Ревизские сказки башкортостана за 1859 год

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу москве и уездным городам московской губернии за вторую половину

Три миллиона посетителей и почти семь миллионов страниц: как развивался сервис «Моя семья» в первый год работы

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу Москве и уездным городам Московской губернии за вторую половину XIX — начало XX века. Главархив Москвы

С октября 2021 года сервис пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, на сайте уже есть исламские, иудейские, католические и евангелическо-лютеранские записи. Все они доступны на русском языке.

В декабре прошлого года Главархив Москвы запустил онлайн-сервис «Моя семья», благодаря которому все желающие могут узнать больше о своих предках. Сервис включил в себя сведения из всех метрических книг, которые хранятся в московском архиве, — на данный момент опубликованы более семи миллионов страниц. Количество интернет-пользователей ресурса растет с каждым днем, и сегодня его аудитория составляет более трех миллионов человек.

«Одна из самых частых причин, почему горожане обращаются в архив, — это поиск сведений о своих предках. Если горожанам интересно выяснить семейную историю до 1917 года, то здесь нельзя обойтись без помощи метрических книг. Раньше для работы с ними нужно было приезжать в архив. С открытием сервиса найти всю необходимую информацию стало возможно не выходя из дома. Сейчас в “Моей семье” доступно уже более семи миллионов страниц метрических записей, и каждый месяц мы пополняем их количество. Здесь уже собраны православные, иудейские, исламские, католические и лютеранские метрические книги, а в следующем году мы добавим записи армяно-григорианской церкви и данные старообрядцев», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

В первую очередь в сервисе начали выкладывать метрические книги православных церквей, так как эти записи чаще всего запрашивают горожане. Жители получили доступ к метрическим книгам более 1400 храмов. Записи в них вели с 1772 по 1917 год. Сведения рассказывают о рождении, браке и смерти жителей Москвы и Московской губернии с конца XVII века до 1917 года. Именно церкви до 1917 года выполняли функции современных отделов ЗАГС — вели записи актов гражданского состояния. Так как православных книг в архиве очень большое количество, новые записи из них добавляются в сервис каждый месяц. Чтобы найти данные о своих предках, нужно знать их полное имя, год рождения, название церкви, где их крестили, или адрес, по которому они родились. Также для поиска желательно знать имена родителей разыскиваемых предков.

Почти 10 процентов пользователей сервиса — жители других государств. Материалы онлайн-сервиса просматривают пользователи из Швеции, Китая, Великобритании, Австралии, Ирландии, Бельгии, Японии, Аргентины, Канады, Таиланда и других стран — всего жители 50 государств. Активнее всего онлайн-сервисом «Моя семья» пользуются жители из Германии, за ними следуют граждане Беларуси, Швеции, Франции и Великобритании.

В связи с международным интересом с октября этого года «Мою семью» пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, в сервисе опубликовали все исламские метрические книги, которые хранятся в Главархиве. Их можно прочитать на русском языке. Эти книги вели в двух соборных мечетях. Первую построили в Москве в первой четверти XIX века, вторую — в 1904 году в Выползове переулке в Мещанской части Москвы.

Ревизские сказки башкортостана за 1859 год

Онлайн-сервис «Моя семья» начинает пополняться метрическими книгами мировых религий

28 ноября Главархив опубликовал иудейские метрические книги по Москве и уездным городам Московской губернии за 1870–1918 годы. Они также доступны на русском языке. Сохранившиеся в фонде Московской хоральной синагоги книги и тетради отдельно предназначались для регистрации рождений, бракосочетаний, разводов и смертей. До 1890-х годов их вели только в Москве. Это связано с тем, что жители поселений, где не было казенных раввинов, должны были обращаться к раввинам ближайших городов. Однако к концу XIX века число иудеев в Московской губернии увеличилось, и с 1890-х годов там также стали регистрировать актовые записи.

Истории московских семей: Главархив опубликовал иудейские метрические книги

К католическому Рождеству 25 декабря пользователи получили доступ к почти 100 метрическим книгам католических и евангелическо-лютеранских церквей Москвы. Самые ранние из них датируются 1694 годом. Большинство книг можно прочитать на русском языке, но ранние записи сделаны на латинском и немецком. В начале прошлого века католические метрические книги вели в церкви Святого Людовика и римско-католической Петропавловской церкви. Записи о лютеранах заполняли в евангелическо-лютеранских церквях Святого Михаила и Святых Апостолов Петра и Павла.

Ревизские сказки башкортостана за 1859 год

Узнать о своих предках католиках и лютеранах теперь можно на сайте Главархива Москвы

Помимо метрических книг в онлайн-сервисе «Моя семья» доступны ревизские сказки, аналоги современных переписей населения, и исповедные ведомости — посемейные списки прихожан церкви. Помимо россиян, в ревизские сказки включали иностранцев, которые приняли российское подданство. Исповедные ведомости, которые сохранились в Главархиве, относятся только к православным церквям Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов.

Узнать о предках: в онлайн-сервисе «Моя семья» разместили ревизские сказки

По ревизским сказкам можно узнать полный состав семьи и возраст ее членов. Сейчас в онлайн-сервисе размещено более 420 тысяч страниц таких переписей, в которых отражена информация о купцах, мещанах, крестьянах и ремесленниках. Такие документы очень ценны для генеалогического поиска. В среднем ревизии проводились раз в 10 лет и реже. С 1795 до 1858 года их проводили шесть раз. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносились сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, поскольку эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия. А вот дворяне туда не включались совсем.

В исповедных ведомостях писали про всех членов семьи, кроме детей в возрасте до одного года. Благодаря этим документам можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Продолжается их оцифровка и размещение на сайте. Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто пришел на исповедь, кто причащался. Помимо имен там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.

1(964309)

15 Марта 2021

Начало пути

Национальный архив Республики Башкортостан зарождался в двадцатые годы прошлого века. Впрочем, история архивного дела начинается еще столетием раньше, когда велись местные архивы, ревизские сказки и прочие записи. Большое значение для последующего развития Национального архива в Башкирии внесла Оренбургская ученая архивная комиссия (ОУАК), которая изучала, в том числе описи архивов учреждений Уфимской губернии и вела переписку с Уфимским губернским статистическим комитетом. Сохранилась и фамилия первого историка и археолога края – Р. Г. Игнатьева.

Но официальное рождение Архив Башкортостана отмечает с 11 августа 1919 года, когда Уфа стала местом для нового губернского архива — отделения Главного архива РСФСР. Это было очень важное решение — в годы Гражданской войны немало ценных документов было утрачено, бумаги безжалостно расхищались и уничтожались. Порой бумагу переводили на топливо, обертку или на папиросы. Основными задачами организаторов архива стали собирание, упорядочение, систематизация и сохранение архивных документов, многие из которых сохранились с девятнадцатого века.

Начало было положено, но работы впереди предстояло еще много. Республика только-только зародилась. У учреждения не было подходящего помещения, а в штате числилось только два человека: заведующий, профессиональный архивист и революционер Борис Гинзбург-Кольцов и сторож. Но дело сдвинулось с мертвой точки.

Через год в Стерлитамаке организуют Архив Башкирской АССР. Надо сказать, что архивное дело в республике было уникально: Башкирия оказалась первым субъектом в Советской России, где было учреждено Управление архивным делом. Несмотря на все трудности, специалисты сумели собрать и сохранить семнадцать архивных фондов, среди которых были фонды Канцелярии Уфимского губернатора, Губернского правления, Губернского жандармского управления. Работа башкирских архивистов оказалась настолько успешной, что в 1920 году ее изучила специальная комиссия. На основании этого появился проект декрета «О взаимоотношениях между Главным управлением архивным делом и архивными учреждениями автономных республик», который касался не только Башкирии, но и других республик, входивших в состав РСФСР. Так что на этом поле башкирские архивисты стали первопроходцами.

В августе 1922 года Уфимское отделение Главархива и Управление архивным делом БАССР объединяются в один Центральный архив Башкирской АССР. С тех пор он еще много раз поменяет имя — как меняла его и республика – и будет переходить в ведение то одного министерства, то другого.

Дальнейшее развитие архива

image1.jpg

Огромную часть деятельности сотрудников занимала справочная работа. Дело в том, что во время Гражданской войны через Башкирию проходила линия фронта. И именно в архивах республики сохранились сведения о том, где служили многие граждане в 1918-1920 году. Такие запросы, о точном месте своей службы, приходили не только от местных жителей, но и со всей страны — и на все надо было отвечать.

При рассказе об архивном деле в тридцатые годы, обязательно должна быть упомянута фамилия академика М.К. Любавского, арестованного в 1930 году по так называемому «академическому делу». Уфа стала местом ссылки этого ученого. Он много лет отдал работе, связанной с историей края. Некоторые из его монографий были опубликованы только в середине девяностых годов XX века. Академик Любавский был не только историком, но еще и видным специалистом в области архивного дела, преподавателем и автором пособия «История архивного дела в России». Он не только вел свои работы, но еще и общался с сотрудниками. Хотя в то время отношение к нему было неоднозначным. В претензиях, которые предъявлялись выдающемуся ученому, говорилось, что ему присуще «некритическое усвоение и передача основных положений и практики буржуазных архивистов». Видимо, именно достижения мирового архивного дела, которым была дана такая формулировка, оказали влияние на организацию архива.

В годы Великой Отечественной войны государственный архив принял эвакуированные фонды с территорий, которые находились во временной оккупации. Благодаря этому удалось сохранить архивные документы Калининской, Воронежской, Курской, Орловской областей, а также некоторые министерские архивы.

Новая веха в истории

image4.jpg

Новую страницу своей истории архив открывает в конце восьмидесятых годов, когда в стране начинаются серьезные политические перемены. Советские концепции архивного дела начинают пересматриваться, критикуется чрезмерная идеологизированность архивов. Центральный государственный исторический архив, как он назывался тогда, не мог остаться в стороне от этих процессов. Кроме того, в эти годы происходит открытие архивных фондов, повышается их общедоступность. Люди начинают интересоваться новейшей историей, своими корнями, историей своего народа. Родословная многих местных жителей становится доступной для изучения. В глазах общества архив превращается из простого хранилища документов, интересного в основном специалистам, в очень важный информационный ресурс.

С 2007 по 2010 годы в архиве проводится работа по оцифровке документов и созданию электронной базы пользования. В электронный формат переходит все больше функций архива, благодаря чему доступ к нему становится удобнее.

В 2015 году государственный архив собирались перевезти в Бирск. Это было не лучшей идеей — переезды не идут архивам на пользу, да и жители республики отнеслись к ней негативно. К счастью, удалось найти подходящее здание непосредственно в Уфе.

Тогда же, в 2015 году, архив получил новое имя – Национальный архив Республики Башкортостан. Он объединил в себе бывшие Центральный исторический архив и Центральный архив общественных объединений республики, а в 2018 присоединил Книжную палату.

Настоящее время

В настоящее время Национальный архив Республики Башкортостан хранит более 2,7 миллиона архивных дел и является крупнейшим в Приволжском федеральном округе. При этом его фонды непрерывно растут: каждый год на хранение передаются все новые документы.

Архив по праву может гордиться своими фондами, которые содержат:

  • особо ценные исторические документы с 1749 года;
  • документы дореволюционного периода;
  • документы советского периода;
  • фонды документов КПСС и ВЛКСМ;
  • фонды личных архивов.

В 2018 году в регионе была принята программа «Развитие архивного дела в Республике Башкортостан» на 2019-2024 годы. Благодаря ей материальная база учреждения улучшается и укрепляется, закупается новое оборудование. Повышается качество обслуживания населения.

Архив Башкортостана расположен по адресам: Уфа, улица Карла Маркса, 4; улица Советская, 7; Индустриальное шоссе,1. Здания архива отремонтированы и реконструированы.

Сотрудники архива прилагают немало усилий, чтобы население республики знало об их интересной и многогранной работе. За последние годы вышло немало сборников, статей в научных журналах. Были проведены выставки. Об архиве снимаются документальные фильмы и телепередачи. Работа архивистов становится более понятна для зрителей и читателей, а следовательно — более востребована.

Для посетителей созданы все условия. Читальный зал оборудован современной техникой, позволяющей работать с цифровыми копиями документов. Обеспечены доступом в архив и маломобильные граждане. Ежегодно сотрудники архива обрабатывают десятки тысяч запросов и число обращений растет.

Одна из самых волнующих тем для тех, кто обращается в архив — поиск родословной. На этом остановимся подробнее.

Как найти свои корни?

image3.png

Желающие узнать свою родословную также обращаются в архив. Чтобы узнать свои корни, можно пойти двумя путями:

  1. Обратиться в архив с соответствующим запросом.
  2. Попробовать поработать с архивными документами самостоятельно, в читальном зале.

Если вы обращаетесь в архив с желанием получить информацию о том или ином человеке из вашего рода, вам следует ответить на такие вопросы:

  • Фамилия, имя и отчество человека.
  • Для женщин — девичья фамилия.
  • Хотя бы приблизительную дату его рождения, точную указать не всегда возможно.
  • Место его рождения — губерния, уезд, район, город, деревня.
  • Место крещения или другого религиозного обряда, после которого велись записи в специальных книгах. Вопрос о вероисповедании также может оказаться очень важным.
  • К какому сословию принадлежал человек?
  • Какова его национальность?
  • Где и когда он умер? Возможно, вам известно его место захоронения?

Могут понадобиться и другие подробности из его жизни, например, вступление в брак, получение каких-либо чинов и титулов, образование. Возможно, у вас есть какие-то документы — предоставьте их копии, чтобы облегчить сотрудникам поиск.

В том случае, если вы решаете обратиться к поиску самостоятельно, вам придется поработать в читальном зале архива. Это непросто, но сотрудники охотно окажут вам помощь, а также предоставят специальные памятки, разработанные для тех, кто озаботился историей своего родословного древа. Перед тем как браться за розыск, почитайте соответствующую литературу. Ее можно найти в библиотеках.

Для того чтобы узнать историю предков, вам надо будет обратиться в архив того региона, в котором эти предки жили. В Башкирии это будет Национальный Архив. Подготовьте ответы на те же вопросы, которые нужны для обращения к архивариусу. А дальше вам предстоит увлекательная работа с документами, в ходе которой вы узнаете много интересного, в том числе и о себе.

Для тех, чьи корни — в Башкирии, есть еще один способ ознакомиться с историей своей семьи: обратиться к порталу «Башархив.рф». На нем выложены в открытый доступ материалы сельскохозяйственной переписи 1917 года по Уфимской губернии. Для поиска вам нужно знать, в каком именно месте проживал ваш предок. Выбрав нужный населенный пункт, вы получите список отсканированных документов. Просмотреть их придется построчно.

Республика Башкортостан в кон. 80-х — нач. 90-х гг.
 

   В 80-е гг. нерешенность и дальнейшее обострение соц.-экон. проблем, игнорирование интересов национально-гос. образований, неудовлетворение духовно-культ. запросов многонац. народа респ. обусловили активизацию обществ. движений в защиту нац. самобытности, за гос. суверенитет Башкортостана. С принятием 12 июня 1990 Декларации о гос. суверенитете Рос. Федерации появилась возможность ускорить реализацию этой задачи. В респ. прессе, начиная с авг. 1990, был опубликован ряд проектов Декларации о суверенитете Башкортостана, к-рые вызвали заинтересованное обсуждение общественности. Рабочая гр. През. ВС Баш. АССР, готовившая осн. проект декларации о суверенитете респ., исходила из того, что применительно к Башкортостану автономия исчерпала себя и полноценное развитие всех ее народов, выход из кризиса может обеспечить статус суверенной республики. 10 окт. 1990 проект был вынесен на рассмотрение сессии ВС БАССР и 11 окт. Декларация о государственном суверенитете Баш. Сов. Соц. Респ. была принята (245 нар. депутатов голосовали «за», 1 — «против», 4 воздержались). Баш. АССР была преобразована в Баш. Сов. Соц. Республику. В обращении ко всем гражданам респ. ВС Баш. ССР заверил: «Провозглашение государственного суверенитета позволит нам всем быть хозяевами на своей земле, покончить с бесконтрольностью, варварским использованием наших природных богатств, загрязнением воды и воздуха, направить весь экономический и духовный потенциал на более полное удовлетворение первейших нужд и запросов людей.          

   Декларация о государственном суверенитете республики гарантирует равные права и свободы всем проживающим на ее территории гражданам — независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии и иных различий, провозглашает право каждого народа на свободное развитие, сохранение и приумножение ценностей национальных культур».
   С принятием Декларации о гос. суверенитете наступил новый этап в жизни республики. Началась работа по утверждению нового государственно-правового статуса Башкортостана в составе Российской Федерации, совершенствованию системы зак-тва, органов представит., исполнит. и судебной власти, укреплению экономической самостоятельности, решению задач соц. и дух. развития республики. С 25 февр. 1992 Баш. ССР стала называться Респ. Башкортостан. 31 марта 1992 в Москве был подписан Федеративный договор и Приложение к нему от РБ. РБ в Договоре в числе др. названа суверенной, но в составе РФ. В Приложении к Договору зафиксировано право респ. иметь самостоят. систему зак-тва, судебную систему и прокуратуру, что земля, недра, природные богатства на терр. Башкортостана являются достоянием (собственностью) многонац. народа респ., что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются зак-твом республики. 3 авг. 1994 был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», к-рый признал право РБ самостоятельно решать проблемы, связанные с гос. устройством, собственностью, бюджетом, зак-твом, судоустройством, междунар. и внешнеэкон. деят-стью.
   В респ. сформировался проф. парламент — Гос. Собрание — Курултай, состоящее из двух палат. 12 дек. 1993 был всенародно избран первый Президент РБ. Значительно выросла компетенция респ. органов: они стали решать осн. вопросы экон., соц. и культ. развития Башкортостана. Сложилась многопартийная система, возникли обществ. объединения. В 1995 в Мин-ве юстиции РБ было зарегистрировано 7 партий. Действуют 180 обществ. объединений. Среди них — «За новый Башкортостан», респ. центр «Дружба», баш., рус., тат., чуваш., марийский и др. нац.-кульг. общества (см. Политические партии, общественно-политические организации и движения).
24 дек. 1993 принята новая Конституция РБ, в к-рой респ. провозглашена суверенным дем. гос-вом, к-рое строит свои отношения с РФ на основе двусторонних договоров и соглашений.
Кр. событиями в обществ.-полит. жизни Башкортостана стали респ. референдумы, проведенные 25 апр. 1993 и 17 дек. 1995. 75% участвовавших в первом референдуме (70,5% нас.) высказались за экон. самостоятельность респ. и договорные отношения с РФ, во втором 84,4% участвовавших (73,7% нас.) ответили «нет» на вопрос «Должна ли земля в РБ быть объектом неограниченной купли-продажи?» и 79,1% вновь поддержали политику по укреплению экон. самостоятельности РБ в составе обновленной России.
   Экон. развитие респ. в этот период тесно связано с общерос. ситуацией спада произ-ва, разрыва сложившихся хоз. связей, кризиса неплатежей, дифференциацией нас. по уровню доходов, ростом безработицы. Однако кризисные явления в РБ были неск. смягчены благодаря осуществлению рыночных преобразований при координирующей и регулирующей роли гос-ва. Падение темпов пром. произ-ва оказалось меньшим, чем в РФ в целом. Центр. звеном реформирования экономики явилась приватизация. По респ. к 1996 приватизировано более 1100 пр-тий, на к-рых работали св. полумиллиона чел. — более трети занятых в нар. х-ве.  

   Собственность приватизир. пр-тий составляла: в пром-сти — 80%, стр-ве — 65%, в отраслях связи — 85% общей стоимости осн. фондов, доля гос. собственности — 61%. В осн. были завершены приватизация малых и ср. пр-тий, коммерциализация торговли и службы быта.
Опираясь на собств. ср-ва, бюджет респ. обеспечивает доп., помимо общефедеральных, меры по соц. защите населения. Строятся дороги, открываются школы, музеи, печатные издания и науч. учреждения, проводятся мероприятия всерос. и мирового значения: Всемирный курултай башкир (1-2 июня 1995), ежегодные международные Аксаковские праздники (с 1991), Междунар. конкурс им. М.И.Глинки (1995), Междунар. фестиваль тюркоязычных театров «Туганльгк» (1994, 1996) и мн. др.

3 июля исполняется год, как ушел из жизни известный ученый-историк Булат Сабирович Давлетбаев. Его научные труды, авторские разработки по научному краеведению и профессиональная деятельность в Башкирском государственном педагогическом университете сыграли благотворную роль в развитии краеведения и профессиональных кадров в Мечетлинском районе.

2e3e2d60781898227ddeaf3a5763ea0a

Булат Сабирович родился 20 июля 1937 г. в селе Большая Ока. Удивительно, что будущий жизненный путь ученого ясно просматривался уже в школьные годы. Его отличали огромная тяга к знаниям, любовь к учению и особое отношение к книгам, которые в тех условиях ему приходилось искать самостоятельно. Поступление в педагогический институт в Уфе, успешное его окончание и работа учителем истории в родном селе, поступление в аспирантуру Башкирского филиала Академии наук СССР и защита кандидатской диссертации в Институте истории СССР в Москве были важными вехами профессионального и жизненного роста. Научно-исследовательская работа, преподавание и подготовка публикаций были устойчивой триадой деятельности ученого.

Булат Давлетбаев написал множество научных работ на тему аграрной и социально-экономической истории Башкортостана, которые получили широкое признание в профессиональной среде. Но здесь хотелось бы подчеркнуть значение его трудов по истории Мечетлинского района. Ученый большое внимание уделял тому, чтобы документальные исторические источники и научные факты стали известны широкой общественности, использовались в процессе школьного обучения и краеведческой работы. Его книга об истории села Большая Ока и особенно публикации документальных сборников с переписями населения 39 сел Мечетлинского района Республики Башкортостан – стали бесценными источниками исторической информации. Перечисленные работы Булата Давлетбаева уже не один десяток лет активно используют краеведы и учителя истории, их материал лег в основу семейных генеалогий, незаменим при проведении праздников «Шежере-байрам».

Булата Сабировича, как педагога и историка, земляки вспоминают с особой теплотой и признанием.

Гаяз Сафин, бывший главный инженер совхоза «Айский», глава администрации Большеокинского сельского совета, ныне пенсионер: «Булат-абый – мой школьный учитель, он давал глубокие знания. Это подтвердилось тогда, когда я начал учиться в вузе Казани. Мы, будучи сельскими выпускниками, имели подготовку не хуже, чем у городских ребят, а в чем-то даже обгоняли их по знаниям. А это говорит о высоком качестве обучения в школе. В последующем Булат-абый, несмотря на занятость и высокие должности, никогда не забывал свою родину. Сегодня многие ссылаются на труды Булата Давлетбаева, его имя как авторитетного специалиста по истории можно услышать довольно часто. Нашей семье он помог составить четыре шежере, и за это ему также спасибо».

Рамиля Сагдатова, бывший учитель истории Большеокинской средней школы, ныне пенсионер: «Я училась на историческом факультете Башкирского государственного педагогического института в 1975‑1981 гг. В то время Булат Сабирович был деканом. Мне довелось сдавать ему экзамен и зачеты. Он спросил, откуда я родом. Так состоялось наше знакомство. В 1990-х гг. Булат Сабирович оказал колоссальную помощь в основании школьного музея Большеокинской средней школы. Он был замечательным учителем и хорошим человеком, это проявлялось в личном общении. Очень важны книги «Большая Ока. История села» и «Родословная окинцев», которые помогают нам и нашим детям узнать прошлое. Кто бы ни пришел к нам, ищут в книге по родословной свои корни, строят и восстанавливают генеалогические цепочки. Мы очень благодарны Булату Сабировичу и помним его».

Рауф Афлятунов, бывший зоотехник, ныне пенсионер: «Труды Булата Сабировича «Большая Ока. История села» и «Твое шежере» послужили для нас кладезем информации по ранней истории деревни Азикеево, стали незаменимы в поиске корней нашей фамилии. Основными источниками для составления нашего родового дерева стали опубликованные в книге «Твое шежере» ревизские сказки 1834 и 1859 гг., подворные карточки переписей 1917 и 1920 гг.».

Роза Хадыева, учитель истории и обществознания лицея № 1 села Большеустьикинское: «Я окончила историко-английский факультет Башкирского государственного педагогического института в 1983 г. В то время деканом факультета был Булат Сабирович. Он запомнился мне как глубоко порядочный человек, который с большим уважением относился к студентам. Я помню, как он вел занятия и нередко проводил со студентами экскурсии по Уфе, рассказывал об истории возникновения отдельных зданий и их архитектуре. Булат Сабирович является для нас примером настоящего ученого, который без пафоса делал настоящее дело».

Любовь Корягина, учитель истории и обществознания лицея № 1 села Большеустьикинское: «Училась в Башкирском государственном педагогическом институте в 1979‑1984 гг. Писала под руководством Булата Давлетбаева курсовую, а затем и дипломную работу по истории села Большеустьикинское. Он много времени проводил в архиве и брал меня с собой. Научил правильному анализу документов, требовал ответственно относиться к слову, а собственные выводы подвергать критическому анализу, перепроверять по другим источникам. В школе мы часто пользуемся трудами Булата Сабировича на внеурочных занятиях, особенно на мероприятиях, связанных с краеведением. Они помогают разрабатывать с учениками такие темы, как история возникновения Устьикинска, история нашей церкви, история школы, были работы по истории семей Крючковых, Лешковых, Запольских, Томиловых».

Динара Доос, учитель истории и обществознания лицея № 1 села Большеустьикинское: «Окончила историко-английский факультет в 1988 г. На мой взгляд, Булата Сабировича как педагога отличало стремление поддержать у студентов тягу к знаниям, качественное образование он считал основой последующей успешной работы. Видимо, из такой установки вытекало и другое обстоятельство – чуткое внимание к бытовой стороне вплоть до живого участия в здоровье и условиях проживания в общежитии студентов факультета. Второй отличительной чертой Булата Сабировича был постоянный интерес к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников исторического факультета. Он всегда интересовался их преподаванием и от души, искренне радовался достижениям своих учеников».

Лена Гайнанова, учитель истории, обществознания и английского языка Большеокинской школы: «Мне посчастливилось учиться у Булата Сабировича, тогда он работал деканом историко-английского факультета и вел курс лекций по истории Отечества. Он запомнился мне способным и требовательным организатором, который в каждом студенте видел человека. Как сегодня, я помню аудиторию № 2, Булата Сабировича за трибуной и его голос – мягкий и завораживающий. Каждое историческое событие он описывал настолько ярко, живо и достоверно, что у нас – студентов создавалось впечатление, что мы сами были участниками тех или иных событий. Сейчас, работая учителем истории, я придерживаюсь того же принципа: любое событие необходимо «увидеть» самой, чтобы ученики тоже смогли его «пережить».

Булат Сабирович научил меня записывать воспоминания старожилов, собирать исторические источники, пробудил желание изучать историю родного края. Он открыл для меня двери архивов, расположенных в Уфе, Перми, Екатеринбурге, и, незаметно поддерживая и направляя, привил умение работать с документальными источниками. Много сил, времени и кропотливого труда вложил Булат Сабирович в исследование истории села Большая Ока, в изучение родословных жителей населенных пунктов Мечетлинского района. Он был настоящим патриотом своей малой родины. Думаю, что именно любовь к родному краю, своему народу сделали его высокопрофессиональным историком. Видимо, нам предстоит еще оценить вклад великого ученого и педагога в исследование местной истории и подумать об увековечении памяти известного историка в его родном районе».

Гюзель Гильметдинова, учитель истории и обществознания Алегазовской школы: «Обучалась у Булата Сабировича в 1995–2000 гг., и главным моим наставником за годы учебы был именно он. Мы не пропускали ни одной его лекции по истории России ХIХ века. Получили хорошую подготовку в области краеведения. Булат Сабирович был научным руководителем моей дипломной работы. При подготовке диплома я вместе с научным руководителем училась работать в архиве, собирать материал, а затем анализировать и систематизировать полученные сведения. Меня поразила домашняя библиотека ученого, из которой он давал мне дополнительные материалы. После окончания вуза мы не теряли связь. Несколько раз я заезжала к нему – проведать его или при необходимости попросить совета в краеведческом исследовании. С его помощью мы восстановили родословную одной из семей нашего района. Он помог доказать, что книги, оставленные по завещанию (которое должно было быть исполнено через 70 лет), были составлены на персидском языке и принадлежали шакирдам медресе Зайнуллы-ишана. Я никогда не забываю упомянуть, что училась у Булата Сабировича и храню о нем самые теплые воспоминания».

Чтить память о нашем земляке Булате Давлетбаеве, который оставил добротное научное наследие для последующих поколений профессиональных историков, школьных преподавателей и краеведов, – это значит сделать шаг в направлении его сохранения и осмысления.

Заместитель директора Национального архива РБ Гульнара Калимуллина рассказала, когда родился город и какие тайны хранят архивные материалы

— Как же быстро бежит время! Оказывается, прошло уже четырнадцать лет с интервью, когда мы с вами, Гульнара Тимерьяровна, обсуждали предстоящую большую дату: 450-летие вступления Башкирии в состав Российской империи. А уже через три года и Уфа отметит такой же юбилей, самое время обратиться к имеющимся в вашем архиве документам. Годом основания Уфы, по версии одного из первых краеведов Василия Юматова, признан 1574-й, в то же время другой известный исследователь и наш земляк Петр Рычков датой рождения города называл 1586-й. Что можете сказать по этому поводу?

— Я вас разочарую: официально никак не могу комментировать эти факты! Поскольку в наших фондах на этот счет нет никаких документов.

— Но личное мнение, как историк по образованию, вы наверняка имеете?

— Как и большинство коллег-историков, считаю верной официальную версию – 1574 год. А в 1586-м Уфа уже получила статус города. С того момента она упоминается в государевых официальных бумагах, в том числе в разрядных книгах – впервые в 1586, а потом в 1590, 1592, 1593 и последующих годах.

В фондах нашего архива самые ранние документы датированы 1749 годом. Сведения об Уфе с середины XIX века выходили в различных источниках, начиная с первой официальной газеты — «Оренбургские Губернские ведомости», потом «Уфимские Губернские ведомости» (выпуски этих газет за некоторые годы есть в нашем архиве), в «Адрес-календарях» Уфимской губернии, а также в ежегодных официальных статистических отчетах — они, кстати, собраны в нашем архиве с 1832 года.

— Хотелось бы полистать эти отчеты. Очень любопытно знать, по каким позициям отчитывались тогда чиновники, что фиксировалось в статданных.

— Давайте полистаем! Но как это ни удивительно, привычное для современного человека название — «отчет об экономическом состоянии города» — использовалось уже и тогда. В отчете за 1837 год, к примеру, в Уфе значится: каменный мост – 1, деревянных — 6, улиц и переулков — 67, а площадей — 5, садов публичных, общественных – 1, частным лицам принадлежащих — 21, пустопорожних мест под постройку домов – 1250, кладбищ — 2. В городе, судя по отчету, было всего 50 уличных фонарей!

— Стало быть, Уфа погружалась в полный мрак?! Наверняка была тогда и преступность?

— Из этого же отчета узнаем, что в 1837 году судом вынесено решений: по 16 уголовным, по 89 следственным и по 41 долговому делам, по разным другим предметам – 4174, а всего рассмотрено 4850 дел. А в отчете за 1852 год, к примеру, приводятся такие цифры: грабежей и разбоя – 12 случаев, расточительства — 8, дурное поведение – 5, ослушание начальства – 6, мошенничество — 8, маловажные вины – 62, воровства – 289.

— Воровство в разы превышало другие виды преступлений! А «ослушание начальства» вызывает лишь улыбку. Кем были уфимцы, чем занимались, есть что-то об этом в отчетности?

— В разделе «народонаселение» указано число жителей – 11440. По роду занятий первым стоит духовенство — 27 человек, вторыми – благородность, включая 1 генерала, 9 штаб-офицеров, 95 обер-офицеров, в гражданских ведомствах служило всего 395 человек. Священнослужителей мужчин – 21, женщин – 17, церковнослужителей мужчин – 20, женщин – 7. В графе «почетные граждане» указано 4525 разночинцев (из них мужчин – 2343, женщин – 2152), а в строчке «актеры театральные» стоит прочерк. Любопытно отражена занятость в купечестве: 1-й гильдии – прочерк, во 2-й гильдии мужчин -1, женщин – 3, а больше всего в 3-й гильдии, где мужчин – 170, женщин – 182. А вот еще интересно: за 1837 год зарегистрировано всего 125 браков, из них «холостяки с девицами» — 100, «холостяки с вдовами» — 8, «вдовцы с девицами» — 8, «вдовцы с вдовами» — 9.

В отчете отражена даже такая деталь, как наблюдение за природой: Белая вскрылась ото льда 13 апреля в 2 часа ночи, а встала 6 ноября.

— Складывается впечатление, что чиновники на местах лишь заполняли присланные из Санкт-Петербурга или Москвы таблицы. Из года в год отчеты, получается, повторялись?

— Все отчеты написаны безукоризненным каллиграфическим почерком, готовых типографских бланков тогда еще не было. Содержание повторялось по основным позициям, но заметно и развитие города, рост числа жителей, появление новых объектов. Посмотрите, отчет за 1852 год: он начинается с раздела «сведения топографические», где указано, что город находится на слиянии рек Белая и Уфа и что они вскрылись ото льда 11 апреля в 2 часа утра. Тут же указывается, что жители «довольствуются водою ближайшей реки Белой, а также 426 придомовыми колодцами и 9 казенными». Далее, как и в предыдущем отчете, указано число мостов (2), земляных дамб (4), улиц, переулков (52), тротуаров (6), огородов (825), кладбищ (2). И вновь сообщается о пустующих землях (1020 десятин 1302 сажень), отведенных под постройку домов.
Число жителей достигло 14201, в том числе 320 чиновников, 29 учителей, а повивальных бабок по-прежнему лишь 2. Купечества – 1914, военных — 736, а также 382 отставных, дворовых – 503, крестьян – 509, мещан и посадских – 5967, служащих и конторщиков – 2710. Купец 2-й гильдии в Уфе проживал один, купцов 3-й гильдии было 38 человек, а купцов 1-й гильдии так за 15 лет и не появилось! Родившихся за год зарегистрировано 589, из них мальчиков 300, девочек 289, умерших – 647 человек, в том числе мужчин – 302, женщин – 345. Причем в этом отчете родившиеся и умершие указаны по месяцам, отдельно сообщается о «скоропостижно умерших», «несчастные смертные случаи», «насильственно лишенные жизни».

Ежегодно с 21 января по 1 февраля в Уфе проходила ярмарка, куда съезжались торговцы из других городов и сел. В отчете за 1852 год сказано, что товаров было отгружено на 298980 рублей серебром, а продано на 124086 руб. серебром. Видите, как четко велась бухгалтерия. Далее отмечено, что в Уфе было всего 46 заводов, где трудились 369 рабочих. Кирпичных заводов было аж 33, кроме того, работали кожевенные, мыловаренные, пивоваренные, свечные, сальные, изразцовые производства.

— А где магазины указаны? Давайте взглянем…

— Тогда еще в ходу был термин «лавка», таких в Уфе было 115. Хлебных – 7, бакалейных – 4, галантерейных – 6, москательных (бытовая химия, как сегодня бы сказали) – 3, трактиров и гостиниц — 3, харчевень – 1, погребков – 2, питейных домов -12, портерных -1.

Сам факт наличия 33 кирпичных заводов говорит о «строительном буме». В отчете даны цифры и по занятым в различных ремеслах уфимцах: портных – 22, сапожников – 31, кузнецов – 18, слесарей – 14, медяков – 9, серебряков – 6, часовщиков – 8, токарей – 2, резчиков – 2, модисток – 2, столяров – 3.

— А нет ли строчки про городскую казну, из каких налогов она формировалась?

— Посмотрите, есть даже раздел «Бюджет города»! А в строчке «Хозяйство города» записано: «В 1852 году получили дохода 1960 рублей 64 копейки от хозяйственной деятельности, кроме того от прошлых лет капитал – 5085 рублей 43 ½ копейки».
Указаны и общественные заведения, куда в том числе направлялись бюджетные средства. Например, в духовной семинарии служили 10 учителей, а обучался 151 семинарист, в гимназии служили 11 учителей, обучалось 167 гимназистов. В больнице работали 3 чиновника – врача, 13 служащих, а за год там побывало на лечении 376 горожан, 21 человек умер. В Доме умалишенных состояло на службе 2 врача, 6 служащих, 23 человек находились на лечении, умер 1.

— А есть ли документы, касающиеся самой городской власти, кто управлял Уфой, чем это регламентировалось?

151 год назад, 12 июня 1870 года вступило в силу Положение о Городской управе, которую возглавлял городской голова. А Положение от 16 июня 1870-го регламентировало выборы гласных в Городскую Думу, которая избирала исполнительный орган –управу сроком на 4 года. В этих же документах прописано, что Городская Дума занимается «благоустройством, транспортом, освещением, отоплением, канализацией, водопроводом, школами, банками, торговлей, городскими сборами и налогами, принимает пожертвования». На Городскую Думу также возлагалось утверждение сметы доходов и расходов. Она же определяла порядок деятельности Городской управы. В свою очередь «Городская Управа заведовала школьным, медицинским, благотворительным делом». А вся хозяйственная деятельность управы контролировалась Губернским по городским делам Присутствием и Министерством внутренних дел.

— Надо же, как все созвучно с современными практиками! И какое счастливое совпадение: положение о Городской Думе принято 12 июня – стало быть, не случайно День города отмечаем в это время…

— Это действительно счастливое совпадение, корнями уходящее в глубь веков. Смею предположить, что положения о Городской Думе и Городской управе появились одномоментно во всех российских городах именно 12 июня 1870 года. А уже в новейшей истории Верховный Совет РСФСР в 1990 году провозгласил 12 июня Днем России – как праздник государственного суверенитета. И Уфа удачно выбрала дату празднования Дня города – тоже 12 июня.

— Уфа постепенно меняла свой облик: от стихийной застройки она перешла к развитию по Генплану, сохранились ли в вашем архиве документы на этот счет?

— В нашем архивном фонде хранится «Дело по Указу Оренбургского Губернского правления от 22 марта 1817 года о составлении нового проектного плана на губернский город Уфу и при нем дело о разбитии улиц города Уфы на кварталы». А уже в мае – июле 1819 года указания были исполнены и появились «Планы разбития улиц Уфы на кварталы», все эти документы хранятся также в нашем архиве и представляют большую ценность для изучения собственности на землю в разные годы, они очень востребованы историками и архитекторами.

— Хотелось бы коснуться и культуры: любое поселение эволюционирует в город, лишь развивая сферу образования и просветительства. Новой точкой отсчета в развитии Уфы, безусловно, стало строительство Аксаковского дома на пожертвования жителей – факт достаточно известный. А о чем еще готовы поведать фонды Национального архива в этой связи?

— Иногда совершенно неожиданно в архивных документах всплывают строчки, раскрывающие суть многих вещей. Я как-то наткнулась на хранящееся в наших фондах письмо ректора Казанского университета Николая Лобачевского к губернатору с просьбой оплатить учебу в университете двух башкир – Халила Шарипова и Бикарслана Субханкулова, чьи отцы состояли на службе в башкиро-мещерякском войске. О чем это говорит? Во все времена великие учителя, каковым был Николай Лобаческий, старались поддержать талантливых студентов. Так, собственно говоря, постепенно формировалась национальная интеллигенция. Кстати сказать, в архиве достаточно много документов, касающихся обучения мусульманских священнослужителей – для них организовывали курсы обучения русскому языку, чтобы они в свою очередь помогали прихожанам составлять необходимые деловые бумаги, вести переписку. Сохранились документы об открытии школ для башкир, а также о дальнейшем обучении способной молодежи в университетах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга.
Власти понимали, что для поднятия уровня образованности необходимы публичные библиотеки. Первая такая открылась по приказу губернатора 29 августа 1830 года – у нас в фондах хранится документ. По его распоряжению был создан и уникальный музей, куда сразу же были переданы собранные исследователями уникальные археологические находки: скелеты древних животных, найденные самородки драгоценных камней, старинные монеты. Сохранился и такой уникальный документ, как «Дело о предоставлении в Императорское русское общество одежды и головного убора башкирок и мещерячек». То есть к 1871 году (так датирован этот документ) в музее накопились уникальные коллекции, в которых стали заинтересованы даже столицы.

Интересных фактов очень много, их надо лишь по крупицам извлекать из архивных документов, а для этого необходимо время и желание – чем многие краеведы и занимаются, часами пребывая в наших читальных залах. По мере оцифровки фондов уникальные документы станут доступными для всех заинтересованных людей.

— Гульнара Тимерьяровна, вы сейчас затронули очень важную тему: Национальный архив республики вступил в совершенно новую эру, о которой мы с вами мечтали и гипотетически о ней рассуждали в прошлую нашу встречу. На башкирском телевидении постоянно крутятся ролики о вашем уникальном проекте «Башархив.рф». Расскажите о нем.

 — Проект появился не случайно. В связи с ростом посетителей в читальном зале архива появилась идея запуска сайта, на котором бы размещались материалы переписей населения. В первую очередь мы разместили документы Всероссийской переписи 1917 года. Цель совместного проекта архивной службы республики и общества краеведов — пробудить интерес к своим корням, привлечь, в том числе молодежь, к истории родного края, к генеалогии, в частности. Мы благодарны и журналистам, выступающим популяризаторами проекта. Но его наполнение главным образом лежит на работниках архива.

— Как я понимаю, пока выложены лишь документы сельскохозяйственной и поземельной переписи за 1917 год? Когда появятся в доступе более ранние документы?

— Именно переписные документы за 1917 год позволяют проложить мостик к истокам рода. Но с конца прошлого года мы начали выкладывать документы 5-й ревизии, охватывающей 1795-1859 годы, — так называемые ревизские сказки.

— Принятый у архивистов термин — «ревизские сказки» — не всегда однозначно трактуется обывателем…

— Согласна! К художественным сказкам архивные точно не относятся, если не считать того, что и те, и другие СКАЗЫВАЛИСЬ НАРОДОМ. Ревизские – подушная перепись населения с целью налогообложения. В Российской империи проводилось всего 10 ревизий: первая — в 1718-1719 годах а последняя — в 1857-1859 гг. В нашем архиве в силу исторических причин отложились документы не по всем и не по каждому существующему району республики. Тем не менее, кликнув на интерактивную карту проекта «Башархив.рф» в точке искомого населенного пункта, исследователь выйдет на выложенные ревизские сказки, где сможет отыскать своих предков.

Конечно, новичкам придется набраться терпения, чтобы изучить переписные ведомости, где подробно перечислялось поголовье скота, а имена указывали только у домовладельцев – главы семьи, имена жен и детей не записывали, только возраст.

— Именно поэтому после безуспешных попыток поиска: кто там твой пращур, поди разбери, среди десятков обезличенных людей, нередко пропадает надежда докопаться до истины…

— Не согласна! Настроенные на серьезную поисковую работу семьи непременно найдут своих предков – наш проект позволяет это сделать. Кстати сказать, в брошюре подробно описан весь алгоритм поиска. Для тех же, кто самостоятельно не справляется, приведены контакты специалистов, непосредственно занимающихся этим проектом, – они дадут вам подсказки, как двигаться дальше.

— Говорят, что архив оказывают такую услугу, как составление родословной? Как долго придется ждать в таком случае?

— В договоре сроки сразу оговариваются, примерно месяц отводится на поиск. Но ситуации бывают разные. Если в нашем архиве нет тех или иных документов, можно организовать поиск у коллег в Москве или в других регионах, возможны и специальные командировки по вашему заказу. К родословной мы можем организовать выявление документов и подготовить историческую справку по населенному пункту. А еще есть возможность изложить найденные справки и документы литературным языком, что позволяет сразу издать книгу по вашей генеалогии – лучший подарок своим потомкам.

— Согласна: о нем можно только мечтать! Спасибо вам за сотрудничество. И до новых встреч.

Беседовала Галина ИШМУХАМЕТОВА

  • Ревизские сказки 1762 г тобольская губерния
  • Ревизские сказки 10 ревизии
  • Ревизские сказки архив оренбургской области
  • Ревизские сказки 1857 для вологодской губернии вельского уезда
  • Ревизские сказки архив башкортостана