Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

Поспорили как-то пушкин с жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. так в 1831 г. и появилась сказка о царе

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

Продолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех молодых людей, которые в начале 60-х годов XIX века образовали кружок «новой музыкальной школы»1. М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин… В то же самое время произошло создание первого независимого творческого объединения — Санкт-Петербургской артели художников, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств2. Пришло время молодых гениев, которым были неизвестны или наскучили привычные границы и классические каноны.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

А. Михайлов. Могучая кучка. 1950 г.

Споры о вечном

Эта молодежь имела неплохое домашнее образование с иностранными языками, уроками рисования и музицирования (вплоть до сочинения собственных маленьких произведений)3. Но домашнему воспитанию, особенно дворянских детей, не хватало знаний жизни, «понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести», как писал А.С. Пушкин4. Хотя с детских лет в их сознании и складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, например, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса5 в родительском доме — напротив Тихвинского монастыря6.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

В. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

Освоение и продвижение русского национального направления в культуре стало целью нового поколения. Новаторские школы музыкантов и художников были продолжателями дела Пушкина и Глинки7. Молодые творческие люди, собираясь вместе, не только развлекались, но и обсуждали «вечные вопросы», спорили об искусстве, читали «свежие» статьи и книги, слушали музыкальные произведения или рисовали, обменивались впечатлениями, делились идеями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального «Садко»8.

А опекал молодую поросль старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской Публичной библиотеки9.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». IV действие. Явление Царевны Лебеди. Автограф с дарственной надписью автора Н.И. Забелы-Врубель. 1900 г.

Рождение сказки

Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как Стасов сначала «бестактно обозвал их могучей кучкой»10; вечерами «читал нам вслух отрывки из «Одиссеи», в видах просвещения моей особы»11; «восторгался, гудел, шумел» по поводу успехов молодых авторов и исполнителей12. У Стасова в «Публичке» они черпали знания и вдохновение для своих произведений. Так появился сюжет для оперы «Садко» Римского-Корсакова13. И для репинской картины «Садко» там тоже нашлись материалы с образцами костюмов, морской флоры и фауны14. В Публичной библиотеке, как писал В. Васнецов, «при любезном содействии» Стасова, были отысканы надписи на камне в картине «Витязь на распутье»15.

В русском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах композиторы нашли опору для национальных идеалов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал главным «сказочником». Его наследство огромно: кроме «Садко» со сказочно-былинным сюжетом, это «Сказка о царе Салтане»16 и «Золотой Петушок»17 по одноименным сказкам Пушкина, «Снегурочка»18, «Ночь перед Рождеством»19, «Кащей Бессмертный»20, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»21 и другие.

Но наследие Римского-Корсакова не только в собственных музыкальных произведениях22. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями своих товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков завершил оперу «Князь Игорь» Бородина23, «Хованщину» Мусоргского24, обработал его оперу «Борис Годунов»25. Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Кроме того, он преподавал и руководил в Бесплатной музыкальной школе26, потом — в Императорской консерватории27. И создал композиторскую школу: среди его учеников Аренский28, Глазунов29, Гнесин30, Малишевский31, Прокофьев32, Стравинский33, Танеев34 и многие другие композиторы, дирижеры, музыковеды.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

В. Васнецов. Снегурочка. 1899 г.

Сын за отца

После смерти Римского-Корсакова его сын, Андрей Николаевич Римский-Корсаков35, посвятил себя музыковедческой деятельности: сначала работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. После смерти А.Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на место музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова36, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще одного музыканта, примкнувшего в свое время к «могучей кучке». И сегодня в бывшей Императорской Публичной библиотеке, а ныне Российской национальной, рукописное наследие великих русских музыкантов доступно самой широкой публике37.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Печатный экземпляр с пометами Н.А. Римского-Корсакова.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

1. В конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество перечисленных русских композиторов, носившее первоначально название Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы считали себя последователями М.И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название «Могучая кучка», закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867).

2. В 1863 г. произошел знаменитый «бунт» группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемый И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как «бунт 14-ти», суть его сводилась к тому, что выпускники отказались писать конкурсную работу на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив отказ на свои требования от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И. Е. Далекое близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников — первую в истории российского изобразительного искусства независимую творческую организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя деньги в общую кассу. По вечерам в Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. В.В. Стасов симпатизировал Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии в ряде своих статей восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.

3. Н.А. Римский-Корсаков начал сочинять музыкальные произведения с 11 лет, М.А. Балакирев — с 10, М.П. Мусоргский — с 13, Ц.А. Кюи — с 12 лет.

4. Пушкин А.С. О народном воспитании // Собр. соч.: в 10 т. М., 1976. Т. 7. С. 357.

5. Римские-Корсаковы — древний русский дворянский род. Семья была известна своими традициями службы на флоте: В.Я. Римский-Корсаков (1702-1757) был вице-адмиралом, участником русско-шведской войны 1741-1743 гг.; Н.П. Римский-Корсаков (1793-1848) — дядя композитора, вице-адмирал, директор Морского корпуса; В.А. Римский-Корсаков (1822-1871) — мореплаватель, географ, гидрограф, директор Морского корпуса, реорганизатор системы военно-морского образования, старший брат композитора, имевший большое влияние на своего младшего брата. Всего в роду Римских-Корсаковых моряками были 18 человек. Ничего удивительного, что, следуя семейной традиции, мечтавший о путешествиях Н.А. Римский-Корсаков в 1856 г. поступил учиться в Морской кадетский корпус.

6. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу р. Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, основанного еще в середине XVI в.

7. По выражению В.В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка. — А.В., Г.М.) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке» (Цит. по: Левашева О.Е., Лебедева-Емелина А.В. Глинка Михаил Иванович // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 7. С. 234).

8. Идею написать музыкальное произведение, посвященное образу героя многих старинных русских былин — новгородского гусляра Садко, В.В. Стасов предложил М.А. Балакиреву, она не увлекла композитора, но ею заинтересовался М.П. Мусоргский, которой также вскоре охладел к ней. Н.А. Римский-Корсаков в 1865 г. вернулся из длительного плавания и был полон морских впечатлений, но уже понимал, что его будущее — музыка, и Мусоргский предложил этот сюжет ему. По окончании работы Римский-Корсаков писал Мусоргскому: «»Садко» кончен… и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали… Еще раз вам спасибо…» (Рахманова М. Римский-Корсаков. «Садко» (музыкальная картина. URL: https://www.belcanto.ru/rimsky_sadko.html (дата обращения: 10.09.2021)). Первое исполнение этой музыкальной картины состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением М.А. Балакирева 9 декабря 1867 г.

9. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) — музыкальный и художественный, критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Служил в Императорской Публичной библиотеке в 1856-1906 гг. О роли В.В. Стасова в качестве идеолога этого музыкального товарищества подробнее см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Трудоголик «стасовского клана»//Родина. 2021. N 9. С. 130-133.

10. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Под ред. и с доп. А.Н. Римского-Корсакова. М., 1928. С. 120. См. также примеч. 1.

11. Римский-Корсаков Н.А. Указ. соч. С. 40.

12. Римский-Корсаков Н. А. Указ. соч. С. 115.

13. Опера «Садко» была завершена в 1896 г. Впервые поставлена в Частной опере Г.Г. Солодовникова в Москве в 1897 г.

14. В письме В.В. Стасову от 25 декабря 1873 г. И.Е. Репин писал: «Вы не поверите, как я рад, что Вы отнеслись к этой теме (сюжете о Садко. — А.В., Г.М.) так же, как я! Да, да, пожалуйста, дайте мне указания на все материалы, какие есть, и я Вам изложу, какие мне нужны: во-первых, былину о Садко (я ее очень давно читал и почти не помню), 2-е — костюмы всевозможных эпох…, 3-е — архитектуру всяких стилей (для мотивов), особенно мавританской, индийской, японской и американской, 4-е — политипажи из естественной истории, преимущественно морских растений и животных (сколь возможно полнее)» // (Репин И.Е. Письма. М.-Л. 1948. С. 82-83).

15. Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову 5 ноября 1898 г. // (Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926: сайт художника. URL: http://www.vasnecov.ru/?type= page&page=94eb924f-d6d3-4e53-ba2d-4a8c617efbea&item= 4d9eb913-0ffe-4846-b231-0c70db76aff0 (дата обращения: 10.09.2021)).

16. Опера была написана к осени 1899 г. Премьера ее состоялась 21 октября 1900 г. на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра.

17. Опера была написана в 1907 г., однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось.

18. Премьера оперы состоялась 10 февраля 1882 г. в Мариинском театре.

19. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1895 г. в Мариинском театре.

20. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1902 г. в оперном театре Солодовникова в Москве.

21. Либретто написано композитором совместно с поэтом и либреттистом В.И. Бельским. Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 г. в Мариинском театре.

22. Свидетельством этого являются и сегодняшние диссертационные исследования: Барсова Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: на примере жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2007. 42 с.; Стефанович Д.В. Композиторская школа Н.А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017. 23 с.

23. Оперный сюжет на тему «Слова о полку Игореве» был предложен А.П. Бородину В.В. Стасовым в 1869 г. Либретто было написано Бородиным совместно со Стасовым. Композитор работал над созданием оперы с перерывами в течение 19 лет, но не успел закончить ее до смерти. По записям Бородина ее завершили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября 1890 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра.

24. В написании оперы Мусоргскому помогал В.В. Стасов, с которым композитор постоянно вел переписку (см., например: Письмо В.В. Стасову от 12 июля 1872 г. // Мусоргский М. П. Письма. URL: http://az.lib.ru/m/musorgskij_m_p/text_0020.shtml (дата обращения: 12.04.2021)). Мусоргский писал «Хованщину» с перерывами до последних дней жизни, но так и не довел до конца: Впервые всю оперу оркестровал Римский-Корсаков. Он значительно изменил оперу, дописав необходимые связки, сменив тональность некоторых фрагментов. «Хованщина» была поставлена в 1911 г. на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. В обеих постановках принимал участие Ф.И. Шаляпин.

25. Премьера оперы состоялась в январе 1874 г. на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный прием публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара. В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

26. Бесплатная музыкальная школа — частная музыкально-просветительская организация в Петербурге была основана в 1862 г. по инициативе М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина. Состояла под императорским покровительством. Учениками ее были жители столицы, без возрастных и социальных ограничений. В 1874-1881 гг. Римский-Корсаков был директором школы. Преемницей ее с 1918 г. стала Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге.

27. С 1871 г. Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки.

28. Антон Степанович Аренский (1861-1905) — композитор, пианист, дирижер и педагог.

29. Александр Константинович Глазунов (1865-1936) — композитор, дирижер, директор Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории в 1905-1928 гг.

30. Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) — композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик.

31. Витольд Осипович Малишевский (1873-1939) — композитор, музыкальный педагог.

32. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель.

33. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) — композитор.

34. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) — композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель.

35. Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878-1940) работал в Отделении искусств и технологий Публичной библиотеки, занимался обработкой и описанием рукописных музыкальных фондов. Подробно о нем см.: Петрицкий В.А. Римский-Корсаков Андрей Николаевич // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

36. Анастасия Сергеевна Ляпунова (1903-1973) — музыковед, текстолог. Занималась описанием музыкальных фондов, ею обработаны фонды А.К. Глазунова, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирева, С.М. Ляпунова, А.К. Лядова и др. В годы Великой Отечественной войны сопровождала эвакуированные фонды Библиотеки в Мелекесс. Подробно о ней см.: Рамазанова Н.В. Ляпунова Анастасия Сергеевна // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

37. Богатейшие рукописные музыкальные фонды описаны и хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

Конспект урока

Музыка, 2 класс

Урок 2. «Музыкальный сказочник: Н.А.
Римский-Корсаков»

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Знакомство со сказочными образами в русской
    музыке на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова.
  2. Выявление и исполнение выразительных и
    изобразительных интонаций в музыке Н.А. Римского-Корсакова.
    Изобразительные возможности симфонического оркестра.
  3. Расширение представлений о музыкальном
    театре: опера, сказочная опера, опера-былина.
  4. Жанр симфонической сюиты. Сказочные образы в
    сюите.
  5. Пластические импровизации и другие виды
    музицирования.

Глоссарий по теме:

Музыкальной живописью называют музыку, которая вызывает в нашем воображении яркие
зрительные образы, словно «рисует картины».

Таким свойством обладают многие произведения
Н.А. Римского-Корсакова. Слушая «Океан-море синее», мы словно видим величавое
море, как будто слышим его шум, чувствуем изменения его состояния, представляем
даже цвет моря.

Слушателям нередко хочется нарисовать,
изобразить услышанное.

Ключевые слова

Опера, опера-былина, гусли, симфонический
оркестр, море, сюита, сказка, образы.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]:
    учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение,
    2017. – С. 14-17.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс
    «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П.
    Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта
    [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 239-240.

На уроке мы узнаем о
разнообразии изобразительных интонаций в русской музыке;

научимся сравнивать
сюжеты и темы;

сможем изобразить
музыку.

Основное содержание урока

  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков –
    композитор-сказочник: большая часть произведений написана на сказочный
    сюжет. Он был великим сказочником. И не только потому, что умел музыкой
    пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и
    сказания, строить небывалые чертоги. Римский – Корсаков был сказочником,
    потому что в сказке видел целый мир народной выдумки.
  2. Посмотрите видеофрагмент, в котором звучит
    музыка Римского-Корсакова. Какое настроение передаёт нам песня, которую
    исполняет главный герой? О каком инструменте рассказывается в песне?
    Определите жанр песни, которую исполняет главный герой: она лирическая,
    трудовая или хороводная?
  3. Николай Андреевич Римский-Корсаков — русский
    композитор, педагог, музыкальный деятель. Главным жанром его творчества
    была опера. Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней
    очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках.
    В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в
    опере-балете «Млада». Зажигательная яркая хороводная песня передает образ
    русской души Садко, главного героя оперы – былины композитора Николая
    Римского – Корсакова «Садко».
  4. Опера – музыкальный спектакль, где
    действующие лица не говорят, а поют. Опера – былина «Садко», написана на
    основе русских былин. Давайте представим, что мы находимся вместе с
    главным героем, на пиру у морского царя, споём песню вместе с ним,
    импровизируя игру на гуслях. Такой характер складывается благодаря
    быстрому темпу; смене динамических оттенков: громко – форте и тихо –
    пиано; необычному острому ритму.
  5. Вы уже знаете, что музыкальные звуки бывают
    короткими и длинными. Сочетание звуков разной длительности, образуют ритм.
    Острый ритм, который вы почувствовали в этой песне, образуется путем
    удлиненной сильной доли и укороченной слабой. Музыканты называют такой
    ритм – пунктирный. В нотах пунктирный ритм обозначается точкой рядом с
    удлиненной нотой. Вы видите, в этом фрагменте пунктирный ритм состоит из
    восьмой нотки и шестнадцатой.
  6. Оперу-былину «Садко» открывает музыкальное
    вступление, которое рисует образ моря. Послушайте вступление к опере
    «Садко» и свободными жестами покажите движение и характер музыки. Главную
    изобразительную интонацию, из которой вырастает картина моря, композитор
    передаёт звучанием симфонического оркестра. Спокойная, но грозная морская
    стихия, ровно катятся волны в необъятном морском просторе. Глухой гул
    стоит над океанской ширью. Спойте главную интонацию вступления, из которой
    вырастает картина моря. Композитор создал захватывающую морскую картину на
    основе интонации, построенной всего из трёх звуков. Мажорный лад произведения,
    медленный темп, два пиано – (очень тихое звучание оркестра), низкие звуки,
    — создают бескрайность морских просторов, где не видно ни корабля, ни
    живого существа.
  7. Низкие звуки в нотной записи записываются
    после ключа, который называется – Басовый.
  8. На основе сказки А.С. Пушкина,
    Римский-Корсаков написал свою, музыкальную, сказку — оперу о царе Салтане,
    его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. «Три чуда» — вот где музыка
    поистине живописна. Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой
    поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар
    горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. Послушайте фрагмент
    симфонической картины «Три чуда» и покажите свободными жестами характер
    мелодии каждого из чудес.
  9. В опере «Сказка о царе Салтане» Римский –
    Корсаков музыкой передаёт полёт шмеля, который летит через море. Быстрый
    темп, короткие и очень короткие длительности нот, меняющаяся динамика,
    тембр скрипки – всё это так и заставляет нас оглянуться, чтобы убедиться,
    что мы слышим именно музыку.
  10. Симфоническую сюиту «Шехеразада» композитор
    написал по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Музыкальное
    повествование строится как череда сказочных картин и портретов сказочных
    героев.
  11. В музыкальных картинках Римский-Корсаков описывал
    и пробуждение трепетной весны, и роскошь осени, и яркие картины южного
    лета, и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было
    море. Его море то величаво вздымает волны, то спокойно дышит, то нежно и
    ласково колышется. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков —
    настоящий чародей музыкальной живописи и великий сказочник в русской
    музыке.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса:

Послушайте Вступление к опере-былине «
Садко» — «Океан-море синее».

Какой образ моря рисует музыка?

Из предложенных вариантов выберите тот,
который по характеру соответствует образу прозвучавшей музыки.

Варианты ответов:

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио3.mp3».

Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине
«Садко» — «Океан-море синее».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие
варианты.

Подсказка: Представьте, какой образ
моря хотелось бы вам нарисовать при прослушивании этого фрагмента?

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса:

Послушайте музыку Н.А. Римского-Корсакова
из оперы «Сказка о царе Салтане». Определите название солирующего инструмента.

Варианты ответов:

1. Флейта.

2. Свирель.

3. Скрипка.

4. Арфа.

5. Гусли.

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио5.mp3».

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе
Салтане». «Полёт шмеля».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант 3. Скрипка.

Неправильные варианты: все другие
варианты.

Подсказка: Подумай, какой
инструмент мог изобразить звенящий звук, похожий на жужжание шмеля?

Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

Реферат

по
музыке на тему

«Оперная
музыка Римского-Корсакова на сюжеты русских народных сказок»

Выполнила:
ученица 8В класса                                                                           
Буторова Галина Евгеньевна

Учитель:
Пирогова Нина Николаевна

Чебоксары 
2020

Содержание

1.     Введение……………………………………………………………..3

2.     Биография
композитора…………………………………………….4

3.     История
оперной музыки на сюжеты русских народных сказок………………………………………………………………….5

4.     Краткое
описание опер на сюжеты сказок…………………………9

5.     Заключение………………………………………………………….13

6.     Список
использованных источников………………………………14

Введение.

Имя Николая
Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов
второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный
композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор
трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель,
оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни»,
Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника.
Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве.

Римский-Корсаков
часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы».
Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, умное, одухотворённое
лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, — всё это говорило
о человеке большой воли и требовательности к себе.

Удивительный мастер
оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий
сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая
Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое
олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

3

Биография
композитора.

Родился Николай Андреевич
Римский-Корсаков в 1844 году, в городе 
Тихвине Новгородской губернии в
дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. Отец
композитора, Андрей Петрович, служил некоторое время новгородским
вице-губернатором, а затем — 
волынским гражданским
губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью 
крепостной крестьянки и
богатого помещика Василия Фёдоровича 
Скарятина. В
воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по
тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела
играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в
богатой семье александровского времени».

В 6
лет началось домашнее обучение Римского-Корсакова, в том числе и игре на
фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее
впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также
русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные
произведения.

Потомок славной российской
династии Николай Римский Корсаков был отдан в Морской кадетский корпус в
двенадцатилетнем возрасте. Учеба в корпусе позволяла расширить познания в
музыке. Николай знакомится с композитором Балакиревым, оказавшим на его
творчество заметное влияние. Римский-Корсаков входил в балакиревский кружок
(впоследствии – «Могучая кучка»), начал работу над Первой симфонией.

С 1862 по 1865 год Николай
Андреевич участвует в морской экспедиции на судне «Алмаз». По возвращении из
кругосветного плавания он обращается к фольклору славян, начинает оперу
«Садко», пишет увертюры, сочинение «Сербская фантазия» (1867). Одновременно
композитор служит по морскому ведомству, в инспекции оркестров флота.

Значительный вклад
Римский-Корсаков внес в педагогическую деятельность, будучи профессором
консерватории и директором музыкальной школы.

Расцвет творчества композитора
пришелся на девяностые годы. В это время были написаны «Снегурочка», «Млада»
(обе 1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), закончена опера «Садко» (1897),
Симфония №2, «Моцарт и Сальери», Псковитянка (1898). В 1906 году
Римский-Корсаков становится членом Шведской академии.

Во время революции 1905 года
Николай Андреевич занимал либеральную позицию и даже на время оставил
преподавание в консерватории, из-за несогласия с администрацией. В последние
годы жизни он много времени проводил в усадьбе под Петербургом, где в 1908 года
скончался от инфаркта.

4

История оперной музыки на сюжеты русских народных сказок.

«Я никогда не верил и не
верю, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете
сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных
оперных форм», — говорил Николай Римский-Корсаков.

«Снегурочка» — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом,
либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера состоялась в
Мариинском театре Санкт-Петербурга 29 января 1882 г., под управлением Э.
Направника.

В
оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке,
«Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и
проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин
национального искусства.

Театр
не сразу нашел достойную этой оперы сценическую форму. Первая постановка была
малоудачна, как и некоторые последующие. По существу, начало сценической жизни
«Снегурочки» было положено в Московской частной опере, где впервые произведение
предстало в достойной его декоративной оправе (художник В. Васнецов).
Спектакль, показанный в 1885 г., не сходил со сцены долгие годы.

«Снегурочка»
по признанию самого композитора – лучшая его опера. Конечно, для кого-то
монументальность «Китежа» или гармонические новации «Золотого петушка» могут
показаться куда интереснее, значимее. Однако трудно не поддаться
необыкновенному обаянию этой весенней сказки, представляется, что здесь
композитору в наиболее полной мере удалось выразить те мотивы своих душевных и
творческих устремлений, что будут им развиваться в последующих произведениях до
конца жизни.

Начиная
с премьеры, «Снегурочка» прочно вошла в репертуар отечественных театров. Именно
она была первой оперой, поставленной в московском Большом театре (1893 год),
где долго не давали хода произведениям композитора. Именно этой оперой Большой
театр в 2002 году открыл свою новую сцену на Театральной площади (режиссер – Д.
Белов, дирижер – Н. Алексеев). В советское время «Снегурочка» входила в
репертуар многих отечественных театров, в Большом и Кировском театрах сложилась
целая плеяда замечательных исполнителей центральных партий этой оперы. Выдающимся
интерпретатором титульной роли была в середине 1950-х годов Т. Лаврова в
ленинградском МаЛеГОТе.

5

«Сказка
о царе Салтане»

последняя из относительно «безмятежных» сказочных опер Римского-Корсакова.
Наступали другие времена, и последующие произведения этого жанра (который
сопутствовал композитору всю его творческую жизнь) были уже более
сатирическими, нежели народно-фантастическими («Кащей бессмертный», «Золотой
петушок»).

Прекрасная
опера «Сказка о Царе Салтане»  была создана Н. А. Римским-Корсаковым к
100-летнему юбилею А. С. Пушкина, хотя В. Стасов еще в 1880-х гг. обращал
внимание композитора на этот сюжет.3 ноября (21 октября) 1900 года в Москве в
Товариществе русской частной оперы состоялась премьера «Сказки о царе Салтане».

Проследим
кратко постановочную судьбу произведения. В 1902 году опера была поставлена в
Петербургской консерватории (антреприза У. Гвиди, дирижер В. Зеленый), в 1906 в
Оперном театре Зимина (дирижер Ипполитов-Иванов). Только в 1913 произведение
«добралось» до императорских театров и было исполнено в Москве (Большой театр,
дирижер Э. Купер, партию Салтана пел Г. Пирогов, Царевны-Лебедя – Е.
Степанова). В 1915 была осуществлена постановка оперы в Мариинском театре
(дирижер А. Коутс, партию Гвидона исполнил выдающийся тенор И. Ершов). В
советское время опера также неоднократно ставилась в Ленинграде (1937), Риге
(1947), Москве (1959, Большой театр, дирижер В. Небольсин), Куйбышеве (1959),
Фрунзе (1964) и других городах Советского Союза. Еще раз в репертуаре Большого
театр опера появилась в 1986 году (дирижер А. Лазарев, режиссер – Г. Ансимов).

В
главных ролях были задействованы (кроме Забелы) известнейшие певцы А.
Секар-Рожанский, Е. Цветкова и др. Режиссер М. Лентовский создал яркий
сказочный мир народно-ярмарочного действа. Композитор активно участвовал в
постановочном процессе. Например, по его настоянию шмеля и белку изображали
дети (а не механические куклы, как предполагал режиссер). Особо следует сказать
о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором
сыграл дирижер М. Ипполитов-Иванов, сумевший раскрыть замечательные
изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки
Римского-Корсакова (вступление ко 2 акту «В синем море звезды блещут»,
симфоническая картина «Три чуда», «Полет шмеля» и др.). Сам композитор был
весьма доволен работой театра (что, при известной всем его строгости и
взыскательности, можно рассматривать как значительное достижение Товарищества).

«Кащей  бессмертный»— осенняя сказочка Н. Римского-Корсакова в
1 д. (3 к.), либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по
сценарию Е. Петровского.

6

Опера
создавалась в годы подъема революционного движения в России и отразила
оппозиционные настроения композитора. Премьера: Москва, Товарищество русской
частной оперы, 12 декабря 1902 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова (Н.
Забела — Царевна, М. Бочаров — Иван-царевич, В. Петрова-Званцева — Кащеевна).

В 1905
г., когда Римский-Корсаков покинул Петербургскую консерваторию в знак
солидарности с протестующим студенчеством, исполнение оперы 27 марта в
помещении театра В. Комиссаржевской учащимися консерватории под управлением А.
Глазунова явилось выдающимся художественным и общественным событием. На
императорской сцене «Кащей» не шел из-за его содержания, неприемлемого для
властей. В 1908 г. его поставили в Опере Зимина под управлением Э. Купера, и
только в канун Февральской революции 1917 г. он был допущен на сцену Большого
театра (премьера — 25 января). Спектакль в режиссуре В. Лосского благодаря
участию в нем выдающихся исполнителей стал значительным художественным
явлением. Партию Царевны исполняла А. Нежданова, Кащеевны — Н. Обухова,
Ивана-царевича — С. Мигай, дирижировал Э. Купер. После Октябрьской революции
опера прозвучала в полную силу. В 1919 г. она была поставлена в Мариинском
театре. Образ Кащея, созданный в этом спектакле И. Ершовым, остался
непревзойденным. Из последующих постановок следует отметить осуществленные
Театром им. Немировича-Данченко (1944) и Малым оперным театром в Ленинграде
(1950).

«Золотой петушок» — небылица в лицах Н. Римского-Корсакова в 3 д. с
прологом и эпилогом, либретто В. Бельского по «Сказке о золотом петушке» А.
Пушкина. При жизни Римского-Корсакова оперу в ее оригинальном виде так и не
поставили. Год спустя после смерти композитора, в 1909 году, состоялась
премьера «Золотого петушка» в театре Сергея Зимина.

15
октября 1906 года Николай Андреевич Римский-Корсаков начертал в своей записной
книжке короткую мелодическую фразу, ставшую зачином задуманной им новой оперы.
То был клич Золотого петушка: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» С этого
музыкального наброска начнет композитор сочинение своей последней оперы. Клич
Петушка не один раз прозвучит внутри композиции, откроет и замкнет действие.
Опера «Золотой петушок», как ни одно из других произведений Римского-Корсакова,
отмечена печатью времени, несет в себе отголосок общественных перемен и
потрясений, которые глубоко волновали композитора.

Римский-Корсаков
и Бельский определили жанр «Золотого петушка» как «небылицу в лицах» — по
контрасту с «былью-колядкой» (опера «Ночь перед Рождеством») и «оперой-былиной»
(«Садко»).

7

У
Пушкина небылица — это сказка, выдумка, то, что противостоит реальности, ведь
людская молва «быль и небыль разглашала».

Опера
Римского-Корсакова, как и все предыдущие сочинения композитора, примечательна
глубинной связью с русским фольклором, в первую очередь с такими его
разновидностями, как «скоморошины», «старины», песни, сказки, побасенки
шуточного содержания, рассказывающие о невероятных, намеренно алогичных
событиях, переворачивающих привычные представления о жизни с ног на голову.

Напомним,
что цель свою композитор определил четко: «Додона осрамить окончательно» — и
стрела его музыкальной сатиры ударила сверхметко. Представленное в опере
«Додоново царство» (сиречь самодержавие) фантастичнее самой нелепой выдумки.
Поистине — «небылица в лицах»!

Музыка
«Золотого петушка» буквально ошеломила современников. В ней многое узнавалось
из прежнего творчества композитора — и вместе с тем все поражало новизной. В
своей последней опере Римский-Корсаков открыл новые горизонты в музыке,
заглянул далеко вперед, в XX век. Исследователи не переставали изумляться: «Как
мог композитор на обрыве своего жизненного пути, страдая неизлечимой болезнью,
создать огненно-жгучую сказку, чеканную по форме, наполненную дивной,
одурманивающей прелестью звукокраски и при всем том эмоционально напряженную до
крайней степени сдержанности и лаконизма выражения? «Золотой петушок» —
ослепительная мозаика драгоценных звукосочетаний…. В этой звукосказке все
мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и
магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое
сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное
действо» (Асафьев Б. Об опере. – Л.: Музыка, 1976. – с. 198-199). И еще: от
этой «изумительной партитуры… лежит прямой путь к красочным партитурам
Стравинского.

Впервые
«Золотой петушок» был исполнен, с урезанным либретто, уже после смерти
композитора. Эта самая сложная из всех его опер раскрылась в первых постановках
не во всей полноте и богатстве. Образу Звездочета придавались
мистико-символистские черты, подчеркивалась карикатурность Додона и
эстетизироваласьШемаханская царица. Буффонада и гротеск, смакование грубости в
изображении Додона снижали остроту сатиры. В некоторых спектаклях сатирическое
начало вообще отсутствовало. Так, в 1914 г. в Париже (а затем в Лондоне) во
время одного из «Русских сезонов» С. Дягилева опера была представлена в виде
утонченного зрелища — балета, сопровождаемого пением неподвижных артистов. Этот
эстетский спектакль вызвал протесты в России, в частности со стороны семьи
композитора.

8

Краткое описание опер на сюжеты сказок.

«Снегурочка»

Сохраняя
верность Островскому в последовательности развития действия, лишь сократив
текст, отбросив второстепенные фигуры, Римский-Корсаков разошелся с драматургом
в понимании образа Снегурочки. Если героиня Островского в большей мере дочь
Мороза, то героиня Римского-Корсакова прежде всего дочь Весны. Выросшая в
глухом лесу, охраняемом Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям,
внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится
войти в звонкий и пестрый реальный мир. То, что просто и естественно для людей,
мучительно трудно для Снегурочки. Она завоевывает право называться человеком.

Музыка
показывает, как оттаивает ее сердце; в финальном ариозо, вершине лирического
вдохновения Римского-Корсакова, во всей прелести раскрывается тепло ее сердца.
Но это час гибели Снегурочки. Композитор отнюдь не утверждает правоту извечных
законов природы. Развитие музыкальной драматургии оперы показывает, что законы
эти, приведшие Снегурочку к гибели, не столь уж справедливы: ведь она виновна
только в том, что хотела быть человеком. Музыка рисует образы русской природы,
с первых тактов передавая пробуждение земли от зимней спячки. Духом сказки
овеяны не только фантастические образы (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший), но и
реальные люди: порывистая, простодушно-доверчивая, бесхитростная Купава, мудрый
царь Берендей — поэт и художник, пастух Лель — олицетворение животворящей силы
любви и песни, развеселый пропойца и лентяй бобыль Бакула и бобылиха. После
«Руслана и Людмилы» Глинки ни в одной опере не было такой яркой, многоцветной
картины русской старины. Вместе с тем «Снегурочка» отнюдь не стилизация, в ее
музыке нет эстетского любования архаикой. Это сказочный эпос, утверждающий
неразрывность жизни человека и природы.

В
опере нашли воплощение многие характерные для последующего творчества
композитора краски и приемы. Не прибегая, за немногими исключениями, к
фольклорным цитатам, композитор создает попевки и мелодии, неотличимые от
народных. Весенняя сказка Римского-Корсакова — плод стремительного творческого
процесса (вчерне она написана за шесть недель) и высокого мастерства.
Неисчерпаемо мелодическое и гармоническое богатство партитуры, красочен ее оркестровый
наряд.

9

«Сказка
о царе Салтане»

Сказочные
образы Пушкина давно привлекали Римского-Корсакова. Впервые он попытался
воплотить их в симфонической «Сказке» (1880), навеянной прологом к «Руслану и
Людмиле». В 80-х гг. В. Стасов посоветовал написать оперу на сюжет «Салтана».
Реализована эта мысль была позднее (1899—1900), в период празднования столетия
со дня рождения великого поэта. Композитор стремился сохранить верность
содержанию сказки, либретто В. Бельского включает многие ее стихи. Однако при
создании оперы пришлось развить некоторые мотивы, лишь намеченные у Пушкина,
ввести новые персонажи. Наибольшим изменениям подвергся образ Царевны Лебеди.
Сохранив черты литературного прообраза, она приобрела и новые, превратившись в
олицетворение красоты, поэзии и искусства. Усилена в опере сатирическая линия.
В образах Салтана, Бабарихи и двух старших сестер есть не только добродушная
усмешка, но и ирония. Конечно, Салтан не Додон из Золотого петушка, но он
близок к Додону. При его дворе царят раболепие, тупая покорность,
пресмыкательство. Комически-грозный, туповатый, вздорный, он отнюдь не
безобиден. В Салтане нет ничего от просветленной мудрости Берендея в
Снегурочке, хотя он не лишен и человеческих черт, по-своему искренне любит
жену, с которой был разлучен обманом. Царству Тмутараканскому противопоставлен
город Леденец, вырастающий на острове Буяне. Салтану и его окружению
противостоит светлый образ Лебедь-птицы, превращающейся в Царевну Лебедь.

В
опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа.
Основная ее мысль — искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают
мир — воплощена в высокопоэтической форме. Поэтическая стихия связана с
образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по
красоте симфонических интерлюдиях картинами природы — морской и небесной стихий
— и чудесами Леденца. В первых постановках оперы главенствовало любование
именно этой стороной и выдвинулся образ Царевны Лебеди, в особенности благодаря
вдохновенному исполнению Н. Забелы, а позднее А. Неждановой. В изображении
Салтана и его окружения подчеркивались комедийные черты. К сожалению,
карикатурность, шаржировка стали традицией. Замысел Римского-Корсакова много
сложнее, глубже и богаче подобного подхода. Осмеяние Салтанова мира не может
осуществляться только внешними приемами, к тому же утрированными. Царь не
кукла, не паяц, а человек — иначе непонятно, за что его полюбила Милитриса.

10

«Кащей
Бессмертный»

Николай
Римский-Корсаков в своей музыке с огромной силой передает атмосферу мертвого,
бездушного царства.Кащей околдовал, поработил волю своих рабов, закрыл им выход
в жизнь. Тоскует и плачет в плену Царевна, разлученная с любимым. Музыка
передает холодную жестокость насильника, страдание человека, мечтающего о
свободе. На помощь Царевне спешит Иван-царевич, но на его пути вырастает
прекрасная и злая дочь Кащея, одурманивающая витязя. В образе Кащеевны
показано, что красота, чуждая добра, лишенная высокого этического идеала,
вырождается в уродство. Кащей лишил дочь способности любить, страдать,
радоваться: он будет жив, пока Кащеевна не испытает чувства жалости, ибо его
смерть заключена в слезке дочери. Но встреча с Иваном-царевичем пробуждает в
ней то, что пытался уничтожить отец. Она испытывает волнение, впервые полюбив и
почувствовав жалость. Кащей умирает, а Кащеевна превращается в иву. Кончается
власть зла. Буря-богатырь — олицетворение скованной до времени силы народа —
распахивает ворота Кащеева царства навстречу свободе. Преображается природа:
приходит весна, солнце озаряет прекрасный мир.

«Золотой
петушок»

Это последняя опера Римского-Корсакова и одно из высших его
достижений.
Она лишена
положительных героев. В ней запечатлены горестные раздумья композитора о судьбе
России в эпоху после революции 1905 г. По богатству красок, яркости звуковой
палитры, мудрой изобретательности, гармонической уравновешенности всех элементов
это произведение удивительно.

В
цикле сказок, начатом «Снегурочкой», это произведение ближе всего к «Сказке о
царе Салтане» и «Кащею бессмертному». Но сатирические мотивы получают здесь еще
более яркое воплощение, «небылица в лицах» становится обличением деспотизма.
Додон, в отличие от Салтана,— жестокий, глупый, сластолюбивый и в то же время
бессильный тиран. Он поработил своих подданных и довел их до полного отупения.
Под его властью нет народа, а только обыватели, достойные своего владыки. Для
характеристики Додонова царства Римский-Корсаков не жалеет красок. Но сатира не
исчерпывает содержания оперы. Образам Додона, мамки Амелфы, воеводы Полкана,
царевичей Афрона и Гвидона противостоят фигуры Звездочета и Шемаханской царицы.
Действенная функция их довольно сложна. Царицу чаще всего считают
олицетворением красоты, поэзии, искусства, для чего ее партия, насыщенная
ориентальными оборотами, дает основания. И все же такая трактовка не раскрывает
этот образ полностью.

11

Менее
всего занимало композитора противопоставление красоты уродству: в образе царицы
заключено не только очарование красоты, но и бездушие по отношению к людям,
страх перед Звездочетом, олицетворяющим мудрость. Дочь Востока связана с
чародеем тайными узами — об этом говорит музыка. Звездочет хочет овладеть ею, и
для него Додон лишь орудие достижения этой цели. Однако царица хитрее,
изобретательнее и мудрого Звездочета, и тупого Додона. Она исчезает во тьме,
ускользая от обоих соперников. Таинственность, недосказанность составляют
основное ее свойство.

Смерть
Додона повергает обитателей царства в смятение. Безысходность господствует,
холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочет
иронически утешает публику, указывая на нереальность, призрачность Додонова
царства, однако условность представления немедленно разрушает крик Золотого
петушка — сказка обрывается на тревожной ноте.

12

Заключение.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова — явление
уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном
художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его
творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком
очень динамичную эпоху в отечественной истории — от крестьянской реформы до
периода между революциями. Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже
чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической
музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки — Даргомыжского и XX веком.
Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова,
вбирая в себя многое из опыта москвичей — Чайковского, Танеева, композиторов,
выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых
художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Говоря о его операх-сказках,посредствам
музыки Римский-Корсаков сумел описать и пробуждение трепетной весны, и её
скромную очаровательность, и таинственные пейзажи русской зимы. Ему удавалось
передать и комически-грозногоДодона, и настроения юной Снегурочки, и
своеобразный характер Салтанаи злого Кащея Бессмертного.Слушая музыку
Римского-Корсакого, можно отчетливо понять, как его море то величаво вздымает
волны, то спокойно дышит, то нежно и ласково колышется; как его зимний лес то
сотрясается снежной пургой, то стоит в безмятежной зимней тишине.

Композитор Николай Андреевич
Римский-Корсаков — настоящий чародей музыкальной живописи и великий сказочник в
русской музыке.

13

Список
использованных источников

1.     https://frigato.ru

2.     https://www.culture.ru

3.     https://www.belcanto.ru

4.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич

5.     http://www.rimskykorsakov.ru

6.     https://resh.edu.ru

7.     https://ria.ru

  • Римская цифра 9 как пишется фото
  • Римская империя как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Римская 4 как пишется на клавиатуре
  • Римские цифры 968 как пишется
  • Римская цифра 11 как пишется правильно