Римская цифра девять как пишется

математический турнир ! цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей. задачи: уметь применять полученные на

«Математический турнир !»

Цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.

Задачи:

• уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

• развивать речь детей, математическое мышление, внимание, память.

• воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся,

прививать интерес к математике.

Ход занятия

Сегодня в интеллектуальной игре, которая будет проходить под девизом «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”, встречаются две команды по 6 человек.

1. Разминка.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, с разминки!

Условия конкурса: ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите «дальше”. Правильный ответ – 1 балл.

Список вопросов для первой команды:

1. Инструмент для проведения прямых. (линейка)

2. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)

3. Что можно провести через любые две точки? (прямая)

4. Результат сложения. (сумма)

5. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)

6. Как называется неизвестное в математике? (икс)

7. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)

8. С помощью чего чертят круг? (циркуль)

9. Сколько пальцев на руке? (5)

10. Сколько всего цифр? (10)

Список вопросов для второй команды:

1. Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)

2. Сколько в 1 м , сантиметров? (100)

3. Часть прямой. (отрезок)

4. Результат умножения. (произведение)

5. Что такое периметр? (сумма всех сторон)

6. Сколько вершин имеет треугольник? (3)

7. Назовите самое маленькое трёхзначное число. (100)

8. Сколько дней в неделе? (7)

9. Что такое периметр? (сумма всех сторон)

10. Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (прямая)

2. Логические шуточные вопросы

1. Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на 4 метра, тогда первые 3 метра оно пролетит целым)

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгнуть с нижней ступени)

3. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)

5. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три утки, одна за другой).

6. Росли две вербы, на каждой вербе по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш росло на вербе? (Ни одной, потому что на вербе не растут груши)

7. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного, т.к. остальные улетели)

9. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трёх водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?( 2 ноги )

10. Стёпа 15 картошек сварил за 10 минут. За сколько минут он сварит 3 картошки?

(за 10 минут)

3. Конкурс для капитанов. Составить слова из слова:

« М А Т Е М А Т И К А ».

4. Ребусы

5. «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ».

Этот конкурс оценивается так: сколько детей в команде правильно написали диктант, столько баллов получает команда.

Учитель. Сейчас мы с вами будем писать графический диктант, если вы напишите правильно, то у вас должно получиться интересное животное. Будьте внимательны! От заданной точки на ваших листиках начинаем рисовать линии: 5 клеток вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год!

Голубая, серая для лета.

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

6. Фантазеры

Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри, жюри считает.

7.«Дальше»

Не более чем за 5 минут решить как можно больше задач из 19 на смекалку.

Команда № 1

1. У Синдбада сундук с кладом. Чтобы замок открылся, надо набрать шифр: это наименьшее число, записанное двумя одинаковыми цифрами. (11)

2. Три мальчика – Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы отправился в магазин один? (3 коп.)

3. Длина бревна 5м. В одну минуту от него отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено всё бревно? (4 мин.)

4. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3)

5. Как сделать из двух спичек десять, не ломая их? (X — римская цифра 10)

6. В корзине 4 яблока. Как разделить их между 4 детьми так, чтобы каждый ребёнок получил по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине? (Одному ребёнку яблоко отдать с корзиной)

7. Сколько концов у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (10 концов, 12 концов)

8. В парке 10 скамеек. Весной 4 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек стало в парке? (10)

9. На перемене из класса вышли 4 мальчика и 6 девочек. На сколько человек уменьшилось число учеников в классе? (На 10)

10. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек ниже всех ростом? (Наташа)

11. Рядом растут три молодых дерева. Ствол дуба тоньше ствола берёзы, а ствол берёзы тоньше ствола сосны. Какое дерево тоньше? (Дуб)

12. Сколько оборотов делает часовая стрелка часов за сутки? (2)

13. В ящике 2 красных и 3 зелёных кубика. Из ящика, не глядя, взяли 3 кубика. Окажется ли среди них зелёный кубик? (Да)

Команда № 2

1. Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)

2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)

3. Как сделать из двух спичек 5, не ломая их? (Римская цифра 5 –V)

4. В люстре 3 лампочки перегорело. Сколько лампочек нужно заменить? (3)

5. В кино пошли 3 девочки, каждая со своей мамой. Сколько человек пошли в кино? (4, 5 или 6. Три решения)

6. На столе 12 стаканов с напитками. Они чередуются в такой последовательности: молоко, какао, чай. Дети выпили всё какао. Сколько стало пустых стаканов? (4)

7. В автобусе едут пассажиры. На остановке из автобуса никто не вышел, но в него вошли пятеро мужчин и три женщины. На сколько увеличилось число пассажиров в автобусе? (На 8 человек)

8. Ствол сосны распилили на 12 частей. Сколько распилов пришлось сделать? (11)

9. Сколько оборотов делает минутная стрелка часов за один час? (1)

10. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (8)

11. Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч самый тяжёлый? (Красный)

12. Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был не первым, а Лиса не последняя? (Лиса – 1 место, Волк – 2 место)

13. В ящике 2 красных и 3 зелёных кубика. Из ящика, не глядя, взяли 3 кубика. Окажется ли среди них зелёный кубик? (Да)

Подведение итогов.

Команда № 1

1. У Синдбада сундук с кладом. Чтобы замок открылся, надо набрать шифр: это наименьшее число, записанное двумя одинаковыми цифрами.

2. Три мальчика – Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы отправился в магазин один?

3. Длина бревна 5м. В одну минуту от него отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено всё бревно?

4. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

5. Как сделать из двух спичек десять, не ломая их?

6. В корзине 4 яблока. Как разделить их между 4 детьми так, чтобы каждый ребёнок получил по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине?

7.. Сколько концов у 5 палок?

8. В парке 10 скамеек. Весной 4 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек стало в парке?

9. На перемене из класса вышли 4 мальчика и 6 девочек. На сколько человек уменьшилось число учеников в классе?

10. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек ниже всех ростом?

11. Рядом растут три молодых дерева. Ствол дуба тоньше ствола берёзы, а ствол берёзы тоньше ствола сосны. Какое дерево тоньше?

12. Сколько оборотов делает часовая стрелка часов за сутки?

13. В ящике 2 красных и 3 зелёных кубика. Из ящика, не глядя, взяли 3 кубика. Окажется ли среди них зелёный кубик?

Команда № 2

1. Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?

3. Как сделать из двух спичек 5, не ломая их?

4. В люстре 3 лампочки перегорело. Сколько лампочек нужно заменить?

5. В кино пошли 3 девочки, каждая со своей мамой. Сколько человек пошли в кино?

6. На столе 12 стаканов с напитками. Они чередуются в такой последовательности: молоко, какао, чай. Дети выпили всё какао. Сколько стало пустых стаканов

7. В автобусе едут пассажиры. На остановке из автобуса никто не вышел, но в него вошли 5 мужчин и 3 женщины. На сколько увеличилось число пассажиров в автобусе?

8. Ствол сосны распилили на 12 частей. Сколько распилов пришлось сделать?

9. Сколько оборотов делает минутная стрелка часов за один час?

10. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

11. Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч самый тяжёлый?

12. Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был не первым, а Лиса не последняя?

13. В ящике 2 красных и 3 зелёных кубика. Из ящика, не глядя, взяли 3 кубика. Окажется ли среди них зелёный кубик?

Латинские (римские) цифры

Для обозначения цифр в латинском языке приняты комбинации следующих семи знаков: I(1), V(5), X(10), L(50), С(100), D(500), M(1000). Например, число 3 в римской системе счисления будет обозначаться как III.

Ниже представлены латинские цифры, их текстовое написание и русское произношение:

Арабские цифры Латинские (римские) цифры Текстовое написание Русское произношение
1 I unus унус
2 II duo дуо
3 III tres трэс
4 IV quattuor кваттуор
5 V quinque квинквэ
6 VI sex сэкс
7 VII septem сэптэм
8 VIII octo окто
9 IX novem новэм
10 X decem дэцем
11 XI unděcim ундэцим
12 XII duoděcim дуодэцим
13 XIII treděcim трэдэцим
14 XIV quattuorděcim кваттуордэцим
15 XV quinděcim квиндэцим
16 XVI seděcim сэдэцим
17 XVII septenděcim сэптэндэцим
18 XVIII undeviginti дуодэвигинти
19 XIX duodeviginti ундэвигинти
20 XX viginti вигинти
21 XXI viginti unus (unus et viginti)
22 XXII viginti duo (duo et viginti)
28 XXVIII duodetriginta дуодэтригинта
29 XXIX undetriginta ундэтригинта
30 XXX triginta тригинта
40 XL quadraginta квадрагинта
50 L quinquaginta квинквагинта
60 LX sexaginta сэксагинта
70 LXX septuaginta сэптуагинта
80 LXXX octoginta октогинта
90 XC nonaginta нонагинта
100 C centum центум
200 CC ducenti дуценти
300 CCC trecenti трэценти
400 CD quadringenti квадрингэнти
500 D quingenti квингэнти
600 DC sescenti сэсценти
700 DCC septingenti сэптингэнти
800 DCCC octingenti октингэнти
900 CM nongenti нонгэнти
1000 M mille милле
2000 MM duo milia дуо милиа
5000 _V_ quinque milia квинквэ милиа
10000 _X_ decem milia дэцем милиа
10000 _XX_ viginti milia вигинти милиа
100000 _C_ centum milia центум милиа
1000000 _V_ decies centena milia дэциэс центэна милиа

Римская (латинская) система счисления не является полностью непозиционной, потому что в данной системе счисления есть дополнительное правило, которое влияет на величину, которую обозначает цифра, в зависимости от ее положения. Это правило запрещает употреблении одной и той же цифры более 3 раз подряд, поэтому три это III, а четыре это уже IV, и I(1), стоящая перед большей цифрой V(5), обозначает вычитание, то есть фактически равна -1, т.е. если знак, обозначающий меньшее число, стоит справа от знака, обозначающего большее число, то меньшее число следует прибавлять к большему, если — слева, то вычитать, а именно:

  • VI — 6, т. е. 5+1
  • IV — 4, т. е. 5-1
  • XI — 11, т. е. 10+1
  • IX — 9, т. е. 10-1
  • LX — 60, т. е. 50+10
  • XL — 40, т. е. 50-10
  • СХ — 110, т. е. 100+10
  • ХС — 90, т. е. 100-10
  • MDCCCXII — 1812, т. е. 1000+500+100+100+100+10+1+1
  • MCMXVII — 1917, т. е. 1000+1000-100+10+5+1+1
  • MCMLXI — 1961, т. е. 1000+1000-100+50+10+1

Все буквы латинского алфавита рассмотрены на странице Латинские буквы и латинский алфавит.

Числительные в латинском языке

Числительные в латинском языке бывают:

  • ● количественные (cardinalia), например: один, два, три и т. д.;
  • ● порядковые (ordinalia), например: первый, второй, третий и т. д.;
  • ● разделительные (distributīvа), например: по два, по три и т. д.;
  • ● числительные наречия (adverbia), например: единожды, дважды, трижды и т. д.
Арабские цифры Римские цифры Количественные числительные Порядковые числительные
1 I unus, a, um один, одна, одно primus, a, um первый, ая, ое
2 II duo, ae, o два, две, два secundus, a, um второй, ая, ое
3 III tres, tria три tertius, a, um третий, ья, ье
4 IV quattuor четыре quartus, a, um четвёртый, ая, ое
5 V quinque пять quintus, a, um пятый, ая, ое
6 VI sex шесть sextus, a, um шестой, ая, ое
7 VII septem семь septĭmus, a, um седьмой, ая, ое
8 VIII octo восемь octāvus, a, um восьмой, ая, ое
9 IX novem девять nonus, a, um девятый, ая, ое
10 X decem десять decĭmus, a, um десятый, ая, ое
11 XI unděcim undecĭmus, a, um
12 XII duoděcim duodecĭmus, a, um
13 XIII treděcim tertius decĭmus
14 XIV quattuorděcim quartus decĭmus
15 XV quinděcim quintus decĭmus
16 XVI seděcim sextus decĭmus
17 XVII septenděcim septĭmus decĭmus
18 XVIII undeviginti undevicesĭmus
19 XIX duodeviginti duodevicesĭmus
20 XX viginti vicesĭmus
21 XXI viginti unus (unus et viginti) vicesĭmus primus (primus et vicesĭmus)
22 XXII viginti duo (duo et viginti) vicesĭmus secundus (secundus et vicesĭmus)
28 XXVIII duodetriginta duodetricesĭmus
29 XXIX undetriginta undetricesĭmus
30 XXX triginta tricesĭmus
40 XL quadraginta quadragesĭmus
50 L quinquaginta quinquagesĭmus
60 LX sexaginta sexagesĭmus
70 LXX septuaginta septuagesĭmus
80 LXXX octoginta octogesĭmus
90 XC nonaginta nonagesĭmus
100 C centum centesĭmus
200 CC ducenti, ae, a ducentesĭmus
300 CCC trecenti, ae, a trecentesĭmus
400 CD quadringenti, ae, a quadringentesĭmus
500 D quingenti, ae, a quingentesĭmus
600 DC sescenti, ae, a sescentesĭmus
700 DCC septingenti, ae, a septingentesĭmus
800 DCCC octingenti, ae, a octingentesĭmus
900 CM nongenti, ae, a nongentesĭmus
1000 M mille millesĭmus
2000 MM duo milia bis millesĭmus

1. Количественные числительные (numeralia cardinalia) от 1 до 10, 20, 100 и 1000 считаются основными, их следует запомнить. Названия десятков и сотен (30–90 и 200–900) являются производными от основных; остальные числительные – составные производные.

Примечания:

  • 1) количественные числительные от 11 до 17 образуются путём присоединения к числительному от 1 до 7 элемента -děcim (от decem – 10), ср. с рус. -надцать, например: un-děcim – один-надцать (11), duo-děcim – две-надцать (12) и т. д.;
  • 2) десятки от 30 до 90 образуются путём присоединения к числительному от 3 до 9 элемента -ginta, например: tri-ginta – тридцать (30), quadra-ginta – сорок (40) и т. д.;
  • 3) сотни от 200 до 900 образуются путём присоединения к числительному от 2 до 9 элемента -centi, ae, a (от centum – 100) или -genti, ae, a (после n), например: du-centi (200), tre-centi (300), quadrin-genti (400) и т. д.;
  • 4) числительные 18, 19, 28, 29 и т. п. образуются путём вычитания двух или одного из следующего десятка, например: duo-de-viginti (букв. ‘два из двадцати’ – 18), un-de-viginti (‘один из двадцати’ – 19), duo-de-triginta (28), un-de-triginta (29);
  • 5) числительные 21–27, 31–37, 41–47 и т. п. образуются двумя способами: а) к десяткам присоединяются единицы, как в рус.: двадцать один – viginti unus, тридцать два – triginta duo; б) к единицам присоединяются десятки с помощью союза et ‘и’: unus et viginti (21), duo et triginta (32).

2. Порядковые числительные (numeralia ordinalia) склоняются как прилагательные первой группы (ж. р. по 1-му скл., м. р. и ср. р. – по 2-му скл.).

3. Разделительные числительные (numeralia distributīva) отвечают на вопрос «по скольку?». Склоняются так же, как прилагательные 1-го и 2-го склонения во мн. ч.

4. Числительные наречия отвечают на вопросы «сколько раз?», «как часто?».

Они не склоняются:

Разделительные числительные Числительные наречия
singŭli, ae, a по одному, по одной, по одному semel однажды, один раз
bini, ae, a по два, по две, по два bis дважды
terni, ae, a по три ter трижды
quaterni, ae, a по четыре quarter четырежды
quini, ae, a по пять quinquies пятикратно, пять раз

Склонение числительных

Из количественных числительных склоняются:

  • ● unus, a, um – как местоименное прилагательное в ед. ч.;
  • ● duo, ae, o – по 1-му и 2-му склонению во мн. ч. с элементами 3-го склонения;
  • ● tres, tria – как прилагательные 3-го склонения во мн. ч.;
  • ● ducenti, ae, a и другие сотни – как прилагательные 1-го и 2-го склонения;
  • ● milia (тысячи) – как прилагательные 3-го склонения ср. р. во мн. ч.:
Casus m f n m f n
Nom. unus una unum duo duae duo
Gen. unīus unīus unīus duōrum duārum duōrum
Dat uni uni uni duōbus duābus duōbus
Acc. unum unam unum duos duas duo
Abl. uno unā uno duōbus duābus duōbus
Casus m, f n n m f n
Nom. tres tria milia ducenti ducentae ducenta
Gen. trium trium milium ducentōrum ducentārum ducentōrum
Dat tribus tribus milĭbus ducentis ducentis ducentis
Acc. tres tria milia ducentos ducentas ducentos
Abl. tribus tribus milĭbus ducentis ducentis ducentis

Употребление числительных

1. Склоняемые количественные числительные ставятся в том же падеже, что и существительные, к которым они относятся, например:

  • ● unus liber (nom. sg.) одна книга, video unum librum (acc. sg.) вижу одну книгу, sine uno libro (abl. sg.) без одной книги;
  • ● duo libri (nom. pl.) две книги, video duos libros (acc. pl.) вижу две книги, sine duōbus libris без двух книг;
  • ● tria mala (nom. pl.) три яблока, video tria mala (acc. pl.) вижу три яблока, sine tribus malis без трёх яблок.

Только числительное milia требует после себя gen. pl.: duo milia librōrum (gen. pl.) две тысячи книг.

2. Несклоняемые количественные числительные также выступают в функции определения и не изменяют падеж определяемого ими существительного: septem puěri (nom. pl.) семь мальчиков, video septem puěros (acc. pl.) вижу семь мальчиков, cum septem puěris (abl. pl.) с семью мальчиками.

3. Порядковые числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже: primus discipŭlus первый ученик, secundum pocillum вторая чашка, tertia аmīca третья подруга.

4. В составных порядковых числительных каждое слово ставится в форме порядкового. Например, чтобы сказать «тысяча девятьсот сорок пятый», буквально по-латински нужно сказать «тысячный девятисотый сороковой пятый»: millesĭmus nongentesĭmus quadragesĭmus quintus. При склонении изменяется каждое слово.

5. Разделительные и наречные числительные употребляются при обозначении арифметических действий деления и умножения: quattuor bis sunt octo дважды четыре – восемь; decem bina sunt quinque десять делить на два – пять.

Грамматика других частей речи рассмотрена на странице Грамматика латинского языка

.

Онлайн калькулятор — римские цифры

Ниже два калькулятора — для перевода числа из диапазона 1 – 3999 в римское число и наоборот. Для чисел больше 3999 используется несколько другая нотация.


rimskie-chislaДоброго времени суток!

Вообще, обычно, в повседневной жизни мы используем арабские цифры (1, 2, 3 и т.д.). Они удобны, практичны, и уже давно как-то прижились ?.

Но в определенных ситуациях, например, при обозначении веков, составлении каких-то документов, написании поэм или рассказов могут понадобиться римские цифры (I, II, III и т.д.).

Кстати, они имеют несколько интересных особенностей:

  1. во-первых, для их написания используются буквы латинского алфавита (I или X, например);
  2. во-вторых, если в обозначении римского числа используются две одинаковых цифры, скажем, «XX» — то чтобы узнать число, достаточно их сложить — т.е. 10+10 = 20 (прим.: X — это 10);
  3. в-третьих, есть простое правило: если меньшая цифра стоит перед большей — то из большего числа нужно отнять эту меньшую (пример: «IX» — значит, что 10 — 1 = 9). Если же меньшая цифра стоит после большей — то их складывают (пример: «XI» — значит, что 10+1 = 11). См. таблицы ниже.

В этой заметке приведу несколько таблиц, которые помогут вам сориентироваться в этом не очень привычном исчислении…

*

Римские цифры

От 1 до 50

Таблица 1. Самые распространенные римские цифры

Арабские Римские
1 I
2 II
3 III
4 IV
5 V
6 VI
7 VII
8 VIII
9 IX
10 X
11 XI
12 XII
13 XIII
14 XIV
15 XV
16 XVI
17 XVII
18 XVIII
19 XIX
20 XX
21 XXI
22 XXII
23 XXIII
24 XXIV
25 XXV
26 XXVI
27 XXVII
28 XXVIII
29 XXIX
30 XXX
31 XXXI
32 XXXII
33 XXXIII
34 XXXIV
35 XXXV
36 XXXVI
37 XXXVII
38 XXXVIII
39 XXXIX
40 XL
41 XLI
42 XLII
43 XLIII
44 XLIV
45 XLV
46 XLVI
47 XLVII
48 XLVIII
49 XLIX
50 L

От 10 до 100, от 100 до 3000

Таблица 2. Приведены числа кратные 10 (от 10 до 100).

Арабские Римские
10 X
20 XX
30 XXX
40 XL
50 L
60 LX
70 LXX
80 LXXX
90 XC
100 C

Таблица 3. Приведены числа, кратные 50 (от 50 до 1000).

Арабские Римские
50 L
100 C
150 CL
200 CC
250 CCL
300 CCC
350 CCCL
400 CD
450 CDL
500 D
550 DL
600 DC
650 DCL
700 DCC
750 DCCL
800 DCCC
850 DCCCL
900 CM
950 CML
1000 M

Таблица 4. Приведены числа, кратные 100 (от 100 до 3000).

Арабские Римские
100 C
200 CC
300 CCC
400 CD
500 D
600 DC
700 DCC
800 DCCC
900 CM
1000 M
1100 MC
1200 MCC
1300 MCCC
1400 MCD
1500 MD
1600 MDC
1700 MDCC
1800 MDCCC
1900 MCM
2000 MM
2100 MMC
2200 MMCC
2300 MMCCC
2400 MMCD
2500 MMD
2600 MMDC
2700 MMDCC
2800 MMDCCC
2900 MMCM
3000 MMM

Перевод арабского числа в римское (и наоборот)

Разумеется вручную переводить (считая тысячи, сотни, и десятки) арабские числа в римские — занятие то еще ? (и вряд ли кто-то этим занимается, кроме может быть каких-нибудь математиков или историков).

Поэтому для этих целей гораздо удобнее пользоваться программами, которые могут за вас все посчитать и конвертировать. Благо, что для расчетов ничего сложнее, чем Excel или Word ненужно (да и их если нет — можно воспользоваться аналогами, в том числе и онлайн-версиями).

Способ 1 (Excel)

Один из самых простых способов перевести обычное число в римское — это воспользоваться спец. функцией Excel (тем более, что Microsoft Office есть практически на каждом втором ПК). Кстати, если вы никогда не работали с Excel — то заранее предупреждаю, что написание обычных формул ничуть не сложнее, чем набрать какое-нибудь слово в тексте…

Примечание!

1) Если у вас нет Excel — можно установить его бесплатный аналог (например, Libre Office) — https://ocomp.info/chem-zamenit-word-i-excel.html#LibreOffice

2) Кроме этого, можно воспользоваться Яндекс-диском: в его арсенале так же есть онлайн-версия Excel…

Яндекс-диск — создать таблицу

Яндекс-диск — создать таблицу

И так, будем считать, что Excel (или его аналог) у вас есть, и программа запущена — перед вами большой лист в клеточку. Теперь выберите первую ячейку A1, и в верхнюю строку с формулой напишите:

=РИМСКОЕ(355)

где 355 — число, которое вам нужно конвертировать в римское.

После нажмите Enter. Программа автоматически покажет вам в ячейке A1 римское число (см. пример на скрине ниже). Теперь можно скопировать его и вставить в любой другой документ/текст.

Libbre Office (или Excel) — формула перевода в римское число

Libre Office (или Excel) — формула перевода в римское число

Если вам в последствии понадобиться другое число — просто поменяйте его в формуле (в скобках) и Excel тут же покажет вам новый результат…

Еще один пример

Еще один пример

Для обратного перевода используется другая формула:

=АРАБСКОЕ(«LXXX»)

где LXXX — римское число. Обратите внимание на кавычки — они обязательны, т.к. римские числа задаются текстом…

Формула перевода римского числа в арабское

Формула перевода римского числа в арабское

Способ 2 (Word)

Если первый способ вам показался сложным (или вылезла какая-нибудь ошибка) — то осуществить перевод можно и в Word (причем, в некоторых случаях это выполняется даже побыстрее).

Я покажу свой пример на версии Office 2019 (в принципе, аналогично будет выполняться и в других современных версиях 2016, 2013).

И так, после запуска программы и создания нового документа, переходим в раздел «Вставка», кликаем по инструменту «Номер страницы» и переходим по ссылке «Формат номеров страниц».

Word — формат номеров страниц

Word — формат номеров страниц / Кликабельно

Далее укажите формат страниц в виде арабских чисел «1, 2, 3…» и выберите нумерацию страниц с того числа, которое вам нужно перевести в римское. В моем примере 3569.

После чего просто выберите новый формат нумерации «I, II, III» и ву-а-ля — арабское число преобразуется в римское. Осталось только скопировать его и вставить в нужный вам текст.

Способ актуален даже для достаточно больших чисел.

Меняем формат и готово!

Меняем формат и готово!

Способ 3 (Word)

В Word есть еще один способ, как можно быстро перевести число в римское:

  1. сначала нажмите сочетание кнопок Ctrl+F9 — у вас появятся фигурные скобки;
  2. в фигурных скобках напишите: =542*Roman (где вместо 542 — можно поставить свое число);
  3. нажмите F9 (пример на скриншоте ниже).

Примечание: если у вас ноутбук — то во многих моделях для срабатывания F9 необходимо предварительно зажимать Fn. Более подробно об этом: https://ocomp.info/funktsionalnyie-klavishi-i-fn.html

Word — вставка римского числа

Word — вставка римского числа

*

На сим пока все. Удачи!

donate

dzen-ya

Полезный софт:

  • видеомонтаж
  • Видео-Монтаж
  • Отличное ПО для создания своих первых видеороликов (все действия идут по шагам!).
    Видео сделает даже новичок!

  • утилита для оптимизации
  • Ускоритель компьютера
  • Программа для очистки Windows от «мусора» (удаляет временные файлы, ускоряет систему, оптимизирует реестр).

  • Римский корсаков полное собрание сочинений
  • Римский корсаков вступление ко 2 действию оперы сказка о царе салтане слушать
  • Римская цифра 4 как пишется на часах
  • Рикки тикки тави сколько страниц в рассказе
  • Рима имя женское как пишется слово