны, даже  немного театральны. Сюжеты иллюстраций максимально приближены к тексту, облик персонажей выписан очень тщательно, продуман – от деталей одежды до манеры поведения, переживания их, благодаря мастерству художницы, легко угадываются. Вот Агафья Тихоновна склонилась к замочной скважине и с любопытством всматривается в только что пришедшего жениха, её тётя и сваха снисходительно и незлобно посмеиваются над ней.

На другой литогравюре («Не с папенькой ли имею честь поздороваться?») один из женихов Никанор Иванович Анучкин, сняв цилиндр,  почтительно склоняется перед другим женихом Иваном Павловичем Яичницей, приняв его за отца невесты.

В иллюстрации «Гадание невесты» Агафья Тихоновна терзается, кого же из женихов ей выбрать. Все вроде бы недурны и хороши, но у каждого есть и недостатки. В результате она пытается кинуть жребий и положиться в выборе супруга на судьбу.

Галина Волхонская долгое время работала в издательстве «Детская литература», проиллюстрировала более 40 книг по русской классике, среди них: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Лесков.

М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в историю литературы как мастер гротеска, смелый экспериментатор с жанровыми формами. Гротеск характерен и для иллюстраций художников Евгения Сидоркина и Валерия Бухарева, выполненных к сатирической хронике писателя «История одного города». Прием гиперболы, который Салтыков-Щедрин часто применял в своих текстах, присутствует и в этих иллюстрациях. Причудливые, фантастические, подчас жутковатые образы заполняют пространство картин, дополняя гротескный, фантасмагорический мир Салтыкова-Щедрина.

Раздел «Русская сатирическая проза XIX век»

К творчеству М.А. Булгакова обращались многие художники-иллюстраторы. В своих произведениях писатель показывает жизнь героев в трагически переломные моменты, когда мир, кажется, стоит на грани катастрофы, а человек оказывается перед лицом хаоса. Для художественной манеры Булгакова характерно единство бытового и фантастического, сочетание злободневной сатиры с универсально-философской проблематикой. Наиболее отчетливы эти черты в его крупнейшей книге – романе «Мастер и Маргарита», принесший писателю мировую славу. Михаил Афанасьевич начал писать его в мае 1929 года, а закончил в 1940-м году. «Мастер и Маргарита» – уникальное произведение с жанровой точки зрения. По сути, в состав его входят два романа – роман Мастера о Понтии Пилате, а точнее об одном дне из жизни римского прокуратора, встреча которого с Иешуа Га-Ноцри перевернула его душу, и роман о судьбе Мастера, гениального писателя одиночки в жестоком мире. Проблема «художник и власть» имела большое значение и в судьбе самого Булгакова.

Среда мещан-обывателей, функционеров от литературы, оттолкнувших Мастера, изображенная на страницах романа, создана в русле русской классической сатирической литературы. Гоголевские интонации различимы и в булгаковской фантастике, и там, где писатель придерживается строгой реалистической манеры. Двойственность повествования, сочетание реальности и фантасмагории отличает и иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», выполненные Вячеславом Бегиджановым в 1978 году, через 12 лет после первой публикации романа в журнале «Москва». Гравюры, созданные более 40 лет назад, и сейчас смотрятся очень современно.

Как некоторые книги со сложным текстом требуют внимательного, углубленного и неоднократного чтения, так и эти сложно-составленные картины со множеством мелких деталей, как бы перетекающих друг в друга, требуют подробного и долгого рассматривания, чтобы расшифровать аллегории художника.

Гравюры Вячеслава Бегиджанова входят в собрания крупнейших музеев страны — Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея и Литературного музея Пушкинского Дома.

Яркое явление сатиры 1920-х – 1930-х годов – дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», продолжающая традицию классиков – Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Вышедший в 1928 году роман «Двенадцать стульев» был восторженно встречен читателями. Тривиальная на первый взгляд история охоты за драгоценностями мадам Петуховой обернулась под пером талантливых сатириков блестящей панорамой жизни страны 1920-х годов. Узнаваемые, яркие, запоминающиеся образы обаятельного мошенника Остапа Бендера, бывшего предводителя дворянства, а ныне советского служащего Кисы Воробьянинова, мещанки «Эллочки-людоедки» со словарным запасом «дикаря из племени Мумбо-Юмбо» запечатлены в цветных линогравюрах заслуженного художника РСФСР Юрия Могилевского. Работы Ю.Б. Могилевского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музее В. В. Маяковского.

Работа над иллюстрациями поэтических произведений требует от художника богатого образного мышления – ведь в стихотворениях не всегда присутствует четкий и стройный сюжет. Очень важно владеть искусством передачи эмоций, ритма, настроения стихотворения.

На выставке представлены работы графика-иллюстратора, народного художника СССР Виталия Горяева из серии «Пушкин». Суховато-изящный, беглый штрих этих иллюстраций живо напоминает наброски самого поэта на полях его черновиков. В серии представлены как изображения самого Пушкина в разные годы его жизни, так и иллюстрации к стихотворениям поэта «Пророк» и «Анчар», пьесе «Каменный гость». Двухтомник Пушкина «Стихотворения и повести» с рисунками Горяева вышел в свет 1974 году.

В первой витрине выставлены иллюстрации художника-графика Юрия Сковородникова к изданию миниатюрного поэтического сборника К.Н. Батюшкова «Опыты в стихах», вышедшего в издательстве «Книга» в 1987 году. В историю русской литературы Батюшков вошел прежде всего как ведущий представитель так называемой «лёгкой поэзии» – направления, воспевающего радости земной жизни, дружбу, любовь и внутреннюю свободу. В иллюстрациях художника причудливо переплетены образы, встречающиеся в лирике поэта – письма, книги, рыцарские доспехи и копьё, гусарский кивер, женский портрет в изящной рамке, арфа. В иллюстрациях присутствует легкость, воздушность, свет, что было характерно и для поэзии Батюшкова.

Во второй витрине расположены иллюстрации художника Фёдора Домогацкого, внука выдающегося русского скульптора Владимира Николаевича Домогацкого. Отец художника Владимир Владимирович считается лучшим иллюстратором произведений И.С. Тургенева. Федора Домогацкого называют ярким представителем утончённой, изысканной графики. В полной мере эту слова относятся и к его иллюстрациям к изданию «Стихотворения» А.А. Фета, вышедшему в 1979 году в Москве. Афанасия Фета считают одним из самых ярких представителей «чистого искусства» в русской поэзии. Поэт признавался: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, кроме красоты». Красоту же он видел в природе, любви, в музыке и живописи, которые стали главными темами его поэзии. Стихи Фета о природе необыкновенно разнообразны и могут быть названы «лирикой настроений». Это особенное настроение удалось передать в своих иллюстрациях художнику.

Эпидемиологическая ситуация в Саратове остается напряженной. Культурные учреждения по-прежнему работают в условиях строгих ограничений.

ИА «Регион 64» подготовило афишу мероприятий на 26-28 ноября, которые жители старше 18 лет могут посетить при наличии QR-кода, свидетельствующего о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.

Тем, кому прививка от COVID-19 противопоказана, необходимо иметь справку о наличии медотвода, выданную врачебной комиссией лечебной организации, где наблюдается пациент.

Концерты

26 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «Вперед! К зиме! По ноябрю!».

26 ноября в 18:30 — консерватория имени Собинова — вечер камерной музыки «Памяти великого художника…». Стоимость билета от 150 рублей.

26 ноября в 18:30 — филармония имени Шнитке — концерт «Теория струн». В программе мировые хиты и собственные сочинения Вахтанга Торели. Стоимость билета от 400 до 800 рублей.

27 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «В союзе звуков, чувств и дум».

27 ноября в 17:00 — консерватория имени Собинова — концерт памяти основателей кафедры народных инструментов Саратовской консерватории Валерия Ломако и Бориса Скворцова. Стоимость билета от 250 рублей.

28 ноября в 17:00 — филармония имени Шнитке — концерт к 140-летию со дня рождения Николая Мясковского. Стоимость билета от 300 рублей.

Спектакли и представления

27 ноября в 11:00 — филармония имени Шнитке — детский кукольный спектакль «Светофория». Стоимость билета 250 рублей.

28 ноября в 12:00 — филармония имени Шнитке — спектакль для родителей с детьми «Волк, Коза и Козлята». Стоимость билета от 250 рублей.

Театр драмы имени Слонова:
— «Деньги как дождь» (26 ноября в 18:30, большая сцена);
— «Снежная королева» (27 ноября в 11:00, малая сцена);
— «Отверженные» (27 ноября в 17:00 и 28 ноября в 15:00, малая сцена);
— «Частная жизнь» (27 ноября в 17:00, большая сцена);
— «Мафия и нежные чувства» (28 ноября в 17:00, большая сцена).

Театр оперы и балета (новая сцена):
— опера в 2 действиях «Волшебная флейта» (26 ноября в 18:30);
— балет в 2 действиях «Щелкунчик» (27 ноября в 17:00);
— оперетта в 2 действиях «Баядера» (28 ноября в 17:00).

ТЮЗ им. Киселева:
— «Горка» (26 ноября в 18:00, малая сцена);
— «Черная курица, или Подземные жители» (27 ноября в 11:00, большая сцена);
— «Алиса в Стране чудес» (27 ноября в 11:00 и 14:00, камерная сцена);
— «Метод Грёнхольма» (27 ноября в 18:00, малая сцена);
— «За зимою снова лето» (28 ноября в 11:00 и 14:00, историческая сцена);
— «Маленькая Баба-Яга» (28 ноября в 11:00, большая сцена);
— «Оруженосец Кашка» (28 ноября в 18:00, большая сцена).

Театральная мастерская «Грани»:
— «Теллурия» (27 ноября в 18:00).

Театр «Версия»:
— «Хочу быть волком» (26 ноября в 18:00);
— «Четвертый стул» (27 ноября в 18:00);
— «Золотой цыпленок» (28 ноября в 11:00).

Театр магии и фокусов «Самокат»:
— иллюзионное представление «Праздник фокусов» (27 ноября в 11:00);
— иллюзионное представление «Ахалай-махалай» (27 ноября в 13:00);
— иллюзионное представление «Удиви меня» (27 и 28 ноября в 16:00);
— иллюзионное представление «Фокус-покус Тру-ля-ля» (28 ноября в 11:00);
— иллюзионное представление «Карнавал чудес» (28 ноября в 13:00).

Театр кукол «Теремок»:
— «Черный снег» (26 ноября в 18:00);
— «Клочки по закоулочкам» (27 ноября в 11:00);
— «Теремок» (28 ноября в 11:00 и 14:00).

Саратовский областной театр оперетты:
— мюзикл в 2 действиях «Вечера на хуторе близ Диканьки» (26 ноября в 18:00);
— мюзикл в 2 действиях «Собака на сене» (27 ноября в 17:00);
— мюзикл в 2 действиях «Бременские музыканты» (28 ноября в 11:00).


Выставки

Радищевский музей:
— «Шедевры коллекции Радищевского музея»;
— «Мелодия тишины»;
— «Огонь, пылающий в сосуде»;
— «Достоевский город» (иллюстрации к произведениям Достоевского).

Саратовский областной музей краеведения:
— «Живые драконы»;
— «Драгоценный мир живой природы»;
— «Дорога в космос»;
— «Война и Победа. Взгляд художника-фронтовика»;
— выставочный проект Саратовской епархии;
— «Театр и остальная жизнь»;
— «Птица года»;
— «Помнить. Нельзя забыть».

Историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»

Постоянные экспозиции:
— «Трагедия и подвиг. Век XX»;
— «Трудовая слава Саратовской области»;
— «Поезд милосердия».

Выставки:

— «Судьба истребителя»;
— «В тылу и на фронте всегда начеку!»;
— «Триумф саратовского спорта»;
— «Предупреждение. Спасение. Помощь».

Новые выставки:
— «Вся жизнь — служение науке»;
— «Генералы: судьба и долг»;
— «Унылая пора! Очей очарование!»;
— «СОБР — спецназ действий»;
— «Мы память бережно храним»;
— «Птицы в синей вышине»;
— «На службе Родины»;
— «Артиллеристы, зовет Отчизна нас!»;
— «В металле память сохраняем».

Музей-усадьба Чернышевского:
— «Озарена тобою жизнь моя»;
— «Отечества достойный сын»;
— «Волжская симфония»;
— «Рассказывают книжные знаки…».

Музей-усадьба Борисова-Мусатова:
— «Связующие нити» (персональная выставка Елены Палехиной).

Энгельсская картинная галерея:
— «Шедевры русской живописи XX века»;
— «Павел Кузнецов. Возвращение»;
— «Московские дворики» (гравюры Ивана Павлова из книжного фонда Радищевского музея);
— Юрий Машков. Живопись из собрания Радищевского музея;
— «Путешествуя с этюдником. Юбилейная выставка Ирины Швечихиной»;
— персональная выставка Анастасии Дорошенко «Bel canto». Живопись, графика;
— «Волшебный калейдоскоп Николая Глинского. Сказка, миф, история» (театральные эскизы и декоративные композиции);
— «Время учиться и время творить» (выставка-конкурс детского рисунка);
— «Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко».

Примерный список литературы для чтения в 5 классе (для закончивших 4 класс)

И. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Сказы П. П. Бажова. «Малахитовая шкатулка».

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место».

Н. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».

И. С. Тургенев. «Муму».

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. «Хирургия».

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература

·        А. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»

·        Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

·        И. Тургенев «Бежин луг»

·        А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.

·        А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы

·        М. Пришвин « Кладовая солнца»

·        А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

·        В. Распутин « Уроки французского»

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

·        С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»

·        А. Алексин «Звоните и приезжайте»

·        В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»

·        В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»

·        М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

·        В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

·        О. Генри «Вождь краснокожих»

·        В. Драгунский «Денискины рассказы».

Люди и звери

·        Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

·        Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»

·        Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Приключения и фантастика

·        В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»

·        А. Дюма «Три мушкетёра»

·        М. Рид «Всадник без головы»

·        Ж. Верн «Таинственный остров»

·        Ф. Куприн «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой» 

·        Г. Уэллс «Человек-невидимка»

·        К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

·        И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»

·        Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

·        Д. Дефо «Робинзон Крузо»

·        А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

·        Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

·        Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сказки

·        Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

·        А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»

·        В. Гауф «Карлик-нос»

·        Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Русская и зарубежная классика

·        Л. Толстой «Хаджи-Мурат»

·        Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»

·        И. Тургенев «Хорь и Калиныч»

·        Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

·        М. Зощенко Рассказы для детей

·        Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

·        М. Твен «Принц и Нищий»

Примерный список литературы для летнего чтения в 7 классе (с 6 на 7 класс)

Обязательная литература

·         М. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), « Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840), «Родина» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841)

·         М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

·         А. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»

·         Н. Гоголь Сборник повестей «Миргород»

·         А. Пушкин «Полтава», «Анчар»

·         Н. Некрасов «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»

·         И. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

·         М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

·         А. Чехов Рассказы

·         Л. Толстой «Детство», «Отрочество»

·         Ф. Достоевский «Мальчики»

·         М. Горький «Детство»

·         В. Гаршин «Сигнал»

·         Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

·         В. Катаев «На даче»

·         Б. Екимов «Ночь исцеления»

·         А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

·         М. Шолохов «Судьба человека»

·         М. Булгаков «Стальное горло»

·         М. Пришвин «Голубая стрекоза»

·         К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

·         Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко»

Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

·        «Слово о полку Игореве»

·        А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)

·        Ф. Петрарка Сонеты.

·        Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)

·        У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.

·        М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)

·        Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

·        Н. Карамзин «Бедная Лиза»

·        Д. Фонвизин «Недоросль»

·        М. Лермонтов «Мцыри», лирика

·        А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

·        Н. Гоголь «Ревизор»

·        И. Тургенев «Ася»

·        М. Горький «Челкаш»

·        А. Твардовский «Василий Тёркин»

·        В. Шукшин Рассказы

·        Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

·        А. Пушкин «Полтава»

·        А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы

·        М. Зощенко. Рассказы

·        М. Алданов «Чертов мост» (главы)

·        Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»

·        Л. Леонов «Золотая карета»

·        А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»

·        И. Тургенев «Первая любовь»

·        Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

·        Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»

·        А. Грин «Бегущая по волнам»

·        Д. Хармс «Старуха»

Зарубежная классика

·        Ч. Диккенс «Оливер Твист»

·        Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»

·        Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»

·        К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»

·        М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

·        У. Голдинг «Повелитель мух»

·        Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»

·        Т. Томас «Целитель»

·        Р. Шекли «Ордер на убийство»

·        Ф. Браун «Арена»

·        Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

·        Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

·        Лопе де Вега «Собака на сене»

Приключения и фантастика

·        А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»

·        А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»

·        Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»

·        Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»

·        Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,

·        Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»

·        К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»

·        Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»

·        С. Лем «Магелланово облако»

Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того, чтобы легко вспомнить прочитанное, полезно будет вести читательский дневник.

Список литературы для 9 класса (из 8 в 9 класс)

1.Д.Фонвизин «Недоросль»

2.К.Рылеев «Смерть Ермака»

3.А.Пушкин «Капитанская дочка»,

4.М.Лермонтов «Мцыри»

5.Н.Гоголь «Ревизор», « Шинель»

6. И.Тургенев рассказ « Певцы»

7.М. Салтыков- Щедрин «История одного города»

8. Н.Лесков, рассказ «Старый гений»,

9.Л.Толстой .рассказ «После бала»,

10. А.Чехов, рассказы «Человек в футляре», « О любви»

11.А.Куприн ,рассказ « Куст сирени»

12. И.Бунин ,рассказ «Кавказ»

13.С. Есенин ,поэма«Пугачев»

14.И. Шмелев ,рассказ «Как я стал писателем»

15.Тэффи ,рассказ «Жизнь и воротник» и др.

16 М.Зощенко ,рассказ«История болезни» и др.

17.А.Твардовский «Василий Теркин»

18.В.Астафьев ,рассказ«Фотография, на которой меня нет»

19.У.Шекспир, «Ромео и Джульетта»

20 Ж.Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»

21.В. Скотт «Айвенго»

Список литературы для 10 класса (из 9 в 10 класс)

Список обязательной литературы

1.     А.С. Пушкин. Лирика

2.     М.Ю. Лермонтов. Лирика

3.     Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» («Нос», «Невский проспект», «Шинель»)

4.     А.Н. Островский. Драма «Гроза», пьеса «Бесприданница»

5.     Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»

6.     И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

7.     И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», сборник рассказов «Записки охотника»

8.     Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Лирика

9.     Ф.И. Тютчев. Лирика

10. А. А. Фет. Лирика

11. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы», «История одного города»

12. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

13. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы»

14. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»

15. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад», рассказ «Ионыч», рассказ «Палата №6», рассказ «Человек в футляре», рассказ «Крыжовник», рассказ «О любви»

Список литературы для внеклассного чтения

1.     А.Н. Островский. «Снегурочка», «Свои люди — сочтемся», «За чем пойдешь, то и найдешь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место».

2.     И.А. Гончаров. «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат Паллада»

3.     И.С. Тургенев. «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым», «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася»

4.     Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы»

5.     Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»

6.     Н.А. Некрасов. «Коробейники»

7.     М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина», сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Коняга», «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Орел-меценат»

8.     Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы»

9.     Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Утро помещика», «Казаки», «Набег», «Люцерн», «Хаджи-Мурат»

10. А.П. Чехов. «Три сестры», «Экзамен на чин», «Толстый и тонкий», «Устрицы», «Чайка»

Список книг для летнего чтения 11 класс (из 10 в 11 класс)

И.А.Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Серебряный век русской поэзии: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Н. Гумилев, А.А.Ахматова, И.Северянин, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.Цветаева
А.М.Горький «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне»
А.Фадеев «Разгром»
А.Платонов «Котлован» (2 часть)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
К.Воробьев «Это мы, господи!»
А.Т.Твардовский «По праву памяти»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
М.Шукшин рассказы
В.П.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»
В. Набоков «Круг»

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе:

Проза конца 19-нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
Аверченко А. Рассказы (2-3)
Зощенко М. Рассказы (2-3)
Поэзия «серебряного» века
Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
Литература 20-х годов
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
Есенин С. Стихотворения разных лет
Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
Литература 30-40-х годов
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы (2-3)
Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
Литература 50-80 годов
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. Обзор творчества.
Распутин В. «Прощание с Матерой»
«Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
Литература русского зарубежья:
Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
Современная литература
Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители» Жанр: авторская волшебная сказочная повестьГлавные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки «Черная курица»

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки «Черная курица» Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человекаЧему учит сказка «Черная курица» В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.Отзыв на сказку «Черная курица» Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.Пословицы к сказке «Черная курица» Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица» Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед. Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку. Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка. Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король. Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»

Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.

Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.

Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.

После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.

Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».

Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.

Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой. Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.

Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем. Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.

Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?

Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.

Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

0-f90279794af5607726a87a2b68faec48a027e0526155b67e63716339fcb10f2f.png

Воронцов Григорий

Главная мысль сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»: нужно уметь быть благодарным за добро и не желать, чтобы всё давалось в руки без труда. Герой, Алёша, хороший и добрый мальчик. Однако, получив за спасение курицы Чернушки, оказавшейся министром в подземном царстве, способность знать заданные уроки ничего не уча, он быстро меняется — становится ленивым, заносчивым и высокомерным. Заканчивается тем, что и своего друга Чернушку Алёша предаёт, испугавшись наказания. Так невинное на первый взгляд тщеславие мальчика тянет за собой серьёзные проступки.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli/
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-osnovnaya-misl-skazki-chyornaya-kuritsa

  • Рисунки к сказке спящая красавица 5 класс
  • Рисунки к сказке стрекоза и муравей
  • Рисунки к сказке сова
  • Рисунки к сказке спящая царевна 5 класс карандашом
  • Рисунки к сказке серебряное копытце для детей