Рисунки художников к сказкам

Воспитатель, мбдоу детский сад 45 аленький цветочек, г. заволжье нижегородская область филичева л.л. рисуем картинки к сказке гуси-лебеди // совушка.

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №45» Аленький цветочек, г. Заволжье Нижегородская область

Филичева Л.Л. Рисуем картинки к сказке «Гуси-лебеди» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 06.01.2022).

Заказ № 47070


Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (сюжетное рисование) на тему: «Рисуем картинки к сказке «Гуси-лебеди»

Цель: Развивать творческую самостоятельность детей при изображении сюжетов любимой сказки.

Задачи:

1. Побуждать детей самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к сказке «Гуси-лебеди», задумывать его содержание.

2. Способствовать формированию умения у детей изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движения.

3. Содействовать формированию умения передавать характерные особенности старинной крестьянской одежды и предметов обстановки (печь, ухват и др.).

4. Обеспечить у детей формирование умения передавать в рисунке определенное место действия и время суток.

5. Упражнять детей в умении предварительно делать набросок простым карандашом.

6. Содействовать закреплению приемов работы гуашевыми красками и кистью разных размеров и жесткости, использовать палитру для подбора сочетания цветов и оттенков.

7. Содействовать развитию творческого воображения, активности детей, навыков самоанализа, необходимых для оценки собственной работы.

8. Способствовать воспитанию любви к сказкам, доброго отношения к малышам.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» художников Н. Василевской, В. Васильева, В.А. Жигарева, Н. Мельниковой, В. Лосина, П. Б. Чекмарева, изображения старинных предметов, куклы в русских костюмах, схемы фигурок людей в движении, обложка будущей книги, кассета с музыкальным сопровождением.

Раздаточный материал: кисти разной жесткости и размера, краски-гуашь, вода, салфетка, альбомные листы тонированного цвета, простые карандаши, фломастеры, лист бумаги(палитра) для подбора красок.

Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем занятии, на котором они будут рисовать картинки к сказке « Гуси- лебеди» , выбор детьми сюжета, который можно изобразить, тонирование детьми бумаги в соответствии с замыслом, рассматривание иллюстраций в книгах, играх, экскурсия в русскую избу, рассматривание предметов быта и утвари, изготовление воспитателем обложки к сказке, рассматривание иллюстраций с изображение людей.

Ход ОД:

Воспитатель:

В мире много разных сказок,

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучиться-

Скажем гостье: «Заходи».

В.А. Стеклова

— Ребята, по картинкам- иллюстрациям вы догадались, какая сказка к на пришла сегодня?

Дети: Русская народная сказка « Гуси-лебеди».

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки?

( Ответы детей).

А рассматривать картинки в книжках?

(Ответы детей).

Кто же рисует такие картинки к сказкам?

Дети: Художники- иллюстраторы.

Воспитатель: Ребята, а зачем нужны иллюстрации?

(Ответы детей).

Правильно, иллюстрации помогают понять содержание сказки, характер героев.

Многие художники любят рисовать иллюстрации к сказкам. Но каждый художник по- своему представляет и изображает сказочных героев.

Я вам предлагаю сегодня побыть настоящими художниками –иллюстраторами и всем вместе создать книжку с иллюстрациями по сказке «Гуси-лебеди» для малышей.

Каждый из вас нарисует один сюжет к сазкке. Для этого вы уже подготовили и затонировали листы бумаги .Вспомните, какой эпизод вы нарисуете.

О чем будет, Даша, твоя картинка?

А у тебя, Илья, о чём?

(Ответы детей).

Воспитатель: У одних события будут происходить утром, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, у других-днём, когда Алёнушка побежала искать своего братца, у третьих- вечером, когда она добралась до избушки Бабы Яги или возвращается с Иванушкой домой.

С чего начнём рисовать?

Дети: С рисования героев: девочки, Иванушки и других героев сказки.

Воспитатель: Правильно, а затем нарисуем и место действия (лес, тропинка и др.).

Ребята, сначала сделайте лёгкий набросок простым карандашом рисуя героев, а потом закрашивайте.

Обстановку можно рисовать сразу красками.

Ребята, если у вас нет краски какого-то цвета, например, розового для лица и рук, как можно его получить?

Дети: Смешать краски.

Воспитатель: Для этого у вас есть палитра.

Если вам всё понятно, то можно приступить к рисованию. (Включается тихая музыка).

Воспитатель: по ходу обращает внимание детей на следующие моменты:

-Простым карандашом нажимаем слегка, тогда рисунок получится аккуратным, чистым;

-Иванушку, Алёнушку рисуем крупно;

_ Настя, обрати внимание, что Иванушка младше своей сестры, значит он ниже ростом;

— Илья, что будешь рисовать на переднем плане, что вдали7

— Ребята, все персонажи нашей сказки и предметы должны подойти друг к другу по величине;

— Дом, яблоню, печь и др. Надо изобразить не в самом низу листа бумаги, а повыше. Чтобы перед ними было свободное место для главных героев;

Гусей- лебедей вы все рисуете белой краской, потому что книга у нас общая;

_ А вот Алина нарисовала , как « налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях»;

— Как красиво нарисовал Андрей гусей-лебедей, кружатся они вокруг печки, где спрятались сестра с братцем, машут крыльями, вытянули шеи, клювы раскрыли;

-Ребята, лапти можно нарисовать жёлтой краской, а коричневой изобразить переплетения;

— Таня, нарисовала картинку, как « бежит девочка с братцем Иванушкой , вот и дом близко, а гуси- лебеди за ними летят, того гляди выхватят Иванушку»;

— Молодец, Денис, нарисовал избушку Бабы яги. А краски какого цвета будешь использовать при раскрашивании?

Денис: Тёмные, чёрные, коричневые.

Воспитатель: А вот у Ксюши получилась избушка другая, нарядная, потому что Ксюша использовала светлые краски.

Ксюша, кто живёт в этой избе?

Ребята, заканчивайте рисовать.

В конце занятия рисунки выставляются на стенд.

Итог ОД:

Воспитатель: Давайте полюбуемся на наши иллюстрации к сказке и расположим их в правильной последовательности, как в сказке.

— Вот Алёнушка играет с подружками, а на этой картинке гуси-лебеди уносят Иванушку на крыльях и т.д.

— Как вы думаете, ребята, понравятся иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» малышам?

-На какой картинке сразу понятно, что это сказка « Гуси- лебеди» (Ответы детей).

— С помощью чего художник передал , что гуси-лебеди грозные ( широкие крылья, открытые клювы).

— А что Алёнушка торопиться, бежит? (Наклонилась вперёд, руками размахивает).

— У всех получились разные и очень интересные иллюстрации!

— Молодцы, вы сегодня были настоящими художниками. Позаботились о малышах, сделали им книжку. Вечером мы соединим картинки, склеим с обложкой и подарим малышам.

Сегодня я хочу поговорить про Александра Сергеевича Пушкина и его замечательные детские сказки. Согласитесь, что представить детскую библиотечку без произведений великого классика невозможно. Сказки Пушкина занимают особое место на книжной полке. Сейчас такое многообразие книг с яркими и красочными иллюстрациями к произведениям Пушкина, где есть рисунки маститых советских авторов и утонченных художников начала ХХ века. Какие из них предпочесть?

Не секрет, что Пушкин открывается ребенку не только своими замечательными стихами, но и посредством иллюстраций. Вспомните свои собственные первые впечатления от сказок Пушкина. Наверняка, это будут картинки, которые вы видели в своих первых детских книжках. В этой статье я предлагаю вам собственный рейтинг лучших иллюстраторов пушкинских сказок.

Татьяна Маврина

Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой царевне», которая вышла в свет в 1949 году:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Ее иллюстрации очень яркие и написаны в необычной манере. Татьяна Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Р. Фалька. Авангардное искусство наложило отпечаток на ее стиль и творчество. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Татьяна Маврина создавала с помощью аппликации, приклеивая рисунки на общую композицию.

«Сказка о царе Салтане»:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

«Сказка о золотом петушке»:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Особняком стоят ее работы, выполненные к началу поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» – «Лукоморье». Оформленные столь гениально, что превратили это вступление к поэме в отдельное самодостаточное произведение, которое можно смело рекомендовать самым маленьким читателям:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Современные издания с иллюстрациями Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина выходят в издательстве «Нигма»:
— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2012 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2015 г.

Владимир Конашевич

«Сказка о рыбаке и рыбке» с рисунками Конашевича впервые вышла в свет в 1922 году и многократно переиздавалась в советский период. Наверняка, многим из вас с детства знакомы эти картинки:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Владимир Конашевич иллюстрировал также пушкинского «Золотого петушка»:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Купить Сказки Пушкина с иллюстрациями В. Конашевича сейчас можно в издательстве “Мелик-Пашаев”:

— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2015 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.
— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.

Иван Билибин

Один из ярчайших художников начала XX века, входивший в объединение «Мир искусства». Билибинский стиль совершенно особенный и пронизан духом русской старины. Его картинки к пушкинским сказкам выглядят строго и подойдут скорее для детей постарше. Они отличаются декоративностью и орнаментальностью. Билибин создавал не только книжные иллюстрации к сказкам Пушкина, но и театральные декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”.

Помимо произведений Пушкина Билибин создал замечательные иллюстрации к русским народным сказкам. Детские книги с его иллюстрациями часто выпускаются самыми разными издательствами («Амфора», ИД Мещерякова, Clever и другие).

“Сказка о царе Салтане”: 

Рисунки художников к сказкам

 Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

“Сказка о золотом петушке”:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Современные издания с иллюстрациями И. Билибина можно найти в Лабиринте по этим ссылкам:

— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2012 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Амфора, 2015 г.
— “Волшебные сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Проф-Издат, 2015 г.

Борис Дехтерев

Классик советской детской иллюстрации. Я запомнила сказки Пушкина именно по его работам. Увы, мои детские книжки не дожили до сегодняшнего времени. А иллюстрации Дехтерева к сказкам Пушкина просто замечательные:

“Сказка о рыбаке и рыбке”:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Особенно мне запомнилась Царевна, встающая из хрустального гроба из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», хоть это и были черно-белые рисунки:

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Современные издания с иллюстрациями Бориса Дехтерева можно купить по этим ссылкам:

— ”Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2014 г.
— “Сказка о попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2013 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Детская литература, 2015 г.

Нина Носкович (репринт «Речь»)

Мне понравились ее иллюстрации к “Сказке о мертвой царевне”, как и сами книжки питерского издательства «Речь» (книги этого издательства недорогие, но качество ни чем не уступает изд-ву “Мелик-Пашаев”).

Нина Носкович родилась в начале XX века в Петербурге, за свою долгую творческую жизнь она создала иллюстрации ко множеству детских книг – к русским народным сказкам, произведениям Маршака, А. Толстого, Драгунского, Кассиля, Г. Х. Андерсена. Иллюстрации к сказкам Пушкина Нины Носкович – очень яркие и выразительные и понравятся детям всех возрастов.

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во: Речь, 2014 г.

Репринтные издания Тов-ва Сытина 1915 года

Не могу не написать несколько слов о репринтном издании сказок Пушкина, выпущенном недавно издательством Clever в серии «Золотой фонд Всемирной детской литературы». Иллюстрации к сказкам Пушкина выполнены разными художниками начала ХХ века – Николаем Бартрамом, Сергеем Соломко, Иваном Билибиным и другими. Они продаются в красивом подарочном издании (коробка с комплектом из 5 книг) или отдельными книжками.

Рисунки художников к сказкам

Рисунки художников к сказкам

Уникальные издание чудесных сказок А. С. Пушкина с иллюстрациями художников XIX – XX веков:
— ”Сказки” Александр Пушкин. Серия: Шкатулка со сказками Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.
— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о Попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.

Хорошего Вам чтения  и удовольствия от прочитанного!

Краткосрочный проект

совместной деятельности

педагога-психолога и учителя-логопеда

 «Сказка в гости к нам пришла»

Тема: «Сказка
в гости к нам пришла».

Вид:познавательно-творческий

Участники:
дети, воспитатели, родители.

Возраст:  5-7 
лет

Срок: краткосрочный,
2 недели

Проблема: К
сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на
современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком
и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в
воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы
показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и
некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на
самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств
нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие
стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного
больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших
детей.

Актуальность:Сказка
— необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,
ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей
в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают
глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие
чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их
равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации
– всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к
предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые
знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к
людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным
миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство.
Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка,
а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших,
и для маленьких.

Актуальность проекта

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и
учителя-логопеда в подходе к ребёнку
, тесное сотрудничество во всех
направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной
работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Л. С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора
или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,
а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых
расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие
психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль
отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих
синдромов являются речевые нарушения.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и
педагога-психолога в нашем проекте является
:

тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе
коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и
личностное развитие ребёнка

На основании цели проекта нами были
поставлены задачи проекта:

Задачи проекта:

-создать модель
коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

-обозначить основные направления взаимодействия
коррекционно-развивающей деятельности специалистов;

-разработать систему работы и формы
взаимодействия логопеда и
психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение
интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых
нарушений.

Хотелось бы отметить принципы взаимодействия это:

— Системность

— Комплексность

— Соответствие возрастным и
индивидуальным возможностям

— Адекватность требований и нагрузок

— Постепенность и системность

— Индивидуализация темпа работ

Помимо общей задачи проекта,каждый из нас поставил свои
задачи
:

Задачи работыучителя-логопеда:

Формирование мотивации к занятиям на
логопункте

Развитие коммуникативной деятельности

Активизация речевой деятельности

Нормализация просодической стороны
речи

Выработка правильных, полноценных
артикуляционных движений, необходимых для постановки звуков.

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой маторики

Развитие слухового внимания,
фонематического восприятия

Активизация отработанной лексики.

Задачи работы педагога-психолога:

Создание среды психологической
поддержки детям.

Развитие памяти, внимания, мышления,
пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и
фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной
координации.

Развитие произвольности и навыков
самоконтроля, волевых качеств.

Снятие тревожности у детей при
негативном настрое.

Повышение психологической культуры
родителей и педагогов.

А так же хотелось бы отметить то
единство, которое отмечается при совместном направлении работы.

Весь наш проектмы разделили на 3- блока:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                 
I.     
Этап
—  Подготовительный (разработка проекта).

— определение проблемы;

— постановка цели, задач;

— сбор информации, литературы, дополнительного
материала.

         
— составление перспективного плана работы.

Пути реализации проекта:

1.               
Пополнение содержания книжного
уголка сказками разных жанров.

2.               
Оформление уголка «В гостях у
сказки»

3.               
Организация выставки рисунков по
мотивам сказок.

Содержание работы с детьми:

5.               
Чтение разных сказок;

6.               
Рисование детьми героев сказок. 

7.               
Разучивание присказок, поговорок,
пословиц о сказках, сказочных героях.

8.               
Пересказ прочитанных сказок, их
инсценирование.

9.               
Самостоятельное составление
сказок.

10.          
Рассказывание сказок собственного
сочинения.

11.          
Иллюстрирование прочитанных
сказок, сказок собственного сочинения.

12.          
Рассматривание иллюстраций разных
художников к сказкам.

13.          
Загадки о сказках, героях сказок.

14.          
Выполнение самостоятельных и
совместно с родителями творческих работ.

Содержание работы с родителями:

16.          
Беседа с родителями «Знакомство с
проектом».

17.          
Домашние задания для родителей и
детей (рисование иллюстраций к сказкам).

18.          
Чтение сказок с детьми.

19.          
Придумывание сказок с детьми.

20.          
Помощь в пополнении книжного
уголка сказками

21. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего
ребенка»

II. Этап – Исследовательский.

                    — работа по плану с детьми,
родителями, педагогами.

                    — выполнение проекта.

Перспективный
план основного этапа

День недели

Мероприятия

Ответственный

Понедельник

— Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови
знакомые сказки».

— Рассматривание иллюстраций разных художников
к сказкам.

— Самостоятельное составление сказок.

— Выполнение совместно с родителями творческих работ
на тему «Нарисуем сказку».(домашнее задание)

— Организация выставки рисунков «Нарисуем
сказку».

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Вторник

— Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям
русских народных сказок.

— Отгадай загадки «Из какой я сказки?».

— Дидактическая игра «Найди отличия».

— Упражнение — имитация: «Изобрази героя
сказки».

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Среда

— Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный
заяц».

— Настольный театр

— Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации».

— Дидактические игры: «Расскажи сказку по
картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Четверг

-Разучивание присказок, поговорок, пословиц о
сказках, сказочных героях.

— Викторина «Путешествие по сказкам»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Пятница

Развлечение  «В гостях у сказки»(итоговое
мероприятие)

Учитель-логопед

Педагог-психолог

                       
III.           
Этап – Заключительный

       — презентация проекта

 — Занятие    «Путешествие по сказкам»

        —  подведение итогов, анализ ожидаемого
результата

         — обобщение результатов работы.

ВЫВОДЫ

1. В результате совместной
деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного
образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе
и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали
запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили
интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом
воспитании личности ребенка, а также стараются
ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к
различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников
активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

Анкета для родителей «Сказка в
жизни вашего ребенка»

1.
Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2.
Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3.
Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4.
Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5.
Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6.
Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

7.
Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8.
Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9.
Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10.
Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый,
кукольный и пр.

11.
Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

                                                            СПАСИБО!

Проводя диагностическую работу с
дошкольниками выяснилось, что у детей очень скудный запас знаний по сказкам.
Был дополнительно проведен опрос детей среднего и старшего дошкольного
возраста, в опросе принимали участие 40 воспитанников.

  1. Какие сказки ты знаешь?
  2. Каких сказочных героев ты
    знаешь?
  3. Дома читают тебе сказки?
  4. Назови сказку по иллюстрации.

Результаты опроса:

  1. Самый распространенный ответ «Колобок»,
    «Теремок» –75%.
  2. Волк, лиса, царевна-лягушка,
    баба-яга – 60%
  3. Да, читают – 35%. Нет, не
    читают– 65%.
  4. Смогли назвать сказку по
    иллюстрации – 45%. Не смогли назвать сказку по иллюстрации –55%

Поэтому было принято решение
разработать краткосрочный проект

рисуем сказку иллюстрации

УРОК ИЗО

Елена БАЖЕНОВА,
учитель ИЗО ГОУ СОШ № 9,
аспирант МПГУ, г. Москва

Занятия с учащимися
младшего школьного возраста

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо прежде всего развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках я даю задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

1. От начала до конца непосредственно с натуры.

2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

3. По воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения — фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2. При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

4. В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

5. Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию.

6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.

Сказки о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

Образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

Слова в сказках очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру.

Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или с хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать некоторые черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

2. Важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

3. Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного или другие максимально характерные повороты.

4. Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, на в основном профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

1-й класс

Цели и задачи урока

1. Обучить детей выполнять иллюстрации к сказке.

2. Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

3. Научить передавать простейшими средствами основные события сказки, смысловую связь между объектами в рисунке.

4. Научить выделять главное в рисунке, используя разные художественные приемы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским народным сказкам, динамические модели персонажей сказки, наглядное пособие с карманами «Лиса и колобок».

Методические рекомендации

Данной теме необходимо посвятить три урока. На первом учащиеся выполняют наброски животных с чучела или с динамических пособий.

Динамическая модель лисы

Динамическая модель лисы

На втором уроке дети вспоминают содержание сказки, главных персонажей, место действия, для этого используются иллюстрации художников. Следует обратить внимание на выбор формата листа, на способы передачи сказочности, на конкретные средства декоративности, на образную характеристику персонажей. В ходе беседы ученикам можно задать вопросы:

Какой лес изображен на картинке, сказочный или реальный? Почему художник изобразил персонажей в одежде, стоящими на двух лапах? Хорошо ли мы видим главных героев? Почему художник выбрал вертикальный (горизонтальный) формат?

Возможные варианты композиций, разнообразие образов можно продемонстрировать с помощью наглядного пособия с карманами-прорезями. Пособие позволяет также рассмотреть разные способы создания сказочного образа, подчеркивания главного героя в композиции (тоновая и цветовая контрастность, масштабность, атрибуты) и изучить некоторые методы стилизации.

Затем все пособия убираются, и дети вместе с учителем выбирают возможные сюжеты для рисования. Важно, чтобы дети рассказали, как они будут рисовать, в какой последовательности, каких героев, какого размера, что будет главным, каким будет фон и др.

Метод словесного воссоздания образов, разработанный Н.П. Саккулиной и Т.С. Зерновой, является эффективным методическим приемом, помогающим детям выразительно передавать изобразительные объекты и события в рисунке.

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Далее ученики приступают к самостоятельной работе. Учитель проводит текущий инструктаж, в ходе которого выявляет ошибки, а общие замечания по рисункам высказывает всему классу, также занимается индивидуально.

На следующем уроке учащиеся работают с цветом. На этом уроке необходимо продемонстрировать работы художников Ю. Васнецова, Е. Рачева с целью анализа цветового решения иллюстраций.

Ученики с помощью учителя должны понять, какие средства художественной выразительности используют художники для передачи сказочности и необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа (цветовую условность, орнаментальность, очеловечивание образов и др.).

Творческие работы учащихся 1-го класса . Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

Творческие работы учащихся 1-го класса
Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

На этом уроке учитель показывает последовательность выполнения рисунка красками. Сначала делаем фон: небо, землю, лес, большие плоскости основного цвета костюмов главных героев, затем, после высыхания рисунка, прорисовываем мелкие детали.

Творческие работы учащихся 2-го класса. Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

Творческие работы учащихся 2-го класса
Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

На данном уроке учитель проводит индивидуальную работу, показывает детям, как с помощью тонкой кисти рисовать мелкие детали, как правильно держать кисть, как выделять контур формы изображения и др.

В конце урока учитель демонстрирует рисунки, анализирует их вместе с учащимися.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

2-й класс

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, гуашевые краски, карандаш, кисти.

Для учителя: мультфильм «Зимовье животных», видеомагнитофон, наглядные пособия с изображением реалистичных и сказочных персонажей, динамические модели животных.

Методические рекомендации

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки из сказки для создания сюжетной композиции.

Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета.

В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.

Источник: art.1september.ru

Советы библиотекаря. С малышами читаем истории о дружбе с животными, а с подростками обсуждаем классику.

По выходным сотрудники московских библиотек знакомят читателей mos.ru с интересными авторами и их произведениями. Кристина Коледина, которая работает в библиотеке № 160, выбрала веселые истории о зверях, военную повесть и роман-антиутопию.

Малышам

«Ничья собака: две истории о неразлучных друзьях» Эми Хест

Под нежной акварельной обложкой скрываются две истории о дружбе человека и собаки. Американская писательница Эми Хест создала по-настоящему трогательную книгу, которая идеально подходит тем, кто только начинает читать.

Герой первой истории — маленький мальчик, недавно потерявший своего любимого пса. Бродя по берегу моря, с тоской вспоминая своего друга, он встретил забавного щенка, который смог его рассмешить. Вторая история рассказывает о девочке Лии и маленьком кривоухом песике, которые стали лучшими друзьями.

Мне нравится, что в этой книжке природа создает эмоциональный фон действию: одиночество и грусть передаются в тучах и дожде, а встреча и радость — в солнце. Маленький читатель сможет почувствовать, что испытывают герои. Кроме того, книга научит его доброму отношению к животным, покажет, насколько они нуждаются в нашей любви и защите.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Лизелотта. Охота на почтальона» Александра Штеффенсмайера

Пожалуй, это одна из самых смешных книг для малышей. Немецкий писатель и художник Александр Штеффенсмайер придумал корову по имени Лизелотта, которая находит для себя только одно развлечение — охотиться на ни в чем не повинного почтальона. Ждать его в засаде, а потом весело за ним мчаться — что может быть лучше? Но однажды почтальон решает прекратить это хулиганство раз и навсегда. Обязательно прочитайте эту добрую историю и узнайте, чем все закончилось. Думаю, книга поднимет настроение всей семье.

Александр Штеффенсмайер провел детство на ферме в маленькой деревушке, где постоянно наблюдал за коровами — их у его семьи было не меньше сотни. Вероятно, воспоминания о тех годах вдохновили его на написание этой книжки.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

«Жила-была» Ильи Миксона

Я считаю, что подрастающему поколению необходимо читать такие книги. Повесть «Жила-была» рассказывает о жизни Тани Савичевой, той самой девочки из блокадного Ленинграда, чей дневник стал одним из самых страшных и сильных документов Великой Отечественной войны.

Писатель-фронтовик подполковник Илья Миксон, как и Таня, жил до войны в Ленинграде. Работая над книгой, он общался с выжившими блокадниками, работал в архивах, чтобы узнать все о тех, чью смерть констатировала в своем дневнике Таня Савичева. В его книге Таня предстает перед нами обычным ребенком. Как и все дети, в мирное время она училась в школе, читала книжки, общалась с другими ребятами.

В книге вы найдете фотографии из архивов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Также туда вошли рисунки известного художника Александра Траугота, сделанные им во время блокады в возрасте 11–12 лет.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого

Вспоминать о Великой Отечественной войне нужно не только в День Победы. Поэтому рекомендую познакомить детей с документальной «Повестью о настоящем человеке», написанной в 1946 году. Спустя год Борис Полевой получил за нее Сталинскую премию II степени.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке». Режиссер А. Столпер. 1948 год

Она основана на реальных событиях. В марте 1942 года летчик-истребитель Алексей Маресьев (в книге Полевого героя зовут Алексеем Мересьевым) потерпел крушение в лесу. Во время бедствия он сильно повредил ноги, но сдаваться не собирался. 18 дней он пробирался к своим — без воды, еды. Ему повезло — его обнаружили жители сожженной деревни, которые скрылись в лесу; они же помогли ему добраться до точки назначения.

В госпитале Алексею ампутировали ступни, однако воли к жизни он все равно не потерял. Каждый день он делал болезненные упражнения, учился ходить на протезах. А потом смог даже бегать и танцевать. «Повесть о настоящем человеке» — прекрасная книга о силе духа, мужестве, стойкости и храбрости.

Подросткам

«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда

Это одно из самых известных произведений американской литературы. Действие развивается на побережье Лонг-Айленда среди вилл богачей в век джаза — так в США называют период между Первой мировой войной и Великой депрессией, примерно с 1918 по 1929 год. Молодой человек, безответно влюбленный в девушку из высшего общества, делает все, чтобы достичь немыслимых высот. Фрэнсис Фицджеральд верил, что именно этот роман с незамысловатым сюжетом, но глубокой подоплекой принесет ему признание. Он не ошибся.

Писатель рассмотрел концепцию знаменитой американской мечты под увеличительным стеклом. Но для меня «Великий Гэтсби» — это прежде всего книга о любви, которая случается только раз в жизни, о важности быть верным себе и идти по намеченному пути. А еще о том, что богатый не всегда значит счастливый. Я думаю, эту книгу обязан прочесть каждый подросток.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Режиссер Б. Лурман. 2013 год

«Мы» Евгения Замятина

Вначале чтение может показаться сложным, но стоит только вникнуть в сюжет — и уже невозможно будет оторваться. Действие романа-антиутопии разворачивается примерно в 32 веке, на планете — тоталитарный режим. Ни имен, ни фамилий у героев нет, только цифры и буквы. Книга представляет собой дневник одного из персонажей. Как ни странно, поначалу он всем доволен и его ничего не возмущает, но потом его жизнь меняется.

Роман был написан в 1920 году. В СССР он был запрещен — его сочли пародией на советскую действительность. Впервые книга вышла за границей на английском языке. На родине автора ее опубликовали только в 1988-м.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рисунки черно белые к сказкам пушкина
  • Рисунок 33 богатыря из сказки о царе салтане для 3 класса карандашом
  • Рисунки сказок башкирского народа
  • Рисунки сказки разных народов
  • Рисунки шемякина к сказкам гофмана