Рисунки к рассказу чук и гек

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтению на тему а.гайдар чук и гек 2 класс описание презентации по отдельным

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «А.Гайдар «Чук и Гек»» 2 класс

Семейное чтение.А.Гайдар«Чук и Гек»2 класс Урок № 58 УМК «Перспектива»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Семейное чтение.А.Гайдар«Чук и Гек»2 класс Урок № 58 УМК «Перспектива»

    Описание слайда:

    Семейное чтение.
    А.Гайдар
    «Чук и Гек»
    2 класс
    Урок № 58
    УМК «Перспектива»

  • 2 слайд

    Рисунки к рассказу чук и гек

  • 3 слайд

    Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904г. – 26 октября 1941г.

    Описание слайда:

    Аркадий
    Петрович
    Гайдар
    22 января 1904г. –
    26 октября 1941г.

  • 4 слайд

    Рисунки к рассказу чук и гек

  • 5 слайд

    Жизнь Аркадия Гайдара мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и наз

    Описание слайда:

    Жизнь Аркадия Гайдара мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
    Родился А.П. Гайдар (Голиков-это настоящая фамилия писателя) 22 января 1904 года в городе Лысове. Своим же родным городом он считал Арзамас, там он провёл детство и закончил реальное училище.
    14-летним мальчишкой он ушёл добровольцем на фронт- тогда шла Гражданская война- в Красную Армию.

    Закончил командирские курсы и в 16 лет уже командовал полком. Аркадий Гайдар любил армию и на всю жизнь мечтал остаться в ее рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в ее рядах ему не разрешали.
    Ему было лишь 20 лет, когда он был уволен в запас.

  • 6 слайд

    Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захоте

    Описание слайда:

    Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно всё начиналось и продолжалось».
    Так вошёл Гайдар в литературу.

  • 7 слайд

    В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гайдар ушёл на фронт в каче

    Описание слайда:

    В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.
    26 октября 1941 года Гайдар погиб в бою с фашистами.

  • 8 слайд

    ИГРА по произведению А.П.Гайдара «ЧУК и ГЕК»

    Описание слайда:

    ИГРА
    по произведению

    А.П.Гайдара

    «ЧУК и ГЕК»

  • 9 слайд

    Назовите фамилию семьи героев рассказаСерёгины

    Описание слайда:

    Назовите фамилию семьи героев рассказа
    Серёгины

  • 10 слайд

    Москва В каком городе жила семья Серёгиных?

    Описание слайда:

    Москва
    В каком городе жила семья Серёгиных?

  • 11 слайд

    Как назывались горы, где работал отец мальчиков?Синие

    Описание слайда:

    Как назывались горы, где работал отец мальчиков?
    Синие

  • 12 слайд

    Что принес в дом Серегиных почтальон?телеграмму

    Описание слайда:

    Что принес в дом Серегиных почтальон?
    телеграмму

  • 13 слайд

    Как наказывала мама мальчишек за драку?Не ругала, не кричала, а разводила по

    Описание слайда:

    Как наказывала мама мальчишек за драку?
    Не ругала, не кричала,
    а разводила по комнатам, не давая играть вместе
    1 или 2 часа

  • 14 слайд

    Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку?Там лежала те

    Описание слайда:

    Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку?
    Там лежала телеграмма.

  • 15 слайд

    На чём сначала надо было ехать к папе?на поезде

    Описание слайда:

    На чём сначала надо было ехать к папе?
    на поезде

  • 16 слайд

    А на чём надо было добираться потом?на санях

    Описание слайда:

    А на чём надо было
    добираться потом?
    на санях

  • 17 слайд

    Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут?Спрятаться под кровать

    Описание слайда:

    Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут?
    Спрятаться
    под кроватью
    и завыть, напугав его.

  • 18 слайд

    Назовите три трудности, выпавшие на долю матери , когда семья остановилась

    Описание слайда:

    Назовите три трудности, выпавшие на долю матери , когда семья остановилась в таёжном домике
    Не умела топить печь,
    обдирать зайца,
    за водой ходить было далеко.

  • 19 слайд

    Где же пропадал сторож целых четыре дня?Бегал на лыжах к отцу и принес ключи

    Описание слайда:

    Где же пропадал сторож целых четыре дня?
    Бегал на лыжах к отцу и принес ключи от его комнаты.

  • 20 слайд

    Что такое счастье – это каждый понимал по-своему Но все вместе люди знали и

    Описание слайда:

    Что такое счастье – это каждый понимал по-своему
    Но все вместе люди знали и понимали:
    Что надо – честно жить.
    Много – трудиться.
    Крепко любить и беречь
    эту счастливую землю.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Тема:
А. Гайдар. Чук и Гек

Похожие материалы

  • Презентация интегрированного урока по чтению и письму на тему «Буква ч» (1 класс)

  • Конспект по чтению «Стихотворения Михалкова, Заходера, Берестова»

  • Тест по литературному чтению «Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Акула»

  • Тест по литературному чтению по теме «Два Мороза» (2 класс)

  • Презентация по литературному чтению М.Пришвин «Осеннее утро», 2 класс

  • Технологическая карта по литературному чтению М.Пришвин «Осеннее утро», 2 класс

  • Урок литературного чтения Бажов 4 класс «Серебряное копытце»

  • Технологическая карта урока по литературному чтению И.А.Крылов №Стрекоза и муравей» 2 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446163 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказу Гайдара «Чук и Гек»»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • 2 слайд

     Аркадий Петрович Гайдар

    Описание слайда:

    Аркадий Петрович Гайдар

  • 3 слайд

    10203040501020304050102030405010203040501020304050А. П. Гайдар Знатоки

    Описание слайда:

    10
    20
    30
    40
    50
    10
    20
    30
    40
    50
    10
    20
    30
    40
    50
    10
    20
    30
    40
    50
    10
    20
    30
    40
    50
    А. П. Гайдар

    Знатоки

    семья
    Герои
    Предметы

  • 4 слайд

    Настоящая фамилия Гайдара?А. П. Гайдар10Голиков

    Описание слайда:

    Настоящая фамилия Гайдара?
    А. П. Гайдар
    10
    Голиков

  • 5 слайд

    20В каком городе родился писатель Гайдар? Льгов, Курской губернииА. П. Гайдар

    Описание слайда:

    20
    В каком городе родился писатель Гайдар?

    Льгов, Курской губернии
    А. П. Гайдар

  • 6 слайд

    Арзамас, Нижегородской области30В каком городе прошло детство Аркадия Гайда

    Описание слайда:

    Арзамас,
    Нижегородской области
    30
    В каком городе прошло детство Аркадия Гайдара?
    А. П. Гайдар

  • 7 слайд

     17лет40В каком возрасте командовал полком Аркадий Гайдар?А. П. Гайдар

    Описание слайда:

    17лет
    40
    В каком возрасте командовал полком Аркадий Гайдар?
    А. П. Гайдар

  • 8 слайд

     Что обозначает псевдоним «Гайдар»? Всадник50А. П. Гайдар

    Описание слайда:

    Что обозначает псевдоним «Гайдар»?
    Всадник
    50
    А. П. Гайдар

  • 9 слайд

    Герои10Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком?

    Описание слайда:

    Герои
    10
    Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком?
    Козёл

  • 10 слайд

    20О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался

    Описание слайда:

    20
    О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле?
    Медведь,
    лошадь
    Герои

  • 11 слайд

    30Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека?СмелыйГерои

    Описание слайда:

    30
    Как звали собаку сторожа,
    которая нашла Гека?
    Смелый
    Герои

  • 12 слайд

    40Кто на год старше брата?ЧукГерои

    Описание слайда:

    40
    Кто на год старше брата?
    Чук
    Герои

  • 13 слайд

    50Человек который приютил Чука, Гека, и их мать, пока отец был в экспедицииСт

    Описание слайда:

    50
    Человек который приютил Чука, Гека, и их мать, пока отец был в экспедиции
    Сторож
    Герои

  • 14 слайд

    Предметы10Где уснул Гек, когда его все потеряли?В сундуке

    Описание слайда:

    Предметы
    10
    Где уснул Гек, когда его все потеряли?
    В сундуке

  • 15 слайд

    20Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? Предметы Чук потерял

    Описание слайда:

    20
    Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой?
    Предметы
    Чук потерял варежку

  • 16 слайд

    30Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? Ру

    Описание слайда:

    30
    Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?
    Ружьё
    Предметы

  • 17 слайд

    40Что подарил военный Чуку в поезде? ПредметыКарандаш

    Описание слайда:

    40
    Что подарил военный Чуку в поезде?
    Предметы
    Карандаш

  • 18 слайд

    50 Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитанным? ПредметыТелеграмма

    Описание слайда:

    50
    Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитанным?
    Предметы
    Телеграмма

  • 19 слайд

    СерёгиныНазовите фамилию семьи героев рассказа10 Семья

    Описание слайда:

    Серёгины
    Назовите фамилию семьи героев рассказа
    10

    Семья

  • 20 слайд

    20 В каком городе жила семья Чука и Гека?СемьяМосква

    Описание слайда:

    20
    В каком городе жила семья
    Чука и Гека?
    Семья
    Москва

  • 21 слайд

    30Как назывались горы, где работал отец мальчиков?СемьяСиние

    Описание слайда:

    30
    Как назывались горы, где работал отец мальчиков?
    Семья
    Синие

  • 22 слайд

    40На чём сначала надо было ехать к папе?Сем

    Описание слайда:

    40
    На чём сначала надо было
    ехать к папе?
    Семья
    На поезде

  • 23 слайд

    50А на чём надо было ещё добираться до места?СемьяНа санях

    Описание слайда:

    50
    А на чём надо было ещё
    добираться до места?
    Семья
    На санях

  • 24 слайд

    Знатоки10ГеологПрофессия отца Чука и Гека

    Описание слайда:

    Знатоки
    10
    Геолог
    Профессия отца Чука и Гека

  • 25 слайд

    20Гек был разиня, но зато он умел...?!ПетьЗнатоки

    Описание слайда:

    20
    Гек был разиня, но зато он умел…?!
    Петь
    Знатоки

  • 26 слайд

    Хозяйственный Чук и в таёжной сторожке нашёл, чем разжиться30 ЗнатокиПружина

    Описание слайда:

    Хозяйственный Чук и в таёжной сторожке нашёл, чем разжиться
    30
    Знатоки
    Пружина от капкана и патрон от охотничьего ружья

  • 27 слайд

    40 Башлык — это ...Знатокитёплый головной убор из сукна

    Описание слайда:

    40
    Башлык — это …
    Знатоки
    тёплый головной
    убор из сукна

  • 28 слайд

    50 К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия? ЗнатокиАлкараш

    Описание слайда:

    50
    К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия?
    Знатоки
    Алкараш

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рисунки к рассказу чук и гек

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рисунки к рассказу чук и гек

  • Сейчас обучается 876 человек из 81 региона

Рисунки к рассказу чук и гек

  • Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказам Носова»

  • Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказам Драгунского»

  • Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по сказкам Бианки»

  • Методическая разработка » Чтобы помнили…»

  • Внеклассное чтение (4 класс)

  • Внеклассное чтение (3 класс)

  • Разработка внеклассного мероприятия. «Прощание с Букварем!» (1 класс)

  • » Календарно-тематическое планирование 1 класс » Школа России»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446163 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • обогащать активный и пассивный словарный запас;

  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

— Кто написал эту книгу? 
Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

— А что с ними случилось?

— Кто позвонил в дверь?

— Что в это время делали братья

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке?

— Что сделал Чук?

— Что случилось после?

— Нашли они коробку?

— Что заставило помериться мальчикам?

— Кто из них старше?

— Какую историю они придумали?

— Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

— Почему так делать нельзя?

— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

— Вранье не введет в добро.

— Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

99769799 1

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

99769799 1

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

99769799 1

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

99769799 1

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

99769799 1

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

99769799 1

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

99769799 1

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…

Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание

В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.

Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.

На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.

Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара

Сюжет

Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.

Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.

Отзыв

Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

gajdar chuk i gek main

В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».

Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.

Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.

Персонажи рассказа

Главные герои

  • Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
  • Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
  • Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.

Второстепенные герои

  • Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
  • Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
  • Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
  • Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.

Сокращенное содержание рассказа читайте далее.

Сюжет рассказа тезисно

  1. Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
  2. Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
  3. Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
  4. В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
  5. Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.

Краткое содержание рассказа

Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.

Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.

На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.

На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.

Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.

Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.

Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.

Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)

В чем заключается идея автора

Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.

Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.

Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:

Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.

А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.

Тема произведения.

Смысл жизни

Композиция произведения.

Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.

Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:

экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;

завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;

развитие действия
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;

— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;

— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.

Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.

Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.

Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась
пика, до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а
потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».

Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.

Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.

Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).

Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.

Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.

«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.

Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, —  это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.

Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.

Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.

В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.

Смысл названия.

Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.

В первом издании
произведения отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные
варианты имен Сергей и Владимир.

Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.

Идея произведения.

Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.

Воспитательная функция произведения.

Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.

  • Рисунки к рассказу тимур и его команда
  • Рисунки к рассказу лисичкин хлеб
  • Рисунки к рассказу еж пришвина
  • Рисунки к рассказу лев и собачка
  • Рисунки к рассказу каштанка