Рисуем русские народные сказки с детьми

Автор: собянина яна игоревна организация: мадоу детский сад 305 населенный пункт: г. пермь автор: шаркова ольга геннадьевна организация: мадоу детский

Автор: Собянина Яна Игоревна

Организация: МАДОУ «Детский сад №305»

Населенный пункт: г. Пермь

Автор: Шаркова Ольга Геннадьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №305»

Населенный пункт: г. Пермь

Тип: образовательный

Участники: дети, воспитатели, родители.

Целевая группа: дети старшей группы

Масштаб: групповой

Сроки реализации: 1 месяц

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание это одно из важнейших направлений в системе педагогической работы. В дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей, что является важнейшим этапом в развитии ребенка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.

Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Дети старшей группы еще только начали знакомство с культурой и обычаями русского народа, его бытом, традициями и обрядами. Через беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, создание мини – музея, мы хотим познакомить детей с культурой и бытом русского народа, дать наглядное представление о предметах быта. Сформировать интерес и детское мировоззрение о жизни их прабабушек и всего русского народа.

Цель: Знакомство с культурой и бытом русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа (предметы обихода, посуда, убранство русской избы).
  • Формировать представление о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей.
  • Прививать интерес к культуре, обычаям и традициям своего народа.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Прививать умения, отражать в ИЗО деятельности полученные знания.
  • Воспитывать у детей чувства уважение и гордости за свой народ.

Методы и приемы:

Беседы, просмотр презентаций, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; изготовление макетов. Экскурсии, конкурс рисунков, создание мини-музея.

Стратегия и механизм реализации

(план мероприятий по реализации проекта)

1 этап – подготовительный

  • Подбор материала, иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Изготовление дидактических игр
  • Информирование родителей о создании проекта и их участие в нем.

2 этап – основной

1 неделя

Тема «Убранство русской избы»

Задачи

-Знакомство детей с предметами быта русского народа.

-Формировать интерес к жизни русского народа

НОД

Беседы на тему:

«Предметы быта», «Русская изба».

Ситуативная беседа на тему:

«Для чего нужны эти предметы»

Чтение произведений: А.М. Горький «Самовар»,

В. Панов «Заветный чугунок»

Рассматривание альбомов на тему:

«Посуда», «Убранство русской избы».

Слушание русской народной песни «Самовар»

Подвижные игры:

«Ручеек», «Горелки».

Дидактические игры:

«Сложи картинку», «Четвертый лишний»

Лото «Посуда»

Сюжетно-ролевая игра:

«В гостях у бабушки»

ИЗО: Рисование «Расписной самовар», лепка «Чугунок»

Конструирование на тему:

«Русская печь»

Игры путешествия: «Из прошлого в будущее»

Работа с родителями:

Консультация «Как знакомить детей с бытом русского народа».

Индивидуальные беседы о пополнении мини-музея предметами старины.

2 неделя

Тема: «Традиции и обычаи русского народа»

Задачи:

-Ознакомление детей с традициями русского народа

-Формировать интерес к культуре русского народа

— Развивать интерес к событиям прошлых лет

-Воспитывать чувства уважения и любовь к своему народу.

НОД

Беседы на тему:

«Что такое традиции и обычаи?», «Праздники на Руси»

Просмотр презентации:

«Традиции и обычаи русского народа»

Чтение произведений:

Ю.Горошникова «Сказки дедушки самовара»

Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Пополнение книжного уголка:

энциклопедия «Обряды и быт русского народа».

Конструирование из конструктора ЛЕГО «Изба»

Дидактические игры: «Найди пару», «Составь картинку».

Подвижные игры: «Пустое место», «Третий лишний».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Слушание народных песен «Валенки», «Как на тоненький ледок».

Работа с родителями:

Консультация: «Знакомство детей с традициями русского народа»

Посещение Краеведческого музея с детьми.

3 неделя

Тема: «Народные игры и посиделки»

Задачи:

— Познакомить детей с народными играми, игрушками старины.

— Воспитывать уважение к традициям нашего народа.

НОД

Беседы на тему:

«Посиделки на Руси»

«Гостеприимство русского народа» (чаепития)

Рассматривание иллюстраций «Как проходили посиделки»

(вязание, вышивание, песни)

Составление рассказов по картине: «Крестьянская семья»

Рассматривание альбома:

«Посиделки», «Чаепитие»

Чтение русско-народных сказок по желанию детей .

Дидактические игры: «Мемори», «Народные промыслы»

Чтение русско-народной сказки «Рукодельница и ленивица»

Подвижные игры: «Пятнашки», «Жмурки с колокольчиком»

Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского: «У камелька».

Конструирование из ткани: «Кукла оберег»

Вечер загадок: «Бабушкин чуланчик».

ИЗО: Рисование «К нам гости пришли»

Аппликация «Украсим фартук»

Работа с родителями:

Помощь родителей в сборе экспонатов для мини-музея .

Оформление выставки совместных работ: «Предметы русского быта»

4 неделя

Тема: «Праздники, игры и забавы»

Задачи:

-Формировать знания детей о культуре русского народа

-Познакомить с праздниками

-Воспитывать интерес к истории своего народа.

НОД

Беседы на тему:

«Народные игры », «Игрушки наших бабушек»

Просмотр презентации:

«Игры и забавы»

Дидактическая игра:

«Расскажи о традициях своей семьи»

Дидактическая игра: «Что сначала, а что потом»

Народные игры: «Карусели с лентами», «Колечко, колечко…»

Хороводная игра: «Во поле береза стояла»

Театрализованная постановка: «Заюшкина избушка».

Работа с родителями:

Создание мини-музея: «Русская изба в гости приглашает»

Памятка «Беседы с детьми о традициях в вашей семье»

3 этап – заключительный

  • Экскурсия по мини-музею «Русская изба в гости приглашает» —

встреча с бабушкой нашей воспитанницы, беседа о жизни русского народа (рассказ из личного опыта своей мамы и бабушки)

  • Совместное развлечение для детей и родителей «Наши посиделки»

Итоговое мероприятие:

Рисуем русские народные сказки с детьми

интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?»

— по теме духовно-нравственное воспитание.

Ожидаемый результат:

Сформированы знания детей о культуре и быте русского народа.

Повышение активности родителей воспитанников (посещение с детьми музеев, участие в совместных мероприятиях, создание мини-музея «Русская изба в гости приглашает»).

Возможные риски: Низкая активность родителей (нежелание включаться в проект).

Трансляция: публикация в СМИ.

Дальнейшее развитие:

Усовершенствовать проект, углубить содержание на возраст детей 6-7 лет .

Мини-музей «Русская изба в гости приглашает»

Рисуем русские народные сказки с детьми

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,2 МБ

Опубликовано: 10.12.2021

Витус Беринг, Маша и медведь. Шесть книг для чтения с детьми

Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка». Режиссер М. Цехановский. 1954 год

Советы библиотекаря: выбираем произведения для малышей и обсуждаем с подростками серьезные темы.

Сотрудники московских библиотек по выходным рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые точно понравятся всей семье. Заведующая библиотекой № 138 Наталья Ключникова рекомендует проверенный временем фольклор и советскую классику, а также произведения современных авторов — Виктории Ледерман, Владислава Серова и Анны Зеньковой.

Малышам

Русские народные сказки

Я считаю, что лучшее чтение для маленьких детей — это сказки. Что может быть прекраснее, чем окунуться в волшебный мир, населенный говорящими животными и другими чудесными существами, полный удивительных превращений и неожиданных поворотов? Сказки знакомят малышей с такими понятиями, как добро и зло, учат сопереживанию и смелости, помогают развивать фантазию, пополняют словарный запас, формируют систему ценностей.

Одна из таких сказок — «Царевна-лягушка». Мамы и папы, помните эту старую добрую историю о заколдованной царевне Василисе Премудрой и храбром Иване-царевиче? Они с честью прошли все испытания, победили Кощея Бессмертного и стали жить в любви и согласии. Существует несколько экранизаций сказки — например, мультфильм 1954 года, снятый Михаилом Цехановским. После чтения обязательно устройте семейный просмотр.

Еще одна сказка, о которой я хотела бы напомнить, — «Маша и медведь». Современные дети знакомы с одноименным мультсериалом, в котором все не совсем так, как в оригинальной сказке. Пора познакомиться с первоисточником. Главная героиня пошла в дремучий лес и заблудилась. Там она повстречалась с медведем, которому понравилось, что Маша умеет печку топить и кашу варить. Не отпускал медведь девочку домой, но Маша все равно от него сбежала. Детям очень нравится, что девочка спасается благодаря своей смекалке.

Рисуем русские народные сказки с детьми

Ребятам постарше

«К доске пойдет… Василькин! Школьные истории Димы Василькина, ученика 3 “А” класса» Виктории Ледерман

Советую к обязательному прочтению сборник веселых и поучительных историй о третьекласснике Диме, от лица которого и ведется повествование. Мальчик часто попадает в непростые ситуации, но всегда с честью из них выходит. Может быть, что-то похожее случалось и с вами в школе — будет что рассказать детям после прочтения, обсудить с ними. А им самим обязательно понравится читать про своих ровесников.

Автор Виктория Ледерман когда-то работала учительницей, поэтому она хорошо знает, как заинтересовать ребенка. За повесть «Календарь ма(й)я» она получила специальный приз Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина.

«Витус Беринг. Великая Северная экспедиция» Владислава Серова

Графический роман современного писателя и художника Владислава Серова рассказывает о команде офицера русского флота Витуса Беринга. Беринг возглавил Великую Северную экспедицию, в результате которой были составлены навигационные карты северного и восточного побережья России и стали известны морские пути в Японию и Америку.

Вместе с отважными русскими мореплавателями читатели отправляются в плавание на парусном судне от Камчатки до Северной Америки и обратно, знакомятся с навигационными приборами, корабельным снаряжением, морскими терминами. В книге есть историческая справка и карты, по которым интересно проследить путь кораблей, увидеть имена героев Великой Северной экспедиции. В книге всего 56 страниц, но времени на ее изучение потребуется много — иллюстрации, сделанные самим автором, можно рассматривать бесконечно. Думаю, она точно разбудит в юных читателях интерес к истории и путешествиям.

Рисуем русские народные сказки с детьми

Подросткам

«С горячим приветом от Феклы» Анны Зеньковой

11-летний мальчик Сева — добрый и честный, много читает, любит рисовать. Вот только его жизнь складывается печально. Сначала умирает его самый близкий человек — Фекла, которая когда-то взяла его на воспитание, а потом он отправляется в интернат, где начинается совсем другая жизнь. Сева встречает других детей со сложной судьбой, разными характерами и отношением к жизни. Случаются потасовки, обидные розыгрыши и жестокие шутки.

Однажды ребят вывозят в летний оздоровительный лагерь. Спасаясь от хулиганов, Сева и его друзья убегают в лес и не находят обратной дороги. С собой у них нет ни еды, ни воды. Как они поведут себя, выберутся ли? Прочитайте и все узнаете.

«С горячим приветом от Феклы» — это искренняя и светлая история о взрослении, отношении к себе и окружающим людям, переживаниях от потери близкого человека, страхе перед неизвестностью, настоящей дружбе и вере в добро. Книга стала победителем Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина в номинации «Выбор Командора».

«Балерина политотдела» Юрия Яковлева

Также хочу вам посоветовать роман «Балерина политотдела» советского писателя Юрия Яковлева, это произведение точно не оставит вас равнодушными. В тяжелые дни 1942 года лейтенант Борис Корбут, который был до войны балетмейстером, получает от командования приказ создать танцевальный коллектив для поддержания духа солдат. Учитель находит в блокадном Ленинграде своих бывших учеников, среди которых Тамара Самсонова, увлеченная балетом и невероятно талантливая девочка-подросток.

Сюжет книги основан на реальных событиях. Прототипом Бориса Корбута стал Аркадий Oбрант — советский балетмейстер и режиссер, педагог, создатель и руководитель Молодежного ансамбля танца. Мальчики и девочки из его коллектива дали около трех тысяч концертов в осажденном городе и на фронте. Юные танцоры, несмотря на усталость и голод, часто помогали переносить и перевязывать раненых. А танцевать им порой приходилось на самых передовых участках фронта, без музыки — чтобы не услышал враг.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря»

Предлагаю перечень литературных произведений в соответствии с основной образовательной программой для детей 5-6 лет.

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Николенька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.»; «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»; «Грачи-киричи.»; «Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка, ласточка.»; «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Произведения для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза.

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы»»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия

Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки

 А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Помните, что хорошая книга – это отличный повод для разговора. И, конечно же, она – лучший подарок. Дарите книги своим детям, друзьям, близким!

+❤ В Мои закладки

  • Рисование в младшей группе на тему сказки
  • Рисование в подготовительной группе рисование по сказке мальчик с пальчик
  • Рисование в старшей группе на тему русские народные сказки
  • Римский корсаков тема белки из оперы сказка о царе салтане
  • Риса рассказ про рысь