Рисунки к рассказу тимур и его команда

Тема: аркадий гайдар. из книги тимур и его командацель формирование читательской грамотности на основе анализа текста произведения а. гайдара

Тема:
«Аркадий Гайдар. Из книги «Тимур и его команда»

Цель
– формирование читательской грамотности на основе анализа текста произведения
А. Гайдара «Тимур и его команда».

Дидактические:  создать условия для анализа
текста произведения А. Гайдара «Тимур и его команда»; обеспечить целостное
восприятие текста, учить анализировать  его содержание на основе системы
вопросов учителя, определять последовательность событий повести,
характеризовать героев произведения.

Развивающие:
развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение; развивать
связную речь; обогащать словарный запас.

Воспитательные:
формировать нравственные качества учащихся; воспитывать самостоятельность,
уважительное отношение к одноклассникам; культуру общения, настойчивость в
достижении поставленной цели.

Задания

Предполагаемые ответы обучающихся

Планируемые результаты

 1 задание

Узнаем, насколько успешно вы запомнили всех героев произведения.
Вам необходимо поработать в парах и выполнить задание на планшетах на
платформе
LearningApps. В сетке с буквами найдите
героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

image001

 image002

Личностные: с уважением относятся к творчеству
писателя.

Метапредметные:

К: участвуют в диалоге в паре, задают
вопросы

на осмысление проблемы.

Р: оценивают свои достижения и результаты
сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Предметные: различают и находят главных героев
произведения.

2 задание

«Мозговой штурм»

Для работы вам необходимо разделиться на группы. На экране
интерактивной панели будут появляться вопросы. Группа, ответившая верно на
вопрос первой, получает звездочку. По итогам «Мозгового штурма» определим,
чья группа является победителем и получила наибольшее количество звезд.

Вопросы для мозгового штурма:

1.Фамилия Ольги и Жени.

2.Сколько лет Ольге?

3.Кто подарил Ольге аккордеон?

4.Кто помог Ольге прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены?

5.Кем и где работает Георгий Гараев?

6.Кто не выпустил Женю из незнакомого дома?

7.Назовите кличку этой собаки.

8.Кому тимуровцы наполнили кадку водой?

9.Чем занималась команда Тимура?

10.За кого приняла Ольга Тимура, когда запрещала Жене с ним
общаться?

11.Кто составил ультиматум и кому?

12.Назовите имя Фигуры

13. Кто помог Жене попасть в Москву на встречу с отцом?

1. Александровы

2. 18

3. Отец, на день рождения

4. Молочница

5. Инженером-механиком на автомобильном заводе

6. Собака

7. Рита

8. Молочнице, у нее сын был в Армии

9. Помогала людям

10. За хулигана)

11. Тимуровцы квакинцам

12. Петр Пятаков

13. Тимур отвез ее на мотоцикле

Личностные: с уважением относятся к творчеству
писателя.

Метапредметные:

К: отбирают аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения.

Р: оценивают свои достижения и результаты
сверстников в группе по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

П: определяют информацию на
основе различных художественных объектов, например, литературного
произведения, иллюстрации.

Предметные: пользуются элементарными приёмами
анализа текста.

3 задание

Работать вам необходимо в парах. На планшете отсканируйте
кьюар-код и выполните задание. Определите, кому принадлежат вещи, запишите
вещь и имя героя под иллюстрацией.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/7/3081_ee506606d624b5ca9513c83ce2c0367b.jpg

Аккордеон – Ольге,

Двустволка – дедушке, Колокольчикову, мотоцикл – Георгию,   

Коза – Нюрке,  

звезда – Тимуру.

Личностные: с уважением относятся к творчеству
писателя.

Метапредметные:

К: проявляют терпимость к другому мнению,
не допускают агрессивного поведения.

Р: фиксируют причины неудач в устной форме
в паре.

П: сравнивают мотивы поступков
героев из литературного произведения, выявляют особенности поведения в
зависимости от мотива.

Предметные: определяют принадлежность объектов
главным героям произведения.

4 задание

Выполните индивидуальную работу на планшетах на платформе
LearningApps. Разгадайте кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд,
то узнаете, как первоначально называлась повесть А. Гайдара «Тимур и его
команда».

image004

image005

Личностные: с уважением относятся к творчеству
писателя.

Метапредметные:

К: отбирать аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения.

Р:
анализируют причины успеха/неуспеха с помощью

оценочных шкал и знаковой системы.

П: анализируют литературный
текст с опорой на систему вопросов.

Предметные: пользоваться элементарными приёмами
анализа текста с целью его изучения и осмысления.

5 задание

Выполните творческую работу в группах. На интерактивном столе
выполните рисунок «Каким вы представляете себе Тимура», отражая в рисунке те
качества, которые принадлежат герою. Для создания рисунка используйте
фрагменты, которые находятся на рабочей панели интерактивного стола. Они
помогут создать необходимую вам композицию.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4703/mihtimak.1f/0_652e7_1d4c259d_orig.jpg image007

image008

Личностные: с уважением относятся к творчеству
писателя.

Метапредметные:

К: формулируют цель работы группы,
принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом

работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Р:
оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе.

П: определяют информацию на
основе различных художественных объектов, например, литературного
произведения, иллюстрации.

Предметные: находят эпизод из прочитанного
произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

На чтение 30 мин. Просмотров 14 Опубликовано

Меню статьи:

Чему учит это произведение? Ряду качеств: патриотизм, внимательность, ответственность… Также любовь к ближнему, сострадание, участие, дисциплинированность. Читатель учится милосердию, готовности и собранности в любое время. Автор стремится показать, каким должен быть настоящий Человек.

Timur-i-ego-komanda-Gajdar.jpg

Как это часто случается с литературными произведениями, писатель воплощает абстрактные идеи и нравственные идеалы в конкретных персонажах. Не исключение – «Тимур и его команда», главные герои которого выстраиваются в систему.

Характеристика системы персонажей повести «Тимур и его команда»

Диалектический метод, можно предположить, – это излюбленный подход к творчеству Аркадия Гайдара, ведь с помощью него автор конструирует систему действующих лиц: как полагается, здесь выписаны герои и антигерои.

Герои

Центральный персонаж, как следует из названия повести, – это Тимур.

Тимур

Итак, Тимур Гараев – подросток военного времени, явный лидер в группе, которому свойственно проявлять талант к организаторским делам (да и прозвали его соответствующим прозвищем – «атаман»). Тимуру выказывают уважение коллеги, товарищи, а также враги: это говорит о многом. Но и Тимур содержит в себе внутреннюю диалектику. С одной стороны, юноша ответственный, рассудительный, не по годам мудрый. Тимур понимающий и отзывчивый. С другой стороны – Тимур тоже делает ошибки, герой – не идеал, а живой человек, по-детски наивный и непосредственный. Тимура отличает смелость и отвага, решительность и героизм, верность и надежность, справедливость и честность. Он – пионер, бескорыстный в помощи тем, кому эта помощь нужна. В непростое время войны Тимур и его товарищи защищают жен и детей военных.

Команда Тимура

Георгий Гараев

Дядя Тимура воплощает образ старшего товарища и наставника. Мужчина жизнерадостный и творческий человек (поет и играет в местном театре). Поэтому Георгию свойственны таланты, находчивость и гибкость ума. Дядя не менее решительный и ответственный, чем его племянник. Гараев – инженер по образованию и воспитывает Тимура. Во время войны становится капитаном в танковых войсках: Георгий понимал, что он тоже получит повестку, но герой готов защищать отечество, даже несмотря на то, что в мирной жизни мужчину держала любовь к Ольге, которая провожает Гараева на фронт.

Ольга Александрова

Старший ребенок полковника Красной армии Александрова. Отец девушки, желая уберечь дочь, удержать подальше от ужасов и опасностей войны, отправляет Ольгу на дачу – под Москву. Туда же с девушкой едет и младшая сестра – Женя. Ольге 18 лет – не так уж много, но уже в этом возрасте Ольгу отличает строгость, серьезность, зрелость и желание казаться старше и самостоятельнее. Она воспитывает Женю.

Timur-i-ego-komanda-A.-Gajdar.jpg

Вначале Ольга неприязненно воспринимает Тимура, но потом говорит Георгию, что была неправа. В Ольге соединяется мир взрослого и мир ребенка, которые не мирятся, но противостоят друг другу.

Женя Александрова

Младший ребенок полковника Александрова. В отличие от старшей сестры, Женя мечтательна и склонна к шалостям.

Девочка – воплощение эмоционального лидера, романтично увлеченного идеями. Несмотря на это, Женя решительна, ответственна и достаточно серьезна, чтобы принимать настоящие взрослые решения. Жене всего 13 лет, но, будучи бойкой и смелой, она проникается глубокой симпатией к Тимуру и делу юноши. Ольга порой строга с сестрой, но та понимает, что Ольга искренне и горячо любит ее. Впоследствии Жене удается мотивировать и старшую сестру на то, чтобы та присоединилась к команде Тимура.

Гейка

Этот персонаж, вызывающий уважение товарищей, внутренне сильный – зеркало, через которое читатель видит, насколько слажена команда Тимура.

Коля Колокольчиков

Коля – самый маленький, юный участник команды. Как и положено младшему, мальчику свойственны робость и застенчивость. Коля – пример честности и доброты.

Сима Симаков

Если Женя – лидер в области эмоций, то Сима – в области дел. Юноша – ответственный, самостоятельный, умный и находчивый. Когда читатель встречает этого персонажа на страницах книги, приписывает Симе расторопность и чувство юмора, веселый характер, сочетание юности и серьезности в подходе к делам.

Василий Ладыгин

то, пожалуй, самый закрытый и таинственный участник команды. Герой любит молчать, но в вопросе отношения к делу проявляет серьезность и ответственность.

Нюрка

Наконец, последний участник команды, Нюрка, – пример энергичности. Девушка вдохновляет собственной активностью, соединяя эмоциональные черты (сопереживание, сочувствие) и деловые, организаторские.

Антигерои

Как и положено, в диалектике плюс уравновешивается минусом, которые, сражаясь, создают порядок и систему.

Противоположность команды Тимура – это шайка Квакина.

Шайка Квакина

Михаил Квакин

Миша, как и Тимур, тоже «атаман», но возглавляет не сплоченную команду, но разрозненную шайку (чувствуется разница в названиях этих групп) местных хулиганов. Если команда Тимура помогает людям, то шайка Михаила наоборот – вносит разлад, разрушение, деструкцию, хаос. Местные жители страдают от действий шайки Квакина: хулиганы портят сады, огороды, хозяйство… Однако сам Михаил – это умный юноша, которому не чужды высокие черты: например, понятие о справедливости и честности, у которого есть все шансы стать Настоящим человеком. Постепенно Михаил понимает неправильность, аморальность своих действий.

Алеша

Возможно, в Алеше воплощается своеобразное понимание честности в контексте шайки Квакина: он, например, уважает Тимура, который его враг, оппонент.

Фигура

Безымянная фигура (это не случайность) – отражение деструктивных порывов шайки. Этот персонаж – синтез жестокости, цинизма, обособленности и озлобленности на людей и мир. Важно, что фигура не испытывает чувства юмора, которое в произведении «Тимур и его команда» выписано как одна из основных черт Настоящего человека.

Содержание:

История создания

Автор написал свое известное сочинение в жанре повесть, персонажи отчасти сказочные, отчасти реальные. Гайдар наблюдал за ребятами, живущими в его дворе, и брал от них лучшие качества:

  • честность;
  • смелость;
  • взаимовыручку;
  • верность;
  • любовь к отчизне.

Что касается главного героя «Тимура и команды», этот образ собирательный. Хотя многие склоняются к мнению, что прототипом вожака отряда стал сам писатель. Аркадий Гайдар, будучи мальчишкой, был командиром Красной Армии.

Повесть была издана более 200 раз, переведена на 75 языков. Ее включили в энциклопедию 100 книг, которые рекомендуют к прочтению школьникам. Первая публикация состоялась осенью 1940 года в газетном издании «Пионерская правда».

По мотивам произведения снят художественный фильм, премьера картины состоялась в 1940 году. С полным списком актеров можно ознакомиться на сайте Википедия. Также имеются онлайн-записи повести, в качестве диктора выступили театральные актеры.

Главные герои

В произведении несколько основных действующих лиц. Описание самых ярких фигур повести:

  1. Тимур — пионер с лидерскими задатками, собирающий вокруг себя единомышленников. Он смелый, решительный и честный, старается помочь старикам по хозяйству, следит за порядком. Борется с местной шайкой, которая нарушает покой местных жителей и ворует у них урожай.
  2. Женя — тринадцатилетняя девочка, дочь командира, она в сопровождении старшей сестры приехала отдохнуть на дачу. Узнав о существовании отряда и поняв, какую важную миссию ребята выполняют, решается войти в команду.
  3. Георгий Гараев — ответственный мужчина с хорошим образованием, дядя главного действующего лица произведения. Гера — творческий человек, поет, играет в местном театре. После знакомства с сестрами, приехавшими из города, влюбляется в старшую Ольгу. Но так и не признается девушке в чувствах, так как получает повестку и отправляется воевать в танковые войска.
  4. Ольга — старшая сестра, в отсутствие отца взяла на себя заботу о Евгении, она строга с ней. По первичным рассуждениям девушки, Тимур — хулиган, поэтому она не разрешает младшей сестре с ним дружить. Позднее признает свою ошибку. Ольга честная, справедливая и добрая героиня.
  5. Михаил Квакин — отрицательный персонаж, главарь шайки, которая портит жизнь местным жителям. Но впоследствии он все-таки берется за ум, осознает, что совершает плохие поступки. Проведя анализ своей жизни, молодой человек уходит с преступного пути.
  6. Полковник Александров — отец Ольги и Жени, который по долгу службы вынужден покинуть девочек на неопределенное время. Он с заботой относится к дочерям и справедливо к окружающим людям, в том числе и к Тимуру. Он одобряет действия пионера и его отряда, а также с уважением относится к поступку, когда молодой человек, бросив все дела, отвез Женю на мотоцикле в Москву.

Краткое содержание

Все события развиваются в военное время. Сюжет начинается с того, как 2 сестры по указанию отца — командира бронедивизиона, отправляются в дачный поселок. В этом небольшом поселении они должны дождаться отца, а заодно отдохнуть.

Прибыв на место, младшая сестра Женя отправляется на прогулку по деревне, и случайно знакомится с молодым человеком по имени Тимур. Как позднее оказалось, он лидер отряда, который оказывает посильную помощь местным жителям, чьи родственники отправились защищать родину.

Помимо этого, «тимуровцы» охотятся за бандой хулиганов, которые крадут чужой урожай. Женя также хочет стать членом отряда, но ее старшая сестра категорически против, она не считает Тимура и его команду героями. Ольга видела, как их лидер общался с местным хулиганом Мишкой по фамилии Квакин и решила, что они промышляют темными делами вместе.

Сама же Ольга поддерживает дружбу с дядей Тимура — инженером Георгием Гараевым. Мужчина уверяет девушку, что его племянник не злодей. Но несмотря на это, девушка настаивает, чтобы Женя перестала общаться с тимуровцами.

В это же время юные добровольцы отряда все-таки смогли поймать преступную банду, обчищавшую огороды. Их главарем оказался Квакин. Всю шайку заперли в будке в центре деревни на посмешище местным жителям.

После этого Ольга уезжает домой, а младшую сестру в наказание оставляет в деревне. Вскоре Женя узнает, что отец, которого она не видела больше трех месяцев, будет проездом в Москве. Но девушка понимает, что увидеться она с ним не сможет. Последняя электричка уже уехала, к тому же у нее на руках соседский ребенок, которому нужно прочитать сказку и уложить спать.

На помощь подруге приходит Тимур, он просит товарищей присмотреть за девочкой, а сам отвозит Женю на мотоцикле в Москву, долгожданная встреча все-таки состоялась, дочь смогла обнять своего отца.

Основная мысль

Автор в своем произведение затронул разные темы, выделил дружбу, любовь и бескорыстность. Гайдар наглядно показывает, что совершать добрые дела может каждый человек, независимо от возраста.

Мальчишки не ждали взамен благодарности, похвалы или какой-нибудь награды, они, наоборот, совершали свои поступки тайно. Их помощь была действительно от чистого сердца.

Отдельное внимание уделено патриотизму и уважению к участникам военных событий. Ребята делали на домах, где проживала семья военных, рисунок в виде красной звезды — символ уважения. Этим людям уделялось особое внимание, а помощь приходила в первую очередь. Вот такие они простые и смелые — главные герои рассказа «Тимур и его команда».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Благодаря произведению Гайдара «Тимур и его команда», в нашей стране возникло тимуровское движение. Сотни девчонок и мальчишек брали пример с главного героя Тимура и его команды, помогали пожилым, больным и нуждающимся людям. Герои повести учат патриотизму и любви к людям, ответственности и внимательности, собранности и дисциплине. В «Тимуре и его команде» герои являются не только образцом порядка, но и образцом настоящего человека. Гайдар является одним из известных писателей, чьи книги изучали в советских школах.

Характеристика героев «Тимур и его команда»

Главные герои

Тимур

Смелый, решительный, отважный герой рассказа Гайдара, настоящий пионер. Создал свой отряд, который помогает местным жителям в хозяйственных делах. Ребята берут под свою защиту семьи военных. Следят за порядком. Тимур – ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан.

Женя

Девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Вместе со старшей сестрой приехала на дачу. Бойкая и смелая девчонка, познакомившись с Тимуром, проникается сознанием того, какую полезную деятельность развернула команда ребят. Становится членом их команды, помогает во всех делах. Очень сильно любит своего отца и сестру Ольгу. Дружит с Тимуром.

Гараев

Приходится дядей Тимура. Молодой, талантливый человек, ответственный и решительный. Воспитывает Тимура. Инженер Гараев хорошо поет, играет в местном театре. Веселый, общительный молодой человек, катает Ольгу на мотоцикле. Влюбился в Ольгу, сестру Жени. Он ждет повестку, и получив ее, капитаном танковых войск уходит на фронт.

Ольга

Старшая дочь полковника Александрова. По решению отца, вместе с Женей отправилась на подмосковную дачу. Строгая сестра, старается воспитывать Женю. Ольге 18 лет, и она пытается казаться взрослой и самостоятельной девушкой. Часто ругает Женю за ее проделки и шалости, но на самом деле, горячо и искренне любит свою младшую сестренку. Честная и справедливая, объясняет Георгию Гараеву, что она ошиблась в своем суждении об его племяннике Тимуре. Провожает Гараева на фронт вместе с командой Тимура, и присоединившимися к ним местными жителями.

Михаил Квакин

Местный атаман хулиганов. В отличие от команды Тимура, его шайка приносит лишь неприятности местным жителям. Они опустошают сады, огороды, занимаются хулиганством. По сравнению со своими хулиганами, Квакин – умный и думающий парень, где-то даже справедливый и честный. Со временем к нему приходит понимание того, что он и его шайка делают некрасивые поступки, что они, фактически, постепенно становятся противниками Советской власти. Есть надежда, что Квакин Михаил станет настоящим человеком.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Команда Тимура

Мальчишки и девчонки, делающие одно дело со своим командиром. Помогают пожилым людям, семьям, чьи отцы и мужья служат в Красной армии. Ответственные, смелые и решительные ребята. Дисциплинированные и дружные товарищи, горой стоят друг за друга.

Шайка Квакина

Местные хулиганы, любят безобразничать, драться. Воюют с командой Тимура. Слушаются своего атамана Михаила Квакина.

Полковник Александров

Командир Красной Армии, отец Жени и Ольги. Заботливый отец, справедливо относится к людям. Открытый и честный. Достойно оценивает поступок Тимура, когда тот среди ночи успел привести в Москву Женю на мотоцикле.

</tr></table>

Это краткая характеристика персонажей повести Гайдара «Тимур и его команда», которая может быть использована на уроке литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году была написана повесть «Тимур и его команда»?</h3>

    • <label>1939;</label>
    • <label>1940;</label>
    • <label>1941;</label>
    • <label>1942.</label>

(новая вкладка) Жанр: повестьГлавные герои рассказа «Тимур и его команда» и их характеристика

  1. Женя. 13 лет. Добрая, веселая. романтичная.
  2. Ольга. 18 лет. Добрая, заботливая, осторожная.
  3. Тимур Гараев. Ответственный, смелый, решительный, добрый, благородный.
  4. Григорий Гараев. Инженер, положительный, спокойный, надежный.
  5. Мишка Квакин. Вождь местных хулиганов.
  6. Петр Пятаков, он же Фигура. Хулиган.
  7. Гейка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Василий Ладыгин, Таня и другие ребята. Члены команды Тимура.

Кратчайшее содержание рассказа «Тимур и его команда» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Женя и Ольга едут на дачу, и там Женя знакомится с Тимуром, а Ольга с Георгием Гараевыми.
  2. Тимур и его ребята помогают семьям красноармейцев, а Квакин со своей компанией ворует яблоки.
  3. Ольга считает Тимура хулиганом, и запрещает Жене с ним встречаться.
  4. Тимур и его команда отлавливает всех хулиганов, и сажает их в пустую будку на рынке.
  5. Ольга и Женя ссорятся из-за Тимура, а Квакин бьет Фигуру.
  6. Тимур отвозит Женю в Москву на встречу с отцом, Ольга понимает свою ошибку, а Георгий уходит в армию.

Главная мысль рассказа «Тимур и его команда» Жить нужно так, чтобы приносить пользу другим людям, и в этом самое большое человеческое счастье.Чему учит рассказ «Тимур и его команда» Повесть учит никогда не оставаться равнодушным к чужой беде. Учит благородству, смелости, решительности. Учит дружбе. Учит стоять друг за друга горой. Учит помогать людям. Учит никогда не отчаиваться. Учит не судить о людях по первому впечатлению, не принимать необдуманных решений. Учит справедливости.Отзыв на рассказ «Тимур и его команда» Мне очень понравилась эта повесть, и больше всего понравился мальчик Тимур, который тайно делал благородное дело, не ради славы или благодарности, а потому что считал это правильным. Мне понравилось, что в конце все у Тимура и Жени стало хорошо, потому что они отличная пара.Пословицы к рассказу «Тимур и его команда» Доброе дело добрый человек затевает. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело само себя хвалит. Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной. На друга надейся и сам не забудь его выручить.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тимур и его команда» Дочери полковника Александрова, три месяца бывшего на фронте, Ольга и Женя отправились на дачу в Подмосковье. Ольга уехала первая с вещами, а Женя еще должна была прибрать в квартире и послать отцу телеграмму. Она бойко начала убираться. *** Между тем Ольга на грузовике приехала на дачу, сгрузила вещи, а соседка предложила помочь прибрать и помыть. В саду Ольга увидела сарай, над которым развивался красный флаг, но когда добралась до сарая, флага уже не было. А лестница, приставленная к сараю, упала. Соседка пожаловалась, что ребята озоруют по чужим садам, а Ольга взяла аккордеон и стала играть. Ее игру с удовольствием послушал Георгий Гараев, инженер-механик с автомобильного завода, и Ольга с ним разговорилась, а потом попросила проводить ее на вокзал, встретить Женю. Но Женя в этот вечер не приехала. *** Женя забыла отправить телеграмму в Москве и, приехав в поселок, стала искать местную почту. Она увидела девочку с упрямой козой, но коза утащила девочку, и Женя не успела ничего спросить. Тогда Женя зашла на какую-то дачу и громко поздоровалась. Людей на даче не было, но была большая собака, которая наотрез отказалась выпускать девочку. Женя прилегла на диван и уснула, а проснулась только утром. Собаки не было, а на столе лежала записка от Тимура, с просьбой захлопнуть дверь. Женя зашла в соседнюю комнату, увидела саблю и револьвер. Она взмахнула саблей и нажала курок, раздался выстрел. Испуганная Женя убежала, забыв ключ от квартиры и телеграмму. Ольга была очень сердитой, и Женя решила сразу ей все рассказать, одним махом. Она быстро сказала про ключ и телеграмму, но в этот момент в сад забежала коза, за которой гналась девочка. Женя побежала помогать выгнать козу, а девочка неожиданно дала ей забытый ключ, и квитанцию об отправке телеграммы. Также девочка дала Жене записку от Тимура, в которой тот предлагал Жене ничего не бояться. Женя уже смело вернулась к Ольге, и сказала, что пошутила, потому что не может без шуток. Потом она спросила сестру про бога и про Тимура. Но Ольга знала только древнего царя с таким именем. *** Коля Колокольчиков уныло помогал деду чинить часы. Его ждал Симка Симаков, но дед не торопился. Да еще и младшая сестра Татьянка стала рассказывать про тайны брата. Старичок не слушал девочку, но тут раздался звон. Коля мигом убежал в сад и встретился с Симой. Это был странный сигнал, не тревога и не общий перезвон. На улице к ним присоединились Гейка и Василий Ладыгин. Мальчики были в недоумении и спешили к сараю. В это же время Тимура отчитывал его дядя, седой старик. Но отчитывал ласково, без злости. Тимур услышал звон колокольчика и схватил трубку телефона. А часом ранее Женя, спасая картонного парашютиста, забралась на чердак сарая. Тот оказался обитаемым. Там висела карта, лежали фонари и веревки, а самое главное стояло колесо, похожее на штурвальное. Женя вообразила себя капитаном и стала крутить колесо. Вдруг зазвонил телефон. Чей-то голос приказал девочке убежать, чтобы ее не поколотили. Но убежать Женя не успела, в сарай залезли мальчишки. Они грозно надвигались на девочку, не слушая ее криков про свой сад. Но вот за их спинами мелькнула еще одна тень и появился темноволосый мальчик со звездой на безрукавке. Он представился Тимуром и предложил Жене остаться с ними, чтобы понять, чем они занимаются. Оказалось, мальчики помогают местным жителям, особенно семьям красноармейцев. Звучали доклады о обобранных хулиганами яблонях, о пропавшей у Нюрки козе, о плачущей в доме лейтенанта Павлова девочке. Тут на горизонте показался Мишка Квакин. Тимур отправился к нему на встречу. Он предупредил Квакина, чтобы тот не смел воровать яблоки в домах, где стоит его звезда. Со стороны казалось, что беседуют два друга, и Ольга, видевшая Квакина в первый вечер на вокзале, решила, что Тимур такой же хулиган. *** Стемнело и Тимур повел Женю по улице. Он показывал звезды на калитках и говорил, что в этих домах живут семьи красноармейцев, а все они под их с ребятами защитой. Тимур привел Женю к дому лейтенанта Павлов, где плакала девочка. Но тут Женю окликнула Ольга. Она подозвала сестру и строгим тоном запретила ей общаться с Тимуром. Женя была в отчаянии, но ничего не могла доказать сестре. *** Утром, дождавшись, когда старуха молочница уйдет за водой, ребята быстро натаскали ей полную бочку воды. Старуха, вернувшись вылила ведра в полную бочку, охнула, обежала бочку вокруг, проверила замок на доме, и рванула к соседке, жаловаться на хулиганов. На обратном пути Тимур заглянул к Жене, и та рассказала мальчику, что ее сестра его не любит. Тимур признался, что его дядя такого же мнения о Жене. Тут вышла Ольга и снова начался скандал. Ольга потребовала от Жени перестать видеться с Тимуром, угрожая иначе увезти ее в Москву. Потом показала телеграмму от отца, который обещал на днях заехать проездом. *** К бабке девочки Нюрки, хозяйки козы, привезли дрова. Бабка кряхтя стала складывать поленницу, потом отошла в огород. У дров остался трехлетний мальчик. Во двор вбежали пять ребят и стали укладывать дрова. Когда бабка вернулась, она увидела, как малыш тащит к ровно уложенной поленнице кусок бересты. Тут пришла унылая Нюрка, которая не могла отыскать пропавшую козу. Но коза сама вбежала во двор, а на ее рогах висел плакат, запрещающий бить девочку. *** Во дворе лейтенанта Павлова маленькая девочка вдруг увидела картонного зайца, который спускался с забора. Следом появилась Женя, перелезла через забор и стала играть с девочкой. Обеспокоенная Ольга отправилась проверить, что ее сестра делает в чужом саду. Но мать девочки заступилась за Женю, сказав, что у них горе, она плачет, а девочка не знает, что ее отца убили. *** Позади старой часовни ребята из компании Квакина играли в карты. Вдруг раздался звук трубы. Это пришли Коля Колокольчиков и Гейка. Они принесли ультиматум Тимура. В ультиматуме Тимур давал Мишке 24 часа на то, чтобы добровольно явиться на встречу и выдать список своей банды. Мишка, и его верный помощник Фигура решили гонцов поймать, а Тимура побить. Квакин отозвал Фигуру в сторону и спросил, не он ли лазил в сад, где живет девочка, у которой убили отца. Фигура подтвердил. Тогда Квакин сказал, что на Тимку ему плевать, но Фигура похож на черта. *** Старуха молочница разносила молоко по дачам. Она подошла к даче Тимура, за оградой которой кто-то пел и предложила молока. С дачи попросили две кружки. Старуха зашла в калитку и увидела старика с саблей. Старик, узнав, сколько надо заплатить, полез в карман, и достал револьвер. И так испуганная молочница перепугалась еще больше, и отказываясь от денег, поспешила убежать. Только ушла молочница, пришел дед Колокольчиков, и обвинил Тимура в попытке ограбления его дачи. Удивленный старик опустил из-за спины руку с револьвером, и испуганный дед тоже убежал. А старик сорвал парик и превратился в молодого Георгия Гараева, который сел на мотоцикл и поехал к Ольге. *** В одиннадцать часов Гейка и Коля отправились к Квакину. Для связи за ними приглядывал Симка. Мальчишек впустили в церковь и Квакин отдал Гейке ответ, там был нарисован кукиш. Гейка порвал ответ и ребят схватили, они не сопротивлялись. Квакин сказал, что мальчишки будут сидеть в часовне, а Фигура ударил Гейку. Когда ребят увели Алешка подрался с Фигурой, ему не понравилось, что тот бил схваченного Гейку. Симаков побежал к Тимуру. *** Ольга загорала, а Женя купалась. К ней приплыла девочка Таня из команды Тимура. Девочки разговорились, потом прыгнули в реку с обрыва. Следом прыгнул и Симка, спешивший на другой берег, где купался Тимур с ребятами. На ходу он крикнул Жене про Гейку. Когда Ольга пошла домой, ее встретил Георгий. Он предложил подвезти ее на мотоцикле, но повез другой дорогой. Он показал свой завод, а потом мотоцикл заглох. Разбираясь с мотором, Георгий рассказал, что играет в театре старика-инвалида, потом Ольга рассказала про хулигана Тимура, и Георгий неожиданно смутился. *** Возле часовни остался один Фигура. Вдруг пришли Тимур с ребятами, выпустили Гейку и Колю, а на их место посадили Фигуру. Тимур написал записку от имени Фигуры, что запер пленников, и они ушли. Когда мимо проходил Квакин, он прочитал записку, услышал стук из часовни, и думая, что стучит Гейка, спокойно ушел. А в это время собирались тимуровцы. Их набралось уже тридцать человек. В темноте Квакин крался к дому номер 24, он собирался обчистить сад. Но Тимур с ребятами устроил засаду и всех хулиганов переловили. Их посадили под ключ в пустую будку на краю базара, а Квакина отпустили, сказав, где сидит Фигура. Мишка горестно побрел прочь. Потом обернулся и крикнул, что будет бить Тимура один на один до смерти. А тимуровцы повесили на будке объявление, что в ней сидят люди, обиравшие чужие сады. *** На следующий день Ольга аккомпанировала Георгию на празднике. После концерта молодые люди пошли по аллее, взявшись за руки. На перекрестке они столкнулись с такой же счастливой парой. То были Женя и Тимур. Пары раскланялись от неожиданности и разошлись. Только тут Георгий признался, что Тимур его племянник и Ольга убежала. Она нашла Тимура, рядом с которым стояли Квакин и Фигура, и потребовала оставить Женю в покое, назвала хулиганом и обвинила в воровстве яблок. Тимур пытался оправдаться, но Ольга не слушала, она бежала искать Женю. Квакин не ждал такой развязки и был озадачен. А Тимур повесив голову, пошел прочь. Фигура предложил догнать Тимура и накостылять ему, но Квакин неожиданно назвал его сволочью и стал бить. Фигура с визгом бросился прочь. *** От Гейки Тимур узнал, что его ищет дядя и пошел домой. Женя поругалась с Ольгой, которая сказала, что послезавтра увозит ее в Москву. Потом Таня и Нюрка утащили Женю танцевать. Георгий запретил Тимуру подходить к Жене. *** Ольга с досады уехала в Москву, ничего не сказав сестре. Дома она обнаружила телеграмму от отца. Вечером Женя забежала на дачу переодеться, и пришла соседка, которая попросила присмотреть за ее спящей дочерью. Женя согласилась, девочку положили возле окна и раскрыли занавеску, чтобы ее было видно с улицы. Потом Женя и Таня побежали играть в волейбол. Чуть позже пришел почтальон и принес телеграмму, ее принял сосед. Через два часа почтальон пришел снова и принес вторую телеграмму. Сосед взял обе телеграммы и бросил их в окно, на кроватку, где спала маленькая девочка. Но Женя не заметила телеграммы. Она вернулась поздно и сразу легла в кровать, вспоминая о ссоре с сестрой. Потом захотела варенья, встала и только тут увидела телеграммы. Одна была от отца, вторая от Ольги. Отец приезжал сегодня ночью и просил ждать его в городской квартире. Ольга требовала немедленно приехать. Вдали прогудел последний поезд на Москву. От отчаяния Женя чуть не заплакала, но опомнившись бросилась в сарай. Тимура разбудила собака, стащившая одеяло. Он услышал звон колокольчика и взял трубку телефона. Скоро он знал все. Тимур бросился к деду Колокольчикову и рассказал тому все, чем он с ребятами занимается. Старик посмотрел в его глаза и позвал Колю. Тимур сбил замок с сарая и вывел мотоцикл, он знал, что это плохо, но иначе не мог. Коля остался с маленькой девочкой, а Тимур и Женя помчались в Москву. *** Время подходило к трем часам ночи, полковнику Александрову пора было уезжать. Он сильно переживал, что не увидел Женю и просил Ольгу быть с девочкой помягче. Вдруг раскрылась дверь и появилась Женя. Она была грязной, но счастливой. Девочка обняла отца, а потом познакомила его с Тимуром, таким же грязным и усталым. Александров пожал Тимуру руку, а растерянная Ольга поздоровалась с мальчиком. Потом полковник Александров уехал на вокзал, где его ждал бронепоезд. *** Утром Георгий обнаружил пропажу мотоцикла и решил отправить Тимура к матери, но в этот момент красноармеец принес ему письмо. Георгий прочитал его и скомкал. Теперь надо было не отсылать Тимура, а вызывать мать. Тут появился Тимур, но Георгий не успел ничего сказать. Следом вошли Ольга и Женя и все разъяснилось. *** На следующее утро Георгий явился к Ольге в форме капитана и объявил, что уходит в армию. Проводить Георгия пришли все тимуровцы, а когда тот уехал, Тимур сказал, что остался один. Но Женя возразила, указав на себя, на друзей и на красную звезду. А Ольга сказала, чтобы Тимур был спокоен, ведь он всегда думал о людях, а значит и люди его не забудут. А Тимур сказал, что всем вокруг хорошо, значит и он спокоен.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Тимур и его команда»

%d1%82%d0%b8%d0%bc%d1%83%d1%80-%d0%b8-%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b0

(нажмите на картинку, чтобы увеличить ее)

Если Вам нужна полная версия работы (сочинения, реферата, курсовой или дипломной работы) на тему раскрытия системы персонажей повести “Тимур и его команда” (либо на другую тему), свяжитесь со мной для обсуждения заказа или воспользуйтесь мгновенной отправкой сообщения ВКонтакте (справа). Обращаю Ваше внимание, что для Вас будет написана уникальная работа с требуемым уровнем оригинальности.

Основные аспекты раскрытия системы персонажей повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”.

 Главными героями произведения «Тимур и его команда» стали обычные советские дети, которые пытаются найти свое место в происходящих вокруг событиях…

Тимур.

Характер подростка-лидера в повести А.П. Гайдара раскрывается также в персонажах Мишки Квакина, Симки Симакова, Фигуры, Гейки, Жени Александровой. Лидерство Тимура проявляется, прежде всего, в его организаторских способностях – он сумел сплотить команду, состоящую из довольно большого количества ребят, установить строгую иерархию и подчинить своих единомышленников атмосфере ответственности и дисциплины. При этом, не только члены команды уважают Тимура Гараева, но и главный «антигерой» Квакин.

Тем не менее, автор не абсолютизирует положительное наполнение образа главного героя. Тимур, как и все, может ошибиться, ему также свойственно мальчишество, несмотря на всю серьезность поступков и стремлений.

Изначально образ Тимура мифологизирован: через события, произошедшие с Женей, автор знакомит читателя с таинственным незнакомцем, который не только почему-то решил помочь заблудившейся девочке, но и оставил загадочную записку. Но идеализированный мир тимуровцев сталкивается с обыденным миром взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий ребят. Взрослые относятся к ребятам несерьезно, даже порой «насмешливо».

Тимур Гараев носит звание командира, в этом его образ приближен к полковнику Александрову – отцу Жени и Ольги. Оба персонажа рассудительны, мудры, чувствуют ответственность за своих товарищей и «подчиненных», способны выслушать и понять другого человека, не «рубить с плеча». Оба они спокойны лишь тогда, когда «все вокруг спокойны». В то же время, А.П. Гайдар, раскрывая психологию подростка-лидера, показывает различные типы и грани этого характера. Даже к врагу Тимур проявляет уважение. Автор подает главного героя не с позиции абсолютного превосходства над его противником: Тимур Гараев на равных с Квакиным силен, уверен в себе, спокоен и выдержан, однако цели у них разные.

Мишка Квакин.

Понятие дружбы искажено в команде Квакина – сам атаман «шайки» проявляет снисходительное и уничижительное обращение к своим соратникам. Однако к концу повести его характер меняется, уходя от резко деструктивного, но не достигая полной трансформации. Квакин пока не готов раскаяться или перейти на сторону оппонентов, но уже не ощущает себя единым целым с «разбойной шайкой».

Гейка.

Характеристика внешности мальчика – «прямой», «коренастый», «широкоплечий», «строгие серые глаза», отражает внутреннюю силу героя. Одетый в матросскую тельняшку, доставшуюся мальчику, вероятно, от отца или брата, служивших матросами, он символизирует ту силу, которую ребята стараются воплотить в своей деятельности, силу Родины. Главными чертами Гейки становятся уверенность и твердость характера, особенно в сценах разговора с противником. Благодаря такому персонажу подчеркивается слаженность, организованность, благородство команды Тимура.

Сима Симаков.

Благодаря персонажу Симы читателю представляется своеобразная оценка команды Тимура, которая ни в коем случае не должна восприниматься как праздное объединение мальчишек-хулиганов. Несмотря на веселье и задор, ребята ставят для себя конкретные, серьезные и нужные цели, именуя себя гордым именем «пионеров». Сам Симка Симаков часто выступает инициатором очередного сбора команды.

Однако персонаж призван донести до читателя важную информацию – хотя ребята позиционируют себя важной общественной неформальной организацией, они остаются детьми, которым не чужды игры, развлечения, летние забавы, и даже вся их деятельность связана с некой тайной. Не потому, что им есть, что скрывать от честных людей, а потому что так интереснее.

Коля Колокольчиков.

Василий Ладыгин.

Женя Александрова.

На ее примере можно говорить об образе эмоционального лидера-исполнителя. С первых страниц повести именно через восприятие Женей неизвестного Тимура формируется его таинственный и загадочный образ, внезапно обнаруженный на чердаке штаб представляется ей кораблем, а сама девочка воображает себя его капитаном.

Женя выполняет роль героя-проводника, посредством раскрытия этого персонажа автор вводит читателя в таинство организации пока еще неизвестного Тимура. Персонаж девочки становится мотиватором сюжета, объектом читательского сопереживания и интереса. Доминирующими чертами в характере Жени становятся романтизм и эмоциональность.

“Взрослая” линия в персонаже Жени проявляется в том, что она хорошо понимает характер старшей сестры Ольги. Также А.П. Гайдар проводит легкую романтическую линию между главными героями – Женей и Тимуром.

Нюрка.

Алеша.

Петр Пятаков (Фигура).

Он выступает наиболее деструктивным и циничным персонажем среди прочих участников команды Квакина. Его жестокость распространяется как на жителей поселка, так и на тимуровцев и своих же товарищей, что в конце концов подмечает сам “атаман” – Квакин, осознавая ничтожность и несправедливость поступков возглавляемой шайки.

У персонажа Фигуры отсутствует и чувство юмора, которым А.П. Гайдар наделяет даже руководителя всех хулиганов Квакина. Мальчик не способен шутить, с юмором относиться к происходящему, в его фразах ни разу не проявляются сатирические нотки. Таким образом автор отражает отсутствие человеческого в данном персонаже.

Ольга Александрова.

Георгий Гараев.

Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Используемые источники:

  • https://r-book.club/sovetskie-pisateli/arkadij-gajdar/timur-i-ego-komanda-geroi.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-geroev-timur-i-ego-komanda.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/timur-i-ego-komanda/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/06/blog-post5.html
  • https://prostoucheba.ru/персонажи-тимур-команда

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

  • Рисунки к рассказу лисичкин хлеб
  • Рисунки к рассказу еж пришвина
  • Рисунки к рассказу лев и собачка
  • Рисунки к рассказу каштанка
  • Рисунки к рассказу заячьи лапы