Резиновая лодка главная мысль рассказа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 425 им.п.л.капицы кронштадтского районагорода санкт-петербурга методическая разработка урокапо литературному чтению3 класс тема:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 425 им.П.Л.КАПИЦЫ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

            Методическая разработка урока

по литературному чтению

3 класс

Тема: К. Паустовский «Барсучий нос»

 Технология работы с текстом с элементами критического мышления

                                                          Учитель начальных классов ГБОУ  №425

                                                           Кронштадтского района Санкт-Петербурга

                                                                               Васильева Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург

2019 год

Урок литературного чтения в 3-м классе

по теме «К.Г. Паустовский «Барсучий нос»»

Разделы: Начальная школа

Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; 

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На столах у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

И так урок литературного чтения.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем – мастером художественного слова – К.Г.Паустовским.

Константин Георгиевич Паустовский
Родился 19 мая 189 2года в Москве. Учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете и в Московском университете на юридическом факультете. Работал журналистом в газете «Правда» и других печатных изданиях.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом.
Дом-музей в Москве.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие.

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни». К.Паустовский. Умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен  (слайды № 2-9).

Нас ждет знакомство с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос» (слайд № 10).

По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых (слайды № 11-12).

3. Проверка д/з

Объясним слова: «вереск», «дёготь», «чёлн», «пуд» (слайды № 13-16).

4. Работа над трудными словами (слайд № 17).

  • Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
  • Не — го — до — ва — ни — е – негодование
  • Вспо — ло — ши — лись – всполошились

5. Чтение и анализ рассказа

1-я часть — читает ученик.

Вопросы:

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд № 18).

Работа в парах: подобрать слова к сравнениям

С_______________, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы ______________________________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

Перед выполнением задания  повторим правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

(карточки на столе)

2-я часть – чтение по цепочке

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение.

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал». Нарисуйте словесную картину к этой части.

– Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком? Почему?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) (слайд № 19).

6. Физкультминутка. 

3 часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

– Встретились ли вам непонятные слова?

(двустволка, пудовая щука, смятение)

Использование толкового словаря (слово – «смятение»), читает ученик.

Задание по вариантам.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

«Голосил» — это что значит?

(Дети называют синонимы. Учитель показывает карточку с теми словами,

которые были названы. Они читаются)

КРИЧАЛ, ОРАЛ. ПЛАКАЛ, РЕВЕЛ, ВОПИЛ, ГОРЛАНИЛ, НАДРЫВАЛСЯ

Слова на доску

— Почему автор выбрал именно этот глагол? (Показать очень сильную БОЛЬ)

— О чём узнали из 3 части?

— Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) (слайд № 20).

— Как вы думаете, почему маленький барсук попал в беду? (Маленький,

неопытный)

— Прочитайте пословицы, выберите подходящие. Обоснуйте свой выбор (работа в парах) (слайд № 21).

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ, А НАУЧИЛСЯ.

4 часть – самостоятельное чтение

Вопросы:

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике.

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос) (слайд № 22).

5 часть – читает учитель (слайд № 23)

– Почему автор узнал барсука?

– Как мы озаглавим эту часть?

7. План (слайд № 24).

1. Осенняя рыбалка на озере.

2. Ужин у костра.

3. Зверек решил поужинать у людей.

4. Барсук лечит нос.

5. Встреча через год.

8. Творческое задание

— Представьте, что вы вместе с автором были в лесу и видели эту картину. Вам за 2 минуты до звонка на урок нужно поведать об этом лучшему другу. Расскажите эту историю кратко. (Дается 1 минута для подготовки, а потом выслушивается краткий пересказ).

— Какие чувства испытывает автор к этому зверю? (слова записаны на доске)

НЕНАВИСТЬ

ЖАЛОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ

ЛАСКА

СОСТРАДАНИЕ

ЛЮБОВЬ

9. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

10. Релаксация (слайд № 25)

– Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зеленую. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.
– Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко…
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило…

11. Домашнее задание (слайд № 26)

пересказ от лица барсука

Поделиться…

Многомудрый Литрекон предлагает к ознакомлению краткий пересказ рассказа «Царь-рыба» Виктора Астафьева, с помощью которого Вы сможете освежить в памяти основные события произведения. Сюжет истории о рыбаке Игнатьиче, представленный в сокращении, позволяет взглянуть на то, как одно событие может подтолкнуть человека заново переосмыслить многие вещи. Главная мысль, тематика и история создания произведения отражены в его анализе по плану.


(930 слов) В посёлке Чуш, расположившемся на берегу Енисея, живёт рыбак Зиновий Утробин, которого все вежливо зовут Игнатьичем. Человек он доброжелательный и аккуратный, внимательный к людям и всегда готовый прийти на помощь. Работает Зиновий механиком, любит покопаться в технике, а потому нередко чинит моторы другим рыбакам – просто так, бесплатно. 

Односельчане по праву почитают Игнатьича за лучшего из местных рыбаков. Завидует ему только младший брат Командор, с детства ощущавший себя в тени удалого старшего брата, с которым они теперь встречаются лишь на реке и при необходимости на семейных торжествах. Случилось даже как-то, что младший Утробин чуть не застрелил Игнатьича из ружья – слухи пошли по всему посёлку, и пришлось ему перед братом извиняться. Да только в ответ начал Игнатьич брата поучать, ещё пуще того разозлив. И решил для себя Командор, что однажды суждено им с братом сойтись так, что не разойдутся…

Стоял промозглый осенний день, когда Игнатьич в очередной раз отправился на рыбалку. Сняв с первых двух самоловов с десяток стерлядей, он поплыл к третьему, стоявшему удачнее остальных. Добрался до третьего конца ловец уже в ночи, промёрзнув до костей, но зато, как только удалось подцепить и приподнять самолов, рыбак понял – ему в руки идёт крупная рыба! 

Однако запросто такую добычу не возьмёшь – рыба упрямо давила вглубь, упиралась, не позволяя рыбаку себя поднять. Игнатьич продолжал тянуть, опасливо озираясь во тьме, тщась увидеть, не проплывает ли поблизости рыбнадзор – непростая доля браконьера! Вдруг мелькнул невдалеке огонёк приближающегося судна – заволновался Игнатьич, засуетился. Но повезло ему в этот раз – то была всего лишь грузовая самоходка. В это мгновение рыба снова напомнила о себе, продолжая тянуть самолов, упорно давя вниз. Опытный рыбак, Игнатьич сразу угадал по повадкам рыбы, что попался ему большой осётр.

Вскоре рыба показалась около борта лодки, и, взглянув на неё, Игнатьич буквально опешил: что-то «первобытное» присутствовало в форме её массивного тела, «на доисторического ящера походила рыбина». И не испытывал Игнатьич азарта, привычного рыбаку, а смотря на то, как осётр со скрипящим звуком выплёвывает воздух, почувствовал в нём что-то зловещее. 

Начал понимать Игнатьич, что один он с рыбой не справится – нужно всадить в осетра побольше крючков и ждать подмоги младшего брата, который такую добычу не упустит, несмотря на все обиды. Но тут жадность проснулась в рыбаке, ведь икру, добытую из осетра, придётся делить. И сам Игнатьич застыдился, презрел себя за такие мысли, но оставить рыбу не смог. И хотя вспомнились ему дедовы слова о том, что царь-рыбу лучше отпустить, «перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её», твёрдо решил Игнатьич, что осетра упускать никак нельзя, ведь лишь раз в жизни такая рыба встречается.

Попытался Зиновий оглушить рыбу, ударив ей обухом по лбу, но тот прошёл вскользь. Медлить было некогда – Игнатьич крепче упёрся в борт ногой и уже почти перевалил рыбу в лодку, когда та резко дёрнулась, ударила по борту, а сам рыбак, не удержавшись, полетел в воду.

Очутившись в воде, Игнатьич почувствовал, что его утягивает на дно, а в тело впиваются крючки самоловных уд. Но рыбак переборол в себе мысль сдаться и начал молиться Богу (чего раньше никогда не делал) о том, чтобы тот отпустил не покорившуюся ловцу рыбу на волю. В это время рыба немного успокоилась, и Игнатьич, ужаснувшись, почувствовал, что осётр упёрся ему в бок остриём носа так, будто пытается съесть заживо. Снова попытался рыбак взобраться на борт лодки, отгоняя тёмные мысли о том, чтобы позволить рыбе утянуть себя на дно, но безуспешно. Тут вспомнилось ему отвратительное зрелище увиденного им однажды на реке утопленника, и, живо представив себя на его месте, Игнатьич из последних сил начал бить рыбу по голове. 

Ничего не помогало. Руки Игнатьича совсем ослабли, и он, зацепившись за борт лодки подбородком, принялся уговаривать рыбу умереть поскорее. Попытался звать брата, но вокруг стояла мёртвая тишина. В ушах у Зиновия звенело от большой потери крови, он начал впадать в забытье. Снова взглянув на рыбу, он вдруг ощутил, насколько она омерзительна: 

«Из-за неё, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!»

Начал он вспоминать, как всю жизнь гонялся за рыбами, из-за чего его ни депутатом в поссовет не избрали, ни в народную дружину не взяли – браконьеров в селе не жалуют. Снова вспомнился ему и дед, говаривавший, что если есть за душой какой грех – не нужно с царь-рыбой тягаться. Понял Игнатьич, что настало время отвечать за старые грехи.

Это случилось в 1942 году, когда в их посёлок пригнали трудармейцев на лесопилке работать. Во главе отряда был видный лейтенант, который пленил своей красотой всех местных девок, не обойдя стороной и возлюбленную Зиновия – Глашку Куклину. Девушка на ухаживания поддалась, хоть потом сильно о том жалела, сокрушалась перед Зиновием, говоря, что совершила ошибку. Когда боевого командира призвали из тыла, решил Зиновий наказать изменщицу и, уведя её подальше от села, за поскотину, надругался над девушкой и сбросил в воду (на мелкое место, чтоб не утонула). О произошедшем ни он, ни Глашка не рассказали – тяжкой ношей повисла между ними эта тайна. Поступок этот, будучи «молокососом», Зиновий считал поводом для гордости, но постепенно произведённое злодейство обратилось в мучительный стыд.

Спустя много лет пытался он извиниться перед Глашей, никогда больше на женщину руки поднять не смел, из родного села не уезжал, надеясь своим смирением заслужить прощение. 

«Но не зря сказывается: женщина – тварь божья, за неё и суд, и кара особые». 

Вот и стала царь-рыба для Игнатьича такой карой. Еле владея ртом, просипел Игнатьич слова прощения пред Глашкой Куклиной. Через некоторое время заслышал рыбак неподалёку звук лодочного мотора «Вихрь» и понял, что спасён. Волна от проплывающей лодки пробудила рыбу, которая, толкнувшись что было сил о воду, отцепилась от самолова и, израненная, уплыла прочь. Полегчало, наконец, Игнатьичу – осётр больше не тянул его ко дну, а на душе ощущалось ещё не вполне осознаваемое освобождение.

Автор: Екатерина Вельмакина

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Челкаш» и отзыв для читательского дневника. Это первое произведение писателя, которое включено во все собрания его сочинений. В основе сюжета лежит история из жизни реального человека, с которым автор познакомился в больнице.

Главные герои

Гришка Челкаш – вор, босяк-контрабандист, бывший крепостной крестьянин.

Гаврила – деревенский парень, находящийся в поисках заработка.

Краткое содержание

Южный порт. Утро. Раздается звон якорных цепей, грохот сцеплений грузовых вагонов, дребезжание телег, свистки пароходов, крики грузчиков и матросов. Трудовой день находится в самом разгаре. Люди выглядят совсем незначительно на фоне всего, что они сами создали. Их голоса почти не слышны из-за окружающего шума. Всё вокруг казалось напряжённым, словно предстоит какая-то ужасная катастрофа, после которой, наконец, будет дышаться легко и свободно, а на земле воцарится тишина.

Вдруг раздался звон колокола, двенадцать ударов. После этого шум стал намного тише, а голоса людей слышнее. Это означает, что наступило время обеда.

Глава 1

Когда грузчики перестали работать и пошли обедать, появился Гришка Челкаш – ловкий вор и заядлый пьяница. Он был хорошо знаком всем в гавани. По его внешнему виду было понятно, что он недавно проснулся. Он высматривал кого-то из грузчиков. Когда он поравнялся с одной из групп грузчиков, ему навстречу вышел коренастый парень со следами недавней драки на лице. Челкаш поинтересовался у него, не видел ли он его помощника Мишку. Положительного ответа на этот вопрос он не получил, поэтому пошел искать дальше.

По дороге ему повстречался таможенный сторож, который стал прогонять Гришку из порта. Челкаш по-свойски с ним поздоровался, и, не обращая внимания на угрозы, продолжил разговор, интересуясь своим помощником. Выяснилось, что Мишка попал в больницу. Ему отдавило ногу.

Челкаш ещё немного побеседовал с таможенным сторожем, против его воли, а затем покинул гавань и, выйдя за ворота, присел на тумбочку возле кабака. Он мечтал о предстоящей выручке, которая светила после одного выгодного дела, где ему очень пригодился бы верный товарищ Мишка, который совсем не кстати сломал ногу.

Оглядевшись по сторонам, Челкаш заметил, что неподалеку на мостовой сидит молодой широкоплечий парень с небольшой  и косой. Они разговорились, и выяснилось, что этого парня зовут Гаврила. Он был в Кубани, работал наемным косцом. Хорошо заработать у него там не получилось, потому что желающих косить было много и платить стали меньше. Дома его ждала стураха-мать и истощенный клочок земли, и как дальше жить он не знал. Его звали в зятья в богатый дом, но отдавать дочь бедному богатый тесть не хотел, поэтому Гавриле нужно было бы работать на него всю свою жизнь. Поэтому и мечтал Гаврила заработать хотя бы 150 рублей, чтобы обзавестись своим хозяйством и не быть никому обязанным.

Челкашу понравился этот открытый парень, и он решил взять его с собой на дело. Он представился рыбаком, и позвал незнакомца с собой «ловить рыбу». Гаврила задумался над предложением, однако  сказал, что боится оказаться причастным к какой-нибудь мутной истории, потому что Челкаш кажется ему очень темной личностью. Челкаша обидели эти слова, и он возненавидел того, кого считал хуже себя, понимая, что на самом деле, у них есть много общего.

Тем временем, жажда наживы победила в  страх. Он признался, что не прочь заработать, и в надежде на то, что Челкаш действительно рыбак, согласился отправиться с ним на рыбалку. Когда разговор коснулся оплаты, Гаврила не получил точного ответа. Челкаш сказал, что заработок зависит от «улова», и подробности предложил обговорить в местном трактире. Там он заказал все в долг, что внушило доверие к его персоне у Гаврилы. Он подумал, что можно довериться человеку, которому так верят окружающие.

После третьей рюмки водки Гаврила опьянел, а немного позже напился до беспамятства. Челкаш понимал, что теперь судьба этого крестьянского парня в его руках, и что-то «отеческое» проснулось в нем. Ему стало жалко ещё неиспорченного жизнью юношу, и он был ему действительно нужен.

Глава 2

Темной ночью Челкаш и Гаврила отправились на дело. Выйдя в открытое море, Челкаш наслаждался величественным пейзажем, а Гаврила, наоборот, испугался бескрайнего водного покрова. Вскоре Гаврила поинтересовался, где снасти. Этот вопрос застал врасплох Челкаша, а затем он рассердился из-за того, что должен лгать какому-то мальчишке. Он жёстко ответил Гавриле, что нанял его грести, поэтому пусть гребёт молча и не задаёт лишних вопросов.

Парень понял, что ему предстоит не рыбалка. Он сильно испугался и стал просить отпустить его, не губить его душу. Однако Челкаша даже забавлял этот страх, поэтому он приказал молчать и плыть дальше. Гаврила побоялся ослушаться этого приказа, плакал, ерзал по лавке, но греб изо всех сил.

Вскоре их лодка подплыла к гранитной стене мола, за которой раздавались звуки веселья. Челкаш взобрался по этой стене и исчез за ней, но перед этим забрал паспорт и весла у Гаврилы, чтобы он не сбежал. Через некоторое время Челкаш спустил украденное в лодку и приказал парню плыть, как можно быстрее. Гаврила с рвением стал исполнять указание, потому что мечтал поскорее покончить с этой ужасной работой. Услышав от Челкаша о том, что им предстоит проплыть «кордоны», Гаврила хотел закричать и позвать на помощь, но его остановил свет фонаря таможенного крейсера. Он испугался «огненно-голубого меча», рассекшего море, и упал на дно лодки, закрыв глаза руками. Челкаш угрозами и уговорами заставил своего помощника сесть снова за весла, и спустя некоторое время таможенные кордоны были успешно пройдены.

Привыкший к опасности Челкаш успокоился. Он стал улыбаться и пытался ободрить Гаврилу, убеждая его в том, что все уже позади. Потом Челкаш начал разговор  деревне Гаврилы, чтобы успокоить его. Кроме того, вор похвастался, что за одну ночь заработал полтысячи. Заговорив о крестьянской жизни, Челкаш вспомнил о своем прошлом и разозлился, потому что снова испытал жгучее чувство в груди. Он вспомнил свое детство, мать, отца, жену. Вспомнил то, как им гордился отец, когда его Григорий вернулся в родную деревню со службы. Эти воспоминания делали его одиноким, оторванным от родной земли.

Отвлёк Челкаша от раздумий голос Гаврилы, который спрашивал, куда им плыть дальше. Челкаш повернул ложку и подплыл к какому-то судну, где их встретили трое бородатых мужчин с нерусским акцентом. Челкаш сказал им приготовить деньги за товар к утру, а сам отправился спать в каюту, устроив отдыхать и Гаврилу.

Глава 3

Челкаш проснулся первым. Он куда-то ушел, а вернулся через два часа, переодевшись в другую одежду. Гаврила не узнал спросонья его, но потом успокоился. Челкаш сказал, что пора собираться и через некоторое время они уже плыли в лодке по направлению к берегу. Гаврила поинтересовался, сколько заплатили за украденный товар. Довольный Челкаш показал ему 540 рублей, и предложил заплатить 40 за его работу. Гаврила тут же согласился.

Когда Челкаш протянул помощнику обещанную сумму, тот сразу же начал прятать купюры у себя за пазухой. Челкашу не понравилось, что парень такой жадный оказался. Кроме того, Гаврила говорил о деньгах с нехорошим блеском в глазах. Он стал рассуждать о жизни в деревне с деньгами и без, и во время этого разговора его полностью охватило страстное возбуждение.

Выйдя из лодки на берег, Челкаш спросил, куда теперь направится его помощник. Он думал, что ведомый жаждой наживки Гаврила вернётся в город и продолжит ходить с ним на дело. Но парень отказался, а во время прощания с Челкашом упал на колени и стал просить отдать ему все деньги. Он говорил, что потратит эти деньги на благое дело, а пропащий вор спустит на ветер. Челкашу стало противно слушать все эти речи, он встал и бросил купюры в Гаврилу. Оказывается, он и так хотел заплатить ему больше обещанного, потому что пожалел бедного крестьянского парня, захотел помочь ему обзавестись хозяйством. А теперь Челкашу не было жалко этого человека, способного так унижаться из-за каких-то денег. Он смотрел на искаженное восторгом жадности лицо Гаврилы, слушал его радостные визги, и думал о том, что он – вор и гуляка – никогда не будет таким жадным и низким.

Гаврила, опьяненный счастьем, в это время рассказывал, что ещё в море начал думать, как бы забрать себе деньги. Он думал ударить веслом по голове Челкаша, а потом сбросить за борт. Ведь никто бы даже искать его не стал. Челкаш разозлился после этих слов, и потребовал вернуть деньги. Потом он схватил рукой за горло Гаврилу и забрал их сам. Спросив, счастлив ли теперь Гаврила, он развернулся и пошел в город. Но не успел ступить и пяти шагов, как упал от удара камня по голове. Гаврила тут же убежал.

Начал идти дождь, Челкаш продолжал лежать на песке. Вдруг к нему подбежал вернувшийся Гаврила, и стал пытаться привести его в чувство. Очнувшийся Челкаш стал прогонять парня, но тот не хотел уходить, пока вор не простит его. Челкаш увидел, что парень не взял денег, пока он был без сознания, поэтому оставил себе одну купюру, а остальные бросил к его ногам. Но Гаврила все равно не брал деньги, и продолжал просить прощения. Челкаш поднялся и пошел в сторону города, он так и не простил Гаврилу, но говорил перед прощаньем уже без ненависти. Гаврила стоял молча и долго смотрел ему вслед, а потом спрятал заветные бумажки, перекрестился, и пошел своей дорогой.

Вскоре дождь смысл следы крови на том месте, где лежал Челкаш, и на песке не осталось никаких следов, напоминающих « маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».

Главная мысль

Перед большими деньгами трудно устоять даже честному и порядочному человеку.

Вывод и личное мнение

На фоне алчности «честного и порядочного» Гаврилы опытный вор Челкаш выглядит достойным и благородным человеком с чувством собственного достоинства. Гаврила с презрением относился к образу жизни Челкаша, но, почувствовав запах лёгких денег, готов унижаться и даже совершить тяжкое преступление, лишь бы их заполучить.

Из всего вышесказанного следует, что не нужно судить о внутреннем мире человека по его внешнему виду или социальному статусу. В первую очередь, необходимо оставаться честным с самим собой. В любых жизненных ситуациях нужно оставаться человеком, даже если для этого потребуется бороться с собственными желаниями.   

  • Резепкин сказка про лешика читать
  • Резерв как пишется правильно
  • Редкие сказки про лису
  • Редчайшее явление как пишется
  • Редиска как пишется правильно