Рике с хохолком сказка читательский дневник

Автор на чтение 14 мин. просмотров 19 опубликовано 07.03.2021 краткое содержание аннотация произведения: это история о принцессе, которую заколдовала злая

На чтение 14 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Краткое содержание

Аннотация произведения: это история о принцессе, которую заколдовала злая волшебница, после чего девушка на сотню лет заснула беспробудным сном в ожидании своего спасителя.

«Спящая красавица», сюжет которой знают фактически все, стала первой историей в изданном Шарлем Перро сборнике «Сказки матушки Гусыни». В ней же были напечатаны сказки «Рике с хохолком» и «Золушка». Первая из них сегодня подзабыта, но вторую помнят все.

Однако первой шла именно сказка о Спящей красавице. Это говорит о том, что для Шарля Перро она была любимой. В его изложении вся история выглядит так: жили-были король и королева, которые долго мечтали о детях. И вот, когда у них наконец-то родилась долгожданная дочь, они решили устроить праздник. Во дворец на пир пригласили всех фей-волшебниц королевства, кроме одной, которую уже давно никто не видел, потому что она уже более 50 лет не выходила из своей башни. Как бы там ни было, эта колдунья явилась на праздник без приглашения.

fullsize34.jpg

Гости преподносили девочке свои дары. Среди приглашенных были добрые волшебницы, каждая из которых наградила малышку достоинством: красотой, талантом, добродетелью. Одна из них не смогла снять проклятье, наложенное на принцессу, но смягчила его: девочка не умрет, но заснет непробудным сном, пока ее не спасет принц, поцеловав с искренней любовью.

Остерегаясь исполнения предсказания, король приказал убрать все острые и колющие предметы из замка. Прошло шестнадцать лет. Гуляя по замку, принцесса зашла в отдаленную комнату. Увидев старушку, прядущую пряжу, девочка заинтересовалась веретеном. Взяв его в руки, она укололась и заснула глубоким сном на сто лет. Вместе с ней весь замок погрузился в вековой сон.

Принц с соседнего королевства, охотившийся в лесу, попадает в заколдованный замок. Увидев спящую красавицу, он влюбляется и будит ее своим поцелуем.

Содержание:

Общий анализ главных героев

Их романтичные образы несут в себе следы эпохи, когда написана сказка «Спящая красавица». Анализ характеров героев позволяет лучше понять не только их поступки, но и свои собственные.

Персонажи сказки:

  • принцесса;
  • принц;
  • король и королева;
  • злая фея;
  • добрые феи.

Каждому герою свойственны определённые черты. Они делают персонажей более понятными, приближают к реальной жизни.

Принцесса Аврора

В сказке не говорится, как звали спящую красавицу. В одноимённом мультфильме Уолта Диснея ей дано имя Аврора. Также в книге нет точного описания внешности принцессы. Говорится только, что она была ослепительно хороша. «Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы» — так описывает уснувшую принцессу автор. Мультфильм даёт более чёткое представление, как выглядит спящая красавица. Там она предстаёт высокой, стройной девушкой с золотистыми густыми волосами.

Кроме того, принцесса живая, интересная героиня, озорная и любопытная. Приехав с родителями в отдалённый замок, в котором никогда не была, она прежде всего начинает с любопытством исследовать его. Она воспитывалась в красоте и роскоши и тем не менее, увидев пряжу в руках старушки, которая погубила её, восхищается красотой работы.

Ей свойственны пылкость и страстность, ведь, увидев принца, она забывает обо всём на свете. Её вышедший из моды гардероб, любимая собачка и придворные, и даже то, что она не ела вот уже 100 лет, мало интересует её сейчас. В момент рождения феи наградили девушку не только красотой, но и добрым сердцем, которое, несомненно, есть в принцессе.

Образ принца

Принц, спасший красавицу, также приобретает имя и внешность лишь в мультфильме. О характере же этого героя можно судить по его храброму поведению. В книге он не борется с драконами и прочей нечистью, как в мультфильме. Тем не менее принц не боится в полном одиночестве последовать в замок. И не покидает его, увидев внутри множество людей, похожих на мертвецов. Кровь стынет у него в жилах, и закрывшиеся за ним сами собой ветви деревьев сильно пугают, но он бесстрашно продолжает исследование замка.

Молодой человек не лишён честолюбия и уверенности в себе. Узнав, что красавицу должен разбудить прекрасный принц, он точно знает: эта роль отведена именно ему.

Король Стефан

Король — любимый народом и успешный правитель своей страны. Все подданные, не исключая фей-волшебниц, поспешили разделить с ним радость от рождения его дочери. Они преподносят малышке волшебные дары и приходят на помощь правителю по его зову. Услышав страшное проклятье, король велит уничтожить все веретёна в королевстве и запрещает прясть пряжу под страхом смертной казни. Однако старушку, ослушавшуюся его приказа, в сказке не казнят. И это указывает нам на доброе сердце отца принцессы.

Мать красавицы

Ведьма Малефисента

Единственный злой персонаж — это обиженная старая фея. В классическом сюжете сказки волшебницу не позвали на праздник в честь дня рождения принцессы. Тогда она явилась туда без приглашения. На её приход никто не рассчитывал, поэтому золотых столовых приборов на ведьму не хватило. Ей подали обычные, что очень обидело колдунью. В её голове созрел план мести. Жестоким проклятием она заставляет принцессу уколоться веретеном спустя годы после рождения.

Шарль Перро описывает фею, как древнюю старуху в шаге от смерти. В версии братьев Гримм ничего не говорится о её возрасте. А вот кинематограф превратил ведьму в красивую стройную женщину, правда, в неизменно чёрном, мрачном одеянии.

Колдунья одинока, уже много лет никто не заглядывал к ней в башню. Все думали, что она умерла и не побеспокоились удостовериться в этом. Ведьма держит обиду на весь мир, и происшествие на дне рождения становится лишь поводом для объявления войны. Проклятье продумано давно, оно зародилось в мрачных чертогах феи, а не на балу. Об этом свидетельствует его виртуозная жестокость, намеренная отсрочка смерти принцессы. Злодейка верна принципу: месть — блюдо, которое следует есть холодным. Не только негодование, но и жалость вызывает этот персонаж сказки.

Добрые феи

Другие феи из спящей красавицы добры и прекрасны. Сказка Шарля Перро говорит об их удивительной молодости, которая не исчезает со временем. Кроме того, одна из них очень предусмотрительна и мудра. Юная волшебница единственная замечает обиду ведьмы и прячется за полог кроватки принцессы, чтобы последней высказать своё пожелание. Она же мчится по зову короля, в день, когда случилось несчастье. Добрая девушка, сжалившись над возможным одиночеством принцессы после пробуждения, погружает всё королевство в сон.

Мультфильм, кстати, сильно изменил как внешность и возраст, так и характер добрых фей, в том числе феи-спасительницы. Здесь они не только сильно постарели, но и приобрели гораздо большую наивность. В момент трагедии, когда принцесса засыпает, они не только не сохраняют самообладание, но просто теряются и не знают, что предпринять. Но в результате именно они, взяв себя в руки, принимают самое деятельное участие в спасении красавицы, преподавая урок истинного мужества.

Иные персонажи (придворные, старушка)

Старушка с веретеном и придворные — второстепенные герои истории. Первая появляется лишь как жезл судьбы, необходимый для свершения проклятия. Она не знает о запрете прясть пряжу и очень пугается, когда по её вине юная принцесса падает замертво. Придворные и слуги кидаются на помощь: брызгают водой, принимаются тереть виски. Но всё бесполезно. Со взмахом волшебной палочки доброй волшебницы они погружаются в сон, чтобы скрасить своей госпоже момент пробуждения.

Есть и русские варианты этого произведения:

  1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А С. Пушкина.
  2. «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
  3. Своё видение романтичной истории показывает П. И. Чайковский в одноимённом балете, известном и любимом во всём мире.

Мало кто знает, но сюжет книги был придуман гораздо раньше всех этих известных версий и содержал в себе очень жестокие сцены. Его использовал за основу Шарль Перро. И именно его рассказ стал классической версией.

Книга входит в обязательную программу по литературе за 5 класс. И несмотря на лёгкий жанр, высоко ценится во всём мире.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Волшебные сказки французского сказочника пользуются мировой популярностью. Каждому с детства знакомы его сказочные герои. Незатейливые сюжеты запоминаются на всю жизнь, это поучительные и добрые истории. Сказки Шарля Перро – это кладезь мудрости и духовности. Одной из таких сказок является «Спящая красавица», где наглядно показано, что зло можно победить добром, что нужно быть воспитанным и внимательным.

Характеристика героев «Спящая красавица»

Главные герои

Принцесса

Долгожданная дочь короля с королевой. В честь ее рождения устроили пышный бал, на который созвали множество гостей. Среди приглашенных гостей, были и феи, они наградили ее такими подарками, которые невозможно купить. Феи одарили маленькую принцессу неземной красотой, добрым сердцем, и многими талантами. В 15 лет принцесса укололась веретеном, как и было предсказано старой колдуньей, и заснула на 100 лет, чтобы проснуться от поцелуя принца.

Принц

Молодой и красивый сын короля, узнав, что в заколдованном замке спит принцесса, решил попытать счастья, и отправился в дремучий лес, окружавший замок. Он прошел через все препятствия, и оказался в покоях, где и спала юная красавица. В это время пробил час, и принцесса проснулась. Все были рады этому, и тут же сыграли свадьбу.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Король

Отец принцессы, очень оберегал свою дочь, запретил пользоваться прялками, и приказал убрать все веретена.

Королева

Мать принцессы, очень любит свою долгожданную дочь.

Феи

Добрые волшебницы, которые наградили принцессу чудесными подарками.

Старая фея

Старая волшебница, которую не пригласили на праздник, и она явилась сама. Ей не досталось за столом и столового прибора, какие были перед остальными феями. Старая фея была обижена таким невниманием к своей персоне, и сделала принцессе злой подарок – она предрекла ей смерть от укола веретена.

Юная фея

В сказке «Спящая красавица» героиня, которая смогла смягчить предсказание старой волшебницы. Она слышала угрозы старой феи, и когда девочку одаривали подарками, спряталась за ее колыбель. Услышав пожелание старухи о смерти принцессы, юная фея пожелала, чтобы принцесса не умерла, а только заснула на сто лет, до тех пор, пока в замке не появится принц, который и разбудит ее. Когда пожелание сбылось, юная фея усыпила своей волшебной палочкой всех остальных, чтобы через сто лет, принцесса не осталась в одиночестве.

Старушка

Древняя старушка, которая не знала о запрете пользоваться веретеном, и явилась невольной виновницей смерти юной принцессы. Она жила в одиночестве, и ее некому было предупредить о приказании короля. Очень испугалась, и подняла панику.

Собачка принцессы

Маленькая собачка принцессы по кличке Пуфф, сто лет проспавшая рядом с хозяйкой. Когда принцесса проснулась, собачка первая подала свой голос, отчего проснулись и остальные обитатели замка.

</tr></table>

Описание главных героев «Спящей красавицы» может быть использовано для читательского дневника.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Жанр: литературная сказкаГлавные герои сказки «Спящая красавица» и их характеристика

  1. Спящая красавица. Молодая, озорная, любопытная принцесса.
  2. Принц. Молодой и смелый красавец.
  3. Король и королева. Счастливы рождением дочки, старались оградить ее от беды.
  4. Седьмая фея. Добрая и предусмотрительная.
  5. Восьмая фея. Обидчивая и злая.

План пересказа сказки «Спящая красавица»

  1. Рождение принцессы
  2. Пир на весь мир
  3. Забытая фея
  4. Обида восьмой феи
  5. Предсказание восьмой феи
  6. Седьмая фея подает голос
  7. Охрана принцессы
  8. Старушка и веретено
  9. Принцесса спит
  10. Замок спит
  11. Охота принца
  12. Принц в замке
  13. Запоздалый завтрак.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая красавица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они созвали великолепный пир.
  2. Не получившая приглашения фея, прокляла принцессу, пообещав ей смерть от веретена.
  3. Седьмая фея отменила это пророчество, пообещав лишь столетний сон.
  4. В пятнадцать лет принцесса укололась веретеном и уснула, а с ней весь замок.
  5. Через сто лет принц услышал историю замка в лесу, и прошел через лес.
  6. Он нашел принцессу, та проснулась, они полюбили друг друга и поженились.

Главная мысль сказки «Спящая красавица» Судьбы нельзя избежать, но можно слегка подправить.Чему учит сказка «Спящая красавица» Сказка учит, приглашая гостей не делать исключений и не забывать никого. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не отчаиваться и пытаться бороться до конца. Учит спорить с судьбой, не верить в предопределение.Отзыв на сказку «Спящая красавица» Мне понравилась эта история про спящую принцессу, хотя в ней сложно выделить какого-то центрального персонажа. Все одинаково важны для этого сюжета и почти ничего не совершают. Может только принц смело прошел через лес и это можно назвать подвигом.Пословицы к сказке «Спящая красавица» От судьбы не уйдешь Всякому свой крест. Суженый и на печи найдет. Не всякая находка клад. Слаще сна только жизнь.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая красавица» Жили-были король с королевой, и долгое время не было у них детей. Но вдруг родилась дочь, и на радостях король устроил грандиозный пир, позвав на него всех соседей. И конечно пригласил король семь фей, которые жили неподалеку, потому что думал, что те одарят новорожденную принцессу волшебными дарами. Однако в самый разгар пира явилась восьмая фея, самая старая, про которую все забыли, так как думали, что она умерла. Явилась эта фея и обиделась, что не хватило ей золотых столовых приборов. И вот настало время дарить подарки. Первые феи желали новорожденной красоту, ума, умения танцевать, а старая фея пожелала умереть от укола веретеном. Все, кто слышал это пророчество, едва сами не умерли от страха. Но оказалась, что седьмая фея специально пропустила вперед старую фею, чтобы иметь возможность исправить ее предсказание, ведь она подозревала эту фею в злобных намерениях. И седьмая фея сказала, что на самом деле принцесса не умрет, а просто уснет на сто лет, а потом ее разбудит прекрасный принц. Король конечно запретил в королевстве веретена и прялки, но только это не помогло. Через пятнадцать лет принцесса на самом верху старой башни нашла древнюю старушку с прялкой, и уколола палец. Она тут же уснула, как и предсказывала фея. А король послал за доброй феей гонца, и когда фея приехала, то она сделала так, что вместе с принцессой в сон погрузились все ее фрейлины, слуги, дворецкий и собака. Заснули даже огонь и вода. Только король и королева остались бодрствовать. Они отправились в свою столицу и запретили подданным приближаться к спящему замку. А вокруг замка вырост густой и колючий лес. Прошло сто лет. Сменилось много королей. Про замок давно забыли. И вот в его окрестностях охотился молодой принц. Он заметил высокую башню, и спросил слуг, что за замок находится посреди леса. Один из них, самый старый, рассказал принцу предание о спящей принцессе, и принц захотел увидеть принцессу своими глазами. Он отправился к замку, и лес расступался перед ним, смыкаясь сразу за его спиной, так что ни один слуга не смог пробиться вслед за принцем. А принц дошел да замка и увидел спящих вокруг людей. Сперва принц принял их за мертвых, но потом понял, что они просто спят. Он поднялся в самую высокую башню и увидел прекрасную принцессу. Она так понравилась принцу, что он встал перед принцессой на колени, а она в этот самый миг открыла глаза. Принцесса увидела принца и полюбила его. И влюбленные долго стояли и смотрели друг на друга. А между тем, все в замке проснулись и очень хотели есть. Поэтому старая фрейлина рискнула доложить принцессе, что завтрак подан. Принц повел принцессу в зал, и принцесса не смущалась тем, что у нее старомодное платье, ведь принц не сказал ей об этом. А после была свадьба и все были счастливы.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая красавица»Используемые источники:

  • https://alfleth-spb.ru/pereskazy-proizvedenij/spyashchaya-krasavica-harakteristika-geroev.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-spyashchaya-krasavitsa.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/spyaschaya-krasavica/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/04/blog-post10.html

Урок литературы
творчество ШАРЛЯ  ПЕРРО

(1628-1703)

Шарль Перро,
известный сейчас всем взрослым и детям как автор «Красной Шапочки», «Кота в
сапогах», «Рике с хохолком», «Мальчик- с –пальчик» и других сказок, родился
 в городе Турне 12 января 1628 года. Говорят,
что при рождении младенец закричал так, что было слышно на другом конце
квартала, возвестив весь мир о своем появлении на свет.

Вырос
Шарль Перро  в обеспеченной богатой образованной семье. Дед Шарля
Пьеро был богатым торговцем в Турине. Отец Шарля – Пьер Пьеро получил
прекрасное образование и  был адвокатом парижского парламента. Мать Шарля
Перро происходила из дворянской семьи. В детстве Шарль Перро подолгу жил в
поместье своей мамы – в деревне Вири, откуда, возможно, и появились образы его «деревенских»
сказок.

Семья была
многодетной. У Шарля были пять братьев.  Один брат Франсуа – близнец
Шарля — умер, не дожив до года. Исследователи биографии Шарля Перро утверждают,
что его тень преследовала Шарля всю его жизнь и очень мешала ему в детстве. Это
было до тех пор, пока Шарль не подружился в колледже с мальчиком Борэном,
который помог «снять заклятие Франсуа» и стал его настоящим другом, о котором
говорят «водой не разольешь» и фактически заменил собой ушедшего брата –
близнеца. После этого  Шарль стал более уверенным в себе, более успешным в
учебе.

Четверо
братьев Пьеро, как и Шарль Пьеро,  в будущем станут достойными людьми,
займут важные посты
— Жан станет адвокатом,
— Пьер – сборщиком податей в Париже,
— Клод был принят в Академию наук, стал архитектором, возвел Парижскую
обсерваторию и коллонаду Лувра, создал украшения для Версальского собора,
занимался медициной,
— Николя хотел стать профессором Сорбонны, но не успел, так как прожил только
38 лет. Он преподавал теологию.

Все
братья Пьеро, в том числе и Шарль, закончили колледж Бове. Шарль Перро
поступил в этот колледж в 8 лет и  окончил в нем  факультет искусств.
Есть разные мнения о том, как учился  юный Шарль. И все эти мнения очень
противоречивые. Кто-то утверждает, что учился он очень плохо, кто-то, что он
был блистательным учеником. Есть ли факты? Да, есть.  Известно, что в
первые годы Шарль Перро отнюдь не блистал  успехами в обучении, но потом
всё резко изменилось, когда он подружился с мальчиком по имени Борэн. Эта
дружба очень положительно повлияла на Шарля, он выдвинулся в число лучших
учеников и вместе с другом разработал свою систему занятий – такую, что даже
перегнал программу по истории, латыни и французскому языку.

В те годы
литература была лишь хобби для юного ученика колледжа — Шарля Перро.Он начал в
году обучения в колледже сочинять первые стихи, поэмы и комедии. Сочиняли
литературные произведения его братья. Братья Перро общались с ведущими
литераторами того времени (с Шанленом, Мольером, Корнелем, Буало) в модных
тогда салонах и познакомили его с лучшими писателями того времени.

Шарль Перро по
настоянию отца сначала работал адвокатом, а потом пошел работать к брату, в его
ведомство сборщиком податей. Он усердно делал карьеру, и о литературе как
серьезном занятии даже и не думал. Он стал богат, силен, влиятелен. Стал
советником короля и главным инспектором построек, возглавлял Комитет
литераторов и отдел Славы Короля (такой был отдел , сейчас бы его, наверное,
 назвали «отдел пиара короля»  в то время :)).

В 44 года Шарль
женился на юной Мари Пишон, ей было в то время 18 лет. У них родилось 4 детей.
О семейной жизни Шарля есть разные мнения и опять же противоречивые. Некоторые
биографы Шарля пишут о нежной любви его к жене и к семье, другие имеют
противоположное мнение. Прожили они семейной жизнью недолго – всего шесть лет.
Жена Шарля Пьерро умерла достаточно рано – в 24 года —  от оспы. Тогда эту
болезнь вылечить было невозможно. После этого Шарль Перро сам воспитал своих
детей – трех сыновей —  и более никогда не женился.

Что это была за
эпоха  — эпоха жизни Шарля Перро – в развитии французской литературы
и культурной жизни этой страны?  Она нам хорошо знакома по романам Дюма. В
этой время шла война Англии и Франции. И в это же время был расцвет классицизма
в французской литературе. Давайте сравним даты: примерно в это же время
появился на свет Жан-Батист Мольер (1622 год), Жак Лафонтен (1621 год), Жан
Расин (1639 год), Пьер Корнель,  отец французской трагедии (1606 год).
Вокруг Пьеро процветает эпоха расцвета литературы – «золотой век» французского
классицизма. Интереса к сказке еще нет и появится только через сто лет, сказка
считается «низким» жанром, ей вообще не уделяют внимание «серьезные» писатели.

В
конце 17 века в литературе шел спор между «древними» и «новыми». «Древние»
утверждали, что литература уже достигла совершенства в античные годы. «Новые»
же говорили, что современные писатели уже открывают и еще откроют человечеству
совершенно новое в искусстве, неведомое ранее. Пьеро стал «вожаком» новых. В
1697 году он написал  четырехтомное исследование «Параллель между древними
и новыми». Что же противопоставить древней античности? Такую же древнюю
народную сказку!

Перро говорил в
своем труде: «Оглянитесь вокруг! И Вы увидите, что можно обогатить содержание и
форму искусства без подражания древним образцам».  Вот его слова про
древность и новое время:

 Античность, спору нет, почтенна и прекрасна,
Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно:
Ведь даже древние великие умы —
Не жители небес, а люди, как и мы.
И век Людовика я с Августовым веком
Сравню, не будучи хвастливым человеком. […]
Коль кто-нибудь в наш век решился бы хоть раз
Предубеждения завесу сбросить с глаз
И глянуть в прошлое спокойным, трезвым взглядом,
То с совершенствами он бы увидел рядом
Немало слабостей, — и понял наконец,
Что не во всем для нас античность образец,
И сколько бы о ней нам в школах ни твердили,
Во многом древних мы давно опередили.
(Шарль Перро, перевод И. Шафаренко)

 «…Истории
мои даже более заслуживают того, чтобы их пересказывали, чем большая часть
древних преданий…Добродетель в них всегда вознаграждается, а порок
наказывается… Все это – бросаемые в почву семена, которые сперва порождают лишь
порывы радости или приступы печали, но впоследствии непременно вызывают к жизни
добрые наклонности». Шарль Перро. Вступление к сборнику сказок.

Сказки Шарля Перро
были написаны как сказки «нравственные» и обучающие жизни. И они были.. в
стихах! Как??? Удивитесь вы… почему в стихах, ведь мы читаем сказки Шарля Перро
детям в прозе, а не в стихах? Давайте разберемся в этой очень загадочной
истории о том, какие же сказки написал Шарль Перро и вообще кто их написал.

История
создания сказок Перро похожа на детективную задачку, у которой до сих пор нет
единого ответа. Со времен издания сказок Шарля Перро в прозе (1697 год) до
сих пор ведутся споры об их авторстве.

Известен
и общепризнан лишь тот факт, что основу всех сюжетов сказок Шарля Перро
составляют известные народные сказки, а не его авторский замысел. Перро же
создал на их основе авторскую литературную сказку.

Известные
нам сказки Шарля Перро входили в его сборник «Сказки Матушки Гусыни»,
которые переиздавался несколько раз с изменениями и дополнениями.

В четвертом
издании сборника
 были сказки в стихах (1691 год – сказки
«Гризельда», «Ослиная шкура», «Потешные желания»). И издан он был под именем
самого Шарля Перро.

В пятом же издании этого же сборника «Сказки
Матушки Гусыни» (1697 год)  было пять сказок в прозе: «Спящая красавица»,
«Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Господин Кот, или Кот в сапогах» и
«Волшебницы». Но… есть одно очень  важное «но».  Все эти сказки были
подписаны не Шарлем Перро, а именем его младшего сына как автора сказок!
Автором известных нам сказок был заявлен «Пьер д’Арманкур».  Он его же
имени дано посвящение в сборнике (он был посвящен юной племеннице Людовика XIV
Елизавете Шарлотте Орлеанской).

Сохранилась
рукопись «Сказок Матушки Гусыни»,
 подписанная инициалами П.П
(Пьер Перро – сын Шарля Перро). Отец знал, что делал. Пьер преподнес рукопись
сказок принцессе. И.. очень скоро Пьер получил дворянский титул. Когда же
сборник вышел в свет, то вместо П.П. в нем уже значилось авторство «Пьер
д’Арманкур».

Еще через год «Сказки Матушки Гусыни» были еще раз
переизданы и в них появились еще три новые сказки:
 «Золушка,
или туфелька, отороченная мехом», «Рике с хохолком» и «Мальчик – с пальчик».
Сказки раскупались. И их автор – Пьер Перро – стал известен.

Но ситуация
изменилась резко в трагичную сторону. Пьер – сын Шарля Перро – в драке убил
шпагой человека, соседского парня. За это его арестовали. Шарлю Перро удалось
выкупить сына из тюрьмы и отправить лейтенантом в армию, где он погиб в
сражении. А через три года умер и сам Шарль Перро.

Еще двадцать лет книга издавалась под именем сына
Перро – автором на обложке значился Пьер Перро д’Арманкур
. А после
этого на обложке сказок в прозе появилось другое имя — Шарль Перро, так как он
был гораздо более значимой фигурой в жизни государства и французской
литературы. После этого сказки в прозе и сказки в стихах были объединены в один
сборник «Сказки Матушки Гусыни» и стали издаваться под единым именем автора –
Шарль Перро.

Так
 сказки про Золушку, Кота в сапогах и Красную Шапочку и  издаются до
сих пор в сборниках под названием — «Сказки Матушки Гусыни, или Истории и
сказки былых времен с поучениями» Шарля Перро.

В 1697 году Шарль Перро издает
сборник «Сказки Матушки Гусыни» под именем своего сына  и на обложке
сборника как автор значится Пьер Перро д’Арманкур. В сборник включены
восемь сказок: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в
сапогах», «Феи», «Золушка», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик». В следующих
изданиях сборник пополнился еще тремя сказками: «Потешные желания» (в
других  переводах – «Смешные желания»), «Ослиная кожа», «Гризельда».

Шарль Перро был первым европейским писателем, взявшим
на себя смелость ввести в круг классической литературы «низкий жанр» сказки».
 И
именно поэтому Шарлю и пришлось скрывать своё имя в авторстве сборника с
простонародным названием «Сказки Матушки Гусыни». Ведь в то время он стал
новатором, а новаторство не всегда было безопасным и не всегда поощрялось.

Именно
 Шарль Перро первым ввел народную сказку в знатное общество.  И стал
основателем целого направления – литературной волшебной сказки для детей.

Сборник «Сказки Матушки
Гусыни» вовсе не предназначался для детей, он был написан в первую очередь для
взрослых и имел взрослый подтекст. Каждая сказка Шарля Перро заканчивалась
нравоучением в стихах. Давайте рассмотрим, какие же уроки закладывались в
некоторые сказки.

Красная Шапочка

Например,
сейчас многие сказкотерапевты спорят о сказке про Красную Шапочку и заложенных
в ней смыслах. А ведь смысл раскрыл сам Шарль Перро в своем стихотворном
послесловии к сказке. Вот оно:

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
Красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

В сказке Шарля
Перро охотники не приходят и не спасают Красную Шапочку и ее бабушку! Охотников
вообще нет в  сюжете его сказки. А в народной сказке и в этом же сюжете у
братьев Гримм охотники существуют и спасают Шапочку и ее бабушку.

Почему
такая разница в сюжете сказки?  Она объясняется очень просто. Шарль Перро
писал сказку для взрослых легкомысленных девушек, желая их предостеречь, а
вовсе не для детей! Сказка предназначалась дамам светских салонов – «особенно
девицам стройным и прекрасным» и должна была предостеречь наивных девушек от
коварных обольстителей.

Шарль
Перро был убежден, что трагедии в сказке необходимы для обучения жизни 
(сказка – урок жизни) и поэтому и бы так беспощаден к любимой нами Красной
Шапочке. Ведь жизнь тоже может быть беспощадной к «девице».

Синяя Борода

Еще
одна известная всем нам сказка Шарля Перро – сказка «Синяя борода». Как Вы
думаете, в чем была задумана мораль этой сказки? Перро осуждал злого мужа
по  имени Синяя Борода? Вовсе нет! Интересно, что в морали к этой сказке
автор говорит не о злодее – муже Синей Бороде, а о… пагубности женского
любопытства!

Вот
как звучит мораль сказки:

Забавна женская к нескромным тайнам страсть;
Известно ведь – что дорого досталось,
Утратит вмиг и вкус, и сласть.

Кот в сапогах

А
мораль сказки «Кот в сапогах» словами Шарля Перро звучала так:

И если мельников сынишка может
Принцессы сердце потревожить,
И смотрит на него она едва жива,
То значит молодость и радость
И без наследства будут в сладость, 
И сердце любит, и кружится голова.

Значит,
ни жизнь, ни сказка невозможны без любви! Будет любовь – будет и молодость, и
радость даже без наследства! Вот такой интересный завет от Шарля Перро.

Спящая красавица

Послесловие
с нравоучением к сказке «Спящая красавица» звучало так:

Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать.
Пожалуй, выведем второе поученье:
Нередко звенья уз, что вяжет Гименей,
Пока разрознены, и слаще, и нежней,
Так обождать – удача, не мученье.
Но нежный пол с таким огнем
Твердит свой символ веры брачной,
Что сеять ад сомнений в нем
У нас не хватит злости мрачной.

Терпение, женское
терпение как женская добродетель, которая будет вознаграждена – оказывается,
вот что важно в этой сказке!

 КАК
ПРИШЛИ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО В РОССИЮ

В
переводе на русский язык сказки Шарля Перро были впервые изданы в 1768 году в
сборнике под названием «Сказки о волшебниках с нравоучениями». Позже сказку
«Кот в сапогах» перевел стихами В. А. Жуковский. А также он написал «Спящую
царевну».

 А 
в 1867 году сборник сказок Шарля Перро вышел с предисловием И. С. Тургенева и
без стихотворных нравоучений в конце сказок, с иллюстрациями Г.
Доре. Перевод И.С. Тургенева помог сказкам завоевать популярность в
России. Но тогда сказки назывались иначе. Например, вместо «Золушки» было
название сказки «Замарашка».

Это
сборник 1867 года в переводах  И.С. Тургенева с иллюстрациями Г. Доре
переиздан сейчас издательством «Снег». В нем сохранены сюжеты Шарля Перро без
последующих обработок. Можете посмотреть этот сборник и полистать его в
Лабиринте здесь —  [urlspan]
Шарль Перро
«Волшебные сказки» (перевод И.С. Тургенева, иллюстрации Г. Доре). 
[/urlspan]

«Несмотря на свою несколько щепетильную
старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской
литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны…, в них еще чувствуется
влияние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь
непонятно – чудесного и обыденно- простого, возвышенного и забавного, которая
составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла». И.С. Тургенев.
Из предисловия к сборнику сказок

После
издания сказок Шарля Перро по их мотивам в России появились и лирико-комическая
опера «Золушка» Россини, и балет «Золушка Сергея Прокофьева, и пьеса для детей
Евгения Шварца «Золушка» (по сценарию пьесы снят известный кинофильм для детей
«Золушка»).

 АДАПТАЦИЯ
СКАЗОК ШАРЛЯ ПЕРРО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Это
важно знать: сейчас мы читаем детям не авторские тексты Ш. Перро в переводе, а
адаптированные тексты сказок, специально созданные для детского восприятия
русскими переводчиками. Их пересказали для детей М. Булатов, А. Любарская,
Н. Касаткина, Л. Успенский, А. Федоров, С. Бобров. В них нет стихотворных
нравоучений, многие сюжеты изменены. Сказки стали истинно детскими, из них
убраны «взрослые» тексты и инцинденты.

Примеры изменения сюжетов сказок Шарля Перро и
адаптации их для детей:


У Шарля Перро свекровь Спящей Красавицы была людоедкой.  Русские
переводчики убрали эти фрагменты.

— Красная
Шапочка непременно бывает спасена охотниками и снова появляется на Свет
Божий. У Шарля Перро же она была погублена волком раз и навсегда.


В сказке «Ослиная шкура» у Шарля Перро король, овдовев, влюбляется в
собственную дочь и желает на ней жениться! Поэтому принцесса и бежит от него в
ужасе и хочет замаскироваться под ослиной шкурой. В русском переводе для детей
нет покушения на инцест. Здесь принцесса не дочь, а воспитанница, дочь близкого
друга короля, которую взяли на воспитание. И ей просто не хочется стать женой
старого мужа.

— Мальчик
– с —  пальчик в сказке Шарля Перро изымает у людоеда его богатство
и/или семимильные сапоги и богатеет, доставляя письма влюбленным. У нас же в
сказке для детей этого нет. Дровосек просто зажил богато и больше не заводил своих
детей в лес.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
ШАРЛЯ ПЕРРО ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Что
можно рассказать детям 5-6 лет о Шарле Перро? Самое- самое важное и необычное
 в биографии. Например, краткая биография жизни Шарля Перро для малышей
может  быть рассказана  перед викториной по его сказкам так:

РАССКАЗ
ДЛЯ ДЕТЕЙ О ШАРЛЕ ПЕРРО

Скажите, пожалуйста, какие вы знаете сказки Шарля
Перро? (Ответы детей.) Замечательно! А кто назовет свою любимую сказку
этого автора? (Ответы детей) Да, я тоже очень люблю сказку про Золушку, и
про Кота в сапогах, и про Красную Шапочку. А что мы знаем об их авторе,
Шарле Перро? Я вам немного расскажу о нем.

Родился Шарль Перро во Франции более трехсот лет
назад. Тогда государством правил очень сильный и славный король Людовик XIV.
Его называли король-солнце. Любил король пышность и золото, любил строить
дворцы и замки. Любил балы и с удовольствием на них танцевал. Дамы на этих
танцевальных вечерах были одеты в длинные платья и сверкали украшениями, были
похожи на сказочных фей. А их кавалеры отличались пышными кудрявыми париками. И
Перро тоже носил парик. (Показ портрета Шарля Перро.)

Шарль Перро служил при дворе короля-солнце, занимался
делами политики, постройкой королевских зданий, писал стихи, пьесы и
сказки. Его сказки, которые он выпустил так давно под названием «Сказки Матушки
Гусыни», любят все дети. И вы в том числе. Может, попробуем совершить
путешествие по нашим любимым сказкам? Итак, вперед!» (Далее проводится
викторина — встреча со сказками Шарля Перро. Автор текста – К. Зурабова. См.:
Зурабова К. Сказка о сказочнике. У году Франции в России. // Дошкольное
воспитание, 2010. № 8. С. 70-79).

Вопросы к
обсуждению

 сказки Ш.Перро
«Рике с хохолком»:

1.     Каким был
Рике, когда он родился?

2.     Какой дар
получил он от волшебницы?

3.     Что мы
узнаём о новорождённой принцессе?

4.     Чем её
наградила волшебница?

5.     Расскажите,
как воспользовался своим даром Рике? Какое чувство двигало им?

6.     Как себя
ведёт принцесса, получившая в дар ум?

7.     Почему она
решила выйти замуж за Рике? Чем она наградила его?

8.     Нравственные
уроки сказки.

Литература:

Сказки
о принцах и принцессах. – Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2000. – с.80-89.

Полный список литературы для
внеклассного чтения. Начальная школа.

Список внеклассной литературы для 1
класса:

1.     
«Мужик и медведь»  

2.     
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  

3.     
«Кузьма Скоробогатый»  

4.     
Л.Толстой «Липунюшка»  

5.     
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»  

6.     
В.Катаев «Цветик-семицветик»  

7.     
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»  

8.     
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»  

9.     
«Снегурочка»  

10.  «У
страха глаза велики»  

11.  «Мороз,
ветер и солнце»  

12.  «Морозко»  

13.  «Волшебное
кольцо»   

14.  «Кот,
петух и лиса»  

15.  В.Одоевский
«Мороз Иванович»  

16.  Д.Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго зайца»  

17.  А.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»  

18.  П.Ершов
«Конек-горбунок»  

19.  Ш.Перро
«Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»  

20.  Братья
Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»  

21.  Г.Х.Андерсен
«Огниво»  

22.  А
Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»  

23.  К.
Паустовский «Растрепанный воробей»  

24.  И.Акимушкин
«Природа чудесница»  

25.  А.Гайдар
«Чук и Гек»  

26.  Л.Пантелеев
«Честное слово» 

27.  Н.Носов
«Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения
Незнайки»  

28.  В.Драгунский
«Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз,
наискосок»  

29.  О.Кургузов
«Рассказы маленького мальчика»  

30.  Л.Муур
«Крошка Енот»  

31.  Д.Биссет
«Беседы с тигром»  

32.  О.Пройслер
«Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»  

33.  Р.Киплинг
«Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок» 

34.  Дж.Родари «Сказки по
телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»  

Дополнительная литература:

1.     
Б.Житков «Рассказы о животных»

2.     
В.Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»

3.     
П.Бажов «Серебряное копытце»

4.     
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»

5.     
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

6.     
Г.Остер «Бабушка удава»

7.     
Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

8.     
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

1.     
«Летучий корабль»

2.     
«Иван-царевич и серый волк»

3.     
«Финист – ясный сокол»

4.     
«Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)

5.     
«Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)

6.     
«Святогор и Илья Муромец»

7.     
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

8.     
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

9.     
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

10.  Н.Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы»

11.  Ш.Перро
«Рике с хохолком»

12.  Г.Х.Андерсен
«Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»

13.  А.Милн
«Винни-Пух и все-все-все»

14.  В.Гауф
«Маленький Мук»

15.  Д.Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»

16.  В.Гаршин
«Лягушка-путешественница»

17.  Ю.Коваль
«Соловьи», «Шамайка»

18.  Ю.Дмитриева
«О природе для больших и маленьких»

19.  А.Гайдар
«Горячий камень»

20.  К.Паустовский
«Стальное колечко»

21.  В.Драгунский
«Девочка на шаре»

22.  Л.Петрушевская
«Сказки»

23.  С.Козлов
«Сказки»

24.  С.Лагерлеф
«Путешествие Нильса с дикими гусями»

25.  Д.Даррел
«Моя семья и другие звери»

26.  Д.Харрис
«Сказки дядюшки Римуса»

27.  К.С.Льюис
«Лев, ведьма и платяной шкаф»

28.  «Царевна-Несмеяна»

Дополнительная литература:

1.     
В.Голявкин «Рассказы»

2.     
Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»

3.     
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

4.     
Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов»

5.     
Киплинг «Отчего у верблюда горб»

6.     
Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»

7.     
Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»

8.     
О.Пройслер «Маленькое привидение»

9.      П.Треверс
«Мери Поппинс»

9.     
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

10.  Г.Остер
«Бабушка удава»

11.  Л.Лагин
«Старик Хоттабыч»

12.  А.Линдгрен «Малыш и
Карлсон»

1.     
Былина «Садко»

2.     
«Морской царь и Василиса премудрая»

3.     
«Семь Симеонов»

4.     
4. «Каша из топора»

5.     
«Марья Моревна»

6.     
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

7.     
«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

8.     
«Солдат и смерть»

9.     
М.Лермонтов «Бородино»

10.  А.Чехов
«Белолобый»

11.  Л.Андреев
«Петька на даче»

12.  Саша
Черный «Дневник Фокса Микки»

13.  Л.Пантелеев
«Рассказы»

14.  Ф.Искандер
«Рассказы»

15.  А.Пушкин
«Сказка о попе и работнике его Балде»

16.  С.Аксаков
«Аленький цветочек»

17.  Л.Петрушевская
«Сказки»

18.  С.Козлов
«Сказки»

19.  П.Бажов
«Медной горы хозяйка»

20.  Дж.Родари
«Планета Новогодних елок»

21.  Э.Т.А.Гофман
«Щелкунчик»

22.  А.Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

Дополнительная литература:

1.     
А.Толстой «Детство Никиты»

2.     
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

3.     
Ю.Олеша «Три толстяка»

4.     
Л.Чарская «Сказки»

5.     
В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

6.     
К.Булычев «Тайна третьей планеты»

7.     
Е.Велтистов «Приключения Электроника»

8.     
А.Мошковский «Пятеро в звездолете»

9.     
О.Уайльд «Мальчик-звезда»

10.  К.Льюис
«Сказочные повести»

11.  В.Гауф
«Карлик Нос», «Калиф-аист»

12.  Л.Керрол
«Алиса в стране чудес»

13.  Г.Х.Андерсен
«Елка», «Волшебный фонарь»

14.  Ш.Перро «Синяя
борода»

1.       
И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под
дубом», «Волк на псарне»

2.       
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.       
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное
место»

4.       
Н.А.Некрасов «На Волге»

5.       
А.П.Чехов «Хирургия»

6.       
И.С.Тургенев «Муму»

7.       
И.А.Бунин «Косцы»

8.       
А.И.Куприн «Тапер»

9.       
И.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

10.   
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

11.   
А.П.Платонов «Никита»

12.   
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

13.   
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку из лафета»

14.   
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

15.   
Р.Стивенсон «Вересковый мед»

16.   
Д.Дефо «Робинзон Крузо»

17.   
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

18.   
М.Твен «Приключения Тома Сойера»

19.   
Д.Лондон «Сказание о Кише»

20.   
«Царевна — лягушка»

21.   
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

22.   
«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»

23.    Миф
«Сотворение Земли».

Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс

Сказки для детей 7 лет

Список сказок и рассказов:

  1. 196

    Лучшее Антон Чехов — Каштанка

  2. 78

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 325

    Лучшее Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени

  4. 274

    Лучшее Владимир Одоевский — Городок в табакерке

  5. 94

    Лучшее Владимир Одоевский — Серебряный рубль

  6. 194

    Лучшее Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница

  7. 103

    Лучшее Максим Горький — Случай с Евсейкой

  8. 65

    Лучшее Константин Паустовский — Растрепанный воробей

  9. 304

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  10. 241

    Лучшее Константин Паустовский — Стальное колечко

  11. 166

    Лучшее Константин Паустовский — Дремучий медведь

  12. 151

    Лучшее Константин Паустовский — Барсучий нос

  13. 78

    Лучшее Михаил Зощенко — Золотые слова

  14. 33

    Лучшее Аркадий Гайдар — Горячий камень

  15. 23

    Лучшее Виктор Драгунский — Девочка на шаре

  16. 77

    Лучшее Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб

  17. 149

    Лучшее Константин Паустовский — Кот-ворюга

  18. 76

    Лучшее Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил

  19. 17

    Лучшее Виталий Бианки — Мышонок Пик

  20. 62

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  21. 11

    Лучшее Никита Кожемяка

  22. 151

    Лучшее Лев Толстой — Лев и собачка

  23. 264

    Лучшее Павел Бажов — Малахитовая шкатулка

  24. 274

    Лучшее Павел Бажов — Серебряное копытце

  25. 44

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Огниво

  26. 8

    Лучшее Летучий корабль

  27. 5

    Лучшее Баба-яга

  28. 4

    Лучшее Сивка-Бурка

  29. 4

    Лучшее Алёша Попович и Тугарин Змей

  30. 10

    Лучшее Сказка о Василисе Прекрасной

  31. 133

    Лучшее Лев Толстой — Акула

  32. 15

    Лучшее Добрыня и Змей (Былина)

  33. 25

    Лучшее Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)

  34. 173

    Лучшее Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками

  35. 29

    Лучшее Михаил Пришвин — Моя родина

  36. 71

    Лучшее Иван Тургенев — Воробей

  37. 58

    Лучшее Валентина Осеева — Печенье

  38. 3

    Лучшее Антон Чехов — Ванька

  39. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  40. Потерянный кошелек

  41. 3

    Сергей Козлов — Весенняя сказка

  42. 2

    Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон

  43. Эдуард Успенский — Укус гадюки

  44. Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе

  45. 2

    Эдуард Успенский — Целебный бык

  46. 6

    Михаил Зощенко — Умная Тамара

  47. 10

    Борис Житков — Кружечка под елочкой

  48. 34

    Виктор Драгунский — Бы

  49. 5

    Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора

  50. 4

    Виктор Драгунский — Рыцари

  51. 4

    Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского

  52. 27

    Владимир Даль — Старик годовик

  53. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  54. 25

    Михаил Пришвин — Лягушонок

  55. 14

    Михаил Пришвин — Птицы под снегом

  56. 27

    Михаил Пришвин — Ребята и утята

  57. Хитрая наука

  58. 37

    Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе

  59. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна

  60. 15

    Евгений Пермяк — Бумажный змей

  61. 6

    Евгений Пермяк — Надежный человек

  62. 29

    Евгений Пермяк — Некрасивая Елка

  63. 22

    Евгений Пермяк — Самое страшное

  64. 3

    Константин Ушинский — Гадюка

  65. 16

    Константин Ушинский — История одной яблоньки

  66. 3

    Лев Толстой — Шат и Дон

  67. 8

    Лев Толстой — Лебеди

  68. 4

    Лев Толстой — Царь и рубашка

  69. 25

    Лев Толстой — Липунюшка

  70. 4

    Лев Толстой — Девочка и разбойники

  71. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  72. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  73. 9

    Шарль Перро — Рике с хохолком

  74. 15

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку

  75. 3

    Златовласка (Чешская сказка)

  76. 2

    Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  77. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  78. 20

    Виктор Голявкин — Вот что интересно

  79. 35

    Ганс Христиан Андерсен — Ромашка

  80. Илья Муромец и Идолище поганое

  81. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  82. 1

    Илья Муромец и Калин-царь (Былина)

  83. 8

    Олимп (Миф)

  84. 4

    Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке

  85. 6

    Андрей Платонов — Неизвестный цветок

  86. 2

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  87. Лев Толстой — На что нужны мыши

  88. Лев Толстой — Орел

  89. 1

    Лев Толстой — Птичка

  90. Лев Толстой — Девочка и грибы

  91. Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом

  92. Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить

  93. Михаил Пришвин — Жаркий час

  94. Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко

  95. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  96. Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода

  97. Владимир Дуров — Наша Жучка

  98. 13

    Андрей Платонов — Разноцветная бабочка

  99. 1

    Царевна Несмеяна

  100. Михаил Зощенко — Любимое занятие

  101. Нина Артюхова — Большая берёза

  102. Владимир Одоевский — Игоша

  103. Лев Толстой — Комар и лев (Басня)

  104. Лев Толстой — Царское новое платье

  105. Лев Толстой — За ягодами

  106. Лев Толстой — Рассказ аэронавта

  107. Лев Толстой — Куда девается вода из моря

  108. Лев Толстой — Какая бывает роса на траве

  109. Лев Толстой — Как гуси Рим спасли

  110. Лев Толстой — Булька и кабан

  111. 1

    Евгений Носов — Тридцать зёрен

  112. Лев Толстой — Мальчик с пальчик

  113. 13

    Георгий Скребицкий — Белая шубка

  114. Георгий Скребицкий — Маленький лесовод

  115. 1

    Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка

  116. 4

    Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка

  117. 2

    Евгений Пермяк — Мама и мы

  118. 26

    Константин Паустовский — Какие бывают дожди

  119. Константин Паустовский — Кишата

  120. 9

    Лидия Чарская — Царевна Льдинка

  121. Лидия Чарская — Случай

  122. 1

    Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка

  123. 2

    Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки

  124. 1

    Михаил Зощенко — Очень умная лошадь

  125. 4

    Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок

  126. Михаил Зощенко — Умная кура

  127. Михаил Зощенко — Умная птичка

  128. 1

    Михаил Зощенко — Умная собака

  129. 1

    Михаил Зощенко — Умный гусь

  130. 37

    Михаил Пришвин — Курица на столбах

  131. 9

    Михаил Пришвин — Синий лапоть

  132. 30

    Михаил Пришвин — Хромка

  133. 38

    Николай Сладков — Бюро лесных услуг

  134. 3

    Николай Сладков — Медведь и солнце

  135. 9

    Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня

  136. 7

    Ирина Пивоварова — Сочинение

  137. 3

    Ирина Пивоварова — Весенний дождь

  138. 1

    Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга

  139. Георгий Граубин — Почему осенью листопад

Отзывы: 7

  1. Альбина

    Топ ?

    Ответить

  2. Тима

    Круто

    Ответить

  3. Дима

    Топ

    Ответить

  4. ?

    Не че не поняла :_)

    Ответить

  5. Арина

    Ужасно!!!?

    Ответить

  6. Анита ??

    Мне понравилось

    Ответить

  7. Топ

    Прекрасно очень люблю читать ??

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.

У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая — вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая.

И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень — своих сестриц.

Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.

Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание.

Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.

А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк.

И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми.

Золушкины сестры тоже получили приглашение на бал. Они очень обрадовались и сейчас же принялись выбирать наряды и придумывать, как бы причесаться, чтобы удивить всех гостей и понравиться принцу.

У бедной Золушки работы и заботы стало еще больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.

В доме только и разговору было, что о нарядах.

— Я, — говорила старшая, — надену красное бархатное платье и драгоценный убор, который мне привезли из-за моря.

— А я, — говорила младшая, — надену самое скромное платье, но зато у меня будет накидка, расшитая золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы.

Послали за искуснейшей модисткой, чтобы она соорудила им чепчики с двойной оборкой, а мушки купили у самой лучшей мастерицы в городе.

Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

— А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? — спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

— Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

— Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах.

— Что с тобой, дитя мое? — спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

— Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? — спросила крестная.

Она была фея — волшебница — и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают.

— Правда, — сказала Золушка, всхлипывая.

— Что ж, будь только умницей, — сказала фея, — а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце. Сбегай-ка на огород да принеси мне оттуда большую тыкву!

Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла крестной. Ей очень хотелось спросить, каким образом простая тыква поможет ей попасть на королевский бал. но она не решилась.

А фея, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из нее всю мякоть. Потом она прикоснулась к ее желтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес.

Затем фея послала Золушку в кладовую за мышеловкой. В мышеловке оказалось полдюжины живых мышей.

Фея велела Золушке приоткрыть дверцу и выпустить на волю всех мышей по очереди, одну за другой. Едва только мышь выбегала из своей темницы, фея прикасалась к ней палочкой, и от этого прикосновения обыкновенная серая мышка сейчас же превращалась в серого, мышастого коня.

Не прошло и минуты, как перед Золушкой уже стояла великолепная упряжка из шести статных коней в серебряной сбруе.

Не хватало только кучера.

Заметив, что фея призадумалась, Золушка робко спросила:

— Что, если посмотреть, не попалась ли в крысоловку крыса? Может быть, она годится в кучера?

— Твоя правда, — сказала волшебница. — Поди посмотри.

Золушка принесла крысоловку, из которой выглядывали три большие крысы.

Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами, — таким усам позавидовал бы даже главный королевский кучер.

— А теперь, — сказала фея, — ступай в сад. Там за лейкой, на куче песка, ты найдешь шесть ящериц. Принеси-ка их сюда.

Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном.

Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю свою жизнь служили выездными лакеями и никогда не были ящерицами…

— Ну вот, — сказала фея, — теперь у тебя есть свой выезд, и ты можешь, не теряя времени, ехать во дворец. Что, довольна ты?

— Очень! — сказала Золушка. — Но разве можно ехать на королевский бал в этом старом, испачканном золой платье?

Фея ничего не ответила. Она только слегка прикоснулась к Золушкиному платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями.

Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке.

Когда Золушка была уже совсем готова, фея усадила ее в карету и строго-настрого приказала возвратиться домой до полуночи.

— Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, — сказала она. — твоя карета снова сделается тыквой, лошади — мышами, лакеи — ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице.

— Не беспокойтесь, я не опоздаю! — ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.

Принц, которому доложили, что на бал приехала прекрасная, но никому не известная принцесса, сам выбежал встречать ее. Он подал ей руку, помог выйти из кареты и повел в зал, где уже находились король с королевой и придворные.

Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех.

“Ах, как она хороша!” — говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме.

Даже король, который был очень стар и больше дремал, чем смотрел по сторонам, и тот открыл глаза, поглядел на Золушку и сказал королеве вполголоса, что давно уже не видел такой обворожительной особы.

Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань.

Принц усадил свою гостью на самое почетное место, а чуть только заиграла музыка, подошел к ней и пригласил на танец.

Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде.

После танцев разносили угощение. Но принц ничего не мог есть — он не сводил глаз со своей дамы. А Золушка в это время разыскала своих сестер, подсела к ним и, сказав каждой несколько приятных слов, угостила их апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц.

Это им очень польстило. Они и не ожидали такого внимания со стороны незнакомой принцессы.

Но вот, беседуя с ними, Золушка вдруг услышала, что дворцовые часы бьют одиннадцать часов и три четверти. Она встала, поклонилась всем и пошла к выходу так быстро, что никто не успел догнать ее.

Вернувшись из дворца, она еще сумела до приезда мачехи и сестер забежать к волшебнице и поблагодарить ее за счастливый вечер.

— Ах, если бы можно было и завтра поехать во дворец! — сказала она. — Принц так просил меня…

И она рассказала крестной обо всем, что было во дворце.

Едва только Золушка переступила порог и надела свой старый передник и деревянные башмаки, как в дверь постучали. Это вернулись с бала мачеха и сестры.

— Долго же вы, сестрицы, гостили нынче во дворце! — сказала Золушка, зевая и потягиваясь, словно только что проснулась.

— Ну, если бы ты была с нами на балу, ты бы тоже не стала торопиться домой, — сказала одна из сестер. — Там была одна принцесса, такая красавица, что и во сне лучше не увидишь! Мы ей, должно быть, очень понравились. Она подсела к нам и даже угостила апельсинами и лимонами.

— А как ее зовут? — спросила Золушка.

— Ну, этого никто не знает… — сказала старшая сестрица.

А младшая прибавила:

— Принц, кажется, готов отдать полжизни, чтобы только узнать, кто она такая. Золушка улыбнулась.

— Неужели эта принцесса и вправду так хороша? — спросила она. — Какие вы счастливые!.. Нельзя ли и мне хоть одним глазком посмотреть на нее? Ах, сестрица Жавотта, дайте мне на один вечер ваше желтое платье, которое вы носите дома каждый день!

— Этого только не хватало! — сказала Жавотта, пожимая плечами. Дать свое платье такой замарашке, как ты! Кажется, я еще не сошла с ума.

Золушка не ждала другого ответа и нисколько не огорчилась. В самом деле: что бы стала она делать, если бы Жавотта вдруг расщедрилась и вздумала одолжить ей свое платье!

На другой вечер сестры опять отправились во дворец — и Золушка тоже… На этот раз она была еще прекраснее и наряднее, чем накануне.

Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

Она поднялась с места и убежала быстрее лани.

Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал. Правда, привратники заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девушка, но она скорее была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Когда обе сестрицы вернулись домой, Золушка спросила у них, весело ли им было нынче на балу и приезжала ли опять во дворец вчерашняя красавица.

Сестры наперебой стали рассказывать, что принцесса и на этот раз была на балу, но убежала, чуть только часы начали бить двенадцать.

— Она так торопилась, что даже потеряла свой хрустальный башмачок, — сказала старшая сестрица.

— А принц поднял его и до конца бала не выпускал из рук, — сказала младшая.

— Должно быть, он по уши влюблен в эту красавицу, которая теряет на балах башмаки, — добавила мачеха.

И это была правда. Через несколько дней принц приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что девушка, которой придется впору хрустальная туфелька, станет его женой.

Разумеется, сначала туфельку стали мерить принцессам, потом герцогиням, потом придворным дамам, но все было напрасно: она была тесна и герцогиням, и принцессам, и придворным дамам.

Наконец очередь дошла и до сестер Золушки.

Ах, как старались обе сестрицы натянуть маленькую туфельку на свои большие ноги! Но она не лезла им даже на кончики пальцев. Золушка, которая с первого взгляда узнала свою туфельку, улыбаясь, смотрела на эти напрасные попытки.

— А ведь она, кажется, будет впору мне, — сказала Золушка.

Сестрицы так и залились злым смехом. Но придворный кавалер, который примерял туфельку, внимательно посмотрел на Золушку и, заметив, что она очень красива, сказал:

— Я получил приказание от принца примерить туфельку всем девушкам в городе. Позвольте вашу ножку, сударыня!

Он усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на ее маленькую ножку, сразу увидел, что больше примерять ему не придется: башмачок был точь-в-точь по ножке, а ножка — по башмачку.

Сестры замерли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана вторую хрустальную туфельку — совсем такую же, как первая, только на другую ногу — и надела, не говоря ни слова. В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея — Золушкина крестная.

Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

Тут только обе сестрицы поняли, кто была та красавица, которую они видели во дворце. Они кинулись к ногам Золушки, чтобы вымолить себе прощение за все обиды, которые она вытерпела от них. Золушка простила сестер от всего сердца — ведь она была не только хороша собой, но и добра.

Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде.

А через несколько дней сыграли веселую свадьбу.

  • Рике хохолок сказка шарль перро читать
  • Ржд тур байкальская сказка
  • Ривердейл как пишется на английском
  • Решить уравнение как пишется
  • Реять с приставкой как пишется