Репродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок и записать их названия

Сочинение по репродукции картины в.м. васнецова снегурочкатема урока: сочинение по репродукции картины в.м. васнецова снегурочкаучебно-методический комплект: школа россии, учебник автор

Сочинение
по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Тема
урока: 
Сочинение
по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Учебно-методический
комплект: 
«Школа
России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2017 год

Раздел
программы: 
Развитие
речи.

Для
достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и
приёмы обучения:

   
— методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный,
наглядный, практический;

   
— приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность,  раздаточный
материал

Педагогические
технологии:
проблемно-диалогическая,
личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества,
информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.


принцип научности и доступности изучаемого материала.

Цель
урока:

обучение школьников  написанию сочинения по картине.

1. Личностных УУД – воспринимать и
ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно
оценивать;

3. Познавательных УУД
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы,
иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь
передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины;
самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои
мысли в устной и письменной речи.

Планируемые результаты: учащиеся
научатся составлять рассказ по картине, строить сообщения в устной и письменной
форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать,
доказывать свое мнение.

Форма
урока:

урок развития речи.

Оборудование:Презентация
Power Point; Рисунки
обучающихся, стихи; Раздаточный материал.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Организационный
этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Добрый
день, дорогие ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
это взаимно. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и тогда,
непременно урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем
друг другу успехов в учении.

Мы пришли сюда
учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Проверяют
готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Актуализация
знаний.

— Внимание,
прислушайтесь к звукам

— Что услышали?

— О каком времени
года пойдёт речь?

— Скрип снега,
значит, кто-то идёт по снегу. Посмотрим дальше, что нас ждёт.

Отворим ставни окна и
увидим сказку «Снегурочка»

Скрип снега

О зиме

Самоопределение
к деятельности

Жили-были
бабушка и дедушка. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —
 не было у них детей.  Пришла зима. В воздухе закружились крупные
мохнатые снежинки. Ёлочки надели снежные шапки.  На деревьях застыли белые
кружева. Пушистое белое покрывало легло на землю. Весело затрещала сорока. И
решили бабушка с дедушкой вылепить из снега дочку себе.  Вышла бабушка и
дедушка на улицу. Дедушка скатал большой ком снега, бабушка чуть поменьше,
вылепили ножки, ручки,  красивую шубку, сверху приставили голову, косу
заплели. 
Смотрят,
а у девочки  глазки открылись, щёчки, губки порозовели. И назвали они её
Снегурочка.

Она
в сапожках белых

и
в шубке голубой

Букет
снежинок белых

приносит
нам с тобой.

Белым
— бела до пояса

 роскошная
коса

И тёплые-претёплые

лучистые
глаза.


Кто является главным героем нашего урока?


О Снегурочке поэты слагают стихи, композиторы сочиняют музыку,  иллюстраторы
создают рисунки, художники пишут картины.

Послушайте
музыку Римского-Корсакова к опере «Снегурочка»  и посмотрите репродукции
картин выдающихся художников.

Показ
репродукций картин художников, которые изображали Снегурочку под музыку
Римского – Корсакова

Зворыкин –
иллюстрация к сказке

Рерих

Врубель

Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку учитель читает
отрывок из сказки «Снегурочка»

Слушают сказку

Снегурочка

Постановка
цели и задач урока.

— Скажите, ребята, какова  тема и цель  нашего
урока?

Запишите число. Вид работы Сочинение.
Снегурочка.

Сочинение
по картине про Снегурочку

Запись
в тетради.

Организация
класса на работу


Чем  отличается сочинение по картине от других видов сочинения?


Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине?

Отвечают
на вопросы

Краткая
информация о художнике В.М. Васнецове

Вспомним немного об
авторе.

Васнецов Виктор
Михайлович (1848 -1926)     

   Виктор  рос
впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.
Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок,
преданий. Они и его отец зародили в мальчике любовь к русскому народному
творчеству.

-Известные картины
напомните, пожалуйста, сами….

Однажды Васнецову предложили
сделать декорации к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка», а затем к
опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Васнецов создаёт к ней эскизы, которые
сейчас хранятся в Третьяковской галерее.        

Вдали
уже зажглись едва заметные огоньки света окрестных домов. Лесную поляну
озарил лунный свет. Зима. Мохнатые лапки зеленых елочек снарядились в снежные
варежки. Тоненькая березка выпрямилась как струнка от ночного морозца.
Темный  и таинственный лес затих в ожидании зимней сказки. Слышится скрип
снега. На поляну выходит юная девушка —  Снегурочка. Больше нет лета,
наступили холода, и она теперь может выйти к нам. Среди ледяного безмолвия,
она выглядит особенно хрупкой и трогательной. Снегурочка есть воплощение
снежной чистоты и удивительной нежности. Она вышла к нам украдкой, чтобы
подарить надежду на сказку.

Эта
картина знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова – «Снегурочка»,
была написана в далеком 1899 году, но  до сих пор притягивает взоры. Так
хочется разгадать, о чем задумалась, затаив дыхание, Снегурочка?

Слушают
учителя, задают вопросы

«Иван
царевич и серый волк»

Знакомство
с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

— Закройте глаза,
попробуйте представить себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего?

—  Руки вверх
потянулись, вперёд потянулись, сели прямо.

Разминка

Откройте учебник –
с.128 картинная галерея

      
Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Снегурочку в
центре, на переднем плане картины?

она
главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё
внимание

— Где находится наша
героиня?

      
Что находится на картине на заднем плане?

На
заснеженной поляне, освещенной лунным светом

позади
Снегурочки лес густой, тёмный, таинственный, загадочный

      
На ближнем плане?

поляна,
освещённая лунным светом, следы на снегу, пушистые ёлочки, тонкая стройная
берёзка

      
Какое время суток изобразил художник?

      
Почему ночь?

Ночью
происходят чудеса и превращения

     — Для того чтобы
передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных
приёмов – освещение и отбор красок.

— Чем освещена
поляна?

— Какие краски
использовал художник?

Всё это создаёт
таинственность и волнующее настроение.

      
Какое впечатление производит на вас картина В. М. Васнецова?

художник с большой любовью показал нам
Снегурочку. Автор тревожится за её  судьбу, одной ночью страшно

Физминутка

(1-2
мин.)

Музыкальная физкультминутка (слайд 16)

Зарядка
для снятия напряжения глаз

Словарная
работа

— Выберите несколько
опорных слов, которые являются главными для описания картины.

— Возьмите  на парте слова, которые помогли бы помочь нам увидеть
эти предметы ярче и выразительнее

Снегурочка какая?

 юная, красивая,
очаровательная, волшебная, застенчивая.

— Во что одета
Снегурочка?

Красивый
наряд, Парчовая серебристого цвета шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые
варежки

Как вы понимаете слово «парчовая»?

 Давайте обратимся к словарю

Черты лица? красивые
глаза, чистое светлое лицо

Снегурочка вышла из леса. Какого?

таинственный
загадочный  густой дремучий  лес

— Куда вышла
Снегурочка?
На поляну.

Белоснежная
поляна, освещённая лунным светом

-Каким мы видим снег?

Кругом
искрящийся снег под лунным сиянием, голубоватый, легкий, пушистый

— Что окружает
Снегурочку?

Пушистые
маленькие ёлочки

Тонкая
стройная берёзка

— Что мы видим в
глубине леса?

0гоньки — мерцающие,
светящиеся

-Какие чувства и
настроение вызывает у вас картина?

У
меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту
картину.

Я
благодарен художнику, что могу пережить чувство радости при виде Снегурочки.

Трудно
оставаться равнодушным, когда видишь образ Снегурочки.

Снегурочка – юная, красивая, очаровательная

Парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки

Таинственный загадочный густой дремучий  лес

Белоснежная поляна, освещённая лунным светом

 искрящийся снег  

Пушистые
м
аленькие ёлочки

Тонкая стройная берёзка

0гоньки — мерцающие, светящие

Снегурочка

лес

поляна

огоньки

снег

ночь

Обсуждение
структуры
описательного текста, выделение ключевых слов, Составление плана сочинения,
сбор материала к каждой части


Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.


Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

1.      Вступление

2.      Основная
часть

3.      Заключение

— Сколько частей в
сочинении?

Составим план к
сочинению

1 Художник и его
картина

2 Образ Снегурочки

3 Описание природы

4 Моё отношение к
картине

Вы узнаете, как можно
начать сочинение, вос
становив порядок слов
(слова на карточках в конвертах лежат на партах, представлено несколько
вариантов)

 1 вариант — Я смотрю на картину Виктора Михайловича
Васнецова
«Снегурочка».

2
вариант – Я  вижу на картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» юную
девушку.

3 вариант – Передо
мной картина Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»

4
вариант – На картине «Снегурочка» Виктор Михайлович
Васнецов изобразил очаровательную
девушку.


Зачитать составленные предложения.

Работаем над основной частью.

      В центре
картины юная девушка. Это Снегурочка. Снегурочка одета в парчовую шубку, меховую шапку и тёплые
варежки.    Она вышла на лесную поляну.                                                                         

  
Ночь. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.

  
Впереди стоят молодые, пушистые
ёлочки. Они красуются друг перед другом своими
снежными нарядами. Посреди поляны
стоит одинокая берёза.

         Позади тёмный, загадочный лес.
Вдали мерцают огоньки деревни.

        Работа над
заключительной частью

   
Мне очень эта картина понравилась потому,  что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы и Снегурочкой.

Коллективное
составление плана сочинения

О
том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес

Описание
природы, леса

Редактирование
плана, внесение ключевых слов


Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали.

Называют,
какие слова подобрали к каждой части плана сочинения

Письмо
сочинения

Напомните нам правила составления текста.

В соответствии с планом в тексте должно быть три
части.

Каждая часть записывается с красной строки.

Все предложения в тексте должны быть связаны по
смыслу.

— Спасибо, молодцы!

— Сейчас мы приступим к написанию сочинения по
картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем.

— Желаю вам успехов в вашей творческой работе!

Работают
с репродукцией картины В.М.Васнецова в учебнике

Рефлексия
(подведение итогов занятия)

(2
мин.)

image001Выберите свой вариант ответа:

      
1. Я смогу
самостоятельно написать сочинение – описание  по картине.

      
image0022. Я напишу сочинение – описание  по картине, но мне
необходимы наводящие вопросы.

      
3. Я не смогу
самостоятельно написать сочинение — описание по картине.

image003

 

Зачитывают
сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их
мнению.

Самостоятельная
работа

У кого все получилось, поместите снежинку на мишень
достижения цели.

image004image005image006

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

(1
мин)

Придумать и записать слова с парными согласными в
корне  слова на тему «Зима».

Подобрать к ним проверочные слова.

Записывают
домашнее задание

Открытый урок

в 3 «ж» классе

по изобразительному искусству

Тема:

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

 (в обработке К. Ушинского)

Учитель: Батурина Ю.В

2020г

Тема: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

 (в обработке К. Ушинского)

Цели и задачи: познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля,

Ю. Васнецова;

дать представление о роли фантазии в искусстве;

формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

Ход уроков

1. Организация учащихся.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Смачивание красок.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастие —

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

II. Сообщение темы урока.

— Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

— Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

(«Лиса и журавль»)

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

(«Репка»)

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

— Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

_ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

(«Теремок»)

4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

(«Маша и медведь»)

5) А лиса сидит и приговаривает:

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт…

(«Волк и лиса»)

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.

(«Царевна-лягушка»)

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.

(«Волк и семеро козлят»).

8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.

(«Колобок»)

— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала  давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)

— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).

III. Работа по теме урока.

1. Особенности сказочного жанра.

( Рассказ   учителя   о   художниках,   иллюстрирующих   сказки. Демонстрация  рисунков  Ю.  Васнецова, В.Васнецова  и  И.Билибина, Е. Рачева,  анализ  их.)

Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам  

В гостях у сказки. (ч.1, стр.60-63)

Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.

Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.

2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

— На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

— А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Юрий Алексеевич Васнецов

(1900 — …)

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.

Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926)

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки… В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор… Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1) — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

— А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

2. Беседа  о героях сказки  «Колобок».  

(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

— Вспомним главных героев сказки.

— Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

— Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

(На доске прикрепляются иллюстрации животных).

— Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

Загадки.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? … (Зайка)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? … (Лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.    (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.   (Волк)

Учитель дает образную характеристику героям сказки.

 Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро прищурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки небольшие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше медведя.

Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

Физкультминутка.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

V. Этапы выполнения рисунка на 1-м уроке.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

— Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

— Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

 Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2)  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане — одного из героев сказки.

Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

— Продумайте изображение своего сюжета.

—  Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

VI. Практическая работа.

1.  Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.

Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)

2.  Работа с цветом.

1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

2) Прорисовывание деталей рисунка.

Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.

—  При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как

светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

 контраст большого и маленького,

яркого цвета на спокойном фоне.

 Используй и ты эти средства.

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.

Рекомендации по ведению работы

  • Выбрать сюжет
  • Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
  • Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
  • Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

VII. Итог уроков. Рефлексия.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;   

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

 Стоит без окон без дверей …

— Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!

3. Рефлексия.

— Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

Репродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок и записать их названияРепродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок и записать их названияРепродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок и записать их названия

Репродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок и записать их названия

Конспект внеклассного занятия

Тема: «Сказка в музыке»

Эпиграф:
«Что за прелесть эти сказки!»

Художественно-педагогическая
идея урока:

во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и
живописи создать целостную картину русской народной сказки, ее красоту и
гармонию

Цели
урока:

образовательные:

·       
дать
представление о музыкальном образе и средствах его создания;

·       
заложить
навыки пластического интонирования, как средства выражения музыкального образа;

развивающие:

·       
развивать
представление  о роли изобразительно-выразительных средств  в музыкальном
произведении  и их значении в создании музыкального образа;

·       
развивать
основы пластического интонирования и  его основные приемы;

·       
путем освоения
интеграционного поля мира искусств ввести в образный мир сказки;

·       
превратить
урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) — музыки,
поэзии, живописи;

воспитательные:

·       
прививать
бережное отношение к культурным традициям своего народа;

·       
развивать
представление  о роли изобразительно-выразительных средств  в музыкальном
произведении  и их значении в создании музыкального образа;

·       
пробуждать и
развивать добрые чувства, бережное отношение к близким;

Тип
урока:
урок
изучения новых знаний

Средства
обучения:

Фонограммы
музыкальных произведений:

·       
Симфоническая картина Н.А.Корсакова «Три чуда»

·       
Песня неизвестных авторов «Аленушка»

Технические
средства:

·       
Музыкальный
центр

·       
Музыкальная
шкатулка в форме рояля..

Музыкальные
инструменты:

·       
Треугольник

·       
металлофон

Оформление:

·       
На доске тема
урока «СКАЗКА В МУЗЫКЕ».

·       
Иллюстрации: 
портреты Пушкина и Римского-Корсакова, иллюстрации к сказке «Сказка о царе
Салтане…»А.С.Пушкина и репродукции картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и
Виктора Васнецова «Аленушка».

ХОД УРОКА:

1.     Организационный момент

Здравствуйте,
ребята. сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.

Давайте
улыбнемся друг другу и с хорошим настроением проведем наш урок

2.
Смысловая связка-блиц.

Звучит
фрагмент симфонической картины «Три чуда»  из оперы «Сказка о царе Салтане»
Н.А. Римского-Корсакова.

…Давным—давно
это было, —

Еще
когда моя бабка под стол пешком ходила;

Когда
реки текли молочные, а берега были кисельные,

Леса
были густые – густые, а небо чистое – чистое…

А
зверя в тех лесах было  видимо-невидимо,

А птиц
в небе считано-несчитано,      

А
сказок в народе – великое множество.

Тема
нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ.

Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). А хорошо ли вы их
знаете? Давайте вместе вспомним:

3.
Разминка.

Ветер по
морю гуляет

И кораблик
подгоняет…

Он бежит
себе в волнах

На
поднятых парусах…

Мимо
какого острова проплывал этот корабль?  (Буян).

Он над
ней жужжит, кружится —

Прямо на
нос к ней садится,

Нос
ужалил богатырь:

На носу
вскочил волдырь.

Кто это
был и в кого он превратился? (Шмель)

Ель
растет перед дворцом,

А под ней
хрустальный дом;

Белка там
живет ручная,

Да
затейница какая!

Белка
песенки поет

Да орешки
все грызет.

А какую
песню пела белка? («Во саду ли, в огороде»).

Правильно,
а из какой сказки взяты все эти отрывки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»). Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин).

Демонстрируется
портрет А.С. Пушкина.

А откуда
появились сказки, кто их сочинял? (народ)

Правильно.
Поэтому они и называются русские народные сказки.

Кто вам
рассказывает сказки? (мама)

А кто
рассказывал сказки Пушкину? (няня)

Да, ведь
только благодаря Арине Родионовне Пушкин  знал столько народных былин, песен,
сказок. Недаром поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

4.
Получение новых знаний

         А)
Прослушивание музыки

Сказки
Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.

Один из
них – великий русский композитор  Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома
ли вам эта фамилия?

Учитель
демонстрирует портрет Римского–Корсакова

Композитор
очень любил писать музыку к сказкам.

Его
музыку любят не только в России, но и в других странах.

Во всем
мире  его называют  музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел
«Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке,
оживить звуками образы сказочных героев. 

!!!
Новые понятия:

Художественный образ – это картина,
которую видит художник, прошедшая через его сознание, воображение, обогащенная
его чувствами.
Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его
ощущение в музыкальных звуках.

Есть и в
«Сказке о царе Салтане» и в музыке Римского-Корсакова три чуда, 

Вот как
рисует белку Пушкин-это поэтический образ

«…Белка
песенки поет

И орешки
все грызет

А орешки
не простые,

Все
скорлупки золотые….

…Кучки
равные кладет,

И с
присвисточкой поет

При
честном при всем народе:

«Во саду
ли, в огороде».

Какой вы
представляете Белку, какой образ дал ей Пушкин? (веселая, проворная, певунья)

Сейчас мы
услышим, каким  Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки.

И  все
вместе давайте покажем образ Белки движением рук, пластикой.

Звучит
фонограмма белки

Как
звучала музыка (легко, отрывисто, в высоком регистре). Белка, как птичка легко
прыгает по веткам; в музыке слышно

 А
давайте при помощи музыкальных инструментов попробуем сами озвучить тему
волшебной белочки.

Раздаю
металлофон и треугольник и объясняю, что на металлофоне мы исполняем
ритмический рисунок на одной ноте-пластинке. Треугольник играет только на
сильную долю такта.

Играем
–фонограмма «Белка»

Молодцы.
Мы создали свой образ белочки. Давайте похлопаем артистам…. И продолжим
знакомство.

Второе
чудо.

 «…Море
вздуется бурливо,

Закипит, 
подымет вой,

Хлынет на
берег пустой,

Расплеснется
в шумном беге,

И очутятся
на бреге,

В чешуе,
как жар горя,

Тридцать
три богатыря.

Все
красавцы удалые,

Великаны
молодые,

Все
равны, как на подбор.

С ними
дядька Черномор».

Какими вы
увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)

Молодцы,
именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН

Послушайте,
какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.

 При
прослушивании покажите жестами характер музыки.

Если
услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.

Звучит
фонограмма 33 богатырей

Как
музыка передала образ богатырей? Темп – быстрый, стремительный

Какие же
инструменты использовал композитор (трубы, барабаны —  призывные интонации,
характер марша)

Третье
чудо

«…Говорят,
царевна есть,

Что не
можно глаз отвесть.

 Днем
свет божий затмевает.

Ночью
землю освещает —

Месяц под
косой блестит.

А во лбу
звезда горит.

А сама-то
величава.

Выступает,
будто пава;

Сладку
речь-то говорит,

Будто
реченька журчит

Какой
образ рисует Пушкин?

Я хочу
показать картину, она называется «Царевна Лебедь), ее написал русский художник
Михаил Врубель к «Сказке о царе Салтане»

Посмотрите
внимательно, какие краски использовал художник?

Какую
музыку вы ожидаете сейчас услышать?

При
прослушивании  используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны
Лебеди.

Звучит
фонограмма царевны Лебеди

Мы
узнали, какие 3 чуда есть в «Сказке о царе Салтане…». Давайте еще раз их
назовем.

 Какой
поэт создал художественные образы этих героев (Пушкин),

 Какой
композитор создал музыкальные образы? (Римский-Корсаков)

         Б)
Разучивание песни

Молодцы!
Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз

Звучит
фонограмма

Учитель
исполняет песню «Аленушка»

1 куплет:
Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кащея.
Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.
Припев:
Где-то далеко светит солнышко,
Где-то у реки да на камушке
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
2 куплет:
А я ему бы песни пела,
А я ему б стихи читала,
И утренней порою,
Колодезной водою,
Иванушку бы умывала.
А я бы в игры с ним играла,
А я бы с ним в лесу гуляла,
Сырую пить водицу
Из козьего копытца
Ему бы я не разрешала.

Вы
догадались, как называется русская народная сказка? (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)

У
русского художника Виктора Васнецова есть картина, которая тоже называется
«Аленушка».

А сейчас мы
будем разучивать эту песню. Давайте представим, что мы с вами на «Фабрике
звезд». Вы – начинающие звездочки, и я буду учить вас петь.

Разучивается
припев песни «Аленушка»,  затем песня пропевается полностью под фонограмму.

Давайте
похлопаем! Вы – настоящие артисты! Вы прекрасно поете!

5.
Подведение итогов урока:

·       
Проверка
усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока.

 На
уроке мы говорили о сказке в музыке. Какие сказки мы сегодня вспомнили?
(«Сказка о царе Салтане», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). А кто написал
«Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин). Какой композитор сочинил музыку для
этой сказки? (Н.А. Римский-Корсаков). О каких художниках мы сегодня узнали?
(Васнецов, Врубель).

·       
Анализ работы
учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Врубель — Царевна лебедь

Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

На переднем плане картины находится прекрасная царственная героиня. Это мистическая дева-птица из старинных мифов и легенд. Она необыкновенно красива, с тонкими чертами и нежным цветом лица, с огромными бездонными очами. Но взгляд ее темных глаз печален и загадочен. Зрителю кажется, что она хочет что-то поведать ему, предостеречь, подать какой-то знак, но не решается.

Царевна в тяжелом серебряном кокошнике, богато украшенном жемчугом и драгоценными камнями. На ней длинная, прозрачная фата с серебряной вышивкой, пальцы рук унизаны перстнями. Царевна придерживает фату, которую хочет вырвать ветер, дующий с моря. Упругие дымчатые, отливающие розовым лебединые перья, пышной пеной окружающие ее, добавляют царственности образу царевны. Она удаляется и обернулась последний раз перед тем, как подняться на своих роскошных белоснежных крыльях.

На заднем фоне картины за спиной сказочной девы зритель видит сумрачное море, темнеющее вечернее небо, недобрые огни таинственного острова. Ночь написана темно-синими, голубоватыми, жемчужно-серыми оттенками. Такой выбор красок добавляет тревожности центральному образу картины, подчеркивает еле уловимую тоску в глазах царевны. Ведь она сейчас ускользнет из этого мира в неведомые темные дали.

Это произведение художника признано одним из лучших в его творчестве. На картину можно смотреть до бесконечности и разгадывать тайну Царевны-Лебеди.

Вариант 2

При помощи всего двух основных цветов – серого и белого художнику удалось в тончайших деталях передать всю красоту и волшебство удивительного персонажа.

Сказочная Царевна стоит в пол-оборота, как будто, замерла лишь на мгновение. Это очень красивая, стройная девушка. Ее белоснежное лицо с правильными чертами лица приковывает внимание. Оно очень бледное и печальное. Огромные, широко распахнутые глаза с темными зрачками смотрят прямо на зрителя и завораживают. Кажется, что в них стоят слезы.

Густые черные ресницы и брови красиво обрамляют блестящие глаза и перекликаются с пышными черными волосами. Они заплетены в тугую длинную косу, которую слегка скрывает тонкая прозрачная фата, расшитая по всему контуру дивными узорами. Все завитки серебристой каймы на невесомой ткани прорисованы очень четко. Царевна придерживает фату рукой. Кисть руки такая же бледная, как и лицо. Тонкие пальцы украшают массивные перстни с камнями.

На голове у Царевны величественная корона. Она высокая, серебряная с резными узорами и множеством мелких драгоценных камней. Но они не яркие, не отвлекают внимание от лица, наполненного грустью. Переплетение серебряных нитей срывает лоб красавицы и еще больше акцентирует внимание на ее глазах.

За спиной девушки огромные белые крылья, они почти раскрыты и готовы поднять ее в воздух. Крупные перья левого крыла очень четко прорисованы. Низ больше похож на пушистое платье с пышной юбкой и множеством складок, но это тоже перья. Белый цвет перьев и фаты красиво оттенен серебристыми узорами и короной, отчего образ Лебеди получился величественный и утонченный.

На дальнем плане художник изобразил море. Оно неприветливое, темно-серое, на горизонте оно сливается с тяжелым свинцовым небом. На таком холодном фоне белоснежная Лебедь выглядит еще более хрупкой и ранимой. Слева вдалеке виден город с оранжевыми огнями, на который спускаются сумерки. Солнце садится. Время пришло: ей пора улетать.

Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» 5 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Сочинение по картине

М.А. Врубеля

«Царевна – Лебедь»

  • МБОУ ДСОШ №1
  • 5 «Б» класс
  • Дымников Владислав
  • 2012 год
  • За морем царевна есть,
  • Что не можно глаз отвесть:
  • Днем свет божий затмевает,
  • Ночью землю освещает,
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

А.С. Пушкин

В своём творчестве А.С. Пушкин часто обращался к русским народным сказкам. И в образе Царевны – Лебеди можно легко узнать Василису Премудрую и Царевну Лягушку. Сказочная Лебедь соединила в себе волшебство из народного творчества и представление самого автора о красоте.

Сюжетом сказки Пушкина заинтересовался русский композитор Римский-Корсаков. В своей опере «Сказка о царе Салтане» он изобразил сказочный мир, где постоянно соперничают злые и добрые силы.

Тревожная и взволнованная музыка, словно предупреждающая об опасности, сменяется на лёгкие и мелодичные аккорды.

Композитор так удачно создал музыкальный портрет главной героини, что слушателю сразу становится понятно, когда появляется Лебедь.

Художник М.А. Врубель оформлял декорации к опере Римского – Корсакова, а его жена исполняла партию Царевны-Лебеди. Именно образ Царевны – Лебеди вдохновил художника к написанию картины.

Я не сразу смог понять чувства и эмоции, которые хотел передать художник в своей работе. Сначала мне показалось, что образ Царевны печален, её взор наполнен грустью и тоской. Но когда я послушал отрывок из оперы Римского-Корсакова, моё впечатление о картине изменилось. Теперь на меня с картины смотрела прекрасная девушка с гордым взглядом!

Сказочная Лебедь изображена на фоне спускающихся сумерек, вдалеке на морской глади отражаются последние лучи солнца. Все предметы за спиной Царевны изображены неясными размытыми линиями, словно художник хотел сделать их менее значительными, чем пленительный образ главной героини картины.

М.А. Врубель был большим поклонником народной культуры, поэтому волшебная дева предстаёт в образе русской красавицы с величественной осанкой. Образ Царевны дополняет её роскошный кокошник, расшитый жемчугом, а крылья, словно белоснежное платье, дополняют образ невесты.

Картина произвела на меня удивительное впечатление – я окунулся в таинственный сказочный мир, где царит любовь и красота. А на последней странице этой волшебной книги — портрет прекрасной Лебеди, которая, прощаясь с нами, своим чарующим взглядом говорит, что добро всегда побеждает зло!

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-po-kartine-ma-vrubelya-carevna-lebed-klass.html

Сочинение-описание картины Царевна-лебедь

Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. Так, мне удалось найти работу всемирно известного, талантливого художника Михаила Александровича Врубеля. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». С одного название уже визуально представляешь, что на картине изображена необычайной красоты девушка-лебедь. Так оно и есть. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. Ее наряд больше похож на свадебный.

Дополняют образ ее пушистые, белоснежные перья. У девушки темные волосы заплетены в тугую длинную косу. Огромная, хрустальная корона украшает ее голову. Вы только присмотритесь, какое богатство камней на ней.

Мне очень нравится взгляд девушки. Ее глаза насыщено голубого цвета. Они как морская бездна. В них хочется заглянуть. Ее кожа очень бленда, но при этом на щеках виднеется румянец. Тонкий нос и губы подчеркивают образ чувствительной натуры. Руки царевны украшены дорогими кольцами.

Очень красиво девушка смотрится на фоне черного, мрачного, разбушевавшегося моря. Тучи нависли над головой. Кажется, вот-вот и начнется буря. Царевна, как маяк, блестит и светится среди стихии.

Но ее на ее лице мы можем наблюдать уныние и горе. Ведь скоро наступит утро, и ей придется стать человеком. Она навсегда распрощается со своими белоснежными крыльями. А ведь царевне так нравится ощущать свободу от полета.

Так же художник в своей работе изобразил одну деталь, которая полностью дополняет концепцию картины. В левом верхнем углу полотна, возвышается необычайной красоты город. Такое чувство, что он сделан из золота. По легенде, царевна-лебедь возвела город за одну ночь для своего спасителя. Вот на что способна настоящая и искренняя любовь. Художник уделил внимание каждому окошку города. В половине из них на картине светится свет. Город, как маяк, показывает морякам путь домой.

Все детали прорисованы четко и пропорционально. Цветовая гамма подобрана идеально. Все цвета не очень вызывающие.

Мне очень нравится настроение данной работы. Здесь чувствуется тревога, но в то же время и спокойствие.

3 класс, 4 класс, 5 класс

Сочинение на тему царевна лебедь на картине врубеля

Выдающийся русский художник Михаил Алек­сандрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом он стал во­енным юристом. Михаил Врубель рано начал рисо­вать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное об­разование. После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на юридический факуль­тет Петербургского университета. После оконча­ния университета Врубель поступил в Академию Художеств. Творческую манеру Врубеля отличает декоратив­ность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он со­здал множество потрясающих произведений, которые, восхищают зрителей великолепием и гармонией. Восхищение и восторг вызывает у зрителя карти­на М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказ­ка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чуде­са, описанные великим русским поэтом А. С. Пуш­киным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами — Царевна-Лебедь, кото­рая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок. С картины на нас смотрит красивая девушка с пре­красным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую вырази­тельность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёр­кивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокой­но. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Голову прекрасной царевны украшает необыкно­венной красоты кокошник: замысловатые узоры, само­цветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великоле­пия. Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна. За спиной сказочной царевны — огромные бело­снежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который при­даёт картине нежность, великолепие, добавляет ощу­щение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини. На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опас­ности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет на­дежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки. На заднем плане слева изображён чудесный ост­ров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь,. которая, как и все героини русского фольклора, преданно и без­заветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает. Глядя на картину М. А. Врубеля «Царевна-Ле­бедь», невольно задумываешься о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной жизни непременно найдётся место удивительному чуду!

История создания сказочной картины

В 1896 году Врубель познакомился с Н. И. Забелой и вскоре сделал ей предложение. Поженившаяся пара стала работать вместе. Жена играла на сцене, муж занимался театральной живописью и дизайном костюмов.

Благодаря этому, картину «Царевна-Лебедь» Михаил Александрович Врубель написал в 1900 году. Вдохновила его на это опера Н. А. Римского-Корсакова по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, в которой Надежда Ивановна приняла участие в качестве ведущей актрисы и певицы, а сам художник занимался подготовкой декораций. Красота и нежность голоса главной героини музыкальной драмы пленили всех зрителей, а Михаил Александрович решил запечатлеть образ на холсте.

Такая история создания «Царевны-Лебеди» Врубелем могла бы натолкнуть на мысль, что черты лица героини имеют явное сходство с внешностью музы автора, то есть его жены. Но это не совсем так. Работая, мастер привносил много нового в портрет, и итог оказался далёк от образа натурщицы. В нём лишь немногое взято от облика Надежды Ивановны, а также можно найти сходство с Еленой, дочерью Адриана Прахова, в чью жену художник был влюблён.

Некоторые критики посчитали, что такой собирательный образ был взят не зря — он символизирует объекты былой и настоящей любви. Хотя, возможно, в лице изображённой сказочной девушки присутствуют и ещё чьи-то черты.

Описание образа

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих:

  • расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно;
  • особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов.

Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным.

При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

  • Ресницы опущены как пишется
  • Рерих заморские гости описание картины 4 класс сочинение
  • Ресепшн или рецепция как правильно пишется
  • Ресепшене как правильно пишется на русском языке
  • Репродукция картины хруцкого цветы и плоды 3 класс сочинение по картине