Мархайчук Наталья Юрьевна,
Учитель начальных классов,
высшая
Государственное
общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита
Вадима Яковлевича Ткаленко»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Тема урока: В. И. Даль Сказка- загадка «Старик
– годовик» (внеклассное чтение)
Тип урока:Усвоение новых знаний
Цель:продолжитьзнакомство с творчеством В.
И. Даля, формировать у обучающихся целостное представление о годичном круге,
развивать умение анализировать текст, расширять словарный запас, учить
сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.
Образовательные результаты:
Предметные: формирование системы знаний о
творчестве Владимира Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.
Метапредметные:ставить учебные цели,работать
в группе по решению общих учебных задач.
Личностные:готовиться к самообразованию и
саморазвитию.
Методы:наглядный, эвристический, поисковая
работа.
УМК:(учебно-методический комплекс): книга
«Сказки Даля».
Средства обучения:ТСО, наглядные средства,
дидактический материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Дыхательная гимнастика (по
методике В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)
— Я желаю вам, чтобы урок
подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам
необходимо настроиться на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из
вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос,
поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы
огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите
свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и
сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки,
мальчики
Эмоциональный настрой
(Слайд1)
Орешек знаний твёрд, но всё
же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Любимый наш девиз: «Хотим всё
знать!».
Постановка цели и задач
урока (Слайд 2)
— Девочки и мальчики,
просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
— Что вы увидели? Какой темой можем объединить эти
иллюстрации?
— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?
— Какое время года было первым? Последним?
— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?
— Актуализация знаний
«Угадай-ка»
— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.
* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с
Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)
— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой
в нашем списке?»
— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир
Иванович Даль.
— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году?
(220)
— В каком году Даль начал свою литературную деятельность?
(1832)
— Сколько лет он потратил для достижения своей великой
цели?(53)(Слайд 4)
— Что же за цель была у
Владимира Ивановича? (Слайд5)
— Кем служил отец Даля? (Врачом)
— Специалистом, в какой
области медицины был Даль? (хирург, мог делать операции как правой, так и
левой рукой).
— Сегодня на уроке мы
познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка –
загадка.
— Какие бывают сказки?
— Что такое загадка? Зачем
детям необходимо разгадывать загадки?
— А читали ли вы сказки —
загадки?
Первичное усвоение новых
знаний
1. Чтение учителем.
(Слайд6)
— Понравилась ли вам сказка.
Что особенно было интересным?
— Можете ли определить
главного героя?
— Кто же такой Старик –
годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)
Чтение сказки детьми. (Цепочкой)
Работа над содержанием
сказки. Анализ произведения.
— Докажите, что это
произведение сказка. А почему же загадка?
Работа в группах
1группа – 1 абзац
Задание: 1. Прочитайте первый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие
картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
2 группа – 2 абзац
Задание: 1. Прочитайте второй абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
3 группа — 3 абзац
Задание: 1. Прочитайте третий абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
4 группа – 4 абзац
Задание: 1. Прочитайте четвёртый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
·
Повторите
правила работы в группах
·
Старшие в
группе подойдите и выберите конверты с заданиями.
— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)
Работа над 5 абзацем
1. Чтение абзаца по предложениям и ответы
— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
— Что же это за птицы с семью перьями на крыле? (7 дней в
одной неделе)
— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)
— Какое предложение помогло вам ответить?
Игра «Найди пару»
— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык –
английский язык)
(По принципу лото: у каждого ученика карточка с названием
месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель),
называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на
английском языке).
Игра «Мы строители» (У каждого на столе лежит кирпичик,
который необходимо «заложить» в дом)
1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.
ГОД | |
ЗИМА | Декабрь |
Январь | |
Февраль | |
ВЕСНА | Март |
Апрель | |
Май | |
ЛЕТО | Июнь |
Июль | |
Август | |
ОСЕНЬ | Сентябрь |
Октябрь | |
Ноябрь |
·
Запорошила
дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( Зима )
·
Она
приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. ( Весна )
·
В щедром
поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только… (Летом)
·
Пришла
без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья. ( Осень )
2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.
* Январь. Рождество.
* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.
* Март. Праздник всех женщин.
* Апрель. На дворе звенит капель.
*Май. День Победы.
*Июнь. День защиты детей.
*Июль. Этот месяц макушка лета.
*Август. Последний месяц лета.
*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.
*Октябрь. День Учителя.
*Ноябрь. День Единства России.
*Декабрь. Новый год.
Составление СИНКВЕЙНА
ГОД
Учебный, школьный
Пришёл, прошёл, умчался
Годы не птица: улетят — не поймаешь.
Годовик
Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать
себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.
Рефлексия.
Дерево Успеха.
— Давайте украсим наше
дерево. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите
зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики упали с
дерева и усеяли землю.
— Спасибо за урок.
Выставление оценок.
В Алчевске прошла олимпиада по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященная 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля
2021-12-23 18:25:00
2021 год объявлен годом Даля – человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. На протяжении всего 2021 года в образовательных учреждениях города Алчевска проводились мероприятия
В УВК «Надежда» состоялась олимпиада «Я люблю русский язык»
2021-12-23 17:53:00
Учащиеся 5-9 классов ГОУ ЛНР «УВК «Надежда» приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященной жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля. Жизнь и творческое наследие Казака Луганского – пример истинного патриотизма
Учащиеся АСЭГ приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященной В.И.Далю
2021-12-23 17:25:00
21 и 22 декабря 20 обучающихся 7-11 классов АСЭГ приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященной Владимиру Ивановичу Далю
Учащиеся АСЭГ приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященной В.И.Далю
2021-12-23 17:25:00
21 и 22 декабря 20 обучающихся 7-11 классов АСЭГ приняли участие в олимпиаде по русскому языку «Я люблю русский язык», посвященной Владимиру Ивановичу Далю
По страницам сказок Владимира Даля
2021-12-08 17:29:00
Учащиеся УВК «Надежда» продолжают знакомиться с творчеством выдающегося земляка В.И. Даля.
Ежеквартально на протяжении года в начальных классах проводились заседания Читательского клуба под девизом «Читаем вместе сказки Даля»
Книги сказок к 220-летию Владимира Ивановича Даля
2021-12-07 11:14:00
В школьной библиотеке ГОУ ЛНР «АСШ № 17» прошла выставка творческих работ младших школьников «Книга сказок Даля». Сказки появляются в нашей жизни очень рано, с них начинается наше знакомство с миром литературы, миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом
Книги сказок к 220-летию Владимира Ивановича Даля
2021-12-07 11:14:00
В школьной библиотеке ГОУ ЛНР «АСШ № 17» прошла выставка творческих работ младших школьников «Книга сказок Даля»
Ученики АСШ №7 познакомились с творчеством В. И. Даля
2021-11-29 15:03:00
Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. Одним из таких словарей является «Толковый словарь живого великорусского языка», созданный В.И.Далем. Кто он, создатель всемирно известного словаря? В какое время жил?
Учащиеся АСЭГ» приняли участие в веб-квесте «Казак Луганский»
2021-11-26 16:40:00
В рамках Года Владимира Ивановича Даля, посвященного 220-летию со дня его рождения, учащиеся ГОУ ЛНР «АСЭГ» приняли участие в акции веб-квест «Казак Луганский» . Цель акции – популяризация творчества В.И. Даля, содействие развитию словарной культуры
Учащийся Алчевского информационно-технологического лицея стал победителем в номинации «Конкурс мультфильмов о жизни и творчестве В.И. Даля»
2021-11-26 14:23:00
Прокофьев Даниил, учащийся 2-А класса Алчевского информационно-технологического лицея стал победителем в номинации «Конкурс мультфильмов о жизни и творчестве В.И. Даля» и был награжден Дипломом 1 степени.
С 4 октября по 14 ноября в г. Луганске по инициативе ЛУГАССУЛ проходил конкурсный (заочный) этап фестиваля русского языка в Луганском крае «Я думаю по-русски», посвящённого году Владимира Ивановича
Живое слово Владимира Даля
2021-11-26 10:48:00
В ГОУ ЛНР «УВК «Надежда» прошел школьный этап конкурса мелодекламации «Живое слово», посвященного 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля.
Литературную деятельность В.И. Даль начал довольно рано, и это были эпизодические литературные опыты.
Живое слово Владимира Даля
2021-11-26 10:48:00
В ГОУ ЛНР «УВК «Надежда» прошел школьный этап конкурса мелодекламации «Живое слово», посвященного 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля.
Литературную деятельность В.И. Даль начал довольно рано, и это были эпизодические литературные опыты. Известным писателем он стал после публикации сборника «Русские сказки. Пяток первый».
В АСШ № 15 присоединились к Далевскому диктанту-2021
2021-11-25 10:00:00
В рамках фестиваля русского языка «Я думаю по-русски», посвященного Году Владимира Даля в ЛНР, общественная организация «Луганская ассоциация учителей литературы и русского языка» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» провела пятую международную общественную акцию «Далевский диктант-2021».
ТК «Родной Алчевск». Литературная встреча «Феномен Владимира Даля» в Алчевске. 22.11.2021
2021-11-23 14:30:00
Советник Главы ЛНР Марина Филиппова приняла участие в мероприятиях, посвященных 220-летию со дня рождения Владимира Даля
2021-11-22 15:59:00
Советник Главы ЛНР Марина Филиппова по поручению Главы Луганской Народной Республики Леонида Пасечника 22 ноября в Луганске приняла участие в мероприятиях, посвященных 220-летию со дня рождения Владимира Даля.
220-летию со дня рождения Владимира Даля алчевцы посвятили тематическую встречу «Феномен Владимира Даля»
2021-11-22 15:35:00
Сегодня, 22 ноября, в центральной городской библиотеке состоялась тематическая встреча «Феномен Владимира Даля», на которой были подведены итоги городских мероприятий в рамках Года В.И.Даля, объявленного Главой ЛНР Леонидом Ивановичем Пасечником
220-летию Владимира Даля алчевцы посвятили тематическую встречу «Феномен Владимира Даля»
2021-11-22 15:35:00
Сегодня, 22 ноября, в центральной городской библиотеке состоялась тематическая встреча «Феномен Владимира Даля», на которой были подведены итоги городских мероприятий в рамках Года В.И.Даля, объявленного Главой ЛНР Леонидом Ивановичем Пасечником
В библиотеке ГОУ ЛНР «АСЭГ» организована выставка литературы о В.И. Дале
2021-11-22 13:24:00
В библиотеке ГОУ ЛНР «АСЭГ» организована выставка литературы о В.И. Дале. Вниманию посетителей библиотеки представлены книги и исследовательские работы, повествующие о жизни и многогранной деятельности нашего земляка.
Литературный портрет «Феномен Владимира Даля»
2021-11-22 09:54:00
2021 год объявлен годом Владимира Ивановича Даля в Луганской Народной Республике. Имя российского лексикографа В.И. Даля (1801 – 1872) известно каждому, созданный им «Толковый словарь живого великорусского языка», над которым он работал около 50 лет, и сейчас является ценным источником для тех, кто изучает речь и культуру русского народа.
Сказка Даля «Лиса и Медведь» для учащихся начальной школы
2021-11-19 14:59:00
В юбилейный год Владимира Ивановича мероприятия, приуроченные к этому событию, не прекращаются. На этот раз учащиеся 8-Б класса представили постановку для ребят начальной школы сказки Даля «Лиса и Медведь».
Золотых слов россыпи
2021-11-19 12:25:00
2021 год объявлен Годом Владимира Даля в Луганской Народной Республике. Владимир Иванович Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Литературная онлайн-викторина «Владимир Даль — Казак Луганский»
2021-11-19 09:23:00
22 ноября 1801 родился Владимир Иванович Даль – русский писатель, лексикограф, лингвист, философ, диалектолог, писатель, врач, этнолог, военнослужащий, собиратель народных сказок, фольклорист.
Онлайн-квест «За далью — Даль»
2021-11-18 11:29:00
Библиотека-филиал № 2 ГУ ЛНР «Центральная библиотека города Алчевска» предлагает всем желающим принять участие в онлайн-квесте «За далью — Даль», посвящённого 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля – исследователя,
Онлайн-квест «За далью — Даль»
2021-11-18 11:29:00
Библиотека-филиал № 2 ГУ ЛНР «Центральная библиотека города Алчевска» предлагает всем желающим принять участие в онлайн-квесте «За далью — Даль», посвящённого 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля – исследователя, этнографа,
В рамках объявленного Главой ЛНР Л.И.Пасечником Года Владимира Даля в Алчевске прошла научно-практическая конференция «Я думаю по-русски»
2021-11-17 17:00:00
Сегодня, 17 ноября, в рамках объявленного Главой ЛНР Л.И.Пасечником Года Владимира Ивановича Даля в Луганской Народной Республике, по инициативе Главы Администрации города Алчевска Н.П.Пятковой, в Алчевском коллегиуме имени Х.Алчевской состоялась научно-практическая конференция «Я думаю по-русски»
Мархайчук Наталья Юрьевна,
Учитель начальных классов, высшая
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита
Вадима Яковлевича Ткаленко»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Тема урока: В. И. Даль Сказка — загадка «Старик – годовик» (внеклассное чтение)
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: продолжить знакомство с творчеством В. И. Даля, формировать у обучающихся целостное представление о годичном круге, развивать умение анализировать текст, расширять словарный запас, учить сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.
Образовательные результаты:
Предметные: формирование системы знаний о творчестве Владимира Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.
Метапредметные:ставить учебные цели,работать в группе по решению общих учебных задач.
Личностные:готовиться к самообразованию и саморазвитию.
Методы:наглядный, эвристический, поисковая работа.
УМК:(учебно-методический комплекс): книга «Сказки Даля».
Средства обучения:ТСО, наглядные средства, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Дыхательная гимнастика (по методике В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)
— Я желаю вам, чтобы урок подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам необходимо настроиться на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос, поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки, мальчики
Эмоциональный настрой (Слайд1)
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Любимый наш девиз: «Хотим всё знать!».
Постановка цели и задач урока (Слайд 2)
— Девочки и мальчики, просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
— Что вы увидели? Какой темой можем объединить эти иллюстрации?
— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?
— Какое время года было первым? Последним?
— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?
— Актуализация знаний
«Угадай-ка»
— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.
* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)
— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой в нашем списке?»
— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль.
— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? (220)
— В каком году Даль начал свою литературную деятельность? (1832)
— Сколько лет он потратил для достижения своей великой цели?(53)(Слайд 4)
— Что же за цель была у Владимира Ивановича? (Слайд5)
— Кем служил отец Даля? (Врачом)
— Специалистом, в какой области медицины был Даль? (хирург, мог делать операции как правой, так и левой рукой).
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка – загадка.
— Какие бывают сказки?
— Что такое загадка? Зачем детям необходимо разгадывать загадки?
— А читали ли вы сказки — загадки?
Первичное усвоение новых знаний
1. Чтение учителем. (Слайд6)
— Понравилась ли вам сказка. Что особенно было интересным?
— Можете ли определить главного героя?
— Кто же такой Старик – годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)
Чтение сказки детьми. (Цепочкой)
Работа над содержанием сказки. Анализ произведения.
— Докажите, что это произведение сказка. А почему же загадка?
Работа в группах
1группа – 1 абзац
Задание: 1. Прочитайте первый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
2 группа – 2 абзац
Задание: 1. Прочитайте второй абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
3 группа — 3 абзац
Задание: 1. Прочитайте третий абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
4 группа – 4 абзац
Задание: 1. Прочитайте четвёртый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
-
Повторите правила работы в группах
-
Старшие в группе подойдите и выберите конверты с заданиями.
— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)
Работа над 5 абзацем
1. Чтение абзаца по предложениям и ответы
— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
— Что же это за птицы с семью перьями на крыле? (7 дней в одной неделе)
— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)
— Какое предложение помогло вам ответить?
Игра «Найди пару»
— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык – английский язык)
(По принципу лото: у каждого ученика карточка с названием месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на английском языке).
Игра «Мы строители» (У каждого на столе лежит кирпичик, который необходимо «заложить» в дом)
1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.
ГОД | |
ЗИМА | Декабрь |
Январь | |
Февраль | |
ВЕСНА | Март |
Апрель | |
Май | |
ЛЕТО | Июнь |
Июль | |
Август | |
ОСЕНЬ | Сентябрь |
Октябрь | |
Ноябрь |
-
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( Зима ) -
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. ( Весна ) -
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только… (Летом) -
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья. ( Осень )
2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.
* Январь. Рождество.
* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.
* Март. Праздник всех женщин.
* Апрель. На дворе звенит капель.
*Май. День Победы.
*Июнь. День защиты детей.
*Июль. Этот месяц макушка лета.
*Август. Последний месяц лета.
*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.
*Октябрь. День Учителя.
*Ноябрь. День Единства России.
*Декабрь. Новый год.
Составление СИНКВЕЙНА
ГОД
Учебный, школьный
Пришёл, прошёл, умчался
Годы не птица: улетят — не поймаешь.
Годовик
Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.
Рефлексия.
Дерево Успеха.
— Давайте украсим наше дерево. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики упали с дерева и усеяли землю.
— Спасибо за урок. Выставление оценок.
8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 30
ИМЕНИ Н.Т. ФЕСЕНКО»
Устный
журнал
«Даль
будет жить века!»
для 1 класса
Составитель:
Цепкова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное
учреждение – гимназия № 30
имени Н.Т. ФЕСЕНКО»
+38(0642)58-26-61
sch30lg@mail.ru
Цель:
1)
Познакомить с биографией и творчеством
нашего земляка Владимира Ивановича Даля.
2)
Показать роль В.И. Даля в развитии
русского языка.
3)
Расширить читательский кругозор у
учащихся, обогатить словарный запас.
4)
Развивать умения учащихся работать с книгами.
5)
Воспитывать любовь к своей малой родине,
гордость за выдающихся людей луганской земли.
Оборудование:
портрет В.И. Даля, видео сказка, конверты с пословицами, рисунки к сказкам, выставка
книг В.И. Даля
Ход мероприятия
Вступление
— Ребята! Сегодня на улице осень и
уже прохладно, а в нашем классе тепло, светло и уютно! А светло от наших ярких,
искренних улыбок, ведь каждая из них — это маленькое солнышко, от которого
становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и
дарить окружающим хорошее настроение!
1
страница – «Луганский край – часть русского мира»
– Отгадайте загадку:
Говорит она
беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
– Правильно! Это книга.
Есть чудо на земле с
названьем дивным – книга!
Фундамент для грядущих добрых
дел.
–
Перед вами великие высказывания. Прочтите их:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
«Язык народа, бесспорно, главнейший и
неисчерпаемый родник наш»
–
О чём будем говорить сегодня на уроке?
–
Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве.
–
Зачем нам изучать родной русский язык?
–
Да, ребята, каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.
— Мы с вами живём в
большой прекрасной стране, которая с древних времён называется – Русь. Прошло
много лет, но наша Луганская Народная Республика и Донбасс был и остаётся русским
миром, который верен русским традициям. Мы говорим на русском языке, соблюдаем
традиции русского народа. Наша земля, Луганский край, богат великими людьми:
писателями, поэтами, композиторами, художниками, учёными, космонавтами.
Среди таких людей был В.И. Даль – Казак Луганский.
Мы
назовем наше мероприятие «Даль будет жить века!», и пройдет оно в
форме устного журнала, где будут странички, содержащие биографические сведения,
загадки, сказки, пословицы. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого
нашего земляка и его творчество, насладиться его волшебными сказками.
2
страница – «Семья Владимира Даля»
Итак, В.И. Даль родился
22 ноября. В этот день проводится Всероссийский словарный урок, а 2021 год
объявлен годом В.И. Даля.
Родился Владимир Иванович
Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) в высокообразованной семье.
Отец,
Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна, была
пианисткой. Она знала несколько языков. Владимир Иванович получил прекрасное
домашнее образование. Он с детства очень привязался душой к родному краю, позже
взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование
Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на
медицинском факультете в Дерптском университете.
Он
был морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению
русского языка и литературному творчеству.
Дружил
В.И. Даль с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным,
Крыловым,
Жуковским и другими.
За
свою жизнь Владимир Даль написал более ста очерков о русской жизни. Он много
путешествовал, поэтому отлично знал русский быт.
Самой
значительной работой в жизни Владимира Даля остается «Толковый словарь живого великорусского языка»,
содержащий примерно 200 тысяч слов. Даль был знаком со многими профессиями,
ремёслами, знал большое количество примет и поговорок, и все знания он вложил в
свой «Толковый словарь».
В
1862 г. был опубликован сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в
который вошло более 30 000 пословиц,
поговорок, прибауток. Многие из них встречаются в произведениях писателей, в
повседневной речи и активно употребляются в наше время.
Ø В каком народе живешь, того и обычья держись.
Ø Скучен день до вечера, коли делать нечего.
В 1871 г. появились два сборника
народных сказок для детей в обработке В. И. Даля.
Так, благодаря В.И. Далю, в
литературе сохранились известные и всеми любимые сказки: «Курочка Ряба»,
«Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Гуси-лебеди», «Война грибов с ягодами» и др.
4
октября 1872 года не стало В.И. Даля.
3
страница – «Загадки В.И. Даля»
В.И. Даль записал много загадок для
детей. Они помогают развивать сообразительность, проявлять логику, искать
решение, думать.
Вот некоторые из
них. Попробуйте отгадать:
ü
Что выше лесу? (Солнышко)
ü
Над бабушкиной избушкой висит хлеба
краюшка. (Месяц)
ü
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает,
осенью оживает (Снег)
ü
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды
на небе)
ü
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
4
Страница – «Народная мудрость» (работа в
группах)
В пословицах запечатлена история
народа, его мудрость, а также представления о том, что такое хорошо и что такое
плохо. Сейчас мы поработаем с пословицами, которые собрал и записал В.И. Даль. В
4 конвертах лежат разрезанные пословицы. Каждой группе надо собрать свою
пословицу и раскрыть её смысл.
ü
Грамоте учиться
всегда пригодится.
ü
Написано пером, не вырубить и топором.
ü
Ученье — свет, а неученье — тьма.
ü Не
спеши языком, торопись делом.
5
Страница – «Мир сказок В.И. Даля»
Много
поучительных сказок написал В.И. Даль. Они развивают внимание, заставляют
размышлять, учат добру и борьбе со злом. А сейчас вспомним сказки В. Даля.
Внимательно прослушайте отрывок из сказки, и постарайтесь угадать её название и
подобрать рисунок к ней. (рисунки на доске)
ü А
птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи
перьев. Каждое перо тоже со своим именем. («Старик-годовик»)
ü Пустили
лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама
же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. («Лиса-лапотница»)
ü
Жили-были старик со старухой, у них не
было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на
чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. («Девочка Снегурочка»)
–
Сегодня вы посмотрите и послушаете одну из сказок В.И. Даля
(просмотр сказки «Война грибов с ягодами»)
–
В чём поучительность сказки?
6
Страница
– «Россыпи слов»
В языке каждое слово имеет своё
лексическое значение. В.И. Далю было очень интересно слышать и записывать новые
слова, их значения. Многие из них вошли в «Толковый словарь живого великорусского языка».
Сейчас мы познакомимся с некоторыми
старинными словами и узнаем их лексическое значение.
ü Уста
– губы
ü Длань
– рука, ладонь
ü Очи
– глаза
ü Рушник
– вышитое полотенце
ü Чёботы
– сапоги
ü Жбан
– кувшин с крышкой
Многие из слов уже не встретишь в
нашей повседневной жизни. Они устарели, вышли из речи. Такие слова называют
архаизмы (устаревшие слова). На уроках русского языка и литературного чтения мы
будем встречать такие слова и использовать их в работе.
7
Страница – «Что значит В.И. Даль для меня?
А сейчас мы вспомним, о чём сегодня
говорили. Ребята, что нового и интересного вы узнали? (Ученики выражают своё
мнение с помощью «Радуга успеха»)
– На уроке было очень интересно!
–
На уроке я узнал(а)…
–
На уроке я научился(ась)….
–
Меня удивило…
–
Сегодня я запомнил(а), что….
8 Страница – «Даль будет жить»
От ступеней у
дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,
По широкой
дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.
Высокий,
красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.
И пока
народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,
А продолжает мир творить,
ДАЛЬ БУДЕТ
ЖИТЬ!
Века! Века!
Века!