Ревизские сказки архив башкортостана

Республика башкортостан в кон. 80-х - нач. 90-х гг. в 80-е гг. нерешенность и дальнейшее обострение соц.-экон. проблем, игнорирование интересов

Республика Башкортостан в кон. 80-х — нач. 90-х гг.
 

   В 80-е гг. нерешенность и дальнейшее обострение соц.-экон. проблем, игнорирование интересов национально-гос. образований, неудовлетворение духовно-культ. запросов многонац. народа респ. обусловили активизацию обществ. движений в защиту нац. самобытности, за гос. суверенитет Башкортостана. С принятием 12 июня 1990 Декларации о гос. суверенитете Рос. Федерации появилась возможность ускорить реализацию этой задачи. В респ. прессе, начиная с авг. 1990, был опубликован ряд проектов Декларации о суверенитете Башкортостана, к-рые вызвали заинтересованное обсуждение общественности. Рабочая гр. През. ВС Баш. АССР, готовившая осн. проект декларации о суверенитете респ., исходила из того, что применительно к Башкортостану автономия исчерпала себя и полноценное развитие всех ее народов, выход из кризиса может обеспечить статус суверенной республики. 10 окт. 1990 проект был вынесен на рассмотрение сессии ВС БАССР и 11 окт. Декларация о государственном суверенитете Баш. Сов. Соц. Респ. была принята (245 нар. депутатов голосовали «за», 1 — «против», 4 воздержались). Баш. АССР была преобразована в Баш. Сов. Соц. Республику. В обращении ко всем гражданам респ. ВС Баш. ССР заверил: «Провозглашение государственного суверенитета позволит нам всем быть хозяевами на своей земле, покончить с бесконтрольностью, варварским использованием наших природных богатств, загрязнением воды и воздуха, направить весь экономический и духовный потенциал на более полное удовлетворение первейших нужд и запросов людей.          

   Декларация о государственном суверенитете республики гарантирует равные права и свободы всем проживающим на ее территории гражданам — независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии и иных различий, провозглашает право каждого народа на свободное развитие, сохранение и приумножение ценностей национальных культур».
   С принятием Декларации о гос. суверенитете наступил новый этап в жизни республики. Началась работа по утверждению нового государственно-правового статуса Башкортостана в составе Российской Федерации, совершенствованию системы зак-тва, органов представит., исполнит. и судебной власти, укреплению экономической самостоятельности, решению задач соц. и дух. развития республики. С 25 февр. 1992 Баш. ССР стала называться Респ. Башкортостан. 31 марта 1992 в Москве был подписан Федеративный договор и Приложение к нему от РБ. РБ в Договоре в числе др. названа суверенной, но в составе РФ. В Приложении к Договору зафиксировано право респ. иметь самостоят. систему зак-тва, судебную систему и прокуратуру, что земля, недра, природные богатства на терр. Башкортостана являются достоянием (собственностью) многонац. народа респ., что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются зак-твом республики. 3 авг. 1994 был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», к-рый признал право РБ самостоятельно решать проблемы, связанные с гос. устройством, собственностью, бюджетом, зак-твом, судоустройством, междунар. и внешнеэкон. деят-стью.
   В респ. сформировался проф. парламент — Гос. Собрание — Курултай, состоящее из двух палат. 12 дек. 1993 был всенародно избран первый Президент РБ. Значительно выросла компетенция респ. органов: они стали решать осн. вопросы экон., соц. и культ. развития Башкортостана. Сложилась многопартийная система, возникли обществ. объединения. В 1995 в Мин-ве юстиции РБ было зарегистрировано 7 партий. Действуют 180 обществ. объединений. Среди них — «За новый Башкортостан», респ. центр «Дружба», баш., рус., тат., чуваш., марийский и др. нац.-кульг. общества (см. Политические партии, общественно-политические организации и движения).
24 дек. 1993 принята новая Конституция РБ, в к-рой респ. провозглашена суверенным дем. гос-вом, к-рое строит свои отношения с РФ на основе двусторонних договоров и соглашений.
Кр. событиями в обществ.-полит. жизни Башкортостана стали респ. референдумы, проведенные 25 апр. 1993 и 17 дек. 1995. 75% участвовавших в первом референдуме (70,5% нас.) высказались за экон. самостоятельность респ. и договорные отношения с РФ, во втором 84,4% участвовавших (73,7% нас.) ответили «нет» на вопрос «Должна ли земля в РБ быть объектом неограниченной купли-продажи?» и 79,1% вновь поддержали политику по укреплению экон. самостоятельности РБ в составе обновленной России.
   Экон. развитие респ. в этот период тесно связано с общерос. ситуацией спада произ-ва, разрыва сложившихся хоз. связей, кризиса неплатежей, дифференциацией нас. по уровню доходов, ростом безработицы. Однако кризисные явления в РБ были неск. смягчены благодаря осуществлению рыночных преобразований при координирующей и регулирующей роли гос-ва. Падение темпов пром. произ-ва оказалось меньшим, чем в РФ в целом. Центр. звеном реформирования экономики явилась приватизация. По респ. к 1996 приватизировано более 1100 пр-тий, на к-рых работали св. полумиллиона чел. — более трети занятых в нар. х-ве.  

   Собственность приватизир. пр-тий составляла: в пром-сти — 80%, стр-ве — 65%, в отраслях связи — 85% общей стоимости осн. фондов, доля гос. собственности — 61%. В осн. были завершены приватизация малых и ср. пр-тий, коммерциализация торговли и службы быта.
Опираясь на собств. ср-ва, бюджет респ. обеспечивает доп., помимо общефедеральных, меры по соц. защите населения. Строятся дороги, открываются школы, музеи, печатные издания и науч. учреждения, проводятся мероприятия всерос. и мирового значения: Всемирный курултай башкир (1-2 июня 1995), ежегодные международные Аксаковские праздники (с 1991), Междунар. конкурс им. М.И.Глинки (1995), Междунар. фестиваль тюркоязычных театров «Туганльгк» (1994, 1996) и мн. др.

16 Апреля 2021

Озера Башкирии

В Башкирии прекрасная природа. Регион
часто посещают туристы, да и местные
жители постоянно путешествуют по
родному краю, стремясь насладиться
красивым видом. Величественные горы и
зеленые леса — одна из важнейших
достопримечательностей
Башкортостана, как и водоемы. Озера —
гордость республики.

15 Апреля 2021

Шаблоны для родословного дерева

Давно прошли те времена, когда
составление родословного дерева было
прерогативой дворян. Жизнь каждой
семьи не менее познавательна, чем
история «благородных» кровей. Так что
узнать свою родословную — дело,
которое может быть интересно каждому.
А школьникам иногда даже дают такое
задание: составить генеалогическое
дерево.

14 Апреля 2021

Наследование цвета глаз

Мы не выбираем себе рост,
телосложение, форму ушей и носа, цвет
глаз — все это каждый человек
наследует от родителей, а зачастую и
от своих предков. Для одного семейства
характерен высокий рост, для другого
— рыжеволосость. Что касается окраски
глаз, то ее наследование не считается
строго передаваемым признаком. Но
установленные закономерности все же
присутствуют. Расскажем о них
подробнее.

14 Апреля 2021

Башкирия: национальный календарь
праздников 2021

Для жителей Башкирии праздники —
самая красочная и увлекательная часть
истории, традиций и культуры.
Наибольшую ценность из них имеют те,
корни которых уходят далеко в прошлое.
Они несут в себе след памятных
событий, вековых исторических
свершений, а также демонстрируют
менталитет и традиции этноса.

18 Марта 2021

Родословное древо: особенности и виды

Родословное, или как его еще называют,
генеалогическое древо, представляет
собой схематичное изображение
родственных связей в образе «дерева».
У его «корней» указывается
родоначальник, «ствол» собирается из
представителей основной линии рода по
старшинству, «ветви» — это линии
родословия, «листья» — потомки. Какие
существуют виды и типы таких древ —
подробнее в нашем материале.

18 Марта 2021

Самые крупные реки Башкирии

Республика Башкортостан известна
своей уникальной и величественной
природой с самыми разнообразными
ландшафтами. Такое богатство всегда
привлекало и привлекает по сей день
внимание путешественников. В Башкирии
есть идеальные условия для водного
туризма: на ее территории
насчитывается около 13 тысяч рек.
Многие из них удивляют своим горным
характером и большой протяженностью.
Какая река признана самой длинной в
Республике Башкортостан? Об этом и не
только — в материале.

18 Марта 2021

Животные Башкирии

Животные Башкирии весьма
разнообразны. Это во многом
обусловлено географическим
положением на границе Европы и Азии.
Здесь встречаются Запад и Восток,
поэтому можно найти и животных,
характерных для Европейской части
России (лесной хорь, рыжая вечерница),
и тех, кто живет в Западной Сибири
(колонок, сибирская косуля).

18 Марта 2021

Как узнать свою родословную?

Издавна башкиры бережно и с почтением
относились к изучению собственной
родословной. Раньше каждый житель
Башкортостана обязательно знал свои
корни до седьмого колена. Старшие
представители рода передавали эти
знания дальше: подрастающим детям,
внукам и правнукам.

18 Марта 2021

История Башкирии

Республика Башкортостан имеет
древнюю и богатую историю, столь же
уникальную и необычную, как природные
достопримечательности региона.

15 Марта 2021

Анализ родословной

Анализ родословной поможет выстроить
связь со своими предками на множество
поколений. Благодаря ряду
существующих методов можно узнать
свою родословную по фамилии, найти
дальних родственников, составить свое
генеалогическое древо.

15 Марта 2021

Архив Башкортостана

Архив Башкортостана — это уникальное
учреждение. Архивная служба
республики отметила свой столетний
юбилей в 2019 году. За эти годы её
сотрудники решали множество важных
задач, от обеспечения сохранности
фондов до внедрения новейших
технологий. Работа архивиста — это
связь времен: погружение в давние
эпохи, диалог с современниками и
забота о будущем.

24 Февраля 2021

Горы Башкирии

Республика привлекает туристов и
летом, и зимой. В удивительных по
красоте местах так и хочется
остановиться, прислушаться к
величественной тишине, сделать
красивое фото на память. Особое
внимание местных жителей и гостей
региона привлекают горы Башкирии. По
лесистым склонам можно просто
погулять или разбить лагерь, если
хочется остановиться на несколько
дней на высоте около 1000 м над уровнем
моря.

С детства много читал, рылся в журналах, но не нашел и намека на то, что где-то, кроме Миасса, есть однофамильцы. А так хотелось найти Левакина, который бы оказался, например, Героем Труда, выдающимся ученым или знаменитым артистом…

О родственниках по материнской линии знал многое, так как были живы мама и бабушка, которые рассказывали о своей родне. А вот с отцовской стороны никто не мог помочь: ни дедушки, ни бабушки давно не было в живых.

Ценный подарок

Мои поиски долго не имели большого успеха, но в 1988 году произошло чудо. Научный сотрудник Миасского краеведческого музея Галина Михайловна Наумова, работая в государственном архиве Башкирии, находит ревизские сказки Миасского завода за 1795 год, а в Свердловском областном архиве — ревизские сказки 1840 года. И делает мне очень ценный подарок: выписку из документа 1795 года, где упомянут первый патриарх рода Левакиных, привезенный Илларионом Лугининым на строительство медеплавильного завода на реке Миасс. Это был Михайло Григорьевич Левакин 1728 года рождения, а с ним — жена, Елена Ивановна, и восемь детей, среди которых четыре сына: Авдей, Спиридон, Козьма и Семен. От одного из них и должна была потянуться династическая ниточка до моего рождения.

Из ревизских сказок 1840 года было понятно, что у сыновей первого Левакина в Миасском заводе потом было по три, а то и четыре ребенка. Но нигде среди них я не обнаружил Акима, который в 1875 году должен был дать жизнь моему дедушке Николаю Акимовичу.

Пазл сложился

Толчком к дальнейшим изысканиям стал случайный звонок. 7 сентября 2000 года по делам службы я позвонил в один челябинский банк. На другом конце провода мужчина ответил, что интересующего меня человека нет на месте, спросил, что передать и кто звонил. Я назвал себя. Последовал вопрос: «Вы случайно не из Пензенской области?» Нет, отвечаю, но у нас в городе есть район, который жители называют «Пензия». После этого незнакомец, который оказался Николаем Петровичем Голиковым, «добил» меня, сказав, что фамилия его мамы была Левакина и вообще в их родном селе в Пензенской области почти все носят эту фамилию. Кстати, с Николаем Голиковым мы с той поры дружим — вот уже более 20 лет.

Фрагменты пазла сошлись. Для строительства своего завода тульский купец по дороге на Урал покупал крепостных крестьян в Тульской, Рязанской и Пензенской губерниях, которых стали называть работными людьми.

«Пензия» там, «Пензия» тут

И засел я за изучение земли своих предков, и нашел ответ на мои юношеские вопросы: почему именно те или иные названия присутствуют в городе. Так, я обнаружил в Пензенской области и в соседней Самарской пять поселений с названием Кошелевка. В Пензенской области есть Петро-Павловские храмы, по своей архитектуре напоминающие тот, что стоял у нас на Церковной площади (ныне — площадь Труда). Нашел и храмы Александра Невского. С таким названием у нас в городе тоже был храм — в районе «Пензии». Так было всегда: переселенцы называли новые земли, где они оседали, и храмы, которые строили, по названиям и именам мест, где родились и крестились.

Еще раньше я узнал, что существует документ конторы Миасского завода от 1845 года, в котором просят главную контору в Златоусте отдать в военную службу девять человек «дурного поведения», среди которых значился Спиридон Левакин. Этот факт насторожил: вдруг моя фамильная ветка происходит от пьяницы и бездельника. Существует и другой документ: приказ по управлению коменданта Миасского завода от 26 июня 1918 года, где говорится о назначении конным милиционером Левакина Гавриила. И это было пока все, что удалось на тот момент раскопать.

И вот в 2002 году я увидел первого однофамильца не из Миасса. Меня тогда направили в докторантуру Академии госслужбы при Президенте РФ. Звоню в отдел кадров, чтобы сообщить день прибытия. И тут меня вдруг просят уточнить, какой именно Левакин на связи. Это был шок: ведь кроме меня других Левакиных быть не может, считал я тогда. Оказалось, что в академию приезжает с берегов Волги еще один докторант — Левакин Игорь Вячеславович.

Как искали Акима

…А где и как найти хоть что-то о прадедушке, который дал жизнь моему деду? Последняя надежда — искать в церковных метрических книгах Миасского завода за 1800–1919 годы, которые хранятся в областном архиве. Но — увы! — метрическая книга Петропавловской церкви за 1875 год на хранение в архив не передавалась. Оставалось искать запись о бракосочетании Акима. Предстояло пересмотреть архивы за неопределенный срок. К тому же почерк писарей того времени сегодня вряд ли легко удастся разобрать. В общем, уехал домой, чтобы вернуться, когда будет больше времени.

К счастью, вскоре мне позвонила архивист Мария Николаевна Степанова и сообщила, что нашла запись о бракосочетании Акима Семеновича Левакина и Елены Ивановны Елыковой от 17 января 1866 года. И — ура! — этот не из ветки рода пьяницы и бездельника Спиридона!

Финал эпопеи

Так 21 января 2019 года закончилась эпопея поисков всех моих родственников. И финал такой: Михаил (1728 г. р.) родил Кузьму (1789 г. р.), он родил Семена (1819 г. р.), который родил Акима (1847 г. р.), а тот родил Николая (1875 г. р.), который родил моего отца Бориса (1923 г. р.), потом появился я — Александр (1946 г. р.), у меня сын Андрей (1969 г. р.), потом появился и внук Алексей (1993 г. р.).

У моих дедушки и бабушки было восемь детей. У меня было двадцать двоюродных братьев и сестер (по линии отца), а у моих детей — уже сорок троюродных братьев и сестер.

Горжусь: весь род Левакиных — добропорядочные граждане, среди них не было хулиганов и пьяниц. Мои родственники работали в основном на промышленных предприятиях Миасса, мужчины были мастерами производств, был летчик, лауреат Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), награжденный автомобилем, доцент университета.

Если раньше, 50 лет назад, я не мог найти в информационном пространстве фамилию Левакин, то теперь, благодаря интернету, я знаю, что Левакин Игорь с которым я был в докторантуре — профессор МГИМО, Левакин Сергей — депутат горсовета Обнинска в Калужской области, Левакин Андрей — председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Левакин Максим из Одессы — автор образовательной программы для детей из детских домов, Левакина Анна — известный психолог на Кубани, семья Левакиных — самая большая семья в Татарстане, в которой семнадцать детей, из них шестнадцать — приемных.

Очень надеюсь, что мои внуки и правнуки будут с достоинством носить нашу фамилию.

Александр Левакин

Поделиться:

Заместитель директора Национального архива РБ Гульнара Калимуллина рассказала, когда родился город и какие тайны хранят архивные материалы

— Как же быстро бежит время! Оказывается, прошло уже четырнадцать лет с интервью, когда мы с вами, Гульнара Тимерьяровна, обсуждали предстоящую большую дату: 450-летие вступления Башкирии в состав Российской империи. А уже через три года и Уфа отметит такой же юбилей, самое время обратиться к имеющимся в вашем архиве документам. Годом основания Уфы, по версии одного из первых краеведов Василия Юматова, признан 1574-й, в то же время другой известный исследователь и наш земляк Петр Рычков датой рождения города называл 1586-й. Что можете сказать по этому поводу?

— Я вас разочарую: официально никак не могу комментировать эти факты! Поскольку в наших фондах на этот счет нет никаких документов.

— Но личное мнение, как историк по образованию, вы наверняка имеете?

— Как и большинство коллег-историков, считаю верной официальную версию – 1574 год. А в 1586-м Уфа уже получила статус города. С того момента она упоминается в государевых официальных бумагах, в том числе в разрядных книгах – впервые в 1586, а потом в 1590, 1592, 1593 и последующих годах.

В фондах нашего архива самые ранние документы датированы 1749 годом. Сведения об Уфе с середины XIX века выходили в различных источниках, начиная с первой официальной газеты — «Оренбургские Губернские ведомости», потом «Уфимские Губернские ведомости» (выпуски этих газет за некоторые годы есть в нашем архиве), в «Адрес-календарях» Уфимской губернии, а также в ежегодных официальных статистических отчетах — они, кстати, собраны в нашем архиве с 1832 года.

— Хотелось бы полистать эти отчеты. Очень любопытно знать, по каким позициям отчитывались тогда чиновники, что фиксировалось в статданных.

— Давайте полистаем! Но как это ни удивительно, привычное для современного человека название — «отчет об экономическом состоянии города» — использовалось уже и тогда. В отчете за 1837 год, к примеру, в Уфе значится: каменный мост – 1, деревянных — 6, улиц и переулков — 67, а площадей — 5, садов публичных, общественных – 1, частным лицам принадлежащих — 21, пустопорожних мест под постройку домов – 1250, кладбищ — 2. В городе, судя по отчету, было всего 50 уличных фонарей!

— Стало быть, Уфа погружалась в полный мрак?! Наверняка была тогда и преступность?

— Из этого же отчета узнаем, что в 1837 году судом вынесено решений: по 16 уголовным, по 89 следственным и по 41 долговому делам, по разным другим предметам – 4174, а всего рассмотрено 4850 дел. А в отчете за 1852 год, к примеру, приводятся такие цифры: грабежей и разбоя – 12 случаев, расточительства — 8, дурное поведение – 5, ослушание начальства – 6, мошенничество — 8, маловажные вины – 62, воровства – 289.

— Воровство в разы превышало другие виды преступлений! А «ослушание начальства» вызывает лишь улыбку. Кем были уфимцы, чем занимались, есть что-то об этом в отчетности?

— В разделе «народонаселение» указано число жителей – 11440. По роду занятий первым стоит духовенство — 27 человек, вторыми – благородность, включая 1 генерала, 9 штаб-офицеров, 95 обер-офицеров, в гражданских ведомствах служило всего 395 человек. Священнослужителей мужчин – 21, женщин – 17, церковнослужителей мужчин – 20, женщин – 7. В графе «почетные граждане» указано 4525 разночинцев (из них мужчин – 2343, женщин – 2152), а в строчке «актеры театральные» стоит прочерк. Любопытно отражена занятость в купечестве: 1-й гильдии – прочерк, во 2-й гильдии мужчин -1, женщин – 3, а больше всего в 3-й гильдии, где мужчин – 170, женщин – 182. А вот еще интересно: за 1837 год зарегистрировано всего 125 браков, из них «холостяки с девицами» — 100, «холостяки с вдовами» — 8, «вдовцы с девицами» — 8, «вдовцы с вдовами» — 9.

В отчете отражена даже такая деталь, как наблюдение за природой: Белая вскрылась ото льда 13 апреля в 2 часа ночи, а встала 6 ноября.

— Складывается впечатление, что чиновники на местах лишь заполняли присланные из Санкт-Петербурга или Москвы таблицы. Из года в год отчеты, получается, повторялись?

— Все отчеты написаны безукоризненным каллиграфическим почерком, готовых типографских бланков тогда еще не было. Содержание повторялось по основным позициям, но заметно и развитие города, рост числа жителей, появление новых объектов. Посмотрите, отчет за 1852 год: он начинается с раздела «сведения топографические», где указано, что город находится на слиянии рек Белая и Уфа и что они вскрылись ото льда 11 апреля в 2 часа утра. Тут же указывается, что жители «довольствуются водою ближайшей реки Белой, а также 426 придомовыми колодцами и 9 казенными». Далее, как и в предыдущем отчете, указано число мостов (2), земляных дамб (4), улиц, переулков (52), тротуаров (6), огородов (825), кладбищ (2). И вновь сообщается о пустующих землях (1020 десятин 1302 сажень), отведенных под постройку домов.
Число жителей достигло 14201, в том числе 320 чиновников, 29 учителей, а повивальных бабок по-прежнему лишь 2. Купечества – 1914, военных — 736, а также 382 отставных, дворовых – 503, крестьян – 509, мещан и посадских – 5967, служащих и конторщиков – 2710. Купец 2-й гильдии в Уфе проживал один, купцов 3-й гильдии было 38 человек, а купцов 1-й гильдии так за 15 лет и не появилось! Родившихся за год зарегистрировано 589, из них мальчиков 300, девочек 289, умерших – 647 человек, в том числе мужчин – 302, женщин – 345. Причем в этом отчете родившиеся и умершие указаны по месяцам, отдельно сообщается о «скоропостижно умерших», «несчастные смертные случаи», «насильственно лишенные жизни».

Ежегодно с 21 января по 1 февраля в Уфе проходила ярмарка, куда съезжались торговцы из других городов и сел. В отчете за 1852 год сказано, что товаров было отгружено на 298980 рублей серебром, а продано на 124086 руб. серебром. Видите, как четко велась бухгалтерия. Далее отмечено, что в Уфе было всего 46 заводов, где трудились 369 рабочих. Кирпичных заводов было аж 33, кроме того, работали кожевенные, мыловаренные, пивоваренные, свечные, сальные, изразцовые производства.

— А где магазины указаны? Давайте взглянем…

— Тогда еще в ходу был термин «лавка», таких в Уфе было 115. Хлебных – 7, бакалейных – 4, галантерейных – 6, москательных (бытовая химия, как сегодня бы сказали) – 3, трактиров и гостиниц — 3, харчевень – 1, погребков – 2, питейных домов -12, портерных -1.

Сам факт наличия 33 кирпичных заводов говорит о «строительном буме». В отчете даны цифры и по занятым в различных ремеслах уфимцах: портных – 22, сапожников – 31, кузнецов – 18, слесарей – 14, медяков – 9, серебряков – 6, часовщиков – 8, токарей – 2, резчиков – 2, модисток – 2, столяров – 3.

— А нет ли строчки про городскую казну, из каких налогов она формировалась?

— Посмотрите, есть даже раздел «Бюджет города»! А в строчке «Хозяйство города» записано: «В 1852 году получили дохода 1960 рублей 64 копейки от хозяйственной деятельности, кроме того от прошлых лет капитал – 5085 рублей 43 ½ копейки».
Указаны и общественные заведения, куда в том числе направлялись бюджетные средства. Например, в духовной семинарии служили 10 учителей, а обучался 151 семинарист, в гимназии служили 11 учителей, обучалось 167 гимназистов. В больнице работали 3 чиновника – врача, 13 служащих, а за год там побывало на лечении 376 горожан, 21 человек умер. В Доме умалишенных состояло на службе 2 врача, 6 служащих, 23 человек находились на лечении, умер 1.

— А есть ли документы, касающиеся самой городской власти, кто управлял Уфой, чем это регламентировалось?

151 год назад, 12 июня 1870 года вступило в силу Положение о Городской управе, которую возглавлял городской голова. А Положение от 16 июня 1870-го регламентировало выборы гласных в Городскую Думу, которая избирала исполнительный орган –управу сроком на 4 года. В этих же документах прописано, что Городская Дума занимается «благоустройством, транспортом, освещением, отоплением, канализацией, водопроводом, школами, банками, торговлей, городскими сборами и налогами, принимает пожертвования». На Городскую Думу также возлагалось утверждение сметы доходов и расходов. Она же определяла порядок деятельности Городской управы. В свою очередь «Городская Управа заведовала школьным, медицинским, благотворительным делом». А вся хозяйственная деятельность управы контролировалась Губернским по городским делам Присутствием и Министерством внутренних дел.

— Надо же, как все созвучно с современными практиками! И какое счастливое совпадение: положение о Городской Думе принято 12 июня – стало быть, не случайно День города отмечаем в это время…

— Это действительно счастливое совпадение, корнями уходящее в глубь веков. Смею предположить, что положения о Городской Думе и Городской управе появились одномоментно во всех российских городах именно 12 июня 1870 года. А уже в новейшей истории Верховный Совет РСФСР в 1990 году провозгласил 12 июня Днем России – как праздник государственного суверенитета. И Уфа удачно выбрала дату празднования Дня города – тоже 12 июня.

— Уфа постепенно меняла свой облик: от стихийной застройки она перешла к развитию по Генплану, сохранились ли в вашем архиве документы на этот счет?

— В нашем архивном фонде хранится «Дело по Указу Оренбургского Губернского правления от 22 марта 1817 года о составлении нового проектного плана на губернский город Уфу и при нем дело о разбитии улиц города Уфы на кварталы». А уже в мае – июле 1819 года указания были исполнены и появились «Планы разбития улиц Уфы на кварталы», все эти документы хранятся также в нашем архиве и представляют большую ценность для изучения собственности на землю в разные годы, они очень востребованы историками и архитекторами.

— Хотелось бы коснуться и культуры: любое поселение эволюционирует в город, лишь развивая сферу образования и просветительства. Новой точкой отсчета в развитии Уфы, безусловно, стало строительство Аксаковского дома на пожертвования жителей – факт достаточно известный. А о чем еще готовы поведать фонды Национального архива в этой связи?

— Иногда совершенно неожиданно в архивных документах всплывают строчки, раскрывающие суть многих вещей. Я как-то наткнулась на хранящееся в наших фондах письмо ректора Казанского университета Николая Лобачевского к губернатору с просьбой оплатить учебу в университете двух башкир – Халила Шарипова и Бикарслана Субханкулова, чьи отцы состояли на службе в башкиро-мещерякском войске. О чем это говорит? Во все времена великие учителя, каковым был Николай Лобаческий, старались поддержать талантливых студентов. Так, собственно говоря, постепенно формировалась национальная интеллигенция. Кстати сказать, в архиве достаточно много документов, касающихся обучения мусульманских священнослужителей – для них организовывали курсы обучения русскому языку, чтобы они в свою очередь помогали прихожанам составлять необходимые деловые бумаги, вести переписку. Сохранились документы об открытии школ для башкир, а также о дальнейшем обучении способной молодежи в университетах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга.
Власти понимали, что для поднятия уровня образованности необходимы публичные библиотеки. Первая такая открылась по приказу губернатора 29 августа 1830 года – у нас в фондах хранится документ. По его распоряжению был создан и уникальный музей, куда сразу же были переданы собранные исследователями уникальные археологические находки: скелеты древних животных, найденные самородки драгоценных камней, старинные монеты. Сохранился и такой уникальный документ, как «Дело о предоставлении в Императорское русское общество одежды и головного убора башкирок и мещерячек». То есть к 1871 году (так датирован этот документ) в музее накопились уникальные коллекции, в которых стали заинтересованы даже столицы.

Интересных фактов очень много, их надо лишь по крупицам извлекать из архивных документов, а для этого необходимо время и желание – чем многие краеведы и занимаются, часами пребывая в наших читальных залах. По мере оцифровки фондов уникальные документы станут доступными для всех заинтересованных людей.

— Гульнара Тимерьяровна, вы сейчас затронули очень важную тему: Национальный архив республики вступил в совершенно новую эру, о которой мы с вами мечтали и гипотетически о ней рассуждали в прошлую нашу встречу. На башкирском телевидении постоянно крутятся ролики о вашем уникальном проекте «Башархив.рф». Расскажите о нем.

 — Проект появился не случайно. В связи с ростом посетителей в читальном зале архива появилась идея запуска сайта, на котором бы размещались материалы переписей населения. В первую очередь мы разместили документы Всероссийской переписи 1917 года. Цель совместного проекта архивной службы республики и общества краеведов — пробудить интерес к своим корням, привлечь, в том числе молодежь, к истории родного края, к генеалогии, в частности. Мы благодарны и журналистам, выступающим популяризаторами проекта. Но его наполнение главным образом лежит на работниках архива.

— Как я понимаю, пока выложены лишь документы сельскохозяйственной и поземельной переписи за 1917 год? Когда появятся в доступе более ранние документы?

— Именно переписные документы за 1917 год позволяют проложить мостик к истокам рода. Но с конца прошлого года мы начали выкладывать документы 5-й ревизии, охватывающей 1795-1859 годы, — так называемые ревизские сказки.

— Принятый у архивистов термин — «ревизские сказки» — не всегда однозначно трактуется обывателем…

— Согласна! К художественным сказкам архивные точно не относятся, если не считать того, что и те, и другие СКАЗЫВАЛИСЬ НАРОДОМ. Ревизские – подушная перепись населения с целью налогообложения. В Российской империи проводилось всего 10 ревизий: первая — в 1718-1719 годах а последняя — в 1857-1859 гг. В нашем архиве в силу исторических причин отложились документы не по всем и не по каждому существующему району республики. Тем не менее, кликнув на интерактивную карту проекта «Башархив.рф» в точке искомого населенного пункта, исследователь выйдет на выложенные ревизские сказки, где сможет отыскать своих предков.

Конечно, новичкам придется набраться терпения, чтобы изучить переписные ведомости, где подробно перечислялось поголовье скота, а имена указывали только у домовладельцев – главы семьи, имена жен и детей не записывали, только возраст.

— Именно поэтому после безуспешных попыток поиска: кто там твой пращур, поди разбери, среди десятков обезличенных людей, нередко пропадает надежда докопаться до истины…

— Не согласна! Настроенные на серьезную поисковую работу семьи непременно найдут своих предков – наш проект позволяет это сделать. Кстати сказать, в брошюре подробно описан весь алгоритм поиска. Для тех же, кто самостоятельно не справляется, приведены контакты специалистов, непосредственно занимающихся этим проектом, – они дадут вам подсказки, как двигаться дальше.

— Говорят, что архив оказывают такую услугу, как составление родословной? Как долго придется ждать в таком случае?

— В договоре сроки сразу оговариваются, примерно месяц отводится на поиск. Но ситуации бывают разные. Если в нашем архиве нет тех или иных документов, можно организовать поиск у коллег в Москве или в других регионах, возможны и специальные командировки по вашему заказу. К родословной мы можем организовать выявление документов и подготовить историческую справку по населенному пункту. А еще есть возможность изложить найденные справки и документы литературным языком, что позволяет сразу издать книгу по вашей генеалогии – лучший подарок своим потомкам.

— Согласна: о нем можно только мечтать! Спасибо вам за сотрудничество. И до новых встреч.

Беседовала Галина ИШМУХАМЕТОВА

  • Ревизская сказка спектакль любимова
  • Ревизор аргументы для итогового сочинения
  • Ревизия или ривизия как правильно пишется
  • Ревизор сочинение смешное и грустное в комедии ревизор
  • Ревизская сказка это в музыке