Рисовать легко русские народные сказки

Конспект оод 5 сказок автор: бражникова валентина борисовна организация: мбдоу детский сад общеразвивающего вида 17 населенный пункт: воронежская область,

Конспект ООД «5 сказок»

Автор: Бражникова Валентина Борисовна

Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Автор: Лошкарева Лариса Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17

Населенный пункт: Воронежскаяобласть, г. Воронеж

Цель: развитие различных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, расширение представлений детей о русских народных сказках, закрепление полученных ранее умений и навыков.

Задачи:

— Развивать игровой замысел, создать наиболее благоприятные условия для приобретения детьми разнообразного опыта общения со сказкой, друг с другом.

— Развивать речь детей, закрепить умение рассказывать знакомые сказки, используя (при необходимости) мнемонические таблицы, согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе, падеже.

— Закреплять знания о русской избе, а также простой утвари наших прадедушек и пробабушек, на материале народных пословиц, поговорок, загадок развивать образное и логическое мышление, прививать любовь к старине.

— Приобщать детей к театрализованной деятельности, накапливать опыт публичного выступления. С помощью сказочных героев учиться извлекать правильный жизненный урок, не повторять чужих ошибок.

— Совершенствовать представления детей о соотношениях право-лево, верх-низ, закреплять порядковый счет в пределах 5.

— Совершенствовать изобразительные навыки.

Воспитывать вежливость, дружеские чувства, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Бабка с дедом (из кукольного театра), костюмы лисички, козы, шапочки волка, козлят, разрезные картинки избы «Сложи из шести», мнемотаблицы по сказкам, незавершенные изображения бычка(способ оригами) по количеству детей, пластилин

Предварительная работа:

Восприятие сказок, разучивание сказочных диалогов, русских народных песенок, стихов, потешек, оригами «Бычок», мультэкскурсия «Русская изба», театрализованная деятельность: кукольный, настольный, пальчиковый театр, драматизация сказки «Лисичка со скалочкой» в форме сказочного диалога.

Развитие образовательной ситуации:

Сюрпризный момент: Куклы «Бабка», «Дед»

  • детей в мир сказки. Создать ситуацию интриги «Замурованная цифра». Предложить освободить цифру из плена, последовательно выполняя задания по найденным сегодня в группе карточкам с изображением загадочных предметов, обозначающим ту или иную сказку.

Ход образовательной деятельности.

1 карточка.

Воспитатель: Дети, я точно знаю, что вы особенно любите русские народные сказки. И почти уверена в том, что старая баба Яга именно их затащила в самую глухую чащу леса. А вот и первая карточка. Что изображено на ней?

Дети: Русская печка.

Воспитатель: Печка всегда занимала много места в старинной избе. Почему?

Дети: От неё всегда шло тепло! Готовили еду. На печи она долго оставалась тёплой!

Воспитатель: Да, хорошо жилось в избе нашим предкам! Давайте и мы с вами, ребятки, построим для себя по крепкой избушке. А без топора, как известно, изба не рубится! Поэтому часто правильно говорят, что нужно именно срубить избу!

Физминутка «Топором мы рубим — рубим»

Воспитатель: Дети, хорошо у вас получается работать топором, тогда еще задание «Сложить картинку русской избы из пазлов» (разрезная картинка избы «Сложи из шести»)

Воспитатель: Молодцы, справились.

Вопросы к детям:

— Какая часть избы в верхнем левом углу?

— В нижнем левом углу? И т. д.

Воспитатель: В какой русской народной сказке печка играет особенную роль?

Дети: В русской народной сказке «Гуси-лебеди».

Работа с мнемотаблицей по сказке.

Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете эту таблицу и легко рассказываете сказку. А вот сможете ли ответить на один мой хитрый вопрос? Почему в восьмом квадрате таблицы изображены сразу три предмета? Назовите их, пожалуйста. (Простой кисель, яблоко и хлеб.) Почему именно они?

Дети: Потому что девочка в начале сказки была привередницей и кричала, что не любит обычное молочко киселёк, не любит кислое яблочко и ржаной хлеб! Но она была добрая девочка и поэтому смогла полюбить простую еду и подружиться с речкой, яблонькой и печкой.

Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?

— Хлеб – всему голова.

— Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.

— Крендель приестся, а хлеб никогда.

Физминутка. Мы к избе старинной вышли,

Поднимая ноги выше.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

Слоговый анализ «Передай другу слово» (Хлеб, крендель).

Воспитатель: А какие пословицы, поговорки о семье, русской избе вы знаете?

— Пень не околица, а глупая речь не пословица.

— Пословица ведётся, как изба веником метется.

— Изба детьми весела. Полна изба ребятишек.

— Дружно не грузно, а один и у каши загинет.

Воспитатель: Молодцы! Первую карточку помещаем на магнитную доску.

2 карточка.

Воспитатель: Ребята, а кто изображен на этой карточке? Из какой сказки?

Дети: Матушка-коза! Из сказки «Волк и семеро козлят»!

Театрализованная игра «Козлятушки»

Словесная игра « У кого кто?»

(У козы — козлята, у свиньи – поросята, у овцы – ягнята и т. д.) помещаем на магнитную доску вторую карточку.

3 карточка.

Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой карточке?

Дети: Большое зерно. Бобовое зерно. Русская народная сказка «Петушок бобовое зернышко»!

Словесная игра «Всё наоборот»

(Курочка терпеливая – петушок торопливый, длинный – короткий, узкий – широкий, толстый – тонкий, большой – маленький, день – ночь, начало – конец и т. п.) помещаем на магнитную доску 3 карточку.

4 карточка.

Воспитатель: Ребята, какая по счёту карточка появилась перед вами сейчас? Что изображено на ней?

Дети: Скалка! Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Помещаем на магнитную доску 4 карточку

Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» в форме диалога мальчика в русском костюме и девочки в костюме лисы.

5 карточка.

Воспитатель: Наконец, появилась 5 карточка. Как много предметов изображено на ней! Назовите их, пожалуйста.

Дети: Солома, 4 палки, веревка, смола.

Воспитатель: Для чего всё это может пригодиться?

Дети: Чтобы сделать смоляного бычка! Это русская народная сказка «Смоляной бычок».

Продуктивная деятельность. Оригами «Бычок».

Дети складывают оригами, в завершение работы: чубчик и глазки рисуем пластилином.

На магнитной доске – все 5 карточек. Дети считают до 5.

Воспитатель: Какие вы, молодцы! Цифра 5 освобождена из плена! Какие вы знаете пословицы про пять.

Дети:

— Живи на пять!

— Знай, как свои пять пальцев.

— Сметлив да хитер – пятерым нос утёр.

Подвижная игра по русской народной потешке «Вот и сказке конец идет…»

Вот и сказкам конец идёт, тут и мышка бежит вперед.

Кто поймает её, тот сошьёт себе шапку меховую, да большую-пребольшую!

Приложения:

  1. file1_94efe490-f56e-4876-a.. 37,1 МБ

  2. file0.doc.. 53,0 КБ

Опубликовано: 18.11.2021




В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обогащают свой язык. Одной из задач чтения и рассказывания сказок является обогащение словаря ребенка.



Ключевые слова:



дошкольное образование, сказка, культура речи, чтение.

Дошкольное образование — важное время для формирования речи ребенка. В процессе своего формирования речь ребят тесно объединена с характером их деятельности и общения. Формирование языка идет в разнообразных направлениях: улучшается его утилитарное применение в общении с другими людьми, в то же время язык становится основой перестройки психических процессов, инструментом мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей является одним из насущных вопросов дошкольной педагогики. В наше время наблюдается повышенный интерес к формированию личности ребенка. Он совмещает в себе потенциал обновления и качественного совершенствования своего языкового развития. Языковые показатели и черты личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наши дни тяжело найти наилучший способ воспитания детей, чем приобщать их к устному народному искусству с раннего детства. Сказка дает нравственные уроки сострадания, преданности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образ мышления, выразительность речи, так как она богата лирическими вставками, яркими чертами характера, ритмичным напевом, диалогами. Сказка способствует любви к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, образом русской жизни. Слушая сказки, ребенок узнает звуки родного языка, их мелодику.

Совокупность разнообразных методов и приемов, тематическая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и интеллектуального развития дошкольников. Необходимо полагаться на сказку, которая исключает мораль и включает в себя игровое общение.

Сказка привносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из наиболее эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит игре.

Необходимо научить детей слушать сказки и следить за развитием сюжета в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается словами и выражениями, которые ему запоминаются.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, страдающими нарушениями речи. Многочисленные исследования педагогов в области дошкольного и коррекционного создания показали, что проблему общественного недоразвития речи дошкольников можно решить с помощью самоката, поскольку дошкольное образование является стороной периода развития речи и творчества детей.

Необходима систематичная, целеустремленная работа по ознакомлению детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются вербальные и методические приемы в сочетании с визуальными: беседы после знакомства с произведением помогают определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; чтение фрагментов из произведения; разговоры о книгах, которые раньше любили дети; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о произведении, просмотр книг, иллюстраций к ним; просмотр полос, фильмов, диапозитивов по литературным произведениям; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам дети выражают во время рисования, поэтому рассказы из литературных произведений можно предложить в качестве тем для рисования.

Привлекая сказку для работы над формированием языка, употребляются образы — наглядное представление вещей, их свойств, а также ситуаций, событий, эпизодов. Рассуждая по картинкам, педагогу легче вести с детьми оживленную, непосредственную беседу, активизировать свой словарный запас.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, миром предметов, пытаются понять, что такое мужество и выносливость, добро и зло.

Чтение сказок превращается в увлекательную игру, путешествия вместе с героями сказки и косвенно формируют ребенка, проясняют представления детей об окружающей среде, расширяют кругозор, формируют психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей, поступки и поступки героев открывают детям мир человеческих отношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каждой подходящей фразой дети учатся думать, определять смысл каждого произведения, находить в нем урок, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой — чтение, просмотр иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образными характеристиками. Чтение сказок можно дополнить небольшими фольклорными формами — загадками, детскими стишками.

В работе для ознакомления со сказками можно использовать различные виды игр, например, драматизирующие игры.

За основу драматизации игры можно взять те же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее яркие, они притягивают детей динамикой, четкой мотивацией поступков, действия явно заменяют одно на другое, а дети их воспроизводят. Дети легко драматизируют все сказки «Репка», «Колобок», «Заюшкина изба» и другие.

Знакомство со сказками не может ограничиваться уроками. В процессе работы в детском саду чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей, это связано с играми и прогулками, с будничными занятиями и работой.

В воспитательной работе особую роль играет воспитание родителей. Расскажите родителям о роли сказки в развитии речи и личностном формировании детей. Чтобы объяснить им важность семейного чтения, подчеркните его высокий вклад в формирование у ребенка морально ценных ориентаций на основе морально позитивных эмоций. Эта работа в будущем повлияет на формирование словесного творчества будущих учеников, если они захотят сочинять свои личные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать хорошей семейной традицией, создать в доме теплую, душевную атмосферу.

Проблема включения дошкольников в русскую народную сказку занимает одно из главных мест в нынешней педагогике и психологии. Обучая детей чтению, мы формируем личность каждого ребенка, которая несет в себе черты русского характера, русского менталитета. Недостаток внимания к чтению сказок особенно поражает детей, которые теряют связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой стоит задача пересмотреть ценностные ориентации системы образования, в частности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, в заключение можно сказать о том, что русская народная сказка представляет собой разностороннее развитие образовательных и средств, с помощью которых ребенок воспитывается вне непосредственно воспринимаемого, погружается в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и создает в них богатую языковую среду.

Речевая функция — одна из главных функций человека. В процессе формирования речи развиваются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Изучение языков способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение основывает необходимые условия для развития разнообразных форм деятельности и участия в общественном труде. Известно, что основными функциями языка являются коммуникативные и обобщающие, и регулирующие. Коммуникативная и обобщающая функции языка развиваются в тесном единстве: с помощью языка человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. В то же время язык является средством регуляции высших психических функций человека. Обычно регуляторная функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Развитие регуляторной функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Сказка — это главный источник развития правильно сформированного языка. Чтение не только обогащает интеллект, словарный запас, оно заставляет думать, понимать, формирует образы, заставляет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны сделать взрослые, родители и педагоги, занимающиеся воспитанием ребенка и прививать ему любовь к чтению сказок.

Литература:

  1. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников // Начальная школа + до и после. — 2012.- № 7.- С.67–70.
  2. Обора Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. — С.37–40.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010. — № 4. — С.15–19.
  4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2010. — 464 с.
  5. Филиппов Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 160–173.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, чтение сказок, дошкольное образование, русская народная сказка, время, дошкольный возраст, семейное чтение, формирование языка, функция речи.

Методическая статья Чеботарёвой Л.П.

МБДОУ №24 «Аленький цветочек»,

г. Новошахтинск.  

«Роль народной музыки в развитии

личности ребенка»

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.

При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушают дети.

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек

Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы ,наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры ,сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов.Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.

Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.

На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;

2. учет специфики восприятия музыки детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

3. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;

4. обеспечение осознания детьми содержания музыкального произведения и понимание им средств музыкальной выразительности;

5. Поощрение активности и интереса ребенка к восприятию народной музыки.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно утверждать, что работу по музыкальному воспитанию подрастающего поколения можно и нужно начинать с раннего возраста. Подрастая, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».

При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки…

Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают у них желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.

На занятиях важно использовать такой прием как «прослушивание музыки», где целесообразно использовать метод сопоставления: несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни или инструментального произведения, а затем воспринимают уже знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. Этот прием помогает ребенку при каждой новой встрече с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, испытывать радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками крайне полезно использовать наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления, где используются народные костюмы и другая фольклорная атрибутика. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.

Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.

Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.

Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы..

Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.

Например, дети подготовительной группы очень любят песню «У медведя во бору» и исполняют ее с большой выразительностью.

В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.

Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.

Следующим направлением работы музыкального руководителя детского ансамбля народной песни являются музыкальные танцевальные занятия. Дети, как младшего школьного возраста, так и более взрослые очень любят танцевать. Малыши особенно охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес к танцевальным движениям в народной песне позволяет широко использовать всю палитру выразительных средств для достижения целей эстетического воспитания детей. Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.

Как уже говорилось выше, народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми младшего и среднего возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.

По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей, они помогают знакомить обучающихся с обычаями своего народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость. Не менее увлекательными для детского восприятия являются задорные плясовые и весёлые шуточные песни и танцы.

В процессе обучения народным танцам следует знакомить детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, хоровод, использование народного костюма и народных инструментов, которые использовались в танцевальных произведениях.); В этом случае у детей активнее развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.

Вместе с тем, использование народных плясок порой представляет для ребёнка некоторые затруднения. Поэтому народный танец нужно так адаптировать, где-то изменить или упростить, чтобы он был доступен младшим школьникам , но при этом не исказить характера и народного колорита. На этом пути необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. танец должен быть невелик по объему;

2. несложный по композиции;

3. построен на характерных движениях;

4. сохранена специфика народного танца.

Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. На занятии необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; использовать соревнование групп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности.

В исполнении народных танцев большую роль играет костюм. Необходимо стараться использовать не только элементы , но и ,по возможности, народные костюмы в целом. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы. На ежедневных занятиях это, конечно, сделать непросто, а порой и невозможно, но на прогонах, генеральных репетициях и, конечно, на выступлениях, делать это нужно непременно!

Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.

Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.

Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:

1. показать детям интересные зрелища;

2. наполнить впечатлениями, доставить радость от увиденного;

3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.

Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.

Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.

Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.

В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интереснойИ в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ширяева. «Фольклорные праздники» — методическая разработка.

2. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» — СПб.: 1997.

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.

4. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»

Выполнила:

Курбанова Я.В.

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»

Цель занятия: познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и Лиса»

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с русской народной сказкой «Волк и Лиса»

— обогащать словарный запас детей

— формирование умения слушать сказку

Развивающие:

— учить понимать смысл сказки

— учить развивать связную речь через организацию беседы

— развивать диалогическую речь

— развивать логическое мышление, сообразительность

Воспитательные:

— воспитывать интерес к чтению, любознательность

Дополнительные задачи:

Игровая:

— способствовать развитию умения действовать по заданию, осуществлять взаимоконтроль, соблюдение правило игры

Дидактическая:

— закреплять знания сюжета последних событий сказки

Словарная работа: хворостяная избушка, ростепель, кладовушка, ростепель, на приступочку, сени, убога, отрекалась.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Тема занятия: русская народная сказка «Волка и Лиса» в пересказе И. Мекитов-Соколов

Возрастная группа: подготовительная группа

Планируемые результаты занятия:

— Дети умеют давать характеристику героям сказки

-У детей развита связная речь при организации беседы

-Дети прислушиваются к мнению других.

Подготовительная работа:

-Разработка дидактической игры;

-Подбор иллюстраций к рассказу;

Материалы и оборудование:

Хрестоматия для детей подготовительной группы, ИКТ- оборудование, птичка для гимнастики глаз.

Ход занятия

Ребята, нам пришло письмо от Старичка Лесовика. Он просит вас помочь ему отгадать загадку.

Все зовут меня плутовка,

Сказки, басни просто врут,

В рыжей шубке прячусь ловко,

Хвост, как яркий парашют.

— Правильно! Это рыжая, хитрая лиса, которая пришла к нам со сказкой. Давайте вместе с вами мы ее прочитаем.

Пройдите, садитесь на стульчик. На стуле мы сидим удобно, спина опирается на спинку стула, ноги ровные. Игровой прием

Приветствие

И Отгадывание загадки

Л Лиса

— проявляют интерес к деятельности, сообразительность

— проявляют интерес к загаданной загадке

2. Организационно- поисковый

(основной) этап

2.1 Постановка проблемы

2.2 Поиск решения проблемы

2.3 Практическое решение проблемы Вызвать интерес к содержанию произведения

Познакомить детей с русской народной сказкой

Закрепить знания детей о сказке «Волк и Лиса»

Умение обосновывать свой выбор

Формировать умение работать по заданию, осуществлять взаимоконтроль

Русский народ раньше сочинял сказки, некоторые писатели их пересказывали для детей. И Иван Мекитов-Соколов пересказал для нас сказку. Сейчас мы познакомимся со сказкой, где тоже есть лиса

-Прежде чем начнем читать, давайте рассмотрим иллюстрацию,

— Скажите, кто изображен?

— Как вы думаете, как называется сказка?

— А какой лиса будет в этой сказке?

— А, как вы думаете, о чем будет сказка?

— У Лисы была избушка – ледяная, а у волка – хворостяная.

— Что значит хворостяная (из сухих веток деревьев)

-Пришла ростепель (т. е оттепель-тепло)

И Лисица пошла проситься на ночлег к волку:

-Чтение рассказа.

— Ребята, как вы думаете, почему избушка Лисы растаяла? (началась оттепель-тепло)

— Кто вспомнит, как попросилась Лиса к Волку? (Пусти меня, куманёк, обогреться)

— Куда уходила лиса? (в сени за дверь, в кладовушку)

-Ребята, давайте встанем и немного отдохнем

Физкультминутка

Вот какой красивый дом

Дом построил крошка гном

В дома есть кроватка, стол

Из сосновых досок пол

Да трещат дрова в камине

Гномик дремлет на перине

— Мы немного отдохнули, теперь предлагаю вам поиграть в игру.

«Волк и Лиса»

Встанем все полукругом, чтоб всем было видно. Каждый будем выходить и на вытянутой руке, пальчиком ставить картинку на то месте, куда посчитаете нужным.

— Вам необходимо составить иллюстрации сказки в правильном, как начиналась сказка, и чем закончилась

— Начнем с, так как ты была сегодня активной, остальные будут по порядку.

— Давайте проверим.

Молодцы!

— Теперь сядем на свои места, проведем гимнастику для глаз, чтоб глазки наши отдохнули.

Гимнастика для глаз

— Следите за птичкой глазами, не двигая головой.

— Молодцы! Создание проблемной ситуации

Словарная работа

Поощрение

Физкультминутка

Показ иллюстраций

Словарная работа

Гимнастика для глаз

Внимательно слушают

Волк и Лиса

Отвечают

Предполагаемые ответы

Чтение воспитателя

Беседа

Связно отвечают на вопросы

Повторяют ф. минутку

Выполняют гимнастику для глаз

— ведут диалог

-прогнозируют решение проблемы

— проявляют интерес

Умеют с интересом слушать, высказывать свое предположение, мнения.

Умеют внимательно слушать

Ведут диалог, проявляют интерес к прочитанному.

3. Рефлексивно–корригирующий

этап Рефлексия — — Кто сочинил сказку?

-Может кто запомнил кто пересказал сказку?

-Чему учить сказка?

— Чтобы вы сказали волку?

— Чтобы сказали лисе?

— Теперь давайте оценим как мы с вами потрудились, справились в задании в игре, просигнальте зеленой карточкой, если вам было легко, а если вы затруднялись – желтой карточкой.

Ребята, вы были очень активны, отвечали на вопросы, хорошо справились с заданиями. Спасибо вам за занятие.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар  

Методическая сказка как способ объяснения нового материала в работе воспитателя детского сада

Воспитатель: Полякова Светлана

Владимировна

Проблема активности форм обучения дошкольников в настоящее время становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора воспитанника, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед воспитателем. Облегчить эту задачу поможет сказка. Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания.

Сказка – один из жанров фольклора либо литературы. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Это оптимальный способ, который позволяет объяснить младшему школьник практически любой материал быстро и легко.

Сказка – наиболее удобная и подходящая форма объяснения нового материала.  Объяснение нового материала – неотъемлемая часть занятий в садике. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, результат обучения дошкольников. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является их заинтересованность. Нередко бывает, что в начале занятий дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя некомфортно. Сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает ученика, способствует быстрой адаптации ребенка. Так же такая форма занятия подходит и для излишне активных детей, потому что занимает их воображение, увлекает и помогает настроиться на дальнейшее занятие.

Проблема организации условий, положительно влияющих на формирование познавательной активности в дошкольном возрасте, на протяжении многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. Этой теме были посвящены исследования Л. И. Бажович, А. А. Вербицкого, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.

Исследователями выделяется особый вид – дидактическая сказка. В них заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Учебная задача в дидактической сказке не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, что повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. То есть учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.

Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

По мнению психологов, умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, где есть разграничение добра и зла, волшебства и картины мира народа, к которому она принадлежит, служит источником эмоций, закладывает в душе каждого ребенка понятия о моральных и этических ценностях, учит сочувствовать, верить, развивает умения взаимодействовать с окружающими, воспитывает гармоничную личность ребенка, что позволяет расширить познавательную и волевую сферу младшего школьника.

  • Рингтон на звонок в гостях у сказки
  • Римский корсаков опера сказка о царе салтане богатыри слушать
  • Рецензия на рассказ живое пламя рецензия на рассказ живое пламя
  • Решительный скачок как пишется
  • Ржаные колосья как пишется