Ревизская сказка альфред шнитке

этапы проведения урока деятельность учителя деятельность учеников задания для учащихся, выполнение которых приведт к достижению запланированных результатов планируемые результаты

Этапы проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к
достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные

1.

Мотивирование
к учебной деятельности

Сегодня
мы продолжаем постигать секреты музыки через содружество с другим искусством.

Сухомлинский
сказал однажды: «Слово не может до конца объяснить всю глубину музыки, а
без музыки нельзя понять слов.»

«Музыка
– вся порыв. Она вдруг, одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его
громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет,
как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в
один трепет.

О,
будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка! Не оставляй нас.»

Н.
Гоголь

(учитель
под музыку Шнитке «Детство Чичикова» читает слова Гоголя о музыке)


С каким же искусством тесно связана музыка?

Участие в диалоге с учителем, подготовка
класса к работе.

Дети
высказывают свои предположения, что это литература.

— Музыка
и литература идут рука об руку и взаимодополняют друг друга.

Поиск
ответов на поставленные вопросы.

Формировать
мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую
деятельность.

Регулятивные:


выполнять
учебные действия в качестве слушателя,

выбирать,
строить Коммуникативные:


использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков.

2.

Формулирование
темы урока, постановка цели

А
если я назвала вам имя нашего великого писателя Николая Васильевича Гоголя,
значит наше музыкальное произведение, которое мы сегодня на уроке будем
изучать, будет связано с литературным произведением…?

Я
вижу, вы подготовили сообщения о композиторе Альфреде Гарриевиче Шнитке.

Давайте
вместе сформулируем тему.

Итак,
сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным музыкальным произведением, в
основе которого лежат несколько произведений Н. Гоголя.

А.
Шнитке «Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

Ученики
высказывают предположение, что музыкальное произведение будет связано с
произведением Николая Васильевича Гоголя.

Поиск
ответов на поставленные вопросы.

Формулировка
темы.

Понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в
жизни человека и общества.

Метапредметые
самостоятельно
ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

Познавательные-самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Личностные:

-проявлять
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению.

3.

Актуализация
знаний и определение затруднений в деятельности через с
оздание учебно-проблемной ситуации

Я
знаю, что дома вы читали о жизни и творчестве Альфреда Шнитке и некоторые из
вас даже подготовили сообщения об этом великом композиторе. Что же это за
явление?

Презентация:
слайд «Альфред Шнитке».

(под
музыку)

Итак,
с композитором данного музыкального произведения все ясно это…

Кто
автор литературного произведения, которому оно посвящено?

Презентация:
слайд «Николай Васильевич Гоголь».

Еще
у нас в названии нашей темы есть слово «сюита», вспомним, что такое
сюита. Если вы немного подзабыли — у нас здесь есть словари юного музыканта.
Подойдите, найдите в словарях это понятие

Так
же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов,
которые объединены общим названием «Ревизская сказка».

Дети
читают сообщения о композиторе под музыку.

Ученики
работают со справочной литературой для формулирования понятия
«сюита».

Сюита –
это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита»
происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес,
сменяющих одна другую.

Сообщения
о композиторе.

Получение
информации. Работа со справочной литературой: объяснить слово «сюита»
с помощью энциклопедии.

Определять
понятия
, владеть музыкальными терминами в
пределах изучаемой темы.

Коммуникативные

использовать
компьютерные технологии.

Личностные:

— учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к
различным видам музыкально — практической и творческой деятельности.

Познавательные-
осуществлять
поиск необходимой информации.

4.

Постановка
учебной задачи

Сегодня
на уроке мы будем слушать …. (ученики называют) «Гоголь-сюита» Альфреда
Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

В
конце урока мы узнаем, что такое «Ревизская сказка», сколько
музыкальных фрагментов в данной сюите.

Мы
сможем назвать все эти фрагменты и рассказать о каждом из них, а также
передавать свои мысли и чувства от прослушивания этих музыкальных фрагментов.

Учащиеся
озвучивают тему урока. записывают тему урока в тетради.

Работа в тетради.

Определять жизненную основу художественных произведений.

Регулятивные
формулировать
учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Коммуникативные

— строить
позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

5.

Изучение
нового материала

Презентация:
слайд «Ю. Любимов»

(каждому
ученику раздается дополнительный материал).

Итак,
что такое ревизская сказка?

Причём
здесь Гоголь?

Какой
спектакль был поставлен по мотивам произведений Гоголя на Таганке?

Что вы
можете рассказать о музыке к спектаклю?

Презентация

Из
скольких частей состоит данная сюита? Назовите их.

Презентация

Знакомство
с именем режиссера театра на Таганке Ю. Любимова.

Работа с
дополнительным материалом.

Дети
работают с текстом учебника, обсуждают и отвечают на вопросы.

Фиксируют
в тетради имена композитора, писателя, режиссера, названия частей сюиты в
тетради.

  
 
 

Работа с
дополнительным материалом и учебником.

Осуществлять
поиск необходимой информации

для
выполнения учебных заданий с использованием учебника;

извлекать
необходимую информацию.

Познавательные

— осуществлять
поиск необходимой информации, используя справочный материал.

Метапредметные

выделять
главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов.

Регулятивные:

— находить
достаточные средства для выполнения учебных действий.

Коммуникативные:

— выделять
информационный аспект задачи, оперировать данными

6.

Закрепление
нового материала

Надеюсь,
что вы заинтригованы, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с
фрагментами этого удивительного произведения.

Начнём
знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух её частей:

Увертюры
№1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении.
(вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)

Прослушайте
Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая
знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Вашему
вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как
изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует
самого писателя – Великого Насмешника России?

Если бы
вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что
прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях?
Аргументируйте свое мнение.

Прослушайте
«Детство Чичикова».

Прослушайте
«Шинель».

Главным
героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой
переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он
рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и
спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать
новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на
меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин
начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но
история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось
всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…

Теперь
постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте ваше видение
этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.

Прослушайте
«Бал».

Сегодня на
уроке мы перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они
жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет
назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это
классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой
музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема?

Дети
отвечают на вопросы.

Прослушивание
и анализ двух частей Увертюры №1 и «Завещания» №7.

«Сочинение
сочинённого».

Знакомство
с частями сюиты «Детство Чичикова», «Шинель», «Бал».

Дети
работают с презентацией, просматривают фрагменты концертов, где исполняются
эти части. Анализируют каждую часть с помощью вопросов учителя и презентации,
передают свои мысли и чувства от прослушивания.

Выполняют
творческие задания по группам.

Делается
вывод:

Это наша
история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно
чтить и помнить.

Поиск
ответов на поставленные вопросы. «Сочинение сочинённого».

1
группа «Ощущение-слово-эпиграф». (Приложение 1)

2
группа «Ключевые слова – рассказ».

(Приложение2)

Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности, передавать свои
музыкальные впечатления в устной или письменной форме, понимать
взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка
каждого из них.

Познавательные


сравнивать
музыкальные образы, излагать полученную информацию, интерпретируя её в
контексте решаемой задачи,
вербализовать
эмоциональное впечатление,
делать вывод на
основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Метапредметные

-систематизировать,
сопоставлять, анализировать, интерпретировать информацию.

Регулятивные
обосновывать
и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач, определять
необходимые действия в соответствии с
учебной и познавательной задачей.

Коммуникативные

-организовывать
учебное взаимодействие в группе, контролировать свои действия в коллективной
работе и понимать важность их правильного выполнения.

Личностные:

-отражать
эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного
произведения.

7.

Рефлексия
учебной деятельности на уроке
, самооценка
результатов обучения

Учитель
предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Выставляет
и комментирует отметки.

Дети
заполняют таблицу.

Указывают
номер по порядку, под которым звучат части сюиты.

Подсчитывают
баллы в листе самооценки.

Домашнее
задание:

1)       Прослушать
часть, которая не была прослушана на уроке «Портрет.»

2)      
Найти
в интернете интересные факты об этом музыкальном произведении.

3)       Записать
в тетради произведения Гоголя, персонажи которых стали героями «Ревизской
сказки». 

Учащиеся
отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

(Приложение
3)

Учащиеся
выставляют оценки.

Исполнение
песен по желанию учащихся по группам.

Обобщение
на основе полученных знаний.

Исполнять
песню всем классом или по группам.

Понимать
специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества.
Применять навыки вокально-хоровой работы при пении.

Метапредметные

-заполнять
таблицу.

Личностные:
оценивать исполнение песни, подводить общий итог урока, выражать своё
отношение к теме урока.

Регулятивные —оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата.

«Настроение–ассоциация–эпилог».

 Послушав
произведение, запишите слово, определяющее настроение, ощущение после
прослушанного произведения.

 Далее необходимо
подобрать ассоциацию (природное явление, жизненную ситуацию), вызывающее такие
же ощущения, как и произведение.

 Затем, используя
слова как опорные, попробуйте написать эпилог или высказывание к этому
произведению из 2-х предложений.

Тема
урока: Альфред Шнитке «Гоголь-сюита».

Спектакль
«Ревизская сказка».

 Домашнее задание: — записать тему урока в тетрадь,

                                   — прочитать
текст,

                                   — выписать в
тетрадь выделенный текст,

                                   — посмотреть
видео материал.

Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла
слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим
мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные
качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей
кино и театра. Популярность 
Шнитке в кинематографической и
театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием,
включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров
музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю
«Ревизская сказка».

История
создания

В 1975
году 
Альфреду
Шнитке
 исполнился
тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по
классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз
композиторов и создать большое количество музыкальных произведений в самых
различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за
данный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двух симфоний,
пяти инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных
камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным,
анимационным и документальным фильмам, среди которых знаменитый «Белорусский
вокзал».

Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали
многих. В своих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и
направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы,
классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин
«полистилистика». Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой
симфонии», которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишком
радикальным и руководство как Московской, так и Ленинградской филармоний
побоялось, что публика его не воспримет. По этой причине первое исполнение
симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий
Любимов, который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратился
к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное
оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений
Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с театральным
авангардистом по работе в 1973 году над спектаклем «Турандот» по произведению
Бертольта Брехта, которая, к сожалению, была приостановлена, так как театр не
получил разрешения на постановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое
сотрудничество, на которое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех
творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и
эмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое и комическое,
пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, что после репетиций
Шнитке приходил к режиссеру домой с набросками сочинений. По мнению Юрия
Петровича Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она
должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить
отказаться от декораций.

Премьера
спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским
пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении
и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».

Далее
наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначены как период
успеха и всеобщего признания.
 Творческий арсенал композитора постоянно
пополнялся новыми талантливыми произведениями, среди которых в
1981
году появилась «Гоголь-сюита» — выдающееся произведение, созданное на основе
музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».

Интересные факты

·        
Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создал
оркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.

·        
Сюита – это
последовательность пьес, следующих одна за другой.

·        
Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.

·        
Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являются
Феликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.

·        
Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича
Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета
населения.

·        
Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка к следующим
спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго».

·        
Спектакль «Ревизская
сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет»,
«Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь
». Использование
сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.

·        
В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.

·        
В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером,
помогающим влезть в душу.

·        
Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в
качестве реликвии.

·        
Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая
Васильевича Гоголя.

·        
Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

·        
Спектакль «Ревизская
сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь, как писатель и творец,
повествует и встречается со своими героями.

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Чиновник, махинатор

«Мёртвые души»

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

«Записки сумасшедшего»

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на
деньги.

Повесть «Портрет»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Повесть «Шинель»

Фердинанд VIII

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

«Записки сумасшедшего»

·        
 

·        
Увертюра

·        
Небольшое, но яркое
оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру.
Ощущение хаоса и
беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые
очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем
тему вступления из 
I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

·        
Детство Чичикова

·        
В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство
оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие
тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и
преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу
деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато
интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое
звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.

·        
Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка
вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее
рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения
появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны.
Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович
Чичиков.

·        
Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.

·        
Портрет

·        
Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его
художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной
игрой фортепиано и чембало, 
контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие
надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без
разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную
жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его
мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя
ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя
регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович
видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия,
которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает
скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

·        
Шинель

·        
Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является
шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки»
демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность».
Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

·        
Фердинанд VIII

·        
В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка,
основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о
сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

·        
Чиновники

·        
В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в
тембре 
клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее»
общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

·        
Бал

·        
Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные
инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности,
красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

·        
Завещание

·        
Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена
колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно
что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и
печальный отзвук колокола.

·        
Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию
и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят
программный смысл.

«Гоголь-сюита» — это авангардное произведение.
Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между
собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость,
переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен
мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного
человека.

Красивый, высокий. Умница. Бесконечно, пронзительно, ярко талантливый. Филатов такой разный и такой неоднозначный, что рассказывать о нем можно много, долго, почти бесконечно, и все равно останется какая-то из его граней нераскрытой. Так о каком вам рассказать?

О советском актере кино Филатове?

И тогда непременно захочется рассказать о фильме «Экипаж», после которого Леонид Филатов проснулся знаменитым, а миллионы советских женщин проснулись влюбленными в него. Его бортинженер Игорь Скворцов – цепляющий: своей страстью к героине Александры Яковлевой, своей изначальной неправильностью во всем контексте этого фильма, своей крепкой, сочной мужской харизмой.

Сыграть героя в первом советском фильме-катастрофе и сыграть в первой советской эротической сцене – одинаково опасно и ответственно.

Он был первопроходцем на очень вязкой и опасной поверхности: сыграть героя в первом советском фильме-катастрофе и сыграть в первой советской эротической сцене – одинаково опасно и ответственно. Тебе очень легко могут НЕ ПОВЕРИТЬ: одна фальшивая эмоция, одна недодержанная пауза, одна суетливая интонация – и все, вся магия рассеялась, а кино стало неудачным. Филатов все сделал правильно. И стал легендой.

О каком вам рассказать Филатове?

Или вам рассказать о бесподобном театральном актере Леониде Филатове?

А ведь на сцене знаменитого «Театра на Таганке» Филатов был бесподобен! И хотя он не стал, как мечтал, мировой знаменитостью, — об этом он сам говорил в своих интервью, — он был счастлив в «Таганке»:

«Таганка» была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава… «Таганка» — это университет».

Филатов играл на одной сцене с Владимиром Высоцким, актеры сдружились, и именно Высоцкий, прочитав пародии Филатова, буквально силой заставил Леонида Алексеевича начать выступать с пародиями на публике.

А может вам рассказать о поэте и драматурге Филатове?

О драматурге Леониде Филатове, написавшем знаменитый сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца», который уже растащен на цитаты и еще долго будет декламироваться всеми самодеятельными театрами и СТЭМами, как, например, выдающийся монолог Бабы Яги «Я фольклорный элемент, у меня есть документ» — хит всех пионерских лагерей и студенческих театров?

Впрочем, Филатов прекрасно написал об этом сам:

В нашей пишущей стране

Пишут даже на стене.

Вот и мне пришла охота

Быть со всеми наравне!

В 1987 году, когда сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца» увидел свет, начался настоящий «стрельцовый» бум. Журнал «Юность» напечатал это стихотворное драматическое произведение, а потом сам Филатов выступил со своим «Федотом» в жанре «театра одного актера» — этот телефильм вышел на экраны в 1988 году, и именно авторское исполнение произведения до сих пор остается непревзойденным.

Но, конечно, рассказывая о поэте и драматурге Филатове, нельзя не упомянуть его знаменитые пародии: пародийный цикл «Таганка-75», «Ну-погоди!», где автор прошелся по сказкам Корнея Чуковского.

О каком еще Филатове вам рассказать? О влюбленном юноше и любящем мужчине Филатове?

Тогда стоит рассказать о его невзаимной, безответной любви к Наталье Варлей и его страданиях в пору, когда Наташа решила выйти замуж за другого, за Николая Бурляева, а Филатова считала только другом – надежным, хорошим, верным, но всего лишь другом.

А еще потребуется разболтать пару секретов о его тайном романе с Лидией Савченко. Лида была счастливой замужней женщиной, и Филатов, младше нее на пять лет, буквально не давал ей прохода. Филатов брал Лидию буквально измором, но своего добился: актриса, спустя месяцы тайных встреч и отношений, ушла от мужа.

Друзья утверждают, что Нина Шацкая была единственной настоящей любовью Леонида Филатова, его музой.

И сразу же открыла для себя другую сторону романтики Филатова: «добрые», как это водится, люди донесли о том, что у Филатова уже давно тайно есть отношения с еще одной замужней актрисой, Ниной Щацкой, женой актера Валерия Золотухина.

Все-таки свадьба состоялась, но счастливым этот брак не был: Савченко любила Лёню, и он был ей хорошим, надежным супругом, но, как позже выяснилось, в течение двенадцати лет скрывал от супруги отношения с замужней Ниной Шацкой.

С которой они после и поженились, а затем прожили вместе более тридцати лет. Друзья и коллеги, близко знавшие пару, утверждают, что Нина Шацкая была единственной настоящей любовью Леонида Филатова, его музой.

О каком еще рассказать? О кинорежиссере Филатове?

И тогда следует рассказать о его единственной режиссерской работе – о фильме «Сукины дети», драме, снятой в 1990 году по мотивам событий, связанных с отъездом Юрия Любимова из Советского Союза. Каким в этом фильме получился режиссер Филатов?

О каком вам рассказать Филатове?

Жестким. Правдивым. Не боящимся острых и запретных тем. Рассказать об изгнании режиссера, сделавшего ряд антипартийных высказываний, о лишении его гражданства, а также о том бунте, который могли бы устроить после его отъезда актеры, об их голодовках и забастовках, угрозах самосожжения – все это могло бы быть, но такого не было.

Укоряющим режиссером и признающим за собой стыд и вину за те события, которые могли бы случиться, но не случились.

Он предстает сказочником и снова рассказывает сказку, признавая, что такое в реальности вряд ли когда-то могло произойти.

«Я хочу снять картину о братьях-актёрах — несчастных и зависимых, но прекрасных и добрых, чаще всего получающих по зубам, беззащитных, страдающих от невнимания и постановщиков, и публики. Это такой съёжившийся, но всё ещё трепыхающийся, живой народ, особенно в провинции, где могут работать только сумасшедшие подвижники. Хорошо, что они ещё не перевелись…».

А еще можно рассказать о телеведущем Леониде Филатове и его легендарной передаче «Чтобы помнили…», которая выходила на ТВ в течение десяти лет. После того, как работа над тяжелым и единственным фильмом «Сукины дети» довела до инсульта, Филатов-актер и Филатов-режиссер уже просто не могли быть: это было смертельно опасно для здоровья Леонида Алексеевича. И тогда появилась передача «Чтобы помнили»: об актерах, которых забыли несправедливо, которые ушли тихо в полном забвении. Но согласие на работу в такой передаче стало роковым: каждая новая история оседала новым шрамом на сердце, Леонид Алексеевич принимал близко к сердцу каждую разбитую и забытую актерскую судьбу. Но все равно упорно работал над каждым новым выпуском:

«…я почувствовал, что надо делать именно это. Чтобы понять, до какой степени все смертны. Чтобы перестать злиться и научиться прощать».

О каком вам рассказать Филатове?

Памятник на могиле Л. Филатова

О каком вам рассказать Филатове?

О просто человеке по имени Леонид, прожившим так мало – всего-то немногим больше полувека. Но за эти пять десятков лет успевшим прожить больше, чем многие долгожители. Успевшим много сделать, много рассказать, много прочувствовать самому и помочь прочувствовать окружающим.

О каком вам рассказать Филатове?

Его много, и рассказывать о нем можно бесконечно. Но лучше, когда рассказывает он сам.

24 декабря 2021 года исполнилось бы 75 лет Леониду Филатову

Источник

Гоголь-сюитаА. Шнитке«Ревизорская сказка»Слушание музыки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Гоголь-сюитаА. Шнитке«Ревизорская сказка»Слушание музыки

    Описание слайда:

    Гоголь-сюита
    А. Шнитке
    «Ревизорская сказка»
    Слушание музыки

  • 2 слайд

    Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) Советский и российский композитор Музыка

    Описание слайда:

    Альфред Гарриевич Шнитке
    (1934-1998)
    Советский и российский композитор
    Музыкальный педагог и музыковед
    Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
    «Гоголь-сюита» — выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».

  • 3 слайд

    Интересные факты Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая

    Описание слайда:

    Интересные факты
    Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета населения.
    Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.
    Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в качестве реликвии.
    Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».

  • 4 слайд

    Увертюра Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соот

    Описание слайда:

    Увертюра

    Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.
    Детство Чичикова

    В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.

    Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

  • 5 слайд

    Портрет Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его х

    Описание слайда:

    Портрет

    Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

  • 6 слайд

    Шинель Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой являетс

    Описание слайда:

    Шинель

    Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.
    Фердинанд VIII

    В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.
    Чиновники

    В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

  • 7 слайд

    Бал Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные и

    Описание слайда:

    Бал

    Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.
    Завещание

    Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

    Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.
    «Гоголь-сюита» — это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Ревизская сказка альфред шнитке

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Ревизская сказка альфред шнитке

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 52 человека из 29 регионов

Ревизская сказка альфред шнитке

  • Сейчас обучается 62 человека из 33 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема:
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Похожие материалы

  • Объединение детей по интереса в старшей группе

  • Развлечение в старшей группе «день Российского Флага»

  • Авторская песня «Местечка нет красивей»

  • Тематическое планирование МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЯ Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 5 класс

  • Планирование по музыке 6класс

  • Урок, 8 класс ,Музыкотерапия

  • Влияние музыки на организм человека

  • Рабочая программа «Музыка 1-4 классы»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4. «Гоголь-сюита» (Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»)

Цели урока: Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля и его главных героев.

Задачи:

— выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка»;

— выяснить, относятся ли к современной жизни слова статьи Н. Гоголя (Учебник, ст. 46) и музыка «Гоголь-сюиты» А. Шнитке;

— слушать, анализировать музыку «Гоголь-сюиты», ориентируясь на вопросы, поставленные перед учащимися в учебнике;

— активизировать художественно-познавательную деятельность учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы говорили о роли музыки в драматических спектаклях.

  • В чём же заключается эта роль?

  • Кто является автором драматической поэмы «Пер Гюнт»? Кто автор музыки к одноимённой постановке этой драмы на сцене?

  • Какие слова из текста поэмы «Пер Гюнт» характеризуют жизненное кредо главного героя?

  • Музыка какого жизненного явления показала в сюите «Пер Гюнт» крушение всех надежд Пера?

  • Как музыка Грига характеризует главную героиню – Сольвейг?

Споём выразительно песню Ю. Кукина «За туманом». Каков её смысл?

  • Исполнение песни.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня вы:

— познакомитесь с музыкой российского композитора А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

  1. Основной этап. Знакомство с «Гоголь-сюитой»

  1. Ведение в тему

Любителям театра широко известно имя режиссёра Ю. Любимова и спектакли, которые были им поставлены в Московском театре на Таганке. Одной из оригинальных постановок стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. В сценарии были использованы отрывки из произведений Гоголя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое.

Главный герой спектакля – сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

Написать музыку к спектаклю был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал:

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – всё это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу».

Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…

Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всём соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижёр Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита».

Эта музыка – ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки.

В сюиту включён текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Г. Гоголя, который произносит дирижёр. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов ещё более подчёркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.

«Гоголь-сюита» состоит из семи частей:

  1. Увертюра,

  2. «Детство Чичикова»,

  3. «Портрет»,

  4. «Шинель»,

  5. «Чиновники»,

  6. «Бал»,

  7. «Завещание».

Начнём знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух её частей: Увертюры (№1) и «Завещания» (№7).

Прослушайте, сопоставьте музыку крайних частей сюиты. Постарайтесь самостоятельно выстроить возможную драматургическую линию и предопределите её основной выразительный смысл.

2) Слушание, сопоставление Увертюры и «Завещания». Музыкальный анализ

Вопросы к размышлению:

  • В образный мир каких персонажей вводит слушателей музыка Увертюры?

  • Какая знакомая интонация завершает эту часть? Какой импульс она даёт развитию музыки?

  • Как изменился образный строй музыки «Завещания» по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?

  • Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?

Ответы учащихся.

  • Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль (идею) вы развивали бы в её средних частях? Аргументируйте своё мнение.

— Основной выразительный смысл (идея) — гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки, выражающийся в высмеивании пошлости, глупости, тупости, никчёмности и бессмысленного, пустого прозябания героев гоголевских рассказов и похожих на них многих наших современников.

3) Работа с учебником

Перу Н. Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка». Прочитайте, что в ней сказано о музыке (Учебник, ст. 46).

Учащиеся читают фрагмент статьи.

Эти слова писателя и последующее далее на уроке краткое описание происходящего на сцене помогут вам понять замысел и образный строй «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, которая, как и произведения Н. Гоголя, переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, что вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, на сплошных банальностях! Разорванная фактура, разорванные мелодические линии, скачущие мысли… Слушая эту музыку, вполне возможно, вы будете смеяться, но только сначала…

4) Слушание, обсуждение частей «Детство Чичикова», «Чиновники», «Бал»

Итак, знакомимся с отдельными частями «Гоголь-сюиты».

А) «Детство Чичикова» (№2)

На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает её и растёт, растёт, достигая неимоверных размеров… Из неё появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» — всё в нём среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…

  • Слушание.

Б) «Портрет» (№3)

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.

В) «Шинель» (№4)

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.

Г) «Чиновники» (№5)

Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мёртвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа… в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

  • Прослушивание.

Д) «Бал» (№6)

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…

  • Прослушивание.

Е) Вопросы к размышлению

  • С помощью каких знакомых вам музыкальных жанров композитор раскрывает подтекст, скрытый смысл художественных образов?

  • Какими способами и приёмами Шнитке показывает множественность и контрастность гоголевских персонажей: особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры, композиции номеров?

  • О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь-сюиты»?

— В музыке слышно, как композитор нередко использует простоватые интонации (мотивчики). Композитор таким образом высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей в нашей современной жизни.

— Драматические события происходят не только в определённом историческом времени, переданные в самых разных жанрах и стилях музыкального искусства, но и как бы в нашем собственном времени, то есть в конечном счёте развёртываются ради освобождения наших переживаний, чувств, мыслей.

4. Рефлексия. Итог

— В чём же сила музыки А. Шнитке?

— Наверное, в её выразительности.

— Совершенно верно. И особенно выпукло проявляется выразительная сила музыки Шнитке, если её сопоставить с «Всенощной» Рахманинова.

Прослушайте произведение С.В. Рахманинова и сопоставьте с музыкой сюиты Шнитке.

  • Прослушивание «Всенощной» С.В. Рахманинова

— Произведения эти (Рахманинова и Шнитке) контрастны и по содержанию, и по стилю, и по жанру, и по настроению. При их сравнении мы наблюдаем бесконечное разнообразие жизни: от высокого духовного – до карикатурного, смешного.

— И что любопытно: всё это мы можем встретить в жизни любого народа. Тем самым становится очевидной мысль, что музыка, как и жизнь, безгранична в своих проявлениях и возможностях.

5. Домашнее задание

Выполнить проект на тему «Композиторы “читают” литературную классику».

  • Ревизор гоголь это повесть или рассказ
  • Ревва харламов сказка баба яга
  • Ревизор аргументы к итоговому сочинению преступление и наказание
  • Ребята слушали сказку затаив дыхание боясь пропустить хоть одно слово
  • Ребята ушли со двора собирают походное снаряжение сочинение нравственный выбор