Ревизские сказки как читать

ревизские сказки а также аналогичные источники по генеалогии такие как метрические книги и исповедные росписи являются незаменимыми инструментами поиска,

    Ревизские сказки а также аналогичные источники по генеалогии такие как метрические книги и исповедные росписи являются незаменимыми инструментами поиска, которые помогают исследователям родословных. Благодаря умению правильно пользоваться ревизскими списками в совокупности с другими документами, архивисты или те, кто изучают историю своей династии, могут установить цепочки родства между поколениями. Эксперты и признанные профессионалы рекомендуют пользоваться комплексом мероприятий, а не каким-то одним источником, ведь при таком подходе эффективность будет ощутимо выше. Информация, полученная на основе исследования ревизий населения — это ценнейшие данные как для конкретных семей, так и для России в целом. Вспомогательную статью о ревизских сказках администрация livemem.ru рекомендует начать изучать с исторических фактов, приведенных ниже. Если Вас интересует, как выглядели списки а также их структура — ознакомьтесь с подготовленными картинками и прочитайте пример записи в конце статьи.

    26 ноября 1718 года по указу Петра Первого была начата ревизия-перепись населения (в более ранний период своеобразные переписи тоже проводились, но в значительно упрощённой форме). Причиной введения ревизских списков послужила необходимость определить, «сколько, где, в какой волости, селе и деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, всех от старого до самого малого, с летами их». Этот указ знаменует переход российского налогообложения с подворного на подушное, где «ревизской душой» являлось лицо мужского пола. Лишь при более поздних переписях населения в ревизские сказки заносились «души женского пола». Зная нюансы, пользователи архивов не будут тратить время на поиск того, чего нельзя найти в принципе. 

    С 1718 по 1858 годы в Российской империи проведено 10 ревизий:

01: 1718 — 1727 гг. (женский пол не учитывался);

02: 1743 — 1747 гг. (без учета «женских душ»);

03: 1761 — 1767 гг.;

04: 1781 — 1782 гг.;

05: 1794 — 1795 гг.;

06: 1811 г. (женский пол не учтен);

07: 1815 г.;

08: 1833 г.;

09: 1850 г.;

10: 1857 — 1858 гг.

    Ревизские сказки по переписи могли составляться на протяжении 5 и более лет. На некоторых ресурсах можно встретить обозначение как несколькими годами, так и одним, при этом если к этапу ревизии-переписи присваивается конкретный год — под такой записью подразумевается, что именно за этот период времени было учтено больше всего единиц подушного обложения. Итогом ревизии населения являлись составленные генеральные табели и окладные книги, где в удобном для исследователей и статистов формате приводились собранные данные.

    В середине XIX века видную роль в улучшении переписей населения и ревизских сказок сыграли международные статистические конгрессы 1853 года в Брюсселе а также 1872 года в Санкт-Петербурге, на котором были установлены организационные принципы проведения ревизий.

Где хранится информация о ревизиях населения

    Процесс поиска предков посредством изучения исторических документов достаточно сложен даже для специалистов с профильным образованием, а для начинающих исследователей ещё и затрудняется отсутствием опыта. Определить, где найти ревизские сказки сможет не каждый, так как требуется еще и сравнение административного деления современной России и территории Российской империи. Для тех, кто хочет сберечь время мы предлагаем генеалогические услуги. Воспользовавшись нашей помощью, Вы получите родословную, составленную на основе достоверных материалов и документов (ревизских сказок в том числе), подлинность которых будет подтверждена государственными учреждениями.

    Перед тем как выяснить, где искать ревизские сказки, следует знать, какие группы населения подлежали налоговому обложению а также относились ли к ним представители искомой династии. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не проводить бессмысленный поиск. Например, если Вы ищите отца прадедушки — отставного солдата, то тратить время на анализ ревизских сказок нет смысла, в связи с тем, что состав действующей армии и флота наряду с отставниками не участвовал в ревизиях. На протяжении переписей XVIII и XIX веков числилось более 100 наименований, условно обозначающих разделение населения. Далее, в качестве примера, мы укажем несколько групп, которые не облагались налогами и были освобождены от учета в ревизских списках на определенных этапах переписей:

1) потомственные и личные дворяне;

2) государственные служащие;

3) представители духовенства, их дети;

4) почетные граждане;

5) учителя на дому;

6) обладатели академических, ученых и медицинских степеней;

7) купцы 1-ой гильдии;

8) уважаемые работники и мастера казенных заводов.

    Однако, стоит принять во внимание, что ревизии были распространены не только на крестьян (как дворцовых, так и частновладельческих), но и на однодворцев, посадских людей, всевозможных сельских обывателей а также другие податные сословия. В ревизских сказках должны были учитываться лица, «возвратившиеся в податные списки», например, лишившиеся санов монахи. Примечательно, что первую ревизию проводили гвардейцы Петра Первого, выявившие утайку помещиками миллиона крестьян, которые вскоре были выведены гениальным императором из крепостного состояния и переведены в новое сословие — государственные, казенные, лично свободные крестьяне. Самые зарвавшиеся воры-помещики были беспощадно казнены, а остальные — оштрафованы. Впоследствии, ревизии по переписи населения проводили Военная и Ревизион-коллегии, но дело шло очень медленно. Последние ревизии осуществляли должностные лица губерний и уездов, помещики, старосты, казенные палаты. Чиновники, старавшиеся угодить начальству и получить его расположение, дотошно проверяли метрические книги и сопоставляли данные из них с ревизскими сказками, разыскивая при этом все утаенное.

    В свою очередь, были чиновники, которые вымогали взятки за то, чтобы в учетные списки помещиков не вносились «мертвые души», увеличивающие налог. Справедливо будет заметить, что и сами помещики зачастую провоцировали государственных служащих на получение мзды за сокрытие какого-либо количества крестьян в ревизских сказках. Во все времена, во всех без исключения государствах и при любых правителях существовала прослойка населения, желающая уйти от налогов, так что, подобное положение дел в те времена не кажется особенным. История знает случаи, когда скрывались целые деревни, поэтому отсутствие записей о представителях исследуемого рода в ревизских сказках какого-либо села или уезда ещё не на 100% доказывает отсутствие звеньев династии в этом месте.

    Говоря о местах хранения тетрадей с записями о ревизиях, администрация livemem.ru рекомендует учитывать непосредственно регион, в котором проходит поиск. Как правило, ревизские сказки 1781-1858 годов хранятся в фондах федерального архива конкретного субъекта Российской Федерации. Сказки по первым трем ревизиям можно найти, посетив РГАДА (Российский государственный архив древних актов). В редких случаях копии ревизских списков можно отыскать в фондах дум, управ, уездных казначейств, мещанских старост, наместнических правлений а также РГИА (Российский государственный исторический архив). Имейте ввиду, чтобы определить местоположение документов, необходимо уточнить по картам или у сотрудников учреждения, к какой губернии или уезду относилось селение на момент проживания искомого человека в нем. Обращаем внимание исследователей на то, что учреждение имеет право даже не выдать для ознакомления ревизские сказки, по причине их плохого состояния. Так как работы по описям (занесение ревизий населения в списки, обозначающие, что книга находится в данном архиве) документов в виду их колоссальных объемов продолжаются и по сей день, информация о существовании некоторых сказок не известна даже сотрудникам ведомств. Учитывайте полученные сведения из этой части статьи, и поиск генеалогических источников станет для Вас интересным увлечением, а не обременительным времяпрепровождением.

Содержание ревизских списков и пример ревизии населения

    Примерно до середины XVIII века чёткого формуляра по составлению ревизских сказок не было и ответственные за перепись лица вносили данные о населении лишь руководствуясь рекомендациями властей, а не в строгой зависимости от них. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк, до появления которого форма списков прорисовывалась вручную. С 3-ей по 7-ую ревизии таблица пополнялась новыми графами и лишь с 1815 года структура ревизской сказки обретает свой окончательный вид. В форме содержалась следующая информация: дата подачи сказки, место проведения переписи населения вплоть до указания села или деревни. Также указывались номер семьи, её состав до и во время проводимой ревизии, возраст каждого конкретного человека и другое. В заключительной части ревизской сказки подсчитывались итоговые цифры и ставилась подпись того, кто был ответственен за перепись в административной единице.

    Усложняющим фактором при ознакомлении со списками является неразборчивый почерк заполняющих лиц (в чём Вы можете убедиться, посмотрев на подборку картинок к статье), который в большинстве случаев трудно читаем. Некоторые записи и вовсе невозможно разобрать даже с лупой и опытом работы в сфере генеалогии пару десятков лет. Однако, важность записанных данных заставляет исследователей сидеть над ревизскими сказками не один час и день, так как прочитав текст, можно узнать сословную принадлежность, род деятельности, имущественное положение, место службы и другую ключевую информацию об искомых родственниках из прошлого. Касаемо расположения элементов в таблице, не лишним будет отметить, что записи в тетради делались следующим образом: на левой стороне ревизской сказки вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи, указывался возраст а также обозначалось, «сколько таких лиц было в семье во время предыдущей ревизии, сколько лиц выбыло, когда именно и по какой причине, и сколько состоит налицо». На правой стороне ревизского списка вписывались «души женского пола» с указанием возраста.

    «Ревизская сказка Успенской губернии Староустьинского уезда города Новопетровска при помещике Алексее Давыдове за 1817 год.

    № 14, Иоанн Васильев Друничев, крестьянин, 59 лет, переведен из деревни Крючкино в 1804 году.

Иоанна Друничева сыновья:

Петр, 34 года;

Дмитрий, 31 год.

Иоанна Друничева внук, сын Петра Иоаннова:

Михаил, 6 лет.

Иоанна Друничева жена Агрипина Яковлева, 57 лет;

Петра Иоаннова жена Параскева Федотова, 29 лет;

Его же дочь, Татьяна, 4 года.»

    Как заметно, в приведенном образце ревизской сказки указана степень родства. Изучив запись, можно выстроить фамильное древо на несколько поколений вглубь династии и получить исходные данные для продолжения поиска предков. Анализ возраста с местом жительства конкретного человека поможет определить генеалогические источники для следующего этапа исследования родословной, приобщившись к истории семьи.

    Исповедные ведомости, метрические книги, переписи населения 1720 – 1917 годов с их ревизскими списками и писцовые книги XVII века являются важнейшими историческими источниками а также основными документами, хранящими достоверные факты о миллионах подданных Московского царства и граждан Российской империи. Не все из ревизских сказок сохранились до нашего времени, но те, что удастся найти, изучив в ходе генеалогических исследований, приблизят потомков к своим предкам и восстановят семейные цепочки родства.

Авторы: Александр и Максим Андреевы

    Если у Вас есть дополнения — сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

    Мы будем признательны, если Вы поделитесь ссылкой на данную публикацию со своими друзьями.

    Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на livemem.ru

А.И. Хаеш

С.-Петербург

На примере местечка Жеймели. Сказки 1816 ‑ 1853 годов

Цель предлагаемой работы – сделать общедоступными содержащиеся в материалах
7-й, 8-й и 9-й народных переписей (ревизий) сведения о евреях местечка Жеймели
(ныне город Жеймялис, Литва), а также показать преимущества комплексного
исследования ревизских сказок еврейского общества перед исследованием его
отдельных семейств.

Исторические
сведения

Широкое рассмотрение переписей на территории Литвы не входит в нашу
задачу. Мы не будем касаться ни переписей эпохи Великого Княжества Литовского,
ни Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, ни
последующих переписей. Ограничимся историей ревизских сказок.

«Сказками» в России в XVII
– начале XIX века
называли официальные записи объяснений или показаний разных лиц. Чтобы
возложить бремя содержания регулярной армии, на податные сословия, Петр I указом 26 ноября 1718 года
потребовал «Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивые принесли,
сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им, что кто утаит, то
отдано будет тому, кто объявит о том»[2].
Несмотря эту угрозу в поданных сказках цифры оказались так неимоверно занижены,
что правительство назначило в 1721 году строжайшую ревизию сказок. Название
«ревизия» сохранилось на последующие переписи населения податных сословий
(главным образом крестьян и мещан). Сами души стали называть «ревизскими
душами», их списки «ревизскими сказками»[3].
Души, во время ревизии случайно или умышленно пропущенные, и поэтому не
вписанные в сказку, получили название «прописных»[4],
а сказки, поданные по окончании ревизии, ‑ «добавочными ревизскими сказками».

Осуществленная при Петре ревизия стала первой. Последующие ревизии
прошли в следующие сроки: 2-я в 1744 – 1746 гг.; 3-я в 1762 – 1763 гг.; 4-я в
1782 г.; 5-я в 1794 – 1795 гг.; 6-я в 1811 г.; 7-я в 1815 – 1816 гг.; 8-я в
1833 – 1834 гг.; 9-я в 1850 г.; 10-я в 1857 ‑ 1858 гг.

Местечко Жеймели оказалось в составе Российской империи в результате
3-го раздела Польши, оформленного конвенцией от 13 октября 1795 года[5]. Поэтому
первые четыре ревизии местечка вообще не коснулись.

После заключения конвенции, Екатерина II, указом от 14 декабря 1795 года «О
разделении Великого Княжества Литовского на две губернии», предписала
Лифляндскому, Эстляндскому, Виленскому и Слонимскому генерал-губернатору князю
Репнину «отправить надежных людей под надзором губернаторов к составлению
ревизии…»[6].

Сказок этой ревизии, относящихся к Жеймелскому кагалу, в архивах пока
не обнаружено. Известно лишь, что в Упитском уезде, к которому принадлежало
местечко Жеймели, было в 1797 г. зарегистрировано 2899 евреев и караимов[7].

Сказки 6-ой ревизии Жеймельского кагала[8]
и 10-й ревизии Жеймельского еврейского общества в архивах пока не обнаружены. Из-за
начавшейся в 1812 году войны с Наполеоном 6-я ревизии вообще не была окончена.
Некоторое представление о ее содержании дают сказки 7-й ревизии. В них указан
возраст евреев-мужчин Жеймельского кагала, вписанных в 6-ю ревизию и оказавшиеся
к 7-й ревизии налицо. О 10-й ревизии жеймельских евреев отрывочное
представление дают сохранившихся в Каунасском областном архиве несколько
посемейных списков 1870-х годов[9],
но их явно мало для использования в нашем исследовании.

Описание
источников

Итак, нам были доступны следующие ревизские сказки Жеймельского
еврейского общества, сохранившиеся в Государственном историческом архиве Литвы
(ГИАЛ)[10]
(Таблица 1).

Таблица 1

Ревизские сказки,
использованные в исследовании

Номер ревизии

Дата составления сказки

Тип сказки

Архивные реквизиты
сказки в ГИАЛ

Фонд

Опись

Дело

Листы

7

3.08.1816

28.06.1818

Основная

Добавочная

515

25

423

27‑35

321‑338

8

26.04.1834

7.06.1835

5.07.1835

10.02.1836

30.11.1836

9.02.1839

4.11.1839

18.07.1840

9.12.1840

24.01.1841

1.12.1842

4.12.1844

Основная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

515

25

427

180‑207 об.

208‑208 об.

209‑210

211‑211 об., 215

212‑212 об., 214

216‑217

218‑219

221‑222

220‑220 об., 225

223‑224

226‑227

228‑229

9

25.10.1850

7.01.1851

29.07.1851

10.1852

9.11.1853

Основная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

Добавочная

1262

1

163

1‑28

29 об‑30

30 об‑31

35 об‑36?

32 об‑33

Табличная форма ревизской сказки для исследуемых нами 7-й, 8-й и 9-й ревизий
одинакова. Она размещается на разворотах соседних листов. Наставление, каким образом
писать ревизские сказки, предписывало: «На всех листах для сказок имеют быть в
графах печатные заглавия, прочее все в оных писанное»[11].

Левая страница формы (Рис. 1) содержит пять столбцов:

‑ «Семьи / №», здесь указывался ревизский номер семейства, то есть его
порядковый номер в ревизии;

‑ «Мужской пол», здесь перечислялись глава семьи и остальные ее члены
мужского пола;

‑ «По последней ревизии состояло и после оной прибыло / Лета», здесь
указывался возраст в годах члена семьи по предыдущей ревизии, нередко, ее год,
а для лиц, причисленных к обществу по добавочной ревизской сказке, год этой
сказки;

‑ «Из того числа выбыло / Когда именно», здесь указывалась причина
выбытия и ее год;

‑ «Ныне налицо / Лета», здесь указывался возраст на момент ревизии.

Правая страница формы (Рис. 2) содержит четыре столбца:

‑ «Семьи / №», здесь повторялся ревизский номер, присвоенный мужской
части семейства;

‑ «Женский пол», здесь перечислялись члены семьи женского пола. У жен
членов семьи девичьи фамилии, за редчайшим исключением, не указывались, и часто
не указывалось отчество;

‑ «Во временной отлучке / С которого времени», столбец не заполнялся;

‑ «Ныне налицо / Лета», здесь указывался возраст на момент ревизии.

Таким образом, левые страницы сказки предназначены для регистрации
мужчин, правые ‑ женщин.

Добавочные ревизские сказки оформлялись по той же табличной форме. В
них вносили «прописных», то есть лиц случайно или умышленно пропущенных во
время ревизии, в том числе вернувшихся из бегов или временных отлучек. Каждая
добавочная ревизская сказка имела собственную нумерацию семейств или отдельных
лиц.

chaeszkompl1

Рисунок 1. Левая страница разворота
листов ревизской сказки

chaeszkompl2

Рисунок 2. Правая страница разворота
листов ревизской сказки

Особенно обширна добавочная ревизская сказка 1818 года, содержащая
сведения о 35 семействах, в основном прописных.

Нечеткости,
встречающиеся в ревизских сказках

Заголовки первых двух столбцов на обеих страницах сказки не вполне
четки.

О первом столбце «Семьи / №» в наставлении к 7-й ревизии говорилось:
«3) Ревизские сказки писать подворно, по нынешнему разделению семей, а не по
тому, как они при последней ревизии разделены были. 4) Каждый двор или
семейство означать нумерами, которые писать на обеих страницах, как для
мужеска, так и для женска пола назначенных»[12].
Судя по этому тексту, в сказке под одним ревизским номером могли оказаться и
члены одного семейства, и соседи по дому. Эта нечеткость сохранилась и в
правилах для 8-й ревизии[13].

Для вторых столбцов «Мужской пол», «Женский пол» ни в наставлении к 7-й
ревизии, ни в правилах для 8-й ревизии нет указаний, как именовать регистрируемых
лиц, что вызвало некоторый разнобой.

Глава семьи (старший мужчина) в сказках обычно назван по имени,
отчеству и фамилии. Остальные члены семьи ‑ по имени и отношению к старшему:
сын, брат, племянник, шурин, зять, дочь, жена, мать и т. д. В редких случаях
бывает указано их отчество.

Если в современной русской антропонимической системе собственное имя
человека состоит из трех элементов: личного имени, отчества и фамилии, то в
первой половине XIX в.,
к которой относится наше исследование, эта система для значительных слоев
российского населения, в том числе еврейского, находилась в стадии становления.
Поэтому составители сказок, при заполнении вторых столбцов, сталкивались с
определенными трудностями. Перечислим некоторые из них.

В те годы личные имена евреев отличались от русских, не только по
номенклатуре, но и структурно. Русские имели одно личное имя ‑ крестильное[14],
выбираемое из ограниченного списка (святцев). Евреи имели обычно два личных
имени: Абрам-Зелик, Доб-Бер, Нафтали-Гирш и т.д. Первое – синагогальное,
которое подписывалось под всяким документом на еврейском языке, второе ‑ для
повседневной жизни, так называемый «кинуй»[15].

Отчество у русских образовывалось добавлением суффиксов к личному имени
отца. У евреев, чтобы облегчить идентификацию, к личному имени с помощью слова «бен»
(сын) для мужчин и «бат» («дочь) для женщин добавлялось личное имя отца.

Фамилий большинство евреев к началу века вообще не имело. Положение о
евреях 1804 года предписывало: что «… каждый еврей должен иметь, или принять
известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть
сохранено во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к
оному имени, данного по вере или при рождении»[16].
Исполнение этого предписания растянулось на годы. В 1808 году Сенат повторно
предписал «всем евреям принять … непременно известную фамилию или прозванье,
ежели где того еще не исполнено»[17].
Впрочем, в этом отношении евреи мало отличались от остальных непривилегированных
сословий, поскольку даже «в конце XIX в. не только в крестьянской, но и в купеческой среде еще не завершилось
установление фамилий»[18].

Поэтому в 7-й ревизии широко практиковалось неполное именование
старшего мужчины. Чаще всего отсутствовала фамилия. Например, в сказке 1816
года: №12 Ицко Шмуйлович, №13 Вольвель Борухович, №23 Файвиш Абрамович, №27
Александр Кофманович. Такое встречается и в 8-й ревизии. Например, в сказке
1834 года: №12 Александр Кофманович, №13 Михель Янкелиович, №22 Кушель
Нафтелович, №23 Ефроим Хаймович. В подобных случаях, рассматривая отдельное лицо,
трудно понять, опущено отчество его или фамилия, так как российские
патронимические фамилии, оканчивающиеся на «ич», типа Шмуйлович, Борухович,
Файвишович, Кофманович, Янкелиович, по форме неотличимы от отчеств.

Аналогичные трудности возникают в собственных именах, содержащем два личных
имени. Например, в сказке от 1816 года: №25 Ицек Янкель Мовшович, №33 Иосль
Шимен Аренович, №46 Габрыл Бер Лейбович, №54 Ян Гирш Гилерович. Здесь трудно понять,
является ли второе личное имя кинуем или именем отца. Соответственно, стоит ли
на последнем месте отчество или фамилия.

Бывает, что одна и та же фамилия неузнаваемо меняется от ревизии к
ревизии.

Например (здесь и далее для ссылок на определенное семейство мы
используем обозначение ‑ год сказки, косая черта,  ревизский номер семейства):

18188 Иовис и он же в 183433 Явейс,

181832 Крумфис и он же 183472 Трусфус,

181833 Дебер и он же 183475 Бедер.

В подобных особо сомнительных случаях мы подчеркиваем фамилии в знак их
соответствия архивным документам.

Множество изменений происходит от ревизии к ревизии в отдельных буквах
еврейских имен и отчеств. Судя по подписи переводчика под сказкой 1816 года,
она была сначала составлена на еврейском языке и затем переведена на русский. Позднейшие
сказки, подлежали по закону трехкратному публичному прочтению на мирских
сходках «для удостоверения самих поселян, что никто в переписи не пропущен»[19].
Следовательно, также должны были первоначально существовать на еврейском языке.
При последующем переводе разными лицами личных имен, отчеств и фамилий на
русский язык возникал разнобой в транслитерации. Юлий Гессен писал по этому
поводу: «Искажению имен содействовали… малограмотные раввины и думы; отсутствие
твердо установленного произношения, различного у польских, литовских и
южнорусских евреев, открывало широкий простор для новых искажений при переписке
имени из одного документа в другой»[20].
Следствия этого наглядно видны в однотипных взаимных переходах отдельных букв
от ревизии к ревизии: «ш» и «с», «ч» и «ц», «з» и «ж» и других.

В ряде случаев увеличение возраста регистрируемых лиц от ревизии к
ревизии не соответствует интервалу лет между ними.

Например,

18343 Мовша Юделевич Гель 46 лет, в 18503 он же 52 лет
(вместо 62).

183431 Бер Лейбович Бер 23 лет, в 185031 он же 41 года
(вместо 39). Произошло это из-за ошибки составителей сказки и писцов или
делалось ими умышленно, сказать трудно. В особо сомнительных случаях мы
подчеркиваем цифры возраста в знак их соответствия архивным документам.

Таблица
персональных сведений и ее особенности

Персональные сведения о евреях местечка Жеймели, извлеченные из
ревизских сказок 1816 – 1853 годов, мы представляем комплексно (Таблица
2
). Заголовок нашей таблицы заметно отличаются от заголовка сказок.

Ревизская сказка состоит из 9 названных выше столбцов. Мы сводим их
содержание в один столбец. Для этого сведения сказки о каждом члене семьи мы
размещаем в одной ячейке таблицы. Для женатых мужчин в ту же ячейку вносим
сведения о жене. Это позволяет сосредоточить сведения 27 ячеек трех ревизий о
каждом человеке (каждой супружеской паре) в трех ячейках одной строки нашей таблицы.

Предпосылкой такого комплексного представления явилась особенность
перечисления семейств в 7-й, 8-й и 9-й ревизиях. Именно: семейства и их члены,
в сказке 1834 года перечисляются строго в том же порядке, который был в сказке
1816 года и продолжающей ее сказке 1818 года, хотя номера семейств в 7-ой и 8-ой
ревизиях разные. Тот же порядок перечисления сохранился и в 9-й ревизии. Когда
из определенного семейства выбывали все мужчины, чтобы сохранить последовательный
ряд ревизских номеров, в семейство вписывались посторонние из прописных.
Примеры ‑ семейства 185069, 185077.

Стабильный порядок перечисления позволил нам легко идентифицировать
лиц, независимо от вариаций от ревизии к ревизии в их собственных именах и
ошибок в указаниях возраста.

Сведения о 10-й ревизии, которыми мы располагаем, показывают, что
последовательность перечисления семейств и их номера в ней иные, чем в 9-й
ревизии. Поэтому применимость для 10-й ревизии предлагаемой формы таблицы,
проблематична.

Рассмотрим другие особенности нашей таблицы.

В ревизских сказках каждому семейству присваивается ревизский номер,
под которым  члены семейства
располагаются в ячейках одной строки. В нашей таблице своя ячейка у каждого
члена семьи (каждой супружеской пары), с ревизским номером на первом месте
ячейки. Поэтому семейство занимает у нас несколько ячеек, расположенных в
столбце таблицы одна под другой и имеющих одинаковый ревизский номер. Между
ними могут быть пустые ячейки. Они появляются от ревизии к ревизии при
изменении состава семьи.

В сказке 1816 года имеются указания на проживание отдельных семейств в
корчмах. Эти указания воспроизводятся нами в ячейке первого представителя
семейства. Выявить современное название населенного пункта, где находилась
каждая корчма трудно. Наши предположения помещены в квадратных скобках вслед за
названием корчмы.

Мы указываем возраст мужчины сразу за его собственным именем цифрами
без слова «лет» сначала (в круглых скобках) из столбца сказки «По последней
ревизии состояло и после оной прибыло / Лета». Затем, без скобок, указываем
возраст по данной ревизии из столбца сказки «Ныне налицо / Лета». Также, без
скобок, указываем  возраст женщин,
имеющийся лишь по данной ревизии.

Пример: 18161. Израель Мовшелиович Рабин (56) 61; жена Фрейде 61.

Запись в сказке, что мужчина в предыдущей ревизии «был пропущен», мы обозначаем
перед возрастом как (п), что он новорожденный, то есть родился между ревизиями,
обозначаем перед возрастом как (н).

Примеры:

18169 Ицек Давидович Бер (п) 25; жена Дайлье 22.

18343 Сын Абель [Ицыкович Бер] (н) 17.

Изредка в 7-й ревизии, вместо возраста по предыдущей ревизии,
сообщается, когда и откуда человек прибыл. Мы вносим эти сообщения (в круглых
скобках) перед цифрами возраста по данной ревизии.

Пример: 181637 Абрам Жундолович Памац (прибыл в 1815 г. из Посволя)
36; жена Дворе 40.

В добавочной ревизской сказке 1818 года семейству №24 предпослан
заголовок «Гобшпитальные и нищые», то есть больные и нищие. В столбце «По
последней ревизии состояло и после оной прибыло / Лета» для семейств №24 и №25
имеется запись «Яко и гобшпитальные», тогда как для всех остальных семейств записано
‑ «Были пропущены». Видимо, взрослые мужчины семейств №24 и №25 во время
ревизии 1811 года отсутствовали как больные.

В 8-й и 9-й ревизиях в столбце «Из того числа выбыло / Когда именно»,
часто приводятся указания типа «Умер в таком-то году», «Бежал таком-то году»,
«Пропал без вести таком-то году» и т. п. Возраст к данной ревизии в таких
случаях в сказке, естественно, отсутствует. Мы переносим эти указания в нашу
таблицу дословно.

Примеры:

18341. Израель Мовшович Рабин (61), умер в 1821 г.

18341. Давид Янкелович Хаес (47), в бегах с 1823 г.

18342. Иосель Бер Янкелович Пер (35), пропал без вести в 1824 г.

Но так как мы знаем возраст по предыдущей ревизии (в данном случае по
ревизии 1816г.), мы можем вычислить приблизительный год рождения, а для умерших
– в каком возрасте человек умер.

В конце каждой сказки составители указывали итоговое число душ мужского
и женского пола и заверяли сказку своими подписями, обычно по-еврейски, с
расшифровкой латинскими или русскими буквами. Одна из сказок подписана
по-русски. В нашей таблице итоговые записи воспроизводятся с сохранением их
грамматических особенностей. Подписи по-еврейски представлены расшифровкой.

Генеалогические
результаты комплексного исследования

Если в рамках 8-й и 9-й ревизий, идентификация лиц в отдельных
семействах проста, так как номера семейств одинаковы, то между 7-й и 8-й
ревизиями она весьма затруднительна, если фамилия в 7-й ревизии отсутствовала
или заметно изменилась. Наша таблица решает эту проблему. Она демонстрирует все
изменения, происшедшие с 7-й по 9-ю ревизию у зарегистрированных лиц в их собственных
именах, транслитерации, возрасте, составе супружеских пар и семейств.

Сравнение соседних ячеек строки позволяет выявить изменение фамилии.
Причем не только в простых случаях, как Брон (181618) на Бройн (183415),
Баиенски (181639) на Баенска (183415) или Кац (181652) на Кач (183421). Но
и в довольно сложных, как упомянутые Иовис на Явойс, Крумфис на Трусфус, Дебер
на Бедер, и совершенно неузнаваемых, как замена фамилии Бер (18164) фамилией
Ицко (18342).

Сравнение соседних ячеек позволяет во многих случаях устранить
неопределенность именования на «ич»: отчество это или фамилия. Например, из
того, что Вольвель Борухович (181613) и Вольф Борухович Явейс (18344) одно и
то же лицо, следует: Борухович ‑ отчество, Явейс ‑ пропущенная в 7-й ревизии
фамилия. Михель Моркович (181635) и Михель Моркелович Иозер (183414) ‑ одно
лицо, значит Моркович – отчество, Иозер – пропущенная в 7-ой ревизии фамилия. В
таких случаях мы добавляем фамилии в квадратных скобках [Явейс], [Иозер] в
ячейки 7-ой ревизии в нашей таблице.

Иногда фамилия, отсутствовавшая в 7-й ревизии, появляется в 8-й ревизии
не у старшего мужчины семейства, а у его сыновей или даже внуков.

Примеры:

183413. У Михеля Янкелиовича фамилия отсутствует, но Михеля сын ‑
Янкель Шварц.

183443. У Ельяша Пейлетовича фамилия отсутствует, но Ельяша сын ‑
Абрам Зак.

183456. У Гершона Ицыковича фамилия или отсутствует или неотличима от
отчества, но его внуки ‑ Юдель и Меер Янкелевичи Иц.

183471. У Рубина Абрамовича фамилия отсутствует, но его сын ‑ Шендер
Бер.

Иногда фамилия, отсутствовавшая в 7-й ревизии, появляется лишь в 9-й
ревизии:

183446. У Боруха Ицыковича и его братьев 1-го Хаима и 2-го Иоселя фамилия
отсутствует, но в 9-й ревизии у Хаима появляется фамилия Бер.

Изредка фамилия утрачивается в последующей ревизии.

Примеры:

181829. Бер Борухович Глезер в 183469 Берель Борухович.

183434. Абрам Гилелиович Гурвич в 185034 Абрам Гилелиович.

183480. Габриель Мовшович Прухне в 185080 Габрель Мовшович.

Установив пропущенную фамилию старшего мужчины, мы добавляем ее в
квадратных скобках всем членам его семейства, у которых она не указана. В тех
же скобках мы добавляем отчество каждому члену семейства, если в ячейке не
названо личное имя его отца.

Поэтому: 18161. Израель Мовшелиович Рабин

Строкой ниже: Сын Гирш [Израелевич Рабин]

Еще строкой ниже: Израеля дочь Муске [Рабин]

Наши добавления в квадратных скобках сделаны на основе личного имени и
фамилии старших членов семейства в данной ревизии, и лишь, когда фамилия в ней
отсутствует, на основе их фамилий в следующей ревизии.

Поэтому 18162. Сын Арен [Давидович Хайс] и он же 18341. Давида сын
Арон [Хаес]

В 101 семействе, зарегистрированном в 7-й ревизии, нами восстановлено
35 пропущенных фамилий. Столь заметный пропуск фамилий неудивителен, поскольку,
как сказано выше, процесс принятия фамилий затянулся на многие годы. Собственные
имена евреев без указания фамилии встречается в документах даже середины XIX века. Много примеров тому
имеется в «Книге исходящим бумагам с 1852 по 1855 год», составленной в
Жеймельском еврейском обществе[21].

Восстановление многих еврейских фамилий, отсутствовавших в 7-й ревизии,
и выявление неочевидных их изменений в последующих ревизиях демонстрирует, по
нашему мнению, генеалогическую эффективность комплексного исследования
ревизских сказок еврейского местечка.

Дополнительные
наблюдения и вспомогательные таблицы

Комплексное рассмотрение ревизских сказок позволяют сделать некоторые
дополнительные наблюдения, касающиеся работы их составителей, дать их именной
список ((Таблица
3
).

Поскольку обложению налогом подлежали души мужского пола, составители
сказок охотно фиксировали их выбытие из общества: смерть мужчин (Таблицы
4
), их бегство или пропажу, сдачу в рекруты (Таблица
5
), крещение (Таблица
6
). Составители отметили ссылку Иоселя Лейбовича Рубина в 1841 году в
Сибирь (185020). Но в сказках нет сведений о смерти женщин или иных причинах
выбытии их из общества, так как это никак не влияло на подушную подать.

Ревизские сказки, содержащие обширные сведения об умерших мужчинах,
позволяют составить статистическую таблицу мужской смертности в Жеймелях по
годам (Таблица
7
).

Гораздо менее охотно, чем выбытие, составители сказок регистрировали
появление новых душ. Рассмотрим таблицу новорожденных мальчиков в Жеймельском
еврейском обществе по данным 8-й и 9-й ревизий (Таблица
8
). Всплеск рождаемости в годы, сразу следующие за окончанием
предыдущей ревизии, неправдоподобен. Очевидно, составители скрывали прописных,
называя их «новорожденными», а их возраст умышленно занижали до возраста, не
превышавшего интервал лет между ревизиями. Крайне малое число новорожденных
младших возрастов, особенно в 9-й ревизии, свидетельствует, что большинство их
не было занесено в сказки, то есть умышленно оставлялись прописными. Это
подтверждает и ничтожное количество мальчиков среди умерших мужчин в таблице 5.

Наша таблица 2 воспроизводит порядок следования семейств в ревизских
сказках, отличный от алфавитного. Поэтому для нахождения нужной фамилии
требуется компьютерный поиск. Однако в ячейках таблицы множество имен
собственных, вписанных нами в квадратных скобках. Это создает заметные
трудности для компьютерного поиска нужного человека, так как заранее не известно,
есть ли в его именовании и где расположены квадратные скобки. Чтобы несколько
облегчить поиск, нами в каждом семействе жирным шрифтом выделена фамилия одного
или нескольких мужчин, если в семейство есть мужчины разных фамилий.

Поскольку от ревизии к ревизии фамилия нередко изменялась, жирным
шрифтом выделен позднейший вариант ее написания. Фамилии на «ич», неотличимые
от отчеств, выделены жирным курсивом. В большинстве случаев – это, видимо,
отчества лиц, фамилии которых в ревизиях не указаны.

Все выделенные жирным шрифтом лица внесены в «Алфавитный указатель к
ревизским сказкам м. Жеймели 1816 – 1853 гг.» (Таблица
9
). Поэтому для поиска в таблице 2 нужного семейства, рекомендуется
сначала найти его представителей в алфавитном указателе, установить по нему год
сказки и ревизский номер семейства, после чего просматривать соответствующие
семейства в таблице 2.

Дальнейшие
направления исследований

Представленная работа завершает первый этап задуманного автором
широкого исследования архивных документов еврейской общины м. Жеймели.

В дальнейшем предполагается сделать общедоступными сведения
обывательской книги 1864 года, содержание посемейных списков 1874 ‑ 1876 годов,
еврейских метрических книг, начиная с 1858 года, и некоторых других документов.
Одновременно предполагается критически сопоставить содержащиеся в источниках
сведения.


[1]
Инициатор данной работы – «земляк» автора Бэрри Манн (Barry Mann) из Техаса (США). Наши
отцы – уроженцы местечка Жеймели. Бэрри представил автору обширные материалы
своего семейного архива, постоянно делился вновь полученной информацией.

В процессе работы были также получены ценные замечания
и советы главного архивиста Государственного исторического архиве Литвы Галины
Анатольевны Барановой, благодаря которым статья была существенно доработана.

Автор глубоко признателен названным лицам за действенную
помощь.

[2]
Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е]. Тома 1 – 45. СПб.,
1930 (далее 1 ПСЗ). № 3245.

[3]
1 ПСЗ № 3707.

[4]
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Переиздание М. 1999.
Том 3. С. 503.

[5]
Конвенция относительно раздела Польши, заключенная между Россиею и Пруссиею,
при участии Австрии 1795 г. октября 13-го (24-го) // Стегний П.В. Разделы
Польши и дипломатия Екатерины II.
1772. 1793. 1795. М. 2002. С. 444 – 447.

[6]
1 ПСЗ № 17417. Великое Княжество Литовское делилось на Виленскую и Слонимскую
губернии.

[7]
Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. Том 1. Л. 1925. С. 85.

[8]
Жеймельское еврейское общество до 1844 года называлось Жеймельским кагалом.

[9] Kauno apskrities archyvas. F.
I-259. Ap. 1. B. 185.

[10] Lietuvos valstybės istorijos
archivas.

[11]
1 ПСЗ № 25882.

[12]
1 ПСЗ № 25882.

[13]
Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 2-е]. Тома 1 – 55. СПб.,
1930 – 1884 (далее 2 ПСЗ). № 6265.

[14]
Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М. 1995. С. 11.

[15]
Еврейская энциклопедия. СПб. 1908 – 1913. Том 8. С. 144.

[16]
1 ПСЗ № 21547.

[17]
1 ПСЗ № 22837.

[18]
Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII – начала XX в. М. 2005. С. 139.

[19]
2 ПСЗ № 6265.

[20]
Гессен Ю.И. Имена еврейские по русскому законодательству // Еврейская энциклопедия.
СПб. 1908 – 1913. Том 8. С. 150.

[21] ЛГИА. Ф.1262. Оп.1. Д. 163. Л. 204‑256
об.

Чуть меньше месяца назад на familysearch.org в открытом доступе появился достаточно большой массив ревизских сказок, хранящихся в ЛГИА. Да ещё и за такие вкусные 1795, 1811, 1816 годы. Это самые трудаёмкие в работе документы, т.к. изрядная их часть, если не все, в самом ЛГИА доступна только в виде микрофильмов. Сами понимаете, большинство желающих взглянуть на эти документы отсекается необходимостью делать визу, ехать, по сути, заграницу, оставлять изрядные суммы в Вильнюсе и не находить, то, что искал; и ехать туда ещё и ещё. Всё осложняется тем, что для ревизий 1795 года нет вменяемых справочников, указателей, индексов. На это накладывается так же и то, что в то время Вилейский уезд, который привыкаешь ощущать в границах середины XIX века, был поделен на три уезда: Вилейский, Докшицкий и Поставский, причём границы тех уездов я бы не назвал легко читаемыми. Ну и конечно, самое лютое, что есть в этих ревизиях — владения одного землевладельца могут (и скорее всего будут) размазаны по нескольким делам.

В принципе, то же можно сказать и о ревизиях 1811, 1816 годов. Иногда, там можно встретить перечни помещиков. Однако, сами имения, их границы, активно менялись и, иногда не можешь найти нужный населённый пункт, просто потому, что ты не знаешь кому он на тот момент принадлежал. Особенно это ощущается, когда работаешь с некогда крупными имениями, которые дербанились за долги на мелкие ласкуты и не понятно, кому и когда какой кусок достался. Процессы в эксдивизионных судах были не скорыми.

У нас в соответсвующей теме люди делились своими записями, которые призваны дать хоть какое-то предстваление о содержимом тех или иных дел из фонда 515, описи за номером 15. Часть из них мне помогла. А вот по некоторым населённым пунктам пришлось действовать наугад и сплошняком просматривать тысячу другую кадров. Естественно, в процессе я делал себе пометки в блокноте. Пометки очень простые, название населённого пункта, уезд, владелец (дедич, арендаторов не брал во внимание).

После третьего просмотренного таким образом дела, я понял, что как-то не продуктивно делать записи просто в блокнот. Покумеков немного родил идею сделать расширение для браузера, в котором пара полей для ввода, пара кнопок. Благо перед этим посетил митап, на котором один из докладчиков как раз про эти самые расширения и рассказывал. Сказано — сделано.

Изучая тему и руководствуясь своими представлениями о прекрасном пришёл к выводу, что самым удобным вариантом было бы иметь какую-то панель справа или слева от кадра плёнки. На данный момент «из коробки» создание боковых панелей доступно только для Firefox и Opera. Поэтому в итоге плагин писался под Firefox. Возможно, будет работать и под Opera, но я не тестил. Итак, в кратце о плагине.

Из себя он представляет боковую панель, которую после установки можно открыть сочетанием клавиш Shift+Ctrl+U.

[​IMG]

Но для начала нужно сам плагин установить себе в браузер. Браузер — Firefox не ниже 54 версии, сейчас актуальной является 70 версия, рекомендую её и поставить. Плагины можно ставить двумя путями: либо через магазин Firefox-а, либо установив руками файл плагина с расширением .xpi . Пока не вижу смысла загружать его в магазин; может в последствии, если сам плагин получит какое-то развитие и перестанет быть таким узконаправленным я его туда и загружу. Поэтому остаётся только второй вариант. Архив с плагином можно найти во вложениях к этому посту.

После того, как архив распакован, можно установить плагин. Для этого нужно открыть Firefox, в правом верхнем углу будет кнопка меню, необходимо его открыть и выбрать пункт Add-ons. Либо сочетанием горячих клавиш Shift+Ctrl+A открыть ту же панель.

[​IMG]

Находясь на панели управления плагинами необходимо открыть ещё одну менюшку, которая скрывается под значком шестерёнки, на скриншоте выделена синей рамкой:

[​IMG]

В открывшемся меню нужно выбрать Install Add-on From File:

[​IMG]

Начнётся процесс установки. Браузер вас спросит, разрешить ли плагину получить доступ к данным в вашем браузере. Если вы с этим солгасны, выбираете Add.

[​IMG]

Всё. Процесс установки на этом можно считать законченным. Теперь плагин будет доступен по сочетанию Shift+Ctrl+U.

Теперь о доступном функционале. Для начала упомяну, что плагин имеет сымсл только в контексте домена familysearch.org . В иных случаях, все контролы на форме будут залочены, а вверху будет отображено предупреждение, как на первом скрине.

Если перейти к просмотру плёнки, контролы станут доступными и отобразиться информация о самой плёнке:

[​IMG]

Если перейти обратно к списку доступных плёнок — плагин обновится, контролы опять залочатся и будет выведено сообщение с информацие о номере плёнки, просмотр которой вы завершили.

[​IMG]

Если вернуться к просмотру той же плёнки, всё вернётся к прежнему состоянию.

Теперь о процессе индексации. На форме есть три поля.

  • Населённый пункт — обычное текстовое поле. По умолчанию подразумевается, что тип населённого пункта — деревня. Иные типы я рекомендую обозначать буквай перед названием населённого пункта, вроде з. Старинки, м. Костеневичи и т.д.
  • Уезд — селект с фиксированным количеством вариантов, если нужно будет расширить — пишите.
  • Владелец — селект с возможностью динамически его менять, т.е. вносить новые пункты. По умолчанию там только Государство. Список владельцев формируется из ранее внесённых при работе с текущей плёнкой. Т.е. если перейти на другую плёнку — там список будет пустым, его снова нужно будет заполнять.

[​IMG]

После того как все три поля заполнены можно нажать зелёную кнопку «Добавить запись«. После этого плагин будет выглядеть так:

[​IMG]

Как видно, будет сформирована карточка записи с введённой информацией, плюс номер кадра, который отображался на момент добавления записи. Сама запись будет сохранена в local storage вашего браузера, а эта карточка, просто для визуальной фиксации факта добавления. На карточке есть кнопка Delete, если её нажать — удалится как сама карточка, так и запись из local storage. Для каждой плёнки записи будут сохраняться только в свою область local storage. Это значит, что если вы просматриваете плёнку А, вносите записи, а потом переходите к плёнке Б — поле с карточками будет пустым. Но если вы опять вернётесь к плёнке А — карточки появятся снова.

Чтобы просмотреть все добавленные записи в рамках текущей плёнки нужно нажать на среднюю кнопку со значком базы данных. Появится окно с таблицей, где можно оценить масштаб проделанной работы.

[​IMG]

По умолчанию размер local storage ограничен 5 Mb, можно запросить неограниченный объем, указав это в разрешениях. Однако смысл плагина не в том, чтобы только локально хранить проиндексированные ревизии. Индексами стоит делиться

Поэтому в плагине предусмотрена возможность сохранить проиндексированное в файл.

[​IMG]

Можно выбрать формат, либо JSON, либо HTML. Первый вариант, это скорее задел на будущее, второй вариант — для непосредственного использования.

[​IMG]

Это результат в виде HTML. Номер кадра кликабелен и ведёт сразу на нужный кадр. Не бог весть что, но всё же как вариант, я считаю приемлимым. Аскетично и практично.

Название файла будет формироваться автоматически, на основе данных из просматриваемой плёнки.

Так как не только ЛГИА единым мы живём, а есть ещё как минимум НИАБ, я предусмотрел минимальную настройку для формирования шапки отчёта — кнопка с шестерёнкой.

[​IMG]

Можно задать название архива, номер фонда и номер описи. К сожалению, не для всех плёнок эту информацию можно выцепить прямо из FS. По умолчанию эти три параметра выглядят как на скрине выше, т.е. ЛГИА, 515 фонд, 15 опись.

На этом в принципе наверное и всё о функционале плагина.

Теперь о вопросах, которые могут у вас возникнуть.
Первый, и самый, наверное, главный, почему не Chrome, который практически у каждого установлен? Потому что для для огненной лисы было проще разобраться как писать и не нужно было сильно изголяться. Для Chrome в принципе можно реализвать что-то подобное, но это велосипед нужно изобретать и тратить время на это, да и он не будет работать как настоящая боковая панель, её нельзя будет вызвать по сочетанию клавиш и она будет блочить содержимое страницы и наезжать не неё. А так как времени было у меня не много — выбор был очевиден.

Второй вопрос, который может возникнуть, а что делать со сгенерированными страницами отчётов? Есть несколько вариантов. Я буду стремиться, чтобы на нашем форуме появился новый раздел с индексами. Это как оно должно быть в идеале. Но на данный момент самым очевидным и правильным будет просто упаковать ваш файл в zip архив и разместить в теме о familysearch в сообщении.

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.

Всего в России было проведено 10 ревизий. 
1 ревизии 1718

2 ревизия началась в 1744 и закончилась в 1747.

3 ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). 
4 ревизия в 1781-1783

5, ревизии1794 г. завершена 1796.

6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается. 
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные. 
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены: 
1) дворяне, 
2) гос. служащие, 
3) домашние учителя, 
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки), 
5) почетные граждане, 
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам, 
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени, 
8) мастера казенных заводов и т.д.

Ревизские сказки: первая ревизия

Результаты переписей населения 1700 – 1710-х гг. не удовлетворили Петра I. С 1718 г. он принимает ряд указов, которые упорядочивали сбор податей. Единицей налогообложения вместо двора становилась душа мужского пола, т.е. любой мужчина податного сословия, независимо от возраста.

Для учёта населения проводились переписи – ревизии, результаты которых фиксировались в специальных документах – ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать», т.е. запись сведений, полученных со слов. Сказками именовались и другие документы XVIII в., например, существовали офицерские сказки, представлявшие собой послужной список того или иного офицера.

Указы о проведении ревизии касались всех крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, татар и ясачных. В указе 1720 г. подчёркивалось, что переписи подлежит всё сельское население, включая дворовых людей. В перепись включались также особые категории крестьянства: бобыли, платившие ранее половинную подать, задворные и деловые люди, жившие во дворе у помещика или вотчинника. Это привело к включению всех этих категорий населения в единое сословие крепостных крестьян.

В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское), при этом подушную подать они платить были не должны. В 1721 г. в перепись были включено также все горожане: посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство (за исключением находящихся в отставке и пребывающих без мест), отставные солдаты и драгуны (но не их дети).

Даты проведения ревизий

Номер ревизии Дата указа о начале ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
I 26 ноября 1718 г.   1719-1727
II 16 декабря 1743 г.   1744-1747
III 28 ноября 1761 г.   1762-1765
IV 16 ноября 1781 г.   1782-1787
V 23 июня 1794 г.   1794-1808
VI 18 мая 1811 г.   1811-1812
VII 20 июня 1815 г.   1815-1826
VIII 10 июня 1833 г.   1833-1835
IX 11 января 1850 г.    
X 3 июня 1857 г. (в источнике – 26 августа 1856 г.)   1857-1860

Первая ревизия по форме была ещё близка к писцовым книгам. Сведения по каждому населённому пункту приводились сплошным текстом, возраст указывался буквенной цифирью, например: «Тимофей Васильев, 40 лет, у него брат Ефим, 30 лет, у Тимофея сын Яков, 12 лет»

Вторая ревизия является переходным моментом к табличной форме: сведения о людях здесь приводятся в виде таблицы, но отсылки к прошлой ревизии даются перед описанием той или иной семьи: «написанный в прежнюю ревизию», «переведённый из такого-то села».

Вот пример из второй ревизии:

«Написанной в прежнюю перепись

18709 Алексей Тарасов 53

У него дети, рожденные после переписи

18710 Иван 23

18711 Яков 13

18712 Степан 4

18713 Еремей 11 недель».

В I и II ревизиях указывались физические недостатки человека (слепота, увечья и т.д.). Это предписывалось указом 1722 г.: «Ежели при свидетельстве и расположении полков на души явятся слепые, и весьма увечные, и дряхлые, и дураки, которые хотя конечно действия и пропитания о себе никакого не имеют, тех всех, не обходя никого, переписать…».

Изменения между первой и второй ревизиями фиксировались в специальных книгах выбывших после I ревизии. Такие же книги составлялись и после II ревизии. Вот пример такой книги:

«15026. Яков Никифоров, 7, отдан в рекруты

15029. Тимофей Дмитриев, 78, умре

15034. Кирсан Яковлев, 26, переведен в 737 году в Смоленской уезд в Быковский стан в вотчину оного ж Нелединского в деревню Бортневу».

Начиная с III ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (эта графа заполнялась, например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведён в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 г. (правда, впоследствии некоторые изменения претерпел бланк). В третьей ревизии впервые учитываются женщины: они перечисляются вместе с мужчинами, для них указывается происхождение («старинная такого-то села и владельца», «взята из деревни такой-то»).

Формуляр IV и V ревизий 1782 и 1795 гг. не претерпел никаких изменений по сравнению III ревизией.

Для VI и VII ревизий 1811 и 1816 гг. создаётся новый бланк, однако принципы записи информации остаются прежними. В VI ревизию не были включены женщины, начиная с VII ревизии для них указывается только возраст на нынешнюю ревизию, происхождение и перемещения больше не фиксируются (поэтому при отсутствии метрик проследить по ревизиям первой половины XIX в., откуда была жена какого-либо человека или куда были выданы замуж его дочери практически невозможно).

Бланк VII ревизии использовался без изменений вплоть до X ревизии 1858 г. Кроме того, в первой половине XIX в. подавляющее большинство ревизских сказок составлялось с использованием специальных бланков (в отличие от XVIII в., когда использовались в основном разлинованные листы).

Ревизские сказки составлялись на определённый населённый пункт или его часть (если, например, в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи и тот, кто её проводил (помещик или староста), а также секретарь. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец – его полное имя и чин.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

Материалы этих ревизских сказок (так же, как и переписей 1709 – 1718 гг.) поступали в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Именно в архиве этого учреждения сформировалась коллекция ревизских сказок, которая в настоящее время представляет собой фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» Российского государственного архива древних актов в Москве, где они описаны во 2 и 3 (наряду с делопроизводственными материалами) описи.

Таким образом, ревизские сказки первой половины – середины XVIII в. по всей территории Российской империи (там, где они составлялись) необходимо искать в первую очередь в РГАДА. Однако в некоторых областных архивах ревизские сказки ранних ревизий (чаще всего третьей, но и иногда даже второй и первой) встречаются в составе фондов казённых палат.

Работа с ревизиями строится на изучении всего сохранившегося массива записей по определённому населённому пункту. При этом нужно изучать и близкие по времени ревизии (например, 1811 и 1816, 1850 и 1858), так как они каждая ревизия ссылается на предыдущую, и при пропуске одной из ревизий могут быть потеряны какие-либо ценные сведения (из которых наиболее важной является информация о перемещениях).

Ревизские сказки переплетены обычно в большие тома, которых по уезду может насчитываться несколько десятков. В некоторых архивах эти тома расписаны по населённым пунктам или владельцам (тогда можно сразу перейти к нужному селу или деревне), в некоторых – для того, чтобы найти нужный населённый пункт приходится просматривать весь уезд. Если по интересующим вас людям есть указания, что они переселены из другого места, необходимо в первую очередь найти этот населенный пункт по той ревизии, которую вы изучаете и только потом продолжать работу вглубь.

Стоит учитывать, что весьма значительная часть населения в ревизских сказках не имеет фамилий. В связи с этим, переходя к изучению ревизских сказок IX – X ревизии от источников более позднего периода, желательно знать не только имя, но и отчество и предполагать возраст, потому что, например, Василиев в одной деревне может быть несколько десятков.

Достаточно сложным в работе с ревизскими сказками является переход к материалам I – III ревизий, хранящихся в РГАДА. Связано это с тем, что в 1775 г. была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трёхзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьёзно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX в. не соответствуют уездам более раннего периода.

Имея дело с ревизскими сказками до середины XVIII в. можно не задумываться о том, к какой губернии или провинции относились интересующие вас населённые пункты, так как это не играет никакой роли в поисках. Основным вопросом становится, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня. Заголовок ревизской сказки по описи выглядит следующим образом: «Книга переписная помещичьих крестьян Псовского и Корнитского станов Крапивенского уезда». Поиск дел по стану и уезду (если они известны) проблемы не составляет, так как к описям в РГАДА существует географический указатель, но вот сами дела, которые содержат иногда 700 – 800 листов, придётся смотреть целиком.

За исключением сложностей с географией поиск по материалам РГАДА отличается от изучения документов более позднего периода незначительно.

Летом 1917 года по решению Временного правительства проводится Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись. Одновременно проводилась и перепись населения в городах и поселениях городского типа. В подворной карточке имелись следующие разделы: фамилия, имя домохозяина, его возраст, семейное состояние, землевладение, сельскохозяйственный инвентарь, скот, торгово-промышленные заведения, количество найма сельскохозяйственных рабочих — всего 187 пунктов.


Bcnjxybr^ https://lektsii.org/13-67560.html

  • Ревизские сказки епифанского уезда
  • Ревизские сказки годы проведения
  • Ревизские сказки макарьевского уезда костромской губернии
  • Ревизские сказки вятской губернии 1858 года
  • Ревизские сказки бугульминский уезд