Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:
-
познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
-
отраба$тывать навыки выразительного чтения;
-
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
-
Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
-
Личностные результаты:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки$ в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
-
Познавательные УУД $
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-
Коммуникативные УУД
$
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. $
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
-
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
$3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
$ Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)
— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)
-Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.
-
Без хорошего труда нет плода.
-
Терпенье и труд все перетрут.
-
$Кончил дело — гуляй смело.
-
Любовь к труду — у людей на виду.(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
(скороговорка)
-
Солныш$ко- ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали — улетели. ( прибаутка)
— А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных)
Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод.
III. Речевая разминка.
— Прочи$тать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой — растянется. (Топор)
— Отгадайте загадку.
-Научитесь её читать скороговоркой.
— Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? ( каша) – слайд №2
— Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)$
— А можно ли из топора сварить кашу? ( нет)
-А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV. $Словарная работа. (слайд №3)
Служивый- солдат, военнослужащий.
Побывка-приезд к кому- нибудь на короткое время.
Вдоволь – достаточно.
$
Варево-горячее жидкое кушанье.
Чулан-помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить-прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.
Коли- если бы.
Этакую- такую.
Смётка –смекалка.( сообразительность)
V. Первичное чтение сказки учителем.
— Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
— Каким должен быть автор, чт$обы написать такую сказку?
— А кто автор этой сказки?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
— Назовите героев сказки.
-Куда шёл солдат? (домой)
— Почему он постучался, именно в $эту избу? (крайняя)
-Как старуха откликнулась на просьбу солдата?( прикинулась сиротой)
-Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота-ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3
— Что придумал солдат?(обмануть старуху)
— Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(Подскоки на левой ноге.)
$
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
-
Повторное чтение сказки.
—Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.( Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)
— Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)
– Как вы понимаете это выражение?
$
– Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
-
Если сила не возьмёт, смекалка выручит.
-
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
-
Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
— Составить пословицы из отдельных слов.
— Один ученик у доски ( Смётка дороже богатства)
— Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнен$ие.
VIII. Рефлексия.(слайд №5)
-Выбери и продолжи любое предложение.
-
На сегодняшнем уроке я узнал…
-
На этом уроке я похвалил бы себя за ……
-
$После урока мне захотелось……
-
Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.
—С какой сказкой познакомились?( «Каша из топора»)
– К какому виду сказок она относится? (бытовая)
– Что вы узнали о бытовой сказке? ( Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)
X. Домашнее задание
Подготовиться $к выразительному чтению сказки по ролям.
Автор На чтение 7 мин. Просмотров 10 Опубликовано
Русская народная сказка «Каша из топора» Жанр: народная бытовая сказка Читайте краткое содержание похожих сказок:»Солдат и сало»Главные герои сказки «Каша из топора» и их характеристика
- Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней.
- Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.
План пересказа сказки «Каша из топора»
- Путь домой
- Жадная старуха
- Топор
- Соль
- Крупа
- Масло
- Вкусная каша
- Недоваренный топор.
Кратчайшее содержание сказки «Каша из топора» для читательского дневника в 6 предложений:
- Уставший солдат стучит в дом к старухе
- Старуха жадничает и не хочет кормить солдата
- Солдат предлагает сварить кашу из топора
- Старуха дает ему соль, крупу и масло
- Каша получается вкусная и наваристая
- Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.
Главная мысль сказки «Каша из топора» Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.Чему учит сказка «Каша из топора» Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.Отзыв на сказку «Каша из топора» Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.Пословицы сказке «Каша из топора» Жадность последнего ума лишает. Глупый киснет, а умный все промыслит.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каша из топора» Шел солдат со службы домой и устал по дороге. Постучался в крайний дом, отдохнуть попросился, да перекусить. Жила там старуха, отдохнуть пустила, а про еду сказала, что и у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Помыл, положил в котелок, варит. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует — еще говорит крупы бы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Солдат масла просит — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой, едят нахваливают. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат кладет топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его еще по дороге доварит и тогда съест.Рисунки и иллюстрации к сказке «Каша из топора»
Содержание:
Анализ произведения
Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.
Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:
- жадная;
- глупая;
- не понимает простых уловок;
- отказалась кормить постояльца.
Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.
Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.
Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.
Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:
- Варево — похлёбка, жидкая еда.
- Коли — если бы.
- Вдоволь — достаточно.
- Служивый — солдат.
- Смётка — смекалка.
Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка
Автор, жанр, год издания, главные герои
Автор: народ
Название: “Каша из топора”
Жанр: народная бытовая сказка
Тема произведения: смекалка
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
- Старуха. Жадная, негостеприимная.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.
Краткое содержание
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
План произведения для пересказа
- Просьба солдата;
- Негостеприимная старуха;
- Предложение солдата;
- Приготовление каши;
- Недоваренный топор.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Чему учит эта книга
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Рисунок к произведению
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
- https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html
Автор На чтение 10 мин. Просмотров 45 Опубликовано
Русская народная сказка «Каша из топора» Жанр: народная бытовая сказка Читайте краткое содержание похожих сказок:»Солдат и сало»Главные герои сказки «Каша из топора» и их характеристика
- Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней.
- Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.
План пересказа сказки «Каша из топора»
- Путь домой
- Жадная старуха
- Топор
- Соль
- Крупа
- Масло
- Вкусная каша
- Недоваренный топор.
Кратчайшее содержание сказки «Каша из топора» для читательского дневника в 6 предложений:
- Уставший солдат стучит в дом к старухе
- Старуха жадничает и не хочет кормить солдата
- Солдат предлагает сварить кашу из топора
- Старуха дает ему соль, крупу и масло
- Каша получается вкусная и наваристая
- Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.
Главная мысль сказки «Каша из топора» Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.Чему учит сказка «Каша из топора» Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.Отзыв на сказку «Каша из топора» Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.Пословицы сказке «Каша из топора» Жадность последнего ума лишает. Глупый киснет, а умный все промыслит.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каша из топора» Шел солдат со службы домой и устал по дороге. Постучался в крайний дом, отдохнуть попросился, да перекусить. Жила там старуха, отдохнуть пустила, а про еду сказала, что и у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Помыл, положил в котелок, варит. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует — еще говорит крупы бы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Солдат масла просит — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой, едят нахваливают. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат кладет топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его еще по дороге доварит и тогда съест.Рисунки и иллюстрации к сказке «Каша из топора»
9 месяцев назад
Характеристика Солдата и Старухи из сказки «Каша из топора»?
Охарактеризуйте солдата из сказки «Каша из топора»
Охарактеризуйте старуху из сказки «Каша из топора»
2 ответа:
Что можно сказать о старухе… Старуха в сказке «Каша из топора» — олицетворение жадного, ленивого и глупого человека! Она не дала солдату даже перекусить, сказав что у них дома еды нет… Непонятно, с какой целью вообще пустила его на порог!
Солдат же в свою очередь олицетворяет умного и находчивого человека! Я бы также сказал, что солдат нагловатый, так как не каждый смог бы так нагло обмануть старушку…
В данной сказке присутствуют два героя, но и соответственно как и во всех литературных произведениях имеются как отрицательные герои, так и положительные. В нашей сказке имеется солдат и старуха. Давайте же разберёмся кто из них какой персонаж, но для этого нам нужно дать характеристику каждому герою этой сказке. Давайте начнём с солдата. Он хитроумный, обладает хорошей, я бы даже сказала отличной смекалкой. Он очень умен. Теперь давайте рассмотрим персонажа старуху. Она жадная, скупая, вредная женщина. Теперь как мы видим после сравнительной характеристики героев данной сказки, какой персонаж у нас является положительным, а какой отрицательным.
Содержание:
Анализ произведения
Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.
Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:
- жадная;
- глупая;
- не понимает простых уловок;
- отказалась кормить постояльца.
Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.
Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.
Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.
Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:
- Варево — похлёбка, жидкая еда.
- Коли — если бы.
- Вдоволь — достаточно.
- Служивый — солдат.
- Смётка — смекалка.
Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка
Автор, жанр, год издания, главные герои
Автор: народ
Название: “Каша из топора”
Жанр: народная бытовая сказка
Тема произведения: смекалка
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
- Старуха. Жадная, негостеприимная.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.
Краткое содержание
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
План произведения для пересказа
- Просьба солдата;
- Негостеприимная старуха;
- Предложение солдата;
- Приготовление каши;
- Недоваренный топор.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Чему учит эта книга
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Рисунок к произведению
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Каша из топора краткое содержание для читательского дневника:
Шел старый служивый домой на побывку. Очень устал в пути и проголодался. Дойдя до деревни, постучался он в первую попавшуюся избушку и попросился на отдых. Дверь открыла старушка, которая пригласила путника пройти.
Зашел военный в избу и тут же попросил чего-нибудь перекусить, так как очень был голодный! Старуха жила не бедно, много было у нее разных припасов. Но была она немного скупа, поэтому прикинулась неимущей и начала жаловаться, что сама еще ничего с утра не ела. Служивый спорить не стал, а увидев топор, предложил сварить из него кашу. Старухе интересно стало — каша из топора, виданное ли дело! Она и согласилась.
Служивый вымыл топор, положил в котел, залил водой и поставил на огонь. Потом попробовал ложкой варево и попросил немного соли, да чуть-чуть крупы. Бабка все принесла, что солдат просил. А тот попробовал кашу, облизнулся, и еще масла попросил для пущего вкуса.
Сдобрили варево маслицем старуха с солдатом, да стали с хлебом его есть. Хозяйка сидит, дивится, интересуется, когда же они топор есть начнут. А служивый насытился кашей, топор в рюкзак положил, сказал бабке, что доварит его где-нибудь по пути, потому что он пока не доварился, да и в дорогу отправился.
Что понравилось:
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
- https://otvet.ws/questions/2426132-harakteristika-soldata-i-staruhi-iz-skazki-kasha-iz-topora.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
- https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html
- https://ozornik.net/chitatelskij-dnevnik/chitatelskij-dnevnik-kasha-iz-topora.html
ВВЕДЕНИЕ
Сначала
было слово. И уже потом люди придумали число для измерения всего, что их
окружает. Бывает, что в школьные годы математика «проходит» мимо ученика, а
потом у него возникает потребность в этой науке. Я надеюсь, что моя работа
принесёт пользу. И ребята поймут, что нужно, чтобы математика не проходила
мимо. Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека.
Как
бы ни относились люди к математике, без неё – как без рук. Она повсюду, нужно
только уметь её увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие
взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В моём примере показана
роль математики в повседневной жизни людей и её связь с различными областями
знаний.
Актуальность нашего проекта: С
раннего детства мы дружим с математикой. Начиная с кормления, мы слышим фразу:
— Ложечку за маму, ложечку за папу. Так ребёнок понимает, что он не один в
семье, всегда рядом два родных человека. Учёные доказали что половину своей
жизни женщина проводит на кухне. А значит и мы вместе с мамой. Нам всегда было
интересно, хватит ли той или другой кастрюли для приготовления борща или плова.
А если в плов положить больше мяса как любит папа. Будет ли он вкуснее? Где это
золотая середина? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили установить зависимость
продуктов в питании.
Целью
нашего проекта было: Собрать данные и обработать информацию о
применении математических знаний в жизненных ситуациях.
Задачи:
1.
Познакомиться
с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика».
2.
Изучить
единицы измерения, применяемые на кухне.
3.
Собрать
и обработать информацию о применении математических знаний в кулинарной жизни.
Гипотеза:
Если
правильно рассчитать количество продуктов на приготовление блюда, то можно
научиться хорошо готовить.
Предполагаемые
результаты: В ходе изучения литературы и
материалов сети интернета мы выяснили, что изначально математика возникла из
повседневных нужд человека (подсчёты, измерения) и многие годы служила мощным
инструментом познания окружающего мира. Значит, если бы математические знания
не передавались из поколения в поколение, люди бы надолго застряли на уровне
пещерного человека. Мы выяснили, что полученные в школе знания очень помогают
при решении практических задач, с которыми мы сталкиваемся постоянно.
Проведённые нами исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой
гипотезы: математические знания, полученные в школе применимы в жизни.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что, познакомившись с
нашим исследованием, многие ученики, на вопрос о необходимости изучать
математику, ответят положительно. Практическая значимость её в том, что она
может быть использована школьниками для повышения своего образовательного
уровня, а также научить применять полученные в школе знания на практике, что
сегодня очень актуально.
Теоретическая
часть.
Откуда же берет свое начало
наука математика? Еще в самые далекие времена счет считался математической
деятельностью. Он был просто необходим, к примеру, чтобы заниматься торговлей
или даже скотоводством, ведь даже выгуливая скот на пастбище, необходимо было
следить за их количеством. Чтобы было легче справляться с данной задачей,
использовались части тела, например, пальцы на руках и ногах. Тому
подтверждением являются наскальные рисунки, изображающие числа, в виде
изображенных в ряд нескольких пальцев. Иные факты подтверждают появление
математики и счета.
Одними
из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также
изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение,
деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются
самые простые понятия, такие как прямая и окружность.
Дальнейшее
же возникновение
математики
и развитие проходило благодаря египтянам и вавилонянам, примерно, 3000 лет до
нашей эры. Сохранившиеся до наших дней глиняные таблички с
текстами дают нам представления о проводимых вычислениях.
Простейшая
арифметика была необходима при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления
процентов, налогов и прочего. Различного виды строительства вынуждали проводить
многочисленные геометрические, а также арифметические задачи. Еще одной
достаточно важной задачей был календарь, который нужно было рассчитать, чтобы
определять сроки работ, а также праздников.
Таким образом, с математикой людям приходилось
сталкиваться с давних времен. Как, например, определить, кто богаче и тот, у
кого больше скота. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить
у кого больше земли, пришлось учиться ее измерять, чтобы торговать продуктами
своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. Так, постепенно, с
древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и
пространственные формы окружающего нас мира.
В современном мире существуют несколько единиц
измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Самыми маленькими единицами
измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман во Франции 7
апреля 1795 года английским философом Джоном Уипкинсом. Позже данной единицей
массы стали пользоваться во всех странах.
Почему
нам это стало интересно?
Саша: Из
жизненного опыта, о некоторых математических величинах мы узнавали из сказок.
Для проекта мы взяли три русские народные сказки это: « Колобок», «Каша из
топора», «Солдат и сало». Мы провели работу со словарями и узнали, что
обозначают в кулинарной жизни слова.
«Взяла старуха крылышко,
по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две».
Кулинарная
система мер:
Пригоршни
— 20-25 чайных ложек. Это как горсть, только ладошки сложены вместе. Причем
справедливо уравнение:
пригоршня
> 2 горсти.
« Хороша! Ежели бы сюда
да горсточку крупы!»
Кулинарная
система мер:
Горсть
~ 6-10 чайных ложек
То, что помещается в ладонь,
сложенную «лодочкой». Вроде бы проще простого, а нет — от 1 до 2 столовых
ложек.
«Заприметил
солдат, что у хозяина в сенях висело под коньком пуда два свиного сала в
мешке».
Кулинарная
система мер:
Русский
пуд = 16 кг38гр. Пуд — древнерусская единица веса.
Упоминается,
в частности, в грамоте Всеволода Мстиславовича (1134-35гг)
Саша: Также мы взяли интервью у школьного повара Светланы
Александровны.
И узнали, что она использует в своей работе. (видео)
После
беседы со Светланой Александровной, мы разделили свою работу на теоретическую и
практическую часть.
В
ходе изучения литературы и материалов сети интернета мы выяснили что
такое «калькуляция» — и для чего она нужна.
Калькуляция —
это расчет себестоимости продукции, являющийся важным этапом в процессе
образования конечной цены на определенный продукт в денежном выражении. В
калькуляцию входит подсчет расходных материалов, механизмов и оборудования,
оплата труда работников, расходы на транспорт и реализацию продукции »
Задача по теме
Чтобы
приготовить борщ для наших учащихся Светлана Александровна сначала решает
задачу.
На
70 учащихся она берет кастрюлю равную 20 литрам. По рецепту она должна купить
продукты:
картофель 5 кг • 20 руб.
морковку
1 кг • 25 руб.
капусту 3кг • 20
руб. Сколько денег потратили
свёклу 1 кг • 20 руб.
лук 1 кг • 20 руб.
растительное
масло 0,5 л • 70 руб. на покупку продуктов?
томат 200гр • 120 руб.
куриная
грудка 3 кг • 230 руб.
Как
узнать, сколько нужно налить бульона, если продукты должны заполнить ½ части
кастрюли?
Сколько
будет стоить одна порция борща, если мы знаем, сколько
было затрачено на продукты?
1) 50
— (5+1+3+1+1+0,5+3) =5,5 (л)- бульона нужно налить
2) (10
• 20) + (1 • 25) + (3 • 20) + (1 • 20) + (1 • 20) + (0,5•70) + (3•230) =
950(руб.)- потратили на покупку продуктов
3) 950:
70= 13,5 (руб.)- стоит одна порция борща.
Остальная калькуляция — это
затраченная электроэнергия + оплата труда за мытьё посуды + налог на
производство. Итоговая цена борща будет: 13,5 + 3= 16,5(руб.)
Наблюдая за действиями мамы при приготовлении пищи, у меня возникли вопросы: «А
влияет ли количество продуктов на качество приготовления пищи? Как сделать,
чтобы суп не получился густым, а каша пересоленой? Откуда мама знает каких
продуктов и сколько надо класть в то или иное блюдо?»
Оказалось,
что при приготовлении пищи можно пользоваться рецептами, в
которых
точно расписывается количество используемых продуктов. Но прочитать рецепты без
знания математики невозможно: количество ингредиентов записано поштучно либо в
граммах.
Изучив, кулинарную книгу мы решили сделать свой салат. Так — как в математике
главное счёт, то в приготовление пищи самое главное всё делать по рецепту.
Мы выбрали продукты, из которых его будем готовить: 200 г –куриного филе, 2
средних луковицы, 150 г жареного картофеля, 250 г капусты, 100 г моркови
по-корейски, майонез – 150 г.
Картофель
режем брусочками и обжариваем в подсолнечном масле
Капусту
тонко режем, выкладываем в чашку солим, добавляем немного сахара и мнем её
руками до мягкости
Выкладываем
слоями:
куриное
филе,
лук,
жареный
картофель,
капуста,
морковь
по – корейски, каждый слой смазываем небольшим количеством майонеза
Вот
что у меня получилось!
Приятного
аппетита!
Вывод:
При
соблюдении количества всех ингредиентов и их пропорций блюдо получилось
качественным.
Но
тут у меня возник вопрос: «Что будет, если не соблюдать расчет продуктов и
нарушить количество и пропорции ингредиентов?»
Я
решила сварить манную кашу. По рецептуре на двух человек необходимо: манной
крупы 30 гр., молоко – 110 мл., соль 2 гр., сахар 10 гр.
Я
решила провести эксперимент и увеличить массу манной крупы в два раза.
Остальные ингредиенты остались в тех же пропорциях.
При варке каша стала быстро густеть,
пригорать ко дну кастрюле. Мешать ее мне было очень трудно и в итоге каша
получилась с комками и слишком густая.
Вывод:
Если
нарушить количество и пропорции ингредиентов при приготовлении блюда, то это
повлияет на качество и блюдо будет испорчено.
И в заключении хочется сказать, что в
своём проекте мы убедились ещё раз, что математика нужна всегда и везде. Даже
на кухне, при приготовлении салатов, в любой профессии, даже домохозяйкам. И
как говорил академик
А.Н. Крылов