Резчик в имени существительном пишется суффикс чик так как суффикса щик не существует

В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий.

В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий. Это могут быть названия профессий (например, закройщик, кладовщик, фонарщик, извозчик, объездчик, грузчик, разработчик, переводчик), так и другие слова, указывающие на людей, для которых характерны те или иные действия (курильщик, плательщик, купальщик, ныряльщик).

Внутренняя форма таких существительных проста и понятна:  чаще всего суффикс –щик или –чик, указывающий на лицо, присоединяется к глагольной основе, обозначающей то самое, свойственное данному лицу, действие:

  • танцовщик — тот, кто танцует;
  • плательщик — тот, кто обязан заплатить;
  • смазчик — тот, кто смазывает;
  • фехтовальщик — тот, кто фехтует;
  • подписчик — человек, который подписался на газету или журнал;
  • переплетчик — переплетает книги.

Иногда такие слова могут образовываться и от существительных, а в редких случаях — даже от словосочетаний:

  • фонарщик — тот, кто следит за фонарями;
  • конторщик — работает в конторе;
  • процентщик — выдает деньги под процент;
  • фальшивомонетчик — изготавливает фальшивые монеты.

В некоторых случаях существительные с суффиксами чик/щикмогут обозначать не только людей, но и механизмы, выполняющие ту или иную функцию. Например, «асфальтоукладчик» может обозначать как человека, занимающегося укладкой асфальта, так и технику, выполняющую эту задачу. То же самое и со словом «счетчик» — в современной речи это слово чаще всего относится к устройствам или программам, подсчитывающим что-либо автоматически, однако в некоторых случаях это может быть и названием профессии. Точно определить значение слова в таком случае можно только по контексту.

Резчик в имени существительном пишется суффикс чик так как суффикса щик не существует

По правилам русского языка суффикс –чик в словах, обозначающих людей по роду занятий, пишется только в случаях, когда основа заканчивается на согласные д, т, з, с, ж. Например: обидчик, добытчик, рассказчик, разносчик, перебежчик.

После всех остальных согласных следует писать суффикс — щик. Например: ростовщик, барабанщик, могильщик, каменщик, денщик. Говоря о правилах написания слов с этим суффиксом, надо обязательно обратить внимание на следующий момент: согласная щ — мягкая, и согласные, находящиеся перед ней, тоже смягчаются. Однако по правилам русского языка мягкий знак перед –щик будет ставиться только после согласной л (например — дольщик, налогоплательщик, болельщик). Во всех остальных случаях мягкий знак будет считаться ошибкой.

Правило «после всех согласных кроме д, т, з, с, ж пищи суффикс –щик» распространяется и на слова, основа которых оканчивается на й (например, мойщик, расклейщик, бакалейщик). В таком случае финальным звуком оказывается йот, относящийся к согласным. И забывать об этом нельзя.

Однако существуют и немногочисленные исключения из этого правила. Например, в словах астфальтщик или алиметнщик правильно писать –щик. Такое может происходить, если одновременно соблюдены три условия:

  • корень слова заимствован из другого языка;
  • суффиксу предшествуют не менее двух согласных подряд;
  • основа при этом заканчивается на т.

Резчик в имени существительном пишется суффикс чик так как суффикса щик не существует

Для того, чтобы не ошибиться в написании этих суффиксов, необходимо знать назубок список согласных, после которых пишется -чик. И «классика жанра» в таких случаях — это использование мнемонических фраз, запомнить которые гораздо проще, чем вызубрить сочетание не связанных между собой по смыслу согласных.

Для запоминания комбинации «д, т, з, с, ж» можно использовать мнемофразу «дети за сажей» — в ней присутствуют все «нужные» согласные («лишним» является только йот, который легко отбросить), Фраза получила широкое распространение благодаря книге советского детского писателя Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо». По сюжету эту фразочку придумали главные герои книги — два друга-школьника, которые долго  страдали над учебником русского языка, пытаясь заучить список согласных. А «дурацкая», бессмысленная фраза запомнилась мгновенно.

Таким образом, «свернутое» в мнемофразу правило будет звучать так: «дети за сажей — чик, остальное — щик».

Резчик в имени существительном пишется суффикс чик так как суффикса щик не существует

Примеров предложений, иллюстрирующих правила употребления слов с такими суффиксами, можно придумать множество.

Вот, например, 10 вариантов предложений со словами на –чик, обозначающими профессии или род деятельности

  1. Журналистов, работающих в печатной периодике, иногда называют газетчиками.
  2. Хороший резчик по дереву может создавать настоящие произведения искусства.
  3. Переводчик художественной литературы должен обращать внимание на стилистические особенности оригинала.
  4. Заказчик может отказаться принять работу, если она выполнена некачественно.
  5. Разработчики программного обеспечения востребованы на рынке труда.
  6. Извозчик в старину — то же самое, что таксист сегодня.
  7. Чтобы стать летчиком, нужно иметь хорошее здоровье.
  8. Для перевозки пианино на новую квартиру пришлось нанять бригаду грузчиков.
  9. На судебном заседании присутствовали и истец, и ответчик.
  10. Разведчик сумел обнаружить вражеского лазутчика.

Примеры предложений с существительными на–щик:

  1. Расклейщики объявлений часто портят двери подъездов.
  2. Актер сыграл в знаменитой трагедии Шекспира «Гамлет» роль могильщика.
  3. В классической литературе часто упоминаются бакалейщики и зеленщики.
  4. Часовщикпообещал отремонтировать будильник за два дня.
  5. Халтурщик — тот, кто никогда не стремится сделать свою работу хорошо.
  6. На Чемпионат мира приехали футбольные болельщики из множества стран.
  7. Отменное чувство ритма — обязательное требование к барабанщику.
  8. Мойщик стекол — опасная профессия, если речь идет о мытье окон небоскребов.
  9. В каждой пионерской дружине были свои горнисты и барабанщики.
  10. О проблемах обманутых дольщиковмного писали в СМИ.

В существительных обозначающих лиц по роду занятий в суффиксах –чик и –щик всегда пишется гласная и. Однако на –чик (или –чек) могут оканчиваться и другие существительные. Например, мальчик, бубенчик, огурчик или стебелечек.

В таких случаях речь идет уже о суффиксах субъектной оценки — чаще всего уменьшительно-ласкательных, а в некоторых случаях придающих слову и оттенок пренебрежения (например, «плохой из него работничек»). При этом морфемный состав слова будет другим — в слове выделяется суффикс –ек или –ик, а предшествующая ему согласная ч может быть частью корня (например, в слове калачик) или же отдельным суффиксом (колокольчик).

Правило, которым надо руководствоваться в таком случае, достаточно простое.

Если при склонении гласная в суффиксе сохраняется, следует писать –ик. Например:

  • колокольчик — колокольчика;
  • венчик — венчика;
  • ларчик — ларчика;
  • мизинчик — мизинчика.

Если же гласная беглая — в суффикс надо писать через е:

  • листочек — листочка;
  • звоночек — звоночка;
  • разбойничек — разбойничка.

Резчик в имени существительном пишется суффикс чик так как суффикса щик не существует

Для того, чтобы быстро разобраться с написанием чик/щик/чек, можно использовать простой алгоритм.

  1. Определяем значение суффикса. Он обозначает лицо, или же вносит в слово уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное значение?
  2. Если слово обозначает лицо по роду занятий, смотрим на финальную букву основы. Если это д, т, з, с, ж и слово не входит в число исключений — пишем –чик. Во всех остальных случаях — щик.
  3. Если речь идет о суффиксе субъектной оценки, ставим слово в родительный падеж. Если гласная в суффиксе сохраняется — пишем слово черех «и». Если оказывается беглой — через «е».

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
  • Содержательная: формирование знаний об особенностях правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных и отработка способа действия при выборе их написания.

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Метапредметные УУД:

    • Познавательные: обучающийся научится извлекать информацию из учебника, дидактического материала и находить ответы на вопросы; получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, представить правило в виде схемы.
    • Регулятивные: обучающийся научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
    • Коммуникативные: обучающийся научится излагать свои мысли в устной и письменной форме, учитывая разные мнения и интересы; получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, работая в паре и группе.
  • Предметные: обучающийся научится, зная способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных, различать данные суффиксы; получит возможность научиться определять значение суффиксов, уметь использовать слова с суффиксами -ЧИК (-ЩИК) в речи, находить и исправлять ошибки в словах с орфограммой «Правописание суффикса -ЧИК (-ЩИК) имен существительных»

Необходимое оборудование:

  • Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). — М.: Просвещение, 2016.
  • Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся /В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Васильевская; под ред.В.В.Иванова. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.

Предметно-образовательная среда: учебник, словарь, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями, лист самооценки, раздаточный материал.

Демонстрационный материал: алгоритм проверки написания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных; эталон для самопроверки.

Словарная работа:

  • Мемуары
  • Интеллигентный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Каждый специалист должен обладать культурным кругозором.

Д.С.Лихачев

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране «Орфография». А чему учит раздел науки о языке «Орфография»?

Ученики: Грамотно писать.

Учитель: Верно. Зачем же нам нужна сегодняшняя тема?

Ученики: Мы снова узнаем что-то новое, что пригодится каждому из нас для овладения грамотным письмом.

Учитель: Хочу также обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат академику Д.С.Лихачеву, и они будут иметь прямое отношение к нашему уроку, так как мы, изучая новую орфограмму, будем вести разговор о профессиях. Выбор профессии — важный шаг в жизни каждого человека, и вам тоже придется сделать этот ответственный шаг. Но сначала необходимо многому научиться, многое узнать.

Итак, вперед за знаниями!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вспомним, что мы узнали на прошлом уроке и проверим, как вы справились с домашним заданием. Для тех, кто выполнял упражнение 289, эталон для самопроверки на ваших столах.

Он не_ акула и не_ кит,

Он не_ барсук, и он не_ крот,

Но под землей не пропадет,

Он не_ орел, не_ гусь, не_дрозд,

Но может долететь до звезд

Не догадаешься вовек,

Всё может только человек.

(Дж. Родари)

Учитель: Эталон для самопроверки на экране для тех, кто выполнял упражнение 290.

1. Не работа сушит, а забота. (Противопоставление)

2. Не место красит человека, а человек место. (Противопоставление)

3. Друзья в несчастье познаются. (Можно заменить синонимом без НЕ: в беде)

4. В осеннее ненастье семь погод на дворе.(Без НЕ не употребляется)

5. Не печь кормит, а руки. (Противопоставление)

6. Не котёл варит, а стряпуха. (Противопоставление)

Учитель: Те, кто работал с упражнением 291, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по эталону на ваших столах.

НЕ — приставка

НЕ — отрицательная частица

1.Что ты нам расскажешь (1-е спр.), ветер, непоседа-ветерок (не употр. без не-)?

2. Опять гудит, бушует (1-е спр.) непогода (пасмурная погода). Заколдован невидимкой (не употр. без не-), дремлет (1-е спр.) лес под сказку (сказочка) сна.

1. Замёрзший бор шумит среди лазури (3-е скл., Р. п.), метёт (мел) ветвями (ветви) синеву (синий) небес, и кажется, не (отриц. част.) буря будит (2-е спр.) лес, а буйный лес, качаясь, будит (2-е спр.) бурю.

Учитель: Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

2. Опрос: прием неоконченных предложений

Учитель:

— Мы изучаем раздел… (Морфология)

— Мы изучаем часть речи… (Имя существительное)

— Мы изучили орфограммы, связанные с правописанием имен существительных… («Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных», «Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на — МЯ», «НЕ с именами существительными»).

— Мы знаем орфограммы-гласные в корне…(Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся безударные гласные в корне слова).

— Мы знаем орфограммы-гласные в приставке…(«Гласные в приставках, не меняющихся на письме», «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ», «Буквы З и С на конце приставок».

3. Задание: вставить пропущенные буквы, выделить морфемы, обосновать свое решение, отметить степень уверенности с помощью знака +

Вставь буквы

Знаю

Не знаю

Прил_гательное

+

Предл_жение

+

Кас_тельная

+

З_рница

+

Заг_релый

+

Бе_шумный

+

Бе_звездный

+

Пр…забавный

+

Свар_ик

+

Разнос…ик

+

Лет_ик

+

III. Выявление места и причины затруднений

1. Беседа после проверки.

Учитель: Какие буквы вставили в суффиксах слов сварщик, летчик, разносчик?

Ученики: Ч и Щ.

Учитель: Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ, нужно писать в суффиксе слов сварщик, разносчик?

Ученики: Нельзя, так как они произносятся одинаково.

Учитель: Попробуйте объяснить написание этих букв в данных словах. Можно ли объяснить написание букв Ч и Щ с помощью знаний условий выбора букв в ранее изученных орфограммах? Почему не смогли объяснить написание этих букв? В чем причина затруднения?

Ученики: Мы не знаем правила правописания согласных в суффиксе -ЧИК, (-ЩИК).

Учитель: Что общего у этих слов в значении? К какой части речи они относятся?

Ученики: Они называют человека по профессии или роду занятости. Это имена существительные.

Учитель: Какая часть слова (морфема) вносит это значение? Назовите её.

Ученики: Суффикс -ЧИК, -ЩИК.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ученики: Выяснить условия правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК

(-ЩИК) имен существительных

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных.

1. Работа с текстом Р.Покровского «Мамина профессия»

Учитель: Прослушайте текст и скажите, чем занимаются работницы. Как вы это узнали?

Мамина профессия.

Моя мама работает на слюдяной фабрике. Для обработки слюды нужны очень чуткие и нежные руки. Поэтому на фабрике в основном работают женщины. Профессии у них такие: щипальщица, резчица, штамповщица. Работа сложная и требует большого терпения.

Ученики: щипальщица — щиплет слюду, резчица — режет слюду, штамповщица — штампует. Догадались по значению суффиксов -ЧИК, — ЩИК

Учитель: Верно. Существует несколько тысяч рабочих профессий, и многие из них называются по действию, которое совершает рабочий.

2. Задание: назвать одним словом. (Слова после ответа появляются на экране). Выписать слова.

— Кто смазывает колеса вагонов? (Смазчик)

— Кто разносит что-либо? (Разносчик)

— Кто укладывает рельсы на железных дорогах? (Укладчик)

— Кто ведет учет о проделанной работе? (Учетчик)

— Кто перебегает с места на место? (Перебежчик)

— Кто дрессирует животных? (Дрессировщик)

— Кто работает на кране? (Крановщик)

— Кто работает на складе? (Кладовщик)

— Кто бурит скважины? (Бурильщик)

— Кто сваривает железные детали? (Сварщик)

3. Наблюдение в парах над выписанными словами:

а) Посмотрите, после каких согласных пишется суффикс -ЧИК? Запишите эти буквы. (Д — Т, З — С, Ж)

б) Сделайте вывод и сформулируйте правило правописания букв Ч и Щ в суффиксе -ЧИК(-ЩИК) имен существительных. (В суффиксе существительных -ЧИК(-ЩИК) после букв Д-Т, З-С, Ж пишется буква Ч, в остальных случаях буква Щ.)

Учитель: А теперь вернемся к заданию в начале урока и объясним написание согласных в суффиксах слов сварщик, разносчик, летчик.

Ученики: В слове летчик в суффиксе пишем Ч, так как перед суффиксом есть буква Т, в слове разносчик в суффиксе пишем Ч, так как перед суффиксом есть буква С, в слове сварщик в суффиксе пишем Щ, так как перед суффиксом нет букв Д-Т, З-С, Ж.

V. Реализация построенного проекта

1. Работа учащихся над составлением алгоритма и проговаривание этого алгоритма.

Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных

img1

2. Чтение учащимися материала параграфа 53 учебника и правила на стр. 153 и сравнение своих ответов.

3. Самостоятельная работа в парах: объяснить, как поняли новый материал, и задать соседу по парте вопрос. (Например, вопрос: Что еще необходимо указывать при объяснении данной орфограммы? Почему необходимо указывать, от какого слова образовано объясняемое слово?)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Выполнение упр.292 сначала устно, проговаривая по цепочке условия выбора букв Ч и Щ, и затем письменно, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле на стр.153).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. Буквенный диктант из слов упр.293 с проверкой по эталону.

Эталон для проверки

Т, Щ, Щ, Ч, Щ, Щ, Щ, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Ч, Щ, Щ, Щ

Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик.

  • Нет ошибок — «5»;
  • 1-2 ошибки — «4»;
  • 3-4 ошибки — «3»

2. Работа с текстом Д.С.Лихачева (у каждого на партах):

Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. (Д.С.Лихачев.)

а) Прочитать текст, назвать непонятные слова (мемуары, интеллигентный). Найти толкование этих слов в школьном словаре иностранных слов.

Мемуары — -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. II прил. мемуарный, -ая, -ое. М. жанр.

Интеллигентный — -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Интеллигентное поведение. 2. Свойственный интеллигенту. И, вид. II сущ. интеллигентность, -и, ж.

б) Сформулировать главную мысль текста. (Каждый человек, независимо от профессии, рода занятости, должен обладать культурным кругозором.)

в) Ответить на вопрос: как вы понимаете словосочетание «культурный кругозор»?

(Кругозор — это объём разнообразных знаний и широта интересов человека.

Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор. Культурный кругозор связан с умением разбираться в искусстве, с начитанностью.)

г) Выполнить задание, указанное в карточке и осуществить взаимопроверку.

Задание: выписать слова-названия профессий, графически обозначить орфограмму «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) имен существительных».

3.Проверка устной части задания. Взаимопроверка письменной части задания.

Инженер, врач, медицинская сестра, плотник, токарь, шофер, грузчик, крановщик, тракторист.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

1. Работа в группах.

Группа 1. Задание: Прочитай. Озаглавь текст. О каких словах в нем рассказывается? Как этот текст связан с эпиграфом урока? Выпиши слова с пропуском букв, обозначь орфограммы на месте пропусков. Продолжи ряд слов с суффиксом -ЧИК(-ЩИК), которые обозначают различные специальности профессии строителя. Графически обозначь условия выбора написаний.

Профе…ия — более общее понятие, чем специальность. Профе…ия — это род занятий. Сп…циальность — это сумма знаний, навыков, которые пр…обрел человек. Люди одной профе…ии могут иметь разные сп…циальности.

Например: «Она врач… по профе…ии, хирург по сп…циальности. Он по профе…ии стр…итель, по сп…циальности — бетон…ик. (По З.Н.Люстровой, Л.И.Скворцову и др.)

Группа 2. Задание: О каких профессиях вы узнали? Зачем нужно знать такие слова? Где мы их можем встретить? Выпиши слова-названия профессий, графически обозначь условия выбора написаний суффикса -ЧИК, -ЩИК.

Старьевщик

  • Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»

Шарманщик

  • Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто — с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.

Извозчик

  • Извозчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Человек, перевозящий седоков и грузы за плату.

Фонарщик

  • Фонарщик. Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А когда-то она была очень востребованной. Первые фонар­щики появились у нас в стране около 300 лет назад. 4декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Это новшество всем понравилось, фонари начали зажигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 году Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми пе­тербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одес­ской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.

Утрамбовщик

  • Профессия, которая недавно появилась в метро больших городов на самых оживленных станциях. Её придумали ещё в 1904 году в США, когда в Нью-Йорке открылись первые линии метрополитена. В то время в обязанности утрамбовщика входило распределение пассажиров по вагонам, предупреждение о скором отбытии поезда и слежение за работой механизмов закрытия дверей, которые часто давали сбой. Однако сами жители Нью-Йорка сразу же невзлюбили представителей данной профессии, которые часто грубо расталкивали пассажиров по вагонам метро. Поэтому уже в 1930-х годах данная должность была полностью упразднена.

Лудильщик

  • Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

Точильщик

  • Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Точу топоры!» Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

Группа 3. Задание: Запиши слова, графически объясняя изученную орфограмму. Найди «пятое лишнее» и сделай вывод о роли суффикса -ЧИК. Откорректируй составленный на уроке алгоритм с учетом этой роли суффикса -ЧИК.

Стекольщик, объездчик, заготовщик, фонарчик, подписчик.

2. Проверка заданий, выполненных в группах, выступления учащихся по устной части заданий.

Выводы, которые сделали учащиеся, выполняя задания в группах:

а) Различие понятий «профессия» и «специальность». Профессия — более общее понятие, чем специальность. Профессия — это род занятий. Специальность — это сумма знаний, навыков, которые приобрел человек. Люди одной профессии могут иметь разные специальности.

б) В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых). Профессии, существовавшие в недалеком прошлом, встречаются в исторических произведениях, в художественной литературе для воссоздания примет описываемой эпохи. Они помогают знать, чем занимались наши предки, знать историю страны.)

в) Суффикс -ЧИК вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение.

img2

3. Выполнение дифференцированных заданий по выбору упр.294, 295.

4.Выполнение упражнений для интерактивной доски из приложения LearningApps.org:

  1. https://learningapps.org/8708537; Распределить слова по группам: а) с суффиксом -ЧИК; б) с суффиксом -ИК; в) с суффиксом -ЩИК.
  2. https://learningapps.org/7532263; Вставить пропущенные буквы, Ч или Щ.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?

Смогли ли мы ее решить?

Что вам было интересно на уроке?

Что показалось трудным?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Учитель: Закончить урок я хочу словами:

Какие на свете профессии есть?

Их много, их море, их просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, адвокат,

Политик, чиновник и депутат,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…

Их много, их море, их просто не счесть!

И все они важные…

Я хочу, чтобы вы не только усвоили новую орфограмму, стали грамотными, смогли разобраться в море профессий, но и помнили слова Д.С.Лихачева, потому что они помогут вам стать хорошими специалистами, обладающими культурным кругозором. В нашем современном мире, предъявляемом высокие требования к человеку любой профессии, это очень важно.

Домашнее задание.

1. Знать материал п.52, написание слов из рамочек на стр.154-155.

2. Задания по выбору:

а) упр.296;

б) упр.297 (распределить слова по видам орфограмм);

в) составить небольшой текст-рассуждение на тему «Кем я хотел бы стать и почему?» с использованием слов с изученным видом орфограмм.

Русский язык

6 класс

Урок № 47

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Суффиксы, обозначающие профессию.

2. Омонимия суффиксов профессий и уменьшительно-ласкательных.

3. Изменение конечных к, ц, ч на т при суффиксе -чик.

Тезаурус

Омонимия – звуковое совпадение различных по значению слов или морфем.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 153-155.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).

Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?

Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.

Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.

Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.

лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик

каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик

От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.

Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.

В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.

Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.

В правиле есть ещё один подводный камень. Например, как бы вы написали слово бриллиант..ик – через ч или щ? Руководствуясь правилом, смотрим на значение. Это профессия, следовательно, смотрим на букву в конце основы – т. По правилу мы пишем —щик, но в словаре бриллиантщик. С чем это может быть связано? Слово однозначно не исконно-русское, перед суффиксом две согласных, одна из них т. В таких словах пишется -щик. Например, флейтщик.

Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.

Потренируемся в написании.

Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.

Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.

Добыт..ик

Буфет..ик

Извоз..ик

Стакан..ик

Размер..ик

Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:

разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик

подборщик

В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.

Теоретический материал для углублённого изучения

В русском языке много слов, которые оканчиваются на -чик. Для примера возьмём слова барабанчик и барабанщик. В первом случае речь идёт о маленьком барабане, поэтому для слова использован уменьшительно-ласкательный суффикс -чик, для написания которого не требуется знать букву, на которую оканчивается основа. Во втором случае использовано название профессии – барабанщик, т.к. основа оканчивается на н, то мы подбираем суффикс -щик.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите правильное написание и объяснение для слова.

Катотет..ик – тот, кто составляет картотеку (список) книг с их месторасположением.

Варианты ответа:

а) суффикс -щик;

б) суффикс -чик, основа на т;

в) суффикс -чик и основа на к//т.

Разбор задания: картотетчик ← картотека, к меняется на т, суффикс -чик.

Правильный ответ: в)

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите суффикс и объяснение для слова асфальт..ик.

а) основа на т, суффикс -чик;

б) основа на т, суффикс -щик;

в) основа иноязычная с двумя согласными, это исключение, пишем -щик.

Разбор задания: это исключение из правила с иноязычными основами.

Правильный ответ: в

Следует запомнить правила правописания суффиксов –чик-, -щик-

В существительных, обозначающих лица по роду деятельности пишется:

1) суффикс –чик после согласных д, т, з, с, ж. Например:

докладчик, разработчик, перевозчик, подписчик, перебежчик

Исключение из этого правила — слово: асфальтщик, в котором пишется суффикс “щик” даже после согласной “т”.

2) суффикс –щик пишется после всех других согласных. Например:

рамщик, сварщик, подборщик, бетонщик

Перед суффиксом –щик мягкий знак пишется только после буквы л. Например:

угольщик, болельщик

Следует запомнить правила правописания е/и суффиксах –ек, -ик, -ник, -чик

Если при склонении существительного гласная из суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек. Если при склонении гласная сохраняется, то пишутся суффиксы –ик, —ник, —чик. Например:

замоч..к – замочка –   гласная из фуффикса при склонении выпадает, поэтому в суффиксе пишем гласную “е”

ключ..к –ключика– гласная из фуффикса при склонении не выпадает, поэтому в суффиксе пишем гласную “и”

горош..к – горошка – гласная из фуффикса при склонении выпадает, поэтому в суффиксе пишем гласную “е”

чайн..к – чайника – гласная из фуффикса при склонении не выпадает, поэтому в суффиксе пишем гласную “и”

Из примеров видно, что только буква “и” сохраняется в суффиксах  “ек, ик, ник, чик” при склонении существительных. Чтобы легко запомнить, какая гласная выпадает, а какая нет, необходимо представить, что буква “и” крепко держится на своих двух ногах,  а буква “е” может легко укатиться, поэтому “и” при склонении слов сохраняется, а е – исчезает.

Следует запомнить правила правописания суффиксов –иц-, —ец

В существительных женского рода пишется суффикс –иц. В существительных мужского рода пишется суффикс –ец.

Например:

владелица, метелица

В данных словах пишется суффикс “иц”, так как они являются существительными женского рода.

владелец, морозец

В данных словах пишется суффикс “ец”, так как они являются существительными мужского рода.

В существительных среднего рода пишется:

  • суффикс –ец-, если окончание ударное;
  • суффикс –иц-, если окончание безударное. Например:

письмецо, копьецо, ружьецо;

В данных словах окончание ударное, поэтому в них пишется суффикс “ец”

украшеньице, растеньице, помещеньице

В данных словах окончание безударное, поэтому в них пишется суффикс “иц”

Чтобы запомнить, в каких случаях пишется суффикс ец, а в каких иц, можно использовать фразу:

Удалец написал письмецо, а девица желала украшеньице.

В этой фразе в первых двух словах с данными суффиксами пишется буква “е” – в существительном мужского рода “удалец” и в существительном среднего рода с ударным окончанием “письмецо”. Во вторых двух словах с данными суффиксами пишется буква “и” – в существительном женского родка “девица” и в существительном среднего рода с безударным окончанием “украшеньице”.

Следует запомнить правила правописания существительных на –инк-, -енк-

В существительных женского рода пишется –инк-, если они образованы от существительных, оканчивающихся на –ина. В остальных существительных  женского рода пишется –енк-. Например:

Изюминка ← изюмина, смородинка ← смородина;

В существительных изюминка и смородинка пишется суффикс инк, так как они образованы от слов, заканчивающихся на “ина” – изюмина, смородина.

Спаленка ← спальня, ставенка ← ставня

В существительных спаленка и ставенка пишется суффикс енк, так как они образованы от слов, НЕ заканчивающихся на “ина” – спальня, ставня.

Чтобы легче запомнить, что суффикс “инк” пишется в словах, образованных от существительных, заканчивающихся на “ина”, можно использовать пару слов – Кристинка — Кристина,

Следует запомнить правила правописания существительных с –ичк-, -ечк-

В существительных женского рода пишется –ичк-, если они образованы от существительных, оканчивающихся на –ица. В остальных существительных  женского рода пишется –ечк-. Например:

луковичка ←луковица, пуговичка ← пуговица;

леечка ←лейка, времечко ←время

В словах луковичка, пуговичка  пишется суффикс “ичк”, так как они образованны от существительных, оканичвающихся на “ица” – “луковица”, “пуговица”.

В словах леечка, времечко пишется суффикс “ечк”, так как они образованны от существительных, НЕ оканичвающихся на “ица” – “лейка”, “время”.

Исключение из этого правила – слово “ножнички”.

ножнички ← ножницы

Следует запомнить правила правописания суффиксов –оньк-, -еньк-

Суффикс –оньк— пишется после корня на твёрдый согласный. Например:

кисонька, Лизонька

Суффикс –еньк- пишется после корня на мягкий согласный, шипящий или гласную. Например:

ноченька, дороженька, Зоенька

Исключения из этого правила — слова: заинька, паинька, баиньки

Следует запомнить, что всегда без изменения пишутся сочетания: —изн-, —ин-, —еств-, —есть, —ость, —от-, —отн-, —овн-. Например:

белизна, тишина, Отечество, текучесть, вялость, теплота, беготня, болтовня

 Повторим

Суффиксы и сочетания Правописание
-чик-

-щик-

Основа на д, т, з, с, ж. Запомнить: асфальтщик

Основа на другие согласные (мягкий знак только после Л: льщик)

-ик- (ник-, -чик-)

-ек-

При склонении гласный сохраняется

При склонении гласный выпадает

-иц-

-ец-

У существительных женского и среднего рода с безударным окончанием

У существительных мужского рода, а также среднего рода с ударным окончанием

-инк-

-енк-

В словах, образованных от существительных  с основой на –ин

В остальных случаях

-ичк-

-ечк-

В словах, образованных от существительных  с основой на –ица. Запомнить: ножнички

В остальных случаях

-оньк-

-еньк-

После основ на твёрдый согласный

После основ на мягкий согласный и шипящий

изн-, —ин

еств-, —есть

ость, —от-, —отн-, —овн

 

Пишутся без изменения

Следует запомнить правила правописания суффиксов –чик-, -щик-

В существительных со значением лица по роду деятельности пишется:

1) суффикс –чик после согласных д, т, з, с, ж.

Исключение: асфальтщик

2) суффикс –щик пишется после всех других согласных.

Перед суффиксом –щик мягкий знак пишется только после буквы л.

Следует запомнить правила правописания е/и суффиксах –ек, -ик, -ник, -чик

Если при склонении существительного гласная из суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек. Если при склонении гласная сохраняется, то пишутся суффиксы –ик, —ник, —чик.

Следует запомнить правила правописания суффиксов –иц-, —ец

В существительных женского рода пишется суффикс –иц.

В существительных мужского рода пишется суффикс –ец.

В существительных среднего рода пишется:

  • суффикс –ец-, если окончание ударное;
  • суффикс –иц-, если окончание безударное.

Следует запомнить правила правописания существительных на –инк-, -енк-

В существительных женского рода пишется –инк-, если они образованы от существительных, оканчивающихся на –ина. В остальных существительных  женского рода пишется –енк-.

Следует запомнить правила правописания существительных с –ичк-, -ечк-

В существительных женского рода пишется –ичк-, если они образованы от существительных, оканчивающихся на –ица. В остальных существительных  женского рода пишется –ечк-.

Нужно запомнить правописание слова ножнички

Следует запомнить правила правописания суффиксов –оньк-, -еньк-

Суффикс –оньк— пишется после корня на твёрдый согласный.

Суффикс –еньк— пишется после корня на мягкий согласный, шипящий или гласную.

Всегда без изменения пишутся сочетания: —изн-, —ин-, —еств-, —есть, —ость, —от-, —отн-, —овн-.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний в правописании суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных.

Планируемые результаты.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижение целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится планировать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать свое мнение; обучающийся получит возможность научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится распознавать буквы «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться способам написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться объяснять орфограммы в суффиксах имен

существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); научиться находить такие существительные в предложениях, текстах и использовать в своей речи.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс .

Авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева

Предметно-образовательная среда:

Лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); эталоны для самопроверки.

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.

(Н. Крупская).

Ученик. Я думаю, Надежда Константиновна Крупская хочет сказать, что без знаний человек бессилен. Знания человеку просто необходимы для того, чтобы хорошо учиться, быть грамотным, полезным для общества, стать хорошим специалистом в своем деле, понимать людей и уметь поддержать беседу, расширить свой кругозор и быть коммуникабельным.

Ученик. А я считаю, что автор этого высказывания, прежде всего обращает наше внимание, на то что знания важны и их никогда не поздно получать. Вреда от них не будет, будет только польза.

Ученик. А я считаю, что Крупская, прежде всего, обращает наше внимание на то, что знания могут помочь в той или иной жизненной ситуации, в трудных обстоятельствах, в тяжелых моментах, в проблемах и неожиданностях нашей жизни. Они  приносят  благо тому, кто их приобретает.

Ученик. Я согласен с тобой, знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды.  Наши знания – это путь  к успеху.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Да. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №116, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экране.

Эталон №1 к упражнению №116

Спрягать

спряжение

повторять

повторение

обсуждать

обсуждение

высказывать

высказывание

рисовать

рисование

изменять

Изменение

колебать

Колебание

знать

Знание

хранить

Хранение

читать

Чтение

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 117, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению № 117

Красивый — красота; белый — белизна; бодрый — бодрость; нежный — нежность; жёлтый — желтизна; добрый — доброта.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу по теме «Первый снег» А. Пластова, подойдите ко мне. Прочтите сочинение и выберите лучшее для прочтения с классом.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 116 без ошибок, поднимите руки. Поднимите руки у кого возникли затруднения?

Ученик. Я не смог от существительного колебание образовать глагол колебать. Исправить ошибку помог сосед по парте. А кто выполнил упражнение без ошибок, поднимите руки?

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 117?

Ученик. Я неправильно образовал от прилагательного желтый существительное с отвлеченным значением желтость, но по алгоритму пройденного урока понял, что такого слова просто не существует и исправил.

Учитель. Послушайте творческую работу по теме А. Пластова «Первый снег». А вы, ребята, подготовьтесь к анализу, которое спроецировано на экране. Проверьте по критериям.

Примерная работа ученика по репродукцию картины художника А. Пластова «Первый снег»

Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около дома, и ворона сидит на тропинке. Двое детей, мальчик и девочка, стоят на крыльце и любуются первым снегом. Его легкие воздушные хлопья как бы кружат в хороводе покрывая землю как лебяжьим пухом.

По-моему мнению, художник изобразил раннее утро, так как снега выпало уже достаточное количество, чтобы покрыть землю и крышу своим белым пухом, А первый потому, что на лице у детей восторг. Девочка смотрит очень заворожено, ее взгляд устремлен в небо. Дети наверно увидели в окно, что выпал снег и не поверили этому, выбежали на улицу, одев только шапку и валенки, девочка накинула на голову шаль.

Сперва картина для меня показалась, мрачноватой, так как художник использует контраст темного с белым, но, на мой взгляд, он это делает для того, чтобы передать всю атмосферу наступления зимы. Ведь люди устают от серой и сырой осени, и первый снег для них всегда радость, ведь на улице от него становится светлее, дети начинают лепить снежных баб, и играть в снежки. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года.

Эталон к проверке сочинения

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание работы излагается последовательно. 4.Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6.Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2.Сoдержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3.Имеются незначительныe нарушения последовательности в изложении мысли. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6.Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 орфографические + 2 пунк-туационные +3 грамматические ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамма-тические ошибки. 0 орфог-рафических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать тpex, а орфографических – двух. Однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то выставляется отметка «4».

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

З. Допущено нарушение последовательности

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 0 орфографических + 5 -7 пунктуационных (с учетом повторяющихся грvбых и негрубых); 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

«2»

1.Работа не соответствует заявленной теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения не соответствует заявленному плану.

4.Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5.Нарушено стилевое единство текста.

6.Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк- туационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических

Ученик. Содержание работы полностью соответствует теме. Но я заметил одну пунктуационную ошибку в первом абзаце, пропущена запятая в деепричастном обороте. Кружат главное слово, от него ставим как, кружат (как?) покрывая землю как лебяжьим пухом. А значит, в начале деепричастного оборота ставится запятая, а в конце предложения стоит точка, потому что предложение закончено.

Ученик. Фактические ошибки отсутствуют. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Ошибка допущена при высказывании своего собственного суждения. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года. Вывод пишется с нового абзаца.

Ученик. Да, действительно, ты прав. Вывод пишется с нового абзаца.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Ф И______________

Оцен- ки

Домашнее задание упр. № 116, упр. № 117, задание по картине А. Пластова «Первый снег» нужно было употребить как можно больше имен существительных при описании картины и выразить свое отношение к ней.

Карточка № 1

Работа в парах

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 114

Творческая работа по картине

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. От данных слов образуйте слова с помощью суффиксов –чик,

-щик и запишите полученные слова в тетрадях.

Извоз…

лет..

гон..

барабан…

болель…

перепис…

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

После букв д/тз/сж пишется суффикс -чик-: извозчик, переписчик, лётчик , в остальных случаях пишется -щик-: гонщик, барабанщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л: болельщик.

Запомнить буквы з, с, ж, д, т перед которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза «ЗоСя ЖДёТ», в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик
Любит трудиться, но очень раним, 
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс — трудяга, суффикс-рабочий!

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Извозщик написал с суффиксом –щик.

Ученик. А я в последнем слове написал переписщик.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, в каких случаях пишется -чик и -щик в суффиксах существительных.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научится объяснять правописание «-чик» и «-щик» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-. Находить существительные с такими суффиксами в предложениях, текстах и использовать в своей речи.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 16.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

Ученик. Хочу дополнить. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  в суффиксах существительных»

В суффиксе существительных

 -чик-, (-щик-)

Ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы- стечение согласных

д, т, з, с, ж-чик-

Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Какой алгоритм получился у второй группы? Образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик. Допишите суффиксы в именах существительных, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  используя алгоритм.

1.Камен…

2.Стеколь…

3.Груз…

4.Свар…

5.Бетон…

6. Рассказ…

7.Выдум…

Учитель. Готовясь к уроку, я тоже составила алгоритм. Сверьте свои работы по эталону. Какие затруднения вы испытывали?

Эталон

В существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: «ЗоСя ЖДёТ»): грузчик, рассказчик; в остальных случаях пишется -щик-: каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л:стекольщик.

Ученик. В словах каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик пишется Щ, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах грузчик, рассказчик пишется ч, потому что после букв: д, т, з, с, ж пишется Ч.

Ученик. В слове стекольщик, мягкий знак перед суффиксами –чик, -щик пишется только после л.

Ученик. Также мы должны были научиться распознавать суффиксы –имен существительных чиц(а) и –щиц(а). Представьте свой алгоритм третья группа.

В существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж, а в остальных случаях суффикс –щиц(а).

 В существительном вязал…ица пишем также ь, и –щиц, а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц-, т.к. после д.

Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?

Ученик. Можем. Извозчик и переписчик пишется суффиксы –чик, потому что в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик-.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением №120.

Образуйте с помощью суффиксов -чик- или -щик- существительные со значением лица. Объясните правописание этих слов. Устно составьте с ними предложения. Слова, в которых суффикс -чик- произносится как -щик-, затранскрибируйте.

Образец: шлифовать — шлифовщик.

доклад, отвечать, советовать, погонять, бетон, спорить

Ученик. В словах доклад-докладчик, отвечать-ответчик, советовать-советчик, пишется Ч, так как они стоят после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах погонять-погонщик, бетон-бетонщик, спорить-спорщик пишется буква Щ так как стоят не после букв: д, т, з, с, ж

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Назовите профессию, поочередно комментируя слова друг другу, используя алгоритм.

— Шахтёр, работающий в забое (забойщик)

— Человек, работающий в буфете (буфетчик)

— Человек, занимающийся копированием (копировщик)

— Человек, который переписывает бумаги (переписчик)

— Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик)

— Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных

о противнике (разведчик)

Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик. ЩИК пишется в словах: забойщик, копировщик, потому что опознавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-

Ученик. В словах: буфетчик, переписчик, переводчик, разведчик – пишется Ч, так как после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. Мы во всех словах поставили буквы Ч и Щ правильно.

Ученик. В слове забойщик нужно писать суффикс – чик, потому что слово образовано от глагола забивать, в соответствии с правилом пишем суффикс –чик.

Ученик. Нет, ты не прав. В этом слове пишется суффик -щик, а не Ч. Смотри алгоритм, или же посмотри правило в учебнике.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в слове забойщик, но мы ему напомнили правило постановки суффиксов.

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Подумайте, к каким словам с суффиксами -чик-, -щик- соответствуют данные лексические значения? Запишите эти слова, указывая в скобках слово, от которого образовано каждое из них. Проверьте себя по любому толковому словарю.

Образец: пулемётчик (пулемёт).

1) Мастер по художественной резьбе.

2) Специалист по переводу с одного языка на другой.

3) Человек, который находится на зимовке.

4) Тот, кто делает заказ.

Учитель. Прочитайте предложения, в каких словах вы образовали бы -чик, а в каких -щик.

Ученик. В первом предложении резьбе-резчик, пишем -ЧИК, потому что после звонкого согласного –з.

Ученик. Во втором предложении пишем в слове переводчик также пишем ЧИК, потому что после Д

Ученик. В третьем предложении в слове зимовщик пишем -ЩИК, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В четвертом предложении в слове заказчик пишем -ЧИК, потому что после З

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.

Учитель. Откройте карточку №2.

Карточка №2

Определите, какие профессии используются, найдите ошибки

1) в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик,

сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

2) при работе на станке (фрезеровщик, прессовщик, наладчик, грузчик)

при работе с продуктовыми товарами (фасовщик, сортировщик, буфетчик,

разносчик, кладовщик, арматурщик)

3)при работе с книгой (переписчик, переводчик, наборщик, переплётчик,

типографщик, крановщик)

4)на войне (пулемётчик, миномётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)

5)в работе железнодорожника (обходчик, смазчик, путейщик, прицепщик, стекольщик)

Учитель. Распределите номера предложений в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово

1)

1) переводчик

2) наладчик, грузчик

2) фрезеровщик, прессовщик

2) грузчик

3) переписчик, переводчик, переплётчик

3) типографщик, крановщик, наборщик

3) крановщик

4)

4) прессовщик

5) обходчик, смазчик

5) прицепщик

5) стекольщик

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но одно слово стекольщик я написал не в тот столбик.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 123. Каким словам, образованным с помощью суффиксов -чиц(а), -щиц(а), соответствуют данные толкования? Запишите эти слова, объясните их правописание.

1) Та, которая рассказывает что-либо.

2) Та, которая часто не является на уроки.

3) Та, которая что-либо заказывает.

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №123.

1) Та, которая рассказывает что-либо – рассказчик, оканчивается на З

2) Та, которая часто не является на уроки –прогульщик, не на д, т, з, с, ж

3) Та, которая что-либо заказывает – заказчик, оканчивается на З

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка- выдумщик, фантазерщик, не на д, т, з, с, ж

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность слов, которые мы выписали?

Ученик. По лексическому значению определили слова, обозначающие человека по профессии и по роду деятельности

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились ставить буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и –ЩИК, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли такие предложения.

Учитель. Тогда рассмотрите картинки и составьте несколько предложений, используя суффиксы –ЧИК и -ЩИК

phporIzIp Rybakova R. I. RYA html 15ed6f29f6eec6e0

Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.

Ученик. Я составил по картине такие предложения:

  1. Сварщик — это одна из главных специальностей на автопредприятиях.

  2. Профессию «грузчик» можно считать одной из древних.

  3. Работа стекольщика состоит в том, чтобы вырезать стекла определенных сортов, форм и размеров, и устанавливать их в зданиях и сооружениях.

Учитель. Прослушаем вторую пару.

Ученик. 4.Ремонтщик-это устаревшее слово, люди, которые занимаются ремонтом.

5.Кровельщик – человек, работающий на строительстве, основная работа которого заключается в том, чтобы плотно уложить рядом доски, бревна, плиты

6. Каменщиком называют специалиста по кладке кирпича или камня. 

Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.

Учитель. Прочитайте текст.

Ученик. Я назвал свой текст «Люди разных профессий».

На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д

Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна.

Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика — уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.

Учитель. Ребята, вам понравился текст?

Ученик. В целом понравился. Предложения с правописанием суффиксов –ЧИК и –ЩИК использованы, но я бы сделал другое вступление: «На стройке требуются люди разных строительных профессий».

Ученик. А мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было бы

написать так: «Итак, профессия строителя очень важна!»

Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён правописанию суффиксов –ЧИК и -ЩИК. В суффиксе существительных -чик-, (-щик-) Ч пишется после букв: д, т, з, с, ж

объездчик, в остальных случаях пишется Щ.

Познавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-

Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились правильно применять суффиксы –ЧИК и –ЩИК в именах существительных

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно ставили Ч и Щ в именах существительных.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель. Запишите домашнее задание

1) §16 Упражнение № 120.

2) Упражнение № 121.

3)Упр. 125. Найдите в местных газетах рубрику «Объявления» и выясните, рабочие каких специальностей требуются на предприятиях вашего города (села). Составьте объявление с перечнем данных специальностей и выделите в их названиях суффиксы со значением лица по роду занятий, профессии.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема урока: «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Выполнила: Рыбакова Р.И., слушатель

программы ДПО повышение квалификации

по проблеме «Проектирование современного

урока русского языка и литературы»

в аспекте требований ФГОС и Концепции

преподавания русского языка и

литературы: цели, задачи и критерии оценки»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чувашскомайская ООШ»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

«Проектная работа допущена к

защите»

Руководитель проектной работы

доктор педагогических наук Т. О.

Скиргайло

«_____» _____марта_______2018

  • Результатами первой поездки какого путешественника стало сочинение путешествие в уссурийский край
  • Результат не выверен как пишется
  • Резолюция как правильно пишется
  • Результат на лицо как пишется или налицо
  • Резко отрицательный как пишется