Рисунки к рассказам чарушина руками детей

литературный час путешествие в страну под названием природа вместе с евгением ивановичем чарушиным внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса.

                         
Литературный час

«Путешествие в
страну под названием ПРИРОДА

вместе с Евгением
Ивановичем Чарушиным»

Внеклассное
мероприятие для учащихся 3 класса.

Цели:
-познакомить учащихся с особенностями творчества Евгения

          Чарушина;

          
-углублять интерес к миру животных;

          
-развивать познавательные и творческие способности детей;

           —
воспитывать бережное отношение к природе.

                                                         Закону
времени послушен,

                                                         Любимый
Чарушин стал вовсе седым…

                                                         Но
для детей, читающих его книжки,

                                                         Вовеки
он будет молодым!

Библиотекарь.

   Тексты книг
пишут писатели. Но я глубоко убеждена, что каждый из вас предпочитает читать
книгу, в которой есть картинки – мы называем их иллюстрации, правда же? Это
важный стимул привлечения детей к чтению.

   С художниками,
иллюстрирующими детские книги, вернее, с некоторыми из них, мы знакомились во
время библиотечного урока «Иллюстрация в книге». А сегодня мы поговорим о замечательном
художнике –анималисте детских книг, который к тому же и сам был автор рассказов
для детей.  К своим рассказам он делал иллюстрации сам. Это — Евгений
Иванович Чарушин.

   Вопрос на
засыпку: кто из вас, ребята, помнит, что значит «анималист»?

/Дети отвечают/

Молодцы! Вы
правильно сказали, что анималист – это человек, который пишет о животных или
рисует животных.

На экране
воспроизводится портрет Евгения Чарушина.

   Талант Евгения
Чарушина корнями уходит в детство. Любовь к природе ему привили родители. Рос
маленький Женя в окружении зверей и птиц, которые кудахтали, хрюкали, мяукали,
лаяли, свистели, и даже были немыми – рыбки в аквариумах и банках. Когда
подрос, он много времени проводил с лесниками, охотниками, умельцами-кустарями,
работал в саду, ухаживал за животными. Опыт общения с животными помог ему стать
незаурядным художником. До мельчайших подробностей он мог передать внешний вид
животного, его повадки, нрав, мимику, движения. Он не только полюбил животных,
но научился понимать их по движениям, звучащему голосу.

   Давайте сейчас
поиграем в игру. Давайте разделимся на две команды и назовём их «Томка» —
команда №1; «Тюпа» — команда №2.

Игра «Кто как из
животных разговаривает»

Вопросы первой
команде.

1.Какое животное
крякает                                           /Утка/

2.———————
жужжит                                          /Шмель/

3.————————пищит                                            /Комар/

4.———————-курлычет                                        /Журавль/

5.———————хрюкает                                           /Свинья/

Вопросы второй
команде.

1.Какое животное чирикает                                        /Воробей/

2.———————
лает                                                 /Лиса, собака/

3.———————
гогочет                                            /Гусь/

4.———————
ржёт                                                 /Лошадь/

5.———————
воркует                                           /голубь/

Правильный ответ –
балл. Капитан команды ведёт подсчёт баллов.

Продолжаем рассказ
об Евгении Чарушине.

На экране
демонстрируются рисунки Евгения Чарушина.

   Заметив у сына
проявление первых художественных навыков, отец способствовал воспитанию у него
наблюдательности, внимательности, восприятию красоты и мудрости природы.

   Умение рисовать
привело его в штаб Красной Армии Восточного фронта, где он служил декоратором.
После этого он учился на живописном факультете Высшего
Художественно-технического института в Ленинграде, работал в художественной
мастерской. В 1930 году его пригласили в детский отдел издательства Детгиз
(Ленинградское отделение). С этого момента он уже больше не расставался с
детской книгой.

   Продолжим нашу
игру. Игра «Кто есть кто».

В народе животных
часто называют словами, которые точно характеризуют их особенность, сущность.
Давайте попробуем вспомнить эти названия.

Вопросы первой
команде.

Кого называют: 1.
Косолапый                                              /Медведь/

                         
 2.Ряба                                                         /Курица/

                          
3.Ни головы, ни ножек                                /Ёжик/

                         
 4.Серый                                                      /Волк/

                          
5.Золотой гребешок                                    /Петух/

Вопросы второй
команде.

Кого называют:
1.Косой                                                       /Заяц/

                         
 2.Патрикеевна                                            /Лиса/

                          
3. Квакушка                                                /Лягушка/

                          
4.Дереза                                                      /Коза/

                          
5.Белобока                                                  /Сорока/

  У Чарушина был
необычайный стиль рисования.  Рисунки, которыми он оформлял детские книжки,
отличались от рисунков других художников.  Он искусно изображал зверей
различными пятнами, штрихами, точками, при этом точно передавая позу животного
(настороженность, любопытство, страх, азарт), его характерные движения,
особенности фактуры (длинная дыбом шерсть, мягкий густой подшерсток,
нахохлившиеся перья птицы). Именно по этому своеобразному стилю рисования
животных узнавалась работа Евгения Чарушина по иллюстрированию детских книг.

   Продолжим нашу
игру. Игра «Кто где живёт»

У многих животных
есть жилища, в которых они прячутся от плохой погоды, отдыхают, хранят запасы
еды. Ваша задача назвать эти жилища.

Вопросы первой
команде.

Жилище 1.Медведя                                                     /Берлога/

               2.Белки                                                         /Дупло/

              
3.Пчёлы                                                        /Улей/

              
4.Барсука                                                      /Нора/

              
5.Бобра                                                         /Хатка под
водой/

Вопросы второй
команде.

Жилище 1.Лисы                                                           /Нора/

              
2.Волка                                                         /Логово/

              
3.Зайца                                                         /Жилище не
строит/

              
4.Дикого кабана                                     /Лёжка. Жилище не
строит/

              
5.Кобры                                                                 /Гнездо/

   Детям раздаются
книжечки с рисунками Евгения Чарушина. Это могут быть произведения С.Я.Маршака,
В.В.Бианки, М.М. Пришвина, самого Е.Чарушина.

С целью запомнить
стиль рисования животных Чарушина, обращается внимание детей на то, что:

*рисунки
познавательны;

*строги и
лаконичны;

*едва намечен фон;

*среда обитания
как правило отсутствует;

*животное всегда
изображено крупным планом;

*изображение
достаточно точное с точки зрения биологии;

*рисунки
эмоциональны, переданы с отображением своего особого характера,
соответствующего той или иной ситуации.

   Мы сегодня
акцентируем наше внимание на художественном творчестве Евгения Чарушина. Но мы
знаем, что он  писал и книги для детей о животных. По его произведениям сняты
мультфильмы.

Сейчас мы посмотрим
один из таких мультфильмов, который называется «Чуффык» /9.42/

   После просмотра
мультфильма командам предоставляется возможность заработать ещё дополнительные
баллы, ответив на ряд вопросов, и показав, насколько они внимательны, и что
узнали нового о том, как зимуют животные.

Вопросы первой
команде.

1.Как звали собачку
человека-охотника?                    /Маркиз/

2.Продолжите слова
охотника: «Говорят под             /Что не пожелается,

 Новый год…                                                           
всё всегда произойдёт,

                                                                                 
всё всегда сбывается/

3.Где определила
мышка своих мышат?                    /         За правым ухом медведя                                                                                    у
него в берлоге/ 

4.Чем угостил
зайка охотника?                               / Осиновыми веточками/ 

5.Кого боится
мышка?                                            /Землеройку/

Вопросы второй
команде.

1 Как назывался
журнал, который листал человек?  /«Охота»/

2.Продлите строки,
сказанные охотником:

«Мороз Иванович
злится…                                     /Не даёт лениться/

3.Какое животное
первым встретил охотник?            /Сову/

4.Какое животное
не дало охотнику окоченеть от холода?  /Глухарь/

5.Чем окончилась
встреча охотника с волком?           /Остался раздетым/

   Слово
предоставляется капитанам команд для сообщения-какое количество баллов набрала
каждая команда. У кого больше – тот победитель.

    «Сознание
того, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов ребят, подбавило
мне силы и желание работать», — писал Чарушин. За свою творческую жизнь он
оформил несколько десятков книг для детей, включая и собственные рассказы.

   Родился Евгений
Чарушин в далёком 1901 году. В этом году в ноябре месяце мы будем отмечать 120 лет
со дня рождения писателя, художника. Без сомнения, сколько ещё не пройдёт лет,
дети грядущих поколений будут любить творения Евгения Ивановича Чарушина, как
любим их мы с вами.

Описание
документа.

  Дети любят и
знают произведения Евгения Чарушина. Данное мероприятие предлагается провести в
канун 120-летия со дня рождения писателя (11ноября 2021 года). Уместно
информационный материал сочетать с игровыми моментами, просмотром мультфильма,
конкурсными программами, громким чтением его произведений, творческими
минутками (рисованием животных).

   Все формы и
методы будут оправданы, если детям будет интересно.

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Буратино»

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой

во второй младшей групп

«Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

                                                                                                                Составила воспитатель ДавыдоваТ.В.

Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.

Образовательные задачи: познакомить с произведением Е. Чарушина «Про зайчат». Развивать познавательные интересы Учить детей понимать смысл произведения — домашнее животное кошка выкормила диких животных — зайчат. Закрепить знания детей о детенышах разных животных.

Развивающие задачи: развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать наблюдательность

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.

Методы и приемы:

Словесные (загадки, беседа, художественное слово, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснения);

Наглядные (рассматривание портрета Е. И. Чарушина и иллюстраций с изображением зайчат к рассказу «Про зайчат)

Игровые (физкультминутка, пальчиковая игра);

Материалы и оборудование:

Картина с изображением зайчат, картинки — кошка, заяц, портрет Е. И. Чарушина, книга слайдовая презентация к рассказу Е. И. Чарушина.

Индивидуальная работа: развивать внимательность у Вики, Антона; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Ксюшу, Женю.

Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина; Н. Сладкова, В. Бианки рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.

Ход образовательной деятельности

Мы нашли зайчонка. Какой маленький милый зайчонок, как пушистый комочек. Посмотрите, какая у него шерстка, ушки, хвостик. (Торчат, хвостик поджат). Вам нравится этот зайчонок? Почему? (Маленький, хорошенький, на…….. похож). Зайчонок маленький, пушистый. А ещё можно сказать, что он похож на мохнатый, пушистый шарик.

          Он в красивой корзинке. У него, наверное, есть хозяин. Может его ищет?

Надо написать объявление о нашем найденыше. Я буду писать, а вы подбирайте слова, по которым хозяин сразу узнает своего зайчонка.  (Дети описывают, составляют объявление )

Слушайте, что у нас получилось. «Найден зайчонок. У него шерстка ….. цвета. Мягкие лапки с белами носочками. Розовый нос …     .. глаза. Он очень красивый, пушистый, ласковый, забавный. Любит играть.»

.    Некому о зайчонке позаботиться. Как вы думаете, как он себя сейчас чувствует? ( страшно без мамы)  Страшно ему, бедняжке. Как вы думаете, что могло с ним случиться на улице? Зайку испугала стрекоза. У нее вот такие большущие глаза. Покажите, какие. Над ухом жужжала пчела. Покажите, как. А в траве ползали жуки рогатые. Какие покажите. Зайка каждый раз вздрагивал и говорил «Ой!» и делал лапками вот так.

Игра

Ах как жутко на лужайке

Бедненькому малениькому зайке

Кружится над зайкой стрекоза

И глядит глядит во все глаза

И пчела все уши прожужжала

У нее ужаснейшее жало

И жуки рогатые ползут

Ахнуть не успеешь загрызут

Бегают по зайчику мурашки

Ах как страшно зайчиу бедняжке

        Молодцы, ребята, успокоили и развеселили зайку. Смотри, зайка, сколько у тебя теперь друзей много! Больше никого и ничего не бойся! Здесь тебя все любят и никогда не обидят!

          Поиграли мы с зайчонком здорово, но что дальше с ним делать я совершенно не знаю.  И мама его куда-то пропала, и хозяйка А маленькому зайчонку хочется есть. Как бы вы помогли ему? (Погладили, поласкали, дали морковку). Угощают, а он ничего не ест.

           Очень маленький и есть сам не умеет.

            Я слышала историю, которая случилась на самом деле, о том, как деревенские мальчишки нашли зайчат и затем принесли их домой. Совсем крошечными были эти зайчата, очень похожие на маленькие «мохнатые шарики». Они самостоятельно совершенно не умели есть, пить. Для них нашли кошку -кормилицу, чтобы с голоду не умерли бедняжки.. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин в своём рассказе, который называется — «Про зайчат». 

        Чтение рассказа Евгения Ивановича Чарушина- «Про зайчат». 

     — Какие были зайчата в этом рассказе? Как их описывает Евгений Чарушин?

(Зайчата были, как мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие.)

 — Какие у зайчат были лапки?

(Лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.)

Как зайчата оказался у Никиты ?

 Как они вел себя в доме?

 Почему зайчата тыкались мордочками в сапоги и наскочили на томку?

 Почему не стали пить молочко и есть травку?  

Что же могло произойти, если бы не придумали как накормить зайчат  ?                               — Как же спасли зайчат, кто им помог?

( Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей.)

 — Почему только четвертая кошка согласилась покормить зайчат?

(Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.)

 — А почему же зайчата убежали в лес?

Как вы думаете, хорошо или плохо, что зайчата убежали  в лес?

Как вы думаете, с кем они там, встретились? Куда побежали?

 Обобщение

            Так, благодаря неравнодушным людям, а также выкормившей зайчат своим молоком кошке благополучно закончилась эта история.

 Важно не оставаться равнодушным к беде других, а помогать им.

Если дети решат оставить себе  зайчонка, спросить, будут ли петь ему песенки, говорить ласковые слова, станут ли кормить, лечить, играть, гулять? Давайте сделаем ему что- нибудь приятное (предложения детей) .

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

  • Рисунки из сказки морозко для детей
  • Рисунки к восточной сказке
  • Рисунки и билибина к сказке соотнесение рисунков с художественным текстом презентация 3 класс
  • Рисунки к любой сказке пушкина
  • Рисунки золотой петушок пушкина к сказке