Римский корсаков 3 чуда из оперы сказка о царе салтане слушать

Тема: композитор-сказочник н.а. римский-корсаковцели урока:познакомить с музыкой русского композитора н. а. римского-корсакова.участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных

Тема: Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков

Цели урока:

  • Познакомить с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
  • Участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
  • Н.А. Римский-Корсаков. Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах).
  • Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
  • Во саду ли, в огороде.  Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

  • Картинки.
  • Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.
  • Презентация к уроку
  • Детские музыкальные инструменты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

  1. Сообщение темы урока.

Скажите ребята, а вы любите море? А что такое море? А кто из вас когда-нибудь был на море? (За правильные ответы раздаю «кораблики»).

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Представьте себе, что мы на этом корабле. Он называется «Алмаз».

Скажите, а это корабль современный или старинный? А как вы догадались? Мы с вами поплывем на этом корабле не одни. Ведь никто из нас не умеет управлять кораблем. Скажите, а кто управляет кораблем? Конечно, капитан – это человек, который знает все о морском деле. И это будет великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сегодня мы познакомимся с этим удивительным композитором-сказочником Н. А. Римским-Корсаковым. Николая Андреевича Римского-Корсакова справедливо называют композитором-сказочником. Лучшие его произведения написаны на основе известных сказок: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» …

Итак, наше морское путешествие начинается.

Звучит «Звук волн»

Почему же композитор, и вдруг капитан? – спросите вы. Сейчас мы познакомимся с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым поближе, и вы все поймете.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье.

Перед вами дом, где родился и провел свое детство Римский-Корсаков.

Первоначальное общее и музыкальное образование маленький Ника, как его звали домашние, получил дома. С детства его влекло к музыке. Мама композитора научила маленького Нику любить всё прекрасное.

По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Так Николай стал кадетом. Там он изучал не только военные науки, но и продолжал обучаться игре на фортепиано.

Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз». Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия.

За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, испытал океанские штормы и штили. Это послужило композитору источником вдохновения. С большим мастерством композитор живописал средствами музыки разные явления природы.

Писать музыку в каютных условиях было не так легко, ведь не было рояля. Как только корабль заходил в порт, Римский-Корсаков бежал в близлежащий ресторан, где был инструмент, чтобы сыграть то, что сочинил в пути.

Вернувшись из плавания, Николай Андреевич понял, что море он, конечно же, очень любит, но всю свою остальную жизнь хочет связать с музыкой.  В своем творчестве он часто обращается к морской тематике, у него есть чудесные картины моря.  И сейчас мы послушаем одну из них, а вы подумайте и скажите, какое море изображено на этой музыкальной картине, и куда, как вы думаете, мы поплывем под эту музыку?

Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»

            На фоне музыки читаю:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…»

После прослушивания предлагаю детям продолжить, повторяю вопросы. (ответы детей)

Конечно, мы приплыли на сказочный остров Буян.

А из какой сказки этот остров? Правильно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». А о чем эта сказка? (ответы детей)

Ребята, а кто написал эту сказку? Верно, Александр Сергеевич Пушкин.

А вот Н.А.Римскому-Корсакову так понравился сюжет этой сказки, что он написал музыкальную сказку, точнее, оперу «Сказка о царе Салтане».

Ребята, может быть, кто-нибудь скажет, что такое опера? Верно, это спектакль, в котором действующие лица поют. Но, оказывается, совсем необязательно петь, чтобы показать какой-нибудь сказочный образ, как вы только что убедились сами, на примере картины моря.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие чудеса происходили в «Сказке о царе Салтане». (Ответы: белочка, 33 богатыря, царевна-Лебедь). А кто эти чудеса совершал? Правильно, царевна-Лебедь.

А вот Римский-Корсаков изобразил эти три чуда при помощи музыкальных красок. И сейчас мы познакомимся с ними. Итак, перед вами — белочка.

 «Ель стоит перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет…

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.»

Звучит «Три чуда – «Белочка»

Ребята, как композитор показал нам образ белочки? Какая была музыка? (Ответы детей: высокая, легкая, быстрая, отрывистая и т.д.)

А какие инструменты звучали? (обратить внимание на треугольник). 

А вы узнали эту мелодию? Вспомните сказку – ведь белочка пела песенку. Какую?

Правильно, русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Игра на детских музыкальных инструментах русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Ну, а мы идем по острову Буяну, посмотреть следующее чудо – 33 богатыря.

 «…Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

            Все стройны как на подбор –

            С ними дядька Черномор…»

Звучит «три чуда – «33 богатыря»

Скажите, ребята, а эта музыкальная картина отличалась от предыдущей, от образа Белочки? А чем отличалась? Какой характер музыки? (ответы детей)

С помощью чего получился такой характер и образ? (жанр – марш, инструменты – весь оркестр, соло трубы – фанфары, динамика – громко).

На острове Буяне нас с вами ждет еще одно – последнее – чудо. Верно, это Царевна-лебедь.

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть –

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как-речь-то говорит –

Словно реченька журчит…»

Звучит «Три чуда — Лебедь» 

 Ребята, скажите, а по этой музыке можно сказать – молодая царевна или старая, добрая или злая, красивая или нет?        

А как композитор передал, что царевна-Лебедь красивая и молодая? (Мелодия плавная, инструменты – флейта и скрипка, звучит нежно и напевно. Похожа на песню.)

     Согласны ли вы, что каждое из чудес мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке?

Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие? Но, к сожалению, пора нам с вами и домой отплывать. Давайте попрощаемся с гостеприимным островом Буяном.

Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»

На фоне музыки говорю:

Что ж, ребята, вот и закончилось наше морское путешествие. Но мы не будем прощаться ни с морем, ни с капитаном – НА. Римским-Корсаковым. Еще много раз мы будем с ними встречаться, но уже на других уроках.

Вокально-хоровая работа.

     Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).

  1. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, участвовали в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.

А сейчас посмотрите, сколько корабликов вы собрали, посчитайте их, и мы все посмотрим, кто сегодня был самым активным и внимательным.    

(Выставление оценок)

  1. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к фрагменту «Три чуда» оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКЕ 3 — 8 КЛАССЫ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по музыке 7 класс  

I вариант

1. . Как с итальянского переводится слово «patenico»(патетическая)?

а) посылаю, отпускаю                       б) взволнованно, с пафосом                  

в)  труд, дело, сочинение                   г) танцую

2. Кто написал балет «Анюта»?

а) П.И Чайковский                        б) М.И.Глинка                                  

в) В.Гаврилин                                г) С.С.Прокофьев

3. Кто написал музыкальное произведение «Рапсодия в стиле блюз»?

а) Дж.Гершвин     б) А.И.Хачатурян

в) К.Дебюсси        г) А.Г.Шнитке

4. Какую рок – оперу написал Э.Л.Уэббер?

а) «Юнона и Авось»                                  б) «Кармен»

в) «Иисус Христос – суперзвезда»       г) «Иван Сусанин»

5. В.А. Моцарт – великий …….. композитор

а) польский                 б) немецкий

в) русский                   г) австрийский    

6. Кто написал сюиту – фантазию «Всенощное бдение»?

а) С.В.Рахманинов            б) Д. Гершвин

в) Ж. Бизе                            г) И.С.Бах              

7. Как называется произведение, которое написал А.И Хачатурян?

а) «Кончерто гроссо»              б) Концерт для скрипи с оркестром

в) Рапсодия в стиле блюз      г) симфоническая картина «Празднества»

8. Что означает слово «сюита»?

а) согласие, состязание                      б) звучать

в) ряд, последовательность               г) созвучие

9. Кто написал рассказ «Могила Баха»

а) Ф.Достоевский                 б) А.С.Пушкин

в)  Р Брэдбери                       г) Д.А.Гранин

10. Кто написал симфонию № 3 «Героическая»?

а) Л.В.Бетховен                  б) И.С.Бах

в)  В.А Моцарт                    г) А.Г.Шнитке

11. Кто написал вокальный цикл  «Прощание с Петербургом»?

а) Ф.Шопен                           б) А.Н.Скрябин

в)  М.И.Глинка                      г) Ф. Шуберт

12. Кто написал этюд «Метель»?

а) Ф.Шопен                   б) Ф. Лист                      

в)  А.Н.Скрябин            г) Ф. Шуберт

13.  Что означает слово «транскрипция»?

а) согласие, состязание               б) большой концерт

в) переписывание                          г) созвучие

14. Как называется 3 часть сонаты № 11 В.А.Моцарта?

а) «Героическая»                        б) «Патетическая»                      

в) «Песня жаворонка»                г) «Рондо в турецком стиле»

15.Сколько пьес в вокальном цикле Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха»

а) 24                 б) 20                      

в) 16                 г) 12

16. Что означает слово «концерт»?

а) согласие, состязаюсь                      б) играю предварительно, делаю вступление

в) изучение, упражнение                     г) созвучие

17. Кто написал «Сюиту в старинном стиле»?

а) И.С.Бах                            б) Л.В.Бетховен                  

в)  В.А Моцарт                    г) А.Г.Шнитке

18. В каком году состоялась премьера рок —  оперы «Юнона и Авось»?

а) 1985                 б) 1971 г.              

в)  1981 г.             г) 1976 г.

Итоговая контрольная работа по музыке 7 класс  

II вариант

1. Как с латинского переводится слово «missa»(месса)?

а) посылаю, отпускаю                       б) взволнованно, с пафосом                  

в)  труд, дело, сочинение                   г) танцую

2. Кто написал оперу «Иван Сусанин»?

а) П.И Чайковский                        б) М.И.Глинка                            

в) В.Гаврилин                             г) С.С.Прокофьев

3. Кто написал симфоническую картину «Празднества»?

а) Дж.Гершвин     б) А.И.Хачатурян

в) К.Дебюсси        г) А.Г.Шнитке

4. Какую рок – оперу написал А.Л.Рыбников?

а) «Юнона и Авось»                                  б) «Кармен»

в) «Иисус Христос – суперзвезда»       г) «Иван Сусанин»

5. Л.В.Бетховен – великий …….. композитор

а) польский                 б) немецкий

в) русский                   г) австрийский    

6. Кто написал «Высокую мессу»?

а) С.В.Рахманинов            б) Д. Гершвин

в) Ж. Бизе                            г) И.С.Бах              

7.. Как называется произведение, которое написал А.Г.Шнитке?

а) «Кончерто гроссо»              б) Концерт для скрипи с оркестром

в) Рапсодия в стиле блюз      г) симфоническая картина «Празднества»

8. Что означает слово «соната»?

а) согласие, состязание                      б) звучать

в) ряд, последовательность               г) созвучие

9. Кто написал рассказ «Улыбка»

а) Ф.Достоевский                 б) А.С.Пушкин

в)  Р Брэдбери                       г) Д.А.Гранин

10. Кто написал сонату № 8 «Патетическая»?

а) Л.В.Бетховен                  б) И.С.Бах

в)  В.А Моцарт                    г) А.Г.Шнитке

11. Кто написал вокальный цикл  «Прекрасная мельничиха»?

а) Ф.Шопен                    б) А.Н.Скрябин

в)  Ф. Лист                      г) Ф. Шуберт

12. Кто написал этюд «Революционный»?

а) Ф.Шопен                   б) Ф. Лист                      

в)  А.Н.Скрябин            г) Ф. Шуберт

13.  Что означает слово «Кончерто гроссо»?

а) согласие, состязание               б) большой концерт

в) переписывание                          г) созвучие

14. Как называют симфонию № 1 Калинникова?

а) «Героическая»                        б) «Патетическая»                      

в) «Песня жаворонка»                г) «Рондо в турецком стиле»

15.Сколько пьес в вокальном цикле Ф.Шуберта «Зимний путь»

а) 24                 б) 20                      

в) 16                 г) 12

16. Что означает слово «симфония»?

а) согласие, состязаюсь                      б) играю предварительно, делаю вступление

в) изучение, упражнение                     г) созвучие

17. Кто написал «Шутку» сюита № 2?

а) И.С.Бах                            б) Л.В.Бетховен                  

в)  В.А Моцарт                    г) А.Г.Шнитке

18. В каком году состоялась премьера рок —  оперы «Иисус Христос – суперзвезда»?

а) 1985                 б) 1971 г.              

в)  1981 г.             г) 1976 г.

Киселёва Елена Петровна,

учитель музыки,

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хореографический лицей (полного дня) № 95»

Урок музыки в 6 классе: Тембры – музыкальные краски

Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;

3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции

  • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности

  • узнать, что общего между тембром и живописными красками и чем они отличаются друг от друга

  • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, флейты

  • познакомиться с творчеством композиторов Николая Андреевича Римского – Корсакова, Сергея Васильевича Рахманинова, Иоганна Себастьяна Баха

  • узнать о роли тембра в изображении музыкального «героя» (симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Сказака о царе Салтане», Сюита № 2 для оркестра

  • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки

  • развивать вокально – хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)

  • развивать понимание чтения музыкально – познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)

  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе подготовки к конкурсам песни, музыкальным концертам (выбор песни, выбор состава участников ансамбля, согласование времени репетиции)

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» — описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, участие в музыкальных конкурсах песни, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)

УМК: Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  • Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 117

  • Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.- М.: Дрофа, 2009, 2CD

  • Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2009.- С.72

  • Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Источники:

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл..: Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010.- С. 53

2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53

3. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71

4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).- 2007.- С.8

5. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4

6. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.- 40 с.

7. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».- 2009.- С. 4; 5

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141

2. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — C.185

3. Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.- С. 191

4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.- С.106

5. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.- 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48

1. Организационный момент. Приветствие.

Оценочный лист обучающегося на уроке:

  • «Лучший собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)

  • «Лучший исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия — Учебник, Рабочая тетрадь)

  • «Лучший слушатель» (слушание музыки)

  • «Лучший исполнитель» (исполнение песенного репертуара)

Запись в тетради:

Тема урока: Тембры – музыкальные краски

Цель урока: 1. расширить знания о тембре

2. услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, орга’н и флейта звучат по-разному.

Запись в тетради:Тембр – «окраска звучания»

Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.

Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.

(Ученик находит развёрнутый ответ на странице 117 учебника «Музыка»).

Учитель: Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».

Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Ученик: Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Ученик: …(свой вариант ответа)

Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.

Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского – Корсакова.

Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).

99709708 1

Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?

Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий. (Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)

Запись в тетради:

Скрипка – певучая, песенная

Слушание музыки:

CD 2, № 8

Н. Римский – Корсаков, Тема «Шехеразады»,

Из сюиты «Шехеразада»,

фрагмент

Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).

Продолжаем запись в тетради:

-виртуозная

Учитель: Действительно, эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать её для передачи звуков не музыкальной природы! Сегодня мы послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.

Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Учитель: Перед слушанием музыки изучим Нотный пример 39, страница 118. Указан быстрый темп «виваче» — «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.

99709708 2

Слушание музыки:

CD 2, № 9

Н. Римский – Корсаков, «Полёт Шмеля»,

из оперы «Сказка о царе Салтане»,

фрагмент

Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.

Запись в тетради:

Виолончель – теплота, глубина звучания

Учитель: Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 119 представлена иллюстрация инструмента и Нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).

99709708 3

Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.

Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.

Выполняется задание: «короткая ленточка» — вписываем слово «виолончель», «длинная ленточка» — «струнная смычковая группа».

Слушание музыки:

CD 2, № 10

С. Рахманинов,

«Вокализ» (в переложении для виолончели),

фрагмент

Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ.

На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?

Ученик: Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие.

Учитель: «Шутка» И.С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра – пример такого изящно – юмористического звучания флейты. В Нотном примере 41 увидим «ажурную», «порхающую» нотную запись партитуры для флейты.

99709708 4

Учитель: Вновь откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?

Ученик: «Короткая ленточка» — вписываем слово «флейта», «длинная ленточка» — «деревянная духовая группа».

Слушание музыки:

CD 2, № 11

И.С. Бах,

«Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра,

фрагмент

3. Вывод:

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

Среди них: 1. Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя

4. Музыка неотделима от тембра

5. …вой вариант ответа

Запись в тетради:

Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

(или запись вывода ранее озвученного)

4. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.18)

Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.

1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?

Гром…………………

Переливы морских волн…………………

Пение соловья…………………

2. Можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром

полевой цветок………….

могучее дерево (дуб)………….

камень……………….

(В виду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)

5. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений, С. 72

«Скрипка», Стихи И. Пивоваровой, Музыка М. Славкина

Учитель: Итак, на нашем уроке:

1. мы расширили свои знания о тембре

2. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, флейты

4. читали музыкальные тексты в учебнике;

5. учились красиво и правильно петь

6. рассмотрели выполнение домашнего задания.

Спасибо за творчество на уроке!

8

Конспект урока Логиновой Л.П. учителя музыки Лицея №1 г.Ачинск Красноярского края

Л-1. Принять на себя роли ученика и слушателя.

Л-2. Проявлять интерес к теме

Л-3. Выполняет требования учителя.

Предметные:

Пр-1. Сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях

Пр-2. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пластике,

пении, рисунке.

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

П-1. Понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме.

П-2. Аргументировать свою точку зрения

Р-1. Определяет тему и цель урока.

Р-2. Принимает и сохраняет учебную задачу.

Р-3. Действовать в соответствии с поставленной задачей

Р-4. Отслеживать понимание нового материала,.

Р-5. Соблюдает правила поведения на уроке.

К-1. Высказывать свою точку зрения участвовать в обсуждении вопросов в паре и коллективе.

К-2. Проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению.

К-3. Составлять комментарий к рисунку.

К-4. Умеет слушать учителя и других.

Тип урока

Усвоения новых знаний.

Методы

Словесный, наглядный

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Аудио-видео материал; Персональный компьютер, колонки, проектор, экран, репродукции картин русских художников.

Раздаточный материал (текст из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», тексты песен) для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.

Ход урока

Учитель приветствует детей.

-Прозвенел уже звонок,

— Начинается урок!

-Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Давайте подарим себе и нашим гостям хорошее настроение, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг-другу, а теперь повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

— От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

-Садитесь.

Проверка готовности к уроку.

-Уберите с парт все ненужное и оставьте только то, что нам пригодится сегодня на уроке: Учебник(раб. Тетрадь по музыке).

-Покажите, что вы готовы к уроку знаком плюс.

— Приветствуют учителя.

— Учащиеся проверяют готовность к уроку

-С хорошим.

— Занимают свои места.

Показывают знаки.

Л-1

Л-3

Р-5

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Тихо звучит тема царевны-лебедь-(презентация 1-слайд).

-Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.

-Какие образы возникли у вас?

-Легко ли они у вас возникали?

-Посмотрите, какие разные у всех образы.

-Художник создает образ при помощи кисти и красок.

-Поэт с помощью слова.

-Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

-Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.

-Тема нашего урока «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

-Слушают учителя.

-Слушают композицию А.Н. Римский-Корсаков «Царевна лебедь».

Солнышко встает, птички летают, лебедь плывет по волнам, царевна превращается в лебедь и т. д

-слушают учителя

Л-1

Л-2

Л-3

П-1

П-2

Р-5

Р-4

К-2

К-4

III. Первичное усвоение новых знаний

-Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.(портрет композитора).

(Римские-Корсаковы принадлежали к древнему роду, ведущему свое начало с 1390 года от литовца Венцеслава Корсака. Позже фамилия обрусела, к ней добавилось русское окончания – «ов» .
Но в ХVII веке прямые потомки Корсака обратились к царю Федору Алексеевичу с просьбой добавить к их фамилии приставку «Римский» . Тем самым они сохранили память о своих предках – выходцах из Римской Империи. Мотивировали просители тем, что они хотят отмежеваться от однофамильцев, назвавшихся произвольно Корсаками или Корсаковыми и как бы претендующих на родство с их древней и знатной фамилией.
Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Николай Андреевич — представитель четырнадцатого поколения рода от Венцеслава Корсака и шестого поколения от первого Римского-Корсакова.)

-Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году.

-В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

-Ребята, давайте отправимся в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе.

(Учитель включает видеоролик с репродукцией картин И.С. Айвазовского).

— Посмотрите как русские художники изображали море на своих картинах. (Звучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)

(Учитель включает видеоролик с исполнением композиции А.Н. римский-Корсаков «Чудный остров»)

-Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

-Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар.

-Фанфары- сигнал торжественного действия.

-Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.(слайд_ изобр. инструмента)

hello_html_m32e354a0.jpg

Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

-Итак, а теперь мы отправимся с вами в сказку за 3 чудами.

Чудо первое. Отгадайте какое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

-Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

(Учитель включает видеоролик с исполнением композиции А.Н. римский-Корсаков «Белка»)

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы музыкальной речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

— Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»

-И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» Второе чудо, .отгадайте какое?

На фоне видеофрагмента:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

-Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

-Слушаем тему богатырей.

(Учитель включает видеоролик с исполнением композиции А.Н. Римский-Корсаков «Богатыри»)

— как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей

-какой кит звучит?

-Какой характер мелодии?

-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?

(слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука)

Чудо третье.

— И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.

Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладко речь то говорит,

Будто реченька журчит.

-Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)

(Учитель включает видеоролик с исполнением композиции А.Н. римский-Корсаков «Царевна Лебедь»)

-А теперь давайте вспомним, в кого превратила Царевна лебедь князя Дадона при первой их встрече?

-Что комар сделал когда был в зале у Салтана?

-В кого превратила Царевна-лебедь Князя Дадона во второй раз?

-Что сделала муха когда была в зале?

-А в третий раз в кого превратила Царевна-лебедь князя?

-Что сделал шмель находясь в зале у Салтана?

-Давайте вспомним этот момент прослушав оперу Н.А. Римского-Корсакова «Полет-шмеля».

(Учитель включает композицию А.Н. Римский- корсаков «полет шмеля»).

-Все представили или вспомнили комара летающего в зале?

-Ребята, а как вы считаете, в наше время музыка изменилась или все такая же как и раньше?

-А как именно изменилась?

-Сейчас я предлагаю вам прослушать эту же композицию А.Н. Римского-Корсакова «полет шмеля», но в другом исполнении современного инструмента, а какого именно, вы назовете мне сами внимательно прослушав музыку.

(Учитель включает музыку «Полет- шмеля»БАЯН)

Скажите, какой инструмент звучал в данной композиции?

-Теперь послушаем эту же композицию в еще одном исполнении и попробуем угадать какой же тут играет инструмент?

(Учитель включает музыку «Полет- шмеля» РОЯЛЬ)

-А теперь послушаем в исполнению вот такого инструмента.

(Учитель включает музыку «Полет- шмеля» Электрогитара)

-Вот и подошел момент к завершающему прослушиванию в прекрасном исполнении еще одного загадочного инструмента, давайте послушаем и его

(Учитель включает музыку «Полет- шмеля» Скрипка)

-Ребята, скажите в каком исполнении вам понравилось данное произведение больше всего?

-Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями.

-А теперь мы откроем учебники на С__и найдем песню под названием «Мальчишки».

-Ваше задача сейчас прочитать этот текст про себя, можно в слух. После чего мы попробуем спеть данную нам песню.

-Все готовы?

-Слушаем внимательно музыку и все вместе поем.

-Молодцы..

Духовые медные инструменты.

кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука

В комара

Укусил повариху в глаз.

Слушают композицию.

В комара

Укусил повариху.

В муху.

Села на левый глаз ткачихе.

В шмеля.

Укусил Бабу-бабуриху в нос.

Да.

Изменилась.

Появились новые инструменты, звучания и т.д

Баян

ол

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Ребята скажите, сегодня на уроке вы узнали что-то новое для себя?

-Что вы расскажите дома родителям?

-Молодцы, ребята вы такие старательные все, голосистые и артистичные, мне было очень приятно свами работать

-Всем спасибо за урок.

V. Домашнее задание

Римский корсаков 3 чуда из оперы сказка о царе салтане слушать

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

  • Римский корсаков три чуда из оперы сказка о царе салтане презентация
  • Римский корсаков сказка о царе салтане клавир
  • Рингтон сказка в моей жизни кузьмин
  • Рик и морти на английском как пишется
  • Риалитет как правильно пишется