Ревизские сказки при петре 1 это

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу москве и уездным городам московской губернии за вторую половину

Три миллиона посетителей и почти семь миллионов страниц: как развивался сервис «Моя семья» в первый год работы

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу Москве и уездным городам Московской губернии за вторую половину XIX — начало XX века. Главархив Москвы

С октября 2021 года сервис пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, на сайте уже есть исламские, иудейские, католические и евангелическо-лютеранские записи. Все они доступны на русском языке.

В декабре прошлого года Главархив Москвы запустил онлайн-сервис «Моя семья», благодаря которому все желающие могут узнать больше о своих предках. Сервис включил в себя сведения из всех метрических книг, которые хранятся в московском архиве, — на данный момент опубликованы более семи миллионов страниц. Количество интернет-пользователей ресурса растет с каждым днем, и сегодня его аудитория составляет более трех миллионов человек.

«Одна из самых частых причин, почему горожане обращаются в архив, — это поиск сведений о своих предках. Если горожанам интересно выяснить семейную историю до 1917 года, то здесь нельзя обойтись без помощи метрических книг. Раньше для работы с ними нужно было приезжать в архив. С открытием сервиса найти всю необходимую информацию стало возможно не выходя из дома. Сейчас в “Моей семье” доступно уже более семи миллионов страниц метрических записей, и каждый месяц мы пополняем их количество. Здесь уже собраны православные, иудейские, исламские, католические и лютеранские метрические книги, а в следующем году мы добавим записи армяно-григорианской церкви и данные старообрядцев», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

В первую очередь в сервисе начали выкладывать метрические книги православных церквей, так как эти записи чаще всего запрашивают горожане. Жители получили доступ к метрическим книгам более 1400 храмов. Записи в них вели с 1772 по 1917 год. Сведения рассказывают о рождении, браке и смерти жителей Москвы и Московской губернии с конца XVII века до 1917 года. Именно церкви до 1917 года выполняли функции современных отделов ЗАГС — вели записи актов гражданского состояния. Так как православных книг в архиве очень большое количество, новые записи из них добавляются в сервис каждый месяц. Чтобы найти данные о своих предках, нужно знать их полное имя, год рождения, название церкви, где их крестили, или адрес, по которому они родились. Также для поиска желательно знать имена родителей разыскиваемых предков.

Почти 10 процентов пользователей сервиса — жители других государств. Материалы онлайн-сервиса просматривают пользователи из Швеции, Китая, Великобритании, Австралии, Ирландии, Бельгии, Японии, Аргентины, Канады, Таиланда и других стран — всего жители 50 государств. Активнее всего онлайн-сервисом «Моя семья» пользуются жители из Германии, за ними следуют граждане Беларуси, Швеции, Франции и Великобритании.

В связи с международным интересом с октября этого года «Мою семью» пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, в сервисе опубликовали все исламские метрические книги, которые хранятся в Главархиве. Их можно прочитать на русском языке. Эти книги вели в двух соборных мечетях. Первую построили в Москве в первой четверти XIX века, вторую — в 1904 году в Выползове переулке в Мещанской части Москвы.

Ревизские сказки при петре 1 это

Онлайн-сервис «Моя семья» начинает пополняться метрическими книгами мировых религий

28 ноября Главархив опубликовал иудейские метрические книги по Москве и уездным городам Московской губернии за 1870–1918 годы. Они также доступны на русском языке. Сохранившиеся в фонде Московской хоральной синагоги книги и тетради отдельно предназначались для регистрации рождений, бракосочетаний, разводов и смертей. До 1890-х годов их вели только в Москве. Это связано с тем, что жители поселений, где не было казенных раввинов, должны были обращаться к раввинам ближайших городов. Однако к концу XIX века число иудеев в Московской губернии увеличилось, и с 1890-х годов там также стали регистрировать актовые записи.

Истории московских семей: Главархив опубликовал иудейские метрические книги

К католическому Рождеству 25 декабря пользователи получили доступ к почти 100 метрическим книгам католических и евангелическо-лютеранских церквей Москвы. Самые ранние из них датируются 1694 годом. Большинство книг можно прочитать на русском языке, но ранние записи сделаны на латинском и немецком. В начале прошлого века католические метрические книги вели в церкви Святого Людовика и римско-католической Петропавловской церкви. Записи о лютеранах заполняли в евангелическо-лютеранских церквях Святого Михаила и Святых Апостолов Петра и Павла.

Ревизские сказки при петре 1 это

Узнать о своих предках католиках и лютеранах теперь можно на сайте Главархива Москвы

Помимо метрических книг в онлайн-сервисе «Моя семья» доступны ревизские сказки, аналоги современных переписей населения, и исповедные ведомости — посемейные списки прихожан церкви. Помимо россиян, в ревизские сказки включали иностранцев, которые приняли российское подданство. Исповедные ведомости, которые сохранились в Главархиве, относятся только к православным церквям Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов.

Узнать о предках: в онлайн-сервисе «Моя семья» разместили ревизские сказки

По ревизским сказкам можно узнать полный состав семьи и возраст ее членов. Сейчас в онлайн-сервисе размещено более 420 тысяч страниц таких переписей, в которых отражена информация о купцах, мещанах, крестьянах и ремесленниках. Такие документы очень ценны для генеалогического поиска. В среднем ревизии проводились раз в 10 лет и реже. С 1795 до 1858 года их проводили шесть раз. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносились сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, поскольку эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия. А вот дворяне туда не включались совсем.

В исповедных ведомостях писали про всех членов семьи, кроме детей в возрасте до одного года. Благодаря этим документам можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Продолжается их оцифровка и размещение на сайте. Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто пришел на исповедь, кто причащался. Помимо имен там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.

1(964309)

Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения. Ревизские сказки представляли собой поимённые списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизских сказках (за некоторыми исключениями) учитывались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из важных источников в генеалогических исследованиях.

Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811 годы) включали только мужчин[1]:

Дата указа[2] Численность
I 26.11.1718 15 738 000
II 16.12.1743 21 200 000
III 28.11.1761 23 200 000
IV 16.11.1781 28 400 000
V 23.06.1794 37 400 000
VI 18.11.1811 41 010 400
VII 20.06.1815 46 300 000
VIII 16.07.1833 59 132 955
IX 01.01.1850 68 500 000
X 26.08.1856 74 556 400

1-я ревизия проводилась в 1718—1719 годах при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года[3]. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.

2-я ревизия — в 1743—1747 годах (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 года). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.

3-я — в 1761—1767 годах и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях. Объектом переписи стали и лица женского пола с указанием их возраста налицо и происхождения (из какого селения они взяты замуж и куда выданы).

4-я — в 1781—1787 годах производилась под руководством Сената, приём сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казённые палаты. У женщин, как и мужчин, стал указываться возраст как налицо, так и по данным прошлой ревизии.

5-я — в 1794—1808 годах производилась на основании правил 4-й ревизии.

6-я — назначена на май 1811 года, но прервана в связи с угрозой войны с Францией. Переписаны лишь лица мужского пола.

7-я — была проведена в 1815—1825 годах. Женщины вновь стали объектом переписи, но указывались лишь с возрастом налицо, без отчеств, без указаний о происхождении и без описания изменений, произошедших со времени прошлой ревизии. Таким образом, в 7-й и последующих ревизиях в случае смерти лица женского пола в интервале между ревизиями в последующей ревизии об этом лице совершенно ничего не упоминалось. О лицах мужского пола предоставлялась полная информация о причинах и годе выбытия и поступления со времени прошлой ревизии.

Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.

8-я ревизия состоялась в 1833—1835 годах по манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 года. Устав 1833 года перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10-й ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поимённый список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казённые палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных». У женщин стали указываться отчества.

9-я ревизия была назначена на 1850 год.

10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 годах по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 года. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11 244 913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23 069 621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской империи по состоянию на 1 января 1859 года. Один экземпляр ревизских сказок передавался в уездное казначейство. Другой же экземпляр — непосредственно в казённую палату.

Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.

Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведённых в 1763, 1795 и 1857 годах.


См. такжеПравить

  • Население Российской империи (1897—1917)
  • Перепись населения
  • Подворные переписи
  • Подушная перепись
  • Подушный оклад

ПримечанияПравить

СсылкиПравить

  • Ревизские сказки — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Фельдблюм Б. Русские ревизские сказки: История = Russian Revision Lists: A History // Avotaynu : журнал. — 1998. — Т. XIV, № 3. — С. 59—61.
  • Десятая ревизия

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию представляю неожиданно найденную ревизию 1748 года по селу Старому Кряжиму , вернее, несколько ревизий по разным помещикам этого села.

Вот каких помещиков называет Полубояров:

СТАРЫЙ КРЯЖИМ (Кряжим, Покровское, Нечаево), русское село Махалинского сельсовета, в 3 км от него. На 1.1.2004 г. – 322 хозяйств, 784 жителя. Основано в Саранском уезде на земле, отказанной Саранской приказной избой 2 октября 1688 г. помещикам Петру и Луке Панкратьевичам и Алексею Лаврентьевичу Нечаевым и подьячему приказа Казанского дворца Тимофею Бакшееву: «порозжая земля в урочищах подле Казачьей дороги, подле Кудадеевского лесу и до речки Кудадея речкою Кережимом». Каждому было дано земли по 200 четвертей в поле, «а в дву по тому ж», а также сенные покосы, рыбные ловли и другие угодья (Холмогоровы, с. 66). На этой земле стольник Петр Панкратьевич Нечаев первым поселил крестьян, назвав деревню Нечаевой. В 1704 году – д. Нечаева Пензенского уезда. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена (выдан антиминс) 22 января 1706 г. (Холмогоровы, с. 68). В 1730 г. три части в селе принадлежали вдове Ивана Петровича Нечаева Марии Петровне, по купчей от Петра Леонтьевича Глебова (Холмогоровы, с. 68). В 1748 г. – село Покровское, Кряжим тож, Узинского стана Пензенского уезда прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Ивана Петровича Нечаева (65 ревизских душ), генерал-адъютанта Петра Ивановича Левашова (56, полученных в качестве приданного за женой Василисой Пестровых), капитаном Никитой Васильевичем Нечаевым (20), сержантом Иваном Петровичем Назарьевым (21), вдовой Авдотьей Алексеевной Скрябиной (17), отставным квартирмейстером Петром Степановичем Щербовым (13), вдовами Афимией Алексеевной Пересекиной (21) и Авдотьей Петровной Назарьевой (13), всего 226 ревизских душ (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2543, лл. 75 об.-86 об.).

По следам Полубоярова Михаила Сергеевича.

Ныне расшифровываю документ, хранящийся в РГАДА, на основе которого и указаны М. С. Полубояровым  помещики в селе Старый Кряжим в 1748 году.

Данный документ оказался в моем распоряжении благодаря Владимиру Одинокову и его сестре, которая и нашла его в фондах РГАДА. Спасибо им за представленный оригинал и возможность анализа сего ценного источника. Минуточку! Я  расшифровываю документ, который смотрел сам создатель сайта по истории Пензенской земли!

Напомню, что в первой и второй ревизской сказке писались исключительно только души мужского пола, что мы ниже и увидим. А вот уже в третьей ревизии 1762 года будет упоминаться и женский пол. Работа эта готовится к публикации в дальнейшем.

В селе Покровском   Кряжим тож  лейб-гвардии Преображенского полку прапорщика Ивана Петрова сына Нечаева 

дворовые люди:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежней переписи Кондратий Яковлев 34.

У него сын, после переписи рожденный, Иван 4.

Написанный в прежней переписи Петр Степанов 43.

У него сын, после переписи рожденный, Иван 6.

Написанный в прежнюю перепись Артемий Семенов 29.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Ивана Яковлева 

сын, после переписи рожденный, Александр 18.

Умершего, написанного в прошлую перепись Семена Антипова

после переписи рожденный Леонтий 12.

 Умершего, написанного в прежнюю перепись Василья Никифорова

дети, после переписи рожденные,

Иван 20.

Иван же 4.

Григорий 2.

Переведены из Саранского уезда села Спасского Панкратова тож, написанные в прошлой переписи в том селе

Клим Васильев 74.

У него дети,

написанные в прежней переписи,

Андрей 29.

Аким 25.

Заново после переписи рожденный Алексей 1.

Крестьяне.

Написанный в прежней переписи Козма Родионов 40.

Написанный в прежнюю перепись Ефим Лазырев  58.

Написанный в прежнюю перепись Степан Никифоров 47.

У него уже после переписи рожденные

Андрей 12.

Яков 10.

Григорий 2.

Александр неделя?

Написанный в прежнюю перепись Яков Константинов ?? 36.

У него уже после переписи рожденные

Трофим 8.

Алексей 3.

Макар 1.

Умершего,написанного в прежнюю перепись Василья Константинова ???

сын, после ревизии рожденный, Селлестр? 15.

У данного в сей рукописи написанного,  в прежней переписи Павла Клементьева сын

после ревизии рожденный, Осип,22,

купленный у вдовы Марьи Ивановой дочери,  Яковлевой жены Лехотинцевой, написанный в прежнюю перепись в Саранском уезде в селе Белом Ключе   за капралом Яковом Лехотинцевым?

Степан Петров 45.

У него дети, после переписи рожденные,

Иван 13.

Кузьма 7.

Являвшийся и дотоль   написанными в прежней переписи в Нижегородском уезде в деревне Погореловке  за вдовой Марьей Федоровой дочерью Курапиной.

Написанный в прежнюю перепись Иван Федоров 35.

У него дети, после переписи рожденные,

Лазарь 12.

Фома 7.

Написанный в прежнюю перепись Захар Федоров 30.

У него сын, после переписи рожденный, Федор 1.

Написанный в прежнюю перепись Степан Семенов 35.

У него дети, написанные после прежней ревизии,

Афонасий 5.

Яков 3.

Петр 1.

Написанный в прежнюю перепись Артамон Семенов 28.

Купленный у поручика Петра Глебова, написанный в прошлую перепись за прапорщиком Федором   Сеничевым ?????

Степан Емельянов  34.

У него сын, после ревизии рожденный, Федосей 5.

Написанный в прежнюю перепись Гаврила Федоров 64.

У него после переписи рожденный  Артемий 20.

Написанный в прежнюю перепись Никифор Прокофьев 44.

После переписи рожденные

Арефий 12.

Козма 10.

Иван 8.

Пантелей 1.

Написанный в прежнюю перепись Григорий Кондратьев  44.

У него же после прежней переписи рожденный Лаврентий 20.

Написанный в прежнюю перепись Иван Иванов 49.

У него дети, после переписи рожденные,

Трофим 20.

Федор 7.

Василий 3.

Написанный в прежнюю перепись Фома Иванов 44.

У него дети, после переписи рожденные,

Елизар 15.

Евдоким 9.

Герасим 4.

Причисленный после прошлой переписи дальнейшей генеральной ревизии Борис Васильев 74.

У него дети, после переписи рожденные,

Никифор 10.

Алексей 4.

Причисленный же после прежней переписи дальнейшей  генеральной ревизии

Евдоким Лаврентьев 27.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Максима Афонасьева

сын, после переписи рожденный, Михей 20.

У него сын Кузьма 4.

Итого 65 душ.

Того села Кряжима генерал-адъютанта Петра Иванова сына Левашова доставшиеся по приданству за женою его, написанные по прошлой переписи в том же селе за Василисой Пестровых??

дворовые люди:

Ревизские сказки при петре 1 это

Примечание: «Пестровых»  написано со слов Полубоярова. Я же прочитала за Василием  Пестровым. Такие помещики упоминаются в селе Пестровка бывшего Саранского уезда.

Написанный в прошлую ревизию

Леонтий Михайлов 68.

У него дети в прошлую перепись написанный Иван 38.

Терентий 35.

После переписи рожденный Силантий 22.

Максим 6.

Василий 4.

Силантья сын Кузьма 2 месяцев.

Ивана дети, после переписи рожденные,

Иван же 15.

Семен 12.

Василий 10.

Петр 6.

Алексей 1.

У Терентья сын, после ревизии рожденный, Петр 16.

Писанный в прошлую перепись

Павел Савельев  53.

У него дети, написанные в прошлую перепись,

Ефрем 30.

После переписи написанные

Конан 22.

Иван 20.

Никифор 17.

У Конона сын Михайла 3.

Написанный в прежнюю перепись Михей Леонтьев 55.

У него после переписи рожденный Кирей 12.

Написанный в прошлую перепись  Василий Леонтьев 56.

Илья Васильев 33.

У Ильи дети, после переписи рожденные,

Максим 11.

Козма 7.

Написанный в прошлой переписи Евдоким Максимов 48.

У него дети, после переписи рожденные,

Данила 7.

Лазарь 4.

Иван 1.

Написанный в прошлую перепись Андрей Фролов 32.

Афонасий Васильев 48.

У него Афонасия после переписи рожденный Иван 9.

Умершего, написанного в прежнюю перепись  Тимофея Степанова

уже после переписи рожденные

Герасим 14.

Матвей 12.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Афонасия Леонтиева

дети, после переписи рожденные,

Иван 22.

Филипп 20.

Егор 17.

Григорий 7.

У Ивана дети Кирила 3.

Иван 2 месяцев.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Маркела Иванова 

после переписи рожденный Евдоким 23.

Умершего, написанного в прежнюю перепись, Василия Парфенова

после переписи рожденный Маркел 23.

У него дети Прокофий 4.

Иван 2.

Переведены из Саранского уезда села Никольского  Пестровка тож, написанные в прежней переписи за Василием Пестровым ?

Манар?  Макар ? Борисов 35.

Илья Иванов 30.

Терентий Петров 30.

У него Терентия после переписи рожденный Андрей 5.

Саранского уезда  села Никольского   Пестровка тож написанный в прежнюю ревизию

Авраам  Иванов 38.

Написанный в прежнюю перепись Федор Семенов 50.

У него дети, после переписи рожденные,

Алексей 2.

Александр ? возраст трудночитаем.

Умершего, написанного в прежнюю  перепись в том же селе Кряжиме за Васильем Пестровым

Степана Давыдова 

дети, после ревизии рожденные,

Дмитрий 20.

Фрол 18.

Отпущенного в рекруты, написанного в прошлую перепись за теми же Пестровыми в деревне 

 Василиной?

Стефана Михайлова дети, после переписи рожденные,

Федор 8.

Макар 7.

Итого 56 душ.

Того же села капитана Никиты Васильева сына Нечаева

дворовые люди:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись Алексей Яковлев 43.

У него дети, после переписи рожденные,

Фрол 15.

Иван 10.

Написанный в прежнюю перепись Борис Яковлев 32.

У него дети, после переписи рожденные,

Иван 9.

Петр 2.

Петр же 1.

Написанный в прежнюю перепись Кирилл Яковлев 31?

У него после переписи рожденный Иван 3.

Написанный в прежнюю перепись Гаврил Яковлев 29.

Илья  Якимов 73.

Умершего, написанного в прошлую перепись Прокофья Иванова  дети, после переписи рожденные,

Степан 19.

Ион???? 16.

Карп 10.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Михайла?  Матвеева сын,

после переписи рожденный,

Григорий 16.

Купленного  у помещика Данила Иванова  сына Лобкова, написанного  в прежнюю перепись в Саранском уезде,

в деревне Кочетовке, Тихона Иванова

дети, после переписи рожденные,

Иван 20.

Семен 25.

Иона 7.

Взят по крепости  у помещика  Петра Васильева сына Собакина   села Старого Кряжиму,  написанного  в прежнюю перепись Ивана Дмитирева сын

Кондратий 20.

Куплено в бегах? у прапорщицы Арины  Ивановой дочери, Афонасьевой жены Синебрюховой , прописанный в прежней переписи

Ивана Васильева сын

Василий 22.

Итого двадцать душ.

Того же села лейб-гвардии сержанта Ивана Петрова сына Назарьева

крестьяне:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись Варфоломей Федоров 48.

У него дети, после переписи рожденные,

Алексей 20.

Михайла 18.

Елисей 11.

Андрей 10.

У него брат, написанный в прежнюю перепись Петр 45.

У него сын, после переписи рожденный,

Яков 14.

Написанный в прежнюю перепись Семен Константинов 45.

У него дети, после переписи рожденные,

Василий 13.

Федор 6.

Данила 4.

Михайла 1.

У него же братья, написанные в прежнюю перепись,

Иван 38.

Илья 35.

У  Ивана  дети, после переписи рожденные,

Петр 4.

Силантий полгода.

У Ильи же после переписи рожденный

Иван 12.

Являвшийся в бегах доставшийся по наследству от  Ивана   Александрова сына Назарьева в прошлую перепись написанный

Иван Родионов 42.

У него после переписи рожденные

Степан 6.

Андрей 3.

Иван полугода?

Итого 21 душа.

Того же села вдовы Авдотьи Алексеевой дочери  прапорщицы, Ивановой жены Скрябиной

крестьяне:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись

Михайла Павлов 50.

У него после переписи рожденные

Анисим 20.

Илья 8.

У Анисима сын Андрей 4.

У него брат родной,

в прежнюю перепись написанный, Иван 38.

В прежнюю перепись написанный Дмитрий Васильев 48.

У него дети, написанные в прежнюю перепись,

Осип 36.

После переписи рожденные

Андрей 18.

Варлаам 17.

Иван 13.

Савелий 10.

У Осипа дети, после переписи рожденные,

Иван 2.

Кузьма 1.

Написанный в прежней переписи Савелий Иванов 29.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Аверия Андреева

после переписи рожденные

Манар ? Макар? 16.

Никита 13.

Переведенного из Саранского уезда из села Нечаева, написанного  в прежнюю перепись за Борисом Нечаевым, Петра Куприянова сын,

после переписи рожденный, Петр 14.

Итого 17 душ.

Того же села запасного квартирмейстера Петра Степанова сына Щербова крестьяне:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись Назар Гаврилов 30.

У него сын, после переписи рожденный,

Назар 2.

Написанный в прежнюю перепись Семен Максимов 38.

У  него дети, после переписи рожденные,

Степан 10.

Иван 5.

Написанный в прежнюю перепись Иван Константинов 48.

У него дети,после переписи рожденные,

Василий 10.

Естифей 1.

Умершего, написанного в прежнюю перепись Максима Федосеева

дети, после переписи рожденные,

Иван 20.

Григорий 18.

Естифей 15.

У Ивана дети

Борис 2.

Афонасий 3 дня.

Итого 13 душ.

Того же села вдовы Афимьи  Алексеевой дочери, Михайловой жены Пересекиной крестьяне:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись Григорий Алексеев 73.

У него после переписи рожденный

Евдоким 22.

У него сын Матвей 1.

Написанный в прежнюю перепись Максим Аврамов 50.

У него дети, после переписи рожденные,

Дмитрий 16.

Андрей 14.

Ефим 10.

Написанный в прежнюю перепись Косма?  Семенов 33.

Дети

Леонтий 7.

Кирилл 1.

Написанный в прежнюю перепись Дмитрий Родионов 61.

У него дети, после переписи рожденные,

Иван 20.

Афонасий 18.

Степан 14.

Андрей 5.

Данила 2.

У Ивана сын Федот  1.

Приписанный после прежней переписи 20 августа? генеральной ревизии

Максим  Дмитриев 25.

Того же села вдовы Авдотьи Петровой дочери Назарьевой крестьяне:

Ревизские сказки при петре 1 это

Написанный в прежнюю перепись Федор Федоров 43.

У него дети, после переписи рожденные,

Варлаам 18.

Афонасий 10.

Наум 3.

Аверин 1.

Написанный в прежнюю перепись Ермолай Иванов 44.

У него сын, после переписи рожденный,

Иван 22.

Написанный в прежнюю перепись Наум Васильев 30.

Переведен из Саранского уезда деревни Ащериной, написанный в прежней переписи….

Конец документа.

К сожалению,  одного листа  ревизской сказки (окончания) у меня не оказалось.

Судя по данным М. Полубоярова, у Авдотьи Петровны Назарьевой было 13 душ. Мной записано 9. То есть, 4 человека здесь не записаны.

Населенные пункты, упоминающиеся в данной ревизии

за Нечаевыми:

  • Спасское Панкратовка тож Саранского уезда Пензенской губернии,
  • Нечаевка  Саранского уезда.

С точки зрения современного территориального деления:

  • Нечаевка Саранского уезда ныне это Старая Нечаевка Кочкуровского района Республики Мордовия, но если это Нечаевка (Ивановка тож). В данном документе она записана просто как Нечаевка, а уже в ревизии 1762 года Нечаевка (Ивановка тож),
  • Спасское Панкратовка тож Саранского уезда — ныне Панкратово Починковского муниципального округа Республики Мордовия.

Ревизские сказки при петре 1 это

Село Панкратово (Спасское) в списке населенных мест уже Нижегородской губернии 1911 года

Примечание. Напротив одной из семьи крестьян, принадлежавших Авдотье Алексеевой Скрябиной, стоит пометка, что переведены они (крестьяне) из Саранского уезда села Нечаевки. Я думаю, что Авдотья Алексеевна Скрябина в девичестве Нечаева. Она — дочь Алексея  Лаврентьевича Нечаева, упоминаемого в начале моей статьи в ссылке на сайт М. Полубоярова. Крестьяне здесь не куплены, а переведены.

Нечаевка есть и в Мокшанском районе Пензенской области, но это не Нечаевка (Ивановка), упоминаемая в ревизии. Это Нечаевка (Никольское, Симанщина), и принадлежала она внучке Петра Нечаева и правнучке Панкрата Нечаева  Настасье Ивановне Пересекиной (жене Михаила Саввича Пересекина). Также часть крестьян сюда была переведена из Нечаевки (Ивановки).

Из которых куплены  Нечаевыми крестьяне:

  • Саранский уезд Белый Ключ,
  • Нижегородский уезд Погореловка,
  • Саранский уезд Кочетовка.

С точки зрения современной отнесенности:

  • село Белый Ключ Саранского уезда ныне  Белый Ключ на территории Лунинского района Пензенской области,
  • Нижегородский уезд Погореловка, вероятно, сейчас Погорелка  Павловского района Нижегородской области.

Локализация Кочетовки мной пока не определена.

Населенные пункты, числившиеся за Пестровыми:

  • Никольское Пестровка тож Саранского уезда.

Ныне это   село Никольская Пестровка Иссинского района Пензенской области.

за Назарьевыми

  • Саранский уезд деревня Ащерина.

Обратите внимание, что ранее уже локализацию этого населенного пункта я определяла.Но он был записан в Алатырском уезде, а не в Саранском, но здесь речь идет о разных временных промежутках: когда-то находящееся в обширном Саранском уезде Ащерино позже относилось к Алатырскому уезду. Но это один и тот же населенный пункт, принадлежавший помещикам Назарьевым. Перемещения крестьян между Старым Кряжимом и Ащерино будут наблюдаться и в ревизию 1816  года, и в ревизию 1835 года.

Сейчас это село Ащерино Сурского района Ульяновской области.

Имея в распоряжении ревизские сказки по Старому Кряжиму за 1748 и 1762 года (2 и 3 ревизии), удалось установить следующую картину становления села.

В 1688 г. помещикам Петру и Луке Панкратьевичам и Алексею Лаврентьевичу Нечаевым, а также Тимофею Бакшееву была отказана порожняя земля в этих местах (см. Полубоярова). Первоначально во вновь образованную деревню Нечаевку переселяли крестьян из Спасского Панкратово тож. Панкратово -населенный пункт, возникший в Саранском уезде, принадлежал Нечаевым, был назван по имени Панкрата Нечаева, а по церкви- Спасское.  Его современное месторасположение описано выше. Движения крестьян из этого населенного пункта были и в 1748, и в 1762 годах. Из этого Панкратово Нечаевы переводили крестьян и в другие населенные пункты, например, в Нечаевку (Ивановку). Ее территориальная принадлежность описана выше. И из нее в Старый Кряжим переводили, и из Нечаевки (Ивановки) в нее. И даже в Нечаевку (Никольское, Симанщина), что сейчас в Мокшанском районе. Но это уже в более поздних ревизиях можно найти. Браки заключались в основном между «своими» крестьянами, для этого и осуществляли  помещики движение населения из одного своего поместья в другое.

Также большей частью крестьян в Старом Кряжиме владели и Назарьевы. Первоначально крестьян переводили, как мы видим, из Ащерино Саранского позже Алатырского уезда. В других своих статьях я указываю также и Кирмели, и деревню Лукину, и др. населенные пункты, принадлежавшие Назарьевым.  А как  же дальше развивались события после 1748 года? Об этом расскажут более поздние  документы, которые готовятся к публикации.

На этом статью свою завершаю, а дальше познакомлю вас с ревизской сказкой 1748 года по Новому  Кряжиму. Ищите, ждите. До встреч!

  • Ревизские сказки перепись населения
  • Ревизские сказки самарской губернии бузулукского уезда в электронном виде
  • Ревизские сказки пензенской губернии 1858 года
  • Ревизские сказки оренбургской губернии электронный вариант
  • Ревизские сказки никольский уезд вологодской губернии