Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

Инфоурок музыка презентациипрезентация римский-корсаков. сказка о царе салтане описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: н.а. римский-корсаков

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация «Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»1844 года родился сын, кот...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»1844 года родился сын, кот

    Описание слайда:

    Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
    1844 года родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием.

  • 2 слайд

    Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю

    Описание слайда:

    Сказочная опера
    Н.А. Римского-
    Корсакова
    была написана им
    по случаю 100-
    летия А. С. Пушкина
    и по словам
    самого композитора,
    была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

  • 3 слайд

    Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь случайно услышал разговор

    Описание слайда:

    Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь случайно услышал разговор трех сестер. Больше всего ему понравилась желание младшей сестрицы родить ему богатыря. Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить ей. Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Стараниями сестриц, молодую Милитрису и ее новорожденного сына тут же заточили в бочку и пустили в открытое море.

  • 4 слайд

    Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

  • 5 слайд

    Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то с

    Описание слайда:

    Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то смогли оказаться на воле. Заметно повзрослевший Гвидон тут же отправился на поиски добычи. Внезапно он услышал крик Царевны Лебедь, за которой гнался злобный Коршун. Гвидон поразил коварного злодея и в благодарность за это, Лебедь пообещала отплатить юноше добром.

  • 6 слайд

    Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

  • 7 слайд

    Благодаря ее волшебной силе Лебеди, Гвидон смог превратиться в шмеля и отправ

    Описание слайда:

    Благодаря ее волшебной силе Лебеди, Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном.

    Там же, от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне. Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь.
    И в этом случае она смогла помочь ему, представив ему белку и отважных витязей с Черномором.

    Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица раскрыла свой главный секрет. Оказалось, она и есть эта прекрасная царевна! Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать и Милитриса с радостью благословила их.

  • 8 слайд

    Декорации к опере –остров Буян

    Описание слайда:

    Декорации к опере –
    остров Буян

  • 9 слайд

    Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спекта

    Описание слайда:

    Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спектакль был очень восторженно принят публикой. Костюмами и декорациями занимался художник Михаил Врубель. 

  • 10 слайд

    Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок музыки 2 кл «О России петь, что стремиться в храм» обобщение темы четверти

  • Конспект развлечения «Нотный бал» для детей старшей группы

  • Новогодний утренник в средней группе «Заколдованная ёлочка»

  • «Современные технологии музыкального воспитания и их использование»

  • Презентация по музыке на тему «Г. В. Свиридов»

  • Проект по слушанию музыки для детей средней группы «Музыкальная гусеница»

  • Методическая разработка «Дошкольные праздничные новости»

  • Сценарий интерактивного праздничного поздравления к 23 Февраля «Поздравление для папы» для детей старшей группы ДОУ

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455248 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Продолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех молодых людей, которые в начале 60-х годов XIX века образовали кружок «новой музыкальной школы»1. М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин… В то же самое время произошло создание первого независимого творческого объединения — Санкт-Петербургской артели художников, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств2. Пришло время молодых гениев, которым были неизвестны или наскучили привычные границы и классические каноны.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

А. Михайлов. Могучая кучка. 1950 г.

Споры о вечном

Эта молодежь имела неплохое домашнее образование с иностранными языками, уроками рисования и музицирования (вплоть до сочинения собственных маленьких произведений)3. Но домашнему воспитанию, особенно дворянских детей, не хватало знаний жизни, «понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести», как писал А.С. Пушкин4. Хотя с детских лет в их сознании и складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, например, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса5 в родительском доме — напротив Тихвинского монастыря6.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

В. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

Освоение и продвижение русского национального направления в культуре стало целью нового поколения. Новаторские школы музыкантов и художников были продолжателями дела Пушкина и Глинки7. Молодые творческие люди, собираясь вместе, не только развлекались, но и обсуждали «вечные вопросы», спорили об искусстве, читали «свежие» статьи и книги, слушали музыкальные произведения или рисовали, обменивались впечатлениями, делились идеями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального «Садко»8.

А опекал молодую поросль старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской Публичной библиотеки9.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». IV действие. Явление Царевны Лебеди. Автограф с дарственной надписью автора Н.И. Забелы-Врубель. 1900 г.

Рождение сказки

Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как Стасов сначала «бестактно обозвал их могучей кучкой»10; вечерами «читал нам вслух отрывки из «Одиссеи», в видах просвещения моей особы»11; «восторгался, гудел, шумел» по поводу успехов молодых авторов и исполнителей12. У Стасова в «Публичке» они черпали знания и вдохновение для своих произведений. Так появился сюжет для оперы «Садко» Римского-Корсакова13. И для репинской картины «Садко» там тоже нашлись материалы с образцами костюмов, морской флоры и фауны14. В Публичной библиотеке, как писал В. Васнецов, «при любезном содействии» Стасова, были отысканы надписи на камне в картине «Витязь на распутье»15.

В русском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах композиторы нашли опору для национальных идеалов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал главным «сказочником». Его наследство огромно: кроме «Садко» со сказочно-былинным сюжетом, это «Сказка о царе Салтане»16 и «Золотой Петушок»17 по одноименным сказкам Пушкина, «Снегурочка»18, «Ночь перед Рождеством»19, «Кащей Бессмертный»20, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»21 и другие.

Но наследие Римского-Корсакова не только в собственных музыкальных произведениях22. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями своих товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков завершил оперу «Князь Игорь» Бородина23, «Хованщину» Мусоргского24, обработал его оперу «Борис Годунов»25. Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Кроме того, он преподавал и руководил в Бесплатной музыкальной школе26, потом — в Императорской консерватории27. И создал композиторскую школу: среди его учеников Аренский28, Глазунов29, Гнесин30, Малишевский31, Прокофьев32, Стравинский33, Танеев34 и многие другие композиторы, дирижеры, музыковеды.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

В. Васнецов. Снегурочка. 1899 г.

Сын за отца

После смерти Римского-Корсакова его сын, Андрей Николаевич Римский-Корсаков35, посвятил себя музыковедческой деятельности: сначала работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. После смерти А.Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на место музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова36, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще одного музыканта, примкнувшего в свое время к «могучей кучке». И сегодня в бывшей Императорской Публичной библиотеке, а ныне Российской национальной, рукописное наследие великих русских музыкантов доступно самой широкой публике37.

Римский корсаков опера сказка о царе салтане царевна лебедь слушать

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Печатный экземпляр с пометами Н.А. Римского-Корсакова.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

1. В конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество перечисленных русских композиторов, носившее первоначально название Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы считали себя последователями М.И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название «Могучая кучка», закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867).

2. В 1863 г. произошел знаменитый «бунт» группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемый И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как «бунт 14-ти», суть его сводилась к тому, что выпускники отказались писать конкурсную работу на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив отказ на свои требования от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И. Е. Далекое близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников — первую в истории российского изобразительного искусства независимую творческую организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя деньги в общую кассу. По вечерам в Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. В.В. Стасов симпатизировал Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии в ряде своих статей восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.

3. Н.А. Римский-Корсаков начал сочинять музыкальные произведения с 11 лет, М.А. Балакирев — с 10, М.П. Мусоргский — с 13, Ц.А. Кюи — с 12 лет.

4. Пушкин А.С. О народном воспитании // Собр. соч.: в 10 т. М., 1976. Т. 7. С. 357.

5. Римские-Корсаковы — древний русский дворянский род. Семья была известна своими традициями службы на флоте: В.Я. Римский-Корсаков (1702-1757) был вице-адмиралом, участником русско-шведской войны 1741-1743 гг.; Н.П. Римский-Корсаков (1793-1848) — дядя композитора, вице-адмирал, директор Морского корпуса; В.А. Римский-Корсаков (1822-1871) — мореплаватель, географ, гидрограф, директор Морского корпуса, реорганизатор системы военно-морского образования, старший брат композитора, имевший большое влияние на своего младшего брата. Всего в роду Римских-Корсаковых моряками были 18 человек. Ничего удивительного, что, следуя семейной традиции, мечтавший о путешествиях Н.А. Римский-Корсаков в 1856 г. поступил учиться в Морской кадетский корпус.

6. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу р. Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, основанного еще в середине XVI в.

7. По выражению В.В. Стасова, «оба (Пушкин и Глинка. — А.В., Г.М.) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке» (Цит. по: Левашева О.Е., Лебедева-Емелина А.В. Глинка Михаил Иванович // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 7. С. 234).

8. Идею написать музыкальное произведение, посвященное образу героя многих старинных русских былин — новгородского гусляра Садко, В.В. Стасов предложил М.А. Балакиреву, она не увлекла композитора, но ею заинтересовался М.П. Мусоргский, которой также вскоре охладел к ней. Н.А. Римский-Корсаков в 1865 г. вернулся из длительного плавания и был полон морских впечатлений, но уже понимал, что его будущее — музыка, и Мусоргский предложил этот сюжет ему. По окончании работы Римский-Корсаков писал Мусоргскому: «»Садко» кончен… и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали… Еще раз вам спасибо…» (Рахманова М. Римский-Корсаков. «Садко» (музыкальная картина. URL: https://www.belcanto.ru/rimsky_sadko.html (дата обращения: 10.09.2021)). Первое исполнение этой музыкальной картины состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением М.А. Балакирева 9 декабря 1867 г.

9. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) — музыкальный и художественный, критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Служил в Императорской Публичной библиотеке в 1856-1906 гг. О роли В.В. Стасова в качестве идеолога этого музыкального товарищества подробнее см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Трудоголик «стасовского клана»//Родина. 2021. N 9. С. 130-133.

10. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Под ред. и с доп. А.Н. Римского-Корсакова. М., 1928. С. 120. См. также примеч. 1.

11. Римский-Корсаков Н.А. Указ. соч. С. 40.

12. Римский-Корсаков Н. А. Указ. соч. С. 115.

13. Опера «Садко» была завершена в 1896 г. Впервые поставлена в Частной опере Г.Г. Солодовникова в Москве в 1897 г.

14. В письме В.В. Стасову от 25 декабря 1873 г. И.Е. Репин писал: «Вы не поверите, как я рад, что Вы отнеслись к этой теме (сюжете о Садко. — А.В., Г.М.) так же, как я! Да, да, пожалуйста, дайте мне указания на все материалы, какие есть, и я Вам изложу, какие мне нужны: во-первых, былину о Садко (я ее очень давно читал и почти не помню), 2-е — костюмы всевозможных эпох…, 3-е — архитектуру всяких стилей (для мотивов), особенно мавританской, индийской, японской и американской, 4-е — политипажи из естественной истории, преимущественно морских растений и животных (сколь возможно полнее)» // (Репин И.Е. Письма. М.-Л. 1948. С. 82-83).

15. Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову 5 ноября 1898 г. // (Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926: сайт художника. URL: http://www.vasnecov.ru/?type= page&page=94eb924f-d6d3-4e53-ba2d-4a8c617efbea&item= 4d9eb913-0ffe-4846-b231-0c70db76aff0 (дата обращения: 10.09.2021)).

16. Опера была написана к осени 1899 г. Премьера ее состоялась 21 октября 1900 г. на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра.

17. Опера была написана в 1907 г., однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось.

18. Премьера оперы состоялась 10 февраля 1882 г. в Мариинском театре.

19. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1895 г. в Мариинском театре.

20. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1902 г. в оперном театре Солодовникова в Москве.

21. Либретто написано композитором совместно с поэтом и либреттистом В.И. Бельским. Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 г. в Мариинском театре.

22. Свидетельством этого являются и сегодняшние диссертационные исследования: Барсова Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: на примере жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2007. 42 с.; Стефанович Д.В. Композиторская школа Н.А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017. 23 с.

23. Оперный сюжет на тему «Слова о полку Игореве» был предложен А.П. Бородину В.В. Стасовым в 1869 г. Либретто было написано Бородиным совместно со Стасовым. Композитор работал над созданием оперы с перерывами в течение 19 лет, но не успел закончить ее до смерти. По записям Бородина ее завершили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября 1890 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра.

24. В написании оперы Мусоргскому помогал В.В. Стасов, с которым композитор постоянно вел переписку (см., например: Письмо В.В. Стасову от 12 июля 1872 г. // Мусоргский М. П. Письма. URL: http://az.lib.ru/m/musorgskij_m_p/text_0020.shtml (дата обращения: 12.04.2021)). Мусоргский писал «Хованщину» с перерывами до последних дней жизни, но так и не довел до конца: Впервые всю оперу оркестровал Римский-Корсаков. Он значительно изменил оперу, дописав необходимые связки, сменив тональность некоторых фрагментов. «Хованщина» была поставлена в 1911 г. на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. В обеих постановках принимал участие Ф.И. Шаляпин.

25. Премьера оперы состоялась в январе 1874 г. на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный прием публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара. В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

26. Бесплатная музыкальная школа — частная музыкально-просветительская организация в Петербурге была основана в 1862 г. по инициативе М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина. Состояла под императорским покровительством. Учениками ее были жители столицы, без возрастных и социальных ограничений. В 1874-1881 гг. Римский-Корсаков был директором школы. Преемницей ее с 1918 г. стала Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге.

27. С 1871 г. Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки.

28. Антон Степанович Аренский (1861-1905) — композитор, пианист, дирижер и педагог.

29. Александр Константинович Глазунов (1865-1936) — композитор, дирижер, директор Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории в 1905-1928 гг.

30. Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) — композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик.

31. Витольд Осипович Малишевский (1873-1939) — композитор, музыкальный педагог.

32. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель.

33. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) — композитор.

34. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) — композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель.

35. Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878-1940) работал в Отделении искусств и технологий Публичной библиотеки, занимался обработкой и описанием рукописных музыкальных фондов. Подробно о нем см.: Петрицкий В.А. Римский-Корсаков Андрей Николаевич // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

36. Анастасия Сергеевна Ляпунова (1903-1973) — музыковед, текстолог. Занималась описанием музыкальных фондов, ею обработаны фонды А.К. Глазунова, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирева, С.М. Ляпунова, А.К. Лядова и др. В годы Великой Отечественной войны сопровождала эвакуированные фонды Библиотеки в Мелекесс. Подробно о ней см.: Рамазанова Н.В. Ляпунова Анастасия Сергеевна // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

37. Богатейшие рукописные музыкальные фонды описаны и хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

  • Римский корсаков три чуда из оперы сказка о царе салтане презентация
  • Римский корсаков сказка о царе салтане клавир
  • Рингтон сказка в моей жизни кузьмин
  • Рик и морти на английском как пишется
  • Риалитет как правильно пишется