Рисунки к рассказу девочка на шаре драгунского

Совершенствование навыка чтения и развитие речи при изучении произведений в.ю. драгунского в начальной школе по программе школа 2100 учащиеся изучают

Совершенствование
навыка чтения и развитие речи при изучении произведений В.Ю. Драгунского

В
начальной школе по программе «Школа 2100» учащиеся изучают много произведе- ний
В.Ю. Драгунского. Это рассказы «Дым- ка и Антон», «Девочка на шаре», «Независи-
мый Горбушка», «Кот в сапогах», «Арбузный переулок», «Надо иметь чувство юмора»
и др. Рассказы короткие. Жизненный эпизод, его трактовка в каждом из них имеют,
как

правило,
отчетливый идейный смысл. Де- тей увлекает развитие действия, эмоцио- нальная
открытость и наполненность. Вос- питательную силу имеет анализ взаимоот-
ношений участников раскрываемых собы- тий, их поступки. Заинтересованные темой,
сюжетом, учащиеся стремятся обязательно прочитать произведение до конца.

В
учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунее- вой «В одном счастливом детстве» к произ-
ведениям В.Ю. Драгунского даны иллюс- трации. Они увлекают читателя, помогают
организовать работу на уроке. Предположе- ние, о чем текст, позволяет появлению
«са- мокоманды» на чтение. Предвосхищение в общих чертах сюжета или темы
рекоменду- емого для чтения произведения является также условием включения
механизма са- моконтроля, так как целью чтения в этом случае становится
проверка собственной версии сюжета.

Перед
чтением рассказа В.Ю. Драгунс- кого «Кот в сапогах» учитель просит вспомнить,
как можно узнать, о чем рас- сказ, и предлагает посмотреть иллюстра- ции и
подумать над вопросами: кого мы ви- дим на картинке? Когда происходят собы-
тия? Как художник изобразил ребят? Что придумали друзья? Почему на переднем
плане картины изображен мальчик в кос- тюме кота в сапогах?

Далее
учитель предлагает: «Давайте вместе сочиним об этом небольшой рассказ. Начнем
со слова однажды».

Обычно
ученики без затруднений сос- тавляют рассказ из 7–9 предложений, кото- рые при
необходимости корректируются и выстраиваются в определенной последова-
тельности.

Затем
учитель мотивирует чтение рас- сказа следующим заданием: «Теперь прочи- таем
рассказ и проверим, о таком ли случае из жизни друзей, какой мы себе представи-
ли, повествует В.Ю. Драгунский в рассказе

«Кот
в сапогах». Читать рекомендуется вполголоса самостоятельно. Для контроля
предлагаются вопросы, записанные на дос- ке: что решили устроить в школе на
канику- лах? Кем были на карнавале друзья? Что смешного в костюме Дениски? За
что награ- дили Дениску? Почему он отдал Мишке од- ну из книжек? В чем художник
следует тек- сту, а в чем отступает от него? Как вы отно- ситесь к замыслу
художника? Каким пред- ложением можно озвучить иллюстрацию?

Этим
работа с рассказом не ограничива- ется. По усмотрению учителя проводится
пересказ и выразительное чтение фрагмен- тов, словарно-смысловая работа. Однако
предложенный вариант рассматривания ил-

люстрации
помогает значительно полнее и глубже донести до детей ситуацию, раскры- тую писателем.
Работа по иллюстрации поз- воляет ребенку получить первый опыт «чте- ния между
строк», открытия того, о чем пря- мо не говорится в произведении, но что эмо-
ционально, эстетически обогащает юного читателя. Иллюстрация и ее рассматрива-
ние — ценный стимул установления обрат- ной связи между читателями и писателем.

В
процессе изучения произведений В.Ю. Драгунского совершенствуется навык чтения,
развивается речь. В рассказе встре- чаются малознакомые и редко употребляе- мые
слова. Все эти слова нужно вынести на доску и по ним провести разнообразную
словарную работу (до чтения произведения и после него). Вот возможный ход
работы со словами:

1)            Раскрыть
значение слова (смысл).

2)            Установить,
есть ли у данного слова другие значения (в том числе переносные).

3)            Сопоставить
возможное употребле- ние слов в разных значениях.

4)            Подобрать
слова, близкие и противо- положные по значению (если они есть).

5)            Подобрать
однокоренные слова.

Самый
действенный прием выработки навыка правильного чтения — контроль за чтением
учащихся. За правильностью чте- ния следят все дети и учитель. Беглость чтения
достигается неоднократным возвра- щением к тексту со специальным заданием:
найти и прочитать необходимое выраже- ние, подобрать подпись, соответствующую
картинке на доске. Такое задание рассчита- но на расширение поля чтения,
увеличение темпа сознательного перечитывания текста и сопоставления его с
содержанием изобра- женного на картинке.

Во
время освоения рассказов В.Ю. Дра- гунского можно увлечь весь класс экраниза-
цией произведений (словесным рисованием диафильма). Это сложный вид работы,
спо- собствующий отбору существенного, обуче- нию краткому пересказу.
Экранизацией произведений нужно заниматься тогда, ког- да рассказ изучен, текст
освоен детьми. Сна- чала выясняется, сколько кадров будет в создаваемом
диафильме. Дети внимательно читают текст про себя и карандашом отме- чают части
текста — кадры фильма. Дума-

ют,
сколько может быть в фильме частей. Отбираются существенное из каждой час- ти,
рисуют словесную картину, подбирает- ся подпись к кадру. Подпись должна быть
краткой и дополнять статический кадр фильма.

После
словесного рисования кадров фильма и подбора подписей к ним, а воз- можно и
мелодии к каждому кадру, учащи- еся делают краткий пересказ всего фильма,
пользуясь кадрами, нарисованными дома с помощью родителей. Цель словесного ри-
сования — обучение краткому пересказу и такое многократное перечитывание
текста, которое способствует совершенствованию навыка чтения, развитию речи и
общему развитию ребенка. Вот примеры из опыта.

1)            Расположите
предложения так, что- бы получился рассказ. Озаглавьте его. Из какого
произведения В.Ю. Драгунского этот отрывок?

1.
Она была в серебряном платье с воз! душным плащом, и у неё были длинные руки;
она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот голубой шар. 2. Она стояла на
шаре. 3. И вдруг на арену выбежала маленькая де! вочка. 4. Я таких маленьких и
красивых ни! когда не видел. 5. И потом вдруг побежала, как будто захотела
спрыгнуть с него. 6. У неё были синие!синие глаза, и вокруг них бы! ли длинные
ресницы. 7. Шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто
бежала, а на самом деле ехала вокруг арены.

2)            Вспомните
произведение «Кот в са- погах». Вставьте подходящее по смыслу слово.

И
Мишка стал пришивать мне сзади… Он… мне довольно ловко, но потом ка!ак…
меня! Я взял тушь с кисточкой и нарисовал себе…

Слова
для справо к: усы, уколет, хвост.

3)            Вставьте
правильно буквы. Угадайте, из какого произведения эти слова?

а е о
т ы у

т..релка  вкусн..та

фу..бол   дон..шко

л..пша     выхл..бал

груз..вик т..варищ

..рбуз      п..жал..йста

п..р..улок                обл..зал

4)            Разгадайте
шифровку.

Надо
поставить буквы в правильном по- рядке, и тогда вы прочитаете название про-
изведения В.Ю. Драгунского.

ЕНАЗСВИМИЫЙ
ОРГУШАКБ («Не-

зависимый
Горбушка»)

ИСНИЙ
КНИАЖЛ («Синий кинжал») ЙЖИОВ ОГУОЛК («Живой уголок»)

5)            Составьте
слова, и вы узнаете, из ка- кого произведения они.

мур —
ле               лемур

ный —
па — тич — сим        симпатичный

зы —
мо — ро       морозы

мор —
ю юмор

ся —
у — нул — лыб             улыбнулся

ча —
за — да         задача

(«Надо
иметь чувство юмора».)

6)            Разгадайте
кроссворд и прочитайте название рассказа В.Ю. Драгунского.

1.             Что
решили устроить на каникулах герои произведения «Кот в сапогах»? (Карнавал.)

2.             В
какой класс идет герой рассказа «Англи- чанин Павля»? (Второй.)

3.             Добавьте
слово, и вы узнаете, что хотелось герою произведения «…БЫ».

«Я
надумал, что вот как хорошо бы, если бы все вокруг на свете было устроено…»
(Наоборот.)

4.             Как
звали дядю, к которому приехал глав- ный герой рассказа «Дымка и Антон»?
(Володя.)

5.             Какое
слово нужно написать, чтобы полу- чилось название рассказа В.Ю. Драгунского?
(«…детства».) («Друг детства».)

6.             Что
принесла однажды мама Дымке?

(Кость.)
(Рассказ «Дымка и Антон».)

7.             Куда
отправились герои произведения

«Девочка
на шаре»? (Цирк.)

8.             Что
закричали девочке-эквилибристке, когда зажгли свет? (Браво.) (Рассказ «Девочка
на шаре».)

9.             Назовите
фамилию девочки, которая выс- тупала на шаре. (Воронцова.)

10.           Что
подала мама на стол, когда герой расска- за «Арбузный переулок» пришел домой?
(Лапшу.)

11.           Что
просила рассказать Раиса Ивановна Дениса Кораблева, когда вызвала его к доске?
(Стихи.) (Рассказ «Главные реки».)

Уроки,
на которых изучаются произве-

дения
В.Ю. Драгунского, — это уроки эмо- циональной культуры, воспитания чувств,
общения с искусством слова, наслаждения красотой. У учащихся совершенствуется
на- вык чтения и развивается речь.

ЗВЁЗДНЫЙ
ЧАС «РАССКАЗЫ В.Ю.ДРАГУНСКОГО»

Класс: 2

Цель: систематизировать
знания учащихся о прочитанных рассказах Драгунского В.Ю.

Задачи: прививать
любовь к чтению, развивать память, внимание учащихся, воспитывать в детях
чувство добра и справедливости

Оборудование: книги для
выставки, портрет В. Драгунского, листочки с заданиями, звёздочки (или жетоны команды
получают за правильные ответы).

Форма
организации деятельности учащихся
: групповая

Предварительная подготовка:
в течение 2 недель учащиеся класса читают произведения В.Драгунского, рисуют
иллюстрации к ним. Рисунки впоследствии используются для оформления зала. В
игре участвуют 2 класса. Перед проведением мероприятия участники придумывают
название команд, девиз и эмблему.

Слайд
1

Ход
игры

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать об
удивительном человеке, который написал для вас много забавных, добрых и поучительных
историй. Это Виктор Юзефович Драгунский. Кто знает, как называется его
знаменитая книга? (Дети отвечают). Конечно, это книга «Денискины рассказы»! Но
сначала я расскажу немного о самом писателе. Он был ярким человеком, и жизнь
его тоже была яркой и насыщенной.

Слайд
2
 Виктор
Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Так сложилось, что
его родители переехали туда в поисках лучшей жизни, но прижиться на новом месте
им не удалось. Спустя всего лишь год, мальчик вместе с родителями вернулся на
родину – в город Гомель (Беларусь). Очень рано Виктор лишился отца. Ему
пришлось взять ответственность за семью на себя.

Слайд
3
В
17 лет Драгунского привлёк театр, посещал театральную студию. По его сценариям
в театре начали ставить различные представления. Писатель  и сам принимал
участие в шоу. Развивая свой актерский талант, Виктор Драгунский смог попасть в
мир кино.

Слайд
4
Но
вскоре неожиданно для всех Драгунский бросает театр и уходит в цирк. Работать 
рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не
было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во
время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

— А знаете ли вы, что герой «Денискиных рассказов»
вовсе не выдуманный?

Слайд 5
У Драгунского были сын Денис и дочь Ксения, они тоже стали писателями. И до сих
пор остается загадкой, события, описанные в книге, — это правда или вымысел? Мальчик
Дениска уже давно вырос и стал совсем серьёзным. А дети до сих пор читают о его
весёлых приключениях. Вот и Вы прочитали много рассказов о Дениске, стали
знатоками рассказов В. Драгунского и сегодня мы посмотрим, как внимательно вы
читали.

Слайд
6
Всего было написано около 90 очень весёлых рассказов. Эти
рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают не только у нас
в России, но и в Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Норвегии, и в
Финляндии, и даже в Японии.

Каждая команда будет получать за правильный ответ звёздочку
(жетон). В конце игры мы узнаем знатоков «Денискиных рассказов». Начинаем!

Представление команд, выбор капитанов.

Представление членов жюри.

Мы познакомились с командами, с членами
жюри, а теперь давайте познакомимся с героями произведений В. Драгунского.

1. БЛИЦ – ОПРОС
Слайд 7

А теперь конкурс, в котором времени на
раздумье практически нет.

Каждой команде поочерёдно
задаются вопросы. Отвечают представители команды. максимально быстро, не
раздумывая Если они затрудняются, право ответа переходит к другой команде.

По 1 баллу (звёздочке) за правильный ответ.

1.         
Какая буква была заколдована и почему? (Ш, зубы выпали,
«Заколдованная буква»)

2.         
Какого цвета глаза у Денискиной мамы? (зелёные, как крыжовник
«Тайное становится явным»)

3.    
Кто
же был другом детства Дениски? (плюшевый медведь)

4.    
Куда
шёл прохожий, когда на него
из окна вылилась манная
каша? (фотографироваться)

5.    
На
кого, по мнению мамы, стал похож Дениска, потому что плохо ел? (на Кощея)

6.    
На
ком мама предложила Дениске отрабатывать силу удара? (на игрушечном медведе)

7.    
На
что все-таки обменял Денис свой самосвал? (на сверчка)

8.         
Название реки, которое не выучил Дениска? (Миссисипи «Главные
реки»)

9.    
Почему
Дениске пришлось провести 20 лет под кроватью? (спрятался и не мог вылезти,
так

как

дома была соседка)

10.     Самое
короткое название рассказа В. Драгунского? («Бы»)

11.     Сколько
весит Дениска? (24,5 кг «Ровно 25 кило»)

12.     Сколько
весит Мишка? (25,5 кг с водой, без воды – 25 кг, «Ровно 25 кило»)

13.     Сколько
лет провёл Дениска под кроватью? («20 лет под кроватью»)

14.     Стихотворение
какого поэта не выучил Дениска? (Н. А. Некрасова «Главные реки»)

15.     Фамилия
Дениски? (Кораблёв)

16.     Фамилия
Мишки? (Слонов)

17.     Что Денис
попросил купить своего папу в рассказе «Друг детства»? (боксерскую грушу)

18.     Что
подарил Дениска на день рождения другу? (гусиное горло, конфеты, значок
«Спутник», «Гусиное горло»)

19.         
Что
сделал Дениска с манной кашей? (пошлепал ее ложкой, потом посолил, добавил
сахара и вылил баночку хрена)

20.         
В
каком рассказе Драгунский обращается к теме цирка? («Девочка на шаре»)

2. БЮРО НАХОДОК Слайд 8

Мы вспомнили лишь несколько названий
произведений В. Драгунского, а их великое множество. Давайте вспомним ещё
несколько. Мы с вами знаем, что столица нашего государства – это г.Москва.
Дениска тоже жил в Москве и очень любил свой город. Дениска, путешествуя по
всей Москве, часто что-то находит и часто что-то теряет. А найти потерянные
вещи помогает замечательная организация «Бюро находок». Вот и у нас есть такое.

Каждой команде поочерёдно
задаются вопросы. Отвечают представители команды. максимально быстро, не
раздумывая Если они затрудняются, право ответа переходит к другой команде.

По 1 баллу (звёздочке) за правильный ответ.

Слайд 9-14
– на слайде появляется предмет, встречающийся в произведении Драгунского
«Денискины рассказы». Кому принадлежат эти предметы и из какого они
произведения?

Ø Медведь –
Денискина игрушка, рассказ «Друг детства».

Ø Елка –
«Заколдованная буква»

Ø Кровать –
«Двадцать лет под кроватью»

Ø Самосвал –
Денискин, рассказ «Он живой и светится…»

Ø Тарелка
манной каши – «Тайное становится явным»

Ø Голубой
шар – «Девочка на шаре»

3. ЮНЫЕ ШИФРОВАЛЬЩИКИ  Слайд 15

Дениска – яркая
личность, вызывающая симпатию и уважение. Он умён и наивен, наделён чувством
юмора и, вместе с тем, серьёзен. Он осознаёт, что ему нравится, а что – нет.
Давайте вместе с Дениской поиграем в игру «Юные шифровальщики», которая
наверняка понравилась бы нашему другу.

Вам предстоит
расшифровать, что написано на листочках. (Приложение 1)

По 1 баллу за
правильный ответ
+ 1 балл кто быстрее Слайд
16

ОЛРОГЕОНИСУГ (Гусиное
горло)

ИКЕРЕЫНВАЛГ (Главные
реки)

АВТСТЕДГУРД (Друг
детства)

ФИЗМИНУТКА Слайд
17

— Если вы внимательно читали Драгунского, то,
наверное, обратили внимание, что Дениска, как и все дети, очень любит играть.
Кстати, а в какие игры он любил играть? (шашки, шахматы, домино).

— Мы с вами сейчас поиграем в игру «Что мы делали, не
скажем, а покажем». Ваша задача – повторить за ведущим действие и отгадать, что
он делает.

(Учащийся перед началом урока получил  задание и
теперь проводит игру.)

1. Делать утреннюю гимнастику.

2. Ходить на лыжах.

3. Плавать в бассейне.

4. Прыгать через скакалку.

5. Залезать на  лестницу.

4. ЧЕЙ ПОРТРЕТ? 

Вам предлагается
описание одного из героев, а вы должны угадать о ком идёт речь.
По
1 баллу (звёздочка) за правильный ответ
+
1 балл (звёздочка) кто назовёт произведение (максимально 2 балла)

Команды отвечают по очереди.

Ø
Слайд 18 «Она, наверное, и есть
Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная» (Танечка
Воронцова «Девочка на шаре»)

Ø
Слайд
19

«Маленькие-маленькие белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной
с полпальца» (Птички на выставке «Белые амадины»)

5. ДЕНИСКИНА МОСКВА

Вы знаете, что Дениска жил в Москве и
очень любил свой город. Давайте узнаем любимые Денискины места в Москве.

Угадай из какого рассказа этот отрывок

Ø     
Слайд 20 «Я не знаю ничего красивее
Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и
знаю, где сидел Иван Грозный» (Тайное становится явным)

Ø     
Слайд 21 «Один раз мы всем классом
пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро
восемь лет, а я был в цирке только один раз…» (Девочка на шаре)

Ø     
Слайд 22 «Возле нашего дома появилась
афиша…На ней были нарисованы разнообразные птицы и написано: «Показ певчих
птиц». Певчих птиц показывали на Выставке достижений, и я туда легко добрался
на метро» (Белые амадины)

Ø     
Слайд 23 Один раз я сидел, сидел и ни
с того ни с сего вдруг такое придумал, что даже сам удивился. Я надумал, что
вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну
вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны бы были
их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как
взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно. (Бы)

Ø     
Слайд
24

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький
светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная
звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках. (Он живой, и он светится)

Ø     
Слайд
25

И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже
подвыванием чихнул,вот
так
: — Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так
закричала ещё тише и
слабей
:

— Грабят. И видно, сама подумала, что если
грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если.И тут она довольно громко завопила: — Режут! (20 лет
под кроватью)

Слайд
26
ЗАШИФРОВАННЫЕ
СЛОВА
(все
вместе отвечают)

Перед
вами зашифрованные слова. Попробуйте их расшифровать и прочитать фразу.

(ОРОХАШЯ  
НИГАК – ОЙМ ЕВРЫНЙ   УДРГ)
Слайд 27

Хорошая 
книга — мой верный друг.

Действительно,
произведения Драгунского по праву можно назвать верным другом. А  доказать это готовы
наши ребята.

6. ФИНАЛ Слайд 28

Вот и настал ваш «Звездный час». Нужно составить как
можно больше слов из словосочетания  «ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА»
(Приложение
2)

А пока команды выполняют задания, мы поиграем со
зрителями (Приложение 3)

ПОДВЕДЕНИЕ 
ИТОГОВ.

Ребята, скажите, чему же нас учат «Денискины
рассказы»? Какими  нужно быть? К чему стремиться? (Ответы детей). Да, верно.
Нужно быть дружелюбными, внимательными к другим, честными, уважать старших и,
как сказал Дениска, «уроки все-таки надо учить».

Объявление
победителя игры.

Всем
спасибо за внимание! Слайд 29

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

ОЛРОГЕОНИСУГ

ИКЕРЕЫНВАЛГ

АВТСТЕДГУРД

ПРИЛОЖЕНИЕ
2

ЗАКОЛДОВАННАЯ
БУКВА

ПРИЛОЖЕНИЕ
3

1.   Нелюбимая каша Дениски из рассказа «Тайное становится явным».
(Манная каша.)

2.   Почему Дениска не успел сделать уроки в рассказе «Главные
реки Америки»? (Запускал змея в космос.)

3.   Кем захотел стать Дениска, но передумал в рассказе «Друг
детства»? (Боксером.)

4.   На что выменял Дениска светлячка у Мишки в рассказе «Он живой
и светится…»? (Самосвал.)

5.   Назовите подарки Дениски для друга Мишки из рассказа «Гусиное
горло». (Гусиное горло, значок «Спутник», конфеты.)

6.   На какую выставку пошел Дениска в рассказе «Белые амадины»?
(Певчих птиц.)

7.   Как звали эквилибристку из рассказа «Девочка на шаре»? (Таня
Воронцова.)

8.   Какой вес надо
было иметь, чтобы выиграть годовую подписку на журнал «Мурзилка»? Ответ: 25 кг.(Ровно 25 кило

9.   Назовите как
Алена, Мишка и Дениска называли шишки? Ответ: Алена – сыски, Миша — хыхки, Денис – фыфки. (Заколдованная буква)

10.       
 Какой
подарок на день рождение больше всех понравился Мишке? Ответ: гусиное
горло от Дениски.

11.       
Какие
птицы покорили сердце Дениса? Ответ: белые амадины.

12.       
Как
звали канарейку, которая победила на конкурсе певчих кенарей? Ответ: Лимончик.

13.       
Что
было у Мишки в коробочке от спичек? («Он живой и светится») Ответ: светлячок

14.       
Какую
букву не выговаривали Аленка, Мишка и Дениска? («Заколдованная буква»)Ответ: буква «Ш».

15.       
Какую
кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? Ответ: манную («Тайное становиться явным»)

16.       
Что
Дениска положил в манную кашу? Ответ: сахар, потом налил кипятка, потом положил хрен. (Тайное становится явным)

17.       
Что
обещала Дениске мама, если он съест кашу? Ответ: прогулку в Кремль. (Тайное становится явным).

18.       
Как
звали девочку – эквилибристку на шаре? Ответ: Таня Воронцова (Девочка на шаре).

Оранжевая страна

Автор: Макарова Вера Казимировна

Организация: МДОУ Детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Железногорск — Илимский

Оранжевая страна.

Занятие- развлечение ко Дню смеха для детей подготовительной группы.

Цель: Создание атмосферы праздника.

Задачи: Способствовать детской активности. Развивать  чувства юмора у детей. Расширять кругозор, развивать внимание и память.

Музыкальный материал:            

Дунаевский, «Выходной марш» из к/ф «Цирк»;

Прокофьев, марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»;

Сен-Санс, «Королевский марш львов» (из сюиты «Карнавал животных»);

«Бархатный лев», «Плюшевые тигры» муз.Е.Попляновой, стихи В.Татаринова;

«Оранжевая песня» муз.К.Певзнера, сл.А.Арканова и Г.Горина

Распевка «Тигр проснулся» (Т.Рыбкина, Т.Шеверева)

Ребята приносят мягкие игрушки желто-оранжевого цвета (лев, тигр, верблюд, рыжий клоун) Обязательно наличие какого-нибудь оранжевого элемента в одежде (бант, галстук, бабочка, браслет и т.п.)

                                   —  —  —

Занятие  начинается со стихотворения, которое читает воспитатель:

            Где-то на свете есть волшебная страна,

            Там обезьянки любят грустного слона,

            Большой оранжевый жираф жует траву

            И на воздушных шарах легко летать,

            Можно в прятки со львом всегда сыграть.

            Маленький остров в далеких морях.

            Все говорят, что есть только во снах.

            Только я не верю, я хочу проверить,

            Я хочу найти тебя, мой край,

Волшебная страна. (сл.М. Замшева)

М.Р. — А вы, ребята, верите, что есть такая страна?

Давайте попробуем попасть туда! А поможет нам оранжевая краска, — она такая озорная, перекрасила все, что захотела в оранжевый цвет, даже музыку.

Итак!…

Раздаются, как в цирке 3 звонка и начинается наше необычное путешествие.

Звучит «Выходной марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», который признан лучшим маршем ХХ века.  (Играю марш на аккордеоне.)

М.Р.- Вам знакома эта музыку? В цирке артисты под этот марш выходят в начале представления на арену.

Ребята под музыку рассаживают на стульчики своих игрушек- зверят.

М.Р.- А кто начинает сегодня концерт- представление, попробуйте услышать ответ в музыке.

Слушаем: Сен-Санс «Королевский марш львов».

Беседа (это марш, музыка время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей)

— А сейчас песня тоже про льва, но совсем не страшного:

«Бархатный лев» — исполняет солист (с большой игрушкой).

Распевка «Тигр проснулся» (исполняем с движениями).

А песню «Плюшевые тигры» поём все вместе.

М.Р.: Отправляемся, ребята, в лес. Но прежде я загадаю вам загадку:

Умело переждав комарьи игры,

Разбойный град и пыльный ветродув,

Они лежат, как маленькие тигры,

Свои тела колечками свернув.        (Рыжики).

— И про них есть песня! Разучиваем припев песни (исп.Э.Пьеха):

            Руды (4 р.) — рык, а по-русски рыжик,

            Руды (4р.)- рык, подойди поближе! ( танцуем твист)

М.Р.: Отдохнём и посмотрим фрагмент с песней из м/ф «Рыжий, рыжий, конопатый!» (сл.Э.Успенского, муз.Е. Ботярова)

Раздаётся стук, грохот – появляется рыжий клоун с большой сумкой (что-то в ней прячет). Под марш Прокофьева жонглирует тремя апельсинами. Затем спрашивает:           

— Скажите, как называется опера  Прокофьева, фрагмент из которой сейчас звучал?  Подсказка у меня в руках!

— «Любовь к трём апельсинам».

В опере этот марш, получивший большую известность как самостоятельный концертный номер, призывает покончить с нытьем и апатией. В опере Король вспоминает о чудотворной силе смеха.

Давайте посмеемся и мы:

  1.  Звучит припев песни «Веснушки» муз.А. Варламова:

Веснушки, веснушки, у моей подружки

И у опят веснушки у ёлки на опушке.

Веснушки, веснушки, у моей подружки,

И, главное, у солнышка есть на носу веснушки!…

(В это время дети рисуют веснушки на картинке- солнышко, личико девочки).

  1. Рисуем на большом листе по очереди верблюда (с закрытыми глазами) под фонограмму «Оранжевая песня».

  2. Исполняем сценку – пантомиму с воздушным шариком, который:

  • не двигается с места;

  • хочет улететь.

Клоун раздает детям апельсины (они-то и были спрятаны в сумке), воспитатель  вручает медальки с изображением  весёлого рыжего человечка с веснушками:

  • за самый веселый смех;

  • лучшему слушателю;

  • лучшему исполнителю;

  • лучшему зрителю и т.д.

Без награды не остается ни один ребенок.

М.Р.: Так где же находится эта чудесная оранжевая страна? Только в цирке или, как в «Оранжевой песне», в душе у детей и взрослых?!…

Домашнее задание от клоуна (на выбор):

  • сочинить сказку про оранжевую краску;

  • нарисовать рисунок к «Оранжевой песне»;

  • прочитать с родителями рассказ Ю. Драгунского «Девочка на шаре», о том, как Денис Кораблев ходил в цирк.

Можно разделить группу на 2 команды (львы – тигры) и провести «Оранжевый КВН».

Список использованной литературы:

1. Кремлев Ю. К. Сен-Санс. -М.,1970.

2. Савкина Н.П.  С.С.Прокофьев. -М.,1982.

3. Чернов А.    И.О.Дунаевский. -М.,1961.

Приложения:

  1. file0.doc.. 122,0 КБ

Опубликовано: 20.11.2021

֍ ОТ МОСКВЫ НАПРАВО… ֍

ЦИТАТЫ: «Это было очень красиво».

(Виктор Юзефович Драгунский. «Девочка на шаре»)

«— Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…»

(Виктор Юзефович Драгунский. «Девочка на шаре»)

Поучительный рассказ для, вечно занятых своими проблемами, взрослых «Девочка на шаре», написанный в 1961 году, открылся для меня только сейчас в своей грустной красоте. Конечно же, в одиннадцать лет я его тоже читала. Даже обложку книжки помню: на ней была изображена копия картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Но разве я могла тогда что-то понять, кроме того, что Дениске Кораблёву очень понравилась девочка на шаре, выступающая в цирке?

Сейчас я понимаю, каким неудачным было решение издательства: украсить обложку картиной Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.). Но даже тогда, в детстве, интуитивно понимала: что-то здесь не так – несоответствие какое-то. И вот именно этот-то раздрай в душе, вызванный дисгармонией между обложкой и содержанием, только и запомнился на всю жизнь от одноимённого рассказа В. Драгунского.

Полезно, очень полезно перечитывать то, что читал в детстве, став взрослым. Только сейчас понимаешь, насколько зрелым ты стал.

Взрослые, которые «заводят» детей, должны понимать грандиозность ответственности, ложащейся на их плечи, за воспитание Богом данного дара – рождение своего ребёнка. Не об этом ли рассказ «Девочка на шаре» (впрочем, как и многие рассказы о Дениске Кораблёве и его друзьях)?

В одно из воскресений класс, в котором учится Дениска Кораблёв, идёт в цирк (подумалось об учителях, работающих без выходных, словно у них нет семьи и личной жизни, но так было). Дениска в свои полных семь лет считает себя достаточно взрослым, чтобы понять, что такое цирк. Перед началом представления он подмечает всё: и особенный запах, и высоту потолков, и яркость картин на стенах, и особенный свет, и многое другое. Ощущение праздника. Таким он должен запомнить цирк.

Выступают артисты цирка: один номер сменяется другим. Всё – красиво. И вдруг! Дениска был ошеломлен выступлением маленькой девочки – эквилибристки на шаре:

«Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили».

Ещё больше его поразило то, что девочка заметила Дениску и помахала ему рукой, улыбнулась только ему. Это же волшебство – настоящее волшебство! Маленькая фея обратила внимание на непримечательного мальчика.

Второе отделение представления померкло после девочки на шаре. Львы вызывают жалость. Клоун кажется глупым и раздражает. Он даже зажмурился: ничего не хочет видеть. Праздник закончился …

Дома Дениска рассказал папе о девочке на шаре. Можно представить, как он взахлёб рассказывает об этом маленьком чуде, поразившем его до глубины души, – маленькой девочке-эквилибристке. Просит отца пойти с ним в цирк в следующее воскресенье, чтобы он смог показать папе эту удивительную девочку. Он хочет поделиться с отцом увиденным чудом. Тогда впечатление, разделенное с отцом, станет в два раза больше. Мальчик сможет обсуждать с папой свои впечатления и пережить их снова. Отец даёт обещание сыну – пойдём в воскресенье в цирк.

Дениска еле пережил эту неделю, дожидаясь воскресенья! Не трудно догадаться, чем закончилось его мучительное ожидание: полный облом. К отцу пришли друзья со своими делами, для которых «понедельник начинается в субботу». Но отец снова твёрдо пообещал, что уж в следующее воскресенье – точно пойдут в цирк.

Ну, что, Дениска?!! Закаляй силу воли – снова жди бесконечную неделю …

В цирке папа был весёлый и довольный. Он любил цирк с детства. Дениска же сгорал от нетерпения всё первое отделение. Какое же убийственное разочарование должен был пережить мальчик, когда выясняется, что девочка на шаре не выступает: уехала с родителями во Владивосток.

«— Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо».

Всё. Чудо пропало: нечего обсуждать с папой; нечем делиться… Пошли домой, папа. Какое второе отделение со львами? Мир рухнул …

Скорее всего, что для Дениски само понятие «цирк» теперь будет связано не с ощущением праздника, детства и радости, как у его отца, а с разочарованием.

И что же папа? Надо прочитать. Мне и так пришлось раскрыть немало: иначе – никак не составить отзыв. Рассказ очень меня задел. Так хочется, чтобы взрослые его прочитали и поняли, как много в их руках – не просто ручонка своего малыша. Драгунский весьма символично завершает свой рассказ – мороз по коже. Прочитайте, пожалуйста.

P.S. Может быть, картина Пикассо «Девочка на шаре» иллюстрирует, как нельзя лучше, рассказ Драгунского?

  • Рисунки к рассказам чарушина руками детей
  • Рисунки из сказки морозко для детей
  • Рисунки к восточной сказке
  • Рисунки и билибина к сказке соотнесение рисунков с художественным текстом презентация 3 класс
  • Рисунки к любой сказке пушкина