Ревизская сказка спектакль любимова

Фотографии: depositphotos / иллюстрации: юлия замжицкая в 2021 году школьникам и студентам подарили пушкинскую карту: дети и юноши с 14

Ревизская сказка спектакль любимова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

В 2021 году школьникам и студентам подарили Пушкинскую карту: дети и юноши с 14 до 22 лет могут ходить на культурные мероприятия бесплатно. Каждый год на карту переводят от трех до пяти тысяч рублей. Рассказываем, куда сходить в зимние праздники на государственные деньги. 

Москва

«Мастер и Маргарита» в театре на Таганке

Когда: 28 декабря, 19:00

Цена: от 3000 рублей

Возраст: 16+

Постановка Юрия Любимова — первое в мире сценическое прочтение романа Булгакова. В нем органически соединились писательский дух, исторические отсылки, евангельские сцены, многочисленные приметы быта и нрава и сильнейшая мистическая составляющая. 

Спектакль стал одной из визитных карточек театра. Его ставили в 1977 году и собрали без денег, из всего, что было накоплено — занавес взяли из «Гамлета», плаху и золоченую раму — из «Тартюфа». Но спектакль выдержал проверку временем и зрителями и сейчас служит проверочной площадкой для молодых актеров. 

«Body Words. Мир тела» ВДНХ

Когда: 10:00 — 21:00 (будни), 10:00 — 22:00 (выходные и праздничные дни)

Цена: льготный билет — 600 рублей, стандартный — 1000 рублей 

Возраст: 18+

В павильоне № 21 ВДНХ до 12 января проходит  всемирно известная анатомическая выставка. На ней представлено более 100 экспонатов человеческих тел и отдельных органов, сохраненных с помощью уникального метода пластинации доктора Гюнтера фон Хагенса. Выставка будет интересна как профессиональной аудитории, так и неподготовленным зрителям, которые интересуются анатомией человеческого тела. 

Балет «Щелкунчик» в Центре оперного пения Галины Вишневской 

Когда: 2, 3, 4, 5 января, 13:00, 17:00

Цена: от 2000 рублей

Возраст: 0+

Всемирно известный балет «Щелкунчик», поставленный в Театре классического балета Натальей Касаткиной и Владимиром Василёвым, подходит для зрителей любого возраста. Хореографы привнесли в в одну из любимых сказок авторский взгляд, добавили новых персонажей, но сохранили с детства знакомые мелодии Чайковского. 

Мюзикл «Шахматы» в Московском дворце Молодежи 

Когда: 2, 3, 4, 5, 6 января, 13:00, 18:00

Цена: от 1400 рублей

Возраст: 12+

Мюзикл рассказывает историю о соперничестве за мировую шахматную корону двух гроссмейстеров во время холодной войны между сверхдержавами — СССР и США. Основанный на реальных событиях сюжет наполнен эмоциональными  всплесками: любовь и ненависть, патриотизм и предательство, победа и поражение. 

Спектакль создан тремя выдающимися творцами: авторами песен и участниками знаменитой группы ABBA  Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом, а также обладателем премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми» Тимом Райсом. 

Санкт-Петербург

«Дама пик» в ЛДМ

Когда: 28, 29 декабря, 19:00

Цена: от 1000 рублей

Возраст: 16+

В экспериментальном театре классическая история предстает в совершенно новом свете — в ней рассказывается о роковой женщине с удивительной историей. Зритель бьется в поисках ответа на вопросы: «Что стоит за проклятием Дамы Пик? Кем на самом деле был алхимик и чародей граф Сен-Жермен? Какую цену заплатила русская графиня за секрет трех карт?»

Создатели спектакля подошли к работе очень серьезно: все артисты проходили сеансы экспериментальных психологических техник работы с подсознанием. 

Балет «Чиполлино» в Михайловском театре

Когда: 4 января, 13:00,18:00

Цена: от 2000 рублей

Возраст: 6+

Балет известного хореографа Генриха Майорова поставлен в 20 российских театрах, но в каждом из них он стал уникальным из-за труппы и возможностей сцены. В спектакле использована музыка Карена Хачатуряна, известная детям по мультфильму «Чиполлино». 

Рождество в Петрикирхе

Когда: 7 января, 12:00

Цена: от 500 рублей

Возраст: 6+

В Лютеранском соборе св. Петра и Павла на Невском проспекте пройдет концерт органной музыки, посвященный Рождеству Христову. Шедевры Баха, Дакена, Пастораля и других композиторов исполнит Галина Ельшаева, выступающая с программами органной и карильонной музыки в различных залах и соборах России, Европы и США. 

«Вий» в «Приюте Комедианта»

Когда: 8 января, 19:00

Цена: от 1800 рублей 

Возраст: 18+

В театре на Садовой режиссер Василий Сенин поставил удивительно страшный спектакль по мотивам повести Гоголя. На небольшой, но очень уютной сцене студент-философ Хома Брут проведет три ужасные ночи у гроба умершей панночки-ведьмы. В спектакле этот сюжет заиграет совершенно по-новому из-за особенностей народного театра. 

Екатеринбург

«Петровы в гриппе и вокруг него» в Центре современной драматургии

Когда: 4, 5, 8 января, 19:00

Цена: 700 рублей

Возраст: 18+

«Петровы в гриппе» — сюрреалистическая новогодняя сказка для взрослых. Зритель вместе с героями проходит через гриппозный бред к счастливому финалу.  Создатели спектакля консультировались с автором одноименной книги, их земляком Алексеем Сальниковым. 

«Реальный джаз» в театре музыкальной комедии 

Когда: 7 января, 19:00

Цена: 1500 рублей

Возраст: 12+

На сцене театра музыкальной комедии прозвучат джазовые хиты мирового уровня в авторском прочтении и лучших традициях музыки, созданной «здесь и сейчас».

Рождественский концерт в Уральском центре народного искусства им. Е. П. Родыгина

Когда: 7 января, 17:00

Цена: от 400 рублей

Возраст: 6+

Певцы Уральского русского народного хора воссоздадут особую праздничную атмосферу народных гуляний. Зрители услышат известные и полюбившиеся многим песни «За окном черемуха колышется», «Каменские страдания», превращенные в вокально-хореографические композиции. 

Ростов-на-Дону

«С Новым годом, любовь!» в Молодёжном театре 

Когда: 2, 4, 5, 7, 8 января, 19:00

Цена: от 1000 рублей 

Возраст: 12+

Когда в научно-исследовательском институте с загадочным названием «НуиЧто»  сорвались все планы на празднование Нового года, ситуацию спасают только приглашенный артист Кирилл и неприступная дочь генерального директора Ольга. Музыкальная комедия рассказывает историю о том, что вопреки зимней стуже сердце всегда может согреть любовь. 

«Время для счастья» в театре драмы им. М. Горького 

Когда: 2, 3, 4, 5, 6 января в 18:30  

Цена: от 700 рублей

Возраст: 6+

Традиционное для театра им. М. Горького новогоднее шоу в этом году получило название «Время для счастья». Название выбрано неслучайно — создатели подготовили особенный театральный праздник, во время которого каждый сможет почувствовать искреннее счастье и насладиться новогодней атмосферой. 

Спектакль «Безымянная звезда» в Молодёжном театре

Когда: 14 января, 19:00

Цена: от 600 рублей

Возраст: 12+

Спектакль московского режиссера Александра Огарева рассказывает грустную, но удивительную историю о том, как два совершенно разных человека случайно встречаются под звездным небом и становятся нужны друг другу, пусть даже на одну ночь.

Поэтический вечер

В программе:

От Владимира до Владимира.

(Маяковский – Северянин  – Пастернак — Саша Черный – Хармс – Самойлов – Межиров – Бродский – Высоцкий)

Как молоды мы были…

(За кулисами таганской сцены… В память о фильме «Три мушкетера»)

Рукописи не горят, или Смех и слезы Николая Эрдмана…


Вениамин Смехов – не просто Атос из всеми любимых советских «Трёх мушкетёров», но и живая легенда театральной Москвы, и прежде всего знаменитой Таганки. В прошлом году Вениамину Смехову исполнилось 80 лет. Время подводить итоги? Делиться воспоминаниями? Беседовать о главном? Так появились книга «Жизнь в гостях» и программа «Несерьёзная исповедь» – особая форма для встречи со зрителями.

В программе звучат произведения российских поэтов. Некоторых из них, например, Владимира Высоцкого, Вениамину Смехову посчастливилось знать лично. А стихи Маяковского актёр читает так много лет, что их автор тоже перешел в разряд близких, тем более, что с музой Маяковского – с Лили Брик – Вениамин Смехов был хорошо знаком. Благодаря Маяковскому в жизни Смехова состоялся Театр на Таганке и случились встречи с Любимовым, Демидовой, Золотухиным, Филатовым…

Сегодня Вениамин Смехов по-прежнему играет на сценах московских театров – в Театре Наций, в Гоголь Центре, в Театре на Таганке. А ещё он – автор постановок оперных и драматических спектаклей в странах Европы и в США. Поэтому современный театр – важная составная часть программы «Несерьезная исповедь».

Финальная часть вечера посвящена Николаю Эрдману, сценаристу легендарных «Веселых ребят» и «Морозко». Актёр благодарен судьбе, которая в молодости помогла ему встретиться с великим драматургом, и  считает своей важной задачей возвращать в современную жизнь имя и произведения Эрдмана. Актёр уверяет, что в зале не останется ни одного человека, кто не рассмеётся, слушая строки гениального автора.

Итак, нам предстоит прекрасный вечер. Приходите. Все будет ярко, интересно и неповторимо. Как сама жизнь. 


Вениамин Смехов – российский актёр, режиссёр и писатель. Окончил с отличием театральное училище им. Щукина при театре Вахтангова. С первых дней театра на Таганке – ведущий актёр, режиссёр, член художественного совета и соавтор Ю. П. Любимова. На сцене «Таганки» самые известные роли Вениамина Смехова в спектаклях Любимова: «Антимиры», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Послушайте», «Час пик», «Гамлет», «Ревизская сказка», «Дом на набережной», «Мастер и Маргарита» и др.; в спектакле А.В. Эфроса «На дне»; в сольном авторском вечере «В поисках жанра».

Как режиссёр осуществил постановки на центральном телевидении и в драматических театрах Москвы, Санкт Петербурга, Омска, Таллинна, Чикаго, Иерусалима, Марселя, Мюнхена и др. Поставил ряд оперных спектаклей в Германии, Нидерландах, Чехии, в том числе: «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Дон Паскуале» Доницетти, «Трагедия Кармен» Бизе-Констана, «Пиковая дама» Чайковского, «Фальстаф» Верди и др.

Автор книг «В один прекрасный день» (1986, «Советский писатель»), «Театр моей памяти (2000, «Вагриус»), «Эйфоризмы (2006, «Петрополь»), «Золотой век Таганки» (2012, «Старое кино»), «Записки на кулисах» (2016, «Старое кино»), «Здравствуй, однако…» (2018, «Старое кино»), «Жизнь в гостях» (2020, «Старое кино»). В 2010 – трехтомник «Та Таганка», «В жизни так не бывает» и «Али-баба и другие».  Автор многочисленных инсценировок, наиболее известные из них: «Послушайте», «Час пик», «Али-баба и 40 разбойников» и др.

Самые популярные из киноролей – Смок («Смок и малыш»), Атос («Три мушкетера»), Кюре («Ловушка для одинокого мужчины»), Илья Орлов (сериал «Монте-Кристо») и др.

Большим успехом пользуются аудиокниги в исполнении В. Смехова («Мастер и Маргарита», «12 стульев», «По ком звонит колокол», «Пиковая дама», «Вий», «Колымские рассказы», «Вальпургиева ночь», «Шишкин лес» и др).

Автор телевизионной программы «Театр моей памяти» (1994-1997, ГТРК, «Культура»). 2009-2011 – ведущий ТВ-программ «Дело темное с Вениамином Смеховым» (НТВ) и «Таланты и поклонники» (ТВЦентр). Автор и исполнитель цикла телефильмов «Я пришел к вам со стихами», «Послушайте», «Золотой век Таганки» («Культура»),  соавтор ТВ-фильмов «Двенадцать месяцев танго» («Звезда», 2011), «Кинозвезда между серпом и молотом» («Культура», 2013), «Портрет на фоне времени» («Культура», 2013), «Последний поэт великой войны» («Культура, 2015), «Борис Заборов. В поисках утраченного времени». («Культура», 2015), «Единица хранения» («Культура, 2017).

Сегодня Вениамин Смехов играет в спектаклях «Пастернак. Сестра моя жизнь» («Гоголь-центр»), «Иранская конференция» (Театр Наций), в театре на Таганке идут новые работы автора и режиссера Вениамина Смехова «Нет лет» и «Флейта-позвоночник».

Этапы проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к
достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные

1.

Мотивирование
к учебной деятельности

Сегодня
мы продолжаем постигать секреты музыки через содружество с другим искусством.

Сухомлинский
сказал однажды: «Слово не может до конца объяснить всю глубину музыки, а
без музыки нельзя понять слов.»

«Музыка
– вся порыв. Она вдруг, одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его
громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет,
как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в
один трепет.

О,
будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка! Не оставляй нас.»

Н.
Гоголь

(учитель
под музыку Шнитке «Детство Чичикова» читает слова Гоголя о музыке)


С каким же искусством тесно связана музыка?

Участие в диалоге с учителем, подготовка
класса к работе.

Дети
высказывают свои предположения, что это литература.

— Музыка
и литература идут рука об руку и взаимодополняют друг друга.

Поиск
ответов на поставленные вопросы.

Формировать
мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую
деятельность.

Регулятивные:


выполнять
учебные действия в качестве слушателя,

выбирать,
строить Коммуникативные:


использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков.

2.

Формулирование
темы урока, постановка цели

А
если я назвала вам имя нашего великого писателя Николая Васильевича Гоголя,
значит наше музыкальное произведение, которое мы сегодня на уроке будем
изучать, будет связано с литературным произведением…?

Я
вижу, вы подготовили сообщения о композиторе Альфреде Гарриевиче Шнитке.

Давайте
вместе сформулируем тему.

Итак,
сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным музыкальным произведением, в
основе которого лежат несколько произведений Н. Гоголя.

А.
Шнитке «Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

Ученики
высказывают предположение, что музыкальное произведение будет связано с
произведением Николая Васильевича Гоголя.

Поиск
ответов на поставленные вопросы.

Формулировка
темы.

Понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в
жизни человека и общества.

Метапредметые
самостоятельно
ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

Познавательные-самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Личностные:

-проявлять
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению.

3.

Актуализация
знаний и определение затруднений в деятельности через с
оздание учебно-проблемной ситуации

Я
знаю, что дома вы читали о жизни и творчестве Альфреда Шнитке и некоторые из
вас даже подготовили сообщения об этом великом композиторе. Что же это за
явление?

Презентация:
слайд «Альфред Шнитке».

(под
музыку)

Итак,
с композитором данного музыкального произведения все ясно это…

Кто
автор литературного произведения, которому оно посвящено?

Презентация:
слайд «Николай Васильевич Гоголь».

Еще
у нас в названии нашей темы есть слово «сюита», вспомним, что такое
сюита. Если вы немного подзабыли — у нас здесь есть словари юного музыканта.
Подойдите, найдите в словарях это понятие

Так
же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов,
которые объединены общим названием «Ревизская сказка».

Дети
читают сообщения о композиторе под музыку.

Ученики
работают со справочной литературой для формулирования понятия
«сюита».

Сюита –
это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита»
происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес,
сменяющих одна другую.

Сообщения
о композиторе.

Получение
информации. Работа со справочной литературой: объяснить слово «сюита»
с помощью энциклопедии.

Определять
понятия
, владеть музыкальными терминами в
пределах изучаемой темы.

Коммуникативные

использовать
компьютерные технологии.

Личностные:

— учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к
различным видам музыкально — практической и творческой деятельности.

Познавательные-
осуществлять
поиск необходимой информации.

4.

Постановка
учебной задачи

Сегодня
на уроке мы будем слушать …. (ученики называют) «Гоголь-сюита» Альфреда
Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

В
конце урока мы узнаем, что такое «Ревизская сказка», сколько
музыкальных фрагментов в данной сюите.

Мы
сможем назвать все эти фрагменты и рассказать о каждом из них, а также
передавать свои мысли и чувства от прослушивания этих музыкальных фрагментов.

Учащиеся
озвучивают тему урока. записывают тему урока в тетради.

Работа в тетради.

Определять жизненную основу художественных произведений.

Регулятивные
формулировать
учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Коммуникативные

— строить
позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

5.

Изучение
нового материала

Презентация:
слайд «Ю. Любимов»

(каждому
ученику раздается дополнительный материал).

Итак,
что такое ревизская сказка?

Причём
здесь Гоголь?

Какой
спектакль был поставлен по мотивам произведений Гоголя на Таганке?

Что вы
можете рассказать о музыке к спектаклю?

Презентация

Из
скольких частей состоит данная сюита? Назовите их.

Презентация

Знакомство
с именем режиссера театра на Таганке Ю. Любимова.

Работа с
дополнительным материалом.

Дети
работают с текстом учебника, обсуждают и отвечают на вопросы.

Фиксируют
в тетради имена композитора, писателя, режиссера, названия частей сюиты в
тетради.

  
 
 

Работа с
дополнительным материалом и учебником.

Осуществлять
поиск необходимой информации

для
выполнения учебных заданий с использованием учебника;

извлекать
необходимую информацию.

Познавательные

— осуществлять
поиск необходимой информации, используя справочный материал.

Метапредметные

выделять
главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов.

Регулятивные:

— находить
достаточные средства для выполнения учебных действий.

Коммуникативные:

— выделять
информационный аспект задачи, оперировать данными

6.

Закрепление
нового материала

Надеюсь,
что вы заинтригованы, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с
фрагментами этого удивительного произведения.

Начнём
знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух её частей:

Увертюры
№1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении.
(вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)

Прослушайте
Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая
знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Вашему
вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как
изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует
самого писателя – Великого Насмешника России?

Если бы
вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что
прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях?
Аргументируйте свое мнение.

Прослушайте
«Детство Чичикова».

Прослушайте
«Шинель».

Главным
героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой
переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он
рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и
спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать
новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на
меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин
начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но
история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось
всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…

Теперь
постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте ваше видение
этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.

Прослушайте
«Бал».

Сегодня на
уроке мы перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они
жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет
назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это
классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой
музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема?

Дети
отвечают на вопросы.

Прослушивание
и анализ двух частей Увертюры №1 и «Завещания» №7.

«Сочинение
сочинённого».

Знакомство
с частями сюиты «Детство Чичикова», «Шинель», «Бал».

Дети
работают с презентацией, просматривают фрагменты концертов, где исполняются
эти части. Анализируют каждую часть с помощью вопросов учителя и презентации,
передают свои мысли и чувства от прослушивания.

Выполняют
творческие задания по группам.

Делается
вывод:

Это наша
история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно
чтить и помнить.

Поиск
ответов на поставленные вопросы. «Сочинение сочинённого».

1
группа «Ощущение-слово-эпиграф». (Приложение 1)

2
группа «Ключевые слова – рассказ».

(Приложение2)

Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности, передавать свои
музыкальные впечатления в устной или письменной форме, понимать
взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка
каждого из них.

Познавательные


сравнивать
музыкальные образы, излагать полученную информацию, интерпретируя её в
контексте решаемой задачи,
вербализовать
эмоциональное впечатление,
делать вывод на
основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Метапредметные

-систематизировать,
сопоставлять, анализировать, интерпретировать информацию.

Регулятивные
обосновывать
и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач, определять
необходимые действия в соответствии с
учебной и познавательной задачей.

Коммуникативные

-организовывать
учебное взаимодействие в группе, контролировать свои действия в коллективной
работе и понимать важность их правильного выполнения.

Личностные:

-отражать
эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного
произведения.

7.

Рефлексия
учебной деятельности на уроке
, самооценка
результатов обучения

Учитель
предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Выставляет
и комментирует отметки.

Дети
заполняют таблицу.

Указывают
номер по порядку, под которым звучат части сюиты.

Подсчитывают
баллы в листе самооценки.

Домашнее
задание:

1)       Прослушать
часть, которая не была прослушана на уроке «Портрет.»

2)      
Найти
в интернете интересные факты об этом музыкальном произведении.

3)       Записать
в тетради произведения Гоголя, персонажи которых стали героями «Ревизской
сказки». 

Учащиеся
отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

(Приложение
3)

Учащиеся
выставляют оценки.

Исполнение
песен по желанию учащихся по группам.

Обобщение
на основе полученных знаний.

Исполнять
песню всем классом или по группам.

Понимать
специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества.
Применять навыки вокально-хоровой работы при пении.

Метапредметные

-заполнять
таблицу.

Личностные:
оценивать исполнение песни, подводить общий итог урока, выражать своё
отношение к теме урока.

Регулятивные —оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата.

«Настроение–ассоциация–эпилог».

 Послушав
произведение, запишите слово, определяющее настроение, ощущение после
прослушанного произведения.

 Далее необходимо
подобрать ассоциацию (природное явление, жизненную ситуацию), вызывающее такие
же ощущения, как и произведение.

 Затем, используя
слова как опорные, попробуйте написать эпилог или высказывание к этому
произведению из 2-х предложений.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

Цель урока: Раскрытие сюжетной линии и законов музыкальной драматургии музыки «третьего направления» (мюзиклов, рок-опер).

Задачи:

— обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

— выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

— познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

— познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

— осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

— развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

— участвовать в исследовательском проекте (подготовка презентации) «Мюзикл и рок-опера: музыка серьёзная или лёгкая?».

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

1) Исполнение песни «Молитва» Б. Окуджавы — проверка домашнего задания.

2) Разгадывание кроссворда

— Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.

5. Постановщик танцевальных номеров в балете.Picture 1

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

— Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

— Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле — находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

Тема урока – «В музыкальном театре: Мюзикл. Рок-опера».

  1. Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Мы часто задаёмся вопросом: мюзикл, рок-опера, джаз – это лёгкая или серьёзная музыка? Неслучайно в США в 50-е годы XX в. возникло понятие «третье направление» («thirdstream»).

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

Итак, как стало понятно из текста учебника, появление термина «thirdstream» («третье течение») было продиктовано желанием найти название для сочинений, которые не вписываются в каноны серьёзной музыки, но их нельзя отнести и к музыке лёгкой. К этому течению/направлению относились симфоджаз, прогрессив-джаз, кул-джаз, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн. Это направление представляет собой:

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов». (Информация с сайта: http://theorymusic.ucoz.ru/publ/istorija_muzyki/)

Иначе говоря – это стилевое направление в современной музыке. К «третьему направлению» относят и рок-оперу, и мюзикл, и саундтреки к фильмам, жанры, появившиеся на стыке эстрадных и академических.

Музыка «третьего направления» объединила приёмы, технологию и эстетику музыки серьёзной (классической и современной) с доступностью музыки развлекательной, лёгкой, точнее говоря, коммерческой. Важно то, что музыка этого направления не отказалась от возможности затрагивать общечеловеческие проблемы, передавать тонкие душевные переживания людей. Значительную роль в ней играет звучание электронных синтезаторов, в том числе в сочетании с инструметами симфонического оркестра.

Шостакович говорил о том, что главные законы лёгкой музыки и музыки серьёзной одинаковые. И тут и там верхний голос – гармония, нижний голос – бас. Музыкальная «земля» стоит на трёх этих китах, будь то материк лёгкой музыки, будь то материк музыки классической.

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Мелодии таких опер или саундтреков фильмов нередко становятся шлягерами, хитами и долгое время живут в нашем сознании. Количество имён создателей музыки третьего направления огромно. Некоторые российские композиторы конца XX – начала XXI в. сами стали относить своё творчество не к академической музыке, а к «третьему направлению».

Вопросы:

— Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

— Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

— В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

— Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Подумайте, вспомните, есть ли произведения «третьего направления», которые можно назвать классикой? К какому направлению можно отнести, к примеру, инструментально-симфонические произведения Шнитке?

2) «Гоголь-сюита»

Прослушаем теперь музыкальные эпизоды «Гоголь-сюиты» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».

А)Прослушивание музыкальных фрагментов из «Гоголь-сюиты»: Увертюра, «Детство Чичикова», «Шинель».

Б)Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

3) Мюзикл

А) Что такое мюзикл

Мюзикл — это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство показывает, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека.

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

Просмотр видео «Краткая история мюзикла»https://www.youtube.com/watch?v=T3pJmJsIfOQ&t=28s

В) Театральное закулисье

Сегодня в Москве можно посмотреть постановку практически любого жанра — мюзикл или рок-оперу, кукольный или драматический спектакль, детскую сказку или театральную импровизацию. Однако Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского Театра мюзикла, сетует: «Круг артистов, которые умеют играть мюзиклы, очень ограниченный, около 350 человек в Москве. У нас три больших проекта: Театр оперетты, Театр Stage Entertainment и Театр мюзикла — три сцены, где показывают мюзиклы. В Нью-Йорке — 40 или 50 театров, в Лондоне — больше 20 театров, а в Москве — три…».

Мюзиклы — это всегда зрелищно и захватывающе. Невероятный эффект от просмотра, в плане впечатлений, достигается путём кропотливого, трудоёмкого труда, который неизменно остается «за кулисами». Зритель же обретает шанс увидеть только результат. Сложной может оказаться не только установка многотонных декораций (порой создатели довольствуются весьма скромным сценическим антуражем) и постановка трюков, но и работа гримёров, художников по костюмам, всех участников творческой команды, усилиями которой создаётся иная завораживающая и «цепляющая» реальность.

Московский театр мюзикла основал в 2012 году Михаил Швыдкой. За все эти годы существования театр занял свою нишу в российской театральной жизни. Поставлены спектакли: «Времена не выбирают», «Растратчики», ревю «Жизнь прекрасна!», «Всё о Золушке», рок-опера «Преступление и наказание». В спектакле «Принцесса цирка» соединились сразу несколько жанров: оперетта, мюзикл, танец и современное цирковое направление nouveau cirque. Специально для постановки один из создателей знаменитого канадского цирка «7 пальцев» Себастьян Солдевилья придумал уникальные номера, которые актеры театра исполняют вместе с профессиональными цирковыми артистами. Помимо артистов музыкального театра, в спектакле заняты цирковые акробаты, каскадёры и танцоры брейк-данса.

Мы с вами сейчас совершим виртуальное путешествие в закулисье Московского театра мюзикла. Вы узнаете, сколько весит сценический костюм Золушки, как звукорежиссёр стал самой важной фигурой в Театре мюзикла после режиссёра-постановщика и что такое команда «Композитор go».

Просмотр фрагмента документального фильма «Закулисье. Московский театр мюзикла» —https://www.culture.ru/movies/3764/zakulise-moskovskii-teatr-myuzikla

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

Есть и исключения, ведь именно они привносят в искусство нотки воодушевляющей непредсказуемости и предвкушения с неопределённым настроением. Беря за основу для мюзикла фильм (пример — «Звуки музыки»), оригинальную достоверную историю из жизни («Чикаго»), детские стихи («Кошки») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей.

Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали неподражаемыми легендами. Например, «Моя прекрасная леди» — история преображения скромной девушки по имени Элиза Дулиттл, случайно оказавшейся в доме профессора или незабвенная библейская картина, рисующая обстоятельства последней недели земной жизни Иисуса из Назарета «Иисус Христос — суперзвезда», «Mamma Mia» — мюзикл, созданный с включением 22 песен шведского квартета «ABBA», «Скрипач на крыше» — музыкальный спектакль о настоящей, сильной любви с трагическим, «болезненным» финалом или реалистичная картина о бездомных, но не теряющих достоинства кошек «Кошки», «Призрак оперы» — мюзикл, выстроенный на отображении эфемерных материй: инфернальной мистики и искренних чувств и многие другие примеры.

Просмотр видеоролика «Великие мюзиклы мира» —https://youtu.be/1uiRvCk6lTU

  1. Разучивание песни

«А зори здесь тихие-тихие». Музыка И. Матвиенко. Стихи Михаила Андреева

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

2) Назовите фамилии отечественных и зарубежных композиторов, творчество которых можно отнести к «третьему направлению». Приведите примеры их сочинений. Какие черты академической и популярной музыки нашли в них своё отражение? Аргументируйте своё мнение.

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

  • С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

  • Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история»

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

  • Ж. Пресгурвик. «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

5) Какое название своей опере по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» дал Винченцо Беллини? А) Ромео и Джульетта Б) Монтекки и Капулетти В) Капулетти и Монтекки Г) История любви Д) Вестсайдская история

6. Итог

Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

1) Подготовьте для своего творческого портфолио презентацию на тему: «Мюзикл и рок-опера: музыка серьёзная или лёгкая?», покажите её на уроке или внеурочном мероприятии.

2) Найдите в Интернете интерпретации романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» в других видах искусства и краткое содержание рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева.

Дополнительный материал:

1) Ромео и Джульетта (Государственный академический Большой Театр России (историческая сцена), реж. Леонид Лавровский, 1976) [Каталог спектаклей] // Каталог спектаклей портала «КУЛЬТУРА.РФ» Минкультуры России, URL:https://www.culture.ru/movies/922/romeo-i-dzhuletta

2)Закулисье. Московский театр мюзикла (2016) [Документальный фильм] // Каталог фильмов портала «КУЛЬТУРА.РФ» Минкультуры России, URL:https://www.culture.ru/movies/3764/zakulise-moskovskii-teatr-myuzikla

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464633-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-v-muzykalnom-te

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

Приложение

к программе

основного общего

образования

Рабочая программа

по __музыке__

основной общий уровень образования

5-9 класс

АРЗАМАС

2021 г.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов рассчитана на 105 часов в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №13

5 класс – 35 часов

6 класс – 16 часов

7 класс – 34 часа

8 класс – 16 часов

Программа разработана на основе авторской программы предметной линии учебников «Музыка» для 5-9 классов авторов Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская с учетом корректировки.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;

3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;

5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

  1. Содержание рабочей программы предмета Музыка

5 Класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

6 Класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (8ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

7 Класс

тема   I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки»  (17 часов)

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» — отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П   Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» — первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме — сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  

Музыкальные образы всенощной.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема  II  полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.  Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.  Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

8 Класс

Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, роман тические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов.

Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино. Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

На уроках музыки 5-9 классов используются следующие электронные образовательные ресурсы:

  1. Антология русской симфонической музыки

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  3. Большая энциклопедия России: Искусство России

  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия»

  5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru

  7. Музыкальный энциклопедический словарь. http://www.music-dic.ru

  8. Музыкальный словарь.  http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  9. Презентации к урокам музыки

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

Музыка и литература (17 часов)

1.

Что  роднит  музыку   с  литературой.

1

2.

Вокальная музыка

3

3.

Фольклор в музыке русских композиторов 

2

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

5.

Вторая жизнь песни

2

6.

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

1

7.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

2

8.

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

1

9.

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

1

10.

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1

11.

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1

12.

Мир композитора.

1

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

1.

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1

2.

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

1

3.

Звать через  прошлое  к  настоящему.

2

4

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

2

5.

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

1

6.

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

1

7.

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

2

8.

Застывшая  музыка.

1

9.

Полифония  в  музыке  и  живописи.

1

10.

Музыка  на  мольберте.

1

11.

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

1

12.

О  подвигах,  о  доблести  и  славе…

1

13.

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

1

14.

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

2

                  ИТОГО

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (8 часов)

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песнь-романс. Мир чарующих звуков.

1

2

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

3

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

4

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

5

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

6

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

«Фрески Софии Киевской»

«Перезвоны». Молитва

1

7

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

8

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз – искусство 20 века.

1

Мир образов в камерной и симфонической музыке. (8 часов)

9

Вечная тема искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

1

10

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

11

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея

1

12

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

13

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

1

14

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

15

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

1

16

Мир музыкального театра

Образы киномузыки

1

Итого 16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

тема I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

17

1

Классика и современность

1

2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человека – судьба народа. Родина моя! Русская земля.

2

4-5

Опера М.И. Глинки «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

6-7

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

1

9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиции оперного спектакля.

2

11-13

Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

3

14

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

15-16

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – супер звезда»

2

17

Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» .

1

тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

18-19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления в музыкальной культуре: светская и духовная музыка.

2

20-21

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2

22-23

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке

2

24-25

Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л.Бетховен. Соната № 2 С.Прокофьев. Соната № 11 В.А.Моцарт.

2

26-27

Симфоническая музыка.

2

28-31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

4

32-34

Музыка народов мира.

Популярные хиты

3

35

Обобщение по разделу II.

1

Итого

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Э.О.Р.

Классика и современность

8

1

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

1

2

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна»

1

3

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Преступление и наказание»-рок-опера Э. Артемьева.

1

4

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

5

Музыка к драматическому спектаклю.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1

6

Музыка в кино.

Музыка к фильму «Властелин колец»

1

7

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П.И. Чайковского.

Симфония №1 «Классическая»

С. Прокофьева.

1

8

Музыка – это огромный мир.

1

Традиции и новаторство в музыке

8

9

«Музыканты-вечные маги»

1

10

И снова в музыкальном театре.

Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина.

1

11

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

1

12

Образы Хозе и Эскамильо. Портреты великих исполнителей.

Балет «Кармен-сюита»

Образы масок и Тореадора.

1

13

Портреты великих исполнителей.

Современный музыкальный театр.

Великие мюзиклы мира.

Классика в современной обработке.

1

14

В концертном зале. Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

1

15

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Неизвестный Свиридов.

Свет фресок Дионисия – миру.

1

16

Музыкальные завещания потомкам. Пусть музыка звучит!

1

ИТОГО

16

  • Ревизия или ривизия как правильно пишется
  • Ревизор сочинение смешное и грустное в комедии ревизор
  • Ревизская сказка это в музыке
  • Ребячий дождь сочинение сладков
  • Ревва харламов сказка иван царевич