Рисунки к сказке мороз солнце и ветер

Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок. задачи урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой мороз, солнце

Цель урока: продолжить знакомить
детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
  • Обобщить литературные понятия: завязка,
    кульминация, развязка.
  • Совершенствовать навыки беглого и
    выразительного чтения, развивать речь детей и
    пополнять их словарный запас.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование: Чуракова Н. А.
Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара:
Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная
литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки;
индивидуальные карточки; пословицы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроения.

Учитель:

В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прочитайте внимательно текст
с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

Дети: Замысловатое описание предмета
или явления, составленное с целью испытать
сообразительность человека.

– Это высказывание о загадках.

Учитель: Что знаете о загадках?

Дети: Загадки бывают авторские и
народные.
– Загадки относятся к устному народному
творчеству.
– Предмет может быть загадан через описание
внешнего вида или действий.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы самостоятельно
сочиняли загадки о природных явлениях и природе.
Поделитесь своими находками.

Дети выходят, показывают свои работы и
зачитывают загадки.

Учитель: Загадки у вас получились
замечательные, но и я для вас приготовила
загадки.

4. Создание проблемной ситуации

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)

Учитель прикрепляет на доску карточки со
словами
:

Учитель: Может быть, кто-нибудь
догадался, о чём будем читать на уроке?

Дети: Мы будем читать произведение
«Мороз, Солнце и Ветер».

5. Постановка целей и задач урока

Учитель: Да, мы, действительно,
попробуем проникнуть в тайны этого произведения,
а может, и совершим открытия. Вооружитесь
знаниями, полученными во время путешествий по
стране Литературии.

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

6. Первичное восприятие текста

Учитель: Ну, что захотелось вам
прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим
произведением.

Проверка эмоционального восприятия.

Учитель: Поделитесь своими мыслями о
прочитанном произведении.

Дети: Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я
первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и
Ветер.

Учитель: К какому жанру отнесём это
произведение?

Дети: Это произведение отнесём к жанру
сказки.

Учитель: В этой сказке мало
волшебства, может, это не сказка? Как вы можете
доказать?

Дети: В этой сказке есть особенности
сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём,
где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.

7. Работа над произведением

Учитель: Давайте, исследуем сказку.
Отметьте те слова, значение которых вам не
понятно.

Дети: Нам не понятны слова: почитает,
чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти
слова вам будут не понятны, и приготовила
карточки. Попробуйте самостоятельно соединить
слово с его значением.

Почитает – верхняя прядь волос
Невдомёк – недалёкий, простодушный, малознающий
человек
Чубы – выражает признание за заслуги
Простак – не может догадаться, сообразить
Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив
его желание

Учитель: Послушаем, что сказано в
словаре об этих словах.

(Читает ученик)

Учитель: Из каких частей состоит
сюжет?

Дети: Завязка, кульминация, развязка.

Учитель: Прочитайте предложения,
соответствующие завязке.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Из-за чего заспорили Ветер,
Солнце и Мороз?

Дети: Каждый из них хотел доказать, что
он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения,
соответствующие кульминации сказки. Если трудно,
поработайте в парах.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Во что перерос спор?

Дети: Спор героев перерос в драку.

Учитель: Как вы относитесь к поступкам
героев?

Дети: Нельзя считать себя самым
лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

Учитель: Определите и докажите
словами текста кульминацию сказки.

(Дети зачитывают предложение)

Учитель: Какая основная мысль сказки?

Дети: Основная мысль сказки в том, что
человек должен поступать мудро.

Учитель: А вот как гласит народная
мудрость об отношениях людей. Прочитайте.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Друзья познаются в беде.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: Назовите действующие лица
этой сказки.

Дети: Действующие лица в этой сказке:
Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз
прочитать сказку и подсчитать сколько раз
встречается в тексте слова – ветер, солнце,
старик, мороз. (Задание даётся по вариантам).
Ответ сообщите на ушко учителю.

Учитель: Сравните этих героев и
попробуйте дать им характеристику.

Дети: Солнце – беспощадное, жгучее;
ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый
и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам
природы?

Дети: Человек находится в зависимости
от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к
силам природы.

Учитель: Почему появилась данная
сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за
природными явлениями и народными приметами.

8. Итог урока

Учитель: Какое открытие вы сделали для
себя?

Дети: Под силами природы
подразумевается отношение между людьми.

Учитель: Оцените свою работу на уроке
сигнальными карточками.

9. Домашнее задание

Учитель: Предложите свои варианты
домашнего задания.

Дети: Прочитать сказку по ролям.
– Нарисовать иллюстрации главных героев.
– Попробовать сочинить свою сказку о других
явлениях природы.
– Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер
и Солнце».

Учитель: Вот и всё.

Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Урок литературы. Русская народная сказка «Мороз, солнце и ветер»

ЦЕЛИ:

  1. Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
  2. Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
  3. Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.

2. Проверка домашнего задания.

Без спичек и огня ночью зажигается она.

Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)

Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)

Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)

Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?

Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?

3. Новая тема.

Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.

Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)

Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)

Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.

Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” — русская народная сказка” — открывается запись на доске.

4. Словарная работа.

На доске:

  1. Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
  2. Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
  3. Почитает – относится с глубоким уважением.
  4. Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
  5. Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
  6. Лютый – злой, свирепый.
  7. Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
  8. В особицу – в отдельности.
  9. Голубчик – ласковое обращение.
  10. Невдомёк – не может догадаться сообразить.

(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).

5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).

6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?

Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.

7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.

Нацеливание: постарайтесь прочитать так, чтобы был понятен характер героев.

8. Работа по тексту.

Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?

Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.

Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.

Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.

Дети зачитывают отрывки.

Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?

В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.

Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.

Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.

9. Мифы.

В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.

Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.

Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.

И последняя сила – самая могущественная – Ветер.

Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.

Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.

Учитель: Страшно было жить древнему человеку?

Ученики хором “Да”.

Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?

Учащиеся: Нет, он не боится их.

Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.

Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!

10. Работа по ленте времени.

Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?

Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.

Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.

Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.

11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.

Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.

Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.

Время: 2-3 минуты.

12. Работа по группам. Чтение по ролям.

Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.

Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.

13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.

Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.

14. Итог.

Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?

Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.

Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?

Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.

15. Домашнее чтение.

Вариант 1. Перечитать сказку еще раз. Подготовить пересказ.

Вариант 2. Перечитать сказку. Подумать вот над чем:

а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?

Мороз солнтсе и ветер лит чт

Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

Цель урока:1) на основе анализа данных произведения, дать сравнительную характеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведения;

Методы обучения: частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ;

Оборудование: иллюстрации детей, учебные принадлежности, иллюстрации к сказке, карточки.

Планируемый результат:
Предметные УУД: овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Личностные УУД: у обучающегося будут сформированы:
— интерес к содержанию и форме художественного произведения;
обучающийся получит возможность для формирования:
— умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературного произведения;
Регулятивные УУД; обучающийся научится:
— принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
— оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
— контролировать и оценивать результаты;
Познавательные УУД
обучающийся научится:
— находить в тексте ответ на заданный вопрос;
— ориентироваться в содержании учебного материала;
— применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
Коммуникативные УУД
обучающийся научится:
— проявлять интерес к общению и работе в парах;
— участвовать в учебном диалоге;

Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.
Ребята, представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания

– Легенда Какое загадочное слово! Кажется, слово само светится загадочным светом и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, уносящей нас в удивительный мир приключений и чудес. Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.
— Дома вы перечитывали легенду « Земля со дна океана» и каждой паре было задание нарисовать непохожи братьев и по своим иллюстрациям рассказать о характерах двух богов.
II. Сообщение темы и цели урока.
— Древние славяне верили в существовании нескольких богов.
Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычным образам, которые часто встречаются и в устном народном творчестве (в сказках).
О чем же идет речь?
III. Актуализация опорных знаний
Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме.
Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознательный и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный (ветер).
Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

— Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

IV. Учебно-познавательная деятельность

Работа с учебником – изучение нового материала.

1. Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер».
— О чем эта сказка?
— Эта сказка о добре и зле. – О споре Мороза, Солнца и Ветра. – О мудрости людей.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер
-Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

-Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображены спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее? 2. Разбор и анализ произведения по вопросам.

-Кого нам напоминают мороз, ветер и солнце? (людей)

— Докажите мне, благодаря каким художественным приемам они напоминают нам людей?

-Таким образом происходит олицетворение чего? ( силы природы).

— Во что перерос спор?
-Спор героев перерос в драку.
— Как вы относитесь к поступкам героев?
-Нельзя считать себя самым лучшим. – Нельзя себя превозносить и возвеличивать.
— Кто же в сказке самый мудрый и почему?

-А тебе понравился выбор старика?
— Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы согласны с этим выбором. Докажите свое мнение.
-Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер . -Какая основная мысль сказки?
-Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
-Назовите действующие лица этой сказки.
3.Чтение по ролям.( групповая работа)
— Автор — СТАРИК
-Солнце
-Мороз
— Ветер

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию

Работа с учебником – закрепление нового материала.
— А теперь задание парам
— Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?

Признаки древности: а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетворения; б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову; в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее», «за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех больше» . Признаки современности: а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он.

Т.е. сказка родилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся силам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с идолами и священными деревьями (тотемные деревья). Значит, эта сказка родилась намного позже, хотя и современной назвать её нельзя
В мифах человек ощущает полную зависимость от природы, поклоняется её силам, а в сказках человек почувствовал дух свободы.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.
-Что подразумевается под отношениями между силами природы?
Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
— Оцените свою работу на уроке.
Запишите в читательский дневник отзыв.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 8 октября 2018 г.

«Мороз, Солнце и Ветер»

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Мороз, Солнце и Ветер» и их характеристика

  1. Солнце. Жаркое, светлое, важное
  2. Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
  3. Ветер. Сильный, спокойный, уверенный.
  4. Старик. Умный.

План пересказа сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

  1. Встреча в поле
  2. Поклон
  3. Спор
  4. Погоня
  5. Неловкий ответ
  6. Угрозы солнца
  7. Угрозы мороза
  8. Заступничество ветра

Кратчайшее содержание сказки «Мороз, Солнце и Ветер» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретились в поле четверо путников — старик, солнце, мороз и ветер.
  2. Старик поклонился и дальше пошел.
  3. А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
  4. Решили догнать старика и спросить
  5. Старик сказал, что поклонился ветру.
  6. Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.

Главная мысль сказки «Мороз, Солнце и Ветер»
Без ветра мороз — мороз, а с ветром жара — не жара.

Чему учит сказка «Мороз, Солнце и Ветер»
Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.

Отзыв на сказку «Мороз, Солнце и Ветер»
Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.

Пословицы к сказке «Мороз, Солнце и Ветер»
На обиженных воду возят.
О вкусах не спорят.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Больше дела, меньше слов.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз, Солнце и Ветер»
Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше.
А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился.
Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает.
Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить. Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру.
Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в — ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается.
Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз — не мороз.
Вот потому люди больше ветер и почитают.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз, Солнце и Ветер»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510558/
http://educontest.net/ru/1727165/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D1%87%D1%82/
http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/10/blog-post8.html

Открытка Image 4861 - Открытки дед мороз

30 Января.
В тот день славяне почитали противника Перуна – Мороза – одну из ипостасей могучего бога Велеса. Можно сказать, что Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Согласно мифам древних славян, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея – правителей подземного темного царства. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка.
В эти дни, согласно обычаю, рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, как она растаяла. Знакомый всем нам сюжет, легший в основу классической русской сказки.
И еще: Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).
Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Мороз, Морозко— персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду „железными” морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами.
Возможно, что сказочный образ МОРОЗА (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом МОРОЗА, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.
Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления МОРОЗА накануне Рождества (см. Приглашение). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: „Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед МОРОЗ).
В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно.
Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с МОРОЗОМ, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев. Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните).
Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области. И еще: Оказывается, сначала люди не ждали от Деда Мороза подарки, а… дарили их ему сами! В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски — они изображали духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения.
Самый страшный из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Это Дух Зимы — строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих — может и заморозить своим волшебным посохом.
Другое имя властителя Зимы с крутым нравом — Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы.
Елка в качестве новогоднего атрибута появилась в России при Петре Первом, и постепенно получила широкое распространение. В России прижилась распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Этот персонаж, заведующий елкой — совсем не обязательно Санта Клаус: в разных странах в его роли могут выступать и гном, и Короли, и эльфы.
В России конкретное имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич… Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами.
Сначала шуба его была синей (как указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей шубе.
Внучка стала сопровождать Дедушку Мороза далеко не сразу. Появление Снегурочки возводят к древним фольклорным традициям. Старинная красивая сказка, где сделанная из снега Снегурка тает, прыгая через летний костер на праздник Ивана Купалы, символизирует смену зимы и лета. Благодаря опере Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка», имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность.
И Дед Мороз, и Снегурочка (признанная внучкой Дедушки) становятся персонажами стихов и картинок о Зиме, непременными участниками новогоднего детского праздника.
Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко. После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-ых годах Дед Мороз стал подвергаться гонениям, как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). Опала закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.
После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всему Советскому Союзу. Постепенно он стал не только участвовать в праздниках елки, но и приходить в гости к детям и взрослым, поздравлять и дарить подарки.
Традиция приглашать в дом Деда Мороза распространилась в советское время, в 1970-ые годы, и жива по сей день. Теперь Дед Мороз — непременный участник не только детского Нового года, но и корпоративного праздника или банкета.
У Дедушки сложились стойкие атрибуты: яркая шуба (красная или синяя), красный нос, валенки, посох и, конечно же, волшебный мешок с подарками. В наш век техники и прогресса в глубине души все дети по-прежнему верят в Деда Мороза, радуются его неожиданному приходу и взрослые. Ведь так хочется хотя бы ненадолго вернуться в детство!
 
источник http://www.silnye-zagovory.com/publ/prazdniki/slavjanskie_prazdniki/slavjanskie_prazdniki_den_ moroza_i_snegurki_drevnij_slavjanskij_prazdnik_30_janvarja_2013/90-1-0-1338
рисунки из Интернета

 
<div id=»__utl-buttons-1″ class=«uptolike-buttons no-touch innerHTML» data-id=»__uptolike_widgets_settings___utl-buttons-1″ data-utl_buttons-installed=«true» data-share-size=«40» data-like-text-enable=«false» data-background-alpha=«0.0» data-pid=«1264007» data-mode=«share» data-background-color=»#ededed» data-share-shape=«round-rectangle» data-share-counter-size=«19» data-icon-color=»#ffffff» data-text-color=»#000000″ data-buttons-color=»#ff9300″ data-counter-background-color=»#ffffff» data-share-counter-type=«common» data-orientation=«horizontal» data-following-enable=«false» data-sn-ids=«fb.tw.ok.vk.gp.» data-selection-enable=«false» data-exclude-show-more=«false» data-share-style=«1» data-counter-background-alpha=«1.0» data-top-button=«false»> 
Снегурочка &ndash; открытки и картинки

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

  • Рисунки билибина к сказке о царе салтане 3 класс конспект урока школа россии
  • Рисунки евгения чарушина к рассказам о зверятах
  • Рисование сказки колобок 1 класс презентация
  • Рисование по сказке колосок в подготовительной группе
  • Римский корсаков сказка о царе салтане история создания