Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему «А.Гайдар «Чук и Гек»» 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Семейное чтение.
А.Гайдар
«Чук и Гек»
2 класс
Урок № 58
УМК «Перспектива» -
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
Аркадий
Петрович
Гайдар
22 января 1904г. –
26 октября 1941г. -
4 слайд
-
5 слайд
Описание слайда:
Жизнь Аркадия Гайдара мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
Родился А.П. Гайдар (Голиков-это настоящая фамилия писателя) 22 января 1904 года в городе Лысове. Своим же родным городом он считал Арзамас, там он провёл детство и закончил реальное училище.
14-летним мальчишкой он ушёл добровольцем на фронт- тогда шла Гражданская война- в Красную Армию.Закончил командирские курсы и в 16 лет уже командовал полком. Аркадий Гайдар любил армию и на всю жизнь мечтал остаться в ее рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в ее рядах ему не разрешали.
Ему было лишь 20 лет, когда он был уволен в запас. -
6 слайд
Описание слайда:
Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно всё начиналось и продолжалось».
Так вошёл Гайдар в литературу. -
7 слайд
Описание слайда:
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.
26 октября 1941 года Гайдар погиб в бою с фашистами. -
8 слайд
Описание слайда:
ИГРА
по произведениюА.П.Гайдара
«ЧУК и ГЕК»
-
9 слайд
Описание слайда:
Назовите фамилию семьи героев рассказа
Серёгины -
10 слайд
Описание слайда:
Москва
В каком городе жила семья Серёгиных? -
11 слайд
Описание слайда:
Как назывались горы, где работал отец мальчиков?
Синие -
12 слайд
Описание слайда:
Что принес в дом Серегиных почтальон?
телеграмму -
13 слайд
Описание слайда:
Как наказывала мама мальчишек за драку?
Не ругала, не кричала,
а разводила по комнатам, не давая играть вместе
1 или 2 часа -
14 слайд
Описание слайда:
Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку?
Там лежала телеграмма. -
15 слайд
Описание слайда:
На чём сначала надо было ехать к папе?
на поезде -
16 слайд
Описание слайда:
А на чём надо было
добираться потом?
на санях -
17 слайд
Описание слайда:
Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут?
Спрятаться
под кроватью
и завыть, напугав его. -
18 слайд
Описание слайда:
Назовите три трудности, выпавшие на долю матери , когда семья остановилась в таёжном домике
Не умела топить печь,
обдирать зайца,
за водой ходить было далеко. -
19 слайд
Описание слайда:
Где же пропадал сторож целых четыре дня?
Бегал на лыжах к отцу и принес ключи от его комнаты. -
20 слайд
Описание слайда:
Что такое счастье – это каждый понимал по-своему
Но все вместе люди знали и понимали:
Что надо – честно жить.
Много – трудиться.
Крепко любить и беречь
эту счастливую землю.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Тема:
А. Гайдар. Чук и Гек
Похожие материалы
-
Презентация интегрированного урока по чтению и письму на тему «Буква ч» (1 класс)
-
Конспект по чтению «Стихотворения Михалкова, Заходера, Берестова»
-
Тест по литературному чтению «Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Акула»
-
Тест по литературному чтению по теме «Два Мороза» (2 класс)
-
Презентация по литературному чтению М.Пришвин «Осеннее утро», 2 класс
-
Технологическая карта по литературному чтению М.Пришвин «Осеннее утро», 2 класс
-
Урок литературного чтения Бажов 4 класс «Серебряное копытце»
-
Технологическая карта урока по литературному чтению И.А.Крылов №Стрекоза и муравей» 2 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446163 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказу Гайдара «Чук и Гек»»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Описание слайда:
Аркадий Петрович Гайдар
-
3 слайд
Описание слайда:
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
А. П. ГайдарЗнатоки
семья
Герои
Предметы -
4 слайд
Описание слайда:
Настоящая фамилия Гайдара?
А. П. Гайдар
10
Голиков -
5 слайд
Описание слайда:
20
В каком городе родился писатель Гайдар?Льгов, Курской губернии
А. П. Гайдар -
6 слайд
Описание слайда:
Арзамас,
Нижегородской области
30
В каком городе прошло детство Аркадия Гайдара?
А. П. Гайдар -
7 слайд
Описание слайда:
17лет
40
В каком возрасте командовал полком Аркадий Гайдар?
А. П. Гайдар -
8 слайд
Описание слайда:
Что обозначает псевдоним «Гайдар»?
Всадник
50
А. П. Гайдар -
9 слайд
Описание слайда:
Герои
10
Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком?
Козёл -
10 слайд
Описание слайда:
20
О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле?
Медведь,
лошадь
Герои -
11 слайд
Описание слайда:
30
Как звали собаку сторожа,
которая нашла Гека?
Смелый
Герои -
12 слайд
Описание слайда:
40
Кто на год старше брата?
Чук
Герои -
13 слайд
Описание слайда:
50
Человек который приютил Чука, Гека, и их мать, пока отец был в экспедиции
Сторож
Герои -
14 слайд
Описание слайда:
Предметы
10
Где уснул Гек, когда его все потеряли?
В сундуке -
15 слайд
Описание слайда:
20
Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой?
Предметы
Чук потерял варежку -
16 слайд
Описание слайда:
30
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?
Ружьё
Предметы -
17 слайд
Описание слайда:
40
Что подарил военный Чуку в поезде?
Предметы
Карандаш -
18 слайд
Описание слайда:
50
Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитанным?
Предметы
Телеграмма -
19 слайд
Описание слайда:
Серёгины
Назовите фамилию семьи героев рассказа
10Семья
-
20 слайд
Описание слайда:
20
В каком городе жила семья
Чука и Гека?
Семья
Москва -
21 слайд
Описание слайда:
30
Как назывались горы, где работал отец мальчиков?
Семья
Синие -
22 слайд
Описание слайда:
40
На чём сначала надо было
ехать к папе?
Семья
На поезде -
23 слайд
Описание слайда:
50
А на чём надо было ещё
добираться до места?
Семья
На санях -
24 слайд
Описание слайда:
Знатоки
10
Геолог
Профессия отца Чука и Гека -
25 слайд
Описание слайда:
20
Гек был разиня, но зато он умел…?!
Петь
Знатоки -
26 слайд
Описание слайда:
Хозяйственный Чук и в таёжной сторожке нашёл, чем разжиться
30
Знатоки
Пружина от капкана и патрон от охотничьего ружья -
27 слайд
Описание слайда:
40
Башлык — это …
Знатоки
тёплый головной
убор из сукна -
28 слайд
Описание слайда:
50
К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия?
Знатоки
Алкараш
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 876 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказам Носова»
-
Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по рассказам Драгунского»
-
Презентация к интерактивной игре по внеклассному чтению» Викторина по сказкам Бианки»
-
Методическая разработка » Чтобы помнили…»
-
Внеклассное чтение (4 класс)
-
Внеклассное чтение (3 класс)
-
Разработка внеклассного мероприятия. «Прощание с Букварем!» (1 класс)
-
» Календарно-тематическое планирование 1 класс » Школа России»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446163 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»
Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
Задачи урока:
Образовательные
-
расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
-
отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
-
обогащать активный и пассивный словарный запас;
-
расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие
-
развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
-
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
-
отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
-
развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
Воспитательные
-
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
-
содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Оборудование: книги для чтения; выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».
Ход урока
I Мотивационно-ориентировочный этап
-Добрый день, ребята!
-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.
II.Актуализация имеющихся знаний.
Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.
Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека —
В любую страну, в любые века.
— Кто написал эту книгу?
Выставляется портрет А.П. Гайдара.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.
— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.
Ученик.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.
IV.Изучение нового материала
1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.
— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?
В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.
-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.
2.Решение задач по ориентировке в художественной книге
(Учитель раздаёт книги)
3.Словарная работа
Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы
— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»
Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму
4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения
— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».
4. .Проверка первичного восприятия произведения
-Кто же такие Чук и Гек?
— А что с ними случилось?
— Кто позвонил в дверь?
— Что в это время делали братья
— Куда Чук положил телеграмму?
— Что в это время делал Гек?
— А что хранилось в этой коробке?
— Что сделал Чук?
— Что случилось после?
— Нашли они коробку?
— Что заставило помериться мальчикам?
— Кто из них старше?
— Какую историю они придумали?
— Что принесла мама?
V.Физминутка
VI. Закрепление изученного материала
2. Беседа по содержанию текста эмоционально – оценочного характера
-Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?
— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?
-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?
— Почему так делать нельзя?
— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.
— Вранье не введет в добро.
— Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?
— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие)
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)
Профессия отца Чука и Гека (геолог)
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)
Фамилия Чука и Гека Серёгины
VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.
1.Соотношение цели урока и его результата
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?
Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»
2.Рефлекия
Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…
Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.
Сюжет — краткое содержание
- Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
- Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
- Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
- Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
- Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
- Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.
План произведения для пересказа
- Телеграмма от отца;
- Баловство детей;
- Потерянная телеграмма;
- На станции;
- Пустой лагерь;
- Домик сторожа;
- Спрятавшийся Гек;
- Возвращение сторожа;
- Подготовка к Новому году;
- Встреча с отцом.
Главная мысль
Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.
Чему учит эта книга
Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.
Новые слова и выражения
Гимнастерка — солдатская рубашка.
Растеря — человек, который все теряет.
Эшелон — воинский поезд с вагонами.
Пословицы к произведению
Вместе жить — все делить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание
В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.
Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.
На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.
Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.
Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара
Сюжет
Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.
Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.
Отзыв
Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.
Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»
В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».
Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.
Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.
Персонажи рассказа
Главные герои
- Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
- Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
- Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.
Второстепенные герои
- Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
- Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
- Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
- Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.
Сокращенное содержание рассказа читайте далее.
Сюжет рассказа тезисно
- Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
- Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
- Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
- В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
- Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.
Краткое содержание рассказа
Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.
Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.
Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.
На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.
На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.
Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.
Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.
Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.
Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.
Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)
В чем заключается идея автора
Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.
Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.
Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:
Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.
Тема произведения.
Смысл жизни
Композиция произведения.
Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.
Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:
— экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;
— завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;
— развитие действия —
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;
— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;
— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.
Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.
Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.
Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась
пика, до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а
потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».
Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.
Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.
Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).
Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.
Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.
«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.
Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, — это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.
Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.
Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.
В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.
Смысл названия.
Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.
В первом издании
произведения отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные
варианты имен Сергей и Владимир.
Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.
Идея произведения.
Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.
Воспитательная функция произведения.
Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.