Рифма к слову рассказ

Филологический анализ стихотворения м. ю. лермонтова нищий. выражение образа в художественном тексте. основа художественного текста - художественный образ. он выражается

Филологический
анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова  «Нищий».

Выражение образа в
художественном тексте.
                                            

         Основа
художественного текста — художественный образ. Он выражается богатым набором 
языковых средств, которые рассматривает филологический анализ художественного
текста.

Филологический анализ художественного текста — это  «всесторонний,
глубокий анализ художественного текста, то есть органичное соединение
литературоведческого анализа ( определение жанра, художественного метода, темы,
главной мысли, композиции, системы образов и под., образных средств для
раскрытия темы, главной мысли  (метафор, эпитетов, сравнений, перифраз и др.) и
лингвистического анализа, поуровнего ( фонетического, лексического,
морфологического, синтаксического), помогающего автору выразить
идейно-тематическое содержание, авторскую позицию; это анализ языковых средств,
целесообразно отобранных и объединенных в единое и качественно новое целое, в
художественный текст.         

Филологический
анализ предполагает исследование речевой организации конкретных произведений,
выяснение фонетических, лексико-семантических, грамматических явлений языка
художественного произведения, целесообразно отобранных его автором в
соответствии с жанром, темой, идеей, композицией, авторским стилем и т.д. этого
произведения».

В
литературном произведении  описание внешности персонажа, играющее большую роль
в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет
иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными
автору. Портрет может отражать различные качества: красоту тела, грацию, может
подчеркнуть внутреннее содержание человека, его  духовную жизнь, чувства,
доброту.

 Он
соответствует особенностям содержания и формы произведения, составляет одну из
его особенностей.

 Яркий
портрет у  романтиков. Он  как бы говорит о контрасте между героем и его
окружением или о контрасте между  внешним обликом и внутренней сущностью героя.
В литературе романтизма впервые появляется портрет, отражающий  сложность
отношений человека с миром.

В
лирике обстоятельные  описания портретов возможны только в больших формах:
стихотворных романах, повестях, в сюжетных поэмах.

 В
стихотворениях роль портрета меняется, в них могут быть указаны лишь отдельные
детали. Редко удается полное описание.

В
XIX
веке широкое распространение получает психологический портрет. Мастером
психологического портрета одним из первых в русской литературе был Михаил
Юрьевич Лермонтов.  Он питал глубокий интерес к внутреннему миру человека.

Задачами
работы является выяснить, какие  языковые  средства использует автор  для создания
художественного образа,  психологического портрета в стихотворении «Нищий» .
Для анализа необходимо всесторонне рассмотреть стихотворения:

1.     Рассмотреть
историю создания

2.     Определить
жанр

3.     Выявить
тему; идею, воплощенную в стихотворении

4.      Найти
ключевые слова

5.     Рассмотреть
строение (композицию)

6.     Изобразительно-выразительные
средства, их роль

7.     Анализ
языковых средств: лексика, звукопись; синтаксис; морфология; размер.

 1. Стихотворение «Нищий»
обращено к Е. А. Сушковой и написано в Троице-Сергиевской лавре.  В своих 
«записках» Е. А. Сушкова рассказала о том, что как в середине августа 1830 года
Е. А. Арсеньева с компанией молодежи отправились пешком из Середникова на богомолье
и на четвертый день пришли в лавру. На паперти встретили слепого нищего. Он
дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему
мелких денег; услыша звук  монет, бедняк крестился, стал  нас благодарить,
приговаривая: «Пошли вам бог счастия,  добрые господа; а вот намедни приходили
тоже господа шалуны, посмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков.
Бог с ними!»

После
возвращения домой Михаил Юрьевич бросился писать. Окончив писать, он передал
Сушковой нововышедшие стихи.

I.
У врат обители святой

Стоял просящий
подаянья

Бедняк
иссохший, чуть живой

От
глада, жажды и страданья.

Куска
лишь хлеба он просил,

И
взор являл живую муку,

И
кто-то камень положил

В
его протянутую руку.

II.Так
я молил твоей любви

С слезами горькими, с
тоскую;

Так
чувства лучшие мои

Обмануты
навек тобою!                                                      

1930г

2.
Стихотворением автор обращается к своей бывшей возлюбленной. Сравнивая себя с
нищим, он говорит ей о своих лучших обманутых чувствах.

На
то, что это стихотворение-обращение указывают местоимения
последнего четверостишия: я – твоей; мои-тобою. Хотя можно предположить,
что автор обращается к конкретному лицу, местоимения создают определенную меру
обобщенности образа лирического героя. Благодаря этому обобщению, внимание
сосредотачивается на внутреннем состоянии.

         Употребление
местоимений помогает выразить чувства, настроение, отношение к тому, к кому
обращен монолог. Читатель в нескольких строках слышит целый рассказ, который
ведется от 1 лица ко 2 лицу.

В
стихотворении также рассказывается о причине обращения к возлюбленной. На
грустные мысли его навела встреча с нищим у ворот церкви.  Автор рисует его портрет:
внешний вид, физическое состояние, выражение глаз.

3.
Тема стихотворения — обманутая любовь. Горькие чувства лирического героя
нахлынули после встречи с нищим у ворот церкви. Он проводит параллель
между своими чувствами и теми чувствами, которые испытал

бедняк,
когда в его руках  вместо ожидаемого куска хлеба оказались камни. Их положил
бездушный человек, который посмеялся над бедняком в самые трудные минуты
жизни.  Влюбленному  также было отказано в самом малом, но необходимом: в
сочувствии, в понимании, которые он ждал от любимой женщины.

4. Так
как стихотворение об обманутых чувствах, то ключевые слова должны 
отражать эту тему.  Они будут  притягивать  другие языковые единицы. Такими
словами являются синонимы: в 1 четверостишие – «страданье».  Оно
полностью включает в себя портрет бедняка, который мучается от голода и
жажды.

Во
2 четверостишие – «мука».  Оно продолжает тему первого четверостишия.
Кроме этого, здесь есть два слова: «хлеб-камень».  Хлеб — символ жизни,
камень — смерти, поэтому в данном контексте эти слова антонимы. Они важны для
раскрытия темы и идеи стихотворения.

 В
3 четверостишие ключевые слова: «тоска» и «чувства».  Они относятся уже
не к бедняку, а к лирическому герою. Он тоскует, так как его чувства обмануты.

Ключевые
слова сближают, делают крепче связь между двумя событиями, описанными в
стихотворении.

5.
Стихотворение  «Нищий» состоит из двух частей.

Первая
часть — два четырехстишия,  вторая —  одно четверостишие. В первой части
дается выразительный портрет бедняка, просящего подаянье.  Лишь одна емкая
строка  выражает его внутренний мир:

                                           
… взор являл живую муку…

У
Лермонтова всегда взгляд, глаза отражали духовный мир и внутреннее     состояние
героя.

В
руках у бедняка – камни, вместо ожидаемого куска хлеба.

Во
второй части
автор проводит параллель между этим
портретом и собой и своим обманутым чувством.

                                                
Так я молил твоей любви…

Две
части неразрывно связаны между собой общей темой и идеей стихотворения.

6.
Выразительность стихотворения «Нищий» создана с
помощью различных изобразительно-выразительных средств.

Эпитеты. 
Ярким эпитетом, придающим образность и
эмоциональность, является словосочетание «старик иссохший».
Представляется старый, морщинистый, худой, слабый человек. Он вызывает
сострадание, сочувствие. И этот человек просит помощи в святом месте, около
ворот церкви, где люди проявляют свои наилучшие   чувства. Автор
называет это место «святая обитель». Этот эпитет является постоянным
эпитетом
. Такое название дано церкви, подчёркивая ее особое назначение.
Постоянным эпитетом является и выражение « с горькими слезами». Оно
выражает эмоциональное состояние лирического героя, его переживания и боль. 

Метафора. Во взоре у него 
«живая мука»- мука, похожая на что-то живое, проявляющее себя. Старик не
может смириться со своим тяжелым положением, ему унизительно просить подаяние,
но другого выбора у него нет. Глаза отражают все чувства бедняка.

Сравнение.  Стихотворение
построено на сравнении «бедняка, просящего подаянье» и лирического
героя, который  говорит о себе «так я молил твоей любви». Человек,
который вымаливает любовь, похож на бедняка, который просит милостыню. Оба они
названы одним словом: нищий.

Инверсия. Изменение порядка
слов связано с обращением внимания на важность, значимость инверсируемых  слов.
Сравним: У врат обители     святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший,
чуть живой От глада, жажды и страданья (Лермонтов М. Ю.)
и   Бедняк,
 просящий подаянья, иссохший, чуть живой  стоял у
врат святой обители  (обычный порядок слов)

Градация.

 
От глада, жажды и страданья.

         
С слезами горькими,  с тоскою


Бедняк иссохший, чуть живой…

В
данных выражениях каждая последующая часть заключает в себе                          усиливающееся 
эмоционально-экспрессивное значение.

Фонетические средства выразительности. Звукопись.                        
В первом и третьем четверостишии можно наблюдать
повтор одинаковых согласных (аллитерация):  [с]. Звук придает
стихотворению мягкость, помогает вызывать чувство
сострадания.                                                            
Напротив, во втором  четверостишии чаще других повторяется гласный [у] (ассонанс).
Этот звук  меняет интонационную окраску. Она становится жёсткой,
гневной; герой, а вместе с ним и читатель  возмущается жестоким поступком
бездушного человека.

Лексические средства выразительности.  Архаизмы и
старославянизмы
, которые усиливают возвышенный
характер произведения, указывают на  необыденность ситуации.                                                                

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Прохладное место филолога

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати

Библиографическая запись:
Анализ стихотворения на примере «Заветной рифмы» К. Бальмонта . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/analiz-stixotvoreniya-na-primere-zavetnoj-rifmy-k-balmonta/ (дата обращения: 7.01.2022)

План: 

  1. 1. Автор и название стихотворения.
  2. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
  3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
  4. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
  5. Тема стихотворения: 
  6. — пейзаж; 
  7. — общественно-политическая; 
  8. — любовная/интимная; 
  9. — философская.
  10. Сюжет: 
  11. — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
  12. — без сюжета: образы чувств (…).
  13. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  14. Какую лексику использует автор: 
  15. — бытовую, повседневную 
  16. — литературную, книжную 
  17. — публицистическую 
  18. — архаизмы, устаревшие слова
  19. 5. Композиция лирического произведения. 
  20. Необходимо: 
  21. — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
  22. — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
  23. — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
  24. — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
  25. — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 
  26. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
  27. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
  28. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
  29. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
  30. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  31. Размер: 
  32. акцентный стих; 
  33. _ _’ _ амфибрахий; 
  34. _ _ _’ анапест; 
  35. верлибр (свободный или белый стих); 
  36. ‘_ _ _ дактиль; 
  37. дольник; 
  38. ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 
  39. _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  40. Рифма: 
  41. аабб — парная; 
  42. абаб — перекрёстная; 
  43. абба — кольцевая. 
  44. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  45. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  46. 6. Поэтическая лексика. 
  47. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  48. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  49. — определить своеобразие и активность использования тропов.
  50. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  51. — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
  52. — гипербола — художественное преувеличение; 
  53. — ирония — скрытая насмешка; 
  54. — литота — художественное преуменьшение; 
  55. — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; 
  56. — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
  57. — паралеллизм; 
  58. — сравнение; 
  59. — эпитет — художественное определение.
  60. 7. Стилистические фигуры: 
  61. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  62. — антитеза/противопоставление; 
  63. — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; 
  64. — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
  65. — повторы/рефрен; 
  66. — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
  67. — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
  68. 8. Поэтическая фонетика
  69. Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
  70. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; 
  71. — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
  72. — ассонанс — повторение гласных; 
  73. — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  74. 9. Образ лирического героя, авторское «Я»
  75. — сам автор, 
  76. — рассказ от лица персонажа, 
  77. — автор играет какую-то роль.
  78. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  79. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Сабж:

ЗАВЕТНАЯ РИФМА

Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
Легчайший стиха образец,
Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
Усладу пронзенных сердец,
Не Тютчев, понявший созвучия шума,
Что Хаос родит по ночам,
Не Лермонтов — весь многозвездная дума,
Порыв, обращенный к мечам,
Не тот многомудрый, в словах меткострельный,
Кем был Баратынский для нас, —
Меня научили науке свирельной,
Гранили мой светлый алмаз.
Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берез
Мне дали певучий размер амфибрахий, —
В нем вальс улетающих грез.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат — анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как неясность на лике невест.
В саду, где светили бессмертные зори
Счастливых младенческих дней,
От липы до липы, в обветренном хоре,
Качались шуршанья ветвей.
Близ нивы беседовал сам я с собою,
И видел в колосьях намек,
И рифмою чудился мне голубою
Среди желтизны василек.
В горячем июле, в пробегах безгласных
Качавших полнеба зарниц,
Читал я сказанья о странах прекрасных,
Где райских увижу я птиц.
В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
В громах ли — всё звонче, светлей —
Мне слышались, снились напев и дорога, —
И я полюбил журавлей.
Свершилось. Дорога моя беспредельна.
Певучие — песни мои.
Хваленье, что пели вы мне колыбельно,
В далекой деревне ручьи.
Быть может, дадутся другому удачи
Полней и светлей, чем моя.
Но мир облетел я. И как же иначе
Крылатым ответил бы я?
Я видел всю Землю от края до края.
Но сердцу всех сказок милей,
Как в детстве, та рифма моя голубая
Широкошумящих полей.

Всю поэтическую лексику ищем здесь

Амфибрахий. ( стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.)

Итого.

  1. 1. Автор и название стихотворения — Бальмонт, Константин Дмитриевич. 

Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867, сельцо Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Собственно стих — Из цикла «В России», Шатэлейон, 3 июля 1924  (Шателайон-Плаж (фр. Châtelaillon-Plage) — коммуна во Франции, находится в регионе Пуату — Шаранта. Департамент коммуны — Приморская Шаранта. Входит в состав кантона Эйтре.)

  1. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

Написано 3 июля 1924 года в Шателейоне (см. выше). Посвящено, видимо, колокольчикам и прочей природе, которая дала ему разнообразные стихотворные размеры. В общем, в травинке он поэзию искал…  А нет. : Кроме статьи «О звуках сладких и молитвах», трех стихотворений под заглавием «Пушкин», в связи со 125-летием со дня рождения великого поэта Бальмонт сочинил еще четыре стихотворения на пушкинскую тему: «Огнепламенный», напечатанное 8 июня в парижской газете «Последние новости», и стихотворения «Русский язык», «Заветная рифма» и «Отчего?», опубликованные в журнале «Современные записки» (1924, № 22). Пушкину сие посвящено. 

Подобным образом построены и стихотворения «Заветная рифма» и «Русский язык», где имя Пушкина имеет ключевое значение, вызывая целый ряд ассоциаций, которые помогают Бальмонту не только выразить восхищение Пушкиным, но и нарисовать яркие картины родной природы, русской жизни, ее истории. В «Заветной рифме» — впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его «науке свирельной», подсказывало размеры, помогало найти «заветную рифму».

  1. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.). — Особого места я не увидела — возможно плохо смотрела. 
  2. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.Цитирую: впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его «науке свирельной», подсказывало размеры, помогало найти «заветную рифму».

Бальмонт вообще символист. Был. Значит, надо искать символы. :

Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчаньи ручьев,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.

Достаточно, думаю.

Про символизм:

«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши — в вянущих ушах.

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.

И хватит про символизм пока. 

  1. Тема стихотворения: 
  2. — пейзаж; 
  3. — общественно-политическая; 
  4. — любовная/интимная; 
  5. — философская. Вот она. Хотя даже творческая,  ябсказал…
  6. Сюжет: 
  7. — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
  8. — без сюжета: образы чувств (…). Без сюжета. Сходил на улицу, нашел все виды рифм, всё хорошо. 
  1. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
  2. Какую лексику использует автор: 
  3. — бытовую, повседневную 
  4. — литературную, книжную. Возвышенную литературную лексику использует Бальмонт в своем стихотворении. Он символист, ему положено. 
  5. — публицистическую 
  6. — архаизмы, устаревшие слова
  7. 5. Композиция лирического произведения. 
  8. Необходимо: 
  9. — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — да переживаний там нет, там поиск рифмы в одуванчиках. 
  10. — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли — ну да. Весь стих посвящен отыскиванию стихотворных размеров в окружающей природе. 
  11. — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — ситуация: поиск. 
  12. — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; Да нет там ситуации! Бальмонт рассказывет, где и как он находит вдохновение. Сказано же — в широкошумящих полях. 
  13. — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Ууу. Частей особо нет, повествование о размерах. 
  14. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Каждая строфа — один из размеров. Ну или два. 
  15. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Частями. Кусками. 
  16. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Сопоставлен. 
  17. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Значима, содержит: видел всё, но голубая рифма полей всё ж румяней и белей. милей то есть. 
  18. Композиция: размер, рифма, ритм. 
  19. Размер: 
  20. акцентный стих; 
  21. _ _’ _ амфибрахий; 
  22. _ _ _’ анапест; 
  23. верлибр (свободный или белый стих); 
  24. ‘_ _ _ дактиль; 
  25. дольник; 
  26. ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 
  27. _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  28. Рифма: 
  29. аабб — парная; 
  30. абаб — перекрёстная; 
  31. абба — кольцевая. 
  32. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
  33. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
  1. 6. Поэтическая лексика. Началооось….
  2. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
  3. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
  4. — определить своеобразие и активность использования тропов.

Ну вот то что там всё высокохудожественно, мы уже выяснили. 

  1. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
  2. — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; И как же иначе Крылатым ответил бы я?
  3. — гипербола — художественное преувеличение; ну хоть ее нет.
  4. — ирония — скрытая насмешка; тоже нет.
  5. — литота — художественное преуменьшение; нет.
  6. — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют: бессмертные зори, В горячем июле
  7. — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует: Что Хаос родит по ночам, Плакучие ветви берез  Мне дали певучий размер амфибрахий,там вот этого добра вообще много. 
  8. — паралеллизм; он у нас тут с антитезой:
  9. Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
                            Легчайший стиха образец,
                         Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
                            Усладу пронзенных сердец,
                         Не Тютчев, понявший созвучия шума,
                            Что Хаос родит по ночам,
                         Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
  10. — сравнение; качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе Плакучие ветви берез, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек — тоже много-много
  11. — эпитет — художественное определение: Певучие — песни мои, рифма моя голубая — тоже много этого добра

Хореи и ямбы с их звуком коротким Я слышал в журчаньи ручьев — возможно, метонимия

Свершилось. Дорога моя беспредельна. Певучие — песни мои. — пафос?

Близ нивы беседовал сам я с собою, И видел в колосьях намек, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек. — сплошная катахреза. вообще весь стих — сплошная она.

  1. 7. Стилистические фигуры: 
  2. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
  3. антитеза/противопоставление;  ну есть какая-то:, см. выше жирным.
  1. градация — например: светлый — бледный — едва заметный; не нашла. 
  2. инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; Легчайший стиха образец
  3. повторы/рефрен; — не вижу. не-не-не в начале — ? ну непохоже это на рефрен.
  4. риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; не найдено. 
  5. умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Вот чего нет того нет. 
  6. гипербатон нашла:
  7. В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
     В громах ли - всё звонче, светлей -
     Мне слышались, снились напев и дорога, -
    И я полюбил журавлей.

По фигурам всё.

  1. 8. Поэтическая фонетика
  2. Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
  3. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; 
  4. анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; в начале там не-не вот это
  5. — ассонанс — повторение гласных; 
  6. — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  7. 9. Образ лирического героя, авторское «Я»
  8. — сам автор, колокольчики исследует. От первого лица в прошедшем времени. 
  9. — рассказ от лица персонажа, 
  10. — автор играет какую-то роль. да нее, он созерцает. 
  11. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  12. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Так. А какие вообще бывают стихотворные жанры? А они все вот тут.

А вот то что выше — похоже на лирику. 

У меня всё, товарищи, по Бальмонту. 

calendar20.06.2016, 16113 просмотров.

Доброе утро!

В Кронштадте первоклассник закидал снежками Вечный огонь, и – о чудо! – полиция ограничилась «установлением личности» и «профилактической беседой» с ним и его матерью, «реабилитацию нацизма» вменять не стали. В новостях так:

  • Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны.
  • «Ростех» разрабатывает программу для предсказания массовых беспорядков.
  • Сегодня Евросоюз вводит новый пакет санкций в отношении Беларуси.
  • Лукашенко назвал Крым российским – впервые после аннексии.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 32 648. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 637 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 275 193 человек (+1229 за сутки). Эти данные слабо соотносятся с реальностью: по оценкам «Ведомостей», с которыми согласны и независимые демографы, смертность в России за последний год – с декабря 2020-го по ноябрь 2021-го – превысила 2,4 млн человек. Это рекордные показатели со времен Второй мировой войны.

На фоне известий о появлении штамма «омикрон» Росздравнадзор сократил срок действия ПЦР-теста до 48 часов, а власти Петербурга объявили, что в новогоднюю ночь общественный транспорт работать не будет, чтобы никто никуда не ездил.

В Евросоюзе штамм «омикрон» выявлен у 44 человек в 11 странах. Здесь американские ученые подробно объясняют, чего ждать от «омикрона», и призывают не рассчитывать на оптимистический сценарий.

Прогнозно-аналитическая модель «Массовые беспорядки»

  • Басманный суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Алексея Навального на возбуждение в отношении него уголовного дела о мошенничестве. Навальный участвовал по видеосвязи.
  • Адвокат рассказал, что сотрудники Центра «Э» угрожали бывшему координатору штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой. Это произошло после ее задержания в Уфе. Сейчас Чанышеву, в отношении которой возбуждено уголовное дело о создании «экстремистской организации», перевели в СИЗО в Москве.
  • Главу омского «Яблока» уличили в сотрудничестве с Центром «Э»: она сдала эшникам личную переписку с бывшим однопартийцем Романом Саитовым, которого ранее задержали по обвинению в демонстрации нацистской символики.
  • «Ростех» разрабатывает систему для предсказания и предотвращения митингов и массовых беспорядков на основе искусственного интеллекта.

Неприятности в раю

  • Депутат от КПРФ Валерий Рашкин подал иск к Госдуме в связи с тем, что его не пустили на заседание парламента, когда там рассматривался вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности в связи с убийством лося.
  • Бывший схиигумен Сергий, вступивший в открытый конфликт с РПЦ и властями на фоне пандемии, получил 3,5 года колонии: его признали виновным сразу по трем статьям – «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Самоуправство».
  • В Дагестане суд второй раз приговорил бывшего полицейского к двум годам ограничения свободы за убийство бывшей жены (ранее Верховный суд Дагестана отменил такой же приговор за чрезмерную мягкость).
  • Выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», Путин обнадежил бизнес, объяснив, что само наличие у него конституционного права баллотироваться в президенты в 2024 году «уже стабилизирует» ситуацию в России.

Лукашенко хочет в Крым

  • Александр Лукашенко впервые после аннексии 2014 года назвал Крым российским и рассказал о планах встретиться с Путиным в Севастополе. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отказался «оценивать каждое проявление потока сознания, которое осуществляет Лукашенко» – Киев намерен смотреть на его действия. По мнению бывшего украинского дипломата, политолога Валерия Чалого, слова Лукашенко – знак того, что «российская экспансия в Беларуси идет полным ходом».
  • Сегодня Евросоюз вводит новые санкции в отношении Беларуси. В списке 17 официальных лиц (в основном сотрудники Погранкомитета и начальники региональных погранотрядов) и 11 организаций, в том числе «Белавиа», турагентства и гостиницы, занимавшиеся доставкой мигрантов с Ближнего Востока.
  • В Минске на 10 суток арестован фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик. Его задержали во время велосипедной прогулки и арестовали за «мелкое хулиганство». Дома провели обыск, забрали всю технику и деньги.
  • В Чехии задержан глава Белорусской федерации футбола Владимир Базанов (пока не совсем ясно, на каком основании), команду «МАЗ-СПОРТавто» не допустили к ралли «Дакар» в связи с санкциями.
  • О сложностях, которые испытывают при легализации бежавшие в Украину белорусы, рассказывается здесь.

Вокруг света

  • Сегодня президент Украины будет выступать с посланием к Верховной Раде – на фоне протестных маршей, разговоров о госперевороте и личного конфликта Зеленского с журналистом Юрием Бутусовым.
  • Власти Нидерландов намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и попросить ее ответить на вопрос, нарушила ли Россия международную Чикагскую конвенцию 1944 года, не обеспечив безопасность пассажиров сбитого под Донецком «Боинга». Если ИКАО согласится, что самолет был сбит из ракетной установки «Бук» российской армии, это послужит основанием для подачи иска в Международный суд ООН.
  • Рассказ о жизни младшего брата Нурсултана Назарбаева Болата: пока его брат был президентом, он превратился из сантехника в успешного инвестора.
  • В Узбекистане учителей согнали на субботник под наблюдением вертолета.
  • Венгрия готова провести референдум по вопросам ЛГБТ в 2022 году – это ответ на прозвучавшую из Брюсселя критику закона о запрете «пропаганды ЛГБТ», принятого в июне.
  • Военные власти Мьянмы предъявили новые обвинения Аун Сан Су Чжи – на этот раз в коррупции в связи с арендой вертолета.
  • Барбадос официально вышел из-под власти британской монархии и стал парламентской республикой. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовали принц Чарльз и Рианна.

Шесть ссылок

  • Лингвистическое. Краткий пересказ ежегодной лекции о берестяных грамотах, найденных российскими учеными. Или отрывок из книги Марии Бурас «Лингвисты, пришедшие с холода» (изд-во АСТ) – о становлении структурной лингвистики в СССР.
  • Вокруг искусства. Статья Бориса Гройса об отношениях между утопией и архивом, а также об изменениях, которые претерпела художественная деятельность с появлением интернета. Или беседа с искусствоведом Надеждой Подземской о составленном ею двухтомнике «Василий Кандинский. О духовном в искусстве» и о значении Кандинского для российской арт-современности.
  • Разговоры о сексуальности. Краткое введение в язык древнегреческой гомосексуальности. Или рассказ о том, как читали и воспринимали «120 дней Содома» маркиза де Сада на протяжении XX века.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Ритм и рифма сочинение
  • Ритейл как пишется на русском
  • Рисую словами внучка цыганки рассказ на дзен
  • Рисую на английском как пишется
  • Рита его подарила галинке сочинение рассуждение взаимовыручка