Рисунки к сказке мальчики чехов 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему а.п. чехов мальчики выполнила: петрова т.а., учитель начальных классов

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему А.П. Чехов « Мальчики»

Выполнила: Петрова Т.А., учитель начальных классов МКОУ «Высокинская СОШ»

XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А.П. Чехов.

А.П. Чехов.

Отчий дом писателя.
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в г. Таганроге в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.
Семья Чеховых.

“Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом”. Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их дети, Александр и Михаил, стали писателями, Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь Мария – художницей.

Работа в лавке.

  • В детстве Антон с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье его страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.
  • Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка — всё это было привычным и узаконенным явлением.

Чехов – гимназист.

  • Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.

Университет.
В 19 лет Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. Через 5 лет он получает звание врача. Продолжается его литературная деятельность. В 1880 году появляются первые публикации его рассказов в журнале “Стрекоза”. А уже в 1882 году его приглашает сотрудничать редактор журнала “Осколки” Н.А. Лейкин. В 90-е годы произведения Чехова известны уже не только в России, но и во многих Европейских странах.
Интересные факты из жизни писателя

  • Фамилия Чехов произошла от старинных имён Чох и Чех, но в семье самого Чехова была своя легенда, что якобы у них в роду был предок чех.
  •  Многие считали, что Антон Чехов имел небольшой рост, но это совсем не так. В его отпускном билете написано, что его рост два аршина девять вершков, что равно 180 см.
  • Антон Чехов дружил с композитором Чайковским и даже посвятил ему рассказы “Хмурое утро”.
  • Чехов любил подписывать свои произведения интересными псевдонимами. Например, Дяденька, Шампанский. У него было около пятидесяти комических псевдонимов, но самым известным был  “Антоша Чехонте”.
  • Антон Чехов был страстным коллекционером почтовых марок. Он их собирал всю жизнь. Отклеивал от конвертов с письмами, которые ему приходили, а также покупал во всех странах, которые посещал.

«Мальчики»
Один из лучших рассказов молодого Чехова «Мальчики», написанный им 1887 году, впервые был опубликован в «Петербургской газете».
Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.
Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.
Главными действующими лицами рассказа являются одноклассники Володя Королев и господин Чечевицын.
Беседа по вопросам
(рассказ «Мальчики»)
Наша задача – поделиться впечатлениями от рассказа и попробовать разобраться, что делает его интересным.
Почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи?
Почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи?

Как Чехов передает веселую суету, вызванную приездом Володи?

Какие события происходят в рассказе? Перечислите их.

Кто главные герои рассказа?
Как выглядят мальчики?
Кто из мальчиков играет ведущую роль в их дружбе?
По каким признакам вы определили ведущую роль Чечевицына?
Чем можно объяснить такое сильное влияние Чечевицына?
Чем можно объяснить такое сильное влияние Чечевицына?
Какое впечатление произвел Чечевицын на сестер Володи?
Что в Чечевицыне привлекает Володю и его сестер?
Как во-вашему, почему мальчики задумали бежать в Америку?

Как вы думаете, Чечевицын играл в героев Майн Рида или делал все всерьёз?

Соответствуют ли намерения Чечевицына его возможностям?
Соответствуют ли намерения Чечевицына его возможностям?
Что мешает верить в успех планов мальчиков?
Почему Володе расхотелось ехать в Америку?
Какие были отношения в семье Королёвых?
Почему побег мальчиков оказался неудачным?
Почему побег мальчиков оказался неудачным?
Как восприняли бегство мальчиков родители Володи?
Как Чехов описывает возвращение мальчиков?
Как ведут себя возвращенные беглецы?
Почему Володя все-таки согласился бежать?
Тест.

  • 1 Имя одного из главных героев:
  • А) Чибисов Б) Черепицын В)Чечевицин
  • 2 Мальчиков встречали:
  • А) 4 человека и пёс Б)6 человек В)7человек и пёс
  • 3 Розвальни это:
  • А) широкие сани Б) неповоротливые люди В) развалины избы
  • 4 События рассказа происходят накануне:
  • А) Пасхи Б) Рождества В) Крещения
  • 5 В Калифорнии вместо чая пьют:
  • А) компот Б) кофе В) джин
  • 6 Мальчики решили сбежать в:
  • А) Африку Б) Америку В) Австралию

Тест

  • 7 Пампасы это:
  • А) южноамериканские степи Б) местное население В) плоды дерева
  • 8 В путешествии мальчикам придётся:
  • А) сражаться с тиграми Б) поступать в морские разбойники В)жениться на красавицах
  • 9 По мнению Маши это нужно кушать в пост:
  • А) манную кашу Б) горох и чечевицу В) ничего
  • 10 Урядник это:
  • А) нарядно одетый человек Б) управляющий хозяйством В)полицейский чин

Ответы

  • В
  • В
  • А
  • Б
  • В
  • Б
  • А
  • А,Б,В
  • Б
  • В

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Сочинения

Чехов Антон Павлович — знаменитый драматург и русский писатель, который любил писать свои рассказы именно о детях. Одним из таких произведений является Мальчики, сюжет которого посвящен тому, как книги влияют на поступки детей. Рассказ Мальчики был написан в 1887 году, и знакомит нас с желанием ребят совершить поездку в неизвестную для них Америку. Они хотят увидеть индейцев, о которых мальчики начитались в книжках. Почему писатель называет рассказ именно Мальчики? Наверное оттого, что действующими лицами произведения являются хоть и гимназисты, но их планы слишком уж детские. Своим названием автор как раз и подчеркнул молодость да наивность героев. Давайте же сегодня познакомимся ближе с героями и в сочинении сделаем сравнительную характеристику двух друзей.

Рассказ Чехова Мальчики

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Чехова «Мальчики». Мы узнали о грандиозных планах детей, которые собрались бежать через Сибирь в Америку. Там они планировали охоту на бизонов, воевать с индейцами даже не представляя всей сложности запланированного побега. Сложность же в том, что эти парни совершенно еще не знают жизни и судят о ней лишь по книгам, которые успели прочитать.

Так кто они Володя Королев и мистер Чечевицын? Из рассказа мы знаем, что это два друга, которые учатся в одной гимназии. Однако это совершенно разные люди с разными характерами. Чтобы подчеркнуть разность их натур, автор даже дает портретные характеристики ребят. И если Володя представлен веселым, разговорчивым мальчиком, слегка пухлым, как будто укушенный пчелой, то Чечевицын другой. Он замкнутый и серьезен, худой, смуглый и весь в веснушках. Чечевицын некрасивый, угрюмый и мало улыбался. Однако по натуре — это настоящий лидер.

И вот мальчики гостят у Володи на каникулах. Как раз в этот период они и задумали свой побег с целью путешествия, которое в дальнейшем не удалось довести до конца. Читая далее, мы видим, насколько Володе не нравится задуманный план, насколько он скучал по родителям и как сильно хочется с ними побыть. Мы видим, как он привязан к семье, какая у него добрая душа.

Когда замысел не удался Володя сильно переживает, он подавлен событиями, которые произошли, ему горько от того, что он причинил своими действиями боль родным, заставил их переживать. Чечевицын же напротив, не будучи привязанным к семье и семейным ценностям, не имея чувства ответственности, был горд за свой поступок, так и не поняв, что он заставил страдать родных.

Однако если брать в целом поведение героев и их характер, то видно, что именно Чечевицын в дальнейшем сможет добиться многого в жизни, а вот Володя вряд ли. Скорее всего он будет обычным работником среднего звена, который не руководит, а подчиняется. Но, это еще не говорит о том, что он не станет хорошим человеком, главное взрослым нужно со всей внимательностью относиться к детям, помогая разбираться в людях и жизни, чтобы в последствии иметь свою точку зрения, не поддаваясь чужому влиянию.

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете.

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи.

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги.

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии.

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают.

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох.

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Суть: о чем говорится в рассказе?

В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться.
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму.
Иван Николаевич Королёв, отец Володи. Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира.
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга.
Катя, сестра Володи. Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте.
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати.
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили”
и пр.
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника.

Урок в 4 классе по теме «Анализ образа героев в произведении А.П. Чехова «Мальчики»»

Цели:

  • отработать навыки правильного выразительного чтения;
  • учить раскрывать смысл произведения;
  • характеризовать героев произведения;
  • воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми;
  • развивать память, мышление, речь.

Оборудование:

  • учебник В.Г. Горецкий « Родная речь», 4 класс;
  • карта России;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Развитие внимания, речи.

Рыдают буквы на каждой строчке От наших букв одни кусочки У всех у нас одно начало, И, как назло, оно пропало Но если вы его найдёте, то Сразу все слова прочтёте.

(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец

— Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.) — Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.) — Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой? — А вы помогаете птицам? — Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:

Ребята принесли в лукошке Овёс, гречиху, просо _____. Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм ______.

(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.) — Обратите внимание на слово кормилец

. Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует. — Как вы думаете, кто для вас является кормильцем? — А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.) — А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.) — Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.

III. Тема и цели урока.

— На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

IV. Проверка домашнего задания.

— Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке. Чтение хором:

РОЗВАЛЬНИ (низкие и широкие сани без спинки и сидения) БАШЛЫК (суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки) СЮРТУК (длинный двубортный пиджак) САМОЕДЫ (старое название ненцев и некоторых других северных народов) БИЗОН (дикий североамериканский бык) ПАМПАСЫ (южноамериканские степи) МУСТАНГ (одичавшая домашняя лошадь) ЧЕЧЕВИЦА (растение семейства бобовых) УРЯДНИК (чин уездной полиции) МАЙН РИД (английский писатель)

— Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

  1. Первый приезд Володи.
  2. Действие в столовой.
  3. Действие в детской.
  4. Диалог Чечевицына с Катей.
  5. Девочки подслушивают разговор.
  6. Прощание с родными.
  7. Диалог Чечевицына с Володей.
  8. Поиск мальчиков.
  9. Второй приезд Володи.
  10. Отъезд Чечевицына.

V. Работа с текстом произведения.

— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын – его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

— Как появился Чечевицын в доме Королёвых? — Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128) — Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.) — Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос: Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.) — Как он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь) — А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.) — С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.) — Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134) — Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

VI. Физминутка.

2. Характеристика Володи Королёва.

— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. — Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132) — Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.) — Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку? (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.) — Выберете какими чертами характера обладал Володя? — А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.) — Зачитайте план побега. (Стр.129)

3. Проверка домашней задачи.

— Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км) — Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4. Характеристика поступка.

— Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131) — Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия? — Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131) — Могли ли сбыться их мечты? — Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.) -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе? — Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? — Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

VII. Итог урока.

— Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»? (Ставить перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей. Не подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.)

VIII. Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.

Комментирование оценок за урок.

Темы

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство
    . Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.
  2. Дикий Запад
    . Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”.

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм
    . Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность
    . Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения.

Сюжет рассказа «Мальчики»

Мальчик Володя — ученик гимназии. Его семья живет в собственной усадьбе в деревне, поэтому учится одиннадцатилетний ребенок довольно далеко от дома. На зимние каникулы он приезжает домой, чтобы отметить с семьей рождество. Приезжает маленький гимназист не один, а со своим другом Чечевицыным.

Мальчики описываются как противоположности. Володя пухлый и белокожий ребенок, а Чечевицын жилистый и смуглый. Володя разговорчив и открыт (хоть и старается в присутствии нового друга казаться серьезнее), а Чечевицын подчеркнуто отстранен. Сестры Володи даже принимают его за очень сурового и умного человека.

Семья Володи хорошо принимает его друга. Они стараются развлечь детей украшением елки, но мальчики больше внимания уделяют лошадям и картам.

Ребят увлекают приключенческие истории про индейцев и золотодобычу в Америке. Они планируют совершить побег, основываясь на информации из развлекательных книжек. Чечевицын пламенно увлечен этой тематикой и очень верит в то, что у них все получиться, стоит только дерзнуть. Володя же просто напросто мягкий и ведомый ребенок, легко поддающийся чужому влиянию.

Утром сочельника ребята сбегают. Родители, естественно, бросаются их искать, заполняют какую-то бумагу у урядника.

Мальчишки убежали не далеко. Их задержали в городе на гостином дворе.

За Чечевицыным приехала его мать на следующий же день и забрала его. Мальчик не раскаялся, даже подписал в тетрадке Володиной сестры, Кати, взятое им индейское имя «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна.

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных.

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним.

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным.

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека.

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

Образно-концептуальный анализ рассказа А.Чехова « Мальчики»

Визитная карточка урока Терешонок Галины Васильевны,

учителя начальных классов гимназии № 171 СПб

Литературное чтение. А.Чехов. Мальчики

Тема: Образно-концептуальный анализ рассказа А.Чехова « Мальчики»

Цель:

  • Формирование читательской компетенции младшего школьника;
  • Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов анализа рассказа (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями.

Планируемые результаты:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственно-этических ценностей;
  • воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • научить выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать текст;
  • овладевать элементарными приемами интерпретации, т.е. научиться извлекать из текста максимум заложенных в него смыслов

Основные этапы урока и содержание учебного материала.

  • Аналитическое чтение рассказа в соответствии с элементами сюжета: от события — к смыслу, от поступка – к характеру;
  • Организовать путь к поиску самостоятельного осмысления и анализа произведения в сюжетно-композиционном единстве;
  • Лексико-семантические приемы, детализирующие произведение, позволяющие осмыслить его постепенно;
  • Рефлексия: какое впечатление произвела на вас эта история?

Тема: Образно-концептуальный анализ рассказа А.Чехова « Мальчики»

Цель: Развивать навыки грамотного анализа и понимания литературного произведения

Метапредметные УУД:

Личностные:

  • обучать строить высказвания на основе полученных сведений и собственной точки зрения
  • совершенствовать навыки чтения и понимания текста как показателя общей культуры обучающегося.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения учебной задачи и полученного результата;
  • учить оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач;
  • формировать коммуникативные компетенции учащихся
  • уметь владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

  • уметь извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • научить перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
  • углубить теоретические знания о сюжетных элементах рассказа
  • развивать навыки анализа авторского текста и его понимания

1. Вы прочитали рассказ. Понравился рассказ? Чем? Какое настроение у вас осталось после прочтения? О чем рассказ? Как можно по-другому назвать рассказ? /Беглецы. Случай под Рождество./ Как звучит название? /Трогательно/

2. Прочитайте вступление (экспозицию) рассказа

.

— Как встречали Володю? С каких глаголов начинается рассказ? /Приехал, завопили, бросились../ Как обобщает автор эту бурную встречу? /
Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Двери хлопали
/ Кто встречал? /Тетка, сестры, отец, пес/

-Отчего такой избыток чувств, шума? Что хотел подчеркнуть Чехов? Какая семья Королевых? /Из вступления – дружная/

-Но вот еще один персонаж… «в передней находился еще один маленький человек..»

Как проходило его появление? /Тихо/ «Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать

3. С чего начинаются события в доме Королевых?

/За столом пьют чай/. Прочитайте.

Сестры разглядывают Чечевицына. Какой он? Чья это точка зрения? /Сестры решили, что е «его можно было бы принять за кухаркина сына.»

-В чем смысл завязки? /Мальчики все время о чем-то думали, были неразговорчивы/

-Какую фразу обронил Володя? / А в Калифорнии вместо чаю пьют джин./ Кто обратил на это внимание? Почему не обратили внимание взрослые? /Они думали, что Володя стал умнее./

-Для чего Чехов включил пейзажную зарисовку? Быт? /Зимнее солнышко, уютный самовар… -быт/

4. Как дальше развивается действие?

/Все готовятся к Рождеству/. Как раньше Володя готовился к Рождеству? А теперь? Прочитайте.

Лексика:

Розвальни – сани, пампасы — это название южноамериканских равнинных травянистых степей. Термиты – насекомые

Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

Майн Рид — это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

Инсценировка. Разговор Кати и Чечевицына.

-Интересен такой разговор Кате? Что позволяет вам так думать? / Послушайте, вы умеете на коньках кататься?/

Пытается перевести беседу на другую тему.

5. Девочки подслушивают разговор мальчиков?

О чем они говорили? Прочитайте.

-Откуда мальчики узнали так много об Америке? /Читали./ Одного автора вы уже назвали, но еще они читали К. Мея./

-Почему девочки решили молчать? /Мама будет беспокоиться, ждали золото, слоновую кость../

Приближается день побега.

Как в этот день ведут себя мальчики? Прочитайте разговор мальчиков.

Кто был инициатором побега? /Володя/ А как он ведет себя накануне? Почему? На чем настаивает Чечевицын? Почему? Ему уютно в этом доме? Как его встретили? Путают фамилию. /Черепицын, « А у нас чечевицу вчера готовили»/

Какое состояние Володи? А Чечевицына в этой семье?

Почему в своей семье Володя заколебался, а Чечевицын еще больше уверился в побеге?

6. Кульминация рассказа – настал сочельник.

Мальчиков нет.
«И чай потом тоже пили без мальчиков»
7. С каких слов начинается развязка рассказа?

/
С тех же фраз, что и начало рассказа/.
-Кого обвинил отец Володи в побеге? Согласился Чечевицын с обвинением? Вы согласны?

— Как отреагировала мать Чечевицына?

-Кем были мальчики для девочек? Для девочек они – герои? Вы разделяете такую точку зрения?

-Почему они совершили побег? Интересно? Жизнь заставила?

-Какие они, мальчики? Кто из мальчиков вам понравился больше? Чем?

8. Рассказ прочитан. Как вы считаете, почему Чехов рассказал нам эту историю? Захотелось вам прочитать другие рассказы А.Чехова?

9. Рефлексия.

Почему мальчики убегают из дома? Для ответа на вопрос предлагается два варианта прием Сократовского диалога – синкриза – две точки зрения:

«Позвала романтика» ? или «Жизрь заставила»?

.

  • Рисунки к сказке никита кожемяка
  • Рисунки к сказке лиса и заяц
  • Рисунки к сказке летучий корабль 3 класс
  • Рисунки к сказке лермонтова ашик кериб
  • Рисунки к сказке кощей бессмертный