Календарный
план образовательной работы
на
неделю с 27.01. по 31.01.2020г.
Тема
недели:
«Зимние
виды спорта»
Цель: Расширение представлений о зимних видах спорта.
Задачи:
Обучающие: Сформировать у детей представления о спортивных играх
современности, как части общечеловеческой культуры, познакомить детей с
зимними видами спорта; формировать потребность в двигательной активности,
интерес к спорту и физическим упражнениям, представления о правилах
безопасности во время проведения зимних игр;
Развивающие: Развивать интерес к зимним видам спорта; развивать воображение, логическое мышление,
интерес, любознательность.
Воспитательные:
воспитывать желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни; воспитывать чувство гордости за спортивные
достижения олимпийских чемпионов.
Итоговое
мероприятие: викторина
«Зимние виды спорта»
Организация развивающей предметно-пространственной
среды:
Центр
познания – наглядно-дидактическое пособие «Зимние виды спорта»; центр чтения – энциклопедии
о здоровье, стихи и рассказы по теме недели; центр речевого развития –
картотека алгоритмов для составления описательных рассказов; центр творчества
– раскраски, трафареты, сюжетные картинки по теме недели.
Вводно-мотивационный
этап:
сундучок домовёнка
Литература
для чтения с детьми: А.Прокофьев
«Как на горке, на горе», С.Чёрный «Мчусь, как ветер на коньках», А.Введенский
«Вся земля в снегу», Н.Нищева «Мы бежим с тобой на лыжах», Е,Бухтеева «Я лечу
на снегокате», И.Морева «Зарядка и простуда», Е.Бухтеева «Пойдём играть в
хоккей».
Взаимодействие с семьями воспитанников: Папка-передвижка
по теме недели с заданиями для занятий дома с детьми; индивидуальные беседы и
консультации по вопросам родителей.
День недели | Режимное время | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Вторник 28.01.2020 | Утро | · · | Коммуникативная Утренний Игровая деятельность: Д/и «Что сначала, Двигательная деятельность: утренняя гимнастика Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | Дежурство; Работа с календарем природы — учить Д/и «Живая неделька» — закрепление (Никита, Ксюша, Андрей) | Мелко-моторные, Настольно-печатные игры в Самостоятельная работа с | ||
Интеграция обр.областей | Название | Используемый методический | |||||
Организо-ванная образова-тельная | · | 1. Задачи: • Продолжать • Совершенствовать | И.А Помораева, В.А Позина. | ||||
· | 2.ООД Музыкальная деятельность | по плану музыкального руководителя | |||||
Ф Р, П Р | 3. ООД Двигательная деят-ть | по плану инструктора по физкультуре | |||||
Утренняяпрогулка | · · · | Наблюдение: Подвижные игры: «Горелки», «Выше ноги от земли»; Труд: Подмести Самостоятельная игровая деятельность. | |||||
Работа перед сном | С-К Р; П Р; Р Р; Х-Э Р | Самостоятельная деятельность детей Чтение худ. литературы: А.Введенский Релаксация перед сном | |||||
Оздоровительные | Оздоровительная гимнастика после | ||||||
Вторая половина дня | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
· · | Коммуникативная Игровая деятельность: С/р игра «Семья» — продолжать формировать Двигательная деятельность: п/и «Собери фигуру» Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | Графический | игры со строительным материалом; | ||||
Прогулка | Повтор утренней | ||||||
День недели | Режимное время | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Среда 29.01.2020 | Утро | · · | Коммуникативная Утренний сбор: сбор Игровая деятельность: д/и «Чудесный мешочек» — закрепить умение узнавать на Двигательная деятельность: утренняя гимнастика (по Трудовая деятельность: уход за комнатными | Дежурство; Работа с календарем природы — учить д/и | Мелко-моторные, Настольно-печатные игры в Самостоятельная работа с | ||
Интеграция обр.областей | Название | Используемый методический | |||||
Организо-ванная образова-тельная | Р Р, С-К Р, П Р, Ф Р | 1.ООД Коммуникативная деят-ть: обучение грамоте Занятие 18 (закрепление Задачи: Совершенствовать умения | Н.С Варенцова. Обучение | ||||
С-К Р, Р Р, П Р, Ф Р | 2.ООД Задачи: представлений | Н.Е. Стр 49 | |||||
· · | 3. ООД Изобразительная деят-ть: рисование Иней на деревьях Задачи: закреплять умение | Комплексные | |||||
Утренняяпрогулка | · · · | Наблюдение: Подвижные игры: «Третий Труд: расчистка дорожек от снега, строительство Самостоятельная | |||||
Работа перед сном | · · худ.‑эст. разв-е | Самостоятельная деятельность детей Чтение худ.литературы: Е,Бухтеева Релаксация перед сном | |||||
Оздоровительные мероприятия после | Оздоровительная гимнастика после | ||||||
Вторая половина дня | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
· · | Коммуникативная Игровая деятельность: настольный театр по Двигательная деятельность: п/и «Третий лишний» Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | Д/и «Угадай, какая у меня игрушка» — учить | игры со строительным материалом; | ||||
Прогулка | Повтор утренней | ||||||
День недели | Режимное время | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Четверг 30.01.2020 | Утро | · · | Коммуникативная Утренний сбор: сбор Игровая деятельность: д/и д/и «Так бывает или нет?» — Двигательная деятельность: утренняя гимнастика Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | Дежурство; Работа с календарем природы -учить Д/и «Пальчики» — закреплять умение сосчитывать и находить | Мелко-моторные, Настольно-печатные игры в Самостоятельная работа с | ||
Интеграция обр.областей | Название | Используемый методический | |||||
Организо-ванная образова-тельная | · | 1.ООД Познавательно-иссл.деят-ть: Задачи: • Совершенствовать • Развивать • Развивать | И.А Помораева, В.А Позина. | ||||
Р Р; Х-Э Р, Ф Р | 2.ООД Музыкальная деятельность | по плану музыкального руководителя | |||||
· | 3. ООД Коммуникативная деят-ть: восприятие художественной «Здравствуй, гостья Задачи: продолжать | В.В. Гербова «Развитие речи в | |||||
Утренняяпрогулка | С‑К Р; П Р; Р Р; Х‑Э Р; Ф | Наблюдение: за состоянием неба — учить Подвижные игры: «Кто быстрее добежит до Труд: очистка участка от снега Самостоятельная | |||||
Работа перед сном | С-К Р; П Р; Р Р; Х-Э Р | Самостоятельная деятельность детей Чтение худ. литературы: И.Морева Релаксация перед сном | |||||
Оздоровительные мероприятия после | Оздоровительная гимнастика после | ||||||
Вторая половина дня | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
· | Коммуникативная деятельность: беседа по ОБЖ Азбука пешехода: Игровая Двигательная Трудовая деятельность: Совместный труд по | д/и «Подбери (Настя | игры со строительным материалом; | ||||
Прогулка | Повтор утренней | ||||||
День недели | Режимное время | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Пятница 31.01.2020 | Утро | · | Коммуникативная Утренний сбор: «Зима. Игровая деятельность: д/и «Когда это бывает?» — закреплять знания детей Двигательная деятельность: утренняя гимнастика Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | Дежурство; Работа с календарем природы — учить упражнять | Мелко-моторные, Настольно-печатные игры в Самостоятельная работа с | ||
Интеграция обр.областей | Название | Используемый методический | |||||
Организо-ванная образова-тельная | Х-Э | 1.ООД Изобразительная деят-ть: лепка по замыслу Задачи: | Т.С.Комарова | ||||
Ф Р; П Р | 2.ООД Двигательная деятельность | по плану инструктора по физкультуре | |||||
Утренняяпрогулка | · | Наблюдение: за солнцем Подвижные игры: Труд: Самостоятельная Спортивное | |||||
Работа перед сном | С-К Р; П Р; Р Р; Х-Э Р | Самостоятельная деятельность детей Чтение худ. литературы: Е.Бухтеева Релаксация перед сном | |||||
Оздоровительные мероприятия после | Оздоровительная гимнастика после | ||||||
Вторая половина дня | Интеграция областей | Совместная деятельность взрослого | Самостоятельная деятельность | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
· | Итоговое мероприятие: викторина Коммуникативная Игровая Двигательная деятельность: «Попади в обруч» Трудовая деятельность: помощь воспитателю в | д/и «Узнай по описанию» — учить детей | игры со строительным материалом; | ||||
Прогулка | Повтор утренней | ||||||
Развитие
общения, взаимодействие ребёнка со взрослым,
формирование
познавательных действий,
Развитие
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
развитие
воображения, творческой активности,
владение
речью как средством общения, развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,
реализация
самостоятельной творческой деятельности детей,
развитие
мелкой моторики рук
В-ль:
Дети,
будем искать сундучок? Какой красивый сундучок!
Кто
хочет рассказать о нем? Какой он?
От кого
этот сундучок?
Хотите
посмотреть, что в сундучке?
Что-то
сундучок не открывается!?
Здесь
что-то написано:
«Чтобы
сундучок открыть нужно о зиме поговорить».
Воспитатель:
Кто
хочет назвать пословицы о зиме?
Звучит
музыка, сундучок открывается, воспитатель достает снежинку.
Воспитатель:
Что это?
Какая она красивая! Хотите поиграть с ней?
Игра
называется «Какая бывает зима».
Воспитатель:
Полетит
моя снежинка вместе с музыкой вперед, а кого она коснется, тот зиму словом
назовет.
(Проходит
игра)
Воспитатель:
За
красоту люди придумали Зиме ласковые имена: «Зимушка-зима», «Гостья-зима»,
«Зима-волшебница»).
Воспитатель:
Может в
нашем сундучке еще что-нибудь лежит?
Что это?
Кто
хочет поиграть с колокольчиком?
«Колокольчик
ледяной,
Он
всегда, всегда со мной
Динь-дон,
динь-дон,
Раздает
загадки он».
(затем
воспитатель загадывает загадку)
«Он
пушистый, серебристый,
Но рукой
его не тронь:
Станет капелькою
чистой,
Как
поймаешь на ладонь.(Снег)
(Кто
отгадал загадку берет колокольчик, звонит и загадывает свою загадку, передает
колокольчик отгадавшему и т. д.)
Звучит
музыка, входит Снегурочка.
Снегурочка:
«Я внучка
Мороза и Вьюги,
Являюсь
к вам каждый год!
Со мною
снежинки-подруги
Веселый
ведут хоровод».
Мы скоро
прейдем к вам на праздник, а пока мы с Дедом Морозом собираем всем ребятам
подарки. Детям, которые живут на юге, мы хотели подарить свои рисунки, но
рисовать мы умеем только на стекле. Помогите нам!
Воспитатель:
Как вы
думаете, что произойдет с рисунками Деда Мороза и Снегурочки, если их
отправить по почте?
Воспитатель:
Хотите
помочь Деду Морозу и Снегурочке? А как мы можем им помочь? Конечно, мы можем
нарисовать рисунки, а Снегурочка их отправит.
Посмотрите,
на столе все приготовлено для рисования. Кто хочет помочь Деду Морозу и
Снегурочке подходите.
Пальчиковая
гимнастика.
Воспитатель:
Сейчас
мы подготовим свои руки к работе.
«По
снегу пальчики гуляли,
(пальцы
рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются
по столу)
А вторые
догоняли,
(ртмичные
движения по столу указательных пальцев)
Третьи
пальчики бегом,
(Движения
средних пальцев в быстром темпе)
А
четвертые пешком
(Медленные
движения безымянных пальцев по столу)
Пятый
пальчик поскакал,
(Скользящие
движения мизинцев по поверхности стола)
Поскользнулся
и упал
(Стук
кулаком по поверхности стола)
Релаксация.
Звучит
музыка.
Воспитатель:
Закройте
глаза и представьте, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну,
приоткрыли штору и увидели чудесную картину, на ней сказочной красоты узоры.
А теперь
откройте глаза и начинайте рисовать.
(Рисование
морозных узоров в нетрадиционной технике рисования по мокрому листу
бумаги(рисунок свечой выполнен заранее воспитателем) и солью.
Эти
оконные рамы нам принесла Снегурочка, значит они не простые, а волшебные,
обязательно должно произойти какое-то волшебство. С помощью ваты мы смочим
нашу раму водой. Губкой сделаем фон зимнего окна.
А
хотите, чтобы ваши рисунки засверкали, как снег на солнце?
Как вы
думаете, что для этого сделать?
Снегурочка:
Пока
ваши «подарки» подсыхают, хотите со мной поиграть
Дидактическая
игра «Четвертый лишний»
Воспитатель:
Помогите
исправить ошибки. Необходимо назвать лишнюю картинку, неподходящую к зиме, и
объяснить почему.
1. три
фото с зимними пейзажами и одно фото с изображением осени.
2.Предметы
одежды: варежки, шапка, шорты, шарф.
3.Детские
развлечения: дети катаются на санках, лепят снежную бабу, купаются в фонтане,
строят снежную стену.
Анализ
детских работ.
Снегурочка
Какие
красивые рисунки вы нарисовали!
Сережа,
что нарисовано на твоём окне? (Катя, Оля…)
Воспитатель:
Ребята,
почему ваши рисунки такие разные?
В наших окнах
можно разглядеть и еловую веточку, луну со звездами, портрет девочки,
возможно к нам заглянула Снегурочка.
Снегурочка:
Спасибо,
ребята, вы нарисовали красивые морозные узоры, и они теперь отправятся к
нашим друзьям на юг. А я буду ждать встречи с вами и дарю вам снежинки. До
скорой встречи! (Снегурочка уходит).
Дыхательная
гимнастика « Подуй на снежинку».
Воспитатель:
Полетели,
закружились ледяные звезды.
Кружатся
снежинки в воздухе морозном.
Падают
на землю кружевные звезды.
Вот одна
упала на твою ладошку.
Ой, не
тай, снежинка, подожди немножко.(дети дуют на снежинку).
Социально-коммуникативное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
игровая;
коммуникативная
восприятие
художественной литературы;
двигательная,
музыкальная, изобразительная
беседа;
словесная
дидактическая игра, решение проблемной ситуации,
физминитка,
творческая продуктивная деятельность,
рисование,
художественно-речевая деятельность, музыкальное сопровождение
Речь
педагога, речь детей, ИКТ, Серия сюжетных картинок к дидактической игре «Четвертый
лишний»; снежинки; сундучок, снежинка большая, колокольчик, альбомные листы,
с изображением окна, вода, вата, синяя гуашь, губки, соль.
Дети
проявляют инициативу и самостоятельность в общении, творческой продуктивной
деятельности;
Обладает
установкой положительного отношения к другим людям
Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх;
Обладает
развитым воображением
Достаточно
хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли;
Развита
мелкая моторика.
Проявляют
любознательность;
Знают
пословицы, загадки о зиме; Владеют техникой рисования солью по мокрому листу.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение Леньковский детский сад
Краткосрочный проект
в дошкольной группе по
нетрадиционному рисованию на тему:
«Волшебница зима»
Воспитатель МБДОУ Леньковский детский сад Большакова Т.Н.
2020-2021уч.год.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: педагог, дети, родители.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на три месяца (
01.12.2020 — 0103.2021).
Актуальность проблемы: Изобразительная деятельность, в частности
детское нетрадиционное рисование заключает в себе большие возможности. Как
отмечают исследователи детского изобразительного творчества( Сакулина Н.П.,
Комарова Т.С, Григорьева Г.Г.) она является средством умственного,
графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В
процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное
восприятие, представление, воображение, память. Нетрадиционное рисование
актуально, так как большинство его техник относятся к спонтанному рисованию,
когда изображение получается не в результате использования специальных
изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем не известно
какое изображение получится , но оно заведомо успешно по результату и тем самым
усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Проблема: недостаточное овладение детьми изобразительной
деятельностью и развитие их творчества. С помощью нетрадиционных техник у детей
расширяются изобразительные возможности, что позволяет им в большей мере
реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.
Цель проекта: Создать оптимальные условия, необходимые для
развития изобразительного творчества у детей посредством нетрадиционных техник
рисования. Помочь ребенку с помощью нетрадиционного рисования раскрыть и
обогатить свой внутренний мир, раскрыть потенциал ребенка — творца.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник
рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного экспериментирования с
изобразительными материалами.
Для педагогов:
1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми
изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3.Разработать конспекты непосредственно образовательной
деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Волшебница
зима»
5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного
творчества путём совместного участия.
2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования
через папки раскладушки.
Основные направления реализации проекта:
— художественно-эстетическое развитие,
— творческое развитие,
— приобщение к изобразительному творчеству,
— развитие продуктивной деятельности.
Продукт проекта: традиционные и нетрадиционные средства
изобразительной деятельности, картотека игр по художественному творчеству,
пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми.
Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации
проекта:
·
формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о
нетрадиционных способах рисования;
·
владение дошкольниками простейшими техническими приемами
работы с различными изобразительными материалами;
·
умение воспитанников самостоятельно применять
нетрадиционные техники рисования;
·
повышение профессионального уровня и педагогической
компетентности педагогов по формированию художественно – творческих
способностей детей дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционной техники рисования;
Родители:
·
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе
рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в
совместных творческих проектах.
Этапы осуществления проекта.
1 этап- подготовительный.
1.
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет –
ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по
данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного
материала.
2. Разработка содержания проекта «Волшебница зима»
3.
Просмотр презентаций « Русские художники пейзажисты о зиме». «
Техники нетрадиционного рисования».
4.
Проведение д/игр: «Холодные и теплые краски», «Гусеница»
(теплые, холодные тона), « Разноцветны капельки» (смешивание красок),»Найди
такую же снежинку»
5.
Наблюдение за деревьями в зимний период.
2 этап — основной.
Беседы на темы: « Занимательное рисование», « Краски дня и
ночи», « Нетрадиционные средства рисования».
Рассматривание готовых работ выполненных в нетрадиционных
техниках.
Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному
рисованию: Тип проекта: исследовательско — творческий.
·
« Деревья в снегу» (с помощью манной крупы)
·
«Зимний лес» (печать листьями)
·
« Морозные узоры на стекле» (свеча+акварель)
·
«Белые медведи» (набрызг+штамп)
·
«Заяц-беляк» (штампинг+набрызг)
·
« Снежная еловая веточка» ( Свеча+акварель)
Выставки детских работ по каждой технике .
Экскурсия к зимнему дереву.
Папка передвижка «техники нетрадиционного рисования», « Работа дошкольной
группы»
Загадки про художественные средства рисования.
Игры.
3 этап — заключительный:
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с
задачами.
Презентация проекта.
Полная работа с детьми и родителями представлена в перспективном
планировании.(Приложение 1).
Результат проекта:
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные
материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними
работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками
рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности,
но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными
техниками :штампонирование, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование манкой,
набрызг, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось
разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и
украшают группу.
Перспективное планирование
в дошкольной группе
по краткосрочному проекту
нетрадиционного рисования
на тему: «Волшебница зима»
месяц | Образовательная | Совместная | Работа |
Декабрь | 1. Рисование « 2.Рисование «Зимний 3.Чтение 4.Беседа 6. | 1.Просмотр 2. « 3.Разучивание 4.Рассматривание | 1.Папка-передвижка 2.Оформление |
Январь | 1.Рисование « Морозные узоры на стекле»(свеча+акварель) 2.Рисование «Белые 3.Беседы 4.Чтение сказки «Сказка про краски» | 1. « Узоры 2.Рассматривание 3.Разучивание 4.Экскурсия 5. | 1.Папка-передвижка «Зачем детям 2. Оформление свеча+акварель и набрызг. |
Месяц | Образовательная | Совместная | Работа с |
Февраль | 1.Рисование 2.Рисование « Снежная еловая веточка» 3.Чтение « Сказка | 1. 2.Рассматривание 4.Слушание 5.Наблюдение за 6. | 1.Папка-передвижка «Волшебница 2.Оформление |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №117
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Конспект ООД
интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Зимние пейзажи»
Воспитатель Высочина О.В.
24.12.20
Конспект
интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Зимние пейзажи»
Задачи:
Совершенствовать навыки рассматривания
картины, формировать умение описывать словами свои чувства и настроения,
возникающие при рассматривании картин и слушании музыки. Развивать связную
речь.
Обогащать и активизировать словарь по
теме «Зима». Развивать художественное восприятие картины. Закрепить умение
детей рассказывать о картине. Формировать умение видеть содержание картины и средства
выразительности (цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие
соответствующее настроение, композиционное построение картины). Закрепить
знания детей о жанрах живописи. Совершенствовать нетрадиционные техники
рисования. Продолжать формировать умение рисовать пейзаж, передавая колорит
зимы. Развивать воображение, творчество. Воспитывать эмоциональный отклик на
изображенное на картине. Воспитывать интерес к зимней природе, живописи через
изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
Ноутбук, пьеса П. Чайковского «Зимнее
утро»; репродукции картин И. И. Шишкина «Зима», «На севере диком»; И. Грабаря
«Сказка инея и восходящего солнца»; Ю. Клевер «Закат в зимнем лесу»; С. Ю.
Жуковский «Зима»; И. Вельц «Зима»; К. Крыжыцкий «Лес зимой»; А. М. Васнецов
«Зимний сон»; К. Ф. Юон «Зимнее солнце»; мнемотаблица; листы А4 с нанесенным
фоном, палитры, гуашь, кисти №1, щетинка, жесткий поролон, смятая бумага,
непроливайки, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе,
рассматривание иллюстраций и картин, изображающих зимний пейзаж, разучивание
стихов, прослушивание музыкальных произведений на зимние темы, беседы,
рисование пейзажей.
Ход занятия:
Создание мотивационного поля
Воспитатель:
Собрались все дети в круг: я
твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг
другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь
друг другу.
Чтобы у нас было хорошее
настроение.
Я приглашаю вас в картинную
галерею. Знаете ли вы, что такое картинная галерея?
Дети:
Это художественный музей, где размещены
картины.
Воспитатель:
Картины какого жанра вы знаете?
Дети:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется — портрет.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это — натюрморт.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется — пейзаж.
Воспитатель:
О пейзажах мы сегодня и поговорим. Вы
уже знаете, что пейзажи бывают разного вида. Назовите их.
Дети:
Сельский, горный, морской, природный.
Воспитатель
Мы можем пройти в картинную галерею и
посмотреть представленные там картины. Дети проходят в картинную галерею под
музыку П. И. Чайковского, подходят к мольбертам с картинами.
Воспитатель
В нашей галереи размещены зимние
пейзажи известных русских художников. Внимательно вглядимся в эти картины и
постараемся увидеть, и прочувствовать все прелести русской зимы.
Воспитатель
Вот север тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на ветвях дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз! И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Скажите, к какому жанру
относятся представленные картины?
Дети:
К жанру пейзаж.
Воспитатель:
Пейзаж какого вида?
Дети:
Природный.
Воспитатель:
Правильно. Как вы догадались?
Дети:
На картинах изображены природа.
Воспитатель:
Что еще объединяет эти картины?
Дети:
На всех картинах изображены зимние
пейзажи, изображено время года – зима.
Воспитатель:
Чем отличаются картины?
Дети:
Временем суток, цветом.
Воспитатель:
Я как экскурсовод предлагаю вам
рассмотреть картину художника Игоря Грабаря «Сказка инея и восходящего
солнца».
— Какое время года изобразил И. Грабарь
на картине?
Дети:
На картине художник изобразил зиму.
Воспитатель:
Какая бывает зима?
Дети:
Белая, пушистая, серебристая, холодная,
снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная,
сверкающая, суровая, веселая, с метелью, со снегом, хрустящая.
— Что изображено на картине?
Дети:
На картине изображен зимний березовый
лес.
Воспитатель:
— Какие деревья на картине? Что лежит на
ветках деревьев?
Дети:
Белоствольные молодые березки покрыты
пушистым инеем.
Воспитатель:
— Какого цвета иней?
Дети:
Иней в лучах солнца кажется розовым.
Воспитатель:
— Какое небо?
Дети:
Небо ясное, чистое, высокое,
нежно-голубое.
Воспитатель:
— Как вы думаете, какой день изображен
на картине?
Дети:
Морозный день. От солнца по небу разливается
золотой свет.
Воспитатель:
— Какие тона преобладают на картине и
почему?
Дети:
Картина написана в светлых, холодных
тонах. Здесь и белый, и голубой, и золотистый, и розовый цвета.
Воспитатель:
— Что вы можете сказать о снеге, изображенном
на картине? Где он лежит? Какого цвета?
Дети:
Снег лежит на земле. Он переливается
всеми цветами радуги.
Воспитатель:
А знаете ли вы от чего зависит цвет
снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения).
Утром снег серебристого цвета, на нём
лежат голубые тени. Днём снег золотистый, освещенный ярким солнцем. Вечером,
под лучами солнца, снег кажется розовым. А когда вы идете домой из детского
сада, снег в темноте кажется синим.
На картине И. Грабаря снег не белый. На
нём играют оттенки всех цветов: голубого, синего, сиреневого, розового. Какими
еще словами можно охарактеризовать снег на картине? Какой он?
Дети:
Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.
Воспитатель:
Представьте, что мы с вами оказались на
поляне перед березками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу?
Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.
Звучит музыка. «Звуки леса»
Воспитатель:
Расскажите о своих впечатлениях.
Дети:
Воздух в зимнем лесу свежий и холодный.
Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега. В лесу тихо. Только где-то
вдали стучит дятел, изредка тенькают синицы.
Воспитатель:
А ветер есть?
Дети:
Ветра нет.
Воспитатель:
Какое у вас настроение при
рассматривании этой картины?
Дети:
Настроение радостное. Нам приятно
смотреть на картину.
Воспитатель:
У вас есть возможность передать свое
настроение и свои впечатления на листе бумаги, написав зимний пейзаж по картине
И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». В нашей картинной галерее
имеется творческая студия.
Воспитатель
Но прежде чем пройти в студию немного
отдохнем.
Физкультминутка:
Речевая игра с движением
«Снеговик»:
Раз –рука, два –рука (Дети
вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика. (Лепят
руками)
Три –четыре, три –четыре
Нарисуем нос пошире. (Рисуют
круг)
Пять найдем морковь для носа
(Сужают круг)
Угольки найдем для глаз.
(Расширяют круг)
Шесть наденем шляпу косо
(Выполняют пружинку)
Пусть смеется он у нас
Семь и восемь, семь и восемь
(Выставляют ногу на пятку)
Мы сплясать его попросим.
Девять –десять –снеговик
(Хлопают в ладоши)
Через голову кувырк (Кружатся
дробным шагом)
Ну и цирк! (Поднимают руки
вверх)
Воспитатель: проходим и садимся
за столы.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к
рисованию, продумайте композицию своего рисунка. Какие деревья вы нарисуете на
переднем плане картины и какие в перспективе картины.
Оттенки каких цветов вы используете,
когда будете рисовать снег?
Постарайтесь при помощи цвета передать
настроение картины.
Воспитатель: Ствол березы рисуем сверху вниз кончиком кисти и
постепенно опускаем её в положение плашмя, затем рисуем ветки, также кончиком
кисти, слега утолщаем веточку приближаясь к стволу. На больших ветках рисуем
тонкие ответвления (Показ в воздухе).
Воспитатель: Используя какие техники можно нарисовать снег на деревьях
и земле? (Тычок жесткой кистью, рисование смятой бумагой, жестким поролоном).
Воспитатель:
Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети изображаю руками, что
катят перед собой снежок)
Он превратится в снежный ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя
руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трёх
кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице
улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают
голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика!
(Дети приступают к рисованию, по
ходу работы воспитатель дает пояснения техник рисования.)
Продуктивная деятельность:
Воспитатель
Приступаем к рисованию, рисование
начинаем с перспективы, затем рисуем стволы березок, стволы рисуем все сразу.
При рисование снега тычком кисти,
наберем немного краски на жёсткую кисть, лишнюю краску оставьте на палитре.
Быстрыми движениями, держа кисть вертикально к листу наносим легкие тычки,
тычки наносим с просветами, для пушистости снега.
При рисование смятой бумагой или
поролоном, наносим краску нужного вам оттенка на палитру, обмакиваем смятую
бумагу или поролон в гуашь, лишнюю убираем на палитре и начинаем рисовать снег.
Рефлексия:
Пройдемте в галерею и разместим там свои
пейзажи.
Посмотрите, какие чудесные картины у вас
получились. Кукую картину мы сегодня с вами рассматривали?
Я предлагаю вам выбрать картину, которая
больше всего понравилась и рассказать почему вы выбрали именно эту картину?
(Картина яркая, звонкая, зимняя. Солнце
высветило белизну березок. Рыхлый снег в его лучах стал розовато -желтым. Лес
на картине волшебный, сказочный, великолепный.)
(Картина радостная, громкая, праздничная
красиво изображены деревья, они стройные, все запорошенные снегом. Кажется, что
воздух чистый и прозрачный.)
Воспитатель: Великолепные зимние пейзажи у вас получились. На них лес
волшебный, сказочный. У каждого из вас получился свой неповторимый пейзаж.
Автор: Арсланова Ольга Валерьевна
Организация: детский сад «Золотая рыбка»
Населенный пункт: Самарская область, г.о. Кинель
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
Образовательная область: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме. Повышать качество речевого развития у детей.
Развивающие: — уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, признаков по теме «Зима»;
— развивать память, слуховое и зрительное внимание;
— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— рассказывать связно, полно и выразительно;
— соотносить движение с текстом;
— подбирать однокоренные слова;
— отгадывать загадки ;
— закрепление счёта и цифр в пределах 15.
— способствовать развитию эстетического вкуса.
Воспитательные: Развивать внимание, память, мышление.
Способствовать развитию эстетического вкуса.
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Коррекционные: Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.
Словарная работа: Снег, снежинки, сосульки, снегопад, снеговик.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, широкоформатный экран, презентация в формате Power Point, простой карандаш, карточки и картинки с зимними предметами и явлениями, цветной картон, клей карандаш, манная крупа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Интеллектуальная разминка
Воспитатель: ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чистоговорки, чтобы уметь красиво говорить. Проговорив её, вы узнаете тему нашего занятия. (Дети повторяют за воспитателем слова).
«Скажи чистоговорку о зиме».
Ок-ок-ок — на улице выпал снежок.
Ул-ул-ул — зимний лес до весны уснул. Ом-ом-ом – дети лепят снежный дом.
Ма — ма — ма – в город к нам пришла зима. Мы-мы-мы –не боимся зимы.
Воспитатель: О каком времени года говорится в чистоговорке?
Дети: О зиме. Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места.
II. Основная часть занятия Ну как ребята, согласны посвятить наше занятие Зиме?
Дети: Да.
Тогда так его и назовём «В гости к зимушке –зиме». Сейчас поиграем в игру-
Игра: «Подбери признак».
Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», и глядя на картинку(слайды) будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная. Давать полный ответ.
Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, морозная).
Снег (какой?) — … (мокрый, холодный, пушистый, колючий, скрипящий).
Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная).
Сугроб (какой?) — … (холодный, высокий).
Воспитатель: Зима приготовила я для вас задания, и хочет проверить как вы с ними справитесь? Вы готовы справиться с заданиями которые приготовила для вас Зима?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот и первое задание. (Дети подходят к столу, выбирают и раскладывают подходящие картинки, объясняют свой выбор).
1. Игра: «Без чего не бывает зимы».
Зимы не бывает без… (мороза, снега, снежинок, варежек, шапок, зимующих птиц, новогодних праздников и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. Переходим следующему. (Переходим ко второму столу).
Зима забыла дописать стихотворение, надо ей помочь, подсказать нужные слова. Слова не простые, а снежные.
2. Игра «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………снег!
С неба всё скользят пушинки серебристые……снежинки!
На поселок, на лужок, тихо падает …………снежок!
Вот веселье для ребят — все сильнее………снегопад!
Быстро варежки ищи, будем мы играть в……снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился…………снеговик!
Словно в сказке, как во сне, землю всю укутал……снег!
Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (На слово «снег»)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Зимняя прогулка»
Ранним утром в лес ходили (ходьба с высоким подниманием колен), Снежки из снега мы лепили (катаем руками снежки ),
Весело с горы катались (хлопаем в ладоши ),
Прыгали и улыбались (прыжки).
Очень холодно зимой (трем ладони друг об друга)-
Прибежали мы домой (возвращаемся на места)!
Воспитатель: Следующее задание начинается с загадки:
Пока снеговики катались на лыжах и коньках, растеряли цифры. Вам надо восстановить числовой ряд. (Дети получают каточки с заданием).
3. Игра «Посчитай и допиши».
Воспитатель: Молодцы! Справились с и с этим заданием. Переходим к следующему. Опять загадка!
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые… (Снежинки)
Так-как зима у нас не снежная, Зима просит добавить ей снежинок. Сейчас мы будем рисовать снежинки.
4.Рисование «Снежинка». (Дети рисуют снежинку клеем, посыпают манной крупой. Готовые работы вывешивают на доску).
Итог занятия — Вспомните ребята, о чём мы говорили? — Что мы делали? — Что Вам понравилось?
Приложения:
- file0.docx.. 338,0 КБ