Рисунки к сказке жуковского спящая царевна попроще для 5 класса

Жуковский в. сказка спящая царевна жанр: литературная волшебная сказка в стихах смотри также краткое содержание сказок: перро ш. спящая красавица


Жуковский В. сказка «Спящая царевна»

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Смотри также краткое содержание сказок:
Перро Ш. «Спящая красавица»
Жуковский В. «Мальчик с пальчик»

Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

  1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
  2. Царица-мать. Добрая и любящая.
  3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
  4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
  5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
  6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

План пересказа сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Встреча с раком
  3. Предсказание
  4. Рождение дочери
  5. Пир и молодые чародейки
  6. Одиннадцать блюд
  7. Зловещее пророчество
  8. Исправленное пророчество
  9. Указ о высылке прях
  10. Любопытная царевна
  11. Старуха с веретеном
  12. Сон в замке
  13. Страшный бор
  14. Любопытный царевич
  15. Разбуженная принцесса
  16. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
  2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
  3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
  4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
  5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
  6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

Главная мысль сказки «Спящая царевна»
Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.

Чему учит сказка «Спящая царевна»
Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»
Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Всему свое время.
Чему быть, того не миновать.
Берегись бед, пока их нет.
Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна»
Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было.
И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка.
И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек.
Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило.
И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива.
Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился.
И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон.
Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит.
Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну.
Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал.
Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

Рисунки к сказке жуковского спящая царевна попроще для 5 класса

Рисунки к сказке жуковского спящая царевна попроще для 5 класса

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать принцессу Аврору из мф «Спящую красавицу » карандашом поэтапно, выпущенной студией Дисней. В данной истории присутствуют феи, принц.

Рисуем окружность и направляющие, затем форму лица. Где находится глаз будет изгиб, выделяется область брови и щека. Рисуем нос, потом форму глаз.

kak narisovat auroruspyschuu krasavicu1

Нажмите, чтоб увеличить

Рисуем ресницы, глаза, брови, губы. Т.к. лицо развернута на 3/4, то с одной стороны губа полноценная, а с другой — намного меньше, также и с нижней губой, посмотрите на картинку. Потом нарисуйте челку, волосы и шею.

kak narisovat auroruspyschuu krasavicu2

Нажмите, чтоб увеличить

kak narisovat auroruspyschuu krasavicu3

Нажмите, чтоб увеличить

Нарисуйте вторую руку, которая чуть видна, воротник на платье, ожерелье на шее, линию пожива платья, где отделяет верх от юбки и уже другие швы. Затем мы рисуем волосы у Спящей красавицы.

kak narisovat auroruspyschuu krasavicu4

Рисунок принцессы Авроры — Спящей красавицы нарисован. Также можно немного нанести теней для большей реалистичности рисунка.

kak narisovat auroruspyschuu krasavicu5

Самые маленькие читатели ДейФан’а (а точнее их мамы) просили показать как рисовать Спящую Красавицу поэтапно. Для урока я выбрал картинку, которую прислала Алёна Копылова. Вот: Спящая красавица – сказка, сочиненная неизвестно кем, переходившая из рук в руки, которую переписывали два миллиона сто тысяч сорок восемь раз. Британские ученые утверждают, якобы первым опубликовал ее Шарль Перро еще в 1697 году. Позже сказку переделали братья Гримм, потом сам , а потом еще over9000 раз над ней поиздевались гуру современной мультипликации и кинематографа.

Лично мне больше всех нравится работа старика Диснея. Все его работы сделаны с душой, и эта не исключение, хоть и очень похожа на сказку о Белоснежке и . Но раз уж пообещал сделать по картинке выше, то ладно, вот:

Как нарисовать Спящую красавицу карандашом поэтапно

Шаг первый. Наметим на бумаге место расположения тела девушки. Это не совсем правильно с точки зрения изобразительного искусства, но все же очень легкий способ изобразить ее.
%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A1%D0%BF%D1%8F%D1%89%D1%83%D1%8E %D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC 1

Шаг второй. Набросаем эскиз тела, покажем уровень глаз, носа и губ. Сделаем набросок волос – это самая тяжелая часть работы, и она уже позади.
%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A1%D0%BF%D1%8F%D1%89%D1%83%D1%8E %D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE 2 Шаг третий. Начнем прорисовку. Можно сверху внизу, можно снизу вверх, кому как удобно. Мне кажется лучше начинать с волос.
%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A1%D0%BF%D1%8F%D1%89%D1%83%D1%8E %D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE 3 Шаг четвертый. Добавим штриховки, поправим контуры. Можно еще раскрасить:
%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A1%D0%BF%D1%8F%D1%89%D1%83%D1%8E %D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%BC %D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE 4 Пишите свои комментарии и замечания, а еще пробуйте изобразить других героев сказок.

ил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь». —

«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…»
Но уж рак уполз в ручей,
Не слыхав ее речей.
Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать
Гостьи, званные царем;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За прием благодаря,
Стали дочь его дарить:
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черед
И последняя идет;
Но еще она сказать
Не успела слова — глядь!
А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз;
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
Скрылась гостья. Царь грустит;
Он не ест, не пьет, не спит:
Как от смерти дочь спасти?
И, беду чтоб отвести,
Он дает такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лен,
Прясть, сучить, чтоб веретен
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Царь, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядет
И за пряжею поет:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа —
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
Вот уж полный век протек;
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно;
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Много было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить;
Даже бились об заклад
И ходили — но назад
Не пришел никто. С тех пор
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.
Время ж все текло, текло;
Вот и триста лет прошло.
Что ж случилося? В один
День весенний царский сын,
Забавляясь ловлей, там
По долинам, по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал;
И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, темен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор:
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной!»
Покачавши головой,
Все старик тут рассказал,
Что от дедов он слыхал
О чудесном боре том:
Как богатый царский дом
В нем давным-давно стоит,
Как царевна в доме спит,
Как ее чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждет,
Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,
Как пыталася дойти
До царевны молодежь,
Как со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадал
В лес, да там и погибал.
Был детина удалой
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
Едет гладким он путем
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец,
Зданье — чудо старины;
Ворота отворены;
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;
Тот стоит, раскрывши рот,
Сном пресекся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь;
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный
овладел
Прежде сна простого
им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Изумлен и поражен
Царский сын. Проходит он
Между сонными к дворцу;
Приближается к крыльцу;
По широким ступеням
Хочет вверх идти; но там
На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.
Весь дворец обходит он;
Пышно все, но всюду сон,
Гробовая тишина.
Вдруг глядит: отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Он взошел. И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален,
Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна?
Вот, чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом:
Царь, царица, царский дом;
Снова говор, крик, возня;
Все как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружен.
Царь на лестницу идет;
Нагулявшися, ведет
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Мухи стаями летят;
Приворотный лает пес;
На конюшне свой овес
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струею дым бежит;
Всё бывалое — один
Небывалый царский сын.
Он с царевной наконец
Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Москва, Т-во И.Д. Сытина, 1919. (1-е изд.- 1915). 16 с. с ил. Цена 1 руб. В цв. издательской литографированной обложке. 27,5х21 см. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. Достаточно редка!

01

02

03

04

На самом рубеже нового ХХ века произошел в детской книге удивительный переворот. Она вдруг показала себя не Золушкой, не боковой и служебной веткой «большой» русской культуры, а одним из центров концентрации самых свежих художественных сил, той областью, где творились новые формы и разрешались важные задачи активного поколения художников. В 1899 году вышло в свет необычное издание «Песни о вещем Олеге», великолепно напечатанное Экспедицией заготовления государственных бумаг, в виде сложенного гармошкой длинного листа. Многоцветные иллюстрации и стилизованные в духе древнерусских рукописей украшения книги выполнил уже знаменитый Виктор Васнецов, а текст нарядным, тоже стилизованным, крупным почерком написал тридцатилетний Виктор Замирайло. Это была своеобразная книга-памятник к столетию со дня рождения Пушкина. Через несколько лет оттуда же выходили серии русских сказок, а за ними и былин, иллюстрированные и украшенные Иваном Билибиным, в свою очередь искавшим пути возрождения в новой книге древнерусской художественной традиции. Это были уже настоящие книжки-картинки, тоненькие при большом формате, где цвет, рисунки, орнаменты значили ничуть не меньше, чем текст, впервые принося с собой в детскую дух и строй большого искусства. Декоративная изысканность модного тогда стиля модерн, умеряемая, однако, более строгим вкусом соперничающей с ним неоклассики, сформировала в предреволюционной книжке-картинке высочайшие образцы книжного мастерства художников «Мира искусства», выпускавшиеся, в основном, московским издательством Кнебель.

05

Курдюмов В.
— известный российский художник конца ХIХ начала ХХ века. Живописец, график, книжный иллюстратор. Сотрудничал во множестве проектах издательства Сытина и Мира искусств. Основатель знаменитого московского дома-коммуны в Лефортове, где проживали и занимались живописью многие художники самых различных направлений. В 1905 году здесь поселился Казимир Малевич, которого связывали с Курдюмовым теплые дружеские отношения. Внес значительный вклад в историю русского модерна и неоклассицизма, находясь все время в тени более знаменитого Ивана Билибина. Сведения о художнике крайне противоречивы и скудны.

06

«Царевна-лягушка» — Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Билибин Иван Яковлевич: Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Пересказ сказки. Композиция, зачин, присказка, сюжет. Идея сказки. Композиция сказки (построение) Как чаще всего начинаются и заканчиваются народные сказки? Виды сказок.

«Жуковский Спящая царевна» — Проблема: сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Концовки. Зачины. Положительные и отрицательные герои. В.Я. Пропп (1895-1970). Волшебная сказка. 4. Речевой колорит. Миф о деве Солнце. Мой вариант сказки о спящей красавице. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Испытания героев. Национальный колорит сказок о спящей красавице.

«Семь богатырей и мёртвая царевна» — Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок. Контрольные вопросы. Любите ли вы сказки и почему? Царевич Елисей ищет свою невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру). Какие вы знаете истоки создания сказки? Метафора — скрытое сравнение. Какие существуют гипотезы создания сказки?

«Описание картины Григорьева «Вратарь»» — Морской волк. Подготовить учащихся к описанию действий людей. Почему картина называется «Вратарь». Какие цвета и оттенки использовал художник. Рассмотрим, как построена картина. С.А. Григорьев. Увлекательный матч. Девушка из Киева. Кто является главным действующим лицом картины. Пионер. План сочинения.

«Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»» — Источники информации. Разнородные типы. Бурлаки на Волге. Фигуры бурлаков. Дымящийся пароход. Пример сочинения учащегося. Артель бурлаков. Работа в группах. Русский художник. Сочинение по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». Рассмотрите фон картины.

«Сочинение «Сирень в корзине»» — Не рви цветов. Аромат. Фон. Этимологическая справка. Мое впечатление от изображенного. Корзина. Цвет. Листья. Натюрморт. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956). М.Врубель «Сирень». Ветки. План. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Васнецов

Картина «Спящая царевна» Васнецова полностью идентична сказке «Спящая красавица». Создана она была в 1926 году, и сейчас все желающие могут застать момент, как царевна укололась об веретено и упала в глубоком забытье, в дом-музее Васнецова. Все жители замка тоже поддались тяжкому сну, ожидая, когда же возлюбленный снимет с них чары.

Обстановка в замке спокойная и умиротворённая. Дорого расписаны и украшены стены. С окон видны соседние здания терема, стоит хвойный лес, сквозь половицы начали прорастать цветы и трава, рисунками животных расписаны колонны — природа является неотделимой частью работы.

Посреди комнаты — большая царская кровать, на которой бездыханно дремлет царица, её руки раскинуты, веки прикрыты. Видимо, это произошло из-за непонимания того, что с ней произошло. Огромное количество персонажей, облачённых в яркую праздничную одежду, заснули вместе со своей прекрасной хозяйкой, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Произведение статично настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон. Весь дворец готовился к её бракосочетанию, поэтому на картине мы может увидеть и шута, и гусляра, лежащих на полу в случайных положениях тел.

Чтобы придать творению реальности, автор обращает внимание на все мелкие детали: узоры на одеждах и стенах, природа за окном, черты лица персонажей, даже изображает то самое веретено, о которое укололась царица. Васнецов для написания использует преимущественную холодные оттенки, чтобы передать ожидание всего царского терема новой жизни во время спокойного сна. Люди, не знающие сказки, могут подумать, что жители царских палат просто устали от тяжёлого трудового дня и отдыхают, а совсем скоро, как ни в чём не бывало, начнут пробуждаться. Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства и умения художника создавать в своих работах особый волшебный мир русских сказок, песен, былин, для себя увидел что-то особенное и уникальное. Лица на ней настолько разные, что можно прочувствовать индивидуальность каждого персонажа, его характер и мысли.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Сочинение на тему спящая царевна 5 класс пушкин

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю. Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства». И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному. Королевич Елисей ударил по хрустальному гробу так, что тот раскололся. Тем самым царевна проснулась. А вот в «Спящей красавице» принцу пришлось поцеловать спящую девушку, тем самым разрушить злые чары, наложенные много веков назад. Так же разница была и в том, как девушки попали в «состояние сна». Пушкин вообще называет это «смертью», так как в его сказке царевну отравила злая мачеха. В произведении Жуковского, девушка уколола палец веретеном, на котором было наложено проклятье. В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке. В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской семейной пары не было детей очень долгое время. Девочка, которая появилась на свет, стала для них настоящим подарком судьбы. Поэтому, она воспитывалась в полной семье, где ее любили и отец, и мать. В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей. Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства. Жуковскому не удается дотянуться до этого уровня. Образ «принца спасителя» до конца не раскрыт и практически обезличен. Да, в нем тоже есть положительные качества, но как человек, он не понятен читателю. Елисей же представляет собой верного и любящего мужчину, готового ради своей девушки «обойти весь белый свет». Он, как и богатыри плачет, когда понимает, что царевна умерла. Эта трагедия очень чувствуется в произведении. В «Спящей красавице» не так сильно выражены эмоции. Многие герои «обезличены» или их образы до конца не раскрыты. Так же, в конце сказки, чары хоть и были «развеяны» и справедливость восторжествовала, но зло, так и не было наказано. У Пушкина же наоборот, злая царица умирает после того как царевна чудесным образом «воскресла». Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от первого лица Попович 5 класс
    Я ждал этого дня несколько месяцев. Но оказалось, что я еще не дорос для таких важных дел, как рыбалка. Нас в семье четверо детей, и я, конечно же, самый маленький. Будучи младшим в семье
  • Сочинения по картинам Саврасова
    Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) ‒ один из наиболее известных российских художников, создатель жанра русского лирического пейзажа. Его картина «Грачи прилетели», олицетворяющая
  • Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс)
    Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov),великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов — основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881),Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.

Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.

Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.

Начало творчества в Академии художеств

В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.

И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину “Христос и Пилат перед народом” его награждают Большой серебряной медалью.

В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – “Народная азбука” и “Солдатская азбука”, для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.

Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – “Нищие певцы”, “С квартиры на квартиру” и “Рабочие с тачками”. В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна “Книжная лавка” и “Мальчик с бутылкой вина”.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.


Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.


Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.


Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.


Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.


Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.


Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.


Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.


Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка…».

Храмовая роспись и архитектура

В период с 1875 по 1883 годы в Москве возводилось помпезное здание Исторического музея, благодаря чему вскоре Васнецов получил заказ на изображение картины “Каменный век”. Заказчик предложил художнику несколько отдельных сцен из жизни и быта первобытных людей, которые Васнецов должен был объединить в своем полотне.

Прежде художник не работал с настолько большими полотнами. Благодаря своей творческой фантазии, он все же сумел максимально приближенно воссоздать сцены из жизни древних людей, и даже передать их душевные состояния. Неопытному в сфере росписи больших полотен Васнецову доверил заказ родной брат историка Прахова – Адриан.

Роспись Владимирского собора в Киеве

Следующий заказ на панно поступил от самого историка Михаила Прахова. Теперь перед художником предстала цель выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. Жизненные трудности заставили его согласиться на столь объемный заказ, на выполнение которого он потратил долгие 10 лет. За это время он со своими помощниками расписал 2880 квадратных метров внутри собора, и кроме этого, создал 15 отдельных композиций и написал 30 фигур.

Главная идея программы для внутренней отделки собора, разработанной Адрианом Праховым, была посвящена 900-летию крещения Руси. Все внимание в росписях было сосредоточено на изображении исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян.

Изображение Богоматери с младенцем

Одной из самых знаменитых фигур росписи Владимирского собора – Богоматерь с младенцем. На панно она будто парит над землей, бережно прижимая к себе младенца. В ее прекрасном, типично русском лице, проглядывается любовь и скорбь. Глаза ее говорят о предчувствии предстоящих мук и страданий, через которые ее сыну придется пройти.

Все эскизы Васнецов согласовывал с церковным Советом, поскольку не всегда был уверен в том, соответствуют ли его работы духу Церкви. Несмотря на то, что сам художник отбросил многие свои эскизы, заседания Совета всегда проходили гладко, и никаких претензий к самому Васнецову и его работам не было.

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

  • Рисунки к сказке белая уточка 3 класс
  • Рисунки к рассказу стрижонок скрип
  • Рисунки к рассказу толстого прыжок
  • Рисунки к русской народной сказке зимовье
  • Рисунки детей по сказке спящая царевна