Репродукция картины пластова летом сочинение по картине

Тема урока: устное описание картины а.а. пластова летом. цель урока : 1научить обучающихся как можно более полно описывать изображенное на

Тема урока:       Устное описание картины А.А.
Пластова «Летом».

Цель урока :  1)научить обучающихся как можно более
полно описывать изображенное на картине; 2) активизировать лексику учащихся по
теме «Лето»; 3) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Оборудование: на слайде репродукция картины
«Летом» , других картин художника: «Витя-подпасок»,  « Первый снег», «Сенокос»,
«Ужин трактористов».

Рассказ о художнике   ( На слайде портрет
художника. Заранее подготовленная презентация ученика).

 Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972 г).
– выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и государственной
премии широко известен в нашей стране и за рубежом как певец деревни и русской
природы.

Родился в деревне Прислониха Ульяновской
области. Здесь прошло его детство, большая часть жизни. Здесь живут и герои его
картин. Здесь поля, на которых работал его отец, деды и прадеды, и сам
художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и
мастерством  раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое
восхищение  человеком – тружеником. Художник всегда стремится передать 
внутренний мир людей, их мысли , чувства и переживания. Любимые герои Пластова
–  деревенские дети. Они присутствуют почти во всех картинах художника: «Первый
снег» , «Витя – подпасок», «В деревне», «Колхозный ток», «Ужин тракториста»,
«Летом». (На слайде репродукции картин).

Картины А.А. Пластова радуют и привлекают
своими звонкими, сочными красками, красотой  изображенной на них природы.
Художника особенно  привлекало лето – время года,когда вся природа находится в
расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954г.) А.А.Пластов показал
богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором
грибов и ягод.

Беседа по картине.

Чтобы  повысить эмоциональность восприятия
картины, пробудить активность учащихся. Вызвать интерес к работе, следует
обратиться к их жизненному опыту, близкому к тому, что изобразил художник на
картине . Прежде чем начать беседу, желательно выслушать школьников, любят ли
они ходить в лес, собирать грибы и ягоды. Выслушав ответы учитель предлагает
посмотреть как изобразил лето А.А. Пластов на своей картине. (Репродукция на
слайде и в учебнике).

— Что прежде всего привлекло наше внимание?

(Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка
и женщина, корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин, красная косынка на
голове девочки и зеленая трава.

—  Рассмотрим картину более внимательно. Кого
изобразил художник? Опишите каждого более подробно. ( На картине мы видим  
женщину и девочку, возможно, мать и дочь. Женщина в синем платье, утомилась,
устала от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв
лицо от солнца рукой).

— Как вы думаете, почему художник так
отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Загорелые, натруженные, много
работает, женщина – труженица).

— Опишите девочку – как она сидит, что делает.
Во что
одета?                                                                                   
(Сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обирает с ветки спелые сочные
ягоды и бросает их в кружку .На ней белое платье и красный платок).

— Что в наряде девочки особенно бросается в
глаза? Что можно сказать о лице девочки?                               (Ярко-красный
платочек притягивает наше внимание и мы всматриваемся в лицо девочки. (Румяное
лицо спокойно, глаза опущены вниз. Пряди темных длинных волос выбились из-под
косынки).

— Что вы можете сказать о собаке? (Лежит около
девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза прикрыты, уши
опущены)

— Где расположились грибники?. (На тихой
лесной поляне, в тени под густыми ветвями берез, чтобы укрыться от жары.
Полянка очень красивая: изумрудная трава,, голубые колокольчики,
ромашки.,желтые цветы…).

— Как художник показывает, что стоит солнечный
день? ( Ослепительное солнце, яркий солнечный свет играет на листочках
деревьев, золотит их, а те что в тени -темно- зеленого цвета. Кругом
спокойствие, безветренно).

— Какие цвета использовал художник для
изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зеленый светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый,

красный .Теплые и холодные тона, но больше
теплых. Праздничное сочетание красок. Контрасты от белого до красного. Все это
придает картине особую красоту, вызывает чувство радости).

Учитель сообщает, что цвет в картине имеет
огромное значение- передача настроения, создание образа …).

— Какое впечатление производит на вас
картина?    ( Хочется долго смотреть, побывать там. Пособирать грибы и ягоды.
Насладиться ароматом цветов и трав.).

Словарно- стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний и
предложений со словами- синонимами , с опорой на  упражнение в учебнике;
зеленый- изумрудный, яркий – ослепительный, яркие краски – ослепительный луч
солнца; изумрудная трава- зеленый лес… 

Составление  плана сочинения по картине.  (Коллективное).

1)      люди,собака;

2)      корзина,ведро,кувшин;

3)        поляна;

4)      Мое впечатление от картины.

Устные высказывания учащихся. 

Домашнее задание. Подумайте ,в какой
последовательности можно еще описать картину.                                                                                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Тихая обитель». Он надеется, что Вы вдохновитесь прочитанным и сделаете свою работу лучше. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(251 слово) Картина Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель» была написана в 1890 году после поездки автора на Волгу. Там он пробыл некоторое время, и за этот период увидел несколько близлежащих городов. Однажды, гуляя по окрестностям пригорода, художник увидел среди леса небольшой монастырь, расположенный поодаль от озера. Кроме того, Левитана впечатлило и другое событие. Ранее взору мастера представился Саввино-Сторожевский монастырь, который он увидел под Звенигородом. Эти два события, слившись воедино, помогли родиться прекрасному произведению.

"Тихая обитель" Левитана

«Тихая обитель» Левитана

На картине изображён пейзаж русской природы. Летняя, утренняя свежесть, чистое небо и розовые облака навевают настроение светлой радости. На переднем плане – узенькая река, протекающая под старым деревянным мостом. Она так чиста и прекрасна под этим ласковым небом, которое отражается в ней, как в зеркале. Виден берег, поросший травой, тропинка, ведущая к мосту. Кажется, что можно шагнуть на тропу и попасть в это тихое место. Вдали, на заднем плане, мы можем увидеть лес, посреди которого расположен монастырь: видны его купола. Солнца на картине не видно, но оно откуда-то издали бледно-жёлтым светом освещает купола монастыря. Посредством изображения моста, уходящего в лес, к монастырю, создаётся глубина изображения. Художник использовал естественные цвета, плавные переходы, отчего на картине видится поистине реалистичный пейзаж. Благодаря мастерству Левитана создаётся ощущение присутствия в этом тихом и возвышенном месте.

Мне очень понравилась картина Левитана «Тихая обитель». Полотно помогает ощутить атмосферу изображённого места, спокойствие и благодать. Пейзаж отражает внутренне состояние мастера, его мировоззрение и отношение к жизни. Природа всегда даёт людям почувствовать гармонию и спокойствие. Изображение храмов и монастырей также помогает обрести душевное равновесие. Это доказывает замечательная картина Левитана «Тихая обитель».

План сочинения по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»: 

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Тихая обитель»;
  3. Заключение: мои впечатления от картины И.И. Левитана.

Вариант 2: Подробнее

(358 слов) Картина «Тихая обитель» была окончена Левитаном в 1890 году после возвращения из поездки на Волгу. Там он провёл лето и осень, увидел города Плёс, Юрьевец и Кинешму. Художник поехал из Плёса в Юрьевец в поисках вдохновения. Гуляя по окрестностям, художник увидел посреди рощи небольшой монастырь, который находился в лесу неподалёку от озера. Также на создание картины повлияло и другое событие. Ранее Левитан видел похожий монастырь – Саввино-Сторожевский – под Звенигородом. В нём не было идеальной красоты, но деревянный пешеходный мост, переброшенный через реку, который соединял тихое место с биением жизни, очень впечатлил мастера. Соединение двух увиденных образов помогло художнику воплотить задуманное в произведении. Полотно приобрело известность на девятнадцатой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся весной 1891 года.

"Тихая обитель" Левитана

«Тихая обитель» Левитана

На картине мы можем увидеть живописное место, тихое и благодатное. Узкая река протекает под стареньким деревянным мостом, ведущим к монастырю, который находится среди зелёного леса – его купола видны издалека. Они освещены недавно проснувшимся солнцем: его бледно-жёлтый свет виден на стенах выглядывающих башен. Небо очень нежного, чистого цвета, по нему можно определить, что на полотне изображено утро. Розовые облака, окрашенные рассветом, плывут куда-то вдаль. Судя по тому, что всё покрыто зеленью, перед нами летняя пора. На переднем плане можно рассмотреть берег, поросший травой, и тропинку, ведущую к мосту. За счёт моста, ведущего в лес, к монастырю, картина имеет глубину. Река бережно огибает берега. Отражая небо и купола, она показывает свою чистоту, а также святость этого места. Естественность красок помогает проникнуться красотой пейзажа. 

Очень приятное и мягкое утро изображено на этом пейзаже. Настолько реалистично предстаёт изображение на полотне, что, кажется, будто вдыхаешь воздух этого края. От картины исходит спокойствие и жизнь, олицетворяющая тишину и мирное существование. Полотно наводит на светлые мысли, создаёт ощущение сопричастности изображённому на картине пейзажу. Возникает чувство, будто бы находишься на берегу реки и вместе с автором произведения смотришь вдаль, отчего в сердце поселяется умиротворение. 

Мне очень понравилась картина Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель». В ней автор запечатлел своё видение мира, свои воспоминания. Благодаря этому мы можем понять эмоциональное состояние художника, проникнуться жизнью среди такой необыкновенной красоты, а также почувствовать своим сердцем тихое и святое место. Левитан смог передать атмосферу благости и покоя, что говорит о его творческой душе и большом таланте.

План сочинения по картине И.И. Левитана «Тихая обитель»: 

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Тихая обитель»;
  3. Заключение: мои впечатления от картины И.И. Левитана.

Автор: Диана Танцур

Многомудрый Литрекон представляет сочинение по картине А. А. Пластова «Жатва». Красивое полотно непременно вдохновит Вас на создание эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(340 слов) Картина А. А. Пластова «Жатва» была создана в 1945 году, уже после окончания Великой Отечественной войны. На ней запечатлено не просто мгновение из жизни крестьян, а отражена вся сущность того нелегкого судьбоносного времени. Во время войны людям было непросто: мужчины и молодые женщины уходили на фронт, а старики и дети оставались в тылу, трудились и помогали своим соотечественникам. 

Картина Пластова "Жатва"

Картина Пластова «Жатва»

На картине фоном простирается огромное поле пшеницы, которое обрабатывает небольшая группа людей. На заднем плане картины изображены лошади и повозки, стога сена. А на переднем плане можно увидеть старика и трех маленьких детей, которые решили передохнуть после тяжелого трудового дня. Седой мужчина с длинной бородой, одетый в синие штаны и кофту, коричневое пальто, не спеша ест похлебку из глиняного горшка. Он сжал в сильной и мозолистой ладони кусок черного хлеба. Один худой мальчик со светло-русыми волосами, одетый в белую рубаху и черные штаны, жадно пьет из кувшина воду. Другой рыжеволосый мальчик в зеленой рубахе и темных штанах сидит рядом с мужчиной и держит ложку в руке. А девочка с темно-русыми волосами, заплетенными в косички, с белой косынкой на голове, в красном платьице и темной кофточке, поджала ножки под себя и ест вместе с остальными простой ужин. Собака наблюдает за хозяевами и ждет, когда ее чем-то угостят. По лицам людей видно, что они очень устали, но работа еще не закончена, хотя скоро наступит ночь. Небо ясное, голубое, но, кажется, что солнце спряталось за тучей или уже село. 

На другой стороне от детей и мужчины располагается большой стог сена, на котором лежит инвентарь: коса, серпы, грабли. Ими работали главные персонажи картины, пока не сели поужинать и отдохнуть. 

На картине А. А. Пластова «Жатва» изображена прекрасная природа, она бескрайняя и щедрая. На русской земле выращивался хлеб, который был так нужен голодному, обездоленному народу. Маленьким детям, изображенным на полотне, приходилось рано вставать и трудиться наравне с взрослыми, хотя им бы хотелось играть и резвиться. Война заставила немощных стариков отдавать последние силы, чтобы обеспечивать военных всем необходимым: вооружением, одеждой и питанием. Но война уже прошла, и в душе людей появилась надежда на лучшее будущее. 

План сочинения по картине А. А. Пластова «Жатва»:

  1. Вступление: история создания картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Жатва»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы А. А. Пластова.

Вариант 2: Подробнее

(492 слова) Стиль живописи А. А. Пластова примечателен тем, что художник изображает на своих полотнах реальную жизнь, которая не всегда светлая и счастливая. Главные герои картин находятся на фоне природы, но их душевное состояние иногда контрастирует с очаровательным пейзажем. Реки, леса, трава и горы — они живут сами по себе, радуясь тому, что их сотворил Создатель. А состояние людей связано не только с природными явлениями, но и с социокультурными процессами, потому что человек не только природное существо, но и социальное.  

Картина «Жатва» была написана уже после Великой Отечественной войны, стала олицетворением мужественности, стойкости и терпения русского народа. На ней изображены крестьяне, которые не участвовали в боевых действиях, но трудились на полях, чтобы вырастить пшеницу. Хлеб был ценным продуктом в военное время, он напоминал солдатам, которые находились на фронте, о доме и семье. 

Картина Пластова "Жатва"

Картина Пластова «Жатва»

В конце лета местные жители вышли на уборку хлеба, много сил и времени отнимает процесс сбора урожая. В центре картины изображены пожилой мужчина и трое детей, они сели отдохнуть на поляне после тяжелого дня. Не причесанные  волосы и бороду старика уже покрыла седина, он одет довольно тепло – в синие штаны, кофту и старое коричневое пальто. Лицо его выражает грусть и усталость. В одной руке мужчина держит большую ложку, которой ест похлебку, а в другой руке – кусок черного хлеба. На лицах детей нет радости и задора, они похожи уже на взрослых людей, поскольку испытали все тяготы и лишения. Возможно, их родители погибли на войне, а ребятам пришлось взвалить на себя непосильную ношу и трудиться на полях до позднего вечера. Один светловолосый мальчик очень худой, изможденный, одет в белую легкую рубаху и черные штаны, он жадно пьет воду из кувшина, чтобы утолить жажду. Другой мальчик имеет рыжие длинные запутанные волосы, одет в салатовую рубашку и темные штаны, он протягивает ложку к глиняному горшку с похлебкой. Девочка с темно-русыми волосами, сплетенными в две косички, с белой косынкой на голове, носит красное платье и темную кофточку, на ножках фиолетовые сапожки. Она тоже ест вместе со всеми. На вид ребятам не больше десяти лет. Собака сидит рядом с людьми, ожидая, когда ей дадут какое-то лакомство.

Инвентарь: серпы, коса и вилы лежат на стоге сена, который расположен недалеко от людей. Видимо, старик работал косой, девочка — граблями, а мальчики — серпами. На заднем плане картины можно увидеть других людей и повозки с лошадьми, которые, как и главные персонажи, трудятся и собирают урожай.  Погода стоит пасмурная, уже скоро стемнеет. Пора заканчивать работу и возвращаться домой. 

Работа А. А. Пластова «Жатва» не вызывает чувства умиления и восторга, скорее, чувство жалости и сострадания к тем людям, которым суждено было родиться и жить в нелегкое военное время. На полотне преобладает желтый цвет – это цвет пшеницы и скошенной сухой травы, голубое небо занимает почти третью часть полотна, но оттенки теплых красок не вносят живости и одухотворенности. Природа не заряжает людей, не наполняет их энергией, они слишком уставшие и измученные, чтобы обращать внимание на нее. Хотя надежда на лучшую жизнь все же теплится в этих угрюмых и грустных лицах. Все трудности закончатся, наступит счастливая жизнь. 

План сочинения по картине А. А. Пластова «Жатва»:

  1. Вступление: особенности картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Жатва»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы А. А. Пластова.

Автор: Елена Баранова

Цели: создать
условия для правильного и последовательного описания картины
А.А.Пластова «Первый снег».

·        
способствовать формированию умений  писать
сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях;

·        
писать текст сочинения на основе составленного плана.

Познавательные  УУД:
способствовать формированию у учащихся умения строить речевое высказывание в
письменной и в устной форме; анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:
содействовать развитию умения слушать собеседника и вести диалог,
взаимодействовать в группе, паре, отвечать на вопросы;

Регулятивные УУД:
способствовать формированию у учащихся умения организовывать своё рабочее
место; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её
выполнить; развивать самоконтроль и саморегуляцию; способствовать
формированию умения высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника

Личностные УУД:
способствовать развитию у учащихся учебно-познавательной мотивации и интереса к
предмету; способствовать формированию оценивать свою деятельность;

·        
репродукция
картины А. А. Пластова «Первый снег»,

·        
аудиозапись
«Времена года» П. И. Чайковский,

·        
литература:
материал о жизни и творчестве А. А. Пластова, литературные произведения
известных авторов: И. С. Никитин, К. Г. Паустовский.

Методы и формы
обучения:

метод беседа; фронтальная, самостоятельная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

(номер слайда)

1.               
Организационный момент.

Звучит  фонограмма П. И. Чайковского «Времена года.
Ноябрь».

       Ребята,
посмотрите в окно – заканчивается осень, наступает зима. За окном – первый
снег. Он никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (Становится
светлее, красивее, все в природе преображается, становится  праздничным).

       Послушайте,
как удивительно пишут о первом снеге русские поэты


Никитин И.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…


Суриков И.

Белый
снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо.
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

— Тютчев
Ф.И. 

Чародейкою
зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

Ребята
здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку.

1

2

3

4

2.
Постановка темы и целей урока


Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью
кисти и красок, а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали
отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена
года», который называется «Ноябрь».


Сегодня мы будем писать сочинение о первом снеге, каким его увидел и
запечатлел художник Аркадий Пластов в картине «Первый снег».

Дети
слушают учителя

5

3. Рассказ о художнике А.А. Пластове

Аркадий Александрович
Пластов родился в 1893 году. Почти всю жизнь провёл в деревне среди крестьян,
труду и жизни которых и посвятил своё искусство.

Детство прошло в
деревне Прислониха. Своё название деревня получила, видимо, оттого, что
издали, кажется будто дома прислонились к лесу и к холму. Вместе с другими
ребятишками детство прошло в играх, в участии в деревенских работах в поле.
Одно выделяло его – огромное пристрастие к рисованию. Это не случайно, т.к.
Пластовы из рода в род занимались расписыванием икон и церквей.

В 1946 году А. Пластов
создал картину “Первый снег”. Имя великого художника А.А. Пластова занимает
достойное место среди великих русских художников. Картины замечательного
художника размещены в Третьяковской галерее.

Дети внимательно слушают учителя.

6

4. Беседа по содержанию картины.

— Ребята, как вы думаете, что
такое сочинение?

— А вы можете быть авторами
сочинения?

Сочинение – это текст из
нескольких предложений, связанных между собой по смыслу

— Сочинения бывают повествовательные, рассуждение
и описание.

Сочинение
— описание

– это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное
или явление.


Сегодня будем писать сочинение описание. Посмотрите на картину.


К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина? (Пейзаж.)


Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)


Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще
видна голая земля.)


Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас
утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)


Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет
семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)


Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только
набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть
первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях.
Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)


Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что
ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети
любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

— Только
ли дети рады снегу? Кого мы ещё видим на картине? (Птицы)

— Почему
зимой веселее, чем в ненастную погоду?

— Какое
настроение создаёт картина у тебя?

— Как
изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?

— Какие
строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?

(Падает первый снег. На переднем плане картины изображены двое
деревенских ребят. Девчушка в розовом платье, в накинутом наспех на голову в
тёплом платке, и её младший братишка. Выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться
приходу зимы. С восторженной улыбкой девочка подняла лицо навстречу летящим
снежинкам. Всё кругом принимает новый вид: земля, избы деревья постепенно
укрываются пушистым белым покрывалом. Нет ещё ни одной натоптанной дорожки,
ни одного оставленного следа. Снег чистый, нетронутый. Только невдалеке серым
пятном темнеет на нём ворона. Формат картины вертикальный. Это не случайно!
Художник хотел усилить впечатление от безграничности неба, снег идёт по всей
земле.

Сколько бы ни прожил человек на свете, его всегда приводят в
волнение первые цветы, первые ягоды, первый гром, первая гроза, первый снег.
И для маленького, и для взрослого человека это всегда становится поэтическим

событием. Вот о чём рассказывает нам картина А.А. Пластова
“Первый снег”.)

Дети внимательно слушают учителя и
отвечают на вопросы

Дети описывают свои первые впечатления от
картины.

6

7

8

9

10

11

5. Настроение
картины.


Посмотрите на краски картины. Какие они, темные или светлые? (Розоватые,
лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые,
светло-коричневые.)


А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь светлый, розовый. Он
везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам
ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)


Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
(Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в
картине -дети и их настроение.)


Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это
сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет
усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

Учащиеся рассматривают
картину и подбирают слова для ее описания.

12

6.  Речевая подготовка к сочинению.

Подберите слова – названия чувств, которые помогут
вам передать настроение детей (радость, восторг, волнение, удивление,
интерес). (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый
снег, они очень любознательны.)


Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо
падает с неба крупными хлопьями.)


Попробуйте    описать    снег,    используя    сравнения,    эпитеты,   
слова, характеризующие действия снега.

(Как
стеклянный дождь,  как звездочки, белая скатерть, припорошил, кружится,
пушистый, летит хлопьями)

        Также учащиеся подбирают характеристики ко
всем остальным опорным словам (дети, мальчик, девочка, береза, небо).

                

Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими,
внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам
помогут.


Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая
береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу.


Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи
первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)


Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы
тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)


Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем
это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На
заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует,
радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Материал к сочинению.

Снег: белый, пушистый,
падает хлопьями, укутал всю землю белым ковром, медленно
кружится в воздухе.

Девочка: в бело-розовом платьице,
тапочки, без пальто выбежала на крыльцо, с удивлением
наблюдает, восхищённо смотрит.

Мальчик: в пальто с меховым
воротником, на голове – шапка – ушанка, валенки,
мечтает покататься на санках.

Берёза: старая, могучая, с
белым стволом, покрылась снегом, как белой шубой.

Настроение детей: радость, восторг,
восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые,
розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

Лексико-орфографическая
подготовка.

Объяснение
орфограмм.

13

7.
Составление плана

Примерный план:

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Мое отношение к картине.

Коллективное
составление плана сочинения.

14

8.
Физминутка.

— О
каком времени года мы говорим?

— Покажите,
что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.

— Вам
случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

— Изобразите,
как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!

— Вы
пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на
уроке

Учащиеся
изображают действия лепки снеговика.

9. Самостоятельное
написание сочинения.

— Когда
мы пишем сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать
синонимы к словам «снег» (хлопья, снежинки), «дети» (ребята, мальчик и
девочка), «нарисовал» (изобразил, написал), «Художник» (он, Пластов, Аркадий
Александрович).

Варианты сочинений:

1.

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети
проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал
первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.

Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на
крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он
давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела
накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла
голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю.
Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая.
Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно
изменилась природа от первого снега!

Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам
ощутить красоту природы, праздник первого снега.

Мне картина понравилась. Художник сумел передать
радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение
радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен
художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

2.

Снег
пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

         Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились. За
ночь все побелело вокруг. Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом
посмотреть на первый снег. Девочка даже не успела одеться. Она лишь накинула
на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы,
только ноги успела сунуть в теплые валенки. Ее лицо выражает восторг и удивление.
Она застыла на месте и не замечает, что снежинки падают на лицо. Глаза весело
улыбаются, блестят от радости. Она счастлива, что дождалась первого снега. Ее
брат одет теплее. Он сейчас пойдет гулять по первому снегу. Мальчик
спокойнее, чем сестра, но также доволен первым снегом. Он смотрит на
побелевшую улицу, на белые крыши домов.

        Рядом, в палисаднике, растет старая береза. На
березе сидит сорока и торопливо стрекочет. Ворона спокойно и важно шагает по
снегу. Кустарник в палисаднике тоже засыпан снегом. За углом избы видна часть
деревенской улицы. Крыши домов покрыты снегом. Небо серое, затянутое тучами.
Снег крупными хлопьями падает и устилает землю, но кое-где уже тает.
Радостные, удивленные и счастливые дети смотрели на чудесную картину. Дети
были рады зиме.

         В своей картине художник сочетает белые, серые и
коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же
время нарядной от первого снега.

         Глядя на картину А. Пластова «Первый снег»,
испытываешь чувство радости от первого выпавшего снега. Так и хочется встать
рядом с радостными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.  Картину
написал человек, который любит родную природу.

14,
15

10.
Рефлексия

— С каким
произведением мы сегодня познакомились?

— Удалось ли вам
в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время
написания картины?

— Предлагаю
одному из учеников зачитать своё сочинение, а мы внимательно послушаем и
проанализируем.

— Что нового
узнали?

— Чему
научились?

— Какое настроение у Вас было во время
работы на уроке?

Отвечают
на вопросы учителя.

16

11. Домашнее
задание

1. Переписать
сочинение на чистовик.

2. Познакомиться
с другими картинами А.А. Пластова.

Слушают
учителя.

Дети
берут дневники, записывают домашнее задание.

Слайд 1

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине И.В Шевандроновой «На террасе»» Учитель Семёновского филиала МБОУ «Куйбышевская СОШ» Пузан ова О.С.

Слайд 2

ЗАГАДКА Пристройка с крышей на столбах Ведёт из дома в сад. Пить чай привык я там в гостях, Бывать там летом рад. Что это?

Слайд 3

Терраса

Слайд 4

Толковый словарь Кузнецова ТЕРРАСА –ы; ж. [ франц. terrasse] Горизонтальная или слегка наклонная площадка, образующая уступ на склоне местности, естественного происхождения или устроенная искусственно. Соорудить террасу. Летняя пристройка к жилому дому в виде площадки с крышей на столбах. Пить чай на террасе.

Слайд 5

-Исконно русское это слово или заимствованное? -Каких ещё авторов (составителей) толковых словарей вы знаете? -Давайте посмотрим значение слова «терраса» в этих словарях. -Совпадают ли значения по разным словарям? — Подберите синонимы к слову «терраса» -Давайте обратимся к словарю синонимов и посмотрим, какие ещё существуют синонимы у этого слова. -Составьте предложение со словом «терраса». -Какие художники изображали террасу на своих полотнах? Вспомните одно из этих произведений живописи.

Слайд 6

А.М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса»)

Слайд 7

Не менее известна и картина Ирины Васильевны Шевандроновой « На террасе »

Слайд 8

Сформулируйте цели сегодняшнего урока

Слайд 9

Цели: 1.Обучающие: -формирование умения составлять описание и рассказ по картине, -формирование умения подробно описывать изображенное на картине, -обучение составлению плана сочинения; 2. Развивающие: -развитие воображения учащихся, -активизация у учащихся мыслительной деятельности, — развитие интереса к художественной живописи, -расширение словарного запаса у учащихся, -употребление в речи средств выразительности; 3. Воспитывающие: -воспитание любви к книге, -воспитание интереса к художественной литературе, -воспитание культуры труда.

Слайд 10

Сегодня наш урок будет посвящен работе над репродукцией картины «На террасе» художника Ирины Васильевны Шевандроновой . Работая над сочинением, мы должны будем рассказать о художнике и описать картину. Какой тип речи мы будем использовать? Итак, ключевые слова в нашей работе — это описание и повествование. Давайте вспомним, что это за типы речи. Работа по вопросам: -Какие типы речи вы знаете? -Чем описание отличается от повествования и рассуждения? -Что можно описывать? -Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? -Как называется картина, на которой изображена наружность человека? -Что такое портрет в литературном произведении? -Чей портрет мы опишем на картине И.В. Шевандроновой «На террасе»? -О чём мы расскажем в сочинении?

Слайд 11

Ирина Васильевна Шевандронова

Слайд 12

Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993) Заслуженный художник России. Р одилась в Москве, училась сначала в Московской средней художественной школе, в 1947-1953 гг. — в МГХИ им. В.И. Сурикова у В.Г. Цыплакова. В 1963 году Ирина Шевандронова была удостоена звания «Народный Художник РСФСР». Работы Шевандроновой хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и более 20 музеях России.

Слайд 13

Детская тема — отличительная черта творчества художницы, что позволило ей занять особое место в отечественном искусстве. Вот как она сама говорила об этом : « Меня и так прозвали детской художницей. Это справедливо. На детей я просто не могу смотреть равнодушно, уж очень они пластичны в каждом движении, уж очень непосредственны в живой реакции на все».

Слайд 14

Работы Ирины Васильевны

Слайд 15

Дипломная работа художницы — картина «Дети в сельской библиотеке» — считается одним из лучших жанровых произведений советской живописи 50-х годов.

Слайд 16

Не менее известна и другая работа художницы « На террасе ».

Слайд 17

Работа с картиной -Каков сюжет картины и композиция? (Композиция картины очень проста: на переднем плане – мальчик-подросток, взобравшийся на подоконник террасы и читающий с увлечением книгу; на заднем плане – густо зеленеющий сад). – Почему картина названа «На террасе»? Что хотел сказать автор? -Опишите портрет главного героя ( Подросток в одной руке держит книгу, а другой поддерживает первую в локте, чтобы удобнее было читать. Ногами он уперся в подоконник, спиной облокотился на раму окна. Его поза говорит, что ему удобно. Быть может, он уже не первый раз так устраивается с книгой в руках. О дет он в темно-синие брюки, голубую рубашку. Ее он не застегнул, а рукава закатал. Наверное, на улице очень тепло, даже жарко. Светлые, с рыжиной, волосы свободно обрамляют одухотворенное лицо. У мальчика прямой нос, брови такого же цвета, что и волосы. Губы плотно сжаты. Возможно, он читает очень серьезную книгу. Или с героями, с которыми герой путешествует, углубившись в чтение, случилась беда. Подросток не шевельнется. Он замер, увлеченный книгой)

Слайд 18

-Опишите вид за окном террасы, используя метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. ( Такое ощущение, что деревья за окном террасы густой толпой подошли к самому окну, как будто тоже хотят прочесть то, что так увлекло героя. Листочки на деревьях одобрительно качают головами, радостно шелестят, наблюдая за подростком. И ни один листик не шелохнется, чтобы не мешать герою, не отвлекать его от такого интересного занятия – чтения. -Какова идея картины? ( в безграничной любви художника и его героя к русской природе и литературе) -Какова палитра художника? ( Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, светло-коричневый, жёлтый) и холодные (белый, голубой, синий) тона).

Слайд 19

Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных , описывающих тему синквейна. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме синквейна). 5 строка – существительное (ассоциация или синоним к первой строке)

Слайд 20

Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение Подросток Серьёзный, увлечённый Сидит, читает, размышляет Чтение — вот лучшее учение! Чтец Картина Тёплая, одухотворённая Изображает, вдохновляет, учит Поражает светом, чистотой Шедевр

Слайд 21

Лексическая работа Подбираем синонимы картина – холст, художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства. художница — творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины, Ирина Васильевна. написала – нарисовала, изобразила, описала, представила, запечатлела, создала. мальчик – подросток, юноша, школьник, ученик, главный герой (персонаж) картины, Саша (или другое имя). колорит – цветовая гамма, палитра.

Слайд 22

План. I . Вступление. Творчество И.В. Шевандроновой. II . Основная часть. 1) Главный герой. 2) Вид за окном террасы. 3) Колорит карти ны. III . Заключение. Настроение, которое создает картина… Составление плана

Слайд 23

Рефлексия АНКЕТА 1. На уроке я работал (активно/пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким/длинным). 4. За урок я (не устал/устал). 5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже). 6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

  • Репортаж из глубинки рассказ
  • Репрессия как пишется правильно
  • Репка сказка на английском языке читать
  • Репка какая сказка волшебная или бытовая
  • Репка музыкальная сказка для малышей