Рисунки и билибина к сказке соотнесение рисунков с художественным текстом презентация 3 класс

Цель: дать учащимся представление об особенностях отражения литературных образов в искусстве живописи и графики. задачи: познакомить с творчеством русских художников

Цель: дать учащимся представление об особенностях отражения литературных образов в искусстве живописи и графики.

Задачи:

  • познакомить с творчеством русских художников рубежа 19–20 вв. В.М. Васнецовым и И.Я. Билибиным;
  • дать первоначальные основы знаний по теории искусства о живописи и графике;
  • научить находить общее и отличное в различных видах искусства;
  • создать атмосферу уважения и любви к русской культуре.

Ход занятия

Учитель: «… В три девятом царстве, в три десятом государстве жил-был …». А как вы думаете, почему нашу встречу я начинаю с этих слов?

Ученики: Обычно так начинаются сказки.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы будем вспоминать сказки. А помогут нам в этом два художника – Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Оба они жили больше ста лет тому назад, на рубеже 19 и 20 веков. Оба художника очень любили сказки и оставили нам много произведений со сказочными сюжетами и образами.

Как вы думаете, почему взрослые, как и дети, тоже любят сказки?

Ученики: В сказках совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.

Учитель: Конечно, сказочный мир – удивительный! Кому же не хочется там побывать?! А кто создает сказки?

Ученики: Народ, писатели.

Учитель: Издавна сказки создавал народ. С помощью сказок он стремился преобразовать свою жизнь, сделать ее наряднее, интереснее. Какие народные сказки вы знаете?

Ученики: Перечисляют сказки.

Учитель: Давайте вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк». Там есть такой эпизод: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает». Как бы вы изобразили этот эпизод?

Ученики: Показывают свои заранее приготовленные рисунки или фантазируют прямо на месте.

Учитель: Посмотрите, как представил этот эпизод Виктор Васнецов. Его картина так и называется «Иван-царевич на сером волке». Иван-царевич и Елена Прекрасная совсем как настоящие. Да и волк уж очень большой и страшный. А окружающий их лес? Темный, дремучий. Зато как тонко выписаны розовые цветочки в правом углу картины и царские наряды главных героев. Каждый камушек на головном уборе Елены Прекрасной виден! Все как настоящее, как в реальной жизни.

Точно также написана и другая картина Виктора Васнецова – «Алёнушка». Каждая травиночка здесь тщательно выписана, можно даже понять какие деревья растут возле озера (ёлки, берёзы), отражение в озере видно. Природа печальная, как будто грустит вместе с Аленушкой. А почему она грустит? Из какой сказки взял этот образ Виктор Васнецов?

Ученики: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Учитель: Правильно. Мы видим, что сказочные образы у Виктора Васнецова очень похожи на реальные. А хотите знать почему? Потому что сказочные образы он писал с настоящих людей, да и природа на его картинах очень похожа на нашу русскую природу. Свои картины художник писал на холсте масляными красками. Такой вид искусства называется живопись, а картины – живописными.

В начале урока вы рассказали мне, что, кроме народа, сказки создавали еще и писатели. Кто назовет имя самого известного русского сказочника?

Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель: Конечно. С его «Сказкой о царе Салтане» мы недавно познакомились. В этой сказке мир расцветает чудесами. Здесь и море, и звезды, и остров Буян, и множество необычайно ярких персонажей. Ивану Билибину, также как и нам, сказка Пушкина очень понравилась, и он создал целый цикл иллюстраций к этой сказке. Как сказка начинается?

Ученики: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царицей, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Учитель: (Показывает иллюстрацию Билибина.) А в это время на дворе стоит светлая северная ночь, молодится месяц, уютно светятся маленькие окошки избы, и, грузно проваливаясь в снегу, спешит к крыльцу «царь, стороны той государь». Светится голубой снег, горят драгоценные одежды царя, прекрасна насторожившаяся тишина зимней ночи – царь спешит к своей суженой. На рисунке нет сказочных существ, но дух сказки в ней витает. Он в самой атмосфере, в самом состоянии изображенного мира.

(Учитель показывает следующую иллюстрацию.) А этот эпизод сказки о чем рассказывает?

Ученики:

«…Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…»

Учитель: На переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим выдвигаются на середину сцены. Художник специально их так расположил, чтобы нам зрителям удобно было смотреть. На парчовых и бархатных нарядах гостей царя Салтана – крупный орнамент драгоценных тканей. Они превращают передний план рисунка в калейдоскоп разноцветных узоров, даже можно сказать в движущийся ковер.

Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью. Такой вид искусства называется графикой, а сами рисунки – графическими или акварельными.

Итак, сегодня мы с вами увидели, что художники по-разному представляли себе сказочный мир. Чем же сказочный мир Виктора Васнецова и Ивана Билибина отличаются друг от друга?

Ученики: У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, а у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети.

Учитель: Совершенно верно. Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.

А чем еще отличаются произведения двух художников?

Ученики: Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью.

Учитель: Как такие виды искусства называются?

Ученики: Живопись и графика.

Учитель: Несмотря на то, что произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина такие разные, их объединяет любовь к родной природе, русскому народу и его сказкам. А сейчас мы с вами посмотрим другие произведения этих художников на сказочные сюжеты.

(Презентация)

Учитель: Понравились вам произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина? А музыка, которая сейчас звучала? Я вам приоткрою маленький секрет: сказки сочиняют не только писатели, поэты, художники, но и музыканты. Музыка, которую вы сейчас услышали, написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Представляете, он тоже написал «Сказку о царе Салтане», но только с помощью музыкальных звуков. Отрывок из его музыкальной сказки, который сейчас прозвучал, называется «Полет шмеля». Но о музыкальных сказках мы поговорим в другой раз.

А теперь проверим вашу внимательность. В этом кроссворде зашифрованы имена сказочных героев из сказок, которые показали нам в своих произведениях Виктор Васнецов и Иван Билибин.

(Разгадывание кроссворда)

1

Учитель: Наше путешествие в сказочный мир подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового. И я хочу дать домашнее задание, но не вам, а вашим родителям. Пусть ваши мамы и папы прочитают в книжках и потом вам расскажут, какие ещё картины или рисунки, кроме сказочных, создавали Виктор Васнецов и Иван Билибин.

1

Первый слайд презентации

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Организационный момент
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны,
активны и старательны.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Кто автор этих сказок?

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Тема урока
Цели урока:
Вспомнить сказки А. С. Пушкина, познакомиться с художником-иллюстратором И. Билибиным
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Работа в парах.
«Крестики-нолики»
работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик».
После повторений произведений А.С.Пушкина ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки прыгнув влево,  На сучок она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

24

Слайд 24: Иван Яковлевич Билибин

Русский художник,
автор иллюстраций к сказкам…

Иван Яковлевич Билибин

Изображение слайда

25

Слайд 25: Билибин Иван Яковлевич. (1876- 1942)

В творчестве Билибин увлекался традициями древнерусского и народного искусства, что дало возможность говорить об особом билибинском стиле.

Билибин Иван Яковлевич. (1876- 1942)

Изображение слайда

Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
Иллюстратор —
художник, выполняющий рисунки для литературных произведений.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

27

Слайд 27: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Изображение слайда

28

Слайд 28: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Изображение слайда

29

Слайд 29: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Изображение слайда

30

Слайд 30: Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане »

Изображение слайда

В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

– С каким художником – иллюстратором мы познакомились на уроке?
— Какой вид работы на уроке вам понравился и запомнился?

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы,
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

34

Последний слайд презентации: Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Изображение слайда

  • Рисунки золотой петушок пушкина к сказке
  • Рисунки и билибина к сказке соотнесение рисунков с художественным текстом их сравнение презентация
  • Рисунки к бурятским сказкам
  • Рисунки золотого петушка из сказки пушкина
  • Рисунки ивана билибина к русским сказкам