Рифма к слову сказок

Конспект урока по литературному чтению тема урока: н.н.носов как незнайка сочинял стихи цель: систематизировать знания обучающихся по произведению н.н.носова как

Конспект
урока по литературному чтению

Тема урока: Н.Н.Носов
«Как Незнайка сочинял стихи»

Цель: систематизировать
знания обучающихся по произведению Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Предполагаемые
результаты (предметные):

Обучающиеся
научится:
 глубже
понимать образ главного героя произведения, определять причину поступков этого
героя; получит возможность: участвовать в драматизации
произведений; научится пользоваться в речи пословицами и фразеологизмами; получит
возможность демонстрировать: 
навык чтения, соответствующий данному
периоду обучения, в том числе выразительность.

БУД
(метапредметные):

Личностные.

У
обучающихся будут сформированы: положительное отношение к
школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит
возможность для формирования: 
чувства товарищества и взаимопомощи (на
примерах героев сказки.)

Регулятивные.

Получат
возможность научиться:
 планировать собственные действия и
соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой
работы.

Познавательные.

Обучающиеся научатся: осуществлять
поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Получит
возможность для развития:
 чувства юмора, расширения читательского
кругозора учащихся; внимания к музыке стиха: ритму, рифме.

Коммуникативные.

Обучающийся
получит возможность:
 сотрудничать с одноклассниками при
работе в группах, вести диалог, выслушивая мнение оппонента и формулировать
свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания.

Основное
содержание темы, понятия и термины:

Рифма.
Ритм. Пословицы.

Тип урока: закрепление
 знаний.

Формы
обучения:
 фронтальная,
индивидуальная, групповая

Методы
обучения
: словесный,
наглядный, практический.

Оборудование для
урока:
 проектор,
экран, мультимедийная презентация к уроку, мультфильм «Незнайка поэт», карточки
с пословицами и тестами  для групповой работы, оценочные листы учащихся.

Класс: 6

Дата:
09.12.2021

Ход
урока

I.
Мотивация учебной деятельности.


Пусть урок принесет нам всем радость общения,                                                                                       а
помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.
Актуализация знаний.

1.
Отгадаем кроссворд. Слайд № 1.

1. Коротышка
озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. .

2.
Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи: 
У …….. под подушкой 
Лежит сладкая ватрушка.

3.
Замечательный музыкант Цветочного города. Умел играть на разных инструментах.

4.
Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.

5.
Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его
псевдоним (вымышленное имя)?

-Прочитайте,
кто эти герои? Откуда?

Прочитайте,
какое слово получилось? (Носов)

2.
Беседа о писателе.

Почему
я начала урок с этого кроссворда

Д. О
творчестве этого писателя мы говорили на предыдущем уроке, читали дома его
произведение.

Какая
же тема урока?
(слайд №2)

А
какие цели поставим?

/Слайд
№ 3
с портретом писателя/.

Волшебники,
как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов — волшебник? Да
потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов
маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих
поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания
наших мальчишек и девчонок.

Эпиграф. «У
этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.) /Слайд
№ 4/.

Что
можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый, любит детей).

III.
Работа по прочитанному произведению:

1.Попробуем
сегодня разгадать секрет, чем же нас так привлекают герои произведений Носова
на примере нашего отрывка.

Работа
с учебником

Какое
настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

Все
книги Н. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном
виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и
полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и
недостатках.

2.
Персонажи сказки. Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем
произведении. Слайд №6)

Вами
были названы многие герои. А кого из них можно назвать главным?

3.
Загадка о Незнайке.

В
шляпе с круглыми полями

И
в штанишках до колен,

Занят
разными делами,

Лишь
учиться ему лень.

Он
– художник знаменитый,

Он
– известный всем поэт,

Замечательно
воспитан,

Очень
модно он одет.

Кто
он? Быстро отгадай — ка!

Как
зовут его?…/ Незнайка/.
(картинка Незнайки и его
друзей)

3.
Работа в группах

1группа.
Выборочное
чтение:

-Найди и
перечитай абзацы, которые начинаются словами…

Он
остановился посреди комнаты…

Незнайка
пришел домой…

-Что
общего в их содержании?

-Почему
у Цветика получалось сочинить стихи, а у Незнайки не получались красивые стихи?

3
группа: «Восстанови последовательность»- карточки с планом.

Торопыжка
и Авоська возмущены.

Незнайка
решил, что поэтом стать легко.

Незнайка
решил не ссориться с друзьями.

Знайке
не понравились стихи про него.

IV.Беседа
по содержанию:

Удачными
ли были его стихи о друзьях? Придерживался ли он советов Цветика?

Почему,
ведь в них есть рифма?

Как
друзья отнеслись к стихам?

Д. В
стихах он дразнит друзей, говорит неправду и они обиделись
.

Умышленно
ли он хотел обидеть друзей?

А
почему же они обиделись? ( не поняли друг друга, нет чувства юмора).

Как
Знайка оценил его стихи?

А
что ответил ему Незнайка?

Прав
ли он?

А
если бы Цветик сочинял стихи, какие бы они получились?                           
(он выбрал себе красивое имя и стихи, о товарищах тоже были бы красивые, он
воспевал бы их достоинства, стихи понравились бы друзьям).

4.Работа
с рифмой.

Хороший
ли учитель Цветик?

Что
такое рифма?/Слайды № 7/

/Созвучие
слов в конце стихотворных строк/.

Давайте
вспомним тот отрывок, где Цветик объясняет Незнайке, что такое рифма. Мфильм

Как
выдумаете, легко ли сочинять стихи? Может это, действительно, так трудно —
подбирать рифму к словам?

У. Вот
и мы сейчас с вами отдохнём и попробуем поиграть в рифмы /Слайд № 8/.

1.Улетел
орёл домой,

Солнце
скрылось под … горой.

2.
Мы делили апельсин,

Много
нас, а он … один.

3.
Доедая с маслом булку,

Братья
шли по … переулку.

4.
Шевелились у цветка,

/Все
четыре/… лепестка.

5.
В небе плыли облака,

/Под
горой /… текла река.

6.
На болоте стоит пень,

/Обойти
его мне/ … лень.

7.
Где летом пели зяблики,

Сегодня
– посмотри! –

Как
розовые яблоки,

На
ветках … снегири.

8.
На полянку вышел зайка.

Видит
– там синичек … стайка.

Он
открыл свою шкатулку,

Дал
синицам с маком… булку.

V.
Физкультминутка. /Незнайка танцует с детьми под музыку/.

VII.
Работа над образом главного героя. Характеристика Незнайки.

Незнайка
всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой?
Давайте обсудим это.

Что
бы вы посоветовали Незнайке?

VII. Самостоятельная работа. Закрепление.

VIII.
Для закрепления изученного я предлагаю вам выполнить тест на листочках с
последующей проверкой.

Поэт
Цветик жил на улице:

Ромашковой

Одуванчиков

Фиалковой

Ландышевой

Укажи,
о ком Незнайка сочинил эти стихи:

…шел
гулять на речку,

Перепрыгнул
через овечку.

О
Торопыжке

О
Знайке

Об
Авоське

О
Цветике.

3.Укажи,
кому принадлежат слова:

Враки!
Никакой ватрушки тут не лежит.

Знайке

Авоське

Цветик

Торопыжка.

4.
Кто такой Цветик?

Поэт

Музыкант

Художник

Механик

5.
Найдите рифму к слову Коротышки.

Улыбка

Маленькие

Сказки

Малышки.

Проверка
по слайдам.

IX. Подведение
итогов урока:


Что бы вы посоветовали Незнайке?

+Учиться,
дружить…


Как помочь человеку, если он ошибся?

+Поговорить,
пожалеть…

X.
Рефлексия.

С
каким настроением заканчиваете урок? Отдайте свой голос одному из героев сказки:

Кто
много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.

Кто
что-то не понял – голос Ворчуну.

Кому
всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.

XI.
Домашнее задание
/дифференцированное — по выбору.

1.Нарисовать
понравившегося героя сказки

2.Подобрать
рифмы. ( карточки)

3.
Подготовить выразительное чтение сказки.

XI.
Оценивание.

Прохладное место филолога

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати

Библиографическая запись:
Анализ стихотворения на примере «Заветной рифмы» К. Бальмонта . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/analiz-stixotvoreniya-na-primere-zavetnoj-rifmy-k-balmonta/ (дата обращения: 5.01.2022)

План: 

  1. 1. Автор и название стихотворения.
  2. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
  3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
  4. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
  5. Тема стихотворения: 
  6. — пейзаж; 
  7. — общественно-политическая; 
  8. — любовная/интимная; 
  9. — философская.
  10. Сюжет: 
  11. — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
  12. — без сюжета: образы чувств (…).
  13. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  14. Какую лексику использует автор: 
  15. — бытовую, повседневную 
  16. — литературную, книжную 
  17. — публицистическую 
  18. — архаизмы, устаревшие слова
  19. 5. Композиция лирического произведения. 
  20. Необходимо: 
  21. — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
  22. — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
  23. — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
  24. — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
  25. — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 
  26. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
  27. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
  28. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
  29. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
  30. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  31. Размер: 
  32. акцентный стих; 
  33. _ _’ _ амфибрахий; 
  34. _ _ _’ анапест; 
  35. верлибр (свободный или белый стих); 
  36. ‘_ _ _ дактиль; 
  37. дольник; 
  38. ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 
  39. _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  40. Рифма: 
  41. аабб — парная; 
  42. абаб — перекрёстная; 
  43. абба — кольцевая. 
  44. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  45. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  46. 6. Поэтическая лексика. 
  47. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  48. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  49. — определить своеобразие и активность использования тропов.
  50. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  51. — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
  52. — гипербола — художественное преувеличение; 
  53. — ирония — скрытая насмешка; 
  54. — литота — художественное преуменьшение; 
  55. — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; 
  56. — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
  57. — паралеллизм; 
  58. — сравнение; 
  59. — эпитет — художественное определение.
  60. 7. Стилистические фигуры: 
  61. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  62. — антитеза/противопоставление; 
  63. — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; 
  64. — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
  65. — повторы/рефрен; 
  66. — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
  67. — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
  68. 8. Поэтическая фонетика
  69. Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
  70. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; 
  71. — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
  72. — ассонанс — повторение гласных; 
  73. — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  74. 9. Образ лирического героя, авторское «Я»
  75. — сам автор, 
  76. — рассказ от лица персонажа, 
  77. — автор играет какую-то роль.
  78. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  79. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Сабж:

ЗАВЕТНАЯ РИФМА

Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
Легчайший стиха образец,
Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
Усладу пронзенных сердец,
Не Тютчев, понявший созвучия шума,
Что Хаос родит по ночам,
Не Лермонтов — весь многозвездная дума,
Порыв, обращенный к мечам,
Не тот многомудрый, в словах меткострельный,
Кем был Баратынский для нас, —
Меня научили науке свирельной,
Гранили мой светлый алмаз.
Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берез
Мне дали певучий размер амфибрахий, —
В нем вальс улетающих грез.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат — анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как неясность на лике невест.
В саду, где светили бессмертные зори
Счастливых младенческих дней,
От липы до липы, в обветренном хоре,
Качались шуршанья ветвей.
Близ нивы беседовал сам я с собою,
И видел в колосьях намек,
И рифмою чудился мне голубою
Среди желтизны василек.
В горячем июле, в пробегах безгласных
Качавших полнеба зарниц,
Читал я сказанья о странах прекрасных,
Где райских увижу я птиц.
В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
В громах ли — всё звонче, светлей —
Мне слышались, снились напев и дорога, —
И я полюбил журавлей.
Свершилось. Дорога моя беспредельна.
Певучие — песни мои.
Хваленье, что пели вы мне колыбельно,
В далекой деревне ручьи.
Быть может, дадутся другому удачи
Полней и светлей, чем моя.
Но мир облетел я. И как же иначе
Крылатым ответил бы я?
Я видел всю Землю от края до края.
Но сердцу всех сказок милей,
Как в детстве, та рифма моя голубая
Широкошумящих полей.

Всю поэтическую лексику ищем здесь

Амфибрахий. ( стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.)

Итого.

  1. 1. Автор и название стихотворения — Бальмонт, Константин Дмитриевич. 

Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867, сельцо Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Собственно стих — Из цикла «В России», Шатэлейон, 3 июля 1924  (Шателайон-Плаж (фр. Châtelaillon-Plage) — коммуна во Франции, находится в регионе Пуату — Шаранта. Департамент коммуны — Приморская Шаранта. Входит в состав кантона Эйтре.)

  1. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

Написано 3 июля 1924 года в Шателейоне (см. выше). Посвящено, видимо, колокольчикам и прочей природе, которая дала ему разнообразные стихотворные размеры. В общем, в травинке он поэзию искал…  А нет. : Кроме статьи «О звуках сладких и молитвах», трех стихотворений под заглавием «Пушкин», в связи со 125-летием со дня рождения великого поэта Бальмонт сочинил еще четыре стихотворения на пушкинскую тему: «Огнепламенный», напечатанное 8 июня в парижской газете «Последние новости», и стихотворения «Русский язык», «Заветная рифма» и «Отчего?», опубликованные в журнале «Современные записки» (1924, № 22). Пушкину сие посвящено. 

Подобным образом построены и стихотворения «Заветная рифма» и «Русский язык», где имя Пушкина имеет ключевое значение, вызывая целый ряд ассоциаций, которые помогают Бальмонту не только выразить восхищение Пушкиным, но и нарисовать яркие картины родной природы, русской жизни, ее истории. В «Заветной рифме» — впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его «науке свирельной», подсказывало размеры, помогало найти «заветную рифму».

  1. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.). — Особого места я не увидела — возможно плохо смотрела. 
  2. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.Цитирую: впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его «науке свирельной», подсказывало размеры, помогало найти «заветную рифму».

Бальмонт вообще символист. Был. Значит, надо искать символы. :

Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.

Достаточно, думаю.

Про символизм:

«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши — в вянущих ушах.

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.

И хватит про символизм пока. 

  1. Тема стихотворения: 
  2. — пейзаж; 
  3. — общественно-политическая; 
  4. — любовная/интимная; 
  5. — философская. Вот она. Хотя даже творческая,  ябсказал…
  6. Сюжет: 
  7. — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
  8. — без сюжета: образы чувств (…). Без сюжета. Сходил на улицу, нашел все виды рифм, всё хорошо. 
  1. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  2. Какую лексику использует автор: 
  3. — бытовую, повседневную 
  4. — литературную, книжную. Возвышенную литературную лексику использует Бальмонт в своем стихотворении. Он символист, ему положено. 
  5. — публицистическую 
  6. — архаизмы, устаревшие слова
  7. 5. Композиция лирического произведения. 
  8. Необходимо: 
  9. — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — да переживаний там нет, там поиск рифмы в одуванчиках. 
  10. — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли — ну да. Весь стих посвящен отыскиванию стихотворных размеров в окружающей природе. 
  11. — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — ситуация: поиск. 
  12. — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; Да нет там ситуации! Бальмонт рассказывет, где и как он находит вдохновение. Сказано же — в широкошумящих полях. 
  13. — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Ууу. Частей особо нет, повествование о размерах. 
  14. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Каждая строфа — один из размеров. Ну или два. 
  15. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Частями. Кусками. 
  16. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Сопоставлен. 
  17. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Значима, содержит: видел всё, но голубая рифма полей всё ж румяней и белей. милей то есть. 
  18. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  19. Размер: 
  20. акцентный стих; 
  21. _ _’ _ амфибрахий; 
  22. _ _ _’ анапест; 
  23. верлибр (свободный или белый стих); 
  24. ‘_ _ _ дактиль; 
  25. дольник; 
  26. ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 
  27. _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  28. Рифма: 
  29. аабб — парная; 
  30. абаб — перекрёстная; 
  31. абба — кольцевая. 
  32. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  33. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  1. 6. Поэтическая лексика. Началооось….
  2. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  3. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  4. — определить своеобразие и активность использования тропов.

Ну вот то что там всё высокохудожественно, мы уже выяснили. 

  1. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  2. — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; И как же иначе Крылатым ответил бы я?
  3. — гипербола — художественное преувеличение; ну хоть ее нет.
  4. — ирония — скрытая насмешка; тоже нет.
  5. — литота — художественное преуменьшение; нет.
  6. — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют: бессмертные зори, В горячем июле
  7. — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует: Что Хаос родит по ночам, Плакучие ветви берез  Мне дали певучий размер амфибрахий,там вот этого добра вообще много. 
  8. — паралеллизм; он у нас тут с антитезой:
  9. Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
                            Легчайший стиха образец,
                         Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
                            Усладу пронзенных сердец,
                         Не Тютчев, понявший созвучия шума,
                            Что Хаос родит по ночам,
                         Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
  10. — сравнение; качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе Плакучие ветви берез, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек — тоже много-много
  11. — эпитет — художественное определение: Певучие — песни мои, рифма моя голубая — тоже много этого добра

Хореи и ямбы с их звуком коротким Я слышал в журчаньи ручьев — возможно, метонимия

Свершилось. Дорога моя беспредельна. Певучие — песни мои. — пафос?

Близ нивы беседовал сам я с собою, И видел в колосьях намек, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек. — сплошная катахреза. вообще весь стих — сплошная она.

  1. 7. Стилистические фигуры: 
  2. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  3. антитеза/противопоставление;  ну есть какая-то:, см. выше жирным.
  1. градация — например: светлый — бледный — едва заметный; не нашла. 
  2. инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; Легчайший стиха образец
  3. повторы/рефрен; — не вижу. не-не-не в начале — ? ну непохоже это на рефрен.
  4. риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; не найдено. 
  5. умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Вот чего нет того нет. 
  6. гипербатон нашла:
  7. В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
     В громах ли - всё звонче, светлей -
     Мне слышались, снились напев и дорога, -
    И я полюбил журавлей.

По фигурам всё.

  1. 8. Поэтическая фонетика
  2. Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
  3. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; 
  4. анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; в начале там не-не вот это
  5. — ассонанс — повторение гласных; 
  6. — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  7. 9. Образ лирического героя, авторское «Я»
  8. — сам автор, колокольчики исследует. От первого лица в прошедшем времени. 
  9. — рассказ от лица персонажа, 
  10. — автор играет какую-то роль. да нее, он созерцает. 
  11. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  12. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Так. А какие вообще бывают стихотворные жанры? А они все вот тут.

А вот то что выше — похоже на лирику. 

У меня всё, товарищи, по Бальмонту. 

calendar20.06.2016, 16098 просмотров.

Слайд 1

Требования к отбору литературных произведений для разных возрастных групп

Слайд 2

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора- педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно- эмоциональную оценку. В литературно- художественной форме- предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Слайд 3

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки разных народов ), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно -образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал.

Слайд 4

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги, которыми отличаются дети того или иного возраста, обозначенные в трудах Е.А.Флёриной , Н.С.Карпинской , Л.М.Гурович , Л.Б.Береговой , В.И.Логиновой и др. Флёрина Екатерина Александровна Гурович Любовь Михайловна Логинова Вера Иосифовна Леушина Анна Михайловна

Слайд 5

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые фольклорные формы : загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки , пестушки , небылицы и перевертыши; сказки. 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы. 3. Произведения современной русской литературы и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др . Тексты художественных произведений применяются не только как средство привития детям эстетических и нравственных качеств , но и как одно из наиболее эффективных средств обучения первоначальным навыкам восприятия и понимания русской речи, постепенного пополнения и закрепления словарного запаса, а также формирования умений и навыков воспроизводить услышанное. Тексты произведений необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей и речевых возможностей детей.

Слайд 6

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки , песенки, скороговорки и т. п. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок , козлятушки -ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто , «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей добрые чувства, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой , ритмичностью, музыкальностью.

Слайд 7

Средний возраст Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто-нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения А.С.Пушкина , Н.А.Некрасова , А.А.Блока , К.И.Чуковского , С.Я.Маршака , В.Д.Берестова , И.Токмаковой . Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э.Успенского , С.Козлова , А.Л.Барто , Е.Благининой . Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К.Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л.Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса». Детям этого возраста по плечу сказки Г.Андерсена « Дюймовочка », «Стойкий оловянный солдатик», бр . Гримм «Бременские музыканты». Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке- картинке «Приключение Пифа ». На сказке Киплинга «Слоненок». Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е.Чарушина , многие издания произведений В.Бианки и В.Сладкова . Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок «Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно». Что касается сборника сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу «Сокровища волшебных сказок» и сборник «Золотая книга лучших сказок мира». Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов классиков – А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова , И. Бунина, А. К. Толстого. Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера , С. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С.Черного , Д.Хармса , Т.Собакина , М. Бородицкой , Р. Махотина, М. Яснова .

Слайд 8

Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наи­зусть, только тогда его слушатели поймут выразительность ин­тонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на за­поминание— это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихо­творения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято. Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, уп­равляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах). А чтение детей должно показать, что они не только понима­ют то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое от­ношение к произведению. В восприятии художественных произведений дети дошколь­ного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Такое понимание в самой элементарной форме доступно детям старшего дошкольного возраста. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачи: «Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способ­ность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэ­тической речи), интонационную выразительность чтения; уме­ние чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений».

Слайд 9

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание , и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им. При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев . Особое внимание на восприятие литературного произведе­ния в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Слайд 10

В подготовительной к школе группе решение этих задач должно быть близко к завершению. В старшем дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественном образом, словом; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности , меткости и образности. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому , что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве. На каждом занятии в подготовительной к школе группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя, умение владеть и пользоваться синонимическим богатством родного языка. При первом чтении произведения основная задача воспитателя — довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Слайд 11

Конечно , и старшим дошкольникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей на березу, осыпанную снегом , чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом. Творческие задания оказывают большое влияние на развитие и обогащение словаря — дети начинают свободно оперировать синонимами, употребляя эти слова уместно, понимая их значение. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы . Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

Слайд 12

ВЫВОДЫ: Принципы отбора литературных произведений для детей являются основным фактором в формировании КДЧ. Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Наряду со знаниями о принципах формировании КДЧ, следует знать и о критериях отбора литературы для детей. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания. Умение организовать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребёнку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность.

Слайд 13

Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы при выборе детской книги воспитатели ориентировались бы не только на её воспитательное и развивающее значение. Тем более что в самых лучших образцах детской литературы нет прямого нравоучения. Важно, чтобы книжка была ребёнку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам. Не следует поощрять, если ребёнок читает только одни энциклопедии. Этот вид детской книги, безусловно, полезен, но только как справочник, как дополнительный источник знаний. Психологи заметили, что дети, получавшие готовые «энциклопедические» знания, впоследствии не могут вычленить структуру текста, соотнести его различные части, и, соответственно воспроизвести. Такие умения приобретаются только при чтении художественной детской литературы. А литературный вкус ребёнка будет во многом зависеть от состава семейной библиотеки, общения с ребёнком по поводу книг, традиций семейного чтения и просто от того, трепетного и нежного внимания к душе ребёнка, который и называется любовью.

Слайд 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Ушинский К.Д. Избр . Пед . Соч. В 2-ухтомах. М., 2004. Гриценко З.А. Детская литература методика приобщения детей к чтению: М., Академия., 2008. http://www.psyclub-chaika.ru/publ/detskaja_psikhologija Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 11.-М.: Педагогика,1974. http://www.portal-slovo.ru Гриценко З.А. Ребёнок и книга: Дошкольное воспитание N3 2000., с.49 О.С. Ушакова Н.В. Гавриш . Знакомим с литературой детей 3-5 лет М., 2010 .

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!!

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Квест-игра

по сказкам К.И. Чуковского

Подготовили воспитатели: Козина С.П

Косолапова Т.С.

2020

Цель:

  • актуализировать знания детей о творчестве детского писателя, сказочника, переводчика и литературоведа К.И. Чуковского;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к чтению посредством литературной игры;
  • воспитание культуры поведения, доброго отношения друг к другу, умения действовать в команде: преодолевать трудности, договариваться, советоваться для достижения общего результата.

Подготовка:

  • оформляется выставка книг К.И.Чуковского;
  • дети читают и вспоминают сказки К.И.Чуковского;
  • оформляется выставка детских рисунков – иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского;

Ведущий:

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 31 марта 2020 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 138 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость.

 Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, вспомним героев сказок и стихов Корнея Чуковского, или как его часто называли дети, его современники дедушки Корнея.

Соревнование знатоков творчества Чуковского будет проходить у нас в форме игры – квест.

Квест в переводе с английского означает поиск, розыск.

 В квесте будут участвовать 3 команды и сейчас мы поделимся на команды с помощью жребия, каждый из вас должен вытянуть конверт со знаком отличия команды, у кого значки окажутся одинаковыми, те и объединяются в одну команду.

(Происходит жеребьевка: дети по очереди берут конверт со стола и прикрепляют знак на одежду)

И так, в квесте участвуют 3 команды, давайте их назовем и поприветствуем друг друга:

Команда красных: ф. и участников

Команда зеленых: ф. и участников

Команда синих: ф. и участников

Дети аплодируют друг другу

Вспомним правила, которые должен выполнять каждый во время игры:

  • Играй честно!
  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
  • Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
  • Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
  • Помни что ты командный игрок, от умения действовать сообща зависит результат.
  • Будь стойким, не унывай при неудаче.

Это так сказать, моральные правила, а сейчас я познакомлю вас с правилами квеста.

Каждая команда получит маршрутный лист, где обозначены пункты назначения, которые каждая команда должна найти, ориентируясь на опознавательные значки или расшифровав название пункта следования, на каждом из которых есть дежурный, у которого вы будете получать задания и баллы за них, за каждый правильный ответ 1 балл, на обратной стороне маршрутного листа ставятся дежурным баллы и выдается одна буква. Всего восемь пунктов следования, восемь игровых зон и соответственно вы соберете по окончанию игры 8 букв, из них нудно составить слово – название первой сказки, которую сочинил К.И.Чуковский. Я не называю пункты назначения, ваша задача самим их найти, проявив командный дух и смекалку. У каждой команды свой маршрут. Время на каждый пункт следования отводится ровно 5 минут. За 5 минут нужно выполнить все задания и следовать дальше согласно карте. Выиграет та команда, которая быстрее пройдет маршрут, наберет больше баллов и отгадает ключевое слово.

Пункт «Загадкино»

Ведущий:

 Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

 «Всегда,  – писал он,  – где бы ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача,  –   я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

Далее читает детям загадки, которые им нужно отгадать:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда.

Живое выбежало чудо,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

Хожу брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

На малину налетели,

Поклевать её хотели,

Но увидели урода,-

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки. (Пугало)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не сума ли он сошёл?-

Прямо по морю пошёл! (Корабль)


Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.(Зеркало)

Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!(Коньки и лёд)

(Ставятся баллы – 1 за правильный ответ, выдается буква О)Пункт «Ретпорт»

(зашифровано слово на карте, на двери комнаты слово портрет)

Оборудуется темная комната, в которой на стенах размещены портреты.

 Ведущий:

 В этой темной комнате оживут приметы, отгадайте все дети вы портреты. Включает фонарик и освещает по очереди портреты писателей.

«Галерея писателей»

Выбрать портрет К.И. Чуковского из нескольких представленных портретов детских писателей.

Если вы узнали  К.И. говорите «Стоп»

Далее так же с помощью фонарика освещает портреты героев книг писателя.

Иллюстрации с изображением ; Муха Цокотуха, Бармалей, Мойдодор, Бабушка Федора, Топтыгин, Тараканище, Айболит, Закаляка, акула Каракула

(Ставятся баллы – 1 за правильный ответ, выдается две буквы К)

Пункт «Рифмы»

Ведущий:

Скажите, что такое рифмы? (Это сходные по звучанию слова.)

Человек какой профессии без рифм не сможет обойтись? (Поэт.)

К.И. Чуковский мастер рифмы, поэт, переводчик. На время превращаю и вас в поэтов.

 Задание команде, продолжи строчки К.И.Чуковского Доскажи рифму.

Добрый доктор Айболит … (Он под деревом сидит)

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик … (и в руке его горит маленький фонарик)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю … (но пузатый от меня убежал, как от огня)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало…(Глянул заинька в окно, стало заиньке темно)

Милая девочка Лялечка

С куклой гуляла она

И на Тверской улице… (вдруг увидала слона)

А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)

Скачет сито по полям, … ( а корыто по лугам)

Замяукали котята;

«Надоело нам мяукать…( мы хотим, как поросята. Хрюкать! Хрюкать!)

(Выставляются баллы – 1 за правильный ответ, выдается буква Л)

Пункт «Шифровальный»

Ведущий:

 Вы попали на станцию «Шифровальная». Ваша задача отгадать зашифрованные слова – названия произведений К.И. Чуковского. Команда получает карточки с шифровкой, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ногибиб.

2.Тилобйа

3.Ещинакарат.

4.Ацинатуп

5.Йеламраб

6.Рыдодйом

7.Нофелет

8.Лидокорк.

Ведущий:

 Еще одно задание« Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

« Прыг да прыг, да чик –чирик, чики-рики-чик-чирик»

Ведущий:

 Моя остановка называется так, потому что в одной из известных сказок К.И. Чуковского так сделал один персонаж и победил при этом великана. Кто это?

Воробей!

« Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг,

да чик –чирик,

чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана

Вот и нету великана»

Ваша задача допрыгать до стола с заданиями на двух ногах. Прыгать из обруча в обруч, но только в те обручи, де написаны названия животных, которые можно встретить в сказках Чуковского (крокодил, гиппопотам, медведь, слониха, зайчиха, волк, свинья, белый медведь, крот, бобер)

2 Задание:

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Команде раздаются карточки, задача быстро соединить их.

Пункт «Чудо дерево»

Ведущий:

Приветствую вас у чудо-дерева.

«Чудо дерево»  – это название стихотворения К.И.Чуковского

Вот  у наших у ворот

Чудо- дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Ни листочка на нём,

Ни цветочка на нём

А чулки и башмаки,

Словно яблоки!

Так начинается это стихотворение.

На нашем чудо — дереве, вещи, ваша задача, выбрать те которые встречаются в сказках К.И. Чуковского и сказать в какой именно.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Скорлупа грецкого ореха

Цветной карандаш

Лампа

(Выставляются баллы  –  1 за правильный ответ, выдается буква Д)

Пункт «Чистота – залог здоровья!»

Ведущий:

 К.И. написал две сказки, которые учат нас тому чтоб соблюдать чистоту и порядок.

 Давайте вспомним их.

Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет («Мойдодыр»)

Выбрать из предложенных отрывков, отрывки из сказки «Мойдодыр»

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Ах, ты, гадкий, ах, ты грязный, не умытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя!

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил…

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала.

Полоскала их она.

Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть.

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

Вот вам телеграмма

От гиппопотама!

Ведущий:

А вот как создавалась Чуковским другая сказка о чистоте

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было («Федорино горе».)

Составь строчку, кто так сказал

 Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

 «Я Федоре не слуга!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда, куд-куда!

Вы откуда и куда!»

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу»

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко»

(Выставляются баллы  – 1 за правильный ответ, выдается буква Р)

Команды, после прохождения маршрута, собираются в общем зале, отгадывают ключевое слово, пишут его на обороте листа и сдают маршрутные. Подводятся итоги, подсчет баллов, определение победителей.

Ведущий:

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Первая сказка К.И. Чуковского называлась «Крокодил»

Называю те, команды, которые угадали ключевое слово, это слово – крокодил.

Оглашение результатов квеста, награждение команд.

Рефлексия:

Понравилась ли вам, ребята, наша игра квест?

Что нового вы узнали о К.И.Чуковском?

Какой из пунктов маршрута оказался для вас самым трудным? Легким?

Почувствовали ли вы дух соревнования, соперничества?

Довольны ли вы своими результатами?

Что нужно делать, чтобы в следующий раз показать лучший результат?

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь

Набирайтесь ума!

До встречи и спасибо за активное участие в игре!

Готовиться к ЕГЭ с «Грамотатором» стало проще. Не нужно заучивать слова из словника или словаря паронимов. Достаточно прочитать наши рифмы, и правильное ударение легко запомнится. А для закрепления результата можно воспользоваться нашими карточками. Разумеется их можно использовать не только на экзамене, но и в жизни, чтобы не ошибаться при произношении слов. Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» предлагают разобрать очередную «партию» существительных из орфоэпического словника.

Рифма к слову сказок

Ударения – одна из проблем в русском языке. Дело в том, что правила, которое закрепляло бы необходимость ударять на определенный слог, как например, во французском или немецком языках, не существует. И даже грамотные люди часто сомневаются и путаются в ударениях. А уж на экзамене запутаться в них еще вероятнее.

«Грамотатор» уже рассмотрел ряд слов из Орфоэпического словника, предложив запомнить ударения с использованием простых рифм. А для лучшего результата можно скачать наши карточки, разместить их на видном месте и незаметно для себя запоминать правильное произношение и написание слов.

Сегодня нас ждут еще 10 существительных из орфоэпического словника ЕГЭ-2022. Итак, приступим.

Борода́ – бо́роду

Слово «борода» трудностей не вызывает, а вот при изменении по падежам начинаются проблемы. А множественное число их добавляет. Давайте разбираться.

Орфоэпический словник ЕГЭ-2022 в винительном падеже предлагает ударение на первый слог – бо́роду. С ним полностью согласны именитые орфоэпические словари (под редакцией И.Л.Резниченко, а также Р.И.Аванесова), Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой и Русское словесное ударение М.В.Зарвы.

При этом указанные словари дают не только винительный падеж слова, но и множественное число – бо́роды, но в родительном падеже – боро́д, в дательном – борода́м, творительном – борода́ми, в предложном – о борода́х.

То есть ударение во множественном числе с первого слога в именительном падеже смещается последовательно на второй слог (в родительном) и на третий в последующих падежах.

А запомнить легко с нашими рифмами.

Мужчин греет борода́ –

Не страшны им холода́.

Очень рады хо́лоду,

Отрастили бо́роду.

***

Пока мужчины мо́лоды,

Они бреют бо́роды.

Ведь на фарфоровый заво́д

Мужчин пускают без боро́д.

***

По истории следа́м

Мы пройдемся по годам:

Потчуют в садах хлеба́ми

Нас бояре с борода́ми

Удивимся мы сада́м

И боярским борода́м

Рифма к слову сказокГражда́нство

Достоверно неизвестно, откуда появилось произношение «гра́жданство». Возможно, от слова «гра́ждане». Откуда бы оно ни произошло, слышим мы его довольно часто.

Однако, если в жизни неправильная постановка ударения приведет лишь к тому, что мы прослывем не очень грамотным человеком, то на экзамене ошибка может стоить баллов.

Орфоэпический словник ЕГЭ-2022 дает ударение на второй слог – «гражда́нство». Именно оно является единственно верным. Других вариантов мы не найдем ни в одном словаре.

Если до этого были сомнения в постановке ударения в слове «гражданство», то с нашими рифмами они быстро рассеются. В нужный момент стишок обязательно всплывет в памяти и не позволит ошибиться.

Приехав в госуда́рство,

Получи гражда́нствоРифма к слову сказок

Дефи́с

Не так часто встречаются люди, которые говорят «де́фис». Однако слово внесено в орфоэпический словник, а значит проблемы с ударением всё-таки бывают.

Итак, словари предлагают единственно верное произношение – с ударением на второй слог. Все производные от него имеют неизменное ударение – дефи́сное, дефи́сом.

Мы уверены, что наши читатели произносят «дефи́с» правильно, но с рифмой будет ещё проще.

«Кис-кис» пиши через дефи́с.

Рифма к слову сказокДешеви́зна

Действительно, порой можно услышать дешевизна́. Говорить так неправильно, а уж на экзамене «дешевизна́» может стоить дорого. Мало того, что ни один словарь такого слова не знает, так еще и классик с детства нас учил, что правильно только дешеви́зна. Вспомним сказку «О попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. Какими словами она заканчивается?

А Балда приговаривал с укоризной:

– Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Тут и рифму придумывать не надо, достаточно запомнить цитату из сказки.

Рифма к слову сказок

Досу́г

Действительно, слово «до́суг» режет слух. А многие именно так и говорят. Особенно часто его употребляют как раз сотрудники досуговых учреждений. Возможно, это профессиональный сленг.

А словари против, они дают единственно верное ударение – досу́г. Более того, многие из них – Русское словесное ударение М.В.Зарвы, Орфоэпический словарь русского языка. Произношение.Ударение И.Л.Резниченко, Орфоэпический словарь Р.И.Аванесова – специально предупреждают, что «до́суг» говорить неправильно.

А запомнить, как всегда, поможет рифма.

Весело в кругу подру́г

Проведём мы свой досу́г.

Рифма к слову сказокЕрети́к

Конечно, каждый день мы про еретиков не говорим. Но на уроке истории или при обсуждении художественной литературы вполне можем и встретить. Употребляется это слово и в переносном значении, обозначая человека, отступающего от общепринятых взглядов. И тут заминка! Ере́тик (так говорят часто) или ерети́к? Возможно, ранее вариант «ере́тик» был допустим, поскольку Орфоэпический словарь русского языка И.Л.Резниченко помечает «ере́тик» не как неправильное, а как устаревшее. А в Толковом словаре Д.Н.Ушакова и вовсе дан – «ере́тик».

Однако современные нормы русского языка придерживаются одного правильного варианта – «ерети́к». А «ере́тик» в современных словарях специально отмечен как неправильный.

Кстати, в родительном падеже верное произношение – еретика́. А для рифмы вспомним историю и одного из известных ученых – Галилео Галилея, которого святая инквизиция обвинила в приверженности  еретическому учению Николая Коперника.

Скажем смело, напрями́к:

Галилей не ерети́к!

Рифма к слову сказок

Икс – и́ксы

Ударение в производных от слова «икс» неподвижное. Оно останется на букве «и» при изменении «и́кса» по падежам, а также во множественном числе. Никаких «иксо́в» или «икса́ми»! Только «и́ксы», «и́ксов». Это необходимо запомнить.

Рифма к слову сказок

Кварта́л

Многих так и тянет сказать «ква́ртал». Возможно, от слова «ква́рта», которое проверочными к слову «квартал» не является.

Кстати, «квартал» употребляется в двух значениях – как период времени, составляющий четверть года, а также как часть улицы.

Бытует мнение, что «квартал» как часть года произносится «ква́ртал», а как часть улицы – «кварта́л». Мнение это неверное.

Правильное ударение во всех значениях на второй слог – кварта́л.

Иллюминацией сверка́л

Вновь построенный кварта́л

***

Подготовился и сда́л

Отчет за весь второй кварта́лРифма к слову сказок

Киломе́тр

Здесь все просто. «Кило» – это приставка, обозначающая 1000 единиц. Надо запомнить, что во всех словах, имеющих корень «метр», ударение падает на него, а не на приставку. Это и миллиметр (приставка милли-), и дециметр (приставка деци-), и сантиметр (приставка санти-), и другие «метры». Более того, нам и в голову не придет сказать «деци́метр» или «санти́метр»! Вот и с километром экспериментировать не надо – только киломе́тр.

Ударение на «метр»

Имеет слово «киломе́тр»

Рифма к слову сказок

Конус – ко́нусы

В таких словах часто встает вопрос, куда ставить ударение. Лекторы или лектора, бухгалтеры или бухгалтера, конусы или конуса?

Ударение здесь неизменно. В слове «конусы» оно останется на первом слоге, как и в форме именительного падежа – ко́нусы. Оно не сдвинется и при склонении слова – ко́нусов, ко́нусам и т.д.

Это же касается и ле́кторов, и бухга́лтеров. С той лишь разницей, что в слове «ле́кторы» ударение падает на первый слог, а в слове «бухга́лтеры» – на второй.

Начертили ко́нусы –

Получили бо́нусы

Рифма к слову сказок

Мы рассмотрели еще часть слов из Орфоэпического словника ЕГЭ-2022 по русскому языку. Наши рифмы и карточки помогут лучше запомнить ударения и не ошибиться на экзамене и просто в общении.

Подробнее о других словах из Словника – аэропорты, банты, бухгалтеры, вероисповедание, диспансер, каталог, мусоропровод, намерение, обеспечение, призыв, столяр, торты, шарфы, избалованный – можно найти в нашем мини-словаре ударений, материалах «Грамотатора» и «СЛОГиЯ».

Поделиться своим мнением, предложениями или задать вопросы можно, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета». А «Грамотатор» уже готовит для вас новые материалы о трудностях русского языка.

  • Рисующий красками мальчик как пишется
  • Рисую словами яндекс дзен читать рассказы
  • Рита на английском языке как пишется
  • Рисунок царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Рисунок шамаханская царица из сказки золотой петушок