Ревизская сказка шнитке увертюра

Тема. а. шнитке гоголь-сюита из музыки к спектаклю ревизская сказка тип урока. изучение нового материала. форма урока. музыкально-литературная гостиная. цели

518295 1

Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;

  • Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;

  • Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;

  • Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

  • Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;

  • Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;

Оборудование: музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке («Увертюра», «Завещание», «Шинель»); презентация; видеоряд; раздаточный материал.

Ход урока

Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом

отрывает человека от земли его, оглушает

его громом могучих звуков и разом погружает

его в свой мир. Она властительно ударяя

клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет.

О, будь же нашим хранителем, спасителем,

Музыка! Не оставляй нас.

Н.Гоголь

1. Организационный момент. Знакомство. Музыкальное приветствие.

2. Мотивация деятельности.

Я приглашаю вас на вечер, посвященный музыке и поэзии в музыкально-литературную гостиную, где я буду главной ее ведущей, а вы не просто моими гостями-слушателями, но и помощниками и главными почитателями мира прекрасного – искусства.

Чтение эпиграфа к уроку. Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, по сюжетам его произведений созданы оперы. (напомнить за мюзикл «Ночь перед рождеством»). Хотя некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, но многие из них смогли вдохновить одного композитора на создание музыкального произведения.

3. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким произведением, в основе которого лежат несколько произведений Н.Гоголя. Тема нашего урока «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». На примере этого произведения мы повторим особенности такого музыкального жанра как сюита, вспомним основные элементы композиции музыкального и литературного произведений, конечно же научимся воспринимать и анализировать музыкальные произведения, передавать свои чувства, мысли при помощи слова, движений и даже красок.

4. Изучение материала.

Прежде чем мы познакомимся с произведением А. Шнитке «Гоголь-сюита», вспомним, что такое сюита. Недавно вы изучали «Кармен-сюиту» Р.Щедрина и знакомились с этим музыкальным понятием. (Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую). Так же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».

Предлагаю нам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр — сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать». А что же такое «ревизия»?

Ревизия – это перепись населения. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей. А главным героем «Гоголь-сюиты» является Н.Гоголь в окружении персонажей своих героев – Павла Чичикова, Аксентия Поприщина, Андрея Черткова, Акакия Башмачкина и других. Вот отсюда и такое название спектакля «Ревизская сказка». А написать музыку к этому спектаклю был приглашен Альфред Гарриевич Шнитке (1931 – 1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…

Музыка этой сюиты — ярчайший образец симфонического театра. Представьте, концертный зал, где нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателем разворачивается симфонический спектакль, а сила музыкального языка ярко рисует образы и главных героев. Надеюсь, я вас заинтриговала, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с фрагментами этого удивительного произведения.

Моя музыкально-литературная гостиная рада встрече с новыми почитателями прекрасного. Вашему вниманию предлагаю «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

5. Восприятие произведения и его анализ.

«Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).

Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.

Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:

Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении. (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)

Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?

Если бы вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях? Аргументируйте свое мнение. Перу Н.Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка», в которой о музыке он сказал: Будь же нашим хранителем и спасителем, музыка. Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя бы на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость и невольно выронит слезу перед созданием таланта». Эти слова писателя являются кратким описание того, что происходит на сцене во время спектакля. А. Шнитке умело переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, но вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, который вы давно узнали (Л.Бетховен «Так судьба стучится в дверь»).

Будучи композиторами, какие жанры вы взяли бы для раскрытия образов главных героев, простые, как песня, танец, марш или более сложные, драматичные, как соната или симфония? Почему? А какие музыкальные инструменты помогли бы вам изобразить портрет вашего главного героя? Почему? Что бы вы выбрали в отношении темпа и динамики? (можно воспользоваться папками для анализа произведения). А вот как это получилось у композитора А. Шнитке, мы сейчас и узнаем. Но только сначала…

6. Физминутка.

Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).

7. Восприятие части №4 сюиты «Шинель».

А теперь мы прослушаем ту часть «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, которая мне больше всего понравилась. Соберите ее название из карточек-пазлов. Главным героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…

Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.

Восприятие «Шинели» и рисование эмоций.

Таково музыкальное видение Шнитке. Что вы увидели, что услышали в этой композиции? Покажите ваши рисунки. (Мне мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. Я увидела Акакия Акакиевича. Но интересно, что увидели и услышали вы.)

А сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. За основу какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? Верно, польку, таким образом стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».

С другими частями «Гоголь-сюиты» при желании, вы можете познакомиться самостоятельно или на следующих уроках музыкального искусства.

8. Закрепление материала.

Сегодня мы в нашей музыкально-литературной гостиной перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.

9. Исполнительская деятельность.

Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить в нашей музыкально-литературной гостиной. Это песня актуальна нашему сегодняшнему дню, когда каждый гражданин нашей молодой Республики мечтает о…. верно, о мире. Поэтому и песню предлагаю исполнить «Пусть всегда будет солнце», но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»). Голосочки ваши зазвучали звонко и готовы порадовать меня красивым исполнением песни. (караоке «Пусть всегда будет солнце»).

10. Рефлексия.

Пришло время закрывать гостеприимные двери нашей музыкально-литературной гостиной. Но прежде чем мы это сделаем, хочу услышать ваши мысли в «Неоконченном предложении».

«Хорошие музыка, книги, спектакли необходимы человечеству, потому что…»

«Если единственным мерилом нашей культуры будут Филипп Киркоров, Ксения Собчак и подобные им, наша страна….»

«Понимать высокое искусство значит….»

11. Подведение итога урока.

12. Выставление оценок, комментарии.

13. Домашнее задание. Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.

Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Мне было очень приятно принимать у себя в гостиной таких активных и внимательных слушателей. Вы получаете сегодня – «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди.

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.

ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

ревизские сказки тамбовской губернии

После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

  • Ребята с нашего двора сочинение
  • Рваный носок как пишется
  • Расщедриться как пишется правильно
  • Расширенная новость по сказке
  • Реальные рассказы из жизни про люцифера