Рисунки к рассказу живая шляпа

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 2 часть, климанова, виноградская, страницы 152-153. маленькие и большие секреты страны литературии.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 152-153. 

Маленькие и большие секреты страны литературии. Раздел «Жизнь дана на добрые дела»

УКМ «Перспектива»

1. Над чем заставили тебя задуматься произведения раздела?

Эти произведения заставили меня задуматься о том, что человек должен помогать другим людям. Не только друзьям или родственникам, но вообще всем.

Человек должен быть честным, отзывчивым и жить по совести. Должен творить добро.

2. Какие качества характера ты хотел бы в себе воспитать? На кого из героев прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться?

Я бы хотела воспитать в себе такие качества характера, как отзывчивость, бескорыстие, честность, щедрость, сострадание.

Я бы хотела походить на мальчика из рассказа «Просто старушка» и на героев рассказа «Фантазёры», потому что они помогали другим бескорыстно.

Я хотела бы подружиться с Мишуткой и Стасиком, потому что они добрые и весёлые. С такими друзьями не заскучаешь и они всегда помогут в трудную минуту.

3. Как ты понимаешь пословицу Красив тот, кто красиво поступает?

Человека нужно оценивать не по внешности, а по поступкам. Если человек поступает красиво, хорошо, то и сам растёт в глазах окружающих, становится привлекательным, красивым.

А злой красавец вызывает отвращение.

4. Весёлые или грустные рассказы написал Носов? Нравятся ли тебе герои его произведений?

Николай Носов писал очень весёлые, смешные рассказы. Мне нравятся его герои.

5. Подумайте с друзьями, что такое юмористическое произведение.

В юмористическом произведении автор показывает людей и их недостатки в смешном виде. Герои попадают в нелепые ситуации, вызывают смех у читателя.

6. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Носова. Попробуй рассказать о них, используя вопросы:

Какие рассказы Носова ты читал? Какой тебе запомнился? Почему?

Я читала рассказы: «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша».

Мне больше всего запомнился рассказ «Мишкина шляпа», потому что там очень много комичных эпизодов. Это самый смешной рассказ, который я читала.

Кто главные герои его произведений? Хочется ли тебе ещё раз встретиться с ними?

Герои его произведений обычные мальчики и девочки. С ними часто случаются смешные ситуации, но они всегда стараются поступать правильно.

Я бы хотела встретить таких весёлых ребят, как Стасик и Миша из рассказа «Фантазёры»

Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём произведения Носова?

Носов писал рассказы не только для того, чтобы насмешить, но и для того, чтобы научить детей поступать правильно.

Его рассказы о том, как поступать честно, по совести, помогать другим и не обижать слабых.

7. Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, к какому произведению Носова она сделана. Восстанови последовательность событий рассказа. Опиши мальчиков. Какие они: находчивые, любопытные, смелые, трусливые? Составь план и перескажи рассказ.

Эта иллюстрация к рассказу Носова «Живая шляпа».

Герои рассказа два мальчика, Вовка и Вадик. Они весёлые и смелые. Они попали в неожиданную ситуацию — шляпа ожила. Поэтому в первый момент мальчики напугались. Но они взяли себя в руки и атаковали шляпу. 

А преодолеть свой страх может лишь очень смелый человек.

План пересказа рассказа «Живая шляпа»

  1. Падение шляпы.
  2. Шляпа ползёт.
  3. На диване.
  4. Побег.
  5. Вовка боится.
  6. Клюшка и лыжная палка.
  7. Картошка
  8. Васька

Пересказ рассказа «Живая шляпа» для 2 класса

Вовка и Вадик рисовали за столом, когда что-то упало. Это была шляпа, которая слетела с комода.

Вовка пошёл поднять шляпу, но вдруг закричал, что шляпа живая, и что она ползёт.

Вадик подошёл к шляпе и увидел, что та действительно ползает.

Мальчик испугались и запрыгнули на диван. Но шляпа тоже двинулась к дивану.

Тогда ребята выскочили из комнаты и захлопнули дверь. Они спрятались на кухне. Вовка стал ныть и говорить, что пойдёт домой. Но Вадик остановил его. 

Он предложил вооружиться и напасть на шляпу. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку и вошли в комнату. Шляпа лежала неподвижно и не реагировала на крики и стук по полу.

Тогда ребята набрали картошки и стали издалека бросать в шляпу.

Одна картофелина попала и шляпа подскочила. Раздался истошный крик и из-под шляпы выскочил котёнок Васька. Когда шляпа упала, она накрыла его и поэтому двигалась.

Мальчики рассмеялись и стали гладить котёнка.

8. В чём разница между понятиями добрые дела и добра наживать? Как вы понимаете разницу между словами Добро, Доброта, Добрый, Добротный, Добренький?

Добрые дела: которые приносят добро другим людям.

Добра наживать: значит делать добро себе.

Добро: что-то очень хорошее, приятное. Но также материальные ценности.

Доброта: качество человека, способность творить добро.

Добрый: характеристика человека, делающий добро.

Добротный: хорошо, качественно сделанный.

Добренький: уменьшительно-ласкательное слово к понятию добрый. Может использоваться с иронией: 

На вид он добренький, а на самом деле злой.

1

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 76-86.

1. Тема выставки «Весёлые рассказы и стихи для детей». Как найти в библиотеке книги для выставки? Составь их список.

Если не знаешь писателей, которые пишут детские смешные рассказы, то можно попросить помощи у библиотекаря. Он подскажет, какие книги подобрать.

Пример списка книг для выставки:

  1. Драгунский В. «Денискины рассказы»
  2. Носов Н. «Фантазёры»
  3. Носов Н. «Живая шляпа»
  4. Чарушин Е. «На нашем дворе»
  5. Голявкин В. «Тетрадки под дождём»
  6. Барто А. «Я на уроке в первый раз»
  7. Благинина Е. «Весёлый человек»
  8. Кургузов О. «Рассказы маленького мальчика»

2. Какие книги ты читал? Какие хотел бы прочитать?

Я читала книги Николая Носова «Живая шляпа» и «Фантазёры».

Мне хотелось бы прочитать книгу Олега Кургузова «Записки маленького мальчика».

3. Рассмотри внимательно рисунки на странице 127 учебника. Какой заголовок подходит к ним?

К этим рисункам подходят заголовки:

Страшный рассказ, потому что дети испугались.

Про мальчика Витю и девочку Машу, потому что это история про детей.

Про ёжика, потому что дети испугались ёжика.

Не совсем подходят названия За грибами и На охоте, потому что они не передают тему рассказа или его главную мысль.

4. Восстанови последовательность событий:

События происходили так: 

В лес за ягодами и грибами — беда, или кто же нас так напугал — бегом от страшилища — встреча с охотником — спасите нас — ах, этот ёжик.

5. Придумай весёлый рассказ по рисункам.

Пример рассказа про встречу с ёжиком можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Ответь на вопрос «Что красивей всего?» не читая стихотворения Б. Заходера.

Красивей всего моя мама, потому что я очень сильно её люблю.

7. Прочитай стихотворение Заходера. Выпиши ответы героев.

Деревья и травы: солнечный свет.

Совы, сычи, кроты: ночная темнота.

Волк и лиса: леса.

Орёл: небеса.

Дельфин: море.

Павлин: хвост.

Мотылёк: цветок.

Цветок: мотылёк.

Остальные: поля, полярные льды, горы, степь, мерцанье звезды.

8. Сделай вывод, что красивей всего.

Красивей всего то, что тебе дороже всего, без чего тебе не прожить, то, что ты любишь.

9. Найди дополнительную информацию о писателе Успенском. Расскажи, как будешь искать эту информацию в интернете.

Я введу в строку поиска браузера фамилию писателя Успенский и перейду по ссылке на Википедию.

Дополнительная информация о писателе Эдуарде Успенском для 2 класса.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске.

Он закончил авиационный институт, но всю жизнь писал детские книги. Среди его героев — Чебурашка и крокодил Гена, дядя Фёдор и кот Матроскин, Колобки, Гарантийные человечки и многие другие.

Он написал более 80 книг. По многим его произведениям были сняты мультфильмы и два художественных фильма.

Эдуард Успенский умер 14 августа 2018 года.

За свой труд писатель был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».

10. Какие произведения Успенского ты прочитал? Какие произведения ты хотел бы прочитать?

Я прочитала: «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Школа клоунов».

Я хотела бы прочитать: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Меховой интернат», «Вниз по волшебной реке».

11. Расскажи, как ты будешь искать нужную книгу в тематическом каталоге.

Искать книгу можно по автору или по названию. Открыв каталог, нужно найти букву У и по алфавиту отыскать фамилию Успенский. Опять же по алфавиту найти среди его книг нужную, например «Меховой интернат».

12. Прочитай текст про Чебурашку. Выпиши предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали.

— Фу ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина. — Совсем не может сидеть на месте.

13. Восстанови последовательность событий рассказа по вопросам.

Правильная последовательность событий рассказа «Чебурашка»:

Чебурашка жил в тропиках — Он очутился в ящике с апельсинами — Он постоянно падал и у него появилось имя — его не приняли в зоопарк — его отнесли в магазин уцененных товаров — он работал в витрине и привлекал покупателей — он жил в телефонной будке.

14. Подготовь сценарий по рассказу.

Пример сценария по рассказу «Чебурашка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

15. Вспомни, какие мультфильмы сняты по книгам Успенского.

По книгам писателя снято много мультфильмов. Например, «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!», «Следствие ведут Колобки».

16. Прочитай стихотворение. Выпиши, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой.

Мальчик постирал бы рубашки, вымыл пол, подмёл, перемыл чашки, начистил картошки, расставил игрушки.

17. Определи мальчик какой. Подчеркни нужные слова.

Подчеркиваем слова: хвастун, лентяй, любящий маму, хитрый.

18. Рассмотри рисунки. Определи, какие дела можно делать вместе. Составь рассказ по одному из рисунков.

Примеры рассказов по этим рисункам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

19. Перечисли учебные принадлежности в стихотворении Берестова «Кисточка».

В стихотворении: бумажный лист, кисточка, краски.

На рисунке: карандаш, ручка, ластик.

20. Какие слова помогают представить тот или иной учебный предмет. Запиши.

Кисточка лёгкая, тонкая, воздушная — длинная, мягкая, аккуратная, с ворсинками, красивая.

Кисточка танцует, кружится, летает — рисует, мажет, скользит, двигается.

21. Придумай историю, которая могла бы случиться с учебными принадлежностями. Прочитай план, при необходимости дополни его.

Слышу разговор в школьном пенале — радости и горести карандаша — спасем от беды кисточку для клея.

Рассказ «Слышу разговор в школьном пенале» для 2 класса.

Однажды ночью Вадик неожиданно проснулся. Его разбудило чьё-то тихое бормотание.

Мальчик огляделся, но в комнате никого не было.

Вдруг он понял, что голос доноситься из его школьного пенала, который лежал на столе.

Вадик прислушался. 

— Ах, я бедный карандаш! — вещал голос. — У меня опять сломался грифель! А ведь я так люблю рисовать! Когда же хозяин наточит меня!

Вадику стало стыдно и он пообещал себе утром обязательно наточить карандаш.

А из пенала раздался другой голос:

— Ах, я несчастная кисточка! Меня не почистили и клей засох. Теперь я облысею и меня выкинут!

Кисточку нужно было спасать, и Вадик решительно спрыгнул с кровати. Он открыл пенал, достал замолчавшую кисточку, и промыл её под краном. Потом он положил её сушиться, подмигнул карандашу и закрыл пенал. 

Пример другого рассказа про учебные принадлежности можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Составь список книг Драгунского для выставки.

Список книг Виктора Драгунского для выставки.

  1. «Шляпа гроссмейстера»
  2. «Он живой и светится»
  3. «Бы»
  4. «Арбузный переулок»
  5. «Слон и радио»
  6. «Красный шарик в синем небе»
  7. «Зеленчатые леопарды»
  8. «Англичанин Павля»
  9. «Синий кинжал»
  10. «Чики-брык»

23. Рассмотри рисунки к рассказу «Тайное становится явным». Восстанови последовательность событий. Перескажи текст.

Пример пересказа рассказа «Тайное становится явным» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Произведения, которые ты прочитал в это разделе можно назвать…

Это юмористические произведения.

25. Соотнеси названия произведений и их авторов.

Заходер — «Товарищам детям»

Токмакова — «Плим»

Берестов — «Кисточка»

Остер — «Будем знакомы»

Драгунский — «Тайное становится явным»

26. Вспомни авторов произведений «Если был бы я девчонкой» и «Хорошее». Похожи ли ребята, о которых рассказали писатели? Запиши их имена. Объясни, чем они похожи.

Стихотворение «Если был бы я девчонкой» написал Эдуард Успенский. У героя нет имени, просто мальчик.

Рассказ «Хорошее» написала Валентина Осеева. Героя звать Юрик.

Герои этих произведений хотели помогать другим людям, но ничего не делали. Этим они похожи.

27. Запиши, какое настроения создают произведения, прочитанные в этом разделе.

Эти произведения создают весёлое, хорошее настроение. Они заставляют смеяться, но и задуматься.

28. Придумай песенку-шумелку. Вспомни, как её конструировал Винни-Пух. 

Пример песенки-шумелки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Тема
урока – Н. Носов «Живая шляпа»

Цель урока — Создание условий для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая
шляпа»; способствование развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать
информацию на слух

Задачи (относящиеся
к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

·     
Обучающие: учить осознанному чтению, давать
характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить
пословицы с содержанием прочитанного;

·     
Предметные: ознакомление с рассказом Н. Носова
«Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

·     
развивающие: развивать навыки чтения, связную
речь, мышление, память, внимание;

·     
метапредметные:

Регулятивные: формулировать вместе с
учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты
своих действий и результаты работы сверстников,

Познавательные: пользоваться приёмами
анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы
учителя, осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое,
фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать
слова, пользоваться условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя
речевые оценочные средства;

·     
воспитательные: воспитывать доброе отношение друг
к другу.

·     
Личностные: проявлять интерес к чтению
литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по
отношению к произведениям родных; допускать существование других точек
зрения.

Оборудование: учебное
пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), карточки,
иллюстрации, видеоролик,

Этап фрагмента урока. Время

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,
И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р — регулятивные, к
коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности
выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный метод

Слово учителя

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие,
которое позволит нам сделать новые открытия.

Для начала давайте проведем речевую разминку.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

(прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с
разной интонацией, скороговоркой).

Выполняют речевую разминку

Ф

Ноутбук

Проектор

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней
потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии

Практический метод

Выполнение упражнения

Перед тем как мы начнем изучение нового произведения я предлагаю вам
решить задание, которое поможет нам узнать, как вы запомнили каких авторов и
их произведения мы уже изучили

(https://learningapps.org/display?v=pr9vsz65t21)

-ребята, а почему у живой шляпы вы не смогли определить автора?

— правильно это с этим произведением мы с вами сегодня начнем
работать

Выполняют интерактивное задание

Ф

Ноутбук

Проектор

Интерактивное задание

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

3. Построение
проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

формулировка
главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и
средств.

Словесный метод

Беседа

-Итак какова же
тема нашего урока?

— Какую цель
поставим сегодня на уроке?

+ Знакомство с произведением
и первичный анализ.

— Чтобы выполнить
эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

— Поставьте задачи
в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с
биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать
содержание рассказа.

Прослушать рассказ
в аудиозаписи.                        

Формулируют тему
урока.

Определяют цели и
задачи урока

Цль урока: знакомство
с творчеством Николая Носова и его рассказом «Живая шляпа»

Расставляют задачи
в правильном порядке

Ф

Ноутбук

Проектор

Интерактивное задание

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

4. Реализация
построенного проекта

ученики сами
создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на
практике.

Работа с портретом

Словесный метод беседа

Просмотр диафильма

    Посмотрите
внимательно на портреты. Как вы думаете, кто на них изображен?

—  Николай
Николаевич Носов.

—  Как вы думаете,
каким он был?

—  Ответы детей.

 Вам интересно
узнать немного интересного из биографии писателя.

Заполнение таблицы
в ходе просмотра видеобиографии.

В своих рассказах,
Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь
интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о
человеческих достоинствах и недостатках.

 Перед тем как
начать знакомиться с рассказом живая шляпа нам необходимо поработать со
словами которые нам встретятся

2. Словарная
работа.

Обсудите как вы
понимаете данные слова в парах.

Плюхнулось

Со- скольз-ну-ли

Под-прыг-нет

Рас-кра-ши-ва-ли

При-от-кры-ли

— Прочитайте хором
слова и объясните их значения.

Рассмотрите рисунок

Объясните значение
слов комод и кочерга

—  Сейчас вы
посмотрите диафильм по этому рассказу, слушайте внимательно и постарайтесь
ответить на вопрос: могут ли оживать шляпы?

Просмотр диафильма

—  Могут ли оживать
шляпы?

Ответы детей.

—  Почему же автор
назвал рассказ «Живая шляпа»?

—  Потому что шляпа
накрыла кота и ползала по полу, как живая.

— Ребята всё так же
продолжали бояться шляпы?

— Найдите и
зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и
трясутся от страха)

— Почему Вовка
решил уйти домой? (зачитайте)

— Кто из мальчиков
был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. ( Пойдем вместе. Я
возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

— А какое оружие
еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? ( Клюшка,

лыжная палка,
картошка.)

-Почему ребята осмелели?

-Как изменилось их
поведение? А интонация и громкость голоса?

— Найдите и
зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

-Какие маленькие
слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков
(Ага! Эй ты, шляпа!)

Работают с
портретом Николая Носова.

Просматривают
видеобиографию заполняют таблицу, проверяют с помощью документ камеры

Работают в парах,
обсуждают как понимают предложенные им слова.

Просматривают
внимательно диафильм и отвечают на вопросы по тексту

Ф

П

Ноутбук

Проектор

Документ- камера

Карточки для работы с биографией

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

6. Первичное закрепление
с проговариванием во внешней речи.

усвоение учащимися
нового способа действия при решении типовых задач

Словесный метод

Беседа

—  Понравилась ли
вам история?

Ответы детей.

— Что понравилось
больше всего?

Ответы детей.

Высказывают свое
мнение о рассказе: понравился ли рассказ; что больше всего понравилось

Ф

Проектор

Ноутбук

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

7.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

интериоризация
нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и
индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового
знание в типовых заданиях.

Выполнение задания

Игра «Да-нет»

Так или не так всё
было в рассказе Н Носова «Живая шляпа». (приложение)

— Давайте проверим,
как вы выполнили это задание.

В этом нам поможет
документ камера, кто хочет поработать с документ камерой?

— Поднимите руку,
кто правильно выполнил задание.

Самостоятельно
выполняют работу. Проверяют с помощью документ- камеры

И

Документ-камера

Карточки для игры

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

8. Включение в
систему знаний повторение

повторение  и 
закрепление  ранее  изученного  и  подготовка  к изучению  следующих 
разделов  курса, выявление границы  применимости нового знания и научить
использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить  учебное 
содержание,  необходимое  для  обеспечения содержательной  непрерывности,
включение  нового  способа  действий  в систему знаний.

Словесный метод

Беседа

— С рассказом
какого писателя мы работали на уроке?

Какую цель мы перед
собой поставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь

— Что же смешного в
рассказе Н Носова?

— На протяжении
нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным.
Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно?

Ответы детей

Отвечают на вопросы
учителя

Ф

Ноутбук

Проектор

осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать
ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

9. Рефлексия УД на
уроке

самооценка
учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения
и границ применения нового способа действия

Заполнение таблицы

Словесный метод

Худ.слово

-Вам сейчас я выдам
карточки на которых написаны предложения, которые помогут оценить вашу работу
на уроке.

Продолжите
предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Вы обдумайте
рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о
том:

Что рассказано? О
чем?

Что зачем
произошло?

И к чему все
привело?

Перескажите еще раз

И запомните
рассказ.

Оценивают свою
деятельность на уроке

И

Карточки для рефлексии

осознанное восприятие литературного произведения; умение
сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных
текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение
произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде
иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для
передачи информации.

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и
дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных;
допускать существование других точек зрения.

Приложение 3. Игра «Да-нет»

 Приложение
3. Карточки для рефлексии

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

(по
произведению Н.Н.Носова «Живая шляпа»)

Участники проекта:

Воспитатель Киселева
Ольга Николаевна (реализация)

Воспитатель Байбекова
Мунира Зинатовна (реализация)

Воспитатель Титушина
Виктория Павловна (реализация)

Старший воспитатель
Баранова Светлана Павловна (контроль)

Дети: воспитанники
старшей группы № 5 (возраст 5 лет) – 25 человек.

Дети: воспитанники
подготовительной к школе группы № 11 (возраст 6 лет) – 25 человек.

Родители
воспитанников группы № 5 – 25 человек.

Родители
воспитанников группы № 11 – 25 человек.

Проект творческий
информационно-литературный краткосрочный

Сроки реализации
проекта
: 12 – 20 сентября.

Проблема проекта: Ребенок в возрасте 5-6-ти лет становится все
более активным в познании, происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок познает мир,
окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль
деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. В то
же время, взаимодействие детей со взрослыми является важным условием
формирования самостоятельности.

Гипотеза проекта: Занятия творческой деятельностью помогают
развить интересы и способности ребенка; способствуют развитию речи, памяти,
мышления, воображения, мелкой и крупной моторики;  повышают самооценку.

Цель проекта: Познакомить детей с произведением Н.Носова
«Живая шляпа» и со шляпой, как головным убором.

Задачи проекта:

Образовательные:

·       
Познакомить детей с
рассказом Н.Носова «Живая шляпа», с биографией писателя, научить детей
пересказывать рассказ, познакомить детей со шляпой, как головным убором.

Воспитательные:

·       
Воспитывать интерес к
литературным произведениям.

·       
Воспитывать сочувственное
отношение к героям произведения.

·       
Воспитывать интерес и
бережное отношение к животным и вещам.

·       
Воспитывать
доброжелательное отношение детей друг к другу.

Развивающие:

·       
Развивать связную речь
детей, правильное звукопроизношение.

·       
Развивать память,
мышление, воображение, мелкую моторику.

·       
Развивать умение входить в
образ героя сказки при инсценировании.

Актуальность проекта

         В ходе бесед и игр активизируется речь детей. Выполнение
игровых заданий в образах персонажей из литературных произведений помогает
лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.

Участие родителей

Изготовление творческих и информационных работ вместе с детьми.

Ресурсное
обеспечение

Портрет Н.Носова,
презентация «Вот такие шляпы» ноутбук и проектор, аудиозаписи; книга Н.Носова,
альбом «Самые красивые грибы», шляпы, изготовленные руками детей и родителей,
атрибуты для дидактических игр.

Планирование разных видов совместной деятельности

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Примечания

1

Познакомить детей с
рассказом Н.Носова  «Живая шляпа» в ходе внеучебной деятельности.

Ответственные –
воспитатели

5 и 11 групп

2

Познакомить детей с
биографией Н.Носова с целью развития интереса к творчеству писателя.

Ответственные –
воспитатели

11 группы

3

Научить детей
пересказыванию рассказа «Живая шляпа»

16 сентября

Ответственные –
воспитатели обеих групп

4

Показать детям
презентацию о шляпах, как головном уборе.

Ответственные –
воспитатели обеих групп

5

Провести конкурс
рисунков по рассказу «Живая шляпа».

18 сентября

Ответственные –
воспитатели обеих групп

6

Провести с детьми
викторину по рассказу «Живая шляпа»

19 сентября

Ответственные –
воспитатели группы 11

7

Смастерить шляпы
своими руками

12-19 сентября

Ответственные –
родители обеих групп

8

Подготовить альбом
«Кто ходит в шляпах?» (о грибах) и презентовать его детям

18-19 сентября

Ответственные –
воспитатели группы 5

9

Подготовить
инсценировку рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

17-19 сентября

Ответственные –
воспитатели группы 11

10

Провести конкурс
шляп с их защитой (итоговое мероприятие с приглашением родителей)

20 сентября

Ответственные –
воспитатели, родители обеих групп

 

Предполагаемые результаты реализации проекта

·       
Дети познакомятся с
рассказом Н.Носова, научатся запоминать героев, сопереживать им, инсценировать,
пересказывать.

·       
Дети познакомятся со
шляпой, как головным убором.

·       
Дети познакомятся со
«шляпами» в природе – узнают разные виды грибов.

·       
Дети поучаствуют в
конкурсе рисунков, викторине.

·       
Дети научатся играть в
дидактические игры на тему шляп.

·       
Дети станут более
раскрепощенными и активными.

·       
Речь, мышление, память,
воображение, мелкая моторика детей будут развиваться.

·       
Детско-родительский
коллектив станет более сплоченным.

Результаты реализации проекта

·       
Дети познакомились с
рассказом Н.Носова «Живая шляпа», запомнили имена героев и сюжет рассказа,
научились пересказывать.

·       
Дети узнали историю шляп,
запомнили некоторые виды шляп.

·       
Дети узнали многие виды
грибов, в том числе, экзотические.

·       
Дети нарисовали шляпы,
героев сказок в шляпах, ответили на вопросы викторины, научились играть в
п/игры на тему шляп, мастерить шляпы.

Ссылки на публикации:

https://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-v-starshei-i-podgotovitelnoi-grupah-zhivaja-shljapa.html   
https://www.ds37sp.org/2019-48

Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»

Автор: Проценко Анна Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда

Вид проекта: творческий, ролево–игровой.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.

Задачи проекта:

  • познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
  • способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
  • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
  • формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
  • развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
  • приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.

Этапы проекта

Содержание деятельности

Участники

1.Подгото-вительный этап

1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта.

2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов.

3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам.

Воспитатель, родители, дети

2.Основной этап

1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова»

2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками.

3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения.

4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов.

5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова».

6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова.

7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова.

8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям.

10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон».

11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа».

12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов»

13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах.

14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта.

Воспитатель, родители, дети

3. Заключительный этап.

Презентация проекта.

Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?

Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.

1. Разминка.

Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про Незнайку и про

Телефон, ступеньки, Дружка,

Про живую шляпу, автомобиль,

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).

Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.

2. «Блиц-опрос».

Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)

Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

3. «Бюро находок»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).

1. Шляпа («Живая шляпа»)

2. Огурец («Огурцы»)

3. Лопата («На горке»)

4. Пистолет («Саша»)

5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)

4. Физминутка: «Зарядка».

5. «Чему учит рассказ?»

Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.

Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:

1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?

2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)

3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)

4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)

5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)

6. Ломать не строить. (Телефон)

6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?

Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?

Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!

Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!

Ребёнок2: — Чего проще!

Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.

Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.

Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….

Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!

Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.

Ребёнок3: — Ну, думай, думай!

Ребёнок2: — Э-э-э….

Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо

Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…

Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?

Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?

Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.

Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!

Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Ребёнок4: — Какая польза?

Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!

Ребёнок2: — А тебе что?

Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

Ребёнок2: — Сами вы брехуны!

Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.

Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.

Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.

Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.

Ребёнок4: — Пойдем.

Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

Ребёнок3: — Ты чего ревела?

Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.

Ребёнок4: — За что?

Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.

Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.

Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?

Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.

Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

Дети прощаются и уходят.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

Опубликовано: 17.11.2021

  • Рисунки к рассказу детство толстого
  • Рисунки к рассказу барышня крестьянка пушкин
  • Рисунки к рассказу маленький принц экзюпери
  • Рисунки к рассказу муму
  • Рисунки из сказок пушкина легкие