Рисунки к рассказу бежин луг 6 класс

клавдий васильевич лебедев 18521916 русский исторический и церковный живописец, член товарищества передвижных художественных выставок. среди первых известных работ художника

*Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Среди первых известных работ художника в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» Тургенева, датированные 1883-1884 годами,
видимо, связанные с желанием художника почтить память ушедшего из жизни писателя. Совершенствуясь в качестве иллюстратора, Лебедев
взялся за сложную работу именно над тургеневскими текстами. Эти живописные иллюстрации, выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием тургеневского слова,
вызвали необычайно широкий интерес у читающей публики, что удивило самого автора. Вскоре они были изданы отдельным альбомом, а его обложку весьма оригинально
оформил сам Клавдий Васильевич. Он изобразил в центре обложки портрет великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Один из таких альбомов в 1960 году был подарен Орловскому объединенному государственному литературному музею И.С. Тургенева накануне 150-летнего
юбилея писателя. Ряд иллюстраций из этого альбома представлены в экспозиции музея. Среди них наиболее известны: «Бирюк», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бежин луг».

Написанные в эстетике школы передвижничества, эти картины волнуют зрителя правдивыми сценами быта крестьянской Руси. Вглядываясь в иллюстрацию к
рассказу «Бирюк», и юный посетитель, и маститый исследователь могут окунуться в атмосферу нелегкой, трагической жизни главного
героя, чтобы посочувствовать ему.

Иллюстрация превосходно дополняет эти пронзительные строки: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок.
Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на
столе, печально вспыхивая и погасая. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Значимым является тот факт, что самому
художнику, родившемуся в крестьянской семье, познавшему нужду, были близки эти трогательные тургеневские строки.

Близкий друг, соратник Клавдия Васильевича Лебедева Владимир Егорович Маковский подтверждает это своими воспоминаниями: «Вначале он брал сюжеты из крестьянской
среды и московской бедноты, но в этих картинах никогда не было рассудочного повествования, которое так часто встречалось в то время у других художников,
подходивших к тем же сюжетам «извне», со стороны. К.В. писал то, что любил, как «свое» кровное, родное, и потому в его произведениях нет ничего надуманного,
фальшивого, подчеркнутого».

Не меньше впечатляет, вселяет в душу тоску от понимания драматического положения крестьянства, иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Несмотря на многофигурность
композиции, помещики, которых изображает Лебедев, не вызывают столь ярких чувств, как сейчас говорят, «не цепляют» зрителя. Особое внимание привлекают именно
образы крестьян: их истрепанная заплатанная одежда, изможденные лица, понурые головы, вызывают сочувствие, сострадание. Тургенев так описал сцену, изображенную
Лебедевым: «В нескольких шагах от двери, подле грязной лужи, в которой беззаботно плескались три утки, стояло на коленях два мужика…». Тяжелый осадок остается
на душе…

Совсем иной и по настроению, и по колориту предстает другая работа художника, которая среди посетителей музея пользуется особой «популярностью» — иллюстрация
к самому любимому читателем рассказу «Бежин луг». Акварель с одноименным названием тонко и весьма живо изображает знакомую со школьных лет сцену. Здесь
художник использует совсем иной «метод воздействия» на зрителя – поэзию деревенской жизни. Рассматривая работу, так и хочется вспомнить знаменитые строки:
«Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун . Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой
праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками
и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Кругом не слышалось почти никакого шума. Всех мальчиков было пять». По сути, это одна из первых
иллюстраций к рассказу, ставшему одним из самых любимых в отечественной литературе.

В Орловском музее изобразительных искусств хранится подлинная акварель Лебедева, иллюстрация к рассказу «Бежин луг», приобретенная музеем уже в 1980-е годы.
Нужно заметить, что до сих пор иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» считаются непревзойденными.

К.В. Лебедев предстает истинным почитателем творчества великого классика, и сюжеты «Записок охотника» художник выбирает для иллюстрирования не случайно.
Клавдий Васильевич, выходец из народа, знал, насколько появление антикрепостнических «Записок» Тургенева взволновало всю читающую Россию и страны зарубежья,
какое влияние они оказали впоследствии на русский общественный уклад, и какую цену Тургенев заплатил за издание первого двухтомника. Лебедев, по-видимому,
считал долгом внести свой вклад в дело увековечения памяти И.С. Тургенева и его знаменитого произведения.

Иллюстрациями к произведениям Тургенева не исчерпывается художественное наследие К.В. Лебедева. Среди работ художника, хранящихся в
Третьяковской галерее, полотна на исторические темы, которые были востребованы в конце 19-начале 20 веков: «Боярская свадьба», «К сыну», «Марфа Посадница.
Уничтожение новгородского вече», «На родине» и др.

К концу 19 века. К.В. Лебедев приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. В 1896 году его
работы экспонировались в Чикаго. В течение 6 лет Клавдий Васильевич путешествует по России, желая запечатлеть неповторимые пейзажи родины.

Лебедева сумели оценить и при Дворе. Он был приглашен к участию в издании коронационного альбома императора Николая II и выполнил для него две акварели:
«Причащение государя Императора» и «Посещение Троице-Сергиевой лавры». Его работу «Христа ради (юродивый)», представленную на выставке передвижников,
приобрел сам Император Николай II.
По материалам сайта Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Анализ произведения Бежин луг

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками. Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика. Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее. Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» — это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» — это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах — «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

«Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева , неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике. Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.

Во-вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.

Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж — лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй. Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их внешностью, поведением, разговорами. Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.

Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни. В тексте встречаются историзмы: «армячок»

,
«онучи»
,
«свитка»
— и просторечия:
«откентелева»
,
«эвто»
,
«зачнется»
,
«авось»
,
«напредки»
,
«дескать»
. Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.

Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие — деревенскими слухами. Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями»

, любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать. А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.

Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка. Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.

Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

«Бежин луг» — это произведение Ивана Тургенева, входящее в известный цикл «Записки охотника», начавший публиковаться в 1847 году. В произведениях этого цикла присутствуют не только яркие краски природного наследия России, но и проводится анализ характеров тех или иных персонажей, а кроме того Тургенев создал замечательные сюжеты. Поэтому сейчас мы рассмотрим краткий анализ «Бежин луг».

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» — это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков — несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой — простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша — сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Анализ повести «Бежин луг» — особенности

Охотник решает переночевать здесь, поскольку уже поздно и возвращаться в лес нет никакого смысла. Он устраивается у горящего костерка, наблюдая за мальчишками – у каждого из них своя особая внешность и уникальный характер, интересующий рассказчика.

Чем так интересны эти персонажи в повести «Бежин луг» Тургенева? Герои произведения непосредственны, просты и открыты. Да, они простые деревенские ребята, и автор очень умело создал их образы. Старший из них – Фёдор. Это лидер среди мальчиков, он, скорее всего, из состоятельной семьи, потому что со вкусом и опрятно одетый. Павлуша хоть и кажется неловким, на самом деле отличается смелостью и силой. Илюша замыкается в себе, молчалив. Костя тоже не очень словоохотлив – что-то печалит его и заставляет думать о своём. Наконец, младшего Ваню одолел сон, поэтому он не участвует в беседе.

Делая анализ «Бежин луг», обязательно учитывайте характеры этих деревенских ребят, подумайте, почему именно так они себя ведут.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» — это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак — все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Проблематика произведения

Иван Сергеевич был поистине великим мастером слова, настоящим литературным художником. Именно поэтому он снова затронул одну из своих самых любимых тем: природы и человека.

Одной из проблематик выступает жизнь народа. Автор поднял вопрос об отмене крепостного права. Целую ночь дети должны были следить за стадом лошадей и ни в коем случае нельзя было заснуть, ведь волки могут напасть на животных. Но такие суровые условия жизни уже не пугали мальчиков. Они никогда не жаловались, не огорчались. Каждый день для них становился историей с новыми возможностями вновь почувствовать радость и искреннюю любовь к жизни. Они придумывали свои собственные развлечения во время работы. Автор выделяет главную мысль: чтобы стать частью этого мира, в первую очередь нужно:

  • быть целостной личностью;
  • жить в гармонии с окружающим;
  • чувствовать тесную взаимосвязь с природой.

Настоящий смысл существования — быть одним целым с этим громадным миром, в чувстве благодарности Вселенной. Необходимо слышать зов сердца и ощущать каждое наставление совести. В рассказе автором поднимается ещё одна важная тема мистических, мифологических верований, в основе которых лежит поклонение перед мифами и легендами. Дети пересказывали друг другу все былины и придания, которые порабощали разум человека страхом перед карой и наказанием.

Больная фантазия рабочего-плотника Гаврилы видит русалку, после чего мужчиной овладевают страшные и темные мысли, подавленное настроение и боязнь грядущего. А баба Ульяна, заметив своего «близнеца», решает, что это предзнаменование её скорой смерти. Она не может перестать думать об этом, и действительно, скоро умирает. Красивой деревенской девушке Акулине мерещится водяной. Селянка не выдерживает этого и теряет здравый смысл.

С тяжёлым сердцем и искренней горечью Тургенев понимает, что простые люди, сидя в необразованной, темной пропасти, слепы к науке, принимают любое природное явление как какой-нибудь символ или предвестник. Они погрязли в страхе и боязни, что делает их жизнь ограниченной и замкнутой. «Манящие» песни, мистические образы, пугающие существа и создания делают обычного человека бессильным перед своим собственным сознанием.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.

Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья — болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в , там описаны основные события из рассказа.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей — лошади и собаки. При этом очень важны звуки — если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Федя
    выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша
    , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья
    , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя
    , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня
    . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
  6. Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа
    — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований
    , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы
    является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Бежин луг» И.С.Тургенев Иллюстрации к произведению

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Бежин луг» И.С.Тургенев Иллюстрации к произведению

Описание слайда:

«Бежин луг» И.С.Тургенев Иллюстрации к произведению

2 слайд

«Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно. Солнце-не ог

Описание слайда:

«Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно. Солнце-не огнистое…». Худ. Дышленко.Г.В

3 слайд

«В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде Тульско

Описание слайда:

«В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии». Худ. Дмитриев-Оренбургский.Н.Д

4 слайд

«После охоты я решился, наконец, вернуться к себе домой. Взобрался на холм и

Описание слайда:

«После охоты я решился, наконец, вернуться к себе домой. Взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне неизвестные места». Худ. Пахомов.А.Ф

5 слайд

«Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под назв

Описание слайда:

«Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга…». Худ. Пахомов.А.Ф

6 слайд

«Я спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мною ве

Описание слайда:

«Я спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня». Худ. Пахомов.А.Ф

7 слайд

«Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг огней, за гуртовщиков. Это просто бы

Описание слайда:

«Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки». Худ. Лебедев.К

8 слайд

«Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Мы немного поговорили. Я

Описание слайда:

«Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Мы немного поговорили. Я прилег под кустик и стал глядеть кругом». Худ. Пахомов.А.Ф

9 слайд

«Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. ( Из их разгов

Описание слайда:

«Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. ( Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя)». Худ. Пахомов.А.Ф

10 слайд

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стро

Описание слайда:

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами». Худ. Пахомов.А.Ф

11 слайд

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые,

Описание слайда:

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой». Худ. Пахомов.А.Ф

12 слайд

«Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, п

Описание слайда:

«Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое; сжатые губы, сдвинутые брови. Его желтые, почти белые волосы торчали». Худ. Пахомов.А.Ф

13 слайд

«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задум

Описание слайда:

«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках; у него были большие, черные глаза; он был маленького роста». Худ. Пахомов.А.Ф

14 слайд

«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирненько

Описание слайда:

«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирненько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего семь лет». Худ. Пахомов.А.Ф

15 слайд

«Понемногу мальчики опять разговорились. Сперва они покалякали о том о сем,

Описание слайда:

«Понемногу мальчики опять разговорились. Сперва они покалякали о том о сем, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Илюше и спросил его про домового». Худ. Лебедев.К

16 слайд

«Илюша начал историю. Пришлось нам с братом и с другими в рольне заночевать.

Описание слайда:

«Илюша начал историю. Пришлось нам с братом и с другими в рольне заночевать. Вот мы остались и лежим все вместе. И вдруг кто-то над головами у нас заходил…». Худ. Пахомов.А.Ф

17 слайд

«Вторую историю рассказывал Костя. А знаете ли, отчего Гаврила, слободский п

Описание слайда:

«Вторую историю рассказывал Костя. А знаете ли, отчего Гаврила, слободский плотник все невеселый, все молчит, знаете? Пошел он в лес по орехи да и заблудился. Не может найти дороги, присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит-никого. А потом смотрит, а перед ним на ветке русалка сидит, качается…». Худ. Пахомов.А.Ф

18 слайд

«И так прослушали они истории всех мальчиков. Потом Павел встал и взял в рук

Описание слайда:

«И так прослушали они истории всех мальчиков. Потом Павел встал и взял в руки пустой котельчик. К реке пошёл, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить. Вспомнили ребята про Васю, который утонул, в этой вот самой реке. Павел подошел к огню с полным котельчиком в руке и говорит: »Я Васин голос слышал…». Худ. Кузьмин.А

19 слайд

«Эта безлунная ночь, казалась, была все так же великолепна, как и прежде… Я

Описание слайда:

«Эта безлунная ночь, казалась, была все так же великолепна, как и прежде… Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелело на востоке». Худ. Обрубова.В «Портрет живого слова»

20 слайд

«Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не у

Описание слайда:

«Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Худ. Пахомов.А.Ф

21 слайд

 Конец!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
И. С. Тургенев


Номер материала:

ДБ-1034926

Вам будут интересны эти курсы:

Тургенев И., рассказ «Бежин луг»

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Бежин луг» и их характеристика

  1. Автор, рассказчик. Охотник, ценитель прекрасного, природы.
  2. Федя, мальчик 14 лет. Барчук, любопытный, в дорогой одежде.
  3. Павел, мальчик 12 лет. Черноволосый, серьезный, погиб, упав с лошади.
  4. Илюша, мальчик 12 лет. Желтоволосый, хороший рассказчик.
  5. Костя, мальчик 10 лет. Печальный, задумчивый, мнительный.
  6. Ваня, мальчик 7 лет. Все время лежал.

План пересказа рассказа «Бежин луг»

  1. Удачная охота
  2. Заблудился
  3. Наступает ночь
  4. Бежин луг
  5. Пять мальчиков в ночном
  6. Илюша рассказывает про домового
  7. Костя говорит про русалку
  8. Илюша рассказывает про барашка на могиле
  9. Илюша рассказывает про Ульяну
  10. Павлуша рассказывает про Тришку
  11. Костя рассказывает про бучило
  12. Павлуша слышит голос Васи
  13. Сон
  14. Пробуждение
  15. Печальный конец

Кратчайшее содержание рассказа «Бежин луг» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней.
  2. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории.
  3. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой.
  4. Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя.
  5. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю.
  6. Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

Главная мысль рассказа «Бежин луг»
Мир вокруг нас полон таинственного и непознаваемого.

Чему учит рассказ «Бежин луг»
Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Отзыв на рассказ «Бежин луг»
Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

Пословицы к рассказу «Бежин луг»
Ночь ночевать — не век коротать.
У страха глаза велики.
Ночью все лошади вороные.
Не страшись, да и не хвались.
Бойся — не бойся, а судьбы не миновать.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бежин луг»
В прекрасный июльский день автор охотился в Тульской губернии. Он настрелял много дичи и под вечер отправился домой. Он поднялся на горку, но вместо ожидаемой местности увидел другую, совершенно незнакомую. Автор некоторое время брел почти наугад, а на небе уже зажглись звезды. Наконец он вышел на обширную равнину, в которой узнал Бежин луг.
Он увидел огоньки и пошел на них. Возле костра автор увидел нескольких крестьянских детей, которые сторожили коней.
Мальчишек поразило появление автора, но они быстро опомнились и пригласили охотника к костру. Они немного поговорили и автор стал рассматривать ребят.
Мальчишек было пять.
Старший мальчик Федя принадлежал видимо к богатой семье. Ему было лет четырнадцать, он был одет в добротную одежду и явно свои сапоги. Второй мальчик, Павлуша, был большим, со всклоченными черными волосами, большеротый и приземистый. Третьему, Илюше, было как и Павлуше лет двенадцать, он был обут в лапти и имел желтые волосы. Нос Илюши был с горбинкой. Четвертый мальчик, Костя, был лет десяти, печальным и задумчивым, лицо его было в веснушках, а сам он был весьма тщедушным. Последний самый маленький мальчик Ваня был семи лет и лежал, преклонив свою кудрявую голову.
Мальчики постепенно разговорились и Федя, видимо продолжая прерванный разговор, спросил у Ильюши про домового. Тот рассказал, как ночевал как-то с другими ребятами в старой рольне на фабрике и все услышали, как вверху кто-то ходит. Потом само собой закрутилось водяное колесо, и снова встало. А тот спустился и распахнул дверь в рольню. А за дверью никого. Вдруг сами собой стали подниматься крышки чанов, и мальчишки гурьбой убежали, а домовой закашлялся вслед.
Тут слово взял Костя и рассказал про плотника Гаврилу, который заблудился в лесу. И вдруг увидел на ветвях русалку, которая звала его за собой. Гаврила уже было совсем пошел за русалкой, но бог его надоумил перекреститься. Тут русалка заплакала и пропала. А Гаврила с тех пор ходит весь печальный.
Мальчишки замолчали и стали прислушиваться к ночным звукам. В ночи кто-то прокричал, потом пронесся над головами со злым хохотом.  Павлуша сказал, что это вороны и спросил не сварились ли картошки. Ребята поели картошки, а потом Илюша стал рассказывать, что на прорванной плотине похоронен утопленник. И вот однажды псарь Ермила поехал туда ночью, как вдруг видит на могиле утопленника барашка. Решил Ермила забрать барашка, взял его на руки, а барашек так ему в глаза смотрит, что не по себе мужику стало. Стал он барашка Бяшей называть, а тот вдруг ему в ответ тоже: «Бяша, бяша» говорит.
Тут собаки встрепенулись и рассказчик замолчал. Собаки убежали в темноту, но вскоре вернулись. А Павлуша сказал, что они верно волка почуяли.
Федя сказал, что Илюша рассказал страхов, и добавил, что место это Варнавицы нечистое. Илюша согласился и рассказал, что недавно видели там старого покойного барина, который бродил и искал разрыв-траву.
Костя удивился и сказал, что думал что покойников можно только в Родительскую субботу увидеть. Но Илюша сказал, что покойников всегда можно увидеть, а в родительскую субботу можно встретить и тех, кто вскорости умереть должен. Он рассказал, как некая Ульяна ходила на паперть и сперва увидела мальчика, который недавно умер, а потом и саму себя, идущую следом. Но Ульяна пока еще была жива, ведь с того случая года не прошло.
Тут Павлуша рассказал как у них в Шаламове тоже предвиденье было. Барин еще сказал, что потемнеет и солнце скроется. И действительно спряталось солнце, а все стали ждать прихода Тришки. И Павлуша пояснил, что Тришка — это удивительный человек, который придет, когда настанут последние времена. И будет Тришка этот соблазнять простой народ.
И вот как случилось предвиденье, так видит народ — Тришка идет, а у самого жбан вместо головы. Как все тут заорали и забегали, а оказалось, что это Вавила шел, который жбан купил и на голову надел.
Мальчишки засмеялись, но тут раздался пронзительный крик — то кричала цапля.
Тут Костя рассказал, что шел однажды мимо бучила, а оттуда кто-то как застонал болезненно, и мальчик сильно перепугался. А когда Павлуша сказал, что в том бучиле как-то лесника утопили, то Костя сказал, что если бы про это знал, еще сильнее перепугался бы.
Тут Илюша рассказал, как один мужик лешего встретил и тот его заплутал, что мужик еле домой вышел
Павел пошел за водой, а Илюша крикнул ему, чтобы был осторожней. а то водяной может за руку схватить.
Тут Костя вспомнил мальчика Васю, который утонул, купаясь в реке. Вернулся Павлуша и сказал, что только что слышал голос Васи, который звал его из воды. Мальчики снова притихли. В небе пролетели кулики, взошел месяц и разговоры прекратились. Все заснули.
Автор пробудился рано утром, поднялся и посмотрел на мальчиков. Все еще спали, только Павлуша открыл глаза и посмотрел на охотника. Автор кивнул мальчику и ушел.
Потом он узнал, что в том же году Павел умер, упав с лошади. Хороший был мальчик!

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Бежин луг»

Рисунки к рассказу бежин луг 6 класс

Рисунки к рассказу бежин луг 6 класс

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему И.С. Тургенев Бежин Луг.
Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
img0

Описание слайда:

И.С.Тургенев
«Бежин луг»


Слайд 2
img1



Слайд 3
img2


Слайд 4
img3


Слайд 5
img4

Описание слайда:

Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда».
Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.


Слайд 6
img5


Слайд 7
img6

Описание слайда:

И.З.Суриков «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку
Разговор заводят…


Слайд 8
img7


Слайд 9
img8

Описание слайда:

Викторина
Кто рассказывал о домовом?
Илюша
Кто рассказывал о Гавриле и русалке?
Костя
Кто был самым смелым из ребят?
Павел
Кто рассказывал о Васе, утонувшем в реке?
Костя
Кто рассказывал о псаре Ермиле?
Илюша
Кого автор не заметил сначала?
Ваню
Кто рассказывал о водяном?
Костя
Кто рассказывал о «предведенье», о Тришке-антихристе?
Илюша


Слайд 10
img9

Описание слайда:

«…старший изо всех…лет 14. стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами..?
Федя
«..волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное , рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…»
Павлуша
«лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало…тупую, болезненную заботливость..»
Илюша
«…лет 10-ти…задумчивый и печальный взор. Лицо было невелико, худо в веснушках, книзу заострено, как у белки…большие, черные..глаза
Костя


Слайд 11
img10

Описание слайда:

Примерный план
I «Прекрасный июльский день».
II Охотник заблудился.
III У костра в ночном.
IV Рассказы мальчиков:
1.Рассказ Илюши о домовом.
2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке.
3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле.
4.Рассказ Илюши о покойниках.
5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе.
6.Рассказ Кости о водяном.
7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке.
V Непонятные ночные звуки.
VI Прощание с мальчиками.
VII Эпилог. Смерть Павлуши.


Слайд 12
img11

Описание слайда:

Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики?
-Как сам Тургенев называл их рассказы?
Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»
-Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий?
Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.


Слайд 13
img12

Описание слайда:

-О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире?
Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд.
-Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования?
Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом.
-Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков?
Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.


Слайд 14
img13

Описание слайда:

вывод
Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.


Слайд 15
img14

Описание слайда:

Спасибо за урок


Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

  • Рисунки к рассказам чарушина о животных для детей
  • Рисунки к рассказу ашик кериб
  • Рисунки к рассказу девочка на шаре драгунского
  • Рисунки к рассказам чарушина руками детей
  • Рисунки из сказки морозко для детей