Цель: дать учащимся представление об особенностях отражения литературных образов в искусстве живописи и графики.
Задачи:
- познакомить с творчеством русских художников рубежа 19–20 вв. В.М. Васнецовым и И.Я. Билибиным;
- дать первоначальные основы знаний по теории искусства о живописи и графике;
- научить находить общее и отличное в различных видах искусства;
- создать атмосферу уважения и любви к русской культуре.
Ход занятия
Учитель: «… В три девятом царстве, в три десятом государстве жил-был …». А как вы думаете, почему нашу встречу я начинаю с этих слов?
Ученики: Обычно так начинаются сказки.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы будем вспоминать сказки. А помогут нам в этом два художника – Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Оба они жили больше ста лет тому назад, на рубеже 19 и 20 веков. Оба художника очень любили сказки и оставили нам много произведений со сказочными сюжетами и образами.
Как вы думаете, почему взрослые, как и дети, тоже любят сказки?
Ученики: В сказках совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Учитель: Конечно, сказочный мир – удивительный! Кому же не хочется там побывать?! А кто создает сказки?
Ученики: Народ, писатели.
Учитель: Издавна сказки создавал народ. С помощью сказок он стремился преобразовать свою жизнь, сделать ее наряднее, интереснее. Какие народные сказки вы знаете?
Ученики: Перечисляют сказки.
Учитель: Давайте вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк». Там есть такой эпизод: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает». Как бы вы изобразили этот эпизод?
Ученики: Показывают свои заранее приготовленные рисунки или фантазируют прямо на месте.
Учитель: Посмотрите, как представил этот эпизод Виктор Васнецов. Его картина так и называется «Иван-царевич на сером волке». Иван-царевич и Елена Прекрасная совсем как настоящие. Да и волк уж очень большой и страшный. А окружающий их лес? Темный, дремучий. Зато как тонко выписаны розовые цветочки в правом углу картины и царские наряды главных героев. Каждый камушек на головном уборе Елены Прекрасной виден! Все как настоящее, как в реальной жизни.
Точно также написана и другая картина Виктора Васнецова – «Алёнушка». Каждая травиночка здесь тщательно выписана, можно даже понять какие деревья растут возле озера (ёлки, берёзы), отражение в озере видно. Природа печальная, как будто грустит вместе с Аленушкой. А почему она грустит? Из какой сказки взял этот образ Виктор Васнецов?
Ученики: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Учитель: Правильно. Мы видим, что сказочные образы у Виктора Васнецова очень похожи на реальные. А хотите знать почему? Потому что сказочные образы он писал с настоящих людей, да и природа на его картинах очень похожа на нашу русскую природу. Свои картины художник писал на холсте масляными красками. Такой вид искусства называется живопись, а картины – живописными.
В начале урока вы рассказали мне, что, кроме народа, сказки создавали еще и писатели. Кто назовет имя самого известного русского сказочника?
Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Конечно. С его «Сказкой о царе Салтане» мы недавно познакомились. В этой сказке мир расцветает чудесами. Здесь и море, и звезды, и остров Буян, и множество необычайно ярких персонажей. Ивану Билибину, также как и нам, сказка Пушкина очень понравилась, и он создал целый цикл иллюстраций к этой сказке. Как сказка начинается?
Ученики: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царицей, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Учитель: (Показывает иллюстрацию Билибина.) А в это время на дворе стоит светлая северная ночь, молодится месяц, уютно светятся маленькие окошки избы, и, грузно проваливаясь в снегу, спешит к крыльцу «царь, стороны той государь». Светится голубой снег, горят драгоценные одежды царя, прекрасна насторожившаяся тишина зимней ночи – царь спешит к своей суженой. На рисунке нет сказочных существ, но дух сказки в ней витает. Он в самой атмосфере, в самом состоянии изображенного мира.
(Учитель показывает следующую иллюстрацию.) А этот эпизод сказки о чем рассказывает?
Ученики:
«…Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…»
Учитель: На переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим выдвигаются на середину сцены. Художник специально их так расположил, чтобы нам зрителям удобно было смотреть. На парчовых и бархатных нарядах гостей царя Салтана – крупный орнамент драгоценных тканей. Они превращают передний план рисунка в калейдоскоп разноцветных узоров, даже можно сказать в движущийся ковер.
Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью. Такой вид искусства называется графикой, а сами рисунки – графическими или акварельными.
Итак, сегодня мы с вами увидели, что художники по-разному представляли себе сказочный мир. Чем же сказочный мир Виктора Васнецова и Ивана Билибина отличаются друг от друга?
Ученики: У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, а у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети.
Учитель: Совершенно верно. Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
А чем еще отличаются произведения двух художников?
Ученики: Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью.
Учитель: Как такие виды искусства называются?
Ученики: Живопись и графика.
Учитель: Несмотря на то, что произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина такие разные, их объединяет любовь к родной природе, русскому народу и его сказкам. А сейчас мы с вами посмотрим другие произведения этих художников на сказочные сюжеты.
(Презентация)
Учитель: Понравились вам произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина? А музыка, которая сейчас звучала? Я вам приоткрою маленький секрет: сказки сочиняют не только писатели, поэты, художники, но и музыканты. Музыка, которую вы сейчас услышали, написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Представляете, он тоже написал «Сказку о царе Салтане», но только с помощью музыкальных звуков. Отрывок из его музыкальной сказки, который сейчас прозвучал, называется «Полет шмеля». Но о музыкальных сказках мы поговорим в другой раз.
А теперь проверим вашу внимательность. В этом кроссворде зашифрованы имена сказочных героев из сказок, которые показали нам в своих произведениях Виктор Васнецов и Иван Билибин.
(Разгадывание кроссворда)
Учитель: Наше путешествие в сказочный мир подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового. И я хочу дать домашнее задание, но не вам, а вашим родителям. Пусть ваши мамы и папы прочитают в книжках и потом вам расскажут, какие ещё картины или рисунки, кроме сказочных, создавали Виктор Васнецов и Иван Билибин.
1
Первый слайд презентации
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки
Изображение слайда
Организационный момент
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны,
активны и старательны.
Изображение слайда
Изображение слайда
Кто автор этих сказок?
Изображение слайда
Тема урока
Цели урока:
Вспомнить сказки А. С. Пушкина, познакомиться с художником-иллюстратором И. Билибиным
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки
Изображение слайда
Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Работа в парах.
«Крестики-нолики»
работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик».
После повторений произведений А.С.Пушкина ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
Изображение слайда
Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки прыгнув влево, На сучок она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень.
Изображение слайда
Изображение слайда
24
Слайд 24: Иван Яковлевич Билибин
Русский художник,
автор иллюстраций к сказкам…
Изображение слайда
25
Слайд 25: Билибин Иван Яковлевич. (1876- 1942)
В творчестве Билибин увлекался традициями древнерусского и народного искусства, что дало возможность говорить об особом билибинском стиле.
Изображение слайда
Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
Иллюстратор —
художник, выполняющий рисунки для литературных произведений.
Изображение слайда
27
Слайд 27: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »
Изображение слайда
28
Слайд 28: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »
Изображение слайда
29
Слайд 29: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »
Изображение слайда
30
Слайд 30: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »
Изображение слайда
В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.
Изображение слайда
– С каким художником – иллюстратором мы познакомились на уроке?
— Какой вид работы на уроке вам понравился и запомнился?
Изображение слайда
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы,
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Изображение слайда
34
Последний слайд презентации: Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Изображение слайда