Рина зеленая сказка о потерянном времени

Фильм александра птушко сказка о потерянном времени был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки евгения шварца. правда, изначально

Фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца. Правда, изначально экранизация была задумана режиссером Тамарой Лисициан – уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актеры, когда руководство приняло решение отдать картину Птушко.

Сюжет повествует о третьекласснике Пете Зубове – лентяе, теряющем время зря. Этим и воспользовались злые волшебники, желающие вернуть себе молодость. Но фильм завоевал славу не только благодаря сюжету и его постановке, также тщательно был подобран и актерский состав. Как сложилась жизнь исполнителей главных ролей?

Петя Зубов (молодой): Гриша Плоткин

На момент съемок фильма Гриша был учеником английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петю Зубову. Но вскоре из-за тяжелой болезни актера режиссер принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл еще в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но, несмотря на свой актерский багаж и блестящую роль Пети Зубова, не удалось.

А потом родители решили эмигрировать в Израиль. Спустя некоторое время Гриша снова переехал, на этот раз в США, где и живет по сей день. Он снялся в нескольких голливудских боевиках. На данный момент Плоткин живет в Лос-Анджелесе. За все это время Григорий был в Москве только один раз, в 2000 году.

«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – говорил Григорий Плоткин.

Петя Зубов (взрослый): Олег Анофриев

Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актерской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нет», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».

Начиная с 1990-х годов, Олег Анофриев перестает сниматься в кино и переезжает из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссера. Он поставил фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание Народного артиста.

Со своей единственной супругой, Натальей Отливщиковой, актер познакомился еще в середине 1950-х и с тех пор влюбленные ни на миг не расставались. У них родилась дочка Маша, которая подарила трех внучек. Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда одна из его внучек родила правнука Олега. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».

К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актер скончался 28 марта 2018 году на 88-м году жизни.

Прокофий Прокофьевич (взрослый): Сергей Мартинсон

До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в 1899 году в семье русской дворянки и шведского барона, с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.

Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за рубежом его называли русским Чарли Чаплином.

Всего актер был женат трижды. Первой супругой стала его однокурсница Екатерина Ильина, в этом браке родилось четверо детей, но выжил лишь один ребенок – дочь Анна. Следующей избранницей стала балерина Елена Добржанская, у пары родился сын, который в итоге выбрал криминальный путь.

Последней женой стала Луиза, с которой Сергей познакомился на съемочной площадке. У супругов родилась дочь Наталья, но и этот брак распался.

Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.

Андрей Андреевич (взрослый): Георгий Вицин

До роли в «Сказке о потерянном времени» широкую известность Георгий Вицин получил благодаря образу Труса в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Впоследствии актер сыграл еще во множестве фильмов и озвучил десятки мультгероев, самым известным из них стал домовенок Кузя.

Сам актер признавался, что ему больше нравится играть комедийных актеров. «Я мог бы и вызвать слезы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться на своем собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор — это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.

Актер очень натурально изображал алкоголиков, но в жизни совсем не употреблял спиртное и не курил, наоборот, любил заниматься йогой, вел здоровый образ жизни и не ел мяса.

Первой избранницей актера стала жена руководителя труппы Николая Хмелева – Надежда Тополева. Женщина была в два раза старше Георгия, но ответила ему взаимностью. Вместе они прожили более 15 лет, пока Вицин не встретил свою главную любовь, Тамару Мичурину – племянницу биолога Ивана Мичурина. С ней он прожил до самой смерти.

Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы с сердцем, печенью, легкими и почками. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.

Авдотья Петровна (взрослая): Валентина Телегина

Донская казачка Валентина Телегина еще с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой женщины, матери. Такой актриса была и в жизни, во время войны улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав свое место раненому офицеру.

После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Лишь в 1958 году она сыграла двух отрицательных персонажей, но сама Телегина не любила эти образы. Так же, как и не любила свою роль в «Сказке о потерянном времени». Она считала, что образ Авдотьи Петровны получился картонным и неискренним. Впоследствии актриса сыграла еще в трех десятках фильмов.

У Валентины была единственная дочь – Надежда. У Нади были проблемы с алкоголем, она постоянно ругалась с матерью, наладить отношения удалось лишь перед смертью актрисы. Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 году. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.

Маруся (взрослая): Людмила Шагалова

Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая гвардия», а в 1964 сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала еще в 14 лет – в фильме «Семиклассники».

Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевной в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, но зрение спасти не удалось.

Людмила Шагалова была замужем за кинооператором Вячеславом Шумским, у супругов был единственный сын Геннадий, который пошел по стопам своих родителей. Актриса умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.

Надя (взрослая): Рина Зеленая

Рина Зеленая начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, частушки, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей.
Особенно запоминающейся стала роль домработницы в фильме «Подкидыш», а в 60-70-х годах Рина Зеленая часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Последней ролью актрисы стала роль миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.

Первым мужем Рины Зеленой стал юрист Владимир Блюмельфельд, но из-за большой разницы в возрасте супруги вскоре развелись, хотя и остались друзьями. Вскоре у актрисы начался бурный роман с журналистом Михаилом Кольцовым, но узнав, что избранник женат, Рина прекратила отношения. После чего актриса и встретила главного мужчину в своей жизни – архитектора Константина Топуридзе. Его смерть Рина Зеленая переживала особенно тяжело, хотя и не пришла на похороны супруга. Актриса ненавидела это мероприятие, как и поминки.

В последние годы жизни у Рины Зеленой развился астигматизм. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Рина Зеленая скончалась 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.

Вася (взрослый): Савелий Крамаров

В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по дому. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».

Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30 фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров поступил в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист».

А потом популярный актер решил переехать в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в эпизодических ролях в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти малоизвестных американских фильмах. На чужбине его совсем не жаловали как актера.

Крамаров был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.

Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме — случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни Савелий Крамаров скончался от повторного инсульта.

Мария Приходько, «Мир 24»

Многие знают замечательную актрису Рину Зеленую по роли черепахи Тортиллы в фильме «Приключения Буратино» и обворожительной старушки миссис Хадсон из серии про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Но это лишь капля в море перевоплощений человека, снявшегося более чем в полусотне картин. К 120-летию артистки сценического жанра вспомним о лучших работах Екатерины Васильевны.

Биография

Рина Зеленая прожила чрезвычайно яркую и насыщенную жизнь. Ей выпала судьба своими глазами увидеть глобальные изменения России в частности и мира в целом.

Родилась Екатерина (это ее полное имя) в солнечном Ташкенте 7 ноября 1901 года, еще при царе. Когда ей исполнилось 13 лет, началась Первая мировая война. В 16-летнем возрасте встретила революцию. Затем были гражданская война и восстановление мирной жизни.

Катя воспользовалась доселе невиданными возможностями для простых людей посвятить себя музам искусства и в 1919 году окончила Московское театральное училище. Пробовала себя в роли певицы. Но театральные подмостки манили своими яркими софитами. В 1931 году началась ее кинокарьера. В годы Великой Отечественной не отсиживалась по тылам, а разъезжала с фронтовыми артистическими бригадами, за что удостоена ордена Красной Звезды.

Много экспериментировала в профессиональной сфере. Успевала сниматься в кино, играть на театральной сцене. А еще она была одной из лучших в СССР мастеров озвучки. Особенно ей удавалось имитировать детские голоса. На ее счету бесчисленное количество озвученных мультфильмов.

Екатерина Васильевна словно родилась для сатирических ролей благодаря природному таланту к пародированию, импровизации и эксцентрике. В перерывах писала в соавторстве с Агнией Барто сценки и рассказы для детей. Пора рассказать о ее лучших ролях в советском кинематографе.

«Подкидыш» (1939)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Пожалуй, это первая серьезная и глубокая работа Рины Зеленой на большом экране. В довоенной комедии актрисе доверили исполнить домработницу Аришу, которой приходится возиться с непослушной ребятней. Любопытно, что коллегой по съемочной площадке стала сама Фаина Раневская.

Но не это главное. Екатерина Васильевна совместно с подругой Агнией Барто написали сценарий к одной из самых популярных картин 1930-х годов, которую и сегодня периодически показывают на телеэкранах. Зритель не может оторваться от забавных приключений 5-летней девочки Наташи, пустившейся в самостоятельное путешествие по Москве.

«Жених с того света» (1958)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Малоизвестная работа легендарного режиссера Леонида Гайдая, которую настолько сильно обрезали из-за цензуры, что из полноценного фильма она превратилась в короткометражку. Министру культуры не понравилось, что в ленте критикуют советскую бюрократию.

Рине Зеленой досталась небольшая, но характерная роль матери невесты главного героя повествования. У бюрократа Петухова воришка украл бумажник. Но незадачливого карманника сбила машина. Милиция по документам определила, что погиб Петухов, и его признали мертвым.

С этого момента и начинаются бюрократические приключения живого человека, которому надо не только доказать, что он действительно жив, но и подтвердить, что он именно Петухов. Оказывается, это не так просто…

«Укротители велосипедов» (1963)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Звездой картины, снятой на «Таллинфильме» стала молодая, но уже любимая миллионами зрителей Людмила Гурченко. По сюжету действие происходит в Эстонии. Героиня Рита Лаур в исполнении Людмилы Марковны придумала новую конструкцию велосипеда, однако ее необходимо где-то испытать.

За дело берется один из ухажеров Риты и участвует самовольно в велогонке вместо ветерана спорта Георга Сибуля. Последний пребывает в ярости и хочет разобраться с нарушителем. Рина Зеленая сыграла Асту Сибуль — жену Георга. Она всячески поддерживает мужа.

«Сказка о потерянном времени» (1964)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Люди, родившиеся в СССР, наверняка помнят жутковатую сказку о том, как дети стали маленькими старичками, отдав свое время злым волшебникам. Рина Зеленая сыграла одну их главных ролей, став старческим перевоплощением девочки Нади – одной из 4 жертв колдовства. Ее партнерами по съемкам стали Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Олег Анофриев, Людмила Шагалова и другие.

Старички из «старой гвардии» актеров сыграли так убедительно, что множество детей поверили в происходящее и задумались, стоит ли тратить свою жизнь впустую. Наверняка на несколько лентяев после просмотра «Сказки о потерянном времени» стало меньше.

«Три толстяка» (1966)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Легендарная детская сказка о низменных чертах богачей и дикого капитализма, снятый Алексеем Баталовым. В нем Рина Зеленая сыграла добрую тетушку Ганимед, экономку лучшего в городе доктора Гаспара, который помогал революционерам в борьбе со злыми и ненасытными буржуями-толстяками. В повести Юрия Олеши, по которой снят фильм, так описывается персонаж: «Тетушка Ганимед, утомленная волнением и долгим ожиданием доктора Гаспара, крепко спала и видела во сне курицу».

«Чиполлино» (1973)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Гениальная сказка итальянца Джанни Родари актуальна до их пор. В эксцентричной советской музыкальной кинокомедии Тамары Лисициан актриса Рина Зеленая исполнила важную роль одной из графинь Вишен. Это именно по указу ее героини стали взимать плату за воздух в деревне, где жил Чиполлино. А также налог за снег, дождь, град и другие осадки.

«Приключения Буратино» (1975)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Хотя в любимой сказке советской ребятни режиссера Леонида Нечаева трогательная Екатерина Васильевна сыграла эпизодическую роль, черепаха Тортилла стала одним из самых ярких персонажей художественного фильма. Кажется, что лучше сыграть уже невозможно. Исполни эту роль сейчас кто-то другой, ему придется сильно постараться, чтобы хотя бы приблизиться к непревзойденному образу, созданному Риной Зеленой.

По сюжету черепаха Тортилла является хранительницей золотого ключика, за которым охотятся многие персонажи: как комичные (Дуремар) и злые (Карабас-Барабас), так и добрые (Буратино и его друзья). Ключ открывает потайную дверцу в новый чудный мир, куда злодеям не добраться.

«Про Красную Шапочку» (1977)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

После успеха Буратино Леонид Нечаев взялся за съемки еще одной легендарной сказки, пригласив некоторых актеров из прошлого фильма. В их числе – Рина Зеленая. Актрисе предложили сыграть одного из главных персонажей – бабушку Красной Шапочки, которую, в свою очередь, исполнила обворожительная Яна Поплавская. Тандем оказался на редкость удачным и запоминающимся.

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979)

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Для многих роль невозмутимой и трогательной миссис Хадсон стала лучшей в карьере Рины Зеленой. Актриса идеально исполнила эталонную англичанку, хозяйку квартиры в известном на весь мир доме на Бейкер-стрит, 221В, в которой проживали Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Кстати, цикл телефильмов по мотивам детективных рассказов Артура Конан Дойла состоит из пяти частей, вышедших на экраны с 1979 по 1986 год, и признан лучшей экранизацией о великом сыщике и его команде. Рина Зеленая, Василий Ливанов, Виталий Соломин, Борислав Брондуков покорили зрителей естественной игрой и сильными характерами своих персонажей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

На чтение 30 мин. Опубликовано

7 ноября 1901 года родилась потрясающая актриса — Рина Зеленая. Это были волшебные слова. «Там Рина Зеленая выступает!» — и все мчались к тарелкам репродукторов. Потом — к радиоприемникам. Позже — к телевизорам. И так было десятилетиями.

О своей жизни она рассказала сама — в книге «Разрозненные страницы». Эту книгу потом читали в документальных фильмах о ней, выдавая за свой авторский текст. Потому что лучше уже не скажешь. Название для книги она придумала, как всегда, снайперски точное: оно идеально выражало природу ее творчества — нечто обрывистое, алогичное, бессвязное, с постоянными запинками и придыханиями. Это все, абсолютно разрозненное и прямо сейчас сымпровизированное, на наших глазах складывалось в картинку такую типичную, что все, узнавая, радостно смеялись и потом передавали друг другу вот эти отрывки из обрывков:

— Денег с него не берут! Вы когда-нибудь видали, чтобы с человека не брали деньги?!!

— Почему вы высказываетесь? Вы же не член худсовета! («Девушка без адреса», 1957)

Рина и одесский губернатор

У нее была замечательная фамилия для сцены — типичный псевдоним. А это была ее настоящая фамилия. Ее отец был Зеленый. Но у отца был однофамилец — одесский губернатор. И этого губернатора постоянно считали ее папой, хотя у нее был свой, из Ташкента. А Риной она стала просто потому, что однажды на афише не хватило места для длинного имени Екатерина.

Короткая дистанция огромного размера

Для длинных ролей у нее с лихвой хватило бы таланта, но скорее всего, тогда мы не имели бы ту Рину Зеленую, которую так любили. Она — мастер коротких дистанций. Снайпер, которому не нужно длинных очередей, чтобы поразить человека в самое сердце — достаточно одной фразы:

— От этого у меня каждые пять минут разрыв сердца делается! («Девушка без адреса», 1957)

И фраза улетала в вечность, ее помнишь десятилетиями, потому что в ней все шедевр — от порядка слов до интонаций, абсолютно уникальных, при том что таких типичных.

Она всегда была автором своих фраз. Хотя читала детские рассказы (но для взрослых) таких авторов, как Владимир Маяковский, Сергей Михалков, Корней Чуковский или Агния Барто. Она их тексты разминала, как глину, и создавала нечто совершенно самостоятельное и самобытное, чего больше не смог бы никто:

— А на луне, на луне, едет медведь на слоне — лунный медведь, голубенькие глазки… («Про Красную шапочку», 1977)

И с этими коротенькими, как медвежий хвост, миниатюрами, с этими неуверенными и нестойкими, как походка лунатика, интонациями создала целую эпоху в нашем искусстве — эстрады, театральной миниатюры, киноэпизода. Она эту эпоху олицетворяла. Замечательную эпоху утонувшей Атлантиды, где творили гиганты. Она с этими гигантами гуляла по набережным Ялты и играла в бильярд — как с Маяковским. Читала рассказы Горькому. Дружила с Алексеем Толстым. Вместе с Игорем Ильинским, Георгием Тусузовым, Михаилом Гаркави играла на сцене театра-кабаре с оптимистичным названием «Нерыдай». В комедийном шоу Театра обозрений рвала зубы молодому Аркадию Райкину. Выступала на фронтах Отечественной войны вместе с Шульженко и Утесовым. Снималась в кино с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Олегом Борисовым… Она из тех времен, когда наши звезды жили одной жизнью со своими зрителями, испытывали те же трудности и нисколько не бравировали своей всенародной популярностью. Из тех песенных легенд, когда страна была огромной, и люди в ней не делились по национальностям и расам, чувствуя себя одной семьей. И в этой семье она была любимицей.

Эта смешная ужасная серьезность читайте также—> Фильм «Жизнь Адель» выходит в российский прокат Валерий Тодоровский: Хабенского не нужно было уговаривать сняться в «Географе…»

Что сделало ее такой популярной? Сначала — те самые рассказы о детях — взрослым. Это было ее открытие, повторить чудо потом не удалось никому. Она имитировала не столько детский голос, сколько детскую психологию. Простодушие, без которого не откроешь подводный смысл слов. Наивность, без которой не создашь парадокса. И ужасную серьезность отношения к любой малости.

— При моем щенячьем росте не угрызть мне толстой кости! Я сильнее прочих блюд эти пончики люблю! («Сказка о Пете, толстом ребенке», Маяковский)

Эти ее радиорассказы собирали громадную аудиторию и, пожалуй, не было тогда радиопередачи любимей — разве только «Клуб знаменитых капитанов». Но эти рассказы были самыми многометражными из ее ролей. Потому что в кино ей доставались не миниатюры даже, а разрозненные фразы.

Теперь в кино такие мгновенные появления суперзвезд называют «камео» — за них платят огромные деньги. А тогда и Рина Зеленая не считалась суперзвездой, и слова «камео» не знали, тем более  — огромных денег за такие крошечные сцены.

— Я думаю, мне придется уйти: ей, видите ли, не нравится мой репертуар и моя манера исполнения. Как будто она что-нибудь в этом понимает. Если хотите знать, меня давно приглашают в кино «Перекоп», — я там буду петь между сеансами! («Дайте жалобную книгу», 1965)

Рина, не нервируй меня! image

Фото: Фотохроника ИТАР-ТАСС

Кино Рина Зеленая любила до невозможности. Ей там нравилось все — и дальние экспедиции с немыслимыми трудностями жизни на перекладных. И запах гримуборной, и потрескивание осветительных приборов, и страшная пауза перед командой «Мотор!», и гром хлопушки помрежа перед носом: «любимое, дорогое, окаянное кино!». Но режиссеры ее упорно не замечали:

— Всех снимают — а я в театре. Все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера!

Когда ей было уже под тридцать, ее пригласил режиссер Николай Экк сняться в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь». Ему нужна была девочка, которая споет хулиганскую песню. Рина Зеленая подходила: она все еще походила на уличного мальчишку в лихом кепаре. Песню она выбрала сама:

Узнать Рину Зеленую в этом фильме трудно: песенка идет на кадрах слушающих ее живописных беспризорниках, а та, что поет, появляется на несколько секунд. Рину Зеленую это очень обижало: «я пою, а на экране черная полоса». Черной полосой она считала вот эти лица беспризорников.

Так как гора не идет к Магомету, Рина решила взять гору штурмом. И вместе с Агнией Барто сама написала сценарий и явилась пред очи директора «Мосфильма». Тот ужаснулся: «Без договора?!» Но сценарий ему понравился, и картину стала снимать режиссер Татьяна Лукашевич. В ней согласились играть Плятт и «сама Раневская», для которой роль надменной дамы на улице Горького стала роковой — все мальчишки на всех улицах страны дразнили ее «Муля, не нервируй меня!».

Роли для самой себя Рина Зеленая не написала. И только уже в ходе съемок Татьяна Лукашевич почувствовала, что неплохо бы ввести в начало фильме еще какой-нибудь смешной персонаж. И Зеленая сымпровизировала домработницу. Она придумывала текст прямо на съемке, и это самое замечательное в этих сценах:

— Вот тоже пришла старушка, попросила воды напиться. Выпила, потом хватились — пианины нету!

В музыкальной комедии «Весна» у Рины Зеленой в общей сложности не наберется и минуты экранного времени. Но не будем думать о секундах свысока — они реально вошли в вечность:

— Губы такие уже не носят!

Вообще-то она упорно стучалась в эти двери. Рассказывала случай, когда Никита Михалков, встретив ее в Доме кино, вставал перед ней на колени и признавался ей в любви.

— Что ж мы меня не снимаете? — резонно спросила она. Но роли не дождалась и тут.

Десятилетиями раньше нечто подобное произошло и при встрече с Григорием Александровым:

— Давайте мне роль в новой картине. Вы обещали.

Он отвечает:

— Нету ни одной женской роли.

Я говорю:

— Давайте мужскую.

Он отвечает:

— Ее выбросили. Это роль парикмахера-гримера.

Она прочитала сценарий и придумала роль гримерши, от которой Александров отказаться уже не смог. И правильно сделал: эти секунды с раздражительной гримершей в его фильме вошли в число лучших и самых памятных:

— У меня один ус короче!

— Неважно. Следующий!.. Она прежде всего должна мне выдать тапочки, если они мне полагаются. А потом я уже могу с ними делать все, что мне угодно… Ну, губы такие уже не носят, это надо будет что-нибудь подобрать… А главное дело, они хотят меня все отправить в отпуск. Как будто я могу с такими нервами в отпуск ехать!

Здесь тоже каждое слово отсюда — и в вечность. Но обратите внимание: в словах нет ровно ничего особенно смешного. Но они жутко смешны своей непредсказуемостью: такой неуправляемый поток речи, деловитое и при этом пламенное словоизвержение, клокочущий в душе мир, который спешит вырваться наружу и немедленно восстановить повсюду справедливость.

Удушение Дездемоны image

Фото: В. Лупейко /Фотохроника ИТАР-ТАСС

Когда Рина Зеленая не играла детей, она играла неутомимых общественниц-активисток и в этом была сродни другой гениальной артистке нашей эстрады — Марии Мироновой:

— Я как общественница могу сказать очень многое. Взять хотя бы сбор металлолома. Сейчас школьники снимают и сдают крышки от уличных колодцев, но теперь это категорически запрещено, потому что многие жители проваливаются туда и опаздывают на работу.

Или:

— В общем хорошо. Но — нехорошо! Мы все-таки молодежное жюри, а вы рассказываете о каких-то совершенно неправдоподобных вещах. Ну где вы видели, чтобы мужья изменяли женам! Я лично такого совершенно не помню. («12 стульев», 1971)

В этих рассуждениях какая-то своя логика, которой ни в чем невозможно возразить. Но все вместе напоминает буксующий паровоз: пышет жаром, яростно крутит колеса, но не сдвигается с места.

читайте также—> МасDougall’s покажет предаукционную выставку в Москве Группа Deep Purple представила в Москве новый альбом «Now What?!»

В одной из сценок она врывается в кабинет милицейского начальника, которого играл Михаил Пуговкин. Она была возмущена не тем, что похитили какую-то артистку, а тем, что в деле похищения артистов нет никакой системы, одних похищают, других — почему-то нет:

— Ведь, понимаете: зритель восхищается — артист похищается. Похищенный артист — это звучит как звание! Пожалуйста, запишите: улица Продольная, бывшая Поперечная. Наш дом капитально ремонтируют, и как только отремонтируют, его сейчас же снесут, и я тогда буду у Адрианы. Она некрасивая, но породистая. Она все-таки играла Дездемону, и ее своими руками душил народный артист Удмуртской АССР. А ее второй муж — он со всеми удобствами и с мусоропроводом… Почему у вас такое странное лицо? У вас голова болит? Послушайте, я вам дам замечательный рецепт и всю вашу голову как рукой снимет… Я сама была моржом, но я просто не переношу холодную воду. (телевизионный фильм-концерт «Похищение», 1969)

Разрозненное сознание как разрозненные страницы. Такой жанр жизни. В этом жанре, между прочим, существовала целая страна. Но, слава провидению, умела над этим смеяться.

Руина Васильевна

Эта парадоксальность сознания была свойственна Рине Зеленой и в жизни. Даром изъясняться фразами, которые может родить только гений, наделены очень немногие. Так вошли в вечность афоризмы Раневской. Зеленая ей не уступала:

— Извините, что я вас застала, — таким вежливым извинением она обычно начинала телефонный разговор.

Дар бывает заразительным, и все, кто общались с Риной Зеленой, заражались этим ее талантом воспринимать мир и реагировать на него с детской гениальной наивностью:

— Нет, это не годится! Разве черепахи такие шляпы носят?! — воскликнул режиссер Леонид Нечаев, увидевший ее костюм для роли Тортилы в фильме «Приключения Буратино».

— Человеческой роли не дождалась — так хоть Черепаху сыграю! — радовалась Рина Зеленая.

Однажды с режиссером Игорем Масленниковым мы заговорили о его популярнейшем многосерийном фильме о докторе Ватсоне и Шерлоке Холмсе. Он рассказывал о трудностях с утверждением на роли артистов, исполнение которых теперь кажется эталонным:

— Ни Рину Зеленую, ни других артистов на студии долго не утверждали. Ливанов не подходил, потому что знаменитый скандалист, у Соломина для англичанина слишком русское курносое лицо, Рина Зеленая слишком стара и т.п. Но поскольку я был худруком объединения, я вымолил право сделать нечто вроде пилота. И когда мы сняли половину серии, все сразу успокоились. А Рине Васильевне я сразу предложил расширить ее роль — но она отказалась: «Нет-нет, я никогда еще не играла мебель, и мне это очень нравится!». Она была очень остроумным человеком. Ее на самом деле звали, как мою маму, — Екатерина Васильевна. И я ее спросил: можно мне вас так называть? Она ответила: «Лучше зовите меня — Руина Васильевна». Текст она вряд ли помнила, да он ей был и не нужен: она его придумывала так, как не смог бы больше никто.

Последний парадокс

Мне в жизни посчастливилось: я видел Рину Зеленую, разговаривал с ней и даже гулял с ней по Садовому кольцу. Дело было так: я позвонил легендарной артистке и, робея, попросил об интервью для газеты. К моему удивлению, она немедленно согласилась. Я на такую удачу и не надеялся, думал, что назначит где-то на неделе: у актеров вся жизнь расписана заранее. А ее никто давно не снимал, всеми любимая актриса чувствовала себя забытой. Она предложила приехать через час. Я стал смущенно объяснять, что через час не смогу, уже что-то назначено. Попросил — через день. Она ответила фразой, которая занозой сидит в памяти многие годы:

— Вы знаете, сейчас очень принято умирать…

Стоит ли говорить, что уже через час я был у нее. Мы долго бродили по грохочущему Садовому кольцу, слабеющий ее голос тонул в этом грохоте, и я никогда не прощу себе, что эту единственную встречу с легендой моей юности принял тогда за пролог к будущим увлекательным беседам. На моем стареньком и ненадежном диктофоне остался только грохот Садового кольца. И эта фраза: «Сейчас очень принято умирать».

Спроси сегодня на улице у любого человека моложе тридцати: «Кто была Рина Зеленая?» Хорошо, если ответит сотый. Наша память в век кино, телевидения и звукозаписи стала еще короче.

Культура Кино и ТВ Наше кино Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Дайджест РГ-Фото

Актриса со странным именем и столь же необычной внешностью обладала феноменальной популярностью. Рина Зеленая — ее обожали и взрослые, и дети. Статья, в которой рассказывается о биографии актрисы, ее творческом пути и личной жизни, предлагает читателям еще раз вспомнить эту незаурядную женщину, посмотреть ее фото.

Краткая биография Рины Зеленой: начало жизненного пути

Героиня нынешнего рассказа прошла долгий жизненный путь длиною почти в 90 лет. Она родилась в 1901 году, в то время, когда Россией правил царь. Пережила революцию, свержение монархии, становление советской власти, рождение и расцвет СССР, Великую Отечественную войну, годы репрессий, хрущевскую оттепель и горбачевскую перестройку.

Все это время в ее жизни происходило множество событий: она училась, работала, влюблялась. Как уложить рассказ о столь насыщенной жизни в одну маленькую статью? Попробуем вкратце познакомить читателя с биографией Рины Зеленой.

Итак, будущая звезда появилась на свет в 1901 году 7 ноября, в Ташкенте. Она была третьим ребенком у родителей. Мать звали Надежда Федоровна, отца – Василий Иванович. Новорожденную девочку назвали Катей. Да, настоящее имя актрисы звучит вовсе не так, как мы привыкли. Ее полное имя – Екатерина Васильевна Зеленая.

В Ташкенте Катя Зеленая поступила на учебу в реальное училище, но проучилась там совсем недолго, поскольку семья переехала в Москву, и отец отдал любимую дочку в женскую гимназию для девочек из состоятельных семей.

В 1918 году Василий Иванович получил назначение в Одессу и уехал туда сначала один, без семьи. Когда жена вместе с Катей и ее сестрой приехала к супругу, оказалось, что у того уже есть другая женщина. Катерина решила искать работу, чтобы начать зарабатывать и помочь матери устроиться на новом месте.

Случайно девушка увидела на стене дома листок с объявлением о наборе молодежи в театральную школу и решила сходить по указанному адресу. Представ пред вступительной комиссией, она начала читать драматическое стихотворение.

Она изо всех сил пыталась передать голосом и мимикой трагизм стихов, но чем больше она старалась, тем громче смеялись театральные педагоги. Катя была принята единогласно. Как можно было упустить девочку с таким невероятным комедийным талантом!

Через несколько лет Катя закончила Московское театральное училище. Впереди девушку ждал долгий творческий путь.

Начало актерской карьеры

В 1921 году Зеленая начала играть в одесском театре КРОТ, расположившемся в старом подвальчике. Бывало, что за один только вечер ей приходилось исполнять пять ролей. На сцене она была универсальна: пела, танцевала, произносила монологи.

Выступления девушки всегда сопровождал шумный успех. Вскоре она принимает решение перебраться в Москву, узнав об открытии там новых театров. Приехав в большой город, Рина Зеленая быстро поняла, что ее здесь никто не ждал. Какое-то время она не могла найти работу и находилась в подавленном душевном состоянии.

Как-то раз ей попалась на глаза броская вывеска театра «Не рыдай!». Оказалось, что это был не театр, а ночное кабаре, причем очень популярное и дорогое. Там собиралась по ночам столичная богема: музыканты, художники, актеры и писатели. Основу репертуара развлекательного заведения составляли веселые пародии, комические куплеты, романсы.

На сей раз актрисе Рине Зеленой повезло – ее приняли в «Не рыдай!». Там она стала исполнять песенки, специально сочиненные для кабаре композиторами Матвеем Блантером и Юрием Милютиным на стихи поэтов Веры Инбер и Николая Эрдмана.

Неугомонная натура Рины не давала ей долго засиживаться на одном месте. Артистка едет в Петроград и устраивается там в театр «Балаганчик», потом в «Летучую мышь». И все-таки она вернулась в Москву. В это время там создавался Московский театр сатиры, куда актрису с удовольствием взяли. Ведь ее талант великолепно соответствовал творческому направлению новоиспеченного театра.

Когда она впервые оказалась на большой сцене, зрители даже не заметили эту хрупкую, ничем не примечательную девчушку. Но стоило ей только начать говорить слова из роли, как все внимание зала мгновенно переключалось на нее. Московские зрители полюбили яркую актрису. В статье на фото Рина Зеленая в молодости.

Происхождение необычного имени

Однажды Катерина – актриса театра КРОТ, вместе с коллегами рисовала афишу к спектаклю, где ей предстояло выступать. Требовалось написать крупными буквами имя молодой комедийной примы, которое никак не хотело умещаться полностью на листе.

Юная актриса поступила решительно, она смело отсекла первую часть имени Екатерина, получилось – Рина. Неожиданно возникший творческий псевдоним понравился всем. Отныне актрису стали величать исключительно Риной Зеленой.

Артистка эстрады

Как-то раз актриса должна была выступать на концерте в клубе, но ее аккомпаниатор никак не приезжал. Администратор в отчаянии просил Рину Зеленую что-нибудь придумать, чтобы занять скучающую публику.

Артистка вышла на сцену и начала детским голосом читать «Мойдодыр» Чуковского. Это так понравилось публике, что они вновь и вновь просили повторить импровизированный номер. Так актриса открыла для себя новое амплуа и стала регулярно выступать на эстраде.

В это время для Рины Зеленой специально писали стихи такие популярные детские поэты, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков. Некоторые тексты для своих эстрадных номеров актриса писала сама. Она часто выступала на радио, дети присылали ей письма.

Работа в кино

Конечно кинематограф не мог обойти вниманием такую интересную творческую личность, как Рина Зеленая. В 1931 году актриса впервые попробовала себя в кино, сыграв роль певицы из воровской шайки Жигана. В ленту вошел совсем маленький эпизод с участием актрисы, но это было только начало! Отныне фильмы с Риной Зеленой будут радовать зрителей постоянно.

В 1935 году она снимается в эпизоде в фильме «Любовь и ненависть». В 1939 году Зеленая вместе с Агнией Барто пишет сценарий к кинокомедии «Подкидыш» и играет в ней смешную роль домработницы Ариши.

Актриса обожает кино и съемочный процесс, поэтому без колебаний соглашается на самые незначительные роли. Но играет она так, что внимание зрителей всегда приковано именно к ее персонажу. И так происходит всегда, в каком бы фильме она не появилась.

Вот одни из самых запоминающихся ролей Зеленой в кино:

  • гримерша («Весна);
  • секретарша («Светлый путь»);
  • старушка Надя («Сказка о потерянном времени»);
  • ресторанная певица («Дайте жалобную книгу»);
  • тетушка Ганимед («Три толстяка»);
  • Елизавета Тимофеевна («Девушка без адреса»);
  • бабушка («Про Красную Шапочку»).

Но были еще 2 роли, которые стали особо важными в творчестве актрисы. За них многие называли Рину «королевой эпизода».

Звездные роли Рины Зеленой

В 1975 году по телевизору в новогодние праздники советским школьникам показали новый фильм «Приключения Буратино». Успех был оглушительный. Причем взрослым фильм понравился не меньше, чем детям. Небольшую роль черепахи Тортиллы играла Рина Зеленая.

И как органично она эту роль исполнила! С тех пор многие стали звать артистку не иначе как «черепаха Тортилла», что не могло не раздражать звезду, но у популярности свои законы, которым невозможно противостоять.

Трудно было предвидеть, что вскоре судьба подарит актрисе еще одну звездную роль. Однако, через несколько лет, актрисе предлагают сыграть миссис Хадсон в многосерийном фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Конечно, она дала свое согласие. Успех образа старой английской дамы – квартирной хозяйки знаменитого сыщика, превзошел даже популярность незабываемой Тортиллы.

Первая серия «Шерлока Холмса» вышла на телеэкраны в 1979 году, последняя – в 1986 г. Мы с удовольствием смотрим этот фильм и сейчас. Предлагаем вам взглянуть на фото незабвенной миссис Хадсон в исполнении Рины Зеленой.

Литературный талант

С самых юных лет актриса вела дневник, куда записывала самые интересные события жизни, а таковых у актрисы было немало. Впоследствии на основе этих записей была издана книга под названием «Разрозненные страницы».

Судя по тому, как легко читаются эти мемуары, как интересно актриса ведет повествование о разных смешных жизненных эпизодах, можно заключить, что актриса обладала недюжинным литературным даром.

Личная жизнь «королевы эпизода»

Наша героиня вышла замуж очень рано – в 18 лет, за юриста Владимира Блюменфельда. Первый муж был намного старше Рины, возможно, из-за этого супружеская жизнь Рины Зеленой вскоре развалилась. Но после развода бывшие супруги сохраняли дружеские отношения всю жизнь.

Вторым мужем Рины Зеленой стал архитектор Константин Топуридзе. С ним актриса прожила более 40 лет. У пары не было общих детей, но Рина обожала двух сыновей мужа от первого брака и своих племянников. На фото вы можете видеть, как выглядела счастливая супружеская чета.

Интересные факты

Несмотря на то что личную жизнь Рины Зеленой можно назвать счастливой, хорошей хозяйкой она никогда не была и совершенно не умела готовить еду, шить, убираться. Все это делала домработница.

Когда актриса выступала с выездными концертами на фронте во время Великой Отечественной войны, она даже не могла пришить пуговицы, оторвавшиеся от пальто. Решить эту непосильную задачу актрисе помогали мальчишки.

Рина не умела копить деньги, ничего не откладывала на «черный день» и всегда удивлялась, как это у коллег по актерскому цеху находятся средства на дорогой антиквариат или модные вещи.

Она очень любила спорт. В молодости активно занималась греблей и всю жизнь до старости играла в бильярд. Да, такой уж была неутомимая Рина Зеленая.

Личная биография актрисы приближается к грустному финалу.

Последние годы жизни и смерть

В конце восьмидесятых годов Рина Зеленая стала жить в Доме ветеранов кино. Она плохо видела и с трудом передвигалась из-за травмы. Но несмотря на плохое самочувствие, постаревшая актриса все-таки каждый день начинала с «лежачей» утренней гимнастики.

В Доме ветеранов Зеленая ни с кем особо не общалась, старость раздражала ее. Однако чувство юмора никогда ее не покидало. Однажды во время прогулки актриса упала. Встать самостоятельно не представлялось возможным, а за кустами ее не было видно. Чтобы привлечь к себе внимание, она громко сказала: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!».

Умерла народная любимица 1 апреля 1991 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве, рядом со своим супругом – Константином Топуридзе.

Фильмография актрисы

Список фильмов, в которых играла Рина Зеленая:

  • «Путевка в жизнь»;
  • «Подкидыш»;
  • «Любовь и ненависть»;
  • «Старый двор»;
  • «Светлый путь»;
  • «Композитор Глинка»;
  • «Весна»
  • «Поэт»;
  • «Сеанс гипноза»;
  • «Драгоценный подарок»;
  • «Веселые звезды»;
  • «Девушка без адреса»;
  • «Совершенно серьезно»;
  • «Семь нянек»;
  • «Жених с того света»;
  • «Ключ»;
  • «Каин XVIII»;
  • «Черемушки»;
  • «Укротители велосипедов»;
  • «Сказка о потерянном времени»;
  • «Дайте жалобную книгу»;
  • «Все для Вас»;
  • «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»;
  • «Три толстяка»;
  • «Иностранка»;
  • «В городе С»;
  • «Новогоднее похищение»;
  • «Приключения желтого чемоданчика»;
  • «Внимание, черепаха!»;
  • «Как мы искали Тишку»;
  • «12 стульев»;
  • «Алло, Варшава!»;
  • «Телеграмма»;
  • «Огонь»;
  • «Нейлон 100%»;
  • «Скворец и лира»;
  • «Приключения Буратино»;
  • «Сто грамм для храбрости»;
  • «Одиннадцать надежд»;
  • «Про Красную Шапочку»;
  • Сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»;
  • «Граждане вселенной»;
  • «Валентин и Валентина».

Также актриса много работала в сфере озвучивания мультфильмов. Ее голос звучит в следующих анимационных лентах:

  • «Кто сказал «мяу»?»;
  • «Капризная кошка»;
  • «Светлячок № 4. Наш карандаш»;
  • «Петух и краски»;
  • «Мышонок и карандаш»;
  • «Лягушонок ищет папу»;
  • «Вовка в Тридевятом царстве»;
  • «Про злую мачеху»;
  • «Капризная принцесса»;
  • «Бобры идут по следу»;
  • «Кентервильское привидение»;
  • «Заветная мечта»;
  • «Волшебник Изумрудного города»;
  • «Как козлик Землю держал»;
  • «Незнайка в Солнечном городе»;
  • «Алиса в стране чудес»;
  • «Мама для мамонтенка»;
  • «Миссис Уксус и мистер Уксус».

Заключительное слово

Приятно вспомнить великую актрису, почитать о биографии, личной жизни Рины Зеленой, еще раз взглянуть на ее фото. Хочется мысленно поблагодарить талантливую артистку за радость, которую по-прежнему доставляют людям ее работы в кино!

25 октября [7 ноября] 1901, Ташкент, Российская империя — 1 апреля 1991, Москва, СССР — советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР (1970) . Актеры советского и российского кино

Сергей Владимирович Капков Королевы смеха. Жизнь, которой не было? Они не боялись быть смешными От автора

Это книга об очень дорогих людях. Познакомиться лично мне удалось не со всеми, но актеры – это люди, которых мы знаем, даже не встретившись с ними ни разу в жизни. Если нам нравятся их роли, их образы, то свое отношение к героям мы переносим и на самих исполнителей. Так случилось и с героинями этой книги.

Уверен, что вы знаете всех этих актрис, даже если не вспомните фамилий. Вы их видели на экране, а может быть, и на сцене, сотни раз. Эти удивительные женщины почти всегда вызывали у вас улыбку или смех, потому что играли преимущественно роли комедийные. Изломанные розовые героиньки – те как раз вряд ли смогут рассмешить публику, разве только когда будут играть Джульетту лет в семьдесят. Это, кстати, мечта Киры Крейлис-Петровой: разыграть комедию на тему постановки «Ромео и Джульетты» в доме престарелых. Вы знаете их, но вряд ли знаете о них все, что собрано в книге.>>>>>>>>>

Ей не давали главных ролей, но каждый исполненный ею эпизод был миниатюрным шедевром, и запоминался порой лучше, чем сам фильм. Куплетистка из «Путевки в жизнь» , Ариша из «Подкидыша», миссис Хадсон и черепаха Тортила — актриса эстрады, театра и кино, народная артистка — Рина Зеленая. В авторской программе Глеба Скороходова В поисках утраченного. Рина Зеленая РИНА ЗЕЛЕНАЯ: “СО СВОИМ МУЖЕМ Я БЫЛА СЧАСТЛИВА КАЖДЫЙ ДЕНЬ!” >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Луна роняет нежный свет (Семнадцать лет) — «Дайте жалобную книгу» Человек в кадре. Рина Зеленая Она создала отдельный жанр на эстраде — «взрослым о детях», много снималась в кино, озвучивала мультфильмы, писала сценарии и книги. В каждой своей роли, даже маленьком эпизоде, Рина Зеленая выступала как соавтор. Ее появление всегда вызывало смех. В жизни же актриса была скромнейшим человеком, далеким от премьерства и заносчивости. Ее мужем был знаменитый архитектор Константин Топуридзе, последние годы Рина Зеленая провела в семье его родственников — талантливых художников. Тамара Элиава и Юрий Хмелецкий рассказывают о пристрастиях Рины Васильевны в быту, ее тяге к живописи и неповторимому отношению к жизни.>>>>>>>>>>> ВИДЕО С РИНОЙ ВАСИЛьЕВНОЙ  ЗЕЛЁНОЙ Сказка о потерянном времени 1974 Великая актриса Рина Зелёная (из к/ф «Подкидыш») Рина Зеленая — Детский голос Рина Зелёная (Монолог) Рина Зеленая («Вокруг смеха») (1983) Рина Зелёная. «Советская девушка должна …»

Что такое хорошо и что такое плохо? Рина Зеленая в фильме «Телеграмма» Рина Зелёная Про врачей Дачный адрес Каникулы + Письмo

>>>>>>>>>>> Будильник. Встреча с Риной Зелёной (1977) Песню исполняет Рина Зеленая. Старая пластинка воспроизводится на старом патефоне, найденном на даче. Песенка Фотографа Фильмы с участием Екатерины Васильевны

Рейтинг: 3,67 Голосов: 3 Комментариев: 0

Рина Зелёная биография

Екатерина Васильевна Зелёная

родилась 7 ноября 1901 года (умерла 1 апреля 1991) — Ташкент, Узбекистан. Училась в реальном училище. Затем её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву и Катерину определили в гимназию В.П. фон Дервис. Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и Екатерину. В 1919 году окончила Московское Театральное училище при Свободном театре. Начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но природная комедийность, её стремление к пародии одержало верх. С началом Гражданской войны семья Зелёных переехала в Одессу, где молодая актриса устроилась на работу в местный театр «КРОТ» — «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Именно тогда Екатерина стала Риной — её имя не помещалось на афише театра. А некоторое время спустя Рина Зелёная вернулась в Москву. Работала в московском театре «Не рыдай», затем — в петроградском «Балаганчике». В 1924-1928 годах — актриса Московского театра Сатиры; С 1928 года — актриса Театра обозрений при Доме печати (впоследствии — Театр эстрады и миниатюр). В 1930-х годах выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В кино — с 1931 года, первая роль — девушка из шайки Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь». Восемь лет спустя она вместе с Агнией Барто написала сценарий к ленте «Подкидыш». Зеленая буквально на коленях написала несколько сцен про тараторшу Аришу, которую и сыграла. А историю о старушке, которая зашла попить воды, потом хватились — «пианины нету», актриса вообще придумала на ходу. Принимала участие в озвучании мультфильмов. Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зелёная, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Рина Васильевна просилась на фронт и вскоре она уже выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина. Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге. Первый супруг — Владимир Блюменфельд, юрист. Второй — архитектор Константин Топуридзе (автор фонтанов на ВВЦ «Дружба народов — «Каменный цветок» и т.д.), вместе они прожили 40 лет. Своих детей у Зелёной не было. Она воспитала двух сыновей Топуридзе. С конца 1980-х годов жила в Доме ветеранов кино. Актриса с трудом передвигалась из-за перелома шейки бедра и практически ничего не видела. Автор книги воспоминаний «Разрозненные страницы». 1 апреля 1991 года Рине Васильевне должны были присвоить звание Народной артистки СССР. Но именно в этот день она ушла из жизни. Узнав о кончине актрисы, в правительстве не стали давать ход документам… Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище в Лефортово, Москва. Дополнить биографию

Рина Зелёная Личная жизнь

Семья: отец — Василий Иванович (чиновник), мать — Надежда Федоровна (домохозяйка). Старшие сестра и брат — Мария (стала художницей) и Иван (военнослужащий), младшая сестра — Зинаида (стала актрисой). Первый супруг — Владимир Блюменфельд, юрист. Второй супруг — Константин Топуридзе, архитектор

Рина Зелёная фильмография

1979 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (детектив) миссис Хадсон главная роль 1971 Двенадцать стульев (комедия) 1958 Девушка без адреса (комедия, мелодрама)

Рина Зелёная фото

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Рина Зелёная
Имя при рождении:

Екатерина Васильевна Зелёная

Место рождения:

Ташкент, Сырдарьинская область, Российская империя

Профессия:

актриса, сценарист

Карьера:

1921—1986

Награды:
image image image image

: неверное или отсутствующее изображение

image

image

Ри́на Зелёная (настоящее имя — Екатери́на Васи́льевна Зелёная; 25 октября [7 ноября] 1901, Ташкент — 1 апреля 1991, Москва) — советская актриса театра и кино, артистка эстрады, мастер имитации детской речи. Народная артистка РСФСР (1970)[1][2].

Биография

В источниках встречаются различные даты рождения Рины Зелёной[3]; все сходятся лишь в том, что родилась она в Ташкенте. Училась в реальном училище, когда её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву, Екатерина поступила в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке.

В 1919 году окончила Московское театральное училище[4]. Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров.

Её учителями были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина[5].

Начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса)[6], «Не рыдай» (Москва).

В 1924 году становится актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года переходит в труппу Театра обозрений при Доме печати. В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова[5].

Во время Великой Отечественной войны участвовала во фронтовых артистических бригадах, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды.

В 1981 году Рина Зелёная написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствуют такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие.

Своим уникальным запоминающимся голосом Рина Зелёная озвучила множество мультфильмов[7].

Рина Зелёная всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — смеялась она. Так и получилось. 1 апреля 1991 года Президент СССР издал указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, но в тот же день, несколько часов спустя Рина Васильевна скончалась от злокачественной опухоли. Ходу этим документам не дали.

Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21).

Похоронена в Москве, на Введенском кладбище, рядом с мужем — академиком архитектуры Константином Тихоновичем Топуридзе.

Фильмография

Актёрские работы

Рину Зеленую многие современные зрители запомнили по роли миссис Хадсон в фильмах про Шерлока Холмса. Старшее поколение помнит ее и по другим кинолентам, которые сейчас по телевизору практически не показывают. Среди них «Путевка в жизнь», где молодая Рина сыграла певицу из шайки Жигана, «Светлый путь» (исполнила роль секретарши), «Старый двор» (персонаж Рины — домохозяйка). Дети, смотревшие советский фильм «Приключения Буратино», сразу вспомнят меланхоличную черепаху Тортилу. Ее сыграла тоже Рина Зеленая. На тот момент ей было уже 74 года. Надо сказать, что Рина Зеленая часто играла в сказках. Ее можно увидеть в фильмах «Чиполлино» (графиня Вишня), «Про Красную Шапочку» (бабушка), «Сказка о потерянном времени» (старушка, ставшая девочкой).

За свою жизнь она приняла участие в 54 кинолентах, снималась в некогда популярном юмористическом киножурнале «Фитиль», озвучивала мультфильмы. Попробовала она себя и как режиссер. Кино для нее было практически вторым домом. Правда, роли ей доставались в основном эпизодические. Но исполняла она их так, что зрители запоминали ее персонажей надолго.

В кадре и за кадром

Рина Зеленая появилась на свет 7 ноября 1901 года в Ташкенте. Она всегда была ироничной, улыбчивой, неунывающей. Казалось, что она никогда не теряет самообладания. Никто даже предположить не мог, что ей пришлось перенести в последние годы жизни, сколько сих она тратила на то, чтобы выглядеть спокойной под светом софитов.

Признание настигло ее после 70 лет. Именно тогда она сыграла миссис Хадсон и Тортиллу.

Актриса после этого отшучивалась, что рада была стать черепахой, коль не дождалась нормальной человеческой роли. В самом начале съемок она спросила, нужно ли будет влезать в панцирь для воплощения Тортилы. Оказалось, что понадобятся только пончо и перчатки. Еще нужно будет петь. Она улыбнулась и сказала, что тогда будет на съемках валять дурака.

Актер и режиссер Никита Михалков относился к Рине Зеленой с огромным уважением и теплотой. Для него она была самой любимой актрисой. Однажды он встал перед ней на колени, выражая свое отношение.

Рина зеленая сказка о потерянном времени

А вот о съемках в серии фильмов о Шерлоке Холмсе актриса рассказывать не очень любила. Зеленая считала, что в этом фильме она была, скорее, предметом мебели. После съемок она шутила, что теперь ее могут называть не Риной, а Руиной.

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Два имени одной актрисы

Сегодня фильмы первой половины прошлого столетия могут показаться нашим современникам странными, простенькими и даже где-то примитивными. Но многие до сих пор с удовольствием смотрят их, хотя в них нет спецэффектов и ярких картинок. Зато в них есть нечто такое, что напрочь отсутствует в современных блокбастерах.

Рина зеленая сказка о потерянном времени

О Рине Зеленой писательница Вера Инбер говорила: «Она похожа на мальчика, который похож на девочку». Назвать ее женщиной-вамп вряд ли кто-то сможет. Когда она заходила в комнату, ее особо и не замечали, но как только она начинала говорить, никто не мог оторвать от нее глаз. Перед людьми была яркая и умная красавица.

У Рины Зеленой было великолепное чувство юмора. Об этом говорит, например, тот факт, что однажды она написала в своем дневнике о том, что ей уже 18, поэтому она старая.

Имя Рина получилось абсолютно случайно. Родители назвали ее Екатериной. Но однажды, когда нужно было написать ее имя на афише, места на листке оставалось мало. Екатерина не стала долго раздумывать и сократила свое имя до четырех букв. Именно под этим именем о ней узнал весь Советский Союз.

Ее жизнь

В некоторых источниках указывается, что актриса родилась в 1902 году, но на надгробии на ее могиле указана дата рождения 1901. Сначала она училась в реальном училище в Ташкенте. Затем ее отца по службе перевели в Москву. Здесь она окончила гимназию фон Дервиза. Актрисой она стала случайно, увидев объявление о наборе в театральную школу. Она попробовала поступить и поступила.

Свою карьеру она начинала как профессиональная певица, но ее природная комедийность и явный талант к пародии одержали победу. Работала она в разных театрах, а с Райкиным принимала участие во фронтовых гастролях Театра эстрады и миниатюр. В начале тридцатых она начала свой путь в кино.

Среди ее ролей много безымянных (секретарша, соседка, пассажирка). Но благодаря харизме даже они не оставались незамеченными.

А потом вместе с Агнией Барто она написала сценарий к замечательному фильму «Подкидыш».

Рина зеленая сказка о потерянном времени

Рина сыграла в нем придуманного ею персонажа — болтливую домработницу Аришу, которая все говорила:

Ходют тут всякие, а потом пианины нет.

Фраза была придумала во время съемочного процесса, а после показа фильма ушла в народ.

А какая замечательная роль была у актрисы в фильме «Девушка без адреса»! Это ее героиня руководила модным показом и говорила, что советская девушка обязана носить все, что шьет промышленность.

Рина зеленая сказка о потерянном времени

В 1981-ом она написала книгу о себе, в которой рассказала о своей работе и дружбе с коллегами, среди которых Зиновий Гердт, Ростислав Плятт и другие.

В последние годы она плохо видела и плохо ходила из-за перелома шейки бедра. Но до конца жизни Рина Зеленая не теряла оптимизма, самообладания и чувства юмора.

Она шутила, что ее обязательно наградят, но это случится за 40 минут до ее смерти. Примерно так все и произошло. Ей присвоили звание народной артистки СССР 1 апреля, а через несколько часов она покинула этот мир. Номинацию приостановили. Но звание у Рины Зеленой есть. Еще в 1970 году она стала народной артисткой РСФСР. До своего 90-летия актриса не дожила совсем немного.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

  • Римско католическая церковь как пишется
  • Римский корсаков сказки старого пианино
  • Римский корсаков опера сказка о царе салтане белочка слушать
  • Римский корсаков редактор подвиг завершения сочинений своих друзей
  • Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто