Ревность чувство естественное сочинение

Мастер - класс нестандартные задания, примы при подготовке к гиа по русскому языку, литературе, или может ли подготовка к

Мастер — класс » Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе», или «Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?»

Цель мастер-класса: передача опыта по использованию нестандартных заданий в ходе выполнения тестовой части, приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере итогового сочинения по литературе и сочинения — рассуждения по русскому языку в 9, 11 классах, сжатого изложения в 9 классе.
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с тестом, текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

Задачи: 

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с тестом, текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Учитель:

— Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я пытаюсь выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.

— Сегодня я расскажу Вам о некоторых приёмах работы с тестами и текстами, которые являются эффективными методами при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе, но и одновременно развивают творческие способности учащихся.

Учитель:Слайд 3-5. Итак, приёмы, используемые при выполнении тестового задания № 4 в 11 классе «Правила постановки ударений в словах»:

-мнемонический приём (приём, используемый при системном повторении как ежедневная разминка) — подбор рифм или составление четверостиший. Например:

тот счастлИвее, кто красИвее;

кому завИдно, тому обИдно ;

донЕльзя осмЕлься;

танцОвщица — танцОвщик, убОрщица – убОрщик;

тОрты – шорты, бАнты – фанты, шАрфы – арфы;

о, какой чудесный слог этот ЛОГ- каталОг, монолОг, диалОг;

дЕтство не срЕдство;

невесты придАное что яблоко румЯное

аристокрАтия, демокрАтия – исторические понятия;

афЕра – мошенников сфЕра;

медвежонок плЮшевый любит сок грУшевый;

заключите договОр – и получите фарфОр;

аттестаты вам вручАт, в институты вас включАт;

если химию поймёшь, то цепОчки ты прочтёшь;

цепОчки две в нашем клеточном ядре;

в Англии мистеры зародились Исстари.

Покажите мне квартАл,

Где живёт ваш генерал.

ЗАтемно его ждалА,

ЗАсветло и отбылА.

Практическая работа с участниками семинара.

— Вам мы предлагаем воспользоваться еще одним методическим приемом, который также заключается в системном повторении. Перед Вами орфоэпический мини — словарик. Каждый участник семинара (например, начиная с меня) задает вопрос соседу, используя первое слово из словника. Ответ соседа должен содержать второе слово и т.д.

-Например, имя, отчество учителя, вы готовы к Августовской конференции?

— Нет, я ещё не бралАсь.

Слайд 6. Орфоэпический мини – словарик

А

Августовская

Б

бралАсь

В

вручАт

Д

докумЕнт

З

знАчимость

М

мастерствО

Н

новостЕй

П

понЯть

С

СвЕдущий

Ч

чЕрпать

— Итак, эти приёмы обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку, а также учат ребят творчески мыслить.

Слайд 7+ текст — Интересным нестандартным заданием в выполнении тестовой части являются«перевёрнутые» задания. Они ориентированы на работу с текстом.

Например: «перевернутое» упражнение по выполнению тестовых заданий в 9 классе.

Слайд 8. Сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который является цифра (слово) в правом столбце таблицы. Запятые в тексте не расставлены.

1.Я увидел странный инструмент… 2.Треугольный деревянный корпус с прозрачным янтарным отливом. 3.Три тонкие струны стягивали стройный корпус от основания до длинного грифа. 4.Я прикоснулся кончиками пальцев к струнам и невольно отдернул руку. 5.Мне показалось что тихий и ясный звук зазвучал из самого сердца балалайки. 6.Именно тогда впервые я открыл для себя волшебный мир музыки.

Слайд 9

Вопрос к тексту

Номер тестового задания

Ответ

№3

9

№3

3

№5

1

№7

3

№11

2

Слайд 10,11 Возможные ответы

Вопрос к тексту

Номер тестового задания

Ответ

Сколько раз в тексте использовано такое изобразительное средство выразительности как эпитет? (Странный инструмент, прозрачнымотливом, тонкие струны, стройный корпус, невольно отдернул, тихий звук, ясный звук, волшебный мир.

№3

9

Какое языковое выразительное средство используется в тексте три раза?Метафора:янтарнымотливом, из сердца балалайки, мир музыки.

№3

3

Сколько в тексте слов, правописание суффикса в которых не определяется правилом (является исключением)?

(Деревянный)

№5

1

Сколько в тексте словосочетаний, построенных на основе согласования, можно заменить словосочетанием со связью управление?

( Деревянный корпус – корпус из дерева; янтарным отливом –отливом из янтаря, волшебный мир – мир из волшебства)

№7

3

Сколько грамматических основ в предложении №5?

№11

2

— Самые интересные и сложные задания в курсе подготовки к ГИА — самостоятельно составленные по текстовому фрагменту учениками. Это процесс творческий, требующий мобилизации всех сил. В этом случае следует радоваться не удачно подготовленным тестам, а тем ошибкам, множество которых будет допущено.

Такого рода перевернутые упражнения способствуют тому, что ученики постигают принципы формулировки тестовых заданий, анализируя при этом причины своих ошибок и самостоятельно оценивая свой образовательный результат.

Но на уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, то есть с текстом. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используяприём «фишбоун» — один из эффективных приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом.

А тексты, всем известно, окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании,  статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления  о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного, математического цикла или других циклов. Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана японским профессором Кауро Ишикава , поэтому часто называется диаграмма или схема Ишикава.

«Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».

Слайд 12. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

•Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

•Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

•Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

•Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Слайд 13. Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.

— У учителей русского языка приём Фишбоун является незаменимым при анализе литературных произведений и написании сочинений.

— Превращение полученного скелета в полноценное сочинение — это самостоятельное творчество ученика.

Например, при написании сочинения – рассуждения 15.3 в 9 классе на тему «Почему человек не должен быть чёрствым? «Фишбоун» выглядит так:

(шаблон «рыбьего скелета» на обычном листе бумаги формата А3, прикреплённый на доске). Приложение № 1

Заметьте, составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично).

— При написании сочинения по русскому языку (задание 26) в 11 классе по тексту Н. Долининой «Фишбоун» может быть представлен так: Приложение № 2

При написании сжатого изложения эффективен приём «Матрёшки».Скажите, чем отличаются эти замечательные русские матрешки? Правильно, объемом. Вот также и текст. Большая матрешка – это исходный текст, средняя – это подробное изложение, а все последующие – это сжатое изложение. Значит, чтобы получилось сжатое изложение, текст нужно сократить. Как это можно сделать? Снова нам в помощь приём«Фишбоун».

Этим же приёмом мы пользуемся при написании итогового выпускного сочинения как допуска к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Но с этим приёмом мы вас уже познакомили.

Сейчас мы хотим представить Вам ещё один универсальный приём при написании итогового выпускного сочинения – кластер и его вариант – денотатный граф, цель которых — систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Слайд 14

Пример денотатного графа

Урок истории. Тема «Декабристы».

Декабристы

создали

требовали

«Южное

Общество»

«Северное общество»

отмена крепостного права, конституция

При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.

Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.

На этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается и прием «толстых» и «тонких» вопросов. На данном этапе работы учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.

Слайд 15

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, на которые можно

дать однозначный ответ

Вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.

Продуктивным в написании вступления и заключения к сочинению является прием «синквейн» и его разновидность — «диамант».

Слайд 16. План составления «синквейна»

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка — фраза из нескольких слов

5 строка – слово, резюмирующее тему

Вариант «синквейна» по теме «Дом»

Дом

Родительский, отчий

Оберегает, защищает, радует

Родительский дом – начало начал.

Будущее

Разновидность синквейна диамант (а) — (или двойной синквейн) — это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи: Слайд 17

1,7 строки – существительные – антонимы

2 – два прилагательных к первому существительному

3 – три глагола к первому существительному

4 – два словосочетания с существительными

5 – три глагола ко второму существительному

6 – два прилагательных ко второму существительному

Дом

Родительский, отчий

Оберегает, защищает, радует

Приветливый дом, тяжелое бездомье

Унижает, оскорбляет, печалит

Горестное, одинокое

Бездомье

И наконец, на любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использоватьприем «эссе». Это может быть пятиминутное эссе, десятиминутное, а также более сложные сочинения. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения.

Практическая часть

Сегодня мы предлагаем на практике рассмотреть предложенные приемы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Ревность» по тексту Н. Долининой на примере темы «Ревность — решительный шаг к утрате любви».

(Аудитория делится на 3 группы):

1 – формулировка проблемы: составляют денотатный граф

2 – Работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы

3 – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн

Представление результатов работы, обсуждение

Практическая часть (возможный вариант)

1- формулировка проблемы: денотатный граф

2 – работа над композицией: распределите «тонкие» и «толстые» вопросы при помощи стрелок в нужную строку.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое ревность?                        

  Нужно ли в любви переступать через своё «Я»?            

Почему любовь способна преодолеть ревность?

Почему любовь не существует без ревности?

Почему ревность отравляет нашу радость?        

В чем заключается разрушительная сила ревности?            

3 – работа над вступлением (заключением): синквейн

Пример:

Ревность

естественна, эгоистична

мучает, отравляет, разрушает.

Ревность – это разрушение души

Страдание.

Слайд 18. Стадия «рефлексия». Учитель читает притчу о трех работниках.

Три человека ворочали камни.

Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.

Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.

Спросили у третьего: – А что делаешь ты?…

Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Учитель. – Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора? Те, кто чувствовал себя так же, как первый человек, поднимают желтые фонарики. Зеленые фонарики будут у тех, кто чувствовал то же, что второй человек. А кто чувствовал себя, как третий, поднимут красные фонарики.

Приложение 1

Применение приёма «Фишбоун» при написании сочинения – рассуждения 15.3 в 9 классе на тему «Почему человек не должен быть чёрствым? ( По тексту Куприна)

•Голова— вступление — тезис: Чёрствость – это безразличие и равнодушие. «Почему человек не должен быть чёрствым?

•Верхние косточки — аргумент 1 (из текста). Пример равнодушного отношения к человеку, попавшему в беду, — фрагмент текста

( предложения 15-37): диалог мужа и жены как яркий образец душевной глухоты).

•Нижние косточки — аргумент 2 (из жизненного опыта). Читательский пример – аргумент:бездушность людей по отношению к собаке — в рассказе «Кусака» Л.Андреева.

•Хвост— заключение (вывод): «Чёрствый человек страшен».

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают…
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк… (11)И ещё раз… (12)И ещё…
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять… (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек…
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу…
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка…
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть…
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы…
–(37)Лежи, дурак… (38)Не наше дело…
(39)В темноте шлёпают туфли… (40)Старческий кашель… (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание…

Приложение 2

Применение приёма «Фишбоун» при написании сочинения по русскому языку (задание 26) в 11 классепо тексту Н. Долининой.

Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над текстом Н. Долининой

1.Какую проблему поднимает автор в произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».

2.Отразите «поиски» используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

3.Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».

( Текст рассказа прилагается).

Возможный вариант

Голова — Что такое ревность?

Верхние кости-1-определение ревности, 2- соотношение любви и ревности,3 — преодоление ревности,4 -становление и крушение любви.

Нижние кости-ревность-неверие в себя, 2- недоверие к тому, кого любишь,3- ревность отравляет душу, доставляет страдания тому, кого любишь,4- в настоящей любви каждый переступает через самого себя.

Хвост — любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности, помогает найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

1)Ревность — чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность — это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим, —

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке — непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.(По Н. Долининой) 

Тема любви является одной из центральных в творчестве многих писателей. Особое же восхищение вызывает именно любовная лирика Пушкина. Каждый урок, посвященный этой теме, невероятно увлекателен. Правда, охватить все произведения автора за этот период попросту невозможно. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более детально.

Любовная лирика Пушкина: жанры и мотивы

Жанры любовной лирики Пушкина весьма неординарны. Он пишет именно о счастливой любви, которую доносит до читателя непосредственно через самого лирического героя. Он показывает, что это невероятно светлое чувство, способное на многое. Даже если стихотворения Пушкина наполнены тоской и некой грустью, связанной с ушедшим чувством, пишется оно в положительных тонах. Ведь те события, которые происходили с героем, являются исключительно счастливыми.

Мотивы любовной лирики Пушкина также неординарны. Каждый стих обладает определенным оттенком. В одних отмечается ревность, явная безнадежность и грусть. Другие же наполнены нежностью, робостью, страстью и особой впечатлительностью.

Любовная лирика весьма неоднозначна. В стихах Пушкин показывает, что чувства, которые могут быть испытаны к одной даме, существенно отличаются от вызываемых другой. Именно в этом он и видит главную прелесть самой любви. Каждый раз влюбившемуся человеку удается открыть в ней нечто новое.

Любовная лирика Пушкина изучается в 9 классе. В этом возрасте учащиеся уже могут понять основные мотивы таких произведений. Поэт показывает, что благодаря любви люди могут испытать новые эмоции и чувства. Благодаря этому появляется желание не только жить, но и творить. Возлюбленные – это истинные музы. Именно ради них и создаются постоянно новые и новые шедевры.

Поэт пишет о новых чувствах, а также о былых отношениях, которым не суждено было длитиься вечно. Тем не менее он показывает, что любовь попросту не может пропасть навсегда. В какой-то момент все люди вновь смогут испытать столь многогранное, не до конца изученное чувство. Как утверждает Пушкин, люди не могут не любить. По его мнению, отречься от этого чувства никто не сможет даже в том случае, если любовь окажется безответной.

Особенности и своеобразие любовной лирики Пушкина

Любовная лирика в творчестве Пушкина занимает одно из главных мест. Особенность ее заключается в том, что речь идет не только лишь о любви к женщине. Поэт показывает о чувствах, которые испытывают к друзьям, музе.

Адресаты любовной лирики Пушкина, как правило, являются реальными особами, которых любил поэт. Правда, есть также немало произведений, где любовь рассматривается в несколько ином ракурсе. Автор рассуждает о том, какое значение данное чувство имеет в жизни каждого из людей.

Любовная тема в лирике Пушкина просматривается постоянно. Обусловлено это тем, что писатель сам постоянно испытывал это чувство. Не удивительно, что те или иные его оттенки отображались в стихах. Именно в данной теме поэту хочется найти вдохновение. Ведь любовь сопровождает его на протяжении всей жизни и не покидает даже на секунду. Кроме того, явно показываются нравственные ценности в любовной лирике Пушкина. Поэт с особым трепетом относится к этому чувству, возвышает его.

Примеры любовной лирики Пушкина

Любовная лирика Пушкина кратко попросту не может быть рассмотрена. Ведь в его произведениях лирика и любовь, по сути, являются единым целым. Примеры таких стихотворений найти несложно. Достаточно лишь вспомнить те произведения, которые входят в школьную программу.

Например, присутствует любовная лирика в стихе «Я вас любил». Также среди ярких примеров таких произведений можно выделить «К***», «Сожженное письмо» и «Мадонна». Любовная тематика затрагивается даже в Евгении Онегине, а в некоторой степени в сказках писателя.

Любовная лирика Пушкина сочинение

Среди самых волнующих, постоянно актуальных тем, которые просматриваются в поэзии, главной по праву считается именно любовь. Это чувство проносится через эпохи и тысячелетия, заставляет быстрее биться сердца по сей день. Естественно, что написать сочинение на тему Любовная лирика Пушкина не составит труда. Тем более, что этом поэт является мастером в данном жанре.

Все творчество Пушкина буквально пропитано любовью. Читатели не могут остаться равнодушными к его волнующим строкам. Благодаря этой лирике удается понять множество серьезных тем. Например, свободу, верность, достоинство и честь. Стихотворения писателя удивляют и поражают. Автор подбирает невероятно красивые, точные слова, чтобы описать столь многогранное чувство. Пожалуй, никто больше из писателей так и не смог настолько точно передать любовные мотивы с помощью русского языка.

Для поэта любовь является постоянной спутницей. Он убеждает каждого читателя в том, что без этого чувства жизнь попросту невозможна. В юные годы он рассказывает о развлечениях и своеобразных причудах купидона. В период рассвета творческого пути стихотворения довольно непринужденны и даже несколько игривы. Любовь представляется некой шуткой, забавой. О истинных, душевных переживаниях в данном случае речь еще не идет. Как утверждают критики, в этот период поэт писал в жанре так называемой легкой поэзии. Есть убеждение, что Пушкин увлекался творчеством Анакреона и пытался следовать ему. Это греческий творец, который писал эротические, максимально легкие стихи.

За то время, когда писатель проходил обучение в лицее, в его произведениях начинают просматриваться уже более высокие ноты. В стихах он пытается найти ответы на те вопросы, которые волнуют его самого. Он говорит о роли женщин, о том, как найти собственный идеал.

Спустя время поэзия становится достаточно трагичной. Лирические герои в произведениях автора пытаются убежать от несовершенного мира, от взглядов непонимания. Стихотворения нередко унылые, даже тоскливые. При этом в момент упоминания о любви в любом случае просматривается нежность и даже некая торжественность. По сути, поэт смог пересмотреть все этапы этого чувства, начиная от зарождения до рассвета и заканчивая увяданием. Именно любовь для него является постоянным источником вдохновения, своеобразной музой.

Сложно найти проведение, в котором бы Пушкин не затрагивал любовную тематику. Он стал образцом для подражания многих писателей. По сути, его лирические произведения будут оставаться актуальными всегда. Ведь постоянно в душах людей возникают столь высокие чувства, живет любовь. Благодаря уникальному стилю писателя, его дару описать все возникающие в душе переживания, его работы можно по праву назвать величайшими шедеврами. Даже спустя века Пушкин будет тем творцом, которого не составит труда понять каждому, кто хоть раз в собственной жизни испытывал любовь. Его лирика вечна, всегда актуальна и понятна.

Разобраться в особенностях лирики Александра Сергеевича совсем не сложно. Простой, красивый слог, извечные темы – все это делает произведения писателя востребованными и любимыми многими. Вряд ли данные произведения смогут оставить хоть кого-то равнодушным. Каждый сможет найти в них то, что затронет струны собственной души, вызовет волнение, массу других эмоций.

На чтение 6 мин Просмотров 2.8к.
Обновлено

В данной работе представлено два варианта итогового сочинения на тему: «В чем различие между ошибкой и преступлением?». Для аргументации предложенных тезисов были использованы произведения следующих авторов: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина и Теодора Драйзера.

Вариант 1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Прежде всего, нужно учесть, что не все ошибки – преступления, но многие преступления совершаются по ошибке. Каждый имеет право на ошибку, каждому приходится оступаться на своем жизненном пути. Но это не является оправданием для преступления, которое совершается преднамеренно, со злым умыслом.

За доказательствами обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников считал, что его теория оправдывает любое преступление, ради великой цели. Именно поэтому он решается на страшный поступок – убийство человека. Раскольников планирует свое преступление заранее, он тщательно к нему готовится. Он осознанно преступает общественные и нравственные законы, превознося свою идею выше человеческой жизни.

Действия главного героя нельзя назвать необдуманными, следовательно, он не по ошибке убил старуху-процентщицу и ее сестру. Однако следует вспомнить о том, с чего все начиналось. К возникновению злополучной теории привело острое чувство несправедливости и сочувствие угнетенным людям. Таким образом, выходит, что Раскольников – преступник, заслуживающий наказания, но стал он таким из-за того, что оступился. Он просто не нашел другого способа для борьбы со злом, которое его окружало.

В качестве противоположного примера хочется привести роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой совершил преступление из-за ошибки. Он не хотел убивать Владимира Ленского, к глупой и бессмысленной дуэли привела нелепая случайность. Обстоятельства сложились таким образом, что Ленский из-за ревности вызвал своего друга на поединок, не понимая последствий своего поступка. Он на знал, что Онегин нарочно стал ухаживать за его невестой, для того чтобы отомстить за нежеланную встречу с Татьяной Лариной.

Без сомнений, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства близкого человека, преступив своей выходкой границы дозволенного. Кроме того, дуэли можно было бы избежать, если бы он признал свою вину, объяснился с Ленским и извинился за содеянное. Но он поступает иначе, потому что боится осуждения со стороны высшего света. Именно зависимость от общественного мнения и беспокойство за собственную репутацию и становятся причинами гибели Владимира. Онегин осознал весь ужас и трагизм происходящего, но уже было слишком поздно.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что преступление, совершенное с целью намеренного причинения зла, никогда не может быть оправдано. Такой преступник непременно должен быть наказан. А, человек, который допустил ошибку, неосознанно и без злого умысла – заслуживает второй шанс. Каждый может ошибиться на своем жизненном пути, поэтому необходимо уметь отличать ошибки от преступлений, и с пониманием относиться к тем, кто оступился.

Вариант 2

Всем людям свойственно ошибаться, ошибки – это неотъемлемая часть жизни. Они дают нам опыт, на них человек учится. Однако не все ошибки мелкие и незначительные, иногда люди совершают фатальные проступки, которые невозможно исправить. Например, преступление. Ступив на преступный путь, человек навсегда меняется.

Давайте рассмотрим в качестве примера судьбу главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедственное положение Родиона Раскольникова и окружающая социальная несправедливость подтолкнули его к созданию роковой теории, согласно которой все люди делятся на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Второй тип людей, по мнению Раскольников, вершил судьбу мира. К этому типу относились великие люди, которые имели право на любой поступок, ради достижения своих целей. Себя создатель теории тоже хотел причислить к «право имеющим», но для этого ему нужно было пройти испытание кровью. Поэтому он решается на убийство «бесполезной вши», смерть которой должна принести миру сплошную пользу.

Так, Раскольников совершил ужасное преступление. Он убил старуху-процентщицу, а затем и ее внезапно появившуюся сестру. И самое страшное заключается в том, что долгое время он не осознавал всей тяжести своего поступка. Лишив жизни человека, Родион не перестал верить в свою теорию. Лишь благодаря влиянию Сони Мармеладовой он признался в содеянном, получил заслуженной наказание, и, в конце концов, осознал собственную вину. Однако даже раскаяние не сотрет след преступления в его душе, такие ошибки исправить невозможно.  

В качестве другого примера хочется привести главного героя романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Клайд Грифитс всю свою жизнь мечтал вырваться из окружающей его обстановки. И волею случая его мечта сбывается. Он устраивается на работу в престижный отель, и с головой окунается в долгожданный мир роскоши. Деньги портят многих людей, так произошло и с Клайдом. Став зарабатывать, он совершенно перестал думать о близких и родных людях. Все свободное от работы время он проводил со своими новыми друзьями. Во время очередной поездки с ними, Клайд становится свидетелем и соучастником преступления. Их машина сбивает насмерть маленькую девочку. Водитель автомобиля не остановился, и умело скрывался от полицейской погони. А затем все присутствующие при произошедшей трагедии разбежались.

Клайд мог бы признаться в том, что произошло, ведь не он находился за рулем, поэтому не понес бы тяжелого наказания. Но испугавшись, он совершает ошибку, и покидает родной город, сменив имя. Этот его поступок, действительно, можно считать простой ошибкой, в отличие от того, как он поступил с Робертой Олден. Убийство Роберты он планировал заранее, тщательно продумывая все детали. Он осознанно решился лишить жизни девушку, которая носила под сердцем его ребенка. Все дело в том, что Роберта мешала ему стать частью той жизни, к которой он всегда стремился. Наконец, Клайд мог обрести желаемое, женившись на своей возлюбленной из высшего света, но обременяющее обстоятельство в виде беременной бывшей девушки не позволяло этого сделать. Именно поэтому он и решился на убийство, считая это единственным выходом из сложившейся ситуации.  

Таким образом, можно прийти к выводу, что ошибка отличается от преступления тем, что человек ошибается непреднамеренно. Это происходит спонтанно, неосознанно. В таком случае у преступника еще есть возможность исправиться, признаться в содеянном, и понести заслуженное наказание.

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Любовь как путь самопознания». В качестве аргументов использовались произведения авторов: И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Тургенева.

Вариант 1

Благодаря любви люди познают себя. Об этом говорили многие авторы в своих произведениях. Таким ярким примером из русской литературы можно выделить творчество И.А. Бунина. Для него любовь занимала особое место в жизни, поэтому так часто отражалась и в его творчестве. Если познакомиться с его произведениями, то станет понятно, что для автора значила любовь. Он показывает это великое чувство как яркую вспышку, которая возникает между мужчиной и женщиной. Более того. Автор не скупится на детали, благодаря которым раскрывает все прелести данного чувства в полной мере.

Если взять примером произведение «Чистый понедельник», то мы увидим удивительную картину. Главная героиня произведения сумела разобраться в себе и понять свое истинное призвание лишь благодаря чувству любви. Пока жизнь не свела её со своим избранником, девушка долгое время занималась самоанализом.

Девушка жила размеренной жизнью, училась, не брезговала светскими мероприятиями, но в то же время большое количество времени посвящала религии и проводила в монастырях. Она тщетно пыталась разобраться в себе и найти тот самый правильный путь в своей жизни. Девушка все никак не могла решиться принять окончательное решение.

Принять окончательное решение ей помогает ночь, проведенная наедине с любимым человеком. Лишь познание самых ярких моментов жизни и проявления любви помогли ей окончательно определиться в жизни. Она познала все радости мирской жизни, получила непередаваемые впечатления, после чего с уверенностью приняла решение, что вполне сможет обойтись без этого всего. Она смело отрекается от мирской жизни, понимая, что она её совершенно не держит. Своему решительному выбору девушка должна быть благодарна своему любимому человеку, который помог ей найти свой путь в жизни.

Но бывает и так, что любовь обрушивается на человека как гром среди ясного неба. С её появлением привычный уклад жизни рушится, все переворачивается верх дном. Но эта сумбурность помогает человеку понять, что жизнь без любви не имела смысла и не приносила никакого удовлетворения. Хорошим примером этому может послужить произведение И.А. Бунина «Солнечный удар».

Главные герои знакомятся на палубе судна и моментально влюбляются друг в друга. Но все было не так просто. Героиня состояла в браке и имела ребенка, а герой направлялся к своей возлюбленной. Но чувство, так не вовремя поразившее их обоих, вытеснило на второй план их привязанности. Герои спускаются на берег и проводят вместе ночь. Утром героиня поспешно покидает своего возлюбленного и отправляется к своей семье. Она даже не оставляет никаких своих данных, оборвав любую связь. Герой же понимает, что ему никто больше не нужен, кроме этой женщины. Ему больше не интересна его невеста, да и любое место, где нет его мимолетной знакомой, не представляет для него никакого интереса. Но так же он понимает, что время упущено. Но произошедшее помогло офицеру понять, что то, что он имел до этого – это совершенно не то, что ему необходимо.

Из этого можно сделать вывод, что лишь любовь способна раскрыть нас настоящих. Великое чувство любовь помогает человеку найти себя настоящего, а так же понять свой дальнейший жизненный путь. Благодаря любви совершаются самые невероятные поступки, раскрываются глаза, и появляются новые цели и стремления.

Вариант 2

Благодаря великому чувству любви человек получает возможность намного лучше узнать себя самого. Когда мы влюблены – мы раскрываем свои самые настоящие и искренние стороны характера и своей души. Меняется наше мировоззрение, мысли и взгляды. До момента влюбленности эти чувства мы прячем глубоко внутри себя, и даже сами не подозреваем о них. И лишь полюбив, мы раскрываемся полностью, обнажая свою душу и сердце. Доказательством тому являются множество примеров в литературе.

Обратимся к повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера вела тихую, комфортную и размеренную жизнь. Семейная жизнь была комфортной и идеальной, хотя первоначальный запал чувств уже остался в прошлом. Жили они достаточно состоятельно, хотя и без особого шика. Семья занимала высокое положение в обществе, что тоже приносило определенные привилегии в их жизнь. Казалось бы, что ещё нужно?

Но в то самое время читатель подмечает, что главная героиня находится в постоянной полудреме. Складывается впечатление, что у этой холодной и спокойной женщины и вовсе нет никаких чувств. Впечатление лишь усиливается после разговора с генералом Аносовым. Он прямо говорит, что не считает семью Веры и Василия идеальной, поскольку в ней отсутствует любовь.

Так случилось, что героиня потеряла настоящую и искреннюю любовь, которая бывает далеко не у каждого. Телеграфист Желтков искренне любил эту женщину и писал ей анонимные письма, но Вере все это было не интересно. Она не рассматривала всерьез этого кавалера. Но благодаря этим самым искренним эмоциям и чувствам, Вера понимает, насколько не интересна её собственная жизнь. Она пуста, поскольку в ней нет никакого запала. Но, к сожалению, что такое настоящая любовь она поняла слишком поздно. Когда Желткова уже не было в живых. В итоге героиня меняется из-за страданий, которые полностью изменили её сознание. К ней приходит понимание.

Но бывают в жизни случаи, когда любовь становится испытанием. Она настолько меняет мировоззрение человека, что он не в силах совладать с этим. Подобную ситуацию описывает И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».

Главного героя совершенно невозможно назвать романтичной натурой. Да и к противоположному полу он относится ровно, не испытывая никаких эмоций. Его больше интересовал внешний вид женщины, нежели внутренний. Да и зачем ему было узнавать её душу, если он их просто использовал?

Базаров был убежден в том, что является нигилистом, поэтому общепринятые каноны относительно семьи, брака, любви и поэзии, считал глупостью. Гораздо больше героя интересовала наука, нежели какие-то там чувства.

Но его мировоззрение резко изменилось после одной роковой встречи. Анна Одинцова сумела задеть Безарова, затронув струны его души. Женщина была красива собой и достаточно умна. Поскольку данное чувство было герою не знакомо. То он испытывал муки, стараясь побороть внезапно возникшее чувство. Более того, он очень изменился внутренне – его все раздражало, он испытывал чувство ревности. Он не мог узнать сам себя, что очень сильно его раздражало. Он не мог позволить признаться, что чувства оказались сильнее его устоявшихся взглядов на жизнь. Герой всеми путями старается скрыть то, что с ним происходит. Но когда он разочаровался в любви и себе самом, это сыграло с ним очень злую шутку. Эмоции буквально убивали его. Он узнал настоящего себя, испытал те чувства, которые постоянно отрицал, а в конечном итоге просто не смог принять себя настоящего.

Из этого можно сделать вывод, что благодаря любви мы полностью раскрываемся и узнаем себя настоящих. И не всегда это открытие становится радостным, бывает и так, что человек не готов познакомиться с настоящим собой. Ведь любовь рушит прежние устои, взгляды, убеждения, показывая всю огромную силу чувств. Но не стоит бояться этого, ведь не полюбив, мы никогда не сможем узнать себя настоящего.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

12.09.2021 21:23:42

Автор: Екатерина Кузнецова


   Существует много причин, почему люди совершают преступления. Прежде всего, к этому их могут подтолкнуть жизненные обстоятельства, такие как финансовые проблемы. Люди отчаиваются, опускают руки, и единственным выходом из этой ситуации они видят нарушение закона – кражу чужого имущества. Однако случается и так, что во время совершения мелкого преступления приходится прибегать к жестоким мерам, например, к убийству, которое не было запланировано. Также причиной злодеяния могут быть жизненные ценности и цели, для достижения которых человек пойдет на всё, даже если это противозаконно. Не стоит забывать и о психических расстройствах, в результате которых преступление могут совершить только из интереса, не имея никаких на то причин. Обратимся к произведениям художественной литературы.
   В повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» главная героиня Катерина Измайлова совершает серию убийств из-за приказчика Сергея и чувств к нему. Сначала она отравила свёкра крысиным ядом, потом убила мужа. Следующим преступлением стало удушение племянника Федора из-за нежелания героини делить с ним наследство. Четвертым и последним злодеянием было убийство Сонетки, в результате которого погибла сама Катерина. У неё было несколько причин, почему она совершила такие ужасные преступления – любовь, ревность и наследство.
   Также стоит упомянуть произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников создает теорию, в которой распределяет людей на две категории, и относит себя ко второй, которой, по его мнению, разрешено всё. Но это не единственная причина его преступления. Он считает, что старуха-процентщица недостойна жить: она плохо относится к своей сестре и наживается на чужом горе, проводя сделки на невыгодных для людей условиях. Также к убийству старухи его подтолкнуло материальное положение. Однако не всё пошло по плану. Сестра процентщицы вернулась домой раньше, чем рассчитывал Раскольников, и, чтобы не было свидетеля, ему пришлось убить её.
   Таким образом, приведённые мной примеры из литературы свидетельствуют о том, что у каждого преступления есть мотив, и им может быть что угодно: жизненные ситуации, личные ценности, психические заболевания и многое другое. Однако иногда бывает, что злодеяния совершают не специально, а потому что так сложились обстоятельства.


Здравствуйте, Екатерина. В своём сочинении вы достаточно полно раскрыли тему, хотя по некоторым критериям ещё предстоит поработать.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1(соответствие теме)-+1 балл

К2(наличие литературного аргумента) +1 балл

Вы привели два литературных аргумента, хотя достаточно и одного. Считаю, что анализ нельзя сводить только к пересказу произведения, надо искать причинно-следственные связи, отвечая на вопрос, вынесенный в название темы сочинения.

К3( логика и композиция)+1 балл
Нарушений в построении композиции нет, логических ошибок тоже. Рекомендация: в заключении можно использовать призыв к положительному( в зависимости от темы): к добру, справедливости и т.д. В вашем случае это мог быть призыв не совершать преступления.

К4(речь)+1 балл

  Существует много причин, почему люди совершают преступления.

Лучше использовать ИЗ-ЗА КОТОРЫХ.

Прежде всего, к этому их могут подтолкнуть жизненные обстоятельства, такие как финансовые проблемы.

Выделенное мною можно вообще убрать, смысл предложения от этого ничего не потеряет.

героиня Катерина Измайлова совершает серию убийств из-за приказчика Сергея и чувств к нему.

из-за чувств к приказчику Сергею- так лучше.

У неё было несколько причин, почему она совершила такие ужасные преступления – любовь, ревность и наследство.

любовь, ревность и борьба за наследство -так правильно.

Главный герой Родион Раскольников создает теорию, в которой распределяет людей на две категории, и относит себя ко второй, которой, по его мнению, разрешено всё.

Неоправданный повтор; лучше перестроить это предложение: …Раскольников создаёт теорию, согласно которой делит людей на две категории: на «тварей дрожащих» и «на право имеющих»( себя он относит ко вторым).

Также к убийству старухи его подтолкнуло материальное положение.

Надо добавить-трудное материальное положение.

Однако иногда бывает, что злодеяния совершают не специально, а потому что так сложились обстоятельства.

Лучше использовать слово НЕ НАМЕРЕННО.

и единственным выходом из этой ситуации они видят нарушение закона – кражу чужого имущества.

Здесь нужно использовать слово СЧИТАЮТ; можно и по-другому построить эту часть: и единственный выход из этой ситуации они видят в нарушении закона-в краже чужого имущества.

Четвертым и последним злодеянием было убийство Сонетки, в результате которого погибла сама Катерина.

…погибла И сама Катерина (нужен союз И).

Обращаю ваше внимание, что синим цветом выделены не ошибки речевые, а недочёты, но  над ними тоже надо работать, чтобы их было как можно меньше.

К5(грамотность)+1 балл

Орфография

Ошибок нет.

Пунктуация

к этому их могут подтолкнуть жизненные обстоятельства, такие как финансовые проблемы.

Перед КАК нужна запятая.

Главный герой Родион Раскольников создает теорию, в которой распределяет людей на две категории, и относит себя ко второй, которой, по его мнению, разрешено всё.

Однородные придаточные определительные, где у второго придаточного опущен союз, поэтому перед И запятая не нужна ( о том, что предложение требует корректировки, я уже писала выше).

Однако иногда бывает, что злодеяния совершают не специально, а потому что так сложились обстоятельства.

Союз ПОТОМУ ЧТО здесь требуется разделить для логического выделения причины: …совершают не специально(лучше намеренно), а потому, что так сложились обстоятельства.

Грамматика

Ошибок нет.
Итак, ваше сочинение оценивается на «зачёт». Рекомендации: более тщательно продумывать конструкции предложений, чтобы избежать речевых недочётов. Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

  • Ревизские сказки тамбовской губернии в электронном виде
  • Ревизские сказки троицкого уезда оренбургской губернии
  • Ревизские сказки челябинского уезда
  • Ревизские сказки рязанской губернии по населенным пунктам в электронном виде
  • Ревизские сказки серпуховского уезда