Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

Николай андреевич римский-корсаков полт шмеля николая андреевича римского-корсакого по праву называют истинным патриотом национальной культуры и, соответственно, самым народным из

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Николая Андреевича Римского-Корсакого по праву называют истинным патриотом национальной культуры и, соответственно, самым народным из всех русских композиторов. Не имея академического образования, он был профессором консерватории и создавал такие выдающиеся сочинения, что они и сегодня продолжают восхищать любителей классической музыке не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В арсенале творческого наследия Римского-Корсакого множество великолепных произведений, но есть одна миниатюра, которая во всём мире стала визитной карточкой композитора. Речь идёт о «Полёте шмеля» — небольшой интермедии, которая, впервые прозвучав в опере «Сказка о царе Салтане» более ста лет назад, до сих пор не оставляет в покое исполнителей самых различных музыкальных направлений.

Историю создания «Полёта шмеля» Римского-Корсакого, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

Само собой разумеется, что история сочинения знаменитой интермедии, впоследствии получившей название «Полёт шмеля», неделимо связана с созданием композитором Римским-Корсаковым чудесной оперы «Сказка о царе Салтане».

К началу девяностых годов XIX века жизнь Николая Андреевича отличалась большой активностью. Так, наряду с педагогической работой в консерватории и в придворной Певческой капелле, он много занимался дирижёрской практикой, а также был инициативным участником творческого объединения музыкантов, получившего название «Беляевский кружок». Однако стоит отметить, что сочинительская деятельность композитора в то время замерла. Наступил период трёхгодичного композиторского бесплодия и для этого были разные причины, в том числе и сложная общественно-политическая ситуация в стране.

86

Творческий кризис Николая Андреевича миновал с того момента, как в 1894 году из-под его пера вышли первые такты оперы «Ночь перед рождеством», ну а затем все вошло в свою колею, и в 1896-ом появился «Садко», а в 1998-ом – «Царская невеста». В ту пору уже отдыхать на композиторском поприще Римскому-Корсакову было некогда, поскольку в следующем 1899 году в России должно было отмечаться столетие со дня рождения великого Пушкина. Все творческие люди готовились к празднику: поэты писали стихи, скульпторы ваяли памятники, а издатели печатали сборники воспоминаний. Само собой разумеется, что не откликнуться на столь знаменательное событие Николай Андреевич не мог.

Александр Сергеевич Пушкин

Однако встал вопрос, какое произведение сочинить в качестве подарка выдающемуся поэту на юбилей? Творения русского гения всегда привлекали композитора и в этот раз он остановил свой выбор на лиро-эпическом сочинении Александра Сергеевича «Песнь о вещем Олеге», посчитав, что кантата, написанная на основе этого произведения, весьма достойна такой торжественной даты. Не оставляя размышлений по данному поводу, Римский-Корсаков вдруг припомнил былой разговор с искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым, который предлагал композитору обратить внимание на всеми любимую «Сказку о царе Салтане» и обязательно написать на её основе оперу. Развивая эту идею, Николай Андреевич ещё раз внимательно перечитал сказочное произведение Пушкина и, подметив для себя жизнелюбивый настрой и удивительную музыкальность поэтического текста, долго не раздумывая, обратился к Владимиру Ивановичу Бельскому – либреттисту, с которым два года назад успешно работал над оперой «Садко».

Уже зимой 1898 года, начиная работать над сценарием оперы, композитор поставил цель: содержание музыкального спектакля должно быть максимально приближено к первоисточнику. И действительно Римский-Корсаков бережно сохранил образы и сюжетную линию пушкинского сказочного произведения и если внёс некоторые изменения, то весьма незначительные. Например, царица получила имя Милитриса, чудный город, в котором правил князь Гвидон стал называться Леденец, а царство славного Салтана – Тмутаракань. После тщательной проработки либретто сочинение музыки, начавшееся весной 1899 года к осени было уже закончено, а затем безостановочно продолжилась работа над партитурой. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы, в число музыкальных номеров которой вошла вышеупомянутая интермедия, изображающая полёт шмеля, была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве в «Товариществе русской частной оперы».

Интересные факты

  • «Полёт шмеля» — эта композиция в оркестровой партитуре наименования не имеет. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё нынешнее название.
  • В опере интермедия, изображающая полёт шмеля, включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
  • «Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
  • Режиссёры любят вставлять музыку «Полёта шмеля» в саундтреки своих фильмов. Перечислить все киноленты невозможно, их очень много, но вот некоторые их них: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006).
  • В анимации «Полёт шмеля» можно услышать в таких популярных фильмах как «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий».
  • Музыка «Полёта шмеля» очень активно используется не только в художественных, анимационных и документальных фильмах, но и в сериалах, телевизионных шоу, рекламных роликах и компьютерных играх, таких как «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
  • Одним из первых фортепианную версию «Полёта шмеля» представил слушателям Сергей Васильевич Рахманинов. Помимо этого, свой интересный виртуозный вариант композиции для исполнения на фортепиано создал венгерско-французский пианист Дьёрдь Цифра.

Сергей Рахманинов

  • Музыка «Полёта шмеля» пользуется огромной популярностью у исполнителей современных музыкальных направлений. Например, фрагмент этой пьесы вставил в свою композицию «Valeva la pena» знаменитый Андриано Челентано. Эпизод миниатюры украшает одну из песен российского певца Витоса и бразильской поп-дивы Джойси Морено. Свои аранжировки «Полёта шмеля» с успехом исполняли американские группы «Manowar» и «Extreme», а также советско-российская метал-группа «Рок-Синдром»
  • Как только «Полёт шмеля» из-за предельно быстрого темпа исполнения был признан одним из самых виртуозных произведений, музыканты сразу начали соревноваться между собой, кто быстрее его исполнит. Вскоре исполнители стали устанавливать определённые рекорды.
  • В книгу рекордов Гиннесса 2002 году был занесён гитарист из России Виктор Зинчук. Он исполнил музыкальный фрагмент за 55 секунд. Тьяго Делла Вега — гитарист из Бразилии в 2008 году поставил новый рекорд – 40 секунд. Последний рекорд установил в 2012 году американец Дэниел Химбаух. Он изобразил «Полёт шмеля» всего за 10 секунд!!!

Содержание «Полёта шмеля»

«Полёт шмеля» — это оркестровая интермедия, эффектно завершающая третий акт оперы «Сказка о царе Салтане».

Согласно сюжетной линии в третьем действии князь Гвидон, стоя на берегу моря, с тоской провожает взглядом корабль, на котором гости-корабельщики поплыли в Тмутаракань – в царство-государство царя Салтана. Повстречав Лебедь-птицу, князь жалуется, что ему очень хотелось бы увидеть своего отца. Стараясь выполнить пожелание Гвидона, Лебедь-птица преврашает его в шмеля, чтобы он мог долететь до уплывающего корабля, а затем незаметно добраться до царских палат Салтана. Полёт князя Гвидона, превращённого в шмеля отображает инструментальная зарисовка, которая в партитуре оперы никакого названия не имеет.

163

Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе.  Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. Кроме того, в мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор мастерски завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона.

Произведение на фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки, исполняющие нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию, в которой уже в седьмом такте появляется сильно преображённый первый лейтмотив Гвидона. Вторая тема князя возникает в сорок четвёртом такте в исполнении фагота, альтов и виолончелей на фоне выдержанного валторнового звука. В процессе развития тематического материала, мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам. В аккомпанементе постоянно звучит пиццикато низких струнных и лишь в семьдесят восьмом такте он раскрашивается мягким звучанием валторн.

Необходимо отметить, что в опере на интермедию, изображающую полёт шмеля, накладывается вокальная партия Лебедь-птицы, а кроме того фрагменты композиции эпизодически слышны и в четвёртом действии, когда рассерженное насекомое по сценарию произведения жалит своих злобных тёток.

«Полёт шмеля» — эта виртуозная миниатюра Римского-Корсакого пользуется в нынешнее время колоссальной популярностью и существует в многочисленных транскрипциях и аранжировках. Сегодня сложно назвать инструмент, на котором бы не исполнялось данное произведение. Его играют даже на губной гармонике, восьми роялях, а также чудесно поют хором. Многие музыканты — виртуозы, демонстрируя свои технические возможности, с удовольствием исполняют «Полёт шмеля» на концертах и обычно на бис, чтобы произвести на слушателей ещё большее впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

Сказка о царе Салтане

Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Салтан бас добрый и справедливый царь Тмутаракани
Милитриса сопрано царица, младшая из трех сестер
Ткачиха меццо-сопрано средняя сестра, пожелавшая наткать много полотна
Повариха сопрано старшая сестра, пожелавшая приготовить пир
Гвидон тенор царевич, сын Салтана и Милитрисы
Царевна-Лебедь сопрано прекрасная девушка, превращенная в лебедя
Сватья баба Бабариха контральто сватья сестер царицы

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

опера сказка о царе салтане

Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь, проходящий под окнами избы, случайно услышал разговор трех сестер и очень заинтересовался. Больше всего ему понравилась речь младшей сестрицы и ее желание родить ему богатыря. Он тут же пригласил девушек жить во дворец, а третью сестру нарек своей супругой. Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить. Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Конечно же такая неожиданная новость сильно огорчила государя. Стараниями сестриц молодую Милитрису и ее новорожденного сына Гвидона тут же заточили в бочку и пустили в открытое море.

Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то смогли оказаться на воле. Заметно повзрослевший Гвидон тут же смастерил лук и отправился на поиски добычи. Внезапно он услышал крик Царевны-Лебедь, за которой гнался злобный Коршун. Гвидон поразил коварного злодея, и в благодарность за это Лебедь пообещала отплатить юноше добром.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

Ранним утром Милитриса и Гвидон увидели, что густой туман рассеялся и как по волшебству появился чудесный город Леденец. Жители принялись горячо приветствовать дорогих гостей и попросили Гвидона княжить в их чудесном городе. Однако не весел юноша, потому что все это время не перестает думать о своем отце и сильно тосковать, надеясь хоть когда-нибудь сможет увидеться с ним. Царевна Лебедь пообещала помочь ему в этом деле. Благодаря ее волшебной силе Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном. Там же от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне.

Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь. И в этом случае она смогла помочь ему, представив ему белку и отважных витязей с Черномором. Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица раскрыла свой главный секрет. Оказалось она и есть эта прекрасная царевна! Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать, и Милитриса с радостью благословила их.

опера Сказка о царе Салтане

В это время на остров как раз прибыл корабль Салтана вместе с царем и всей свитой. Долгожданные гости зашли в шикарный дворец Гвидона и познакомились с неведомыми чудесами. Удивленный Салтан тут же попросил познакомить его с царицей и к огромной радости узнал в ней свою любимую супругу Милитрису, а в Гвидоне – своего сына, которого уже не надеялся когда-нибудь встретить. Коварные предательницы-сестры тут же стали молить о пощаде, испугавшись, что их ждет суровое наказание, но царь Салтан простил их.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
55 мин. 30 мин. 25 мин. 45 мин.

Фото:

Римский Корсаков сказка о царе салтане сказка о царе Салтане краткое содержание

44 47

Интересные факты

  • Когда дирижер В. Сафонов получил партитуру от композитора для ознакомления, чтобы исполнить «музыкальные картинки», то сразу направил ему телеграмму. В послании он признался, что всю ночь читал это произведение, при этом восхищался гением автора. (Речь идет о мастерстве оркестровки Римского-Корсакова)
  • Примечательно, что в опере композитор использовал подлинную колыбельную, причем сам Римский-Корсаков признавался, что её пели ему и его детям когда-то. Это колыбельная младенцу Гвидону.
  • Музыкальный критик Василий Ястребцев назвал «Салтана» русским «Зигфридом».
  • В этом спектакле продолжается линия, берущая начало в произведениях «Шехеразада» и «Садко». Это тема моря и морских образов.

Римский-Корсаков опера «Садко»

  • Композитор активно участвовал в процессе постановки оперы и ему удалось переубедить режиссера исключить механические куклы на сцене в роли белки и шмеля. В результате, эти роли были поручены детям по настоянию Римского-Корсакова.
  • Легендарный и популярный «Полет шмеля» из третьего акта стал визитной карточкой как самого композитора, так и многих виртуозов исполнителей, которые с удовольствием исполняют ее на бис.
  • А вы знаете, что Римский-Корсаков для своих опер на сказочные сюжеты придумал свой особый лад, который называется уменьшенным? С помощью такой новой краски, композитор подчеркнул загадочные и фантастические образы в своих произведениях.
  • Сам автор называл свою партитуру «руководством к фокусам» из-за необычной оркестровки
  • На премьерном показе, партию Царевны исполнила певица Надежда Забела, жена художника Михаила Врубеля, который разрабатывал декорации к спектаклю.

Популярные номера

Ария Царевны Лебедь из II действия — слушать

Три чуда (Белочка, 33 богатыря, Лебедь) — слушать

Полет шмеля — слушать

История создания

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В основе оперы лежит «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, автором либретто выступил В. И. Бельский. Примечательно, что именно этот либреттист был постоянным автором у композитора после оперы «Садко».

Имеются сведения, что мысль написать сказочную оперу на этот сюжет, маэстро подал известный критик В. Стасов. Уже зимой 1898 года Римский-Корсаков активно принялся разрабатывать сценарий, в следующем году он взялся за музыку. Таким образом, осенью 1899 года опера была написана полностью, а в начале 1900 – закончена партитура. Во время работы над спектаклем, между автором и Бельским постоянно велась переписка и они обсуждали все важные моменты, касающиеся оперы. Так, некоторые предложения Бельского, Римский-Корсаков вынужден был отклонять, например, предложение добавить Гвидону реализма за счет его желания лишить себя жизни, если тот не найдет нигде прекрасную Царевну. Также Бельский предлагал показать Гвидона-ребенка за счет утрированных детских интонаций. Но некоторые идеи либреттиста Римский-Корсаков встретил восторженно – намеченный драматургический план, акцентирование на сцене появления волшебного города. К слову, именно эта сцена произвела настоящий фурор во время премьеры, отчасти и благодаря Врубелю, разработавшему декорации.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

Примечательно, что композитор задумывал оперу максимально приближенной к первоисточнику, вместе с тем она содержит ряд существенных различий. Римский-Корсаков намеренно усилил прекрасный образ Царевны Лебедь и максимально увеличил сатирическую линию в образах Салтана, Бабарихи и ее сестер, высмеивая их пороки. Спектакль пестрит народной жизнью, праздничными гуляньями и скоморохами.

Постановки

сказка о царе салтане

Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спектакль был очень восторженно принят публикой. Даже сам композитор в своей автобиографической книге замечает, что «Салтан» был поставлен хорошо. Костюмами и декорациями занимался Врубель. Партию Милитрисы исполнила Е. Цветкова, Лебедя – Н. Забела, Салтана – Мутин. Дирижер – М. Ипполитов-Иванов.

После успешной премьеры, опера блестяще ставилась на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1902 году публика Петербургской консерватории смогла оценить работу композитора, в 1906 году премьера прошла в Оперном театре Зимина.

Любопытно, что на главных сценах императорских театров спектакль был поставлен лишь в 1913 (Большой) и 1915 году (Мариинский театр). В советское время театральные сцены разных городов радовали публику сказочной оперой. Кроме того, спектакль был с успехом поставлен в Барселоне, Брюсселе, Милане, Софии и Париже и многих других городах Европы.

Среди современных постановок стоит отметить спектакль 1997 года, поставленный на сцене Московского музыкального театра. Режиссером на этот раз выступил А. Титель. С успехом опера была поставлена также в Мариинском театре (2005 год), Московском детском музыкальном театре им. Наталии Сац и Ростовском музыкальном театре (2008). Интересная версия была представлена публике в ноябре 2016 года в Самарском музыкальном театре. В этом спектакле активно использовались современные технические средства. Яркие картины оперы – появление волшебного города, сказочную Царевну Лебедь, сцену нападения Коршуна, зрители смогли увидеть в формате 3D.

Опера «Сказка о царе Салтане» — это прежде всего сказка, настоящая, добрая, где добро обязательно побеждает зло. Это произведение отлично подойдет для семейного просмотра и понравится всем без исключения. Все есть в этом красивом спектакле: свадьба, любовь, пир на весь мир и необычайно красивая, проникновенная, колоритная, яркая, красочная музыка Римского-Корсакова. Неслучайно сам композитор очень высоко ценил это свое произведение. Предлагаем и вам по достоинству оценить и посмотреть прямо сейчас оперу «Сказка о царе Салтане» в оригинальной постановке и отличном качестве.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация «Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»1844 года родился сын, кот...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»1844 года родился сын, кот

    Описание слайда:

    Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
    1844 года родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием.

  • 2 слайд

    Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю

    Описание слайда:

    Сказочная опера
    Н.А. Римского-
    Корсакова
    была написана им
    по случаю 100-
    летия А. С. Пушкина
    и по словам
    самого композитора,
    была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

  • 3 слайд

    Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь случайно услышал разговор

    Описание слайда:

    Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь случайно услышал разговор трех сестер. Больше всего ему понравилась желание младшей сестрицы родить ему богатыря. Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить ей. Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Стараниями сестриц, молодую Милитрису и ее новорожденного сына тут же заточили в бочку и пустили в открытое море.

  • 4 слайд

    Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

  • 5 слайд

    Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то с

    Описание слайда:

    Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то смогли оказаться на воле. Заметно повзрослевший Гвидон тут же отправился на поиски добычи. Внезапно он услышал крик Царевны Лебедь, за которой гнался злобный Коршун. Гвидон поразил коварного злодея и в благодарность за это, Лебедь пообещала отплатить юноше добром.

  • 6 слайд

    Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

  • 7 слайд

    Благодаря ее волшебной силе Лебеди, Гвидон смог превратиться в шмеля и отправ

    Описание слайда:

    Благодаря ее волшебной силе Лебеди, Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном.

    Там же, от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне. Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь.
    И в этом случае она смогла помочь ему, представив ему белку и отважных витязей с Черномором.

    Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица раскрыла свой главный секрет. Оказалось, она и есть эта прекрасная царевна! Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать и Милитриса с радостью благословила их.

  • 8 слайд

    Декорации к опере –остров Буян

    Описание слайда:

    Декорации к опере –
    остров Буян

  • 9 слайд

    Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спекта

    Описание слайда:

    Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спектакль был очень восторженно принят публикой. Костюмами и декорациями занимался художник Михаил Врубель. 

  • 10 слайд

    Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

  • Сейчас обучается 935 человек из 79 регионов

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок музыки 2 кл «О России петь, что стремиться в храм» обобщение темы четверти

  • Конспект развлечения «Нотный бал» для детей старшей группы

  • Новогодний утренник в средней группе «Заколдованная ёлочка»

  • «Современные технологии музыкального воспитания и их использование»

  • Презентация по музыке на тему «Г. В. Свиридов»

  • Проект по слушанию музыки для детей средней группы «Музыкальная гусеница»

  • Методическая разработка «Дошкольные праздничные новости»

  • Сценарий интерактивного праздничного поздравления к 23 Февраля «Поздравление для папы» для детей старшей группы ДОУ

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459795 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Слайд 1

«Сказочное путешествие в музыкуН.А.Римского-Корсакова» Проектная работаВыполнил: ученик 4 классаКауров Михаил г. Болотное 2017г.

Текст слайда:

«Сказочное путешествие в музыку
Н.А.Римского-Корсакова»

Проектная работа
Выполнил: ученик 4 класса
Кауров Михаил

г. Болотное 2017г.


Слайд 2

Цель: Собрать информацию и провести анализ фактов, свидетельствующих о том, что музыка Н.А. Римского-Корсакованеобходима

Текст слайда:

Цель: Собрать информацию и провести
анализ фактов, свидетельствующих
о том, что музыка
Н.А. Римского-Корсакова
необходима и в наши дни.


Слайд 3

Перед мной были поставленыпроблемные задачи:Чему нас может научить музыка Н. А. Римского-Корсакова?Почему Римского-Корсакова называликомпозитором-сказочником?

Текст слайда:

Перед мной были поставлены
проблемные задачи:

Чему нас может научить
музыка Н. А. Римского-Корсакова?

Почему Римского-Корсакова называли
композитором-сказочником?


Слайд 4

Я определил следующиенаправления в своей работе:1.Провести анализ и составить сравнительную диаграммуна тему «Сказка в

Текст слайда:

Я определил следующие
направления в своей работе:

1.Провести анализ и составить сравнительную диаграмму
на тему «Сказка в музыке русских композиторов;

2.Познакомиться с историей создания и идеей музыки
Н.А.Римского-Корсакова, написанной
на сказочные сюжеты;

3. Найти примеры музыкальных произведений, которые
на сегодняшний день являются жемчужиной
мировой музыкальной культуры и имеют популярность.


Слайд 5

Для того чтобы выяснить, действительно ли Н. А. Римский-Корсаков больше других композиторов интересовался сказочнымисюжетами,

Текст слайда:

Для того чтобы выяснить, действительно ли
Н. А. Римский-Корсаков больше других
композиторов интересовался сказочными
сюжетами, я составил
сравнительную диаграмму
«Сказка в музыке русских композиторов»


Слайд 6

Хронологическая последовательность создания композиторомсказочных произведенийОпера Снегурочка – 1881г.Симфоническая сюита «Шахерезада» – 1888г.Опера «Садко»

Текст слайда:

Хронологическая
последовательность создания композитором
сказочных произведений

Опера Снегурочка – 1881г.

Симфоническая сюита «Шахерезада» – 1888г.

Опера «Садко» – 1897 г.

Опера «Сказка о царе Салтане» — 1900 г.

Опера «Кащей Бессмертный» — 1901 г.

Опера «Сказание о невиданном граде Китяже» — 1907г.

Опера «Золотой петушок» – 1908г.


Слайд 7

Опера на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел

Текст слайда:

Опера на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу.

Музыка оперы«Снегурочка» проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое признание искусства, пробуждающее всё лучшее в человеке, верой в торжество правды и добра.

Опера «Снегурочка»


Слайд 8

Симфоническая сюита «Шахерезада»Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение

Текст слайда:

Симфоническая сюита «Шахерезада»

Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение входит в рамки и традиции«Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки.

Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шахерезада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.


Слайд 9

Опера «Садко»Опера-былина в семи картинах на либретто композитора, основанное на старинных русских былинах. Работа

Текст слайда:

Опера «Садко»

Опера-былина в семи картинах на либретто композитора, основанное на старинных русских былинах.
Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше — чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное. купанье. «Помнится, что местом сочинения (…) часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, — вспоминал Римский-Корсаков. — Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой — раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко»». Следующее лето композитор провел там же, и теперь работа над «Садко» шла безостановочно.
Основная идея величие русского народа и любовь к своей земле.


Слайд 10

Опера «Сказка о царе Салтане»Разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к

Текст слайда:

Опера «Сказка о царе Салтане»

Разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года.
«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства.
Царевна-Лебедь продолжает вереницу излюбленных композитором обаятельно женственных волшебных образов.

Опера в четырёх действиях с прологом; либретто В. И. Бельского по одноименной сказке А. С. Пушкина.


Слайд 11

Опера «Кощей Бессмертный»Опера (осенняя сказочка) в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва); либретто

Текст слайда:

Опера «Кощей Бессмертный»

Опера (осенняя сказочка) в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва); либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. Петровского.

Идейное содержание оперы получилось многозначным. Образ Кощея: это олицетворение и злобной, жестокой силы, и изжившей себя старости, душащей все живое. Лишена добрых, теплых чувств и обольстительная дочь Кощея, убивающая тех, кто жаждет смерти Кощея, или, иначе говоря, — свободы. Один из таких витязей — Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь — олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кощева плена Царевну Ненаглядную красу; в ее образе воплощено все самое человечное, этически стойкое и совершенное.


Слайд 12

Опера «Сказание о невидимом граде Китяже»Опера в четырех действиях на либретто В.И.Бельского.Как оперный сюжет

Текст слайда:

Опера «Сказание о невидимом граде Китяже»

Опера в четырех действиях на либретто В.И.Бельского.

Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» принадлежит к числу наиболее значительных произведений русской оперной классики. Для него характерно сочетание эпоса и лирики, героических и фантастических мотивов народной поэзии. Феврония — идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной и бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования.


Слайд 13

Опера «Золотой петушок»Опера (небылица в лицах) в трех действиях на либретто В.И. Бельского, основанное

Текст слайда:

Опера «Золотой петушок»

Опера (небылица в лицах) в трех действиях на либретто В.И. Бельского, основанное на стихотворной «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина

Идея опера— сатира на самодержавие.

В октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок».

«Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти.


Слайд 14

В результате проектнойработы я узнал, что многиепроизведения композиторана сегодняшний день являютсясамостоятельными номерами, а также

Текст слайда:

В результате проектной
работы я узнал, что многие
произведения композитора
на сегодняшний день являются
самостоятельными номерами,
а также имеют ряд
современных обработок.


Слайд 15

Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude

Текст слайда:

Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude to Happiness». Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple.

Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum

Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.

Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница»


Слайд 16

Отрывок «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» можно услышать в исполнении рок-гитариста

Текст слайда:

Отрывок «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» можно услышать в исполнении рок-гитариста Виктора Зинчука;

Всемирно известной китайской скрипачки Ванессе Мей.


Слайд 17

В 1952 году на экраны выходит фильм-сказка «Садко», в которой звучит музыка одноимённой оперыВ

Текст слайда:

В 1952 году на экраны выходит фильм-сказка «Садко», в которой звучит музыка одноимённой оперы

В 1952 году на экраны выходит мультипликационный фильм «Снегурочка», в основу которого лежит музыка одноимённой оперы.

В 1987 году на экраны выходит фильм-опера «Кащей Бессмертный.

Я выяснил, что музыка
Н.А.Римского-Корсакова
используется в мультипликационных
и художественных фильмах


Слайд 18

«Сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок»

Текст слайда:

«Сказка ложь, да в ней намёк-
добрым молодцам урок»


Слайд 19

Проанализировав основные идеи музыкальных сказок Н.А.Римского-Корсакова,я сделал вывод, чтоЛюбовь к людямЛюбовь к природеЛюбовь к

Текст слайда:

Проанализировав основные идеи
музыкальных сказок
Н.А.Римского-Корсакова,
я сделал вывод, что

Любовь к людям
Любовь к природе
Любовь к родной земле
Вера в торжество правды и добра
Борьба за свободу и справедливость

Это то, к чему должны стремиться
люди любого поколения!


Продолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех молодых людей, которые в начале 60-х годов XIX века образовали кружок «новой музыкальной школы»1. М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин… В то же самое время произошло создание первого независимого творческого объединения — Санкт-Петербургской артели художников, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств2. Пришло время молодых гениев, которым были неизвестны или наскучили привычные границы и классические каноны.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

А. Михайлов. Могучая кучка. 1950 г.

Споры о вечном

Эта молодежь имела неплохое домашнее образование с иностранными языками, уроками рисования и музицирования (вплоть до сочинения собственных маленьких произведений)3. Но домашнему воспитанию, особенно дворянских детей, не хватало знаний жизни, «понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести», как писал А.С. Пушкин4. Хотя с детских лет в их сознании и складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, например, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса5 в родительском доме — напротив Тихвинского монастыря6.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

В. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

Освоение и продвижение русского национального направления в культуре стало целью нового поколения. Новаторские школы музыкантов и художников были продолжателями дела Пушкина и Глинки7. Молодые творческие люди, собираясь вместе, не только развлекались, но и обсуждали «вечные вопросы», спорили об искусстве, читали «свежие» статьи и книги, слушали музыкальные произведения или рисовали, обменивались впечатлениями, делились идеями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального «Садко»8.

А опекал молодую поросль старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской Публичной библиотеки9.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». IV действие. Явление Царевны Лебеди. Автограф с дарственной надписью автора Н.И. Забелы-Врубель. 1900 г.

Рождение сказки

Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как Стасов сначала «бестактно обозвал их могучей кучкой»10; вечерами «читал нам вслух отрывки из «Одиссеи», в видах просвещения моей особы»11; «восторгался, гудел, шумел» по поводу успехов молодых авторов и исполнителей12. У Стасова в «Публичке» они черпали знания и вдохновение для своих произведений. Так появился сюжет для оперы «Садко» Римского-Корсакова13. И для репинской картины «Садко» там тоже нашлись материалы с образцами костюмов, морской флоры и фауны14. В Публичной библиотеке, как писал В. Васнецов, «при любезном содействии» Стасова, были отысканы надписи на камне в картине «Витязь на распутье»15.

В русском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах композиторы нашли опору для национальных идеалов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал главным «сказочником». Его наследство огромно: кроме «Садко» со сказочно-былинным сюжетом, это «Сказка о царе Салтане»16 и «Золотой Петушок»17 по одноименным сказкам Пушкина, «Снегурочка»18, «Ночь перед Рождеством»19, «Кащей Бессмертный»20, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»21 и другие.

Но наследие Римского-Корсакова не только в собственных музыкальных произведениях22. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями своих товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков завершил оперу «Князь Игорь» Бородина23, «Хованщину» Мусоргского24, обработал его оперу «Борис Годунов»25. Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Кроме того, он преподавал и руководил в Бесплатной музыкальной школе26, потом — в Императорской консерватории27. И создал композиторскую школу: среди его учеников Аренский28, Глазунов29, Гнесин30, Малишевский31, Прокофьев32, Стравинский33, Танеев34 и многие другие композиторы, дирижеры, музыковеды.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

В. Васнецов. Снегурочка. 1899 г.

Сын за отца

После смерти Римского-Корсакова его сын, Андрей Николаевич Римский-Корсаков35, посвятил себя музыковедческой деятельности: сначала работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. После смерти А.Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на место музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова36, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще одного музыканта, примкнувшего в свое время к «могучей кучке». И сегодня в бывшей Императорской Публичной библиотеке, а ныне Российской национальной, рукописное наследие великих русских музыкантов доступно самой широкой публике37.

Римский корсаков сказка о царе салтане история создания

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Печатный экземпляр с пометами Н.А. Римского-Корсакова.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

1. В конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество перечисленных русских композиторов, носившее первоначально название Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы считали себя последователями М.И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название «Могучая кучка», закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867).

2. В 1863 г. произошел знаменитый «бунт» группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемый И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как «бунт 14-ти», суть его сводилась к тому, что выпускники отказались писать конкурсную работу на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив отказ на свои требования от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И. Е. Далекое близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников — первую в истории российского изобразительного искусства независимую творческую организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя деньги в общую кассу. По вечерам в Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. В.В. Стасов симпатизировал Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии в ряде своих статей восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.

3. Н.А. Римский-Корсаков начал сочинять музыкальные произведения с 11 лет, М.А. Балакирев — с 10, М.П. Мусоргский — с 13, Ц.А. Кюи — с 12 лет.

4. Пушкин А.С. О народном воспитании // Собр. соч.: в 10 т. М., 1976. Т. 7. С. 357.

5. Римские-Корсаковы — древний русский дворянский род. Семья была известна своими традициями службы на флоте: В.Я. Римский-Корсаков (1702-1757) был вице-адмиралом, участником русско-шведской войны 1741-1743 гг.; Н.П. Римский-Корсаков (1793-1848) — дядя композитора, вице-адмирал, директор Морского корпуса; В.А. Римский-Корсаков (1822-1871) — мореплаватель, географ, гидрограф, директор Морского корпуса, реорганизатор системы военно-морского образования, старший брат композитора, имевший большое влияние на своего младшего брата. Всего в роду Римских-Корсаковых моряками были 18 человек. Ничего удивительного, что, следуя семейной традиции, мечтавший о путешествиях Н.А. Римский-Корсаков в 1856 г. поступил учиться в Морской кадетский корпус.

6. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу р. Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, основанного еще в середине XVI в.

7. По выражению В.В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка. — А.В., Г.М.) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке» (Цит. по: Левашева О.Е., Лебедева-Емелина А.В. Глинка Михаил Иванович // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 7. С. 234).

8. Идею написать музыкальное произведение, посвященное образу героя многих старинных русских былин — новгородского гусляра Садко, В.В. Стасов предложил М.А. Балакиреву, она не увлекла композитора, но ею заинтересовался М.П. Мусоргский, которой также вскоре охладел к ней. Н.А. Римский-Корсаков в 1865 г. вернулся из длительного плавания и был полон морских впечатлений, но уже понимал, что его будущее — музыка, и Мусоргский предложил этот сюжет ему. По окончании работы Римский-Корсаков писал Мусоргскому: «»Садко» кончен… и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали… Еще раз вам спасибо…» (Рахманова М. Римский-Корсаков. «Садко» (музыкальная картина. URL: https://www.belcanto.ru/rimsky_sadko.html (дата обращения: 10.09.2021)). Первое исполнение этой музыкальной картины состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением М.А. Балакирева 9 декабря 1867 г.

9. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) — музыкальный и художественный, критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Служил в Императорской Публичной библиотеке в 1856-1906 гг. О роли В.В. Стасова в качестве идеолога этого музыкального товарищества подробнее см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Трудоголик «стасовского клана»//Родина. 2021. N 9. С. 130-133.

10. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Под ред. и с доп. А.Н. Римского-Корсакова. М., 1928. С. 120. См. также примеч. 1.

11. Римский-Корсаков Н.А. Указ. соч. С. 40.

12. Римский-Корсаков Н. А. Указ. соч. С. 115.

13. Опера «Садко» была завершена в 1896 г. Впервые поставлена в Частной опере Г.Г. Солодовникова в Москве в 1897 г.

14. В письме В.В. Стасову от 25 декабря 1873 г. И.Е. Репин писал: «Вы не поверите, как я рад, что Вы отнеслись к этой теме (сюжете о Садко. — А.В., Г.М.) так же, как я! Да, да, пожалуйста, дайте мне указания на все материалы, какие есть, и я Вам изложу, какие мне нужны: во-первых, былину о Садко (я ее очень давно читал и почти не помню), 2-е — костюмы всевозможных эпох…, 3-е — архитектуру всяких стилей (для мотивов), особенно мавританской, индийской, японской и американской, 4-е — политипажи из естественной истории, преимущественно морских растений и животных (сколь возможно полнее)» // (Репин И.Е. Письма. М.-Л. 1948. С. 82-83).

15. Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову 5 ноября 1898 г. // (Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926: сайт художника. URL: http://www.vasnecov.ru/?type= page&page=94eb924f-d6d3-4e53-ba2d-4a8c617efbea&item= 4d9eb913-0ffe-4846-b231-0c70db76aff0 (дата обращения: 10.09.2021)).

16. Опера была написана к осени 1899 г. Премьера ее состоялась 21 октября 1900 г. на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра.

17. Опера была написана в 1907 г., однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось.

18. Премьера оперы состоялась 10 февраля 1882 г. в Мариинском театре.

19. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1895 г. в Мариинском театре.

20. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1902 г. в оперном театре Солодовникова в Москве.

21. Либретто написано композитором совместно с поэтом и либреттистом В.И. Бельским. Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 г. в Мариинском театре.

22. Свидетельством этого являются и сегодняшние диссертационные исследования: Барсова Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: на примере жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2007. 42 с.; Стефанович Д.В. Композиторская школа Н.А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017. 23 с.

23. Оперный сюжет на тему «Слова о полку Игореве» был предложен А.П. Бородину В.В. Стасовым в 1869 г. Либретто было написано Бородиным совместно со Стасовым. Композитор работал над созданием оперы с перерывами в течение 19 лет, но не успел закончить ее до смерти. По записям Бородина ее завершили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября 1890 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра.

24. В написании оперы Мусоргскому помогал В.В. Стасов, с которым композитор постоянно вел переписку (см., например: Письмо В.В. Стасову от 12 июля 1872 г. // Мусоргский М. П. Письма. URL: http://az.lib.ru/m/musorgskij_m_p/text_0020.shtml (дата обращения: 12.04.2021)). Мусоргский писал «Хованщину» с перерывами до последних дней жизни, но так и не довел до конца: Впервые всю оперу оркестровал Римский-Корсаков. Он значительно изменил оперу, дописав необходимые связки, сменив тональность некоторых фрагментов. «Хованщина» была поставлена в 1911 г. на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. В обеих постановках принимал участие Ф.И. Шаляпин.

25. Премьера оперы состоялась в январе 1874 г. на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный прием публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара. В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

26. Бесплатная музыкальная школа — частная музыкально-просветительская организация в Петербурге была основана в 1862 г. по инициативе М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина. Состояла под императорским покровительством. Учениками ее были жители столицы, без возрастных и социальных ограничений. В 1874-1881 гг. Римский-Корсаков был директором школы. Преемницей ее с 1918 г. стала Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге.

27. С 1871 г. Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки.

28. Антон Степанович Аренский (1861-1905) — композитор, пианист, дирижер и педагог.

29. Александр Константинович Глазунов (1865-1936) — композитор, дирижер, директор Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории в 1905-1928 гг.

30. Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) — композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик.

31. Витольд Осипович Малишевский (1873-1939) — композитор, музыкальный педагог.

32. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель.

33. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) — композитор.

34. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) — композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель.

35. Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878-1940) работал в Отделении искусств и технологий Публичной библиотеки, занимался обработкой и описанием рукописных музыкальных фондов. Подробно о нем см.: Петрицкий В.А. Римский-Корсаков Андрей Николаевич // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

36. Анастасия Сергеевна Ляпунова (1903-1973) — музыковед, текстолог. Занималась описанием музыкальных фондов, ею обработаны фонды А.К. Глазунова, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирева, С.М. Ляпунова, А.К. Лядова и др. В годы Великой Отечественной войны сопровождала эвакуированные фонды Библиотеки в Мелекесс. Подробно о ней см.: Рамазанова Н.В. Ляпунова Анастасия Сергеевна // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

37. Богатейшие рукописные музыкальные фонды описаны и хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

  • Рингтон сказки венского леса
  • Рики тики тави это сказка или рассказ
  • Рики тики тави аудио рассказ
  • Речь стройна и собрана как пишется
  • Реч нки как пишется