Рисунки к опере сказка о царе салтане римского корсакова

Иван билибин. эскиз декорации к опере н.а.римского-корсакого сказка о царе салтане. фото: реставрационный центр имени грабаря реставрационный центр имени грабаря

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Реставрационный центр имени Грабаря представляет выставочный проект к 145-летию художника: графические листы и костюмы из собрания Ивангородского музея

17.08.2021

Личная коллекция народного костюма знаменитого художника, графика, иллюстратора русских сказок Ивана Билибина, а также его театральная графика показаны зрителям впервые. Все экспонаты происходят из коллекции музея в Ивангороде (Ленинградская область).

Удивительна уже самая история этой коллекции. Долгие годы графику, а также мемориальные вещи и русские костюмы хранил приемный сын Ивана Билибина — биолог Мстислав Потоцкий (1916–1998). Он был сыном третьей жены художника, Александры Щекатихиной-Потоцкой, и после смерти Билибина в блокадном Ленинграде сохранил коллекцию работ матери и отчима, а также произведения других мирискусников — Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере. Мстислав Потоцкий очень трепетно относился к этому наследию и не хотел, чтобы оно затерялось в запасниках какого-то крупного музея. Для своего дара он выбрал музей в Ивангороде (городок стоит на берегу реки Нарвы, напротив эстонского города Нарва). После Второй мировой войны в городе остались буквально крохи старой застройки, в том числе дом, который, по воспоминаниям, Иван Билибин некогда посещал. В 1980 году в этом доме на основе переданной туда Потоцким коллекции была открыта художественная картинная галерея в составе Ивангородского музея.

Ивангородский музей. Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Ивангородский музей.

Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Реставраторы Центра имени Грабаря работали с костюмами и головными уборами из коллекции художника, а также его театральной графикой. Костюмы были привезены Иваном Билибиным из его поездок по Русскому Северу, которые он совершил в 1902–1904 годах по заданию этнографического отдела Музея Александра III (Русского музея) для изучения деревянной архитектуры. Многие собранные им материалы оказались таким образом в коллекции Русского музея, однако часть находок Билибин сохранил для себя — как эти костюмы, которые узнаются в его иллюстрациях. Примером могут служить крестьянские женские рубахи и фартук, мужская косоворотка из северных губерний.

«Они сшиты изо льна и украшены вышивкой, а некоторые из них — и хлопчатобумажными кумачовыми вставками, — рассказывает художник-реставратор ткани Анастасия Лобанова. — Вещи были в неплохом состоянии, однако, когда они долго хранятся, заломы и пятна неизбежны. Было проведено обеспыливание специальным реставрационным пылесосом, потом сделана обязательная проба на текучесть красителя, затем проведена очистка экспонатов — в данном случае было возможно проведение водной очистки. Ослаблены и по возможности удалены пятна, что бывает непросто, когда загрязнения старые и непонятно, какой они природы». Скромная вышивка на костюмах укреплена тонкой шелковой нитью.

Примером другого способа работы с костюмом является реставрация шугая, приталенной верхней теплой женской одежды. Крытый репсовой тканью, этот шугай 1870-х годов подбит ватой, и разобрать все детали одежды не представлялось возможным, а вещь была заметно поношена. Тем не менее поверхностные загрязнения удалось удалить. Была снята шелковая узорная лента, которой отделан шугай, разобраны складки. Ленту укрепили и дублировали на тонкий газ. На ткани нашли клеймо производителя — фабрики Гандшина и Вирца в Москве.

Шугай репсовый. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Шугай репсовый. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Другая деталь народного костюма, коротёна (далекая родственница жилета, такие надевали на сарафаны и рубахи) из градетура, была отделана золотым галуном, который потребовал от реставраторов длительной работы: шелковые нити, которыми фиксировались металлические, были утрачены. Интересно, что очень похожие коротёны носят многие героини сказочных рисунков Ивана Билибина.

В коллекции Билибина были и народные головные уборы — например, сорока, которую носили замужние женщины (завязки закреплялись под косой, а «хвост» спускался на спину). «Убор расшит шерстяной нитью, которую повредило не только время, но и насекомые, а одна из бисерных кисточек была утрачена — ее восстановили, как и один металлический жетон, украшавший убор, — но так, чтобы новодельные детали немного отличались от авторских и их можно было при необходимости удалить. Заменить пришлось только жесткие деревянные планки, фиксировавшие «хвост» в расправленном виде, — они рассыпались на части (однако были законсервированы и отправлены в музей), а на их место поставлены новые, идентичные авторским», — рассказывает Анастасия Лобанова.

Женский головной убор. Сорока. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Женский головной убор. Сорока. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

А вот душегрея с ярким узором оказалась не народным костюмом, а театральным. Рисунок был набит на холщовую ткань масляной краской — что очень усложнило очистку этого предмета. На изнанке вещи реставраторы обнаружили театральные штампы — Билибин активно работал в театре.

Вторую часть коллекции, которой занимались реставраторы, как раз и составляет театральная графика. Это эскизы декораций и костюмов — в частности, к постановкам в петербургском Старинном театре (действовал в 1907–1908 и 1911–1912), ставившем перед собой задачу реконструировать театральные жанры и саму атмосферу театров прошлого — от Античности к Возрождению и Средневековью. Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Веги «Овечий источник» и постановкам Кальдерона, Англией начала XVIII века — пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». В свой парижский период (1925–1936) Билибин также много работал в опере, оформлял «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, оперу Александра Бородина «Князь Игорь».

Обычно ожидаемых от Билибина «сказочных» сюжетов в коллекции немного — например, пара иллюстраций к «Сказке о золотой рыбке» парижского периода.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

«Все попавшие к нам листы требовали реставрационного вмешательства, — говорит Юлия Савкова, заведующая мастерской реставрации графики. — Большинство работ выполнено акварелью на бумаге, это текучая техника, в первую очередь краски надо было закреплять, чтобы иметь возможность работать с изображением дальше. Нередко на одном листе использовались разные техники, что усложняло работу. К тому же на оборотах листов много надписей, штампов и наклеек, разновременных, сделанных карандашом и разными чернилами, которые музей просил нас обязательно сохранить — они отражают бытование вещей».

Всего через руки реставраторов Центра имени Грабаря прошло более 40 экспонатов из собрания Ивангородского музея, работы велись несколько лет 20 специалистами.

Реставрационный центр имени Грабаря
«Сказ об Иване Билибине»
До 15 октября 2021

Рисунки к опере сказка о царе салтане римского корсакова

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

Не прошедшая цензуру для постановки в Императорских театрах, опера была представлена частным Оперным театром мецената Сергея Зимина со множеством исправлений.

Николай Римский-Корсаков – морской офицер и русский композитор стал ярчайшим представителем музыкального объединения «ÐœÐ¾Ð³ÑƒÑ‡Ð°Ñ кучка». Его оперы по мотивам русских сказок открыли целую эпоху в русском искусстве. Об одной из его знаменитых опер по сказке Пушкина «Золотой петушок» и о ее премьере в Главархиве Москвы сохранились документы.

Над «Золотым петушком» Римский-Корсаков начал трудиться в 1906 году, а спустя год партитура была завершена. «Золотой петушок» не прошел цензуру, поэтому его не могли поставить в Императорских театрах. Но спектакль все же состоялся: в 1908 году постановку решили осуществить в частном Оперном театре Зимина в Москве, открывшемся в 1904 году оперой Римского-Корсакова «Майская ночь».

В сохранившемся варианте либретто оперы, которое написал Владимир Бельский, содержится описание декораций к первому действию. Перед зрителями должна была появиться обширная палата дворца в зеленых, голубых и желтых красках, богато украшенная резьбой и позолотой. Вместо плоского задника по задумке были выстроены приземистые столбы с точеными перилами. В пролетах виднелись примыкающие к дворцу улицы с теремами и вишневыми садами. У входа должны были стоять тяжеловооруженные стражники, а у другой стены на лавках сидели степенные и бородатые бояре. В середине на престоле, пышно убранном павлиньими перьями, восседал главный герой Додон (Николай Сперанский) в желтом облачении, а по бокам от него стояли его сыновья Афрон и Гвидон, партии которых исполнили Федор Эрнст и Андрей Диков. Интересно, что в опере Додон был не царем, а «воеводой могущественного царя».

В газете «Русское слово» были описаны декорации второго действия. Так, на сцене было изображено мрачное ущелье, едва освещенное тусклым месяцем. В глубине ущелья располагался разукрашенный шатер, а ближе к авансцене лежали трупы сыновей Додона.

Римский-Корсаков ввел в свою оперу двух дополнительных героев, который у Александра Пушкина не было: ключницу Амелфу, ее роль досталась оперной певице Александре Ростовцевой, и воеводу Полкана, чью партию исполнил певец Капитон Запорожец.

К сожалению, сам композитор так и не увидел свою оперу на сцене. Постановка затягивалась и состоялась только осенью 1909 года уже после смерти Николая Римского-Корсакова: на протяжении всей подготовки спектакля цензурный комитет вносил правки в текст и сценографию. Премьера Оперного театра Зимина прошла на сцене Солодовниковского театра – тогда купец Солодовников сдавал здание под размещение театров, а в наши дни здесь расположен Московский театр оперетты. Декорации и костюмы для оперы были изготовлены по рисункам художника Ивана Билибина.

На этом первом представлении «Золотого петушка» присутствовала вдова композитора Надежда Римская-Корсакова с дочерью. В одной из московских газет написали: «Опере Сергея Зимина выпала на долю завидная честь поставить в первый раз последнюю оперу Николая Римского-Корсакова, в которой талант почившего композитора проявился с такой силой и блеском, как только в самых лучших его произведениях».

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Автор: Москвина Нина Владимировна

Организация: МКДОУ детский сад №13 «Искорка»

Населенный пункт: Калужская область, г. Людиново

Цель: формирование интереса к литературному наследию А.С. Пушкина.
Задачи:

  • Обучающие:

закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах, сказках;

-продолжать работу над формированием связной речи, обогащать словарь детей;

-продолжать учить детей работать с интеллект-картой;

-способствовать проявлению и развитию творческих способностей детей.

  • Развивающие:

развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей;

-продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

  • Воспитывающие:

воспитывать интерес к театрализованной деятельности;

-воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Предварительная работа: Знакомство с биографией А. С. Пушкина и его произведениями. Совместное изготовление с детьми интеллект-карты по теме. Рассматривание сборников сказок, иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина. Чтение сказок А. Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

Заучивание полюбившихся стихотворений, отрывков из сказок. Выставка рисунков по мотивам пушкинских произведений «Что за чудо эти сказки!» Выставка книг А. С. Пушкина в книжном центре группы;

Ход деятельности.

Вводная часть.

Вос-ль: Здравствуйте, мои дорогие дети! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и уютно. А уютно и светло от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прикладываем к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром. (руки в стороны).

(Дети садятся на стулья)

Основная часть.

Дети. Н. В. расскажите нам, пожалуйста, сказку.

Восп-ль: А какую сказку, дети?

Дети: А разве сказки бывают разные?

Восп-ль: Есть сказки волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Дети: А есть ещё сказки про зверей.
Восп-ль: Правильно. Но в них нет волшебных превращений.

А есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Это бытовые сказки. Сказка учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

«Сказка — ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Так писал А. С. Пушкин про сказки. И я вам предлагаю сегодня совершить увлекательное путешествие по сказочной стране Лукоморье.

Много сказок сочинил

В Лукоморье путь открыл,

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.
 

(Ответы детей. Чтение отрывка « У Лукоморья…).

Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина мы с вами знаем? (Ответы детей).

(Звучит музыка, появляется Старуха с корытом, держится за голову).

Старуха: Ой, беда, беда, беда! Буря закружила всё вокруг. Ни зги не видать! Во всём старик мой, дурачина – простофиля, виноват! Он всегда и во всём виноват!

Восп-ль: Бабушка, как Вас зовут? Что случилось?

Старуха: Тьфу, я даже имя своё забыла! Ничего не помню! Почему? Ах, да!

Корыто мне на голову свалилось, будь оно неладно! Как же мне в свою сказку вернуться? Где золотая рыбка? О ком это я, кто она такая? Ой-ой-ой! И этого не помню! Помогите! Моё имя назовите.

Восп-ль: Ребята, поможем бабушке? Назовите её имя.

(дети называют)

Старуха: А Вы эту сказку читали? Внимательно?

Дети: Читали!

Старуха: Я вам не верю! Не помню ни рыбака, ни рыбки!

Дети: Ребята, давайте поможем бабушке вспомнить сказку и попасть в неё обратно, а поможет нам в этом наша интеллект-карта. Дети, а что такое интеллект-карта? (Ответы детей).

Восп-ль: Ребята, не забывайте что картинки для вас являются планом, по ним вы будете пересказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.

1.Назовите, пожалуйста, главных героев сказки? Кем хотела быть Старуха? Перечислите. (Столбовой дворянкой, то есть знатной дворянкой, затем вольною царицей, и наконец владычицей морскою).

2. Вспомните, во что была одета Старуха, когда Старик увидел её на крыльце?

(В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки)

3. Что означают слова: душегрейка, кичка?

(Кичка – старинный праздничный женский головной убор.

Душегрейка – женская теплая кофта без рукавов)

5. За что была наказана старуха?

(За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у неё на посылках).

Старуха: Ох, спасибо, милые! Вспомнила, как называется моя сказка. «Сказка о рыбаке и рыбке» Возвращаюсь в сказку, ждут меня.

Ребята, а если бы у вас в руках была оказалась бы Золотая рыбка, чтобы вы у нее попросили?

(Танцуя и кружась, входит Царица с зеркальцем, садится на стул и приговаривает, глядя в зеркальце:)

Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее

Восп-ль: Кто это? Да ещё и с зеркальцем волшебным? Милая, что Вас привело к нам? Вы из какой сказки?

Царица: (Глядит в зеркало, прихорашивается) Не знаю, не понимаю, что меня привело сюда! Знаю только, что Я лучше всех, что Я самая милая и самая красивая на свете. (Смотрит в зеркало) Глазки синенькие, губки аленькие, бровки – дугой. Не найдёшь, не сыщешь во всём свете такой красавицы! Спрошу у зеркальца, где я нахожусь, буря закружила всё вокруг, вот я и потерялась:

Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи.

(Дышит на зеркальце, трет его, встряхивает):

Ах, ты глупое стекло!

И молчишь ты мне назло!

— Я – Царица! Самая прекрасная на свете Царица! Приказываю всем отвечать, как меня зовут, из какой я сказки?!

Восп-ль: Ребята, помогите и Царице вспомнить, из какой сказки она. (Работа с интеллект-картой по вопросам).

(из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Восп-ль: Уважаемая царица! Мы с ребятами предлагаем тебе поиграть с нами.

Игра «Яблочко».

Яблочко золотое, яблочко наливное.

По рукам катилось и остановилось.

Выходи в кружок, потанцуй дружок.

За ширмой: Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!

Царица: Пора и честь знать! Поспешу я в сказку. Да и петушок об этом мне напоминает. Спасибо, ребята, за помощь!

Петушок: А вот и я. Ой как вас много, а куда это я попал, пошёл прогуляться и заблудился. Помогите мне попасть в мою сказку.(Работа с интеллект-картой, ответы на вопросы).

Петушок: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, А. С. Пушкин писал только сказки?

( Ответы детей и чтение стих-ий А. С Пушкина)

(Петушок благодарит за помощь и уходит)

«Выплывает» Царевна Лебедь, танцует:

На земле царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит!

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна Лебедь: Злой колдун — Чародей перепутал морские пути, нет дороги к моей сказке, напустил он густого туману, не доберусь я до острова Буяна, где ждёт меня князь Гвидон. Как колдовские чары разрушить?

Восп-ль: Мы знаем, как тебе помочь, ребята должны ответить на несколько вопросов.

Тогда чары спадут, и Царевна Лебедь в сказку вернётся. Ребята, поможем Царевне – Лебеди?

«Из одной ли мы сказки?» Игра «да», «нет».

Царь Дадон и Шамаханская царица? (Да)

Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

Царевна Лебедь (кланяясь в пояс): Спасибо, милые детушки! Чары спали с моей сказки. Поспешу я к любимому князю Гвидону, на прощание подскажите, из какой я сказки?

Ребята: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

(Царевна уходит)

Заключительная часть.

Восп-ль: Ребята, понравилось вам путешествие по сказочной стране-Лукоморье? А с помощью чего мы с вами помогали героям сказок? ( с помощью интеллект -карты ) Недаром значит в нашем Пушкинском царстве — Сказочном государстве побывали! И за ваши знания и старания я награждаю вас грамотой « Знатоки сказок А, С, Пушкина». А с вами, дорогие гости мы прощаемся словами А. С. Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней намёк: Добрым молодцам урок!».

Ресурсы:

Книги:

Сборники сказок А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по

биографии А.С Пушкина, методическая литература

Технические средства:

мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н.А.

Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки. Магнитофон, аудиодиски с записью оперы-сказки

Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане», музыкальные произведения П.И.Чайковского.

Изобразительные технические средства:

Рисунки детей и родителей группы-иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Репродукция портрета А.С.Пушкина художника

О.А.Кипренского.,

Информационная литература:

1.Е.Н. Егорова «Детство Пушкина», «Миры и реальности»

2.А. С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд. Детская литература.,М.,1974г.

3.А. Самарцев. А. С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.

4 И. Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.

5.Г. Светлова. А. С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.

6 К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

7.А. И.Минина. Пушкин. Серия «Семья художника». Альбом. Лениздат, 1989г.

8.А. В.Щеткин. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика-синтез. М., 2007 г.

9.А. И.Буренина. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Детство-Пресс. С.-П., 2002 г.

10.Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

11 Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка-Пресс, 2003

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,4 МБ

Опубликовано: 06.12.2021

  • Рисование иллюстрация к сказке старшая группа
  • Рисование русские народные сказки подготовительная группа
  • Рисование сказка о царе салтане в подготовительной группе по комаровой
  • Рисовать легко русские народные сказки
  • Рингтон на звонок в гостях у сказки